ЗА РУБЕЖОМ
УДК 36, 37 (377)
Пащенко Юлия Андреевна
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова
«КЛАССИЧЕСКИЕ» МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ГЕРМАНИИ
В статье представлены основные методы социальной работы и социальной педагогики в ФРГ. Рассмотрены особенности каждого из классических методов.
Ключевые слова: общинная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Понятие «метод» укоренилось в повседневном употреблении, каждый индивидуум связывает с ним определённые ассоциации, вкладывает в него своё содержание, что вызывает необходимость дать точное определение данному явлению в социально-педагогической деятельности. При изучении научной литературы, специализирующейся на социально-педагогической сфере, обнаруживаются определённые сходства и в тоже время при более тщательном рассмотрении, различия в понимании смысла «метода». В данной статье мы рассмотрим точки зрения известных германских дидактов (И. Шиллинг, В. Клафки, К. Гейслер, М. Геге, В. Вендт, Г. Тирш, М. Гейнер, В. Краус, В. Флинтнер).
Трактовка Иоганнеса Шиллинга акцентирует внимание на понимании «метода» как образ действия, т.е. даёт ответ на вопрос «как?». Шиллинг отграничивает терминологически методику от дидактики и относит «метод» к области методики. «Метод - это планомерный процесс для достижения цели; успешный путь к цели; специфический способ действия. Метод - это способ продвижения к цели. Под методом понимается осознанно выбранный способ действия для достижения определённой цели. Метод - это форма подхода к задаче с целью решения проблем. Метод - это апробированный, обдуманный способ, порядок действия, решения определённой задачи и достижения определённой цели» [17, с. 65].
Вольфганг Клафки формулирует понятие «метода» следующим образом: «Исследования содержания мы относим к задачам дидактики; формы и способ действия, посредством которых одни индивидуумы пытаются осознанно, планомерно, в соответствии со своими педагогическими представлениями влиять на других, называются в педагогической терминологии «методами». Исследование данного педагогического влияния на процесс обучения и образование соответствующих теорий обозначается термином «методика». Таким образом, методика является частью педагогической науки, охватывающая педагогические способы, принципы и порядок действий» [7, с. 129].
Карлгейнц Гейслер и Марианне Геге, описывая методы социальной работы, дифференцируют понятия «концепция», «метод» и «техника». Под концепцией авторы понимают «взаимодействие цели, содержания, методов» [5, с. 23]. Методы в понимании Гейслера и Геге, подчинены концепции. «Метод - это заранее обдуманный план действий» [5, с. 24], т.е. метод подразумевается как обоснованный план, как часть концепции. Такая трактовка понятия позиционирует социально-педагогическую деятельность как поддающийся расчетам, а не интуитивный процесс оказания помощи.
«Техника», согласно Гейслеру и Геге, является частью «методики», и, соответственно, «отдельными составляющими методов, метод и техника отличаются по степени сложности» [5, с. 29]. В понимании авторов, концепция более широкое понятие, чем метод, а метод более обширное, чем техника.
Рассмотрим ещё несколько определений «метода», сформулированных немецкими учёными: «Метод - это стратегическое преодоление пути, соответствующего цели, задачи и ситуации» (В. Вендт) [19, с. 115].
«Предпосылками методически выверенных действий является знание фаз процесса оказания социально-педагогической помощи для решения задач, для возможности объединить процесс достижения цели, решения проблемы и контроля» (Г. Тирш) [18, с. 24].
«Метод - целенаправленный процесс, следующий определённым принципам, учитывающий технику, которая наиболее соответствует ситуации, и опирающийся на мнение экспертов социальной работы» (М. Гейнер) [6, с. 35].
«Методы социальной работы и социальной педагогики - концепция руководства к профессиональному действию для решения социальных проблем. Методы основываются на профессиональном опыте и научно доказаны. Они целенаправленны, ориентированы на процесс, систематизированы. Методы определяют границы своей юрисдикции, соотношение техник и их последовательность» (Е. Краус) [8, с. 396].
122
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Пащенко Ю.А., 2013
Наиболее обобщённое определение «метода» мы находим у Вильгельма Флитнера. Методы социально-педагогической деятельности - это «формы, стили, порядки, традиции, техники вмешательства в жизнь» клиента [3, с. 198].
Первое учебное пособие «классических» методов социальной работы «Social Diagnosis» (1917 г.) было результатом эмпирических исследований Мэри Ричмонд. Исследования проводились в крупных городах Северной Америки. Предметом исследований М. Ричмонд был метод «индивидуальной работы» (social case work). Алиса Саломон частично переняла опыт американской коллеги и применила методику на обучающих семинарах в основанной ею в 1908 году Социальной женской школе. Впервые методы социально-педагогической деятельности были систематизированы, что способствовало профессионализации помогающих профессий. Особое значение А. Саломон как основательницы германской социально-педагогической методики подтверждается присуждённым ей званием вице-президента международного женского союза (der internationale Frauenbund), а также президента Международной конференции благотворительных школ (die Internationale Konferenz der Wohlfahrtsschulen - школ общественного вспомоществования).
С целью наиболее точного определения понятия «индивидуальная помощь» необходимо рассмотреть так называемые «классические» дефиниции, дидактически дополняющие друг друга. Социальную индивидуальную помощь Г. Перлманн в своей книге «Социальная индивидуальная помощь как процесс, решающий проблемы» (1973) определяет как «метод, применяемый учреждениями социальных услуг с целью помочь индивидуумам справиться с проблемами в социальной сфере» [16, с. 18]. В понимании В. Бауерса «Social casework - это искусство применения научного опыта и знаний о межличностных отношениях с целью мобилизации сил клиента для его интеграции в общество» (цитата из Латтке) [9, с. 40].
Несмотря на отсутствие единого мнения среди исследователей вопроса «индивидуальной помощи» в немецкоязычном пространстве (для одних -это метод, процесс, для других средство, для третьих искусство), постараемся выделить общие характеристики: индивидуальная помощь всегда направлена на отдельную конкретную личность, она оказывает влияние на личностное развитие индивидуума, помогает установить равновесие между клиентом и его социальным окружением, осуществляется лишь при условии успешного взаимодействия специалиста социально-педагогической сферы и клиента.
Развитие методов социально-педагогической деятельности тесно связано с практическими экспериментами, а также с инновативными достиже-
ниями социальных движений: женское движение, движение рабочих, молодёжное движение. Особая роль в развитии социально-педагогических методов отводится гражданскому женскому движению, которое выступало за «культивацию инстинкта материнства в общественном масштабе социальных профессий» [13, с. 144].
Во времена первой германской республики происходило тесное взаимодействие частных попечительских организаций и медицинских психотерапевтических обществ с целью более глубокого анализа каждого единичного случая и развития социальной индивидуальной работы (Einzelfallhilfe). «В январе 1933 года, в связи с приходом к власти национал-социалистов, этот процесс взаимодействия был прерван. Новый режим ввёл новые методы работы. Национал-социалистическая организация народной благотворительности (NSV die nationalsozialistische Volkswohlfahrt) поддерживала только тех «товарищей», которые принадлежали «пригодной» части общества. Все прочие были сначала исключены из общества, а затем «устранены» [15].
Начало развития методов социальной работы ознаменовало не только появление «индивидуальной помощи», но и улучшение условий жизни в бедных кварталах крупных европейских городов посредством «общинной работы» (Gemeinwesenarbeit, community work).
В период становления социальной педагогики (в XIX веке) считалось, что «общество является главным средством социальной интеграции» [2, с. 644]. Один из выдающихся представителей социальной педагогики того времени П. Наторп утверждал, что человек лишь посредством общества становится человеком в полном смысле этого слова. В связи с этим он видел основной целью педагогики, участие в организации общественного уклада.
С начала XX века до окончания Веймарской республики понятие «общинной деятельности» тесно связано с молодёжным движением, противопоставлявшим свой опыт сверстников, единомышленников «абстрактному буржуазному миру взрослых» [10].
Идеология «классового мира» фашистской Германии трактует понятие «общества, общины» как «народную общность, единый немецкий народ». Общество в таком понимании становится критерием исключения по расистскому принципу. Такой специфический немецкий вариант трактовки привёл к тому, что после второй мировой войны в социально-педагогической дискуссии понятие «общества» практически не употреблялось. Лишь с появлением различных форм социальной помощи и расцветом социальных движений (в конце 1970-х начале 80-х гг.) значение «общества и общины» возвращает свой первоначальный статус и социальная педагогика рассматривается как «искусство воспитывать общество посредством общества» [2, с. 376].
Классические методы социальной работы, так называемая «методическая троица» (Раушенбах 1993) или «триединство» (Галуске 2009): групповая работа, общинная и индивидуальная работа Германии изменились за последние несколько десятилетий. «Общинная работа - стратегия социального пространства, направленная не на отдельно взятых индивидуумов, а на район города. Она работает с ресурсами конкретной части города и его жителями с целью устранения недостатков. В процессе чего происходит изменение условий жизни жителей» [14, с. 653]. Исходя из данной формулировки, общинную работу можно охарактеризовать как стратегию социокультурного вмешательства с определёнными признаками. Общинная работа междисциплинарна, в неё интегрированы научные теории различных дисциплин: психология, педагогика, политическая экономика, общественные науки. Методы общинной работы направлены на конкретное социальное пространство (квартал города, учреждение), где сосредоточен круг людей с определёнными проблемами. Важной стратегией является целостное восприятие социальной проблемы: условия жизни людей, их взаимоотношения, а также собственное отношение нуждающихся в помощи к сложившейся ситуации. Одна из задач общинной работы - преобразование городского квартала (попавшего под юрисдикцию социальной работы) в общину, активный коллектив с целью побудить членов общины действовать самостоятельно, чтобы изменить трудную жизненную ситуацию. Вследствие активной жизненной позиции, члены общины должны стать не объектами, а субъектами социально-педагогической деятельности.
В каждом городском квартале имеются, по утверждению Фритца и Тиса, формальные и неформальные группировки, которые существуют «либо как коллектив жильцов дома, либо как спортивный клуб, общество владельцев земельных участков, исламская община, либо как соседская коммуна и т.д.» [4, с. 335]. По мнению учёных, такие группы не должны быть постоянно активными, их задача лишь организовать, создать «сеть», мобильную структуру, способную активизироваться при необходимости.
Общинная работа предоставляет нуждающимся необходимые ресурсы: помещения, питание, сопровождение в учреждения (материальные ресурсы), консультирование, присмотр, уход, профессиональное обучение (личные ресурсы). Общинная социальная работа представляет собой сферу деятельности и принцип социально-культурной работы одновременно.
Явление группы как социальной формы и как средство обучения детей и молодёжи было открытием внешкольной педагогики. Целенаправленная деятельность людей в пределах группы изначально обозначалась как «групповая работа». В случае
если групповая работа была организована педагогами и педагогически обоснована, речь шла уже о «социально-педагогической групповой работе» или о «групповой педагогике», следуя по образцу англо-американского термина «social group work». Одной из важных предпосылок группы был её состав не менее трёх человек.
В начале XX века немецкие школьники во главе со студентами и старшими товарищами организовали юношеское туристическое движение «Wandervogel» («Перелётная птица» 1895-1933 гг.), а позднее и «Freideutsche Jugend» («Союз свободной немецкой молодёжи») и провозгласили, что намерены «жить по собственным честным принципам, самим за себя нести ответственность» [11, с. 20]. Вскоре объединилась и пролетарская молодёжь с целью противостояния несправедливости и жестокому обращению учителей. Призывом подобных молодёжных объединений было «самовоспитание среди единомышленников». Немецкое молодёжное движение уникально с исторической точки зрения. Критики зачастую указывают на антисемитские и женоненавистнические настроения, а также на то, что впоследствии фашистские молодёжные организации переняли многие элементы у предшественников. Однако, всё это, по мнению Вольфганга Мюллера, не умаляет «культурно-революционного достижения» молодёжного движения [12, с. 739].
Ряд немецких педагогов (Курт Хан, Минна Шпехт, Магда Кельбер), вынужденных спасаться бегством во времена прихода фашистской власти (начиная с 1933 года), внедрили опыт работы с группой в американские и английские условия. Педагогам удалось совместить традицию англоамериканской внешкольной педагогики в молодёжных клубах, летних лагерях с германским методом социально-педагогической работы. В США (30-е -40-е гг. XX в.) Гертрудой Вилсон, Грейс Койл и Ги-зелой Конопка был разработан и внедрён метод социальной работы «групповая педагогика», развившийся из «групповой работы». Значение этого метода возросло после падения национал-социалистического режима в 1945 году. Групповая педагогика был призвана перевоспитать немецкую молодёжь. Коллективная работа стала цениться больше, чем индивидуальное соперничество. Немецкие педагоги, вернувшиеся из ссылки, эмиграции, либо прошедшие переквалификацию в Америке, утверждали, что «групповая педагогика» не является методом в узком понимании этого термина, а основывается на целостном представлении о человеке, способном самостоятельно представлять свои интересы во взаимодействии с другими людьми.
Начиная с середины 60-х гг. XX века групповая педагогика укоренилась как метод внешкольного образования и работы с молодёжью ФРГ. Появились первые учебные пособия (1962 г.), а сам ме-
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
тод был причислен к тройке «классических» методов социальной работы и вошёл в образовательную программу высших специальных учебных заведений (Fachhochschule). В настоящее время методы социально-педагогической деятельности не ограничиваются «классической троицей», появилась развитая сеть методических техник, концепций, приёмов. Это связано в первую очередь с развитием общества, с появлением новых потребностей клиентов, так как методы социальной работы и социальной педагогики ориентированы на практику, на решение конкретных проблемных ситуаций посредством чётко спланированного организованного процесса помощи.
Библиографический список
1. Bollert K. Handbuch Sozialarbeit/Sozialpadagogik (Hrsg. Otto H.U./Thiersch H.), 2.Aufl. -2001. - S. 644.
2. BrumlikM. Kohlbergs «just community» Ansatz als Grundlage einer Theorie der Sozialpadagogik, in: neue praxis, Heft 5 - 1989. - S. 376.
3. Flitner W. Die neue Fassung der methodischen Grundfrage, in: Flitner, W./Kudritzki, G.: Die deutsche Reformpadagogik, Band 2, Dusseldorf. - 1962 (1930). - S. 198.
4. Fritz H,/Thies R. Armutsbekampfung in benachteiligten Lebensraumen. Stadttei l- und brennpunktbezogene Strategien kommunaler Sozial-politik und Sozialarbeit, in: Hanesch, W. (Hrsg.): Uberlebt die soziale Stadt? Konzeption, Krise und Perspektiven kommunaler Sozialstaatlichkeit, Opladen. - 1997. - S. 335.
5. Geifiler K.A./Hege M. Konzepte sozialpa-dagogischen Handels. Ein Leitfaden fur soziale Berufe, Weinheim/Munchen. - 1995. - S. 23-29.
6. Heiner M. Methodisches Handeln in der sozialen Arbeit, Freiburg i.B. - 1994 - S.35.
7. Klafki W. Funk-Kolleg Erziehunswissenschaft. Eine Einfuhrung, Bd. 2, Frankfurt a.M./Hamburg. -1970. - S.129.
8. Kraufi E.J. Methoden der Sozialarbeit/ Sozialpadagogik, in: Kreft, D./Mielenz, I. (Hrsg.): Worterbuch Soziale Arbeit. Praxisfelder, Begriffe und Methoden der Sozialarbeit und Sozialpadagogik, Weinheim/Basel. - 1996. - S. 396.
9. Lattke H. Soziale Arbeit und Erziehung. Ihre Ziele, Methoden und psychologischen Grundlagen, Freiburg i.B. - 1955. - S. 40.
10. Muller C.W. Wie Helfen zum Beruf wurde. Band 2: Eine Methodengeschichte der Sozialarbeit 1883-1945, Weinheim/Basel. - 1988.
11. Muller C.W. (Hrsg.) Gruppenpadagogik, Weinheim, 3.Aufl. - 1987. - S. 20.
12. Muller C. W. Gruppenarbeit. Begrifflichkeit, in: Handbuch Sozialarbeit/Sozialpadagogik (Hrsg. Otto H.U./Thiersch H.), 2.Aufl. - 2001. - S. 739.
13. Muller C.W. Berufsfelder Sozialer Arbeit, Weinheim. - 1944. - S. 144.
14. Oelschlagel D. Was ist Gemeinwesenarbeit. Austausch der Tauschring-Initiativen vom 27. bis 29. Oktober 1995 in Berlin. Dokumentation und Materialiensammlung, Berlin. - 1995. - S. 653.
15. Otto H. U./Sunker H. (Hrsg.) Sozialarbeit und Faschismus, Bielefeld. - 1986.
16. Perlmann H.H. Soziale Einzelhilfe als prob-lemlosender Prozess, Freiburg i.B. - 1973. - S. 18.
17. Schilling J. Didaktik/Methodik der Sozialpadagogik, Neuwied - 1993. - S. 65.
18. Thiersch H. Strukturierte Offenheit. Zur Methodenfrage einer lebensweltorientierten Sozialen Arbeit, in: Rauschenbach/Ortmann/Karsten. - 1993. -
S. 24.
19. Wendt W.R. Von der Defizitfixierung zur Ressourcenorientierung. Die Methodenfrage muss in der beruflichen Sozialarbeit neu gestellt warden, in: Blatter der Wohlfahrtspflege. - 5/1992. - S. 115.