Научная статья на тему 'Система инструментов экологически устойчивого развития'

Система инструментов экологически устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ПРИНЦИП / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL VALUES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / СИСТЕМА / SYSTEM / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INSTITUTIONAL TOOLS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Андрей Александрович

В статье обосновываются экологические императивы устойчивого развития. Основной императив базируется на принципе стремления к достижению паритета экономических и экологических ценностей общества. Сопряженный эколого-технологический императив направлен на инновационное развитие. Показывается двоякий подход к реализации сопряженного императива. Дается характеристика новой системы эколого-экономических, институциональных и обеспечивающих инструментов устойчивого развития. На основе анализа системы инструментов отмечается двоякая роль экологии в рыночной экономике. Дается характеристика взаимосвязей в системе инструментов. Предлагаются пути использования принципов устойчивого развития в процессе преодоления финансово-экономического кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система инструментов экологически устойчивого развития»

International Transport Statistic Database. International Road Assessment Programme (IRAP), 2008 (http://www.iraptranstats.net).

Japan Statistical Yearbook. Statistics Bureau, 2009 (http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/1431-12.htm).

Lenghs of Roads Networks in France. Facts & Figures. Road Network. French Road Federation,

2006 (http ://w w w.urf. as so. fr/generate d/obj ects/ FC%20GB%20chap2/II_06_ang.pdf).

MOCJ-EXTEC, 2000. Ministry of Construction of Japan, the Expressway Technology Center. Global Toll road Study - knowledge Database level 2(Draft) (http://rru.worldbank.org/Documents/Toolkits/ Highways/pdf/59a.pdf).

Nicolini J.L. Toll Roads concessions in Argentina. Доклад на ежегодном собрании аргентинской ассоциации экономической политики, 2001 (http://www.aaep.org.ar/espa/anales/pdf_01/ nicolini.pdf).

Swan P.F., Belzer M.H. Empirical Evidence of Toll Road Traffic Diversion and Implications for Highway Infrastructure Privatization, 2007 (http://www. thenewspaper.com/rlc/docs/2008/tolldiversion.pdf).

Toll Facilities in the United States. U.S.Department of Transportation. Federal Highway Administration,

2007 (http://www.fhwa.dot.gov/ohim/tollpage/ facts.htm).

Toll Roads in the United States: History and Current Policy. The Office of Highway Policy Information. Federal Highway Administration, 2001 (http:// www.fhwa.dot.gov/ohim/tollpage/history.pdf).

Vassalo J.M. Analysis of the Japanese Toll Expressway System in the Framework of the Current Trend of the Toll Road Business in the World. 2008 (http:// www.jehdra.go.jp/english/pdf/107.pdf).

Wood G. Private Public Partnerships in Toll Roads in China. An International Workshop and TCDPAP 2001 Annual Meeting & FIDIC ASPAC Annual Meeting & FIDIC ASPAC Annual Meeting, 2001 (http://www.cnaec.org.cn/DOWNLOAD/ Speech_greg.pdf).

Рукопись поступила в редакцию 08.07.2009 г.

СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

А.А. Гусев

В статье обосновываются экологические императивы устойчивого развития. Основной императив базируется на принципе стремления к достижению паритета экономических и экологических ценностей общества. Сопряженный эколого-технологический императив направлен на инновационное развитие. Показывается двоякий подход к реализации сопряженного императива. Дается характеристика новой системы эколого-экономических, институциональных и обеспечивающих инструментов устойчивого развития. На основе анализа системы инструментов отмечается двоякая роль экологии в рыночной экономике. Дается характеристика взаимосвязей в системе инструментов. Предлагаются пути использования принципов устойчивого развития в процессе преодоления финансово-экономического кризиса. Ключевые слова: устойчивое развитие, принцип, экономические и экологические ценности, инновационное развитие, система, эколого-экономические инструменты, институциональные инструменты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В начале второй половины ХХ в. существовал экологический императив действенности административных рычагов согласования производственной и природоохранной

© Гусев А.А., 2010 г.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 09-06-00432а) и РГНФ (проект № 10-02-00037а).

деятельности при подчиненной им роли экономических воздействий. В частности, гигиенисты требовали обязательного выполнения нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и водных объектах. При этом вплоть до конца прошлого века упор в экономике делался на осуществление сравнительно дешевых и быстро реализуемых природоохранных мероприятий (строительство и реконструкция очистных сооружений и т.п.) ценой отсрочки перехода к кардинально улучшающим экологическую ситуацию новым малоотходным технологическим процессам. К тому же природоохранная деятельность, как правило, непосредственно не приводила к улучшению текущего экономического положения предприятий. Инвестиций на достижение жестких экологических нормативов типа ПДК всегда не хватало. Это привело к тому, что среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха в сотнях городов и поселков России до сих пор превышают санитарно-гигиенические нормы.

Осмысление происходящего и необходимость выработки новых ориентиров, основанных на концепции устойчивого развития, нашли отражение в документах Конференции ООН по окружающей среде (1992 г.) в Рио-де-Жанейро и далее были подтверждены и детализированы на саммите по этим же вопросам в Йоханнесбурге (2002 г.). На саммите (1992 г.) была подчеркнута необходимость превращения любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, т.е. совместимую с требованиями гармоничного развития общества и природы. До этого в экономике существовал принцип нежесткого учета экологического фактора при принятии хозяйственных решений, что свидетельствовало о подчиненной роли экологии по отношению к экономике. Документы указанных саммитов нацеливают на необходимость перехода к новому принципу действий в направлении достижения паритета экономических и экологических ценностей общества как одному из важнейших условий устойчивого развития. Реализация такого принципа - новое стра-

тегическое качество во взаимоотношениях общества и природы, что, по сути, отражает новый экологический императив развития экономики.

Сопряженным эколого-технологическим императивом реализации концепции устойчивого развития является постепенное внедрение в жизнь экологически идеальной структуры производства, базирующейся на многоразовом потреблении, когда продукция в преобразованном виде может многократно использоваться. При этом должно быть создано такое производство, которое бы изначально предотвращало процесс загрязнения. Пока решение этой проблемы находится далеко от идеала. Так, в странах ОЭСР лишь 20% инвестиций, направляемых на защиту окружающей среды, идет на разработку экологически чистых технологий. Пока во всем мире преобладает эколого-технологический принцип «конца трубы», когда инвестиции направляются на обезвреживание отходов, а не на предупреждение их образования. Проведенное для условий нашей страны сравнение удельных природоохранных затрат в настоящее время и в 1970-х гг. показало их сопоставимость. При этом отставание фактических затрат от нормативных в разрезе отраслей национальной экономики доходит до 14 раз (Рюмина, 2008). Спады производства в России сменяются подъемом, что при отсутствии должного технологического обновления может обострить экологическую обстановку.

Реализация требований эколого-технологического императива может содержать двоякий подход. Такой подход целесообразно проиллюстрировать на основе анализа технологического баланса:

Q = и + V,

где Q - объем технологического образования отходов; и - объем обезвреживания, включая утилизацию образовавшихся отходов; V - объем поступления отходов в объекты окружающей среды.

Внедрение малоотходных технологий направлено на уменьшение величины Q.

С другой стороны, для экономически эффективной утилизации отходов и в ряде случаев выгодно увеличить исходное образование отходов Q. Например, такое иногда происходит при получении серной кислоты из отходов сернистого газа, когда технологический процесс утилизации невыгоден при относительно небольших объемах Q. При этом подходе обеспечивается воздействие на уменьшение выбросов V. Однако кардинальным подходом к реализации эколого-технологического императива является переход к экологически чистым технологиям.

Для достижения паритета экономических и экологических ценностей общества приведенные выше направления технологической перестройки могут служить только фундаментом реализации концепции устойчивого развития, а действенные шаги по достижению паритета связаны с созданием целостного эколого-экономического механизма устойчивого развития. Он должен быть основан на системе взаимосвязанных эколого-экономических инструментов, действующих в направлении достижения указанного выше паритета ценностей. Инструменты необходимо создавать с учетом институциональной поддержки, способствующей повышению эффективности эколого-экономического механизма устойчивого развития.

СИСТЕМА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Дадим краткую характеристику эколого-экономических инструментов согласования производственной и природоохранной деятельности, учитывая, что большинство из них подробно проанализировано в работе (Гусев, 2004).

1. Формирование эколого-ориентированных национальных счетов.

Одним из важнейших требований стратегии устойчивого развития является полный учет экологических и природосберегающих расходов в национальных счетах. На макроэкономическом уровне необходим расчет «очищенного» от экологических обязательств ВВП. Динамика такого ВВП будет наиболее адекватно отражать характер социально-экономического развития. На микроэкономическом уровне в бухгалтерских балансах необходим учет полных указанных расходов. Совершенствование национальных счетов служит основой для полной оценки национального богатства. Здесь существуют два аспекта - рост стоимости природных ресурсов, включая биоресурсы, и их потерь от деградации и истощения. Превышение темпа роста потерь над увеличением стоимости природных ресурсов означало бы деградацию природной основы роста национального богатства. В этом случае цели охраны и воспроизводства природных ресурсов получили бы социальное предпочтение перед традиционными экономическими устремлениями.

Сейчас заниженные платежи входят в бухгалтерскую отчетность предприятий и слабо стимулируют природоохранную деятельность. По расчетам для современных условий экономический ущерб от экологических нарушений превосходит платежи в 72 раза (Рюмина, 2008). В результате хозяйственной деятельности образуется реальный экономический ущерб от экологических нарушений, которые (сверх платежей за квазиущерб) для предприятия составляют внешние издержки «нарушителя», т.е. проявляется где-то «за его воротами» и несущественно сказывается на его коммерческой эффективности. Если удастся учесть в бухгалтерской отчетности полный нанесенный предприятием ущерб, то это будет означать решение одной из основных проблем экологической экономики - интернализации экстернальных издержек, т.е. превращение внешних издержек во внутренние. Аналогией внешних издержек может служить и полная

рента (сверх платежей по квазиренте). Полная рента реально образуется при использовании природных ресурсов, значительная часть которой не попадает в государственный бюджет. И здесь перед бухгалтерской отчетностью стоит задача учета полной величины ренты. Отражение в бухгалтерском балансе полных рентных платежей и платежей по ущербу будет стимулировать сбережение ресурсов и внедрение действенных природоохранных технологий.

2. Создание механизма эколого-инновационной деятельности.

Методология создания эколого-иннова-ционных программ и фондов включает обоснование источников их средств, а также выработку стимулирующих воздействий, связанных с реализацией таких программ. Реализация инвестиционных проектов и программ экологической направленности должна базироваться на учете полных экологических и ресурсосберегающих издержек в чистом дисконтированном доходе (ЫРУ). Частным показателем эффективности реализации инвестиционных проектов экологической направленности является экономия на платежах за загрязнение окружающей среды при рационализации экологической деятельности. Однако учет полных платежей за загрязнения (на базе расчета экономического ущерба) значительно повысил бы эколого-экономическую эффективность таких проектов. В целом значимость данного инструмента заключается в его связи с необходимостью перехода к новому, инновационному пути развития России.

3. Разработка и согласование механизма меж-страновых взаимоотношений по охране окружающей среды.

Предотвращение глобальных экологических последствий антропогенной деятельности состоит прежде всего в прекращении производства и потребления озоноразрушающих веществ и сокращении выбросов парниковых газов, которые вызывают наиболее пагубные климатические изменения. Решение озоновой

проблемы согласно международным соглашениям состоит (в том числе) в запрете экспорта и импорта озоноразрушающего сырья и продукции из него для стран, присоединившихся к этим соглашениям. Одной из таких присоединившихся стран является Россия.

Таким образом, ставятся ограничения в торговле для предприятий, которые желают выйти на международный рынок с товарами, содержащими озоноразрушающие вещества. Россия присоединилась к положениям Киот-ского протокола, относящимся к сокращению выбросов парниковых газов. Их выполнение может принести России ряд выгод. Во-первых, сокращение образования парниковых газов в силу особенностей технологического процесса способствует уменьшению образования многих других вредных веществ, которые представляют локальную опасность для экологии. Выполнение положений Киотского протокола должно дать более обширные результаты, чем решение климатической проблемы. Во-вторых, в результате выполнения положений Киотского протокола должна быть модернизирована промышленность, и в первую очередь энергетика, на базе одного из основополагающих принципов устойчивого развития - перехода к малоотходным технологиям - требование XXI в. В-третьих, необходимо целенаправленное восстановление леса, связанное с депонированием углерода. Такое восстановление должно омолодить леса России. При этом важно как прямое, так и компенсирующее снижение выбросов парниковых газов. Прямое снижение связано с выбросами из источников их образования (в первую очередь предприятий энергетики), компенсирующее - со способностью лесов поглощать углекислый газ. В этих процессах перспективен механизм торговли квотами, а также организация специализированных, особо охраняемых природных территорий, задача которых - связывать углерод.

Рынок квот на выбросы парниковых газов определяется фактическим объемом антропогенного образования этих газов в различных странах. Исходя из такого образова-

ния страны, присоединившиеся к Киотскому протоколу, делятся на потенциальных покупателей и продавцов квот. Основание для торговли квотами состоит в том, что в ряде стран установленное снижение выбросов обходится дороже, чем покупка квот на аналогичное снижение выбросов у стран, где их прямое и компенсирующее сокращение обходится дешевле или образуется излишек квот. По экспертной оценке, Россия является самым крупным продавцом квот (Аверченков, 2009).

Это имеет определенное значение в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса. Однако в 2009 г. крупнейшее в мире соглашение о продаже и покупке квот на выбросы парниковых газов подписали Украина и Япония. Похоже, что у российских властей головы заняты только прогнозом изменения мировых цен на нефть. В то же время на финансовых рынках имеется ликвидный актив в виде квот на выбросы парниковых газов общей стоимостью порядка 20-25 млрд евро (Аверченков, 2009). Этот актив мог бы послужить России в качестве инструмента привлечения инвестиций в экологически чистые технологии в энергетике, промышленности, коммунальном хозяйстве и других отраслях.

Еще одним потенциальным источником получения денег Россией в межстрановых взаимоотношениях является механизм «обмена долгов на природу». Особенность этого механизма заключается в том, что поскольку возврат долгов кредиторам из развитых стран проблематичен, то такой механизм считается приемлемым. Но списание части долгов сопряжено с целевым использованием средств на охрану природы. Этот механизм использовался в 1990-е гг. в ряде постсоциалистических и развивающихся стран, например в Польше и Колумбии. Россия в это период в таком механизме не участвовала. Только в начале 2000-х гг. Россия начала переговоры с Финляндией о списании части долга. Но такой процесс прервался ввиду роста поступления в нашу страну нефтедолларов. Началось досрочное погашение долгов России кредиторам, входящим в Парижский клуб, и МВФ.

Однако затем начался мировой кризис, и уже сейчас ввиду возможного исчерпания резервного фонда перед Россией вновь встает вопрос о возможных внешних заимствованиях.

Исходя из сказанного следует, что нельзя упускать любые возможности привлечения финансовых средств в страну, включая механизмы реализации Киотского протокола и «обмена долгов на природу».

4. Формирование системы экономических воздействий на экологизацию производства.

В комплексе стимулирующих воздействий на экологизацию производства основное место занимают экологизация налогообложения и введение рыночных методов регулирования природоохранной деятельности. В рамках данного инструмента особую значимость имеют разработки по экологизации налогообложения с переносом центра тяжести от существующего преимущественно косвенного к прямому природно-ресурсному налогообложению. Реформа налогообложения имеет ряд выгод: способствует ресурсосбережению и охране природной среды, лучшей собираемости налогов, чего трудно добиться при преимущественно косвенном налогообложении, созданию реальных фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов; сближает коммерческую и экологическую эффективность, поскольку возрастает стимулирование ресурсосбережения для любых собственников; создает необходимые предпосылки для совершенствования национальных счетов; стимулирует реализацию принципа «загрязнитель платит», о чем более подробно изложено в работе (Гусев, 2004). Такая реформа должна осуществляться постепенно с целью адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения. Реструктуризация налогообложения сначала должна базироваться на принципе «фискальной нейтральности».

5. Стимулирование создания рынков экологичной продукции, технологий и оборудования.

Стимулирование основано на комплексе экономических и административных

воздействий. Такие рынки связаны с совершенствованием микроэкономических национальных счетов, международными запретами на экспорт-импорт отдельных неэкологичных товаров, введением торговли квотами на допустимое экологическое воздействие, созданием эколого-инновационных программ и т.п. Особую роль здесь играет ступенчатое ужесточение нормативов и контроля над воздействием на объекты природной среды.

6. Учет экологического фактора при приватизации.

Формирование комплекса требований по такому учету связано, в частности, с созданием специализированного фонда с целью экологической санации приватизируемых объектов (первичная, вторичная и т.д. приватизация).

Переход собственности из государственной монополии в другие виды собственности без учета экологического фактора приводит к усилению отчуждения природоохранной деятельности от собственника средств производства, потере контроля над природоохранным оборудованием, а иногда и отказу нового владельца от природоохранных фондов как от дополнительной финансовой обузы.

Одним из путей решения данной проблемы является создание приватизационного экологического фонда, в который зачисляются средства, возвращаемые инвесторам на цели обеспечения экологической безопасности, отчисления на амортизацию природоохранных объектов и прибыль, реинвестируемая предприятиями на природоохранные нужды.

7. Учет факторов приемлемого экологического риска при принятии хозяйственных решений.

Экологическое страхование основано на системе распределения ответственности по вероятному аварийному загрязнению окружающей среды. Здесь существенным моментом является проект закона РФ «Об обязательном экологическом страховании». Характерными чертами закона являются: возможно более полное возмещение ущерба от аварийного за-

грязнения, что в настоящее время фактически отсутствует; формирование у страховых компаний обязательных фондов финансирования природоохранных мероприятий. Перспективно здесь страхование природопользователей и источников повышенной опасности за причинение убытков природным объектам.

8. Экологизация структурной перестройки экономики.

Для анализа возможностей устойчивого развития в системе национальных счетов не хватает, в частности, счетов, отражающих изменение качества природных объектов под воздействием антропогенной нагрузки и природоохранных мер. Необходимо включить решение экологических проблем в процесс совершенствования структуры экономической деятельности. Критерии структурной перестройки хозяйства должны отражать цели сохранения природы, включая ассимиляционный потенциал окружающей среды. Альтернативные варианты такой перестройки нужно сравнивать по эколого-экономическим показателям.

9. Механизм учета факторов инфляции при рационализации эколого-экономических решений.

Это относительно мало разработанный эколого-экономический инструмент. Его основы изложены в работе (Гусев, Бизяркина, 2008). Поэтому остановимся на изложении данного инструмента более подробно.

Этот механизм связан с разработкой основ теории ценности природоохранных денег. Объясняется это тем, что платежи за загрязнение намного ниже экономического ущерба, а существующая индексация платежей отстает от темпов инфляции. Основная доля объема платежей должна определяться динамикой ввода мощностей природоохранного назначения (Экономика природопользования, 1994).

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики индекс цен в капитальном строительстве с 1992 по 1997 г. составил 310. При этом уровень 1992 г. принят за единицу. Коэффициент же индексации

платежей составил за этот период 42. Это означает, что темп роста индексации платежей отставал от темпа роста цен в капитальном строительстве в 7,4 раза. Если учесть этот фактор в формировании базовых ставок платежей за загрязнение окружающей среды, то даже в рамках существующей структуры налогообложения в России базовые ставки платежей можно было бы существенно увеличить. Фактически отставание темпа роста индексации платежей от темпа роста цен в капитальном строительстве означает, что в период с 1992 по 1997 г. инвестиционный рубль природоохранного назначения сильно «похудел». Согласно данным Федеральной службы государственной статистики индекс цен в капитальном строительстве в 2005 г. по отношению к 2004 г. составил 3,1%, а индексация платежей - 1,09%. Это означает, что темп роста индексации платежей отставал в этот период от темпа роста цен в капитальном строительстве в 2,8 раза. Тенденция отставания темпа роста индексации платежей от темпа роста цен в капитальном строительстве сохраняется и сегодня: хотя темп «похудения» инвестиционного рубля в настоящее время снизился, действенность платежей никак не растет даже при их индексации. Это свидетельствует о том, что природоохранная деятельность и экологическая политика в целом в прошлом не являлись реальным приоритетом высших государственных органов власти и управления. В 2008 г. на встрече с представителями экологической общественности Челябинской области Д.А. Медведев заявил, что решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития России. Хочется надеяться, что в данном вопросе произойдут реальные позитивные сдвиги.

Приведенные выше рассуждения о недостаточном учете фактора инфляции в природоохранной политике требуют теоретического обоснования измерения темпов инфляции и индексации платежей за загрязнение. Сейчас учет инфляции и индексации характеризуется обесценением использования природоохранных денег. Существующий и ставший

традиционным в настоящее время подход к измерению инфляции с помощью так называемого общего индекса цен, например, через дефлятор ВВП или индекс потребительских цен игнорирует сущность денег как всеобщей меры ценности товаров и услуг (Маевский, 2007). Чтобы выявить эту сущность акад. В.И. Маевский предлагает измерять инфляцию не через общий индекс цен, как это делается на протяжении многих десятилетий, а с помощью частного индекса, отражающего движение цен в группе товаров и услуг, потребность в которых достигла уровня насыщения или близка к нему.

В современной статистике используется сформулированная в начале прошлого столетия концепция измерения инфляции через общий индекс цен, что весьма удобно в силу достаточно высокой операциональности индексного метода. Однако идея отождествления инфляции и общего индекса цен изначально критиковалась представителями австрийской математической школы. Как пишет В.И. Ма-евский, «австрийская школа пыталась решить проблему природы ценности денег (инфляции) с помощью теории предельной полезности, и лишь неудачи на этом пути заставили ее ослабить сопротивление процессу проникновения индексов в экономическую науку». И далее со ссылкой на Й. Шумпетера: «...процесс проникновения индексов в экономическую науку был медленным - оппозиция скорее устала сопротивляться, чем была убеждена в их необходимости» (Маевский, 2007).

Что касается состояния насыщения, которое в реальной экономике неустойчиво, то речь может идти о применении в природопользовании экологичных технологий.

В работе (Гусев, 2004) анализируются два типа таких технологий. Во-первых, это сравнительно дешевые и быстрореализуемые технологические мероприятия (строительство и реконструкция очистных сооружений и т.п.), которые получили название технологий «конца трубы». Результативность таких технологий не очень высока, но они распространены во всем мире, в том числе и в Рос-

сии. Потребность в таких технологиях близка к насыщению. Во-вторых, это прогрессивные малоотходные технологии, перестраивающие собственно процесс производства той или иной продукции. Насыщенность такими технологиями пока недостаточна во всем мире, но они служат технологической основой перехода к экологически устойчивому развитию. Проблема, сдерживающая насыщение такими технологиями, связана с изысканием дополнительных денег для их разработки, совершенствования и внедрения.

Возвращаясь к частному индексу, построенному в (Маевский, 2007) с использованием агрегированного индекса по группе сельскохозяйственных продуктов, следует отметить, что он позволил скорректировать оценку инфляции в США, которая оказалась ниже данных официальной американской статистики по индексу потребительских цен. По аналогии с этим для денежной оценки природоохранной политики в России выше и был использован частный индекс цен в капитальном строительстве.

Отставание темпов индексации платежей за загрязнение окружающей среды от частного индекса инфляции требует корректировки индексации платежей в целях стимулирования природопользования. Расчет годовых коэффициентов индексации должен способствовать выделению денег под будущее природоохранное развитие. В частности, имеются в виду денежные ресурсы под разработку и внедрение отечественных ноу-хау и импорт прогрессивных природоохранных технологий.

Рост платежей за загрязнение на основе скорректированного индекса можно рассматривать как «один из» источников увеличения природоохранных денег за счет предприятий-загрязнителей. Этот фактор, с одной стороны, может стать побудительной силой для проведения назревшей реформы экологизации налогообложения, а с другой будет направлен на процесс сближения величины платежей и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Заметим, кстати, что на это

нацеливает и Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№ 96-ФЗ от 1999 г.).

В заключение анализа данного инструмента следует отметить, что превышение темпа роста индексации платежей над темпом роста инфляции должно стать залогом приемлемого согласования производственной и природоохранной деятельности.

Основой построения многих эколого-экономических инструментов устойчивого развития является совершенствование таких обеспечивающих инструментов, как методы экономической оценки природных ресурсов и методы экономического ущерба от экологических нарушений. Основы построения обеспечивающих инструментов изложены, например, в работе (Гусев, 2004). Следует провести верификацию и уточнение имеющихся методик. Такая задача частично осуществлена для оценки экономического ущерба от экологических нарушений. Помимо оценки ущерба от текущего загрязнения окружающей среды выявлены особенности определения ущерба от аварийного загрязнения (Моткин, 1996). Для новых разработок экономической оценки природных ресурсов по трудно оцениваемым ресурсам (таким как биоразнообразие) перспективно использование метода «готовности платить». Использование природного ресурса должно определяться с учетом максимальной оценки из вариантов его возможного назначения по учитываемому спектру функций, включая его комбинирование с другими ресурсами для выполнения определенных функций (например, углерододепонирующая функция лесов или включение их в рекреационный комплекс ресурсов). В число природных ресурсов помимо традиционных включается ассимиляционный потенциал окружающей среды. В исследовании (Гусев, 2004) дано обоснование ассимиляционного потенциала как особого вида природных ресурсов, включая подходы к его стоимостным и натуральным измерителям. Теперь важно включить в систему экономических оценок природных ресурсов экономическую оценку ассимиляционного потенциала окружающей среды.

Эколого-экономический механизм устойчивого развития может быть действенным только при адекватной институциональной поддержке. В числе ее функций - совершенствование нормативов, законодательства, контроля, экологической экспертизы, экологической стандартизации и сертификации, экологического аудита, ведения кадастров природных ресурсов, а также создание новых организационных структур и т.д.

Теперь остановимся на краткой характеристике ряда существенных институциональных инструментов. Экологическое нормирование является одним из таких инструментов. Нормирование, по сути, относится к административным методам регулирования. Устойчивое развитие предполагает их дополнение экономическими методами. Необходимо выделить диапазон нормативов качества природной среды, состоящий, как минимум, из трех внутренних нормативов: предкризисная нагрузка; экономический оптимум нагрузки; социальный оптимум нагрузки, отвечающий экологическим потребностям общества. В интервале от предкризисной нагрузки до экономического оптимума для управления качеством природной среды эффективно использование относительно малозатратных технологий по причине их высокой окупаемости снижением экономического ущерба от экологических нарушений. В интервале от экономического оптимума до социального экономические методы управления имеют подчиненное значение относительно ступенчатой стандартизации нормативов из-за сравнительно низкой окупаемости затрат. Здесь достижение каждой новой ступени должно быть обеспечено финансированием и использованием результативных малоотходных и утилизационных технологий, что соответствует базису устойчивого развития. Подробный анализ указанного диапазона излагается в работе (Гусев, 2004).

Важным инструментом институциональной поддержки эколого-экономических механизмов устойчивого развития является совершенствование законодательства. В (Гу-

сев, 2008) дается анализ экономико-правовых положений отдельных законодательных документов, связанных с природопользованием, и предлагаются пути их совершенствования. В целом же переход к устойчивому развитию связан с глубокими экономическими преобразованиями, сопряженными как с конкретными механизмами реализации отдельных положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и других существующих законодательных документов, касающихся природопользования, так и с совершенствованием Налогового кодекса РФ и разработкой новых законодательных документов - федеральных законов «О государственной собственности на природные ресурсы» и «О природной ренте». В законодательстве о собственности должна быть выделена экономико-правовая регламентация процессов владения, распоряжения и пользования ассимиляционным потенциалом окружающей среды. В законе «О природной ренте» особо должны быть выделены принципы нормирования затрат и предпринимательской прибыли. Целесообразно установить допустимую долю предпринимательской прибыли в общих доходах природопользователей, принимая во внимание исключительную важность социализации рентных доходов.

В последние годы ряд российских предприятий внедрили систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001, что связано с возможным вступлением России в ВТО и смещением приоритетов в сторону международной торговли экологичными товарами. Для предприятий, которые создали и внедрили систему международного стандарта ISO 14001, формирование экологической программы является одним из основных требований эффективного функционирования системы управления охраной окружающей среды. При этом учитываются направления развития предприятия на долгосрочную перспективу, стратегия предприятия, его экологическая политика и приоритетные экологические аспекты. Приоритеты, выраженные в количественных показателях и имеющие ин-

новационную направленность, должны быть определены для каждого конкретного этапа выполнения экологических программ. Значимость экологической стандартизации заключается в реализации принципа Деминга в направлении влияния на постоянное снижение воздействия предприятия на состояние окружающей среды. Иначе при контроле систем экологического менеджмента предприятие могут лишить сертификата соответствия выполнения требований стандарта ИСО-14001. Этот принцип в компактном виде означает: планируй - действуй - проверяй - корректируй. К настоящему времени около 300 российских предприятий сертифицированы по данному стандарту, тогда как за рубежом насчитывается около 150 тыс. организаций, имеющих экологический сертификат, в том числе в Японии - более 28 тыс., США -5 тыс., Индии - 2,5 тыс., Китае - 30 тыс. предприятий.

РОЛЬ ЭКОЛОГИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Анализ системы эколого-экономических и институциональных инструментов позволяет выявить двоякую роль экологии в рыночной экономике. Первая роль экологии заключается в формировании ограничений при принятии хозяйственных решений. Ограничения имеют два аспекта. Первый - механизм соблюдения природоохранного законодательства, принципов экологического нормирования и положений экологической стандартизации - направлен на повышение конкурентоспособности экологичных товаров и технологий и вывод неэкологичных товаров и технологий из конкурентной среды. Такой механизм в конечном счете ориентирован на инновационный путь развития экономики, что важно при поиске путей системного выхода из существующего кризиса. Второй - введение запретов в экспортно-импортных отношениях, связан-

ных с соблюдением международных договоров. Такие запреты уже существуют в системе охраны озонового слоя планеты. В системе охраны климата они, возможно, скоро начнут действовать. Эти ограничения важны на внешних рынках, поскольку способствуют выводу из конкурентной среды товаров и технологий, содержащих озоно- и климаторазрушающие вещества. Вторая роль экологии заключается в развитии собственно рыночных методов согласования хозяйственной и природоохранной деятельности. Среди них можно отметить торговлю квотами на допустимое воздействие производства на состояние окружающей среды, формирование и развитие рынков экологического аудита, экологического страхования, экологических услуг, экологически ориентированного малого бизнеса, связанного с инновациями, и т.п.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Отметим некоторые характерные взаимосвязи в системе эколого-экономических, институциональных и обеспечивающих устойчивое развитие инструментов. Формирование эколого-ориентированных национальных счетов непосредственно связано с экологизацией налогообложения и механизмом учета фактора инфляции. Эти связи обеспечивают рентные экологические оценки природных ресурсов и экономические оценки ущерба от экологических нарушений.

Механизм эколого-инновационной деятельности связан с экологической экспертизой инвестиционных проектов, направленных на отбор современных технологий, а также с экологическим аудитом, являющимся частью послепроектной оценки воздействия хозяйствования на окружающую среду. При оценке эффективности инвестиционных проектов в современных условиях важно учитывать

экономические оценки природных ресурсов и экологических нарушений. При таком учете показатель чистого дисконтированного дохода будет связан с инструментами формирования национальных счетов на микроэкономическом уровне и на уровне экологизации налогообложения. Эколого-инновационная деятельность связана с учетом экологического фактора при приватизации посредством обеспечения условий экологической безопасности приватизируемого объекта. Структурная перестройка связана с экологизацией экономики через внедрение современных малоотходных технологий. Прослеживается также непосредственная связь между инновациями и реализацией принципов экологической стандартизации, последующей экологической сертификацией производства.

Механизм межстрановых взаимоотношений относительно охраны окружающей среды связан с инструментом стимулирования создания рынков экологичной продукции, технологий и оборудования посредством введения запретов на экспорт-импорт отдельных неэкологичных товаров. Имеется непосредственная связь с элементом системы экономических воздействий на экологизацию производства - введение торговли квотами на допустимые выбросы парниковых газов. В этом случае важно разработать Федеральный закон «О собственности на квоты выбросов парниковых газов».

Еще один элемент инструмента формирования системы экономических воздействий на экологизацию производства - торговля квотами на допустимое экологическое воздействие - тесно связан с экологическим нормированием. Для внутренней торговли квотами, например на выброс сернистого газа, - особую роль играет ступенчатое ужесточение в динамике такой торговли экологических нормативов. Оно призвано способствовать внедрению инновационных технологий в источниках образования вредных отходов. В настоящее время необходимо разработать новые нормативы для пространства торговых сделок. Пока существуют нормативы только

для точечных источников загрязнения окружающей среды.

Связи инструмента стимулирования создания рынков экологичной продукции, технологий и оборудования с другими эколого-экономическими и институциональными инструментами показаны выше при характеристике данного инструмента.

Экологическое страхование связано с совершенствованием законодательства и проведением предстрахового экологического аудита. При определении ставки страховых платежей важную роль играет оценка экономического ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды.

Экологический аудит связан с экологической экспертизой проектов, совершенствованием экологического законодательства, экологической стандартизацией и сертификацией производства, экологическим страхованием. Аудит важно использовать при приватизации потенциально опасных объектов и оценке выполнения международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В перспективе при внедрении рыночных методов торговли квотами на экологические воздействия аудит необходим для того, чтобы воспрепятствовать покупке квот на такое воздействие предприятиями с повышенным экологическим риском. Для успешной реализации функций экологического аудита целесообразно доработать и принять Федеральный закон «Об экологическом аудите».

Необходимо совершенствовать ведение кадастров природных ресурсов. В связи с включением в состав природных ресурсов ассимиляционного потенциала окружающей среды целесообразно отразить в кадастре результаты мониторинга состояния окружающей среды, включая фоновую составляющую загрязнения. В перечне элементов кадастра важно присутствие рентных оценок природных ресурсов и оценок экономического ущерба от экологических нарушений.

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

После рассмотрения ключевых положений экологически устойчивого развития попытаемся сформулировать некоторые рекомендации по их использованию в современных экономических условиях. Для выхода из мирового финансово-экономического кризиса необходимо пересмотреть экономическую базу развития общества. Теория устойчивого развития в целом базируется на императиве стремления общества к достижению паритета между экономическими, социальными и экологическими ценностями. Это должно привести к изменению экономического механизма управления народным хозяйством на основе построения целостной системы эколого-экономических, институциональных и обеспечивающих инструментов устойчивого развития2. Важно, чтобы этот основной императив сочетается с эколого-технологическим императивом, направленным на инновационную перестройку. Прорывными в такой перестройке должны быть такие технологиями, которые дают двойной эффект - экономический и экологический.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, в России только 10% предприятий внедряют инновации, в то время как в Германии таких 70%. Элементы практической реализации установки на устойчивое развитие демонстрирует сейчас Япония. Она планирует выделить 210 млн долл. в течение пяти лет (начиная с 2009 г.) на разработку экологически чистого автомобиля нового поколения. Кроме того, Япония субсидирует скидки цен на покупку экологически чистых товаров бытовой техники.

2 Для общности сюда должна быть добавлена подсистема социально-экономических инструментов, которая в рамках данной статьи не рассматривается.

Конкретные механизмы посткиотского периода продолжения борьбы с климатическими изменениями не нашли подтверждения на климатическом саммите в Копенгагене (декабрь, 2009 г.). Одной из причин стала дороговизна достижения более существенных результатов по снижению выбросов парниковых газов по сравнению с требованиями Киотского протокола. В то же время в России Президентом РФ утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации (декабрь, 2009 г.). В ней подчеркивается связь между механизмами смягчения антропогенного воздействия на климат и устойчивым развитием. В доктрине подчеркивается важность как внедрения мер налоговой политики, стимулирующих снижение выбросов парниковых газов в частности, так и развития экономических механизмов, направленных на смягчение антропогенного воздействия на климат в целом. Существенным моментом реализации доктрины является повышение энергоэффективности экономики с учетом внедрения инновационных экологически приемлемых технологий. В доктрине отмечается междисциплинарный характер изучения процессов изменения климата, охватывающий экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. В заключение следует отметить, что, на наш взгляд, имеющиеся разработки по теории устойчивого развития могут быть полезны при создании адекватной современным условиям экономической теории, в которой не будет делаться упор на достижение чисто экономических, подчас сиюминутных результатов.

Литература

Аверченков А.А. Экономические аспекты глобального экологического сотрудничества. Кто есть кто в экономике природопользования: Энциклопедия. М.: Экономика, 2009.

Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. М.: Международные отношения, 2004.

Гусев А.А. Конституционная экономика и природопользование // Материалы VIII Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: устойчивое развитие». Т. II. Дубна: НИЦ «Экопроект», 2008.

Гусев А.А., Бизяркина Е.Н. Макроэкономические стимулы природоохранной деятельности // Материалы VIII Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: устойчивое развитие». Т. II. Дубна: НИЦ «Экопроект», 2008.

Маевский В. Фундаментальная теория денег и макроэкономические измерения: Доклад на заседании Секции экономики ООН РАН. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.

Рюмина Е.В. Построение и анализ системы отраслевых эколого-экономических показателей // Материалы VIII Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: устойчивое развитие». Т. I. Дубна: НИЦ «Экопроект», 2008.

Экономика природопользования: аналитические и нормативно-методические материалы. 2-е изд. доп. М.: Минприроды РФ, 1994.

Рукопись поступила в редакцию 17.07.2009 г.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБМЕНА НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

А.В. Карев

В статье анализируются проблемы эффективности обмена на товарных рынках. Предлагаемая модель обмена на товарных рынках более точно отражает процессы при денежном обмене. На ее основе предложен иной критерий эффективности обмена и показана множественность возможных эффективных состояний. Ключевые слова: эффективность обмена, ящик Эджвор-та, рыночное равновесие, динамика рынка.

В статье анализируются условия эффективного обмена на рынке в современных условиях. Обратимся сначала к истории поиска эффективных состояний рынка: еще в XIX в. Л. Вальрас построил систему уравнений, описывающих состояние рынка, и выдвинул условия достижения общего конкурентного равновесия. В. Парето обобщил решение Вальраса, распространив его на ситуацию с переменными производственными коэффициентами. Он также высказал предположение о возможности достижения состояния эффективного равновесия между спросом и предложением (рис. 1).

Такое предположение выглядит вполне логичным. Действительно, если на рынке некоторого товара существует определенный объем спроса, то эффективное состояние будет достигнуто в том случае, если продавцы этого товара смогут обеспечить поставку на рынок точно требуемого количества товаров.

В случае поставки на рынок меньшего объема товаров цена вырастет до Р1, что неэффективно для покупателя. В случае поставки на рынок большего объема товаров

© Карев А.В., 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.