Научная статья на тему '«Классические» методы социальной работы и социальной педагогики в Германии'

«Классические» методы социальной работы и социальной педагогики в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИННАЯ РАБОТА / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / COMMUNITY WORK / GROUP WORK / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко Юлия Андреевна

Представлены основные методы социальной работы и социальной педагогики в ФРГ. Рассмотрены особенности каждого из классических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Classical” Methods of Social Work and Social Pedagogy in Germany

The main methods of social work and social pedagogy in Federal Republic of Germany are presented. The features of each classical method are described.

Текст научной работы на тему ««Классические» методы социальной работы и социальной педагогики в Германии»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 37.013.42(430)

ББК Ч466.2(4Гем) ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.01

Пащенко Юлия Андреевна,

аспирант, старший преподаватель, кафедра немецкого языка, факультет иностранных языков, Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова; 347936, г. Таганрог, ул. Петровская , 68, к. 11; e-mail: nemchinova_j@mail.ru.

«КЛАССИЧЕСКИЕ» МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ГЕРМАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общинная работа; групповая работа; индивидуальная работа.

АННОТАЦИЯ. Представлены основные методы социальной работы и социальной педагогики в ФРГ. Рассмотрены особенности каждого из классических методов.

Pashehenko Yulia Andreevna,

Post-graduate Student, Senior Lecturer, Chair of the German Language, Faculty of Foreign Languages, Taganrog State Pedagogical Institute n.a. A.P.Chekhov.

“CLASSICAL” METHODS OF SOCIAL WORK AND SOCIAL PEDAGOGY IN GERMANY

KEY WORDS: community work; group work; independent work.

ABSTRACT. The main methods of social work and social pedagogy in Federal Republic of Germany are presented. The features of each classical method are described.

П

онятие «метод» укоренилось в повседневном употреблении, каждый связывает с ним определенные ассоциации, вкладывает в него личное содержание, что вызывает необходимость дать точное определение данному явлению в социально-педагогической деятельности. При изучении научной литературы социальнопедагогической сферы обнаруживаются сходства и различия в трактовках этого термина. В данной статье мы рассмотрим точки зрения известных германских дидак-тов (И. Шиллинг, В. Клафки, К. Гейслер, М. Геге, В. Вендт, Г. Тирш, М. Гейнер, В. Краус, В. Флинтнер).

Трактовка Иоганнеса Шиллинга акцентирует внимание на понимании «метода» как образа действия, т. е. дает ответ на вопрос «как?». Шиллинг отграничивает терминологически методику от дидактики и относит «метод» к области методики: «Метод - это планомерный процесс для достижения цели; успешный путь к цели; специфический способ действия. Метод - это способ продвижения к цели. Под методом понимается осознанно выбранный способ действия для достижения определенной цели. Метод - это форма подхода к задаче с целью решения проблем. Метод - это апробированный, обдуманный способ, порядок действия решения определенной задачи и достижения определенной цели» (17, с. 65).

Вольфганг Клафки описывает понятие метода следующим образом: «Исследования содержания мы относим к задачам дидактики; формы и способ действия, посред-

© Пащенко Ю. А., 2013

ством которых одни индивидуумы пытаются осознанно, планомерно, в соответствии со своими педагогическими представлениями влиять на других, называются в педагогической терминологии “методами”. Исследование данного педагогического влияния на процесс обучения и образование соответствующих теорий обозначается термином “методика”. Таким образом, методика является частью педагогической науки, охватывающая педагогические способы, принципы и порядок действий» (7, с. 129).

Карлгейнц Гейслер и Марианне Геге, описывая методы социальной работы, дифференцируют понятия «концепция», «метод» и «техника». Под концепцией авторы понимают «взаимодействие цели, содержания, методов» (5, с. 23). Методы, в понимании Гейслера и Геге, подчинены концепции: «Метод - это заранее обдуманный план действий» (5, с. 24), т. е. под методом подразумевается обоснованный план, часть концепции. Такая трактовка понятия позиционирует социально-педагогическую деятельность как поддающийся расчетам, не интуитивный процесс оказания помощи.

«Техника», согласно Гейслеру и Геге, является частью «методики», и соответственно «отдельными составляющими методов метод и техника отличаются по степени сложности» (5, с. 29). В понимании авторов концепция -более широкое понятие, чем метод, а метод -более обширное, чем техника.

Рассмотрим еще несколько определений «метода», сформулированных немец-

кими учеными: «Метод - это стратегическое преодоление пути, соответствующего цели, задачи и ситуации» - В. Вендт (19, с. 115); «Предпосылками методически выверенных действий является знание фаз процесса оказания социально-педагогической помощи для решения задач, для возможности объединить процесс достижения цели, решения проблемы и контроля» -Г. Тирш (18, с. 24); «Метод - целенаправленный процесс, следующий определенным принципам, учитывающий технику, которая наиболее соответствует ситуации, и опирающийся на мнение экспертов социальной работы» - М. Гейнер (6, с. 35); «Методы социальной работы и социальной педагогики - концепция руководства к профессиональному действию для решения социальных проблем. Методы основываются на профессиональном опыте и научно доказаны. Они целенаправленны, ориентированы на процесс, систематизированы. Методы определяют границы своей юрисдикции, соотношение техник и их последовательность» - Е. Краус (8, с. 396).

Наиболее обобщенное определение метода мы находим у Вильгельма Флитнера, для которого методы социально-педагогической деятельности - это «формы, стили, порядки, традиции, техники вмешательства в жизнь» клиента (3, с. 198).

Первое учебное пособие по «классическим» методам социальной работы «Social Diagnosis» (1917) было результатом эмпирических исследований Мэри Ричмонд. Исследования проводились в крупных городах Северной Америки. Предметом исследований М. Ричмонд был метод «индивидуальной работы» (social case work). Алиса Саломон частично переняла опыт американской коллеги и применила методику на обучающих семинарах в основанной ею в 1908 г. социальной женской школе. Тогда впервые были систематизированы методы социально-педагогической деятельности, что способствовало профессионализации помогающих профессий. Особое значение А. Саломон как основательницы германской социально-педагогической методики подтверждается присужденным ей званием вице-президента Международного женского союза (der international Frauenbund), а также президента Международной конференции благотворительных школ (die Internationale Konferenz der Wohlfahrts-schulen - дословно ‘школ общественного вспомоществования’).

С целью наиболее точного определения понятия «индивидуальная помощь» необходимо рассмотреть так называемые «классические» дефиниции, дидактически дополняющие друг друга. Г. Перлманн в своей

книге «Социальная индивидуальная помощь как процесс, решающий проблемы» (1973) определяет социальную индивидуальную помощь как «метод, применяемый учреждениями социальных услуг с целью помочь индивидуумам справиться с проблемами в социальной сфере» (16, с. 18). В понимании В. Бауерса «social casework -это искусство применения научного опыта и знаний о межличностных отношениях с целью мобилизации сил клиента для его интеграции в общество» (Цит. по: 9, с. 40).

Несмотря на отсутствие единого взгляда на индивидуальную помощь в немецкоязычном пространстве (для одних это метод, процесс, для других - средство, для третьих - искусство), постараемся выделить общие характеристики: индивидуальная помощь всегда направлена на отдельную конкретную личность, она оказывает влияние на личностное развитие индивидуума, помогает установить равновесие между клиентом и его социальным окружением, осуществляется лишь при условии успешного взаимодействия специалиста социальнопедагогической сферы и клиента.

Развитие методов социально-педагогической деятельности тесно связано с практическими экспериментами, а также с инноватив-ными достижениями социальных движений: женского движения, движения рабочих, молодежного движения. Особая роль в развитии социально-педагогических методов отводится гражданскому женскому движению, которое выступало за «культивацию инстинкта материнства в общественном масштабе социальных профессий» (13, с. 144).

Во времена первой германской республики частные попечительские организации и медицинские психотерапевтические общества тесно взаимодействовали с целью более глубокого анализа каждого единичного случая и протекания социальной индивидуальной работы (Einzelfallhilfe). «В январе 1933 года в связи с приходом к власти национал-социалистов этот процесс взаимодействия был прерван. Новый режим ввел новые методы работы. Национал-социалистическая организация народной благотворительности (NSV, die national-sozialistische Volkswohlfahrt) поддерживала только тех “товарищей”, которые принадлежали “пригодной” части общества. Все прочие были сначала исключены из общества, а затем “устранены”» (15).

Начало развития методов социальной работы ознаменовало не только появление «индивидуальной помощи», но и улучшение условий жизни в бедных кварталах крупных европейских городов посредством «общинной работы» (Gemeinwesenarbeit, community work).

В период становления социальной педагогики (XIX в.) считалось, что «общество является главным средством социальной интеграции» (2, с. 644). Один из выдающихся представителей социальной педагогики того времени П. Наторп утверждал, что человек лишь посредством общества становится человеком в полном смысле этого слова. В связи с этим он видел основной целью педагогики участие в организации общественного уклада.

С начала XX в. до падения Веймарской республики понятие общинной деятельности тесно связано с молодежным движением, противопоставлявшим свой опыт сверстников, единомышленников «абстрактному буржуазному миру взрослых» (10).

Идеология «классового мира» фашистской Германии трактует общество, общину как «народную общность, единый немецкий народ». Общество в таком понимании становится критерием исключения по расистскому принципу. Такой специфический немецкий вариант трактовки привел к тому, что после Второй мировой войны в социально-педагогической дискуссии понятие «общества» практически не употреблялось. Лишь с появлением различных форм социальной помощи и расцветом социальных движений (в конце 1970-х - начале 1980-х гг.) термины «общество» и «община» возвращают свой первоначальный статус и социальная педагогика рассматривается как «искусство воспитывать общество посредством общества» (2, с. 376).

Классические методы социальной работы, так называемая «методическая троица» (Раушенбах, 1993) или «триединство» (Га-луске, 2009), -групповая работа, общинная и индивидуальная работа - в Германии за последние несколько десятилетий изменились. «Общинная работа - стратегия социального пространства, направленная не на отдельно взятых индивидуумов, а на район города. Она работает с ресурсами конкретной части города и его жителями с целью устранения недостатков, в процессе чего происходит изменение условий жизни жителей» (14, с. 653). Исходя из данной формулировки, общинную работу можно охарактеризовать как стратегию социокультурного вмешательства с определенными признаками. Общинная работа междисциплинарна, в нее интегрированы научные теории различных дисциплин: психологии, педагогики, политической экономики, общественных наук. Методы общинной работы направлены на конкретное социальное пространство (квартал города, учреждение), где сосредоточены люди с определенными проблемами. Важной стратегией является целостное восприятие социальной проблемы:

условий жизни людей, их взаимоотношений, а также собственного отношения нуждающихся в помощи к сложившейся ситуации. Одна из задач общинной работы - преобразование городского квартала (попавшего под юрисдикцию социальной работы) в общину, активный коллектив с целью побудить членов общины действовать самостоятельно, чтобы изменить трудную жизненную ситуацию. В результате появления активной жизненной позиции члены общины должны стать не объектами, а субъектами социально-педагогической деятельности.

В каждом городском квартале имеются, по утверждению Фритца и Тиса, формальные и неформальные группировки, которые существуют «либо как коллектив жильцов дома, либо как спортивный клуб, общество владельцев земельных участков, исламская община, либо как соседская коммуна и т. д.» (4, с. 335). По мнению ученых, такие группы не должны быть постоянно активными, их задача лишь организовать, создать «сеть», мобильную структуру, способную активизироваться при необходимости.

Общинная работа предоставляет нуждающимся необходимые ресурсы: помещения, питание, сопровождение в учреждения (материальные ресурсы), консультирование, присмотр, уход, профессиональное обучение (личные ресурсы). Общинная социальная работа представляет собой сферу деятельности и принцип социально-культурной работы одновременно.

Явление группы как социальной формы и как средства обучения детей и молодежи было открытием внешкольной педагогики. Целенаправленная деятельность людей в пределах группы изначально обозначалась как «групповая работа». В случае если групповая работа была организована педагогами и педагогически обоснована, речь вели уже о «социально-педагогической групповой работе» или о «групповой педагогике», следуя образцу англо-американского термина «social group work». Группа должна была включать не менее трех человек.

В начале XX в. немецкие школьники во главе со студентами и старшими товарищами организовали юношеское туристическое движение «Wandervogel» («Перелетная птица», 1895-1933), а позднее - «Frei-deutsche Jugend» («Союз свободной немецкой молодежи») и провозгласили, что намерены «жить по собственным честным принципам, самим за себя нести ответственность» (11, с. 20). Вскоре объединилась и пролетарская молодежь с целью противостояния несправедливости и жестокому обращению учителей. Призывом подобных молодежных объединений было «самовоспитание среди единомышленников». Не-

мецкое молодежное движение уникально с исторической точки зрения. Критики нередко указывают на антисемитские и женоненавистнические настроения, а также на то, что впоследствии фашистские молодежные организации переняли многие элементы у предшественников. Однако всё это, по мнению Вольфганга Мюллера, не умаляет «культурно-революционного достижения » молодежного движения (12, с. 739).

Ряд немецких педагогов (Курт Хан, Минна Шпехт, Магда Кельбер), вынужденных спасаться бегством после прихода фа-шистсков к власти (с 1933 г.), внедрили опыт работы с группой в американские и английские условия. Педагогам удалось совместить традицию англоамериканской внешкольной педагогики в молодежных клубах, летних лагерях с германским методом социальнопедагогической работы. В США (30-е-40-е гг. XX в.) Гертрудой Вилсон, Грейс Койл и Гизелой Конопка был разработан и внедрен такой метод социальной работы, как «групповая педагогика», развившийся из «групповой работы». Значение этого метода возросло после падения национал-социалистического режима в 1945 г. Групповая педагогика был призвана перевоспитать немецкую молодежь. Коллективная работа стала цениться больше, чем индивидуальное

соперничество. Немецкие педагоги, вернувшиеся из ссылки, эмиграции либо прошедшие переквалификацию в Америке, утверждали, что «групповая педагогика» не является методом в узком понимании этого термина, а основывается на целостном представлении о человеке, способном самостоятельно представлять свои интересы во взаимодействии с другими людьми.

Начиная с середины 60-х гг. XX в. групповая педагогика укоренилась как метод внешкольного образования и работы с молодежью ФРГ. Появились первые учебные пособия (1962), а сам метод был причислен к тройке «классических» методов социальной работы и вошел в образовательную программу высших специальных учебных заведений (Fachhochschule). В настоящее время методы социально-педагогической деятельности не ограничиваются «классической троицей», появилась развитая сеть методических техник, концепций, приемов. Это связано в первую очередь с развитием общества, с появлением новых потребностей клиентов, так как методы социальной работы и социальной педагогики ориентированы на практику, на решение конкретных проблемных ситуаций посредством четко спланированного организованного процесса помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bollert K. Handbuch Sozialarbeit/Sozialpadagogik. 2.Aufl. Hrsg. Otto H.U. : Thiersch H., 2001.

2. Brumlik M. Kohlbergs. «Just community»: Ansatz als Grundlage einer Theorie der Sozialpadagogik / / Neue Praxis. 1989. № 5.

3. Flitner W. Die neue Fassung der methodischen Grundfrage // Die deutsche Reformpadagogik / W. Flitner, G. Kudritzki. Dusseldorf, 1962 (1930). Bd. 2.

4. Fritz H., Thies R. Armutsbekampfung in benachteiligten Lebensraumen. Stadtteil- und brennpunktbezogene Strategien kommunaler Sozialpolitik und Sozialarbeit // Uberlebt die soziale Stadt? Konzeption, Krise und Perspektiven kommunaler Sozialstaatlichkeit. Opladen : W. Hanesch (Hrsg.), 1997.

5. Geifiler K. A., Hege M. Konzepte sozialpadagogischen Handels. Ein Leitfaden fur soziale Berufe. Weinheim ; Munchen, 1995.

6. Heiner M. Methodisches Handeln in der sozialen Arbeit. Freiburg i. B., 1994.

7. Klafki W. Funk-Kolleg Erziehunswissenschaft. Eine Einfuhrung. Bd. 2. Frankfurt a. M. ; Hamburg, 1970.

8. KrauB E. J. Methoden der Sozialarbeit/Sozialpadagogik // Worterbuch Soziale Arbeit. Praxisfelder, Begriffe und Methoden der Sozialarbeit und Sozialpadagogik. Weinheim ; Basel : D. Kreft, I. Mielenz (Hrsg.), 1996.

9. Lattke H. Soziale Arbeit und Erziehung. Ihre Ziele, Methoden und psychologischen Grundlagen. Freiburg i. B., 1955.

10. Muller C. W. Wie Helfen zum Beruf wurde. Bd. 2. Eine Methodengeschichte der Sozialarbeit 1883-1945. Weinheim ; Basel, 1988.

11. Muller C. W. [Hrsg.] Gruppenpadagogik. 3Aufl. Weinheim, 1987.

12. Muller C. W.: Gruppenarbeit. Begrifflichkeit // Handbuch Sozialarbeit/Sozialpadagogik. 2. Aufl. / Hrsg. H. U. Otto, H.Thiersch. 2001.

13. Muller C.W. Berufsfelder Sozialer Arbeit. Weinheim, 1944.

14. Oelschlagel D. Was ist Gemeinwesenarbeit. Austausch der Tauschring-Initiativen vom 27. bis 29. Oktober 1995 in Berlin. Dokumentation und Materialiensammlung. Berlin, 1995.

15. Otto H. U., Sunker H. [Hrsg.]. Sozialarbeit und Faschismus. Bielefeld, 1986.

16. Perlmann H. H. Soziale Einzelhilfe als problemlosender Prozess. Freiburg i. B., 1973.

17. Schilling J. Didaktik/Methodik der Sozialpadagogik. Neuwied, 1993.

18. Thiersch H. Strukturierte Offenheit. Zur Methodenfrage einer lebensweltorientierten Sozialen Arbeit // Rauschenbach, Ortmann, Karsten. 1993.

19. Wendt W. R. Von der Defizitfixierung zur Ressourcenorientierung. Die Methodenfrage muss in der beruflichen Sozialarbeit neu gestellt warden / / Blatter der Wohlfahrtspflege. 1992. № 5.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. П. Целых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.