Научная статья на тему 'Классические традиции в современном художественном образовании'

Классические традиции в современном художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедина А. Ф.

В статье проанализировано значение тона в передаче реалистического живописного изображения. Рассмотрены примеры работы тоном классиков живописи. Представлена методика по развитию тонального видения в живописном этюде.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article value of tone in transfer of the realistic picturesque image is analysed. Examples of work are considered by tone of classics of painting. The technique on development of voice-frequency vision in a picturesque etude is presented.

Текст научной работы на тему «Классические традиции в современном художественном образовании»

Материалы IV Общероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» с международным участием г. Красноярск, март 2011 г.

Социально-педагогические и психологические исследования

КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бедина А.Ф., преподаватель специальных дисциплин МОУДОД «Детская художественная школа» №1 г. Астрахань, Россия

В статье проанализировано значение тона в передаче реалистического живописного изображения. Рассмотрены примеры работы тоном классиков живописи. Представлена методика по развитию тонального видения в живописном этюде.

In article value of tone in transfer of the realistic picturesque image is analysed. Examples of work are considered by tone of classics of painting. The technique on development of voice-frequency vision in a picturesque etude is presented.

В настоящее время модернизация современного общества происходит всесторонне, в том числе и в системе образования. Политика государства направлена пересмотреть и качественно изменить всю систему образования в условиях новых стандартов. В современном образовательном пространстве продолжает утверждаться и развиваться система дополнительного образования детей, которая стала особой подсистемой в общей структуре непрерывного образования России. Дополнительное образование рассматривается, как получение начального профессионального образования.

Профессиональное художественное образование имеет классические или академические традиции. В основе академического обучения заложен принцип работы с натуры, целью которого является образное познание реальности средствами изобразительного искусства. Одно из важных средств является цвет.

Живопись - это изображение в цвете. Работа в цвете накладывает ряд специфических сложностей, среди которых взаимопроникновение цвета и тона. Именно тональная составляющая способствует передаче реалистического изображения, лежащего в основе академического обучения. Понимание одних собственных характеристик цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность) не решает задачу тональной составляющей цвета.

Ежегодно ряды художников пополняются начинающими, все они сталкиваются с проблемой тона в живописи. Проблема тональной задачи в живописи актуальна на каждом этапе обучения, но в особенности на начальном. Этому сложному вопросу уделяется много внимания, чему подтверждением являются существующие методики и различные научные труды. Но методика обучения изобразительному искусству должна учитывать требования выдвигаемые жизнью, новыми стандартами обучения и психо -физиологическими особенностями современного поколения, предлагая оригинальные подходы в обучении, учитывающие вышеперечисленные особенности. Базой для соз-

дания новых методик являются теоретические и практические труды зарубежных и отечественных классиков живописи.

Феномен цвета в связи с его сложностью и многогранностью изучался достаточно давно, со временем подкрепляясь новыми научными знаниями. Накопленные знания о цвете позволили условно разделить цвета на хроматические, к ним отнесли все спектральные цвета и ахроматические, к ним отнесли белый, черный и все производные от них серые. При смешении хроматических и ахроматических цветов взаимно изменяются характеристики цветов, порождая множество цветовых и тоновых вариаций.

Выше упоминалось, что передача цветового многообразия с учетом тона задача сложная, порой она является проблемой даже для состоявшихся художников. Чтобы точнее разобраться с тональной составляющей этюда многие художники прибегали к устранению хроматических цветов, работая лишь ахроматическими [3, 6]. Интересно, что черному и белому отказано в названии цветов, но их значение неоспоримо для живописи.

«Черное и белое, - пишет Леонардо, - хотя и не причисляются к цветам, - так как одно есть мрак, а другое - свет, т.е. одно есть лишение, а другое порождение цвета, - все же я не хочу на этом основании оставить их в стороне, так как в живописи они являются главными, ибо живопись состоит из теней и светов, т. е. из светлого и темного» [5, с.141].

Методика работы в монохромной живописи имеет ряд различных приемов, зависящих от творческих задач, замысла автора до материала выполнения. Например, многие художники применяют картонный эскиз обычно выполняемый в формат будущей работы. Другие на начальном этапе работы на холсте прибегают к тональному раскладу, а затем постепенно вводят цвет в работу. Великие мастера, такие как, Александр Иванов, Карл Брюллов при написании сложной живописной композиции разбивали работу на этапы. Творческое наследие этих художников включает ряд акварельных эскизов выполненных в монохромной технике.

Особый интерес представляет метод работы мастера тонких тональных отношений Камиля Коро.

Разработанный метод Коро состоял из ряда этапов первым из которых был тональный расклад. Он старался скорее установить самый светлый и самый темный тон, в дальнейшем выстраивая между ними тональную шкалу. Интересно, что такой подмалевок не терял своей живописности. «... Он методически использовал в подмалёвках гармоничные и сильные тона, нейтральные и самостоятельные, на которые он потом ровным слоем наносил тончайшие оттенки... » [7, с. 85].

Современные образовательные программы по предмету живопись к сожалению практически не включают в содержание опыт и наработанные методики отечественных и зарубежных художников. Многие программы своим основным содержанием выдвигают следующие аспекты: цветовую выразительность изображения, цветовую эмоциональность, творческую реализацию изображения в цвете и т.д. В задачи старшеклассников включается передача цветотональных отношений, но передать их учащимся очень сложно, так как в основном цвет изучается ими преимущественно как средство выразительности в отрыве от понимания тона. Конечно, нельзя сказать, что в программах не ставятся тональные задачи и отсутствуют монохромные задания, они присутствуют, но как знакомство с понятием гризайльная живопись, не находят должного дальнейшего закрепления.

Современные научные исследования [1, 2, 4] подтверждают, что особенностью детского восприятия является преобладание передачи формы в изображении над её цветовыми особенностями. Эта особенность восприятия приходится на определен-12

ный возраст. В условиях художественной школы эти возрастные особенности восприятия совпадают с началом обучения.

Учитывая опыт классиков живописи, современные исследования возрастных особенностей учащихся и повышение качества реалистической живописи, автором предлагается начинать изучение дисциплины с освоения тона. Отказ от цвета в пользу тона на начальном этапе обучения способствует более верному пониманию тона в живописи, а так же более быстрому и качественному освоению технических навыков. Отличительной особенностью данной методики от ряда современных является не только отказ от цвета в пользу тона, но и продолжительность монохромных заданий: более половины годовых учебных часов занимают монохромные задания.

Постепенно в гризайль начинает включаться цвет, но дозировано - это ряд заданий с ограниченной цветовой палитрой в три - четыре краски. Включаемые цвета носят характер близкий к нейтральным, что позволяет осуществить постепенный переход к полихромной живописи. Завершают учебный год учащиеся первого класса, работающие по предлагаемой методике так же, как и в большинстве программ, заданиями полихромного характера. Однако результаты просмотров показывают более высокий уровень понимания и передачи тона у учащихся занимающихся по предлагаемой методике.

Таким образом, используя вышеуказанный опыт классиков и учитывая современные научные исследования, возможно более эффективное повышение качества художественного образования, играющего важную роль в эстетическом формировании личности подрастающего поколения.

Литература

1. Браэм Г. Психология цвета. - М.: АСТ.: Астрель, 2009. - 158 с.

2. Денисов В.С., Глазова М.В. Восприятие цвета. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.

3. Зуев В.И. Роль учебного натюрморта в технике гризайль на начальном этапе обучения живописи студентов ХГФ // Сб. матер. науч.-практ. конференции «Русская художественная школа: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», Ч. 1. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. - С.174-177.

4. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - Санкт-Петербург.: Изд-во Азбука, 2001. - 704с.

6. Ольшанская Е.Н. Педагогические аспекты использования средств живописи в целях развития творческого мышления учащихся // Сб. матер. межд. науч.-практ. конференции «Педагогический потенциал искусства»,Ч. 2. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 181-182.

7. Цагарелли И.Я. Коро - художник, человек. М.: Академия художеств СССР, 1963. - 184с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.