Научная статья на тему 'Классификация факторов обеспечения устойчивого эколого-экономического развития регионов'

Классификация факторов обеспечения устойчивого эколого-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшалова Н.Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с отбором и систематизацией проблем, влияющих на эколого-экономическую ситуацию территорий. Предлагается авторская классификация факторов регионального устойчивого эколого-экономического развития. Анализ и обобщение таких факторов является отправной точкой для осуществления экологизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшалова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация факторов обеспечения устойчивого эколого-экономического развития регионов»

17 (296) - 2013

ЭКОНОМИКА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

УДК 330.342:504

классификация факторов обеспечения устойчивого эколого-экономического

развития регионов

н. н. яшалова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: natalij2005@mail. ш институт менеджмента и информационных технологий — филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце

В статье рассматриваются вопросы, связанные с отбором и систематизацией проблем, влияющих на эколого-экономическую ситуацию территорий. Предлагается авторская классификация факторов регионального устойчивого эколого-экономического развития. Анализ и обобщение таких факторов является отправной точкой для осуществления экологизации российской экономики.

Ключевые слова: эколого-экономическое развитие, факторы, охрана окружающей среды, экологизация экономики.

Утвержденные Президентом РФ 30.04.2012 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. указывают на необходимость обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого

человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [11]. Для реализации данной цели необходимо определить факторы, оказывающие влияние на обеспечение устойчивого эколого-эко-номического развития России.

В научной литературе отсутствует единая точка зрения на такую категорию, как «фактор». Согласно словарю С. И. Ожегова, фактор определяется как момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе или явлении. Советский энциклопедический словарь трактует фактор как причину, движущую силу количественного процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты. Адаптируя данные понятия к теме исследования, считаем возможным трактовать фактор как причину, совокупность движущих сил, направленных на устойчивое эколого-экономичес-кое развитие территорий.

Классификация факторов, влияющих на устойчивое региональное развитие, рассматривается в научных трудах многих российских и зарубежных ученых, однако классификация факторов, обеспечивающих устойчивое эколого-экономическое разви-

тие территории, в настоящим момент отсутствует. Разработанная классификация факторов обеспечения устойчивого эколого-экономического развития региона представлена на рисунке.

Нормативно-правовой фактор включает.

1) законодательное регулирование устойчивого эколого-экономического развития регионов. В настоящее время правовое регулирование осуществляется только в области устойчивого развития территорий на основании указов Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Общие правовые основы эколого-экономичес-кого развития содержатся в Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.), в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) и др. нормативных документах. На сегодняшний день необходимо разработать правовое регулирование, касающееся экологизации национальной экономики, а именно:

- сформулировать научно обоснованные механизмы перехода от «коричневой» к «зеленой» модели экономического развития, предполагающей повышение благосостояния людей, обеспечивающей социальную справедливость при одновременном снижении рисков для окружающей среды;

- совершенствовать конкретные правовые меры по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

- в государственной политике разработать после-

довательный подход к решению эколого-правовых проблем в контексте устойчивого развития;

2) эффективность экологического нормирования как инструмента обеспечения устойчивогораз-вития. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. В соответствии с Законом № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующих сохранение благоприятной окружающей среды

Факторы устойчивого эколого-экономического развития региона

и обеспечение экологической безопасности. Экологическое нормирование регулирует допустимую нагрузку на природные системы и устанавливает границы хозяйственной деятельности на среду обитания. Таким образом, главная цель экологического нормирования — это обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов [20].

Действующая система природоохранных нормативов не в полной мере способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, тем самым не создает оптимальных условий для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Возможность соблюдения природоохранных нормативов не подкреплена должными методами установления этих нормативов и действенными методами правового стимулирования субъектов хозяйственной деятельности к применению наилучших доступных технических средств, технологий для снижения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду [7].

Закон № 7-ФЗ указывает, что нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов [8]. Согласно концепции устойчивого развития в процессе экологического нормирования должны учитываться не только интересы природной среды, но и здоровье человека.

Направления совершенствования экологического нормирования отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5]. Для обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека необходимо:

- разработать новую систему нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающую отказ от установления индивидуальных разрешений для каждого предприятия и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям;

- установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик в местах проживания населения, его

работы и отдыха, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия окружающей среды на здоровье человека;

- создать правовые механизмы по ужесточению требований, направленных на соблюдение предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) загрязняющих веществ;

3) эффективность экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В системе мер по контролю и обоснованию проектных решений одно из ключевых мест принадлежит ОВОС и экологической экспертизе проектов. Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны и базируются на сходной системе социаль-но-эколого-экономических показателей. Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области [21].

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию указано, что ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов [6]. Следовательно, роль экологической экспертизы и ОВОС значительна в обеспечении устойчивого развития.

В России необходимая правовая база проведения ОВОС и экологической экспертизы проектов была сформирована в середине 1990-х гг. и включала [21]:

- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

- Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации от 18.07.1994 № 222.

Основные положения данных нормативно-правовых актов были подтверждены и развиты (особенно в части уточнения и конкретизации экологических требований при проектировании различных объектов) Законом № 7-ФЗ.

После внесения изменений в 2006 г. в Градостроительный кодекс, касающихся сокращения объектов государственной экологической экспертизы и их передачи на градостроительную экспертизу, после сокращения полномочий органов, осущест-

вляющих ее организацию и проведение и др., институт экологической экспертизы фактически оказался ликвидированным. В настоящее время экологическая экспертиза проводится только на охраняемых природных территориях, во внутренних морских водах, на континентальном шельфе. Осуществляемая в рамках единой и главной государственной экспертизы оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) носит рекомендательный характер и не влияет на ход реализации проекта. Следовательно, в России можно построить промышленное предприятие с любым объемом вредного воздействия и без учета экологического фактора. В этой связи, по мнению российских ученых С. Н. Бобылева и В. М. Захарова, следует [14]:

— восстановить статус и самостоятельность государственной экологической экспертизы, в которой растущая ценность природы, адекватный учет ее ресурсных, регулирующих, ассимиляционных, социальных функций должны стать действенным барьером на пути природоемких и связанных с загрязнением окружающей среды экономических проектов и программ;

— ужесточить оценку экологического воздействия на окружающую среду и учет потенциального экологического ущерба.

Научно-просветительный фактор включает:

1) уровень экологизации образования. На Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. подчеркивалось, что образование не просто играет важную роль в обеспечении устойчивого развития, а рассматривается как «ключевой фактор перемен». Стратегия образования для устойчивого развития сформулирована в документах ООН, в которых 2005—2014 гг. были объявлены Десятилетием образования для устойчивого развития. Это комплексная и длительная программа, главной целью которой является интеграция принципов, ценностей и практики устойчивого развития во все аспекты образования и обучения. Огромная роль в овладении мировоззрением устойчивого развития принадлежит университетам, в которых среди разнообразных направлений образовательного процесса присутствует и экологическое образование. Это образование, являясь преемником классического географического и биологического образования, помогает человеку осознать свое место в биосфере и корректировать свои действия и поступки в согласии с законами природы. Во многих университетах мира разработаны учебные программы, читаются

учебные курсы по устойчивому развитию, выполняются научно-практические проекты, организуются конференции [1].

Отечественные и зарубежные специалисты также отмечают, что выход из кризиса техногенной цивилизации и переход к экологически устойчивой экономике невозможен без эффективной стратегии в области образования [13]. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию указывает на необходимость формирования эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения [6]. Закон № 7-ФЗ в ст. 3 выделяет отдельным принципом охраны природной среды организацию и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры [8].

Для обеспечения экологизации национального образования необходимо:

— разработать единую общегосударственную концепцию в области экологического образования, учитывающую как международные, так и отечественные требования к природоохранной деятельности;

— ускорить процесс включения в систему российского образования концепции и идеи устойчивого развития;

— подкрепить практическими действиями нормы Закона № 7-ФЗ, представленные в гл. XIII (всеобщность и комплексность экологического образования, подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, экологическое просвещение (ст. 71, 73, 74);

2) научные исследования и проектные работы по природоохранной деятельности. Ежегодный государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» содержит раздел «Наука и техника в решении проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». В данном разделе отражаются результаты основных исследований и разработок по рациональному природопользованию, проведенных в стране за отчетный год. Научно-технические и технологические разработки в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности осуществляют преимущественно Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия сельскохозяйственных наук, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное

космическое агентство [2]. Для осуществления научных работ в области устойчивого эколого-эко-номического развития территорий необходимо:

— обеспечить российских ученых необходимой информацией для выполнения исследований и разработок, включая доступ к базам данных ведущих отечественных и зарубежных научных институтов;

— увеличить финансирование научно-исследовательской деятельности по темам рационального природопользования и охраны окружающей среды;

3) уровень обеспечения экологической информацией. Этот параметр способен влиять на формирование экологической политики конкретного государства. «Зеленая пресса» информирует общество о существовании и решении экологических проблем, содействуя повышению экологической грамотности и экологической культуры населения страны. В настоящее время в РФ издается более 200 журналов и газет экологической направленности, но тираж большинства из них не превышает 1 000 экз. Общественные экологические объединения также способствуют экологизации сознания людей. В России при наличии существенного количества общественных организаций, включая Greenpeace (Гринпис) и WWF (Всемирный фонд дикой природы) нет влиятельного экологического общественного и политического движения. Для повышения уровня информационно-аналитического обеспечения в целях устойчивого эколого-экономического развития необходимо:

— упростить форму подачи экологической информации для свободного использования широкой аудиторией;

— создавать влиятельные организации экологического общественного движения для продвижения идей и концепции устойчивого развития.

Ресурсно-экологический фактор включает:

1) уровень выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления.

Производственная деятельность хозяйствующих субъектов влияет на окружающую природную среду, вызывая такие негативные воздействия, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и сбросы в водные объекты. Показатели воздействия на окружающую природную среду в Российской Федерации представлены в табл. 1. Указанные данные свидетельствуют о высоких уровнях загрязнений в целом по стране.

Устойчивое региональное развитие предполагает функционирование экологически безопасной экономики. Для достижения устойчивого эколого-экономического развития необходимо:

— сокращать выбросы в атмосферу;

— снижать сбросы загрязняющих веществ в водоемы;

— уменьшать отходы производства и потребления и др.;

2) уровень потребления природных ресурсов. Уменьшение природоемкости экономики является существенным условием для перехода страны к устойчивому развитию. Основные показатели использования природных ресурсов в Российской Федерации представлены в табл. 2, данные в которой свидетельствуют о нарастающем потреблении экосистемных услуг.

Для снижения нагрузки на окружающую среду и уменьшения природоемкости в целях экологизации экономики необходимо [3]:

— осуществлять технологические изменения, связанные с широким использованием новых, эко-логоприемлемых технологий;

— активизировать технологический подъем, базируя реконструкцию экономики на наукоемких и ресурсосберегающих технологиях;

3) потери природных ресурсов при добыче, транспортировке и переработке. Современный научно-технический прогресс связан с постоянным ускорением темпов потребления природных ресурсов и развития производства. Россия является одной из самых богатых стран мира по запасам природных

Таблица 1

Показатели воздействия на окружающую среду в РФ [18]

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Сброс загрязненных сточных вод, млрд м3 17,7 17,5 17,2 17,1 15,9 16,9

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, млн т 20,4 20,6 20,6 20,1 19,0 19,1

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта, млн т 15,4 14,7 14,7 13,6 13,5 13,2

Отходы производства и потребления, млн т 3 035,5 3 519,4 3 899,3 3 876,9 3 505,0 4 502,2

Таблица 2

основные показатели использования природных ресурсов в РФ [18]

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Нефть, включая газовый конденсат, млн т усл. топл. 672 687 702 698 707 723

Естественный газ, млн т усл. топл. 739 757 752 766 674 749

Уголь, млн т усл. топл. 193 201 204 212 196 209

Топливный торф, млн т усл. топл. 0,5 0,5 0,4 0,3 0,3 0,4

Сланцы, млн т усл. топл. 0,1 - 0,2 0,2 0,1 0,1

Дрова, млн т усл. топл. 5,0 5,0 5,2 4,4 4,2 4,2

Электроэнергия, вырабатываемая гидро-, атомными, геотер- 112 114 117 114 119 117

мальными и ветровыми электростанциями, млн т усл. топл.

Забор воды из природных водных объектов 69,3 70,1 69,6 69,5 64,7 72,6

для использования, млрд м3

Посевная площадь сельскохозяйственных культур, млн га 75,8 75,3 74,8 76,9 77,8 75,2

Таблица 3

Запасы основных видов природных ресурсов в России по сравнению со странами мира за 2010 год [15]

Страна Пашня, млн га Нефть, млн т Газ, млрд м3 Уголь, млрд т Лесные земли, тыс. га Пресная вода, м3/чел.

Россия 121,4 272,8 891 761 29 797

Германия 11,9 16 126 49,6 11 076 1 306

Италия 6,9 62 70 0,6 10 916 3 032

Китай 110,0 2 466 3 090 891 2 113

Республика Корея 1,6 3 1,4 6 222 1 330

Япония 4,3 9 51 18,2 3 371

США 162,8 3 429 7 022 1 555 318 955 9 179

Бразилия 61,2 1 088 245 15,3 28 037

Канада 45,1 3 126 1 754 80,1 402 085 84 470

ресурсов, выступая экологическим стабилизатором планеты (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные о запасах основных природных ресурсов разных стран, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что Россия вносит существенный вклад в обеспечение экологической устойчивости мировой экосистемы и обладает серьезными потенциальными преимуществами перед другими государствами. Однако при использовании несовершенных технологий добычи и переработки теряется существенная часть сырья. Объемы потерь отдельных полезных ископаемых при их добыче указаны в табл. 4. Представленные данные свидетельствуют о растущих потерях природных ресурсов в процессе их добычи в России.

Наличие и рациональное использование природных ресурсов страны является приоритетным условием обеспечения устойчивого эколого-экономичес-кого развития государства. Для этого необходимо:

- производить своевременный учет и осуществлять контроль за распределением полезных компонентов на разных фазах переработки сырья;

- использовать отходы переработки на стадиях их жизненного цикла;

- изучать свойства и химический состав сырья в целях совершенствования технологий переработки полезных ископаемых.

Инновационно-технологический фактор включает:

1) долю морально и физически устаревших технологий на предприятиях. Основные фонды

Таблица 4

Потери отдельных полезных ископаемых при добыче, в % от погашенных запасов [18]

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Уголь 11,2 11,6 11,2 11,6 13,1 12,2

Железная руда 2,9 3,3 3,3 3,4 3,4 3,5

Фосфоритная руда 8,2 9,3 7,4 8,9

Таблица 5

Характеристика состояния основных производственных фондов в РФ, % [18]

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) 6,3 1,8 4,0 4,4 4,1 3,9

Коэффициент выбытия основных фондов (в сопоставимых ценах) 2,4 1,3 1,0 1,0 1,0 0,8

Степень износа основных фондов (по всем организациям) 37,6 39,3 46,2 45,3 45,3 47,1

выступают ведущей составляющей национального богатства страны, определяют материально-технические характеристики предприятия, а также влияют на эффективное развитие производства. Статистические данные по основным фондам в Российской Федерации свидетельствуют об их высоком износе (табл. 5).

Степень износа основных фондов за последние 20 лет имеет тенденцию к увеличению (с 37,6 % в 1990 г. до 47,1 % в 2010 г.). Такой высокий уровень износа может привести к ухудшению как экономических, так и экологических показателей. В условиях технического прогресса моральный износ основных производственных фондов опережает физический износ. Высокая степень износа основных фондов является проблемой для обеспечения безопасности общества и окружающей среды, а также одной из причин природных и техногенных рисков. Для решения данной проблемы необходимо:

— переоборудовать и модернизировать основные производственные фонды предприятий;

— производить эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов со стороны внешних организаций;

2) величину затрат на инновационно-инвестиционную деятельность. В современных условиях

обеспечение экологической безопасности хозяйственной системы определяется разработкой и внедрением инновационных технологий в производственный процесс. Реализация инновационной деятельности может обеспечить экологически эффективную модернизацию производства за счет внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и экологически чистых технологий. Необходимо отметить, что внутренние затраты России на исследования и разработки существенно ниже мировых (табл. 6).

Недостаток инвестиционных ресурсов является системной проблемой российских хозяйствующих субъектов в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды. Собственники промышленных предприятий воспринимают инновационные природоохранные технологии как экономически не выгодные. Руководители компаний считают, что денежные средства, затраченные на экологическую модернизацию, не окупятся, поэтому осуществлять такие затраты нецелесообразно. Статистические данные по объему инвестиций в основной капитал, направленному на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Российской Федерации, представлены в табл. 7.

Доля инвестиций в основной капитал, направленных на природоохранные мероприятия в

Таблица 6

Инновационные показатели России по сравнению со странами мира за 2009-2010 гг. [15]

Численность персонала, Внутренние затраты на Внутренние затраты

Страна занятого исследованиями и исследования и разработки, на исследования

разработками, чел. млн долл. США и разработки, в % к ВВП

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Россия 845 942 839 992 33 575,3 32 793,1 1,25 1,16

Германия 534 565 549 042 83 297,2 86 299,4 2,82 2,82

Италия 226 285 218 837 24 534,5 24 269,2 1,26 1,26

Китай 2 291 252 2 553 829 154 147,4 178 980,7 1,70 1,77

Республика Корея 309 063 335 228 47 168,5 53 184,9 3,56 3,74

Япония 878 418 878 018 137 314,2 140 832,8 3,36 3,26

США 401 576,0 2,90

Бразилия 245 471 265 246 23 933,2 26 016,5 1,19 1,19

Канада 234 660 24 568,4 24 066,9 1,92 1,81

Таблица 7

инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов РФ [10, 16]

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды, млрд руб. 58,7 68,2 76,9 102,4 81,9 89,1

Всего инвестиций в основной капитал, млрд руб. 3 611,1 4 730,0 6 716,2 8 781,6 7 976,0 9 152,1

Доля инвестиций на охрану окружающей среды от общего объема инвестиций в основной капитал, % 1,6 1,4 1,1 1,2 1,0 0,9

2005-2010 гг., колеблется в пределах 0,9—1,6 %, при этом с каждым годом наблюдается ухудшение этого показателя. Такое соотношение между общим объемом инвестиций и инвестированием в природоохранную деятельность свидетельствует о том, что экологизация экономики является неприоритетной задачей государства. На пути к устойчивому эколо-го-экономическому развитию необходимо:

- наращивать размеры финансирования инно-вационно-инве стиционной деятельно сти;

- расширять спектр инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности в природоохранной деятельности предприятий;

3) состояние рынка природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Для внедрения российскими предприятиями ресурсосберегающих технологий требуется развитый рынок природоохранного оборудования. В России бизнес, ориентированный на экологические проблемы, начал формироваться с 1980-х гг. В настоящее время в связи с уменьшением государственного финансирования природоохранных работ практически прекратили свою деятельность государственные предприятия, выпускавшие экологическое оборудование. В развитых странах производство природоохранной техники и технологий является одним из самых доходных, поэтому экологический рынок бурно развивается. Для развития рынка природоохранных и ресурсосберегающих технологий в целях экологизации национальной экономики необходимо:

- сократить долю импорта природоохранных технологий на отечественном рынке, что будет способствовать развитию российских специализированных предприятий, выпускающих экологическое оборудование;

- повысить конкурентоспособность отечественного природоохранного оборудования за счет серийного производства конкурентоспособных технологий, снижения ресурсоемкости, повышения уровня надежности, современного дизайна, сервисного обслуживания и т. п.;

- обучать персонал, повышать его квалификацию по работе с современным природоохранным оборудованием;

4) величину платежеспособного спроса на инновационные природоохранные технологии. В российской статистике в 2009 г. впервые было проведено обследование экологических инноваций. Их практиковали 15,5 % предприятий, имевших за 3-летний период завершенные инновации. Самые высокие показатели относятся к среднетехнологичным секторам, в состав которых входят такие экологически вредные производства, как производство кокса и нефтепродуктов (39 %), металлургия (35 %), химия (34 %). Кроме того, заметно выделяется табачное производство (67 %), где осуществлялся интенсивный переход на новые технические регламенты [17].

Крупный бизнес в России является одним из самых незаинтересованных участников инновационных процессов. За рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65 %, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель приближается к 70 %. В России обратная ситуация: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 % затрат на НИОКР. Удельный вес издержек на НИОКР в выручке российских компаний в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных конкурентов. Около 80 % крупнейших предприятий России не готовы представить результаты своей инновационной деятельности в подробном виде [22].

Для повышения платежеспособного спроса на экологические инновации необходимо:

- развивать долгосрочное банковское кредитование;

- предоставлять субсидированные кредиты, позволяющие хозяйствующим субъектам привлекать заемные средства на длительные сроки и снижать затраты на обслуживание долга за счет компенсаций из бюджетов различных уровней;

— разрабатывать механизмы снижения уровня рисков и издержек на рынке инноваций.

Учетно-статистический фактор включает:

1) учет экологического фактора в статистических изданиях по социально-экономическому развитию страны. Растущее внимание к экологическим проблемам повысило спрос на статистические данные, характеризующие состояние окружающей природной среды и воздействие на нее человеческого общества. Статистика по природоохранной деятельности призвана сыграть ключевую роль в осознании обществом серьезности экологических проблем, необходимости учета их в экономическом прогнозировании и дальнейшем развитии. Вопросами оценки экологического состояния окружающей среды занимаются ученые, специалисты самых разных направлений науки. Экологические службы осуществляют контроль за состоянием окружающей среды, информируют общество о происходящих процессах в этой области. Однако реальная переориентация на путь устойчивого развития может произойти лишь тогда, когда каждый вид деятельности будет ориентирован не только на достижение роста и экономической эффективности, но и на экологическую безопасность.

На современном этапе уже проведены существенные разработки по статистике окружающей среды, углубление экологических знаний составляет базу для ее непрерывного совершенствования. На Конференции европейских статистиков в 1971 г. рассматривались направления развития статистики окружающей среды. На совещании по статистике окружающей среды в 1978 г. в Женеве были приложены существенные усилия к выработке системного подхода в разработке статистики окружающей среды. Однако недостаточная проработка некоторых теоретических вопросов, разная степень развития производственной базы для мониторинга окружающей среды, неоднородность экологических проблем в странах не позволяют рекомендовать единую систему данных по окружающей среде для всех регионов. Статистическое бюро Секретариата ООН остановилось на рамочном методе в разработке статистики окружающей среды, на поэтапном и постепенном отборе соответствующих показателей по регионам в целях получения в конечном итоге данных по окружающей среде на уровне всей Земли (метод от частного к общему). Устойчивое развитие предполагает учет экологического фактора во всех сферах человеческой деятельности, что затрудняет

разработку целостной системы показателей перехода к устойчивому типу развития [4].

В Российской Федерации основные экологические проблемы связаны с функционированием промышленного производства и потреблением его продукции в экономике. Федеральная служба государственной статистики публикует такие статистические издания, как «Охрана окружающей среды в России», «Промышленность России», бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды», ежемесячный доклад «Социально-экономическое положение России» и др. В официальных публикациях содержится информация об экологических аспектах, связанных с развитием промышленности, таких как образование токсичных отходов производства по секторам промышленности; использование и обезвреживание токсичных отходов; выбросы загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в секторальном разрезе; секторальная структура сбросов загрязненных сточных вод на промышленных предприятиях; текущие затраты на охрану окружающей среды по секторам промышленности; основные фонды по охране окружающей среды по секторам промышленности. Заявленные Росстатом официальные публикации по охране окружающей среды не являются периодическими изданиями. Необходимо отметить, что экологический фактор не учитывается во всех разделах статистической системы социально-экономического развития страны [4, 12].

В целях экологизации российской статистики необходимо:

— обеспечить доступность к достоверным данным о физических и химических загрязнениях окружающей природной среды;

— осуществлять учет и мониторинг важных загрязнителей, наносящих вред здоровью населения;

— отражать в национальной статистике индикаторы эколого-экономического развития, учитывающие влияние экологического фактора на экономические показатели развития территорий (ВВП, ВРП, национальный доход и др.);

2) экологическое планирование и прогнозирование. В настоящее время территориальное планирование является ключевым инструментом обеспечения устойчивого эколого-экономического развития российских регионов. Цель планирования природопользования состоит в удовлетворении потребностей общества в природных ресурсах при одновременном их сохранении. Экологическое планирование должно основываться [9]:

- на анализе и оценке достигнутых уровней удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы;

- на анализе направлений экономического развития региона, страны и их соответствия при-родно-ресурсному потенциалу;

- на обязательном согласовании интересов природопользователей разного уровня;

- на оптимизации территориальной организации производства, развития городов и населенных пунктов с учетом возможностей природы;

- на соблюдении оптимальных пропорций между отдельными элементами, входящими в природный комплекс;

- на информационном обеспечении природопользования, создании действенной системы мониторинга;

- на оптимизации экономической, организационной и правовой основ природопользования.

Основной причиной возникновения неблагоприятных изменений в окружающей среде служит производственная деятельность предприятий. Таким образом, предприятия обязаны на плановой основе реализовывать мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Планирование природоохранной деятельности на предприятиях должно осуществляться по следующим направлениям:

- внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий;

- снижение содержания в выбросах и сбросах веществ, загрязняющих окружающую среду;

- снижение удельных норм потребления ресурсов;

- повышение эффективности работ природоохранного оборудования;

- совершенствование способов, методов и направлений утилизации отходов;

- восстановление природных объектов, а также их свойств и качеств.

Ученые Ю. А. Овсянников и Я. Я. Яндыганов считают, что в современных условиях к планам рационального природопользования необходимо предъявлять следующие требования [9]:

- планы рационального природопользования должны согласовываться с планами развития производства для того, чтобы уровень природоохранной деятельности не отставал и не опережал производственный, так как это может стать причиной усиле-

ния отрицательного воздействия на окружающую среду или снижения эффективности основного производства;

- планы предприятий в обязательном порядке должны согласовываться с местными органами власти и государственными природоохранными структурами, отвечающими за состояние окружающей среды в регионе, так как координация планов позволяет учесть интересы предприятий и региона для соблюдения приоритетов в разрешении территориальных природоохранных проблем;

- планы предприятий должны быть реальны, обоснованы и обеспечены разного рода ресурсами;

3) уровень экологизации бухгалтерского учета. Стратегическая задача подсистемы бухгалтерского экологического учета заключается в содействии предприятию-природопользователю в снижении нагрузки на окружающую среду. Возникновение экологически ориентированной системы учета за рубежом в начале 1990-х гг. было обусловлено следующими причинами [19]:

- значительным ростом затрат на природоохранную деятельность в большинстве стран;

- ужесточением природоохранного законодательства;

- формированием новых предпочтений потребителей экономической информации;

- необходимостью отражения на счетах бухгалтерского учета величин расходов и обязательств, демонстрирующих отношение собственников предприятий к окружающей среде и влияние природоохранной деятельности на финансовое положение предприятия;

- существованием потребности в информации для принятия инвестиционных решений;

- обязательностью следования концепции устойчивого развития и соблюдению принципа экологической эффективности.

Для экологизации бухгалтерского учета необходимо:

- сформировать понятийный аппарат с русскоязычной терминологией по экологическому учету;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработать комплексную методику отражения экологических аспектов в учете;

- отрегулировать нормативно-правовые вопросы, связанные с информационным обеспечением охраны окружающей среды.

Таким образом, факторы, влияющие на обеспечение устойчивого эколого-экономического развития территорий, являются движущими силами

экологизации российских регионов. Рассмотренные в единстве и взаимосвязи характеристики и условия обеспечения экономического развития без ущерба для окружающей среды позволят региональным и федеральным органам власти наиболее объективно и грамотно разрабатывать экологическую политику.

Список литературы

1. Багрова Л. А., Боков В. А., Бобра Т. В., Рудык А. Н. Роль университетов в реализации стратегии образования для устойчивого развития // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2009. Т. 5. Вып. 1-й. С. 95-100.

2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году». URL: http://www. mnr. gov. ru/regulatory/ list. php?part=1265.

3. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко. М.: ЦПРП. 2001. 220 с.

4. Июдина Е. П. Статистические показатели экономического развития с учетом экологического фактора (опыт стран СНГ) // Вопросы статистики. 2003. № 2. С. 34-40.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

6. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440.

7. Кузьмич В. Н. О совершенствовании системы природоохранного нормирования / Вопросы экологического нормирования и разработка системы оценки состояния водоемов / Материалы Объединенного пленума Научного совета ОБН РАН по гидробиологии и ихтиологии, Гидробиологического общества при РАН и Межведомственной ихтиологической комиссии. Москва, 30.03.2011 М.: Товарищество научных изданий КМК. 2011. С. 143-151.

8. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Овсянников Ю. А., Яндыганов Я. Я. Прогнозирование и планирование природопользования: учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та. 2008. 129 с.

10. Основные показатели охраны окружающей среды. Статистический бюллетень. М.: Росстат. 2011. 116 с.

11. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.: утв. Президентом РФ от 30.04.2012.

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

13. Очирова Е. Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики. Иркутск: ИрГУПС. 2009. 108 с.

14. Приоритеты национальной экологической политики России / под ред. В. М. Захарова / Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России. М.: Тип. ЛЕВКО. 2009. 152 с.

15. Россия и страны мира. 2012.: Стат. сб. / Росстат. М. 2012. 380 с.

16. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. М.: Росстат. 2012. 573 с.

17. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2011. 84 с.

18. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М. 2011. 795 с.

19. Шавкунова Н. А. Бухгалтерский учет как информационный инструмент управления природоохранной деятельностью хозяйствующих субъектов // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2008. № 5. С. 60-63.

20. Шимова О. С., СоколовскийН. К. Экономика природопользования. М.: ИНФРА-М. 2012. 362 с.

21. Экологический менеджмент / Н. В. Пахо-мова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб.: Питер. 2003. 544 с.

22. «Эксперт» — инновации. Сборник аналитических материалов // Эксперт РА. 2011. 46 с. URL: http://raexpert. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.