Научная статья на тему 'Классификация эпиклез древнегреческих богов'

Классификация эпиклез древнегреческих богов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1095
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ANCIENT GREECE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ПОЛИТЕИЗМ / POLYTHEISM / ПАНТЕОН / PANTHEON / ЭПИКЛЕЗЫ / EPICLESES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осипова Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросам классификации эпиклез культовых эпитетов, отражающих «местные формы» почитания богов в полисах Древней Греции. Классификация и систематизация эпиклез, особенно функциональных, имеют большое значение для исследования древнегреческого политеизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of the Ancient Greek gods' epiclesis

The article deals with the issue of the classification of epicleses cult epithets reflecting local forms of the worship of gods in Ancient Greek poleis. Classification and systematization of epicleses, especially of the functional ones, are of great importance for researching the Ancient Greek polytheism.

Текст научной работы на тему «Классификация эпиклез древнегреческих богов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2014. № 6

О.В. Осипова

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭПИКЛЕЗ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ БОГОВ

Статья посвящена вопросам классификации эпиклез — культовых эпитетов, отражающих «местные формы» почитания богов в полисах Древней Греции. Классификация и систематизация эпиклез, особенно функциональных, имеют большое значение для исследования древнегреческого политеизма.

Ключевые слова: Древняя Греция, религия, политеизм, пантеон, эпи-клезы.

O.V. O s i p o v a. Classification of the Ancient Greek gods' epicleses

The article deals with the issue of the classification of epicleses — cult epithets reflecting local forms of the worship of gods in Ancient Greek poleis. Classification and systematization of epicleses, especially of the functional ones, are of great importance for researching the Ancient Greek polytheism.

Key words: Ancient Greece, religion, polytheism, pantheon, epicleses.

Говоря о древнегреческом пантеоне, нельзя не отметить важную особенность религии Древней Греции — регионализм. Как известно, в каждом греческом полисе создается свой пантеон, и богов почитают в «местных формах», которые отражаются в культовых эпитетах — эпиклезах. Эпиклеза (от греч. етк^поц — «призыв») — это имя призыва, инвокация, которая обычно следует за теонимом (именем бога); П. Брюле и С. Лебретон определяют эпиклезу как божественную сущность, отраженную в культе [P. Brule, S. Lebreton, 2007, p. 220]. В Древнем Риме, как отмечает Дж. Шайд, принцип политеизма заключается «в ограничении божественных функций и в человеческой способности умножать популяцию божеств, бесконечно разделяя рассматриваемую деятельность» [Дж. Шайд, 2006, с. 160]. В представлениях греков боги имеют много лиц, соответствующих многочисленным конкретным просьбам людей, что и выражается в именовании богов через систему эпиклез.

Имена богов, в том числе древнегреческих, являются предметом многочисленных исследований: лингвистическими методами восстанавливается праформа отдельных теонимов [Н.Н. Казанский, 2009], анализируются способы именования богов в религиях

* Осипова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. 8 (495) 939-27-94; e-mail: [email protected]

античности, в частности в Древней Греции, на материале литературных (хоровая лирика, трагедия) и документальных (надписи) текстов [Nommer les dieux, 2005], рассматриваются отдельные эпи-клезы [J.N. Bremmer, 2012; И.Е. Ермолова, 1998].

Говоря о современных исследованиях эпиклез, С. Лебретон в своей рецензии на сборник трудов, посвященных эпитетам богов в античной литературе, отмечает, что авторы ограничиваются в основном составлением списков [S. Lebreton, 2012]. Он же вместе с П. Брюле, дав определение эпиклезы и таким образом сформулировав критерии выделения культовых эпитетов, составил базу данных эпиклез древнегреческих богов (6763 к июню 2007 г.), чтобы зафиксировать все эпиклезы греческого политеизма с VIII в. до н. э. по IV в. [P. Brulé, S. Lebreton, 2007, p. 218]; в частности они отмечают, что число эпиклез значительно возрастает в эпоху эллинизма [ibid., p. 227]. Авторы ставят целью создание «пейзажа эпиклез» (paysage épiclétique), иными словами, частотного словаря и словаря сочетаемости: с какими теонимами какие эпиклезы сочетаются и насколько эти сочетания распространены [ibid., p. 226]; результаты исследования доступны сейчас в базе данных «Эпиклеза: эпиклезы греческих и римских богов»1.

Отмечается, что необходимо рассматривать эпитеты в определенном контексте, историческом и физическом [J. Wallensten, 2008, p. 82], так как эпиклезы большей частью появляются в связи с конкретным святилищем в каком-либо городе [P. Brulé, S. Lebreton, 2007, p. 219]; примером такого подхода может служить книга А.С. Русяевой [А.С. Русяева, 2005].

Предлагаемая статья посвящена некоторым вопросам классификации культовых эпитетов. Представляется, что прежде всего при анализе эпиклезы следует отличать от литературных эпитетов богов в эпических поэмах и произведениях других жанров (Феб Аполлон, Афина Алалкомена и т.п.). Следует уточнить, что богов можно называть (и призывать) двумя способами: только по имени (в эпических поэмах, мифологических сочинениях, а также в городах, где они возглавляют пантеон) или двумя именами, первое из которых теоним, а второе — определение, уточняющее отдельное качество бога [P. Brulé, S. Lebreton, 2007, p. 219]. Формулируя критерии выделения эпиклез, П. Брюле и С. Лебретон не относят к эпиклезам литературные эпитеты, в том числе заменяющие имя бога, а также иконографические определения, описывающие статуи богов [ibid., p. 220—221]. И эпиклезы, и литературные эпитеты могут употребляться отдельно, без теонима, но если последние

1 Epiclèse: Epiclèses de divinités grecques et romaines. http://www2i.misha.fr/flora/ servlet/LoginServlet

заменяют только имя бога, то эпиклеза — целое словосочетание (теоним и эпиклеза) [ibid., p. 222, n. 13]. Литературные эпитеты, в частности гомеровские, распространены шире, чем эпиклезы, встречающиеся в одном или нескольких городах; каждая эпиклеза, таким образом, указывает на культ, функцию и место [ibid., p. 222]. Можно сказать, что литературные эпитеты отражаются в изобразительном искусстве, а эпиклезы — в основном в эпиграфике, прежде всего в посвятительных надписях, а также в произведениях древнегреческих историков. Так, памятники искусства оказываются иллюстрацией к многочисленным эпитетам Аполлона [М.В. Скржин-ская, 2006, с. 264].

Однако провести четкую границу между эпиклезой и литературным эпитетом удается не всегда: так, в эпиграфических источниках одно и то же определение может фигурировать и как эпиклеза, и как поэтический эпитет, заменяющий имя бога. Например, литературный эпитет Диониса Вак%од «Вакх» оказывается эпиклезой в Книде [цит. по: P. Brule, S. Lebreton, 2007, p. 223]; литературный эпитет также сам может иметь эпиклезу, например Фoíßog Ликеюд «Феб Ликийский» в Лерне (IG IV 666) [цит. по: P. Brule, S. Lebreton, 2007, p. 221, n. 11]. Примером сочетания литературных и культовых эпитетов в надписях может служить посвящение Зевсу в Олимпии: KpoviSa Zsv ОАицлге — «Кронид Зевс Олимпийский» (IG V. 1562).

Впрочем, необходимо уточнить, что и древнегреческие писатели не всегда разграничивают эти две группы эпитетов богов. Слова, обозначающие «имя», «название», зафиксированы в словаре Юлия Поллукса «Ономастикон» (II в.): ovo^a, кА^оц, npoonyopia, лроорпоц лроорпца, етк^поц emK^nv, влшгоця ovo^aoia (Poll. 6.203). Установлено, что для обозначения как литературных, так и культовых эпитетов богов в произведениях древнегреческой литературы используются слова влшАпоц и snravu^ia [ibid., p. 219]. Так, слово влжАпоц «призыв» употребляет Гомер, в основном в выражениях «звать по прозвищу», а также Гесиод, Геродот; у Павсания в «Описании Эллады» (II в.) это слово встречается 184 раза, впрочем, оно указывает не только на эпитеты богов. Слово snravu^ia «прозвище», «название» появляется в трагедии (у Эсхила), часто встречается в произведениях историков (например, у Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Диодора Сицилийского).

В «Ономастиконе» Поллукса, построенном по тематическому принципу, под рубрикой «боги» (0soi) представлены эпитеты, связанные с небом, с землей, с морем, с подземным миром, с домом и государством, впрочем, разбиение по темам выдержано не до конца. При перечислении он объединяет литературные эпитеты и эпиклезы, хотя сам отделяет одни от других: «Тучегонитель (гефе-

^nyspsTn?) и другие подобные [эпитеты] Зевса, как и Колебатель земли (ewooiyaiog, evooix9®v) и похожие [эпитеты] Посейдона, пусть остаются поэтам» (Poll. 1. 23—24). О литературных эпитетах и эпиклезах Посейдона пишет Павсаний: «Кроме тех эпитетов, которые созданы для Посейдона поэтами (ovo^axa лт^тац nsnmn-^sva) для украшения своих стихов, и тех, которые в разных городах даются ему как специально местные (етхфрш), следующие названия являются для него общераспространенными: Пелагий (Морской), Асфалий (Охраняющий от опасностей) и Гиппий (Покровитель коней) (ШАяуаюд ка! АофаАлод ts Kai "Inmog)» (Paus. 7.21)2. Перечисляя и объясняя эпитеты Аполлона, Макробий в «Сатурналиях» (V в.) также объединяет эпиклезы и литературные эпитеты (Macr. Sat. 1.17.31-52, 64-65)

Если говорить о классификации эпиклез, то следует отметить, что современные исследователи берут за основу как количественный критерий (частотность эпитета), так и семантический (значение слова). Начнем с семантики. Так, П. Брюле выделяет эпиклезы — имена других богов и географические, или топографические, определения, отмечая, что последних особенно много у Артемиды, Афродиты и Афины [P. Brule, 1998, p. 20-21]. Он же дает семантическую классификацию эпитетов Артемиды, как литературных, так и эпиклез: окружение (поле, водоем), действие (охота), женщины (семейная жизнь, домашние дела), город (политика, война); отметим, что одни и те же определения попадают в разные группы [ibid. p. 23-26]. Ряд авторов пишут об эпиклезах, указывающих на функции богов [А.С. Болтунова, 1977; М.В. Скржинская, 2006 и др.]. Если обобщить материалы проведенных исследований, семантическая классификация эпиклез получается следующей:

1) географические эпиклезы, указывающие на местопребывание бога или место его почитания: 'ОАйцлюд — «Олимпийский» (эпиклеза Зевса), ГО9юд — «Пифийский» (эпиклеза Аполлона), 'EA,suouvia — «Элевсинская» (эпиклеза Деметры) и др.;

2) функциональные эпиклезы, указывающие на деятельность, покровителем которой это божество является: Карпофород — «Податель плодов» (эпиклеза Зевса, Диониса и Деметры), Коиротро-фод — «Вскармливающая детей» (эпиклеза Геры и Артемиды) и др.

А.И. Зайцев приводит примеры функциональных эпиклез различных богов: Зевса [А.И. Зайцев, 2004, с. 95-99], Геры [там же, с. 104], Афины [там же, 111], Посейдона [там же, 119], Артемиды [там же, с. 149-150], Аполлона [там же, с. 170-173]. Появление новых эпиклез богов можно считать отражением дробления функ-

2 Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П. Кондратьева.

ций: так, эпиклезы Зевса иллюстрируют представление о нем как о покровителе и спасителе отдельных лиц, родов, о хранителе домашней собственности, затем — о покровителе полиса и хранителе государственного порядка; при именовании бога возможно сочетание нескольких эпиклез [А.С. Болтунова, 1977, с. 178— 180];

3) эпиклезы — имена местных богов или героев, культ которых с течением времени оказывается подчинен культу этого бога: EiAsi-0uia — «Илифия» (эпиклеза Геры и Артемиды) и др.

В эпиграфических источниках как эпиклезы часто встречаются имена местных божеств, в других городах отождествленных с олимпийскими [Л Graf, 2010, p. 71]; отметим, что в надписях возможны колебания между именем бога и эпиклезой, например, x^i Ä0nvai ка! x^i №кп (декрет Фемистокла, ML 23) — «Афине и Нике» и [tSI] [Ä0svaiai tSI №]ке1 (Афины, IG I3. 35) — «Афине Нике». Механизм появления новых теонимов заключается в превращении эпитета в новое имя, способное в дальнейшем вытеснить исконное обозначение; также имя божества может восходить к субстантивированному эпитету [Н.Н. Казанский, 2009, с. 223]. Так, по одной из гипотез, в микенскую эпоху был заимствован культ хеттского бога Телепинуса, эллинизированная форма имени которого ДеАфтод «Дельфиний» стала затем связываться со словом «дельфин» (5еАф1д), что отразилось в гомеровском гимне к Аполлону (h.Hom. 2.315—317) [М.В. Скржинская, 2006, с. 260].

Эпиклезы-имена могут быть результатами частного обета [Л Graf, 2010, p. 69]. Так называемым «индивидуальным эпитетам» (individual epithets), образованным от имен людей, посвящена статья Дж. Вал-ленстен: рассматривается эпиклеза Исиды-Афродиты Дlкaía «Справедливая», засвидетельствованная на острове Делос в эпоху эллинизма в посвятительных надписях афинян Дикея и Асклепиада, сыновей Дикея. Функция индивидуальных эпитетов, по мнению автора, заключается в том, чтобы указать на особое покровительство, которое божество оказывает данному лицу [/. Wallensten, 2008, p. 82].

Интересно отметить семантическую классификацию эпиклез в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (ок. 90 — 21 гг. до н.э.): историк выделяет эпиклезы функциональные и географические. Первые он отмечает у Диониса, Зевса, Афины, Геры, Артемиды, Гермеса (4.5.1): «Люди дали Дионису множество прозвищ (влю'гоцхад), каждое из которых обусловлено тем или иным действием (вли^Зеица), имеющим отношение к этому богу» (Diod. Sic.)3. Он перечисляет географические эпиклезы Афродиты, Апол-

3 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Пер. О.П. Цыбенко.

лона и Артемиды: «Афродита же побывала на Сицилии на Эрике, а из островов — на Киферах и на Кипре в Пафосе, а также в Азии в Сирии. По причине ее явления и длительного пребывания в этих землях местные жители стали считать богиню своей, называя ее Афродитой Эрикиной ('EpuKivnv), Кифереей (KuBspsiav) и Пафией (na9iav), а также Сирийской богиней. Равным образом и Аполлон проводил большую часть времени на Делосе, в Ликии и в Дельфах, а Артемида — в Эфесе и на Понте, а также в Персии и на Крите. От этих мест или от совершенных в каждом из них деяний Аполлона стали называть Делосским (A^Aaov), Ликийским (Adkiov) и Пифийским (TOBiov), а Артемиду — Эфесской ('E9soiav), Критской (Kp^oiav), а также Таврополой (Taupono^ov) и Персидской (nspoiav), хотя оба они родились на Крите» (Diod. Sic. 5.77.5—7)4.

Если за основу взять количественные характеристики эпиклез, то выделяются эпиклезы повторяющиеся (у нескольких богов) и уникальные [Р. Brule, 1998, p. 30]. Некоторые эпиклезы универсальны для всех греческих полисов, например эпиклеза Зевса 'ОАйцтод — «Олимпийский». Также могут совпадать культовые эпитеты разных богов, например, «Спаситель» (эпиклеза

Зевса и Аполлона) или Taupono^og — «Таврополос» (эпиклеза Деметры, Афины, Гелиоса, Артемиды как покровителей крупного рогатого скота5 [И.Е. Ермолова, 1998, с. 131, прим. 21]). На частичное совпадение эпиклез Артемиды, Афины и Афродиты указывает П. Брюле [Р. Brule, 1998, p. 32—33]. Отмечаются и парные эпиклезы — один и тот же эпитет бога и богини, в основном Зевса и Афины: noAasug / ШАляд — «Городской/-ая», Фpaтpюg / Фpaтpía — «Покровитель (-ница) фратрии» [ibid., p. 31]. Очевидно, что повторяются чаще всего эпиклезы функциональные, обозначающие покровительство семье, роду, государству. Уникальные эпи-клезы могут быть непонятны и иметь неясную этимологию: так, эпиклеза 'OpoiA,6%n «Орсилоха» обозначает, возможно, или «Родо-вспомогательница» или «Поднимающая отряды» [И.Е. Ермолова, 1998, с. 132].

Можно заключить, что классификация и систематизация многочисленных эпиклез позволяет провести анализ функций богов, их места и роли в локальных пантеонах. Таким образом, исследование эпиклез является необходимым этапом реконструкции древнегреческого политеизма.

4 Там же.

5 Эпиклеза ТаиропоХо^ интерпретируется как географическая — «Таврическая», как в приведенной выше цитате из «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болтунова А.С. Зевс Отчий и Зевс Спаситель // Вестн. древней истории. 1977. № 1.

Ермолова И.Е. Об эпиклезе таврского божества у Аммиана Марцелли-на // Вестн. древней истории. 1998. № 2.

ЗайцевА.И. Греческая религия и мифология. СПб., 2004.

Казанский Н.Н. К этимологии эпитета Аполлона Kapveïoç // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XIII (чтения памяти И.М. Тронского) / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., 2009.

Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев, 2005.

Скржинская М.В. Эпиклезы Аполлона в античной литературе и их отражение на памятниках искусства из Ольвии и городов Боспора // Индоевропейское языкознание и классическая филология — X (чтения памяти И.М. Тронского) / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., 2006.

Шайд Дж. Религия римлян / Пер. с фр. О.П. Смирновой. М., 2006. Оригинальное издание: Scheid J. La religion des romains. P., 1998.

Bremmer J.N. Demeter in Megara // Demeter, Isis, Vesta, and Cybele. Studies in Greek and Roman Religion in Honour of Giulia Sfameni Gasparro / Ed. by A. Mastrocinque, C. Giuffrè Scibona. Stuttgart, 2012.

Brulé P. Le langage des épiclèses dans le polythéisme hellénique (l'exemple de quelques divinités féminines). Quelques pistes de recherche // Kernos. 1998. Vol. 11.

Brulé P., Lebreton S. La Banque de données sur les épiclèses divines (BDDE) du Crescam: sa philosophie // Kernos. 2007. Vol. 20.

Graf F. Gods in Greek Inscriptions: Some methodological questions // The Gods in Ancient Greece: Identities and transformations / Ed. by J.N. Bremmer, A. Erskine. Edinburgh, 2010.

Lebreton S. [Recensio] Onofrio VOX (ed.), Materiali di nomenclatura divina greca // Kernos. 2012. Vol. 25.

Nommer les dieux: Théonymes, épithètes, épiclèses dans l'Antiquité / Ed. par N. Belayche, P. Brulé, G. Freyburger, Y. Lehmann, L. Pernot, F. Prost. Turnhout, 2005.

Wallensten J. Personal protection and tailor-made deities: the use of individual epithets // Kernos. 2008. Vol. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.