вания функциональной системы и получение заданного результата [1].
Соглашаясь с данным положением, следует отметить, что при взаимодействии всех компонентов блоков модели педагогической системы результатом будет являться реализуемость поставленной цели, в качестве которой сформулировано обеспечение эффективности педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза. Достижению поставленной цели будет способствовать и становление саморазвития преподавателя, и становление субъекта саморазвития в лице обучающегося.
Таким образом, структурно-функциональная модель педагогической системы содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, в состав которой входят два блока, представленные саморазвитием преподавателей и саморазвитием обучающихся, и в качестве свя-
зей строения объекта с выполняемыми функциями выступают этапы саморазвития будущих педагогов профессионального обучения, характеризует практико-ориентированный уровень концепции.
Список литературы
1. Худякова, Н.Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. — 232 с.
2. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 316 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
4. Степашко, Л.А. Аксиологический аспект процесса обучения / Л.А. Степашко // Управление в образовании: теория, практика, перспективы: межвуз. сб. науч. ст. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. — С. 3-4.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
УДК 37:7.01
Т.М. Степанова, канд. пед. наук Т.В. Шутова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАЙНА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В объектное поле дизайна сегодня входит все, что является продуктом проектной деятельности, а также то, что в той или иной степени подвергается проектному воздействию человека. Прослеживается возрастающая экспансия дизайна в самые разные области и сферы человеческой деятельности. В этом контексте возникает проблема классификационного обобщения дизайна, что особенно остро ощущается в процессе подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна.
Так, в процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения обнаруживает потребность в совершенствовании научно-теоретического знания в своей области активно развивающийся профиль системы профессионально-педагогического образования — «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Для дальнейшего развития данного профиля это является актуальной проблемой, связанной с углублением содержания образования педагога профессионального обучения, ориентацией образовательного процесса на инновационные подходы, методы и технологии, а также создание соответственного научно-методического ресурса для
инноваций в работе организационных структур (например, кафедр) [1, с. 129].
Существование свыше 150 определений дизайна, его практическое видовое разнообразие, включающее такие, например, разнохарактерные понятия, как промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн среды, инженерный дизайн, декоративно-прикладной дизайн, веб-дизайн, дизайн костюма, дизайн прически, ландшафтный дизайн, фотодизайн, арт-дизайн, мультимедийный дизайн, дидактический дизайн и т. д., создают пеструю, во многом неупорядоченную картину дизайна как системы проектной деятельности, чем именно он и является на самом деле.
Отсюда проистекает проблема систематизации дизайнерской практики, которая существенна для образовательных процессов, их теоретической базы, а также организационных подходов [2, с. 154].
Существующая видовая классификация дизайна характеризуется направленностью проектной деятельности на определенную объектную область. Под объектом понимается совокупность предметов материального мира, объединяемых той или иной конкретной спецификой. В такой объектно направленной классификационной схеме пред-
63
ставлены следующие виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, графический дизайн [3]. Данная классификация является наиболее распространенной и употребимой, в том числе применяется в образовательной системе, включая профессионально-педагогическое образование, при формировании содержания образования и номенклатуры специализаций (профилизаций), образовательных направлений, профилей.
Существует также модель классификации дизайна, которая в своей структурной подоснове имеет ориентацию на такую понятийную связку, как проектное целеполагание — проектный подход. Такая модель по существу определяет типологию содержания проектной деятельности, в ней раскрывается специфика и взаимодействие аналитических (одномерных) и синтезирующего (многомерного) подходов к формированию дизайн-продукта. В данной модели синтезирующий дизайн (классический) объединяет конструктивное и образное проектирование как типы проектной деятельности, отражающие взаимодействие проектной цели и подхода [4].
Двумя данными моделями (видовой и типологической) практически и ограничиваются реальные аспекты типологического видения дизайна как системы. Между тем в теории дизайна существует множество отдельных аспектов, представляющих и раскрывающих дизайн как потенциально многомерную, сложную, открытую, динамичную систему. Например: понятие «городской дизайн» раскрывает совокупность средовых городских объектов, необходимых для функционально-эстетической организации, реализации образа жизни и поведения городского населения, понятие «региональный дизайн» представляет формообразование промышленных изделий, которое в значительной степени определяется образом жизни, художественными и ремесленными традициями какой-либо региональной или этнической группы; понятие «медиадизайн» характеризует целевую подготовку специалистов, владеющих процессами формирования сложных по функциональности информационных ресурсов (интернет-ресурс, мультимедийная информационная система) [5]; вербальный дизайн представляет как конечный продукт словесно сформулированное решение проблемы, не лежащее в плане традиционных рекомендаций, но представляющее собой уникальное по своей тактике предложение (концептуальный дизайн, нон-дизайн, дизайн-концепция, дизайн-программа).
Достаточно уже приведенных примеров, чтобы обозначить системную сложность дизайна, а отсюда и его возникающую классификационную неоднозначность.
Для теории, связанной с развитием подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна, особенно важна не презентация пестрой
картины дизайна, а, напротив, стремление к краткому, лаконично-содержательному, но в то же время естественному объединению разного вида содержания дизайна в типовергентное целое. Здесь на первый план выступает содержательная лаконичность (прегнантность), создающая отчетливость видения частей и целого в дизайн-системе.
Как считают авторы, естественное и содержательно-целостное объединение «дизайн-множества» в обобщенные типологические формы возможно осуществить на основе бинарной оппозиции природная среда — искусственная среда.
Дизайн преимущественно рассматривается как система проектной практики, направленная на органичный синтез прагматического и образного начала и вносящая в реальность новый социокультурный смысл [5]. Социокультурный смысл, как правило, в современной практике дизайна не замыкается в поле искусственных объектов (вещь, комплекс), а активно соприкасается с природной средой, в той или иной мере определяя ее общее состояние.
Параллельное существование дизайн-процессов формирования искусственного объектного поля и воздействия проектной практики на природное объектное поле приобретает все более отчетливое состояние, включая и определенную их «межпроцессную диффузию». Данные дизайн-процессы характеризуются четко выраженной векторностью, что позволяет определять их как направления, терминологически обозначить которые можно как натурно-объектный дизайн и искусственно-объектный дизайн. Данный классификационный подход предоставляет возможность группирования видов дизайна внутри обозначенных направлений, что создает в целом определенный теоретический аспект дизайн-системы (рисунок).
Между двумя ведущими направлениями на уровне межвидового взаимодействия могут воз-
Виды дизайна
никать отдельные «диффузные» виды дизайна. Например, в имиджевом дизайне (относящемуся к антропоморфному дизайну) будут проявлять себя искусственные и натурные объекты в совокупности. Но в целом представленная схема достаточно четко разводит объектные поля дизайна, дает обобщенное представление о целостном объектном поле проектной деятельности человека.
В данном случае объект дизайнерского проектирования может позиционироваться как категориально множественный, обладающий классическими модальностями необходимости, возможности, действительности и их реализацией в предметно-пространственной, (средовой), континуальной, дискретной (вещь, отдельные природные объекты), информационной, виртуальной и других формах.
Из приведенного высказывания, характеризующего схематический совокупный и реальный образ дизайнерского объекта, можно заключить, что структурный подход к дизайну претерпевает изменения. Если структурной единицей проектирования предметного мира, в основном, постулировалась «вещь», структурной единицей предметно-пространственной среды — «поведенческая ситуация», а информационной — информационное событие, то сейчас в категорию структурной единицы может попасть любой объект неживой или живой природы, включая самого человека. В этом случае очень жестко проявляет себя «тотальность» дизайна как сущность проектной деятельности человека. Данный феномен дизайна можно представить на примере концепта проектной сущности арт-дизайна.
Предметный мир теснейшим образом связан с культурой. Само понятие «культура» раскрывается в значительной степени через предметные формы, вещи. Формирование предметного мира, реализуясь через различные подходы (геометрического формообразования; «органического» формообразования, т. е. видения предмета как органического продолжения живого; семантического формообразования; информационного формообразования и др.) получают в последнее время еще один существенный вектор — индивидуализацию предметного творчества.
Одним из важнейших результатов этой индивидуализации является «выход» дизайна в пограничную зону, близкую к искусству.
Еще Герберт Рид определял дизайн как высшую форму искусства, представляя его в роли независимой сверхпрофессии, свободной от узкоспециализированного профессионализма, и концептуально уравнивал продукты дизайна с продуктами искусства. Подобной точки зрения придерживался, например, Джио Понти, который считал дизайн способом реализации художественных тенденций [6].
Аспект проектирование как искусство возник отнюдь не в теоретических предположениях. Сама жизнь, практика представила многочисленные и яркие свидетельства этого.
Особенно отчетливо художественность проектного творчества проявила себя, например, в арт-ди-зайне, функционирующем и в системе профессионально-педагогического образования. Арт-дизайн, поначалу раскрывающийся в рамках узкой специализации, связанной с поиском привлекательного образа (внешней формы) вещи, стал трансформироваться в отдельную проектно-художественную систему, состоящую из множественности индивидуализаций и демонстрирующую своей целью раскрытие именно индивидуальных творческих проектных реализаций.
Продукт арт-дизайна не только стал соотноситься с произведениями декоративно-прикладного искусства, скульптуры, графики, живописи, но и приобрел специфические черты. Его границы вышли за рамки традиционного изобразительного искусства и приобрели образ динамичной, открытой, развивающейся и расширяющейся за счет синтеза различных видов искусства системы. Современный арт-дизайн — это «растяжка» от одиночной красивой вещи до сложных пространственно-временных структур, включающих театральные, мультимедийные и другие средства.
Жанровая многомерность арт-дизайна обусловлена, по всей видимости, особым вектором — стремлением к абсолютной свободе, выходящей за рамки привычных жанровых форм и нормативов [4].
Вместе с тем внутри жанровой «всепоглощае-мости» и универсальности арт-дизайна существует множество «малых векторов», позволяющих осуществлять любой выбор из широкого арсенала средств, приемов и т. д.
Как один из таких «малых векторов» можно выделить ту проектную деятельность арт-дизай-нера, которая по существу смыкается, идентифицируется с деятельностью художника.
Данный вид проектного творчества, как показывает практика, может оперировать любыми средствами: изобразительными, аудиовизуальныными, вербально-визуальными и т. д., сущность состоит не в специфике выбираемых средств, а в обретении внутренней техники, ведущей индивида к «са-моявленности, формы, рождающей высший импульс», явлению «неотложного призыва бытия», т. е. тому, что связано с понятием онтоискусства (Менегетти) [7].
В данном случае можно наблюдать определенное внутреннее сходство таких явлений, как искусство и проектирование. Сходство, которое не связано со «средствами» формирования продукта индивидуализированной деятельности, а опре-
65
деляется некими сущностными средствами «онтовыражения».
В онтологии как учении о бытии (учении о сущем) все больше обозначается возможность ее обновления. Онтологические концепции Н. Гартмана, М. Хайдеггера (середина ХХ в.) трактуют сферу развертывания человеческой жизни, сознания, познания, общения в качестве фундаментального уровня бытия. Отказ от противопоставления онтологии и гносеологии, объекта и субъекта сближает эти концепции с онтологическими представлениями восточного типа, формирующими образы слияния человека с бытием, участие человека в переменах бытия. Данные концепции «добавляют» к научному отображению бытия смысл повседневного мировоззрения, стимулируют разработку «обыденной» онтологии здравого смысла. В социальной онтологии значение человеческих индивидов приобретает смысл и значение «ядерных» сил и структур, формирующих фундаментальный слой социального процесса [8, с. 486].
Таким образом, можно предположить, что факты внутренней жизни человека не являются в большей степени социальным заказом, а сами формируют, как составляющие, «общий» социальный смысл, создают его функцию и семантику.
Реализация «идеала самих себя» осуществляется на пути достижения соответствия своей имманентной специфичности своему проекту в творческом развитии.
В связи с этим возрастает понимание внутренней ценности предмета проектной деятельности, который в данном контексте становится равным тому, что традиционно принято считать искусством. Функциональность проектирования как бы смыкается с функциональностью искусства, а следовательно, и онтоискусства.
Появление онтопроектного смысла в дизайне в значительной степени связано с рассматриваемым авторами арт-дизайном, специфика и сущность которого «завязаны» на раскрытии индивидуальных значений и смысла человеческой деятельности. Арт-дизайн по сути является не только специализированной формой (видом) проектирования, но и своеобразной, уникальной технологией онтопроектирования, которая раскрывает человека в рамках онтосемантики, создает его новый сущностный образ [4].
Но не только арт-дизайн (характеризующийся как тип проектирования), по всей вероятности, является онтопроектной деятельностью человека. Функционирование разновекторной практики дизайна (промышленный дизайн, дизайн среды, графический дизайн, ландшафтный дизайн, мультимедийный дизайн и др.) свидетельствует о том, что дизайн проявляет себя как холистическая проектная система, в основе которой определенно лежит
66
сущностный проектный смысл и которая активно воздействует на формирование искусственных и преобразование природных объектов. Дизайн становится основной движущей силой формирования человеком окружающей среды, символом преобразования действительности.
Выявляющийся концепт онтопроектной объектной направленности дизайна в определенной мере помогает сформировать взгляд на проектную деятельность человека у обучающихся дизайну, решает вопросы понимания процесса взаимодействия человека с окружающим миром. Проблема типологии дизайна, рассматриваемая с этой позиции, может быть решена в рамках организационного обобщения существующих разнообразных векторов дизайна, а также применима в профессиональнообразовательных процессах, связанных с теорией и практикой дизайна, в том числе и в рамках системы подготовки педагогов в области дизайна.
Из приведенных рассуждений можно сделать общие выводы:
1. Дизайн проявляет все большую экспансию во все области и сферы проектной деятельности, стремится интегрировать проектные векторы в целостное состояние, что позволяет определить его (дизайн) как сущностно обусловленную систему проектной деятельности человека.
2. Классификация дизайна может определяться его объектной направленностью, связанной с той или иной мерой обобщения, что подтверждается существующей практикой дизайна.
3. Наиболее обобщенный вариант классификации дизайна по его объектной направленности можно представить следующим образом: натурнообъектный дизайн, искусственно-объектный дизайн. Здесь следует учитывать, что между данными направлениями может возникнуть (и возникает) межвидовое взаимодействие, выраженное, например, в имиджевом дизайне и др. — так называемом дизайне природно-искусственных объектов.
4. Каждое направление дизайна развивается как самостоятельно, так и во взаимодействии. Например, натурно-объектный дизайн имеет перспективу следующего содержательного наполнения: ландшафтный дизайн, фитодизайн, антропоморфный дизайн (боди-дизайн, дизайн прически и др.); искусственно-объектный дизайн гиперактивно развивается в самом разнообразном количественном (и качественном) объектном плане.
5. Использование при классификации дизайна концепта онтопроектной объектной направленности дает возможность новых аспектов теоретического рассмотрения дизайна и его применения в педагогической практике. Например, понятие «натурнообъектный дизайн» позволит по-новому подойти к решению научно-педагогических, проектно-содержательных задач, а также к оформлению орга-
низационных структур образовательных учреждений (кафедр, факультетов и др.).
6. Предлагаемое концептуальное обновление научно-теоретического аппарата дизайна даст возможность в рамках направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» реализовать установки ФГОС нового поколения в конкретном развитии как структуры содержания образования, так и организации образовательного процесса и управления им (модули и др.).
7. Укрупненное видение дизайна в его составляющих объектных полях будет способствовать концептуальному обновлению профессиональнопедагогического пространства, касающегося направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», учебно-методических комплексов по дисциплинам профилизаций данного направления и профиля, а также ориентировать образовательный процесс на инновационные образовательные системы и технологии, создание соответствующего научно-методического инновационного ресурса для совершенствования подготовки педагогов профессионального обучения.
Список литературы
1. Фёдоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития / В.А. Фёдоров // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. — 2008. — № 9(57). — С. 127-134.
2. Фёдоров, В.А. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна / В.А. Фёдоров, В.П. Фалько // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2008. — № 12. — С. 152-161.
3. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Под общей ред. Г.Б. Минервина. — М.: Архитек-тура-С, 2004. — 288 с.
4. Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации: сб. науч. тр. / Под науч. ред. Е.В. Ткаченко. — Екатеринбург: ГОУ ВпО РГППУ, 2009.
5. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И.А. Розенсон. — СПб.: Питер, 2008. — 218 с.
6. Глазычев, В.Л. О дизайне / В.Л. Глазычев. Изд. 2-е, доп. — М.: Европа, 2006. — 320 с.
7. Менегетти, Антонио. Ин-се искусства и творчество / Антонио Менегетти. — Екатеринбург: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997.
8. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2004. — 846 с.
УДК 378.147 Ю.В. Даськова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одним из важнейших пунктов общенациональных интересов России в сфере образования является постоянная необходимость в повышении профессиональной квалификации, профессиональной мобильности. Это требует не только повышения качества обучения в системе высшего образования, но и развития у студентов потребности к непрерывному самосовершенствованию. Поэтому особую важность в период профессиональной подготовки студентов приобретает задача формирования творческой самостоятельности. Творческая самостоятельность — свойство личности, в состав которой входят: самостоятельность — универсальная способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других; творчество — способность к концентрации творческих усилий, креативность в деятельности, независимости в суждениях и ответственность за свои действия и поступки. По мнению Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной,
творчество проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Творчество проявляется и реализуется в любой (игровой, учебной, самостоятельной и др.) деятельности. Автор статьи исследует самостоятельную деятельность студента — это деятельность, идущая от него, в которой он не только приобретает способность к творчеству, но активно участвует в ее появлении и развитии. Поэтому творчество можно рассматривать как качественную характеристику самостоятельной деятельности личности. Процесс формирования творческой самостоятельности нацелен на предоставление возможности самореализации личности, выявление уникальности в любой сфере человеческой жизни. Творческая самостоятельность студентов — это стремление к применению новых приемов в процессе овладения профессиональными навыками, поиск путей преодоления затруднений, потребность вносить элементы новиз-