Научная статья на тему '«КЛАДОИСКАТЕЛИ» БАШКИРИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В 2021 Г'

«КЛАДОИСКАТЕЛИ» БАШКИРИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В 2021 Г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ / КЛАДОИСКАТЕЛИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тузбеков Айнур Ильфатович

Меры, предпринимаемые по борьбе с незаконным поиском артефактов в Российской Федерации на сегодняшний день, не достигают должного эффекта: большинство случаев разрушения культурного слоя памятников если даже и фиксируется, то все равно остается безнаказанным ввиду отсутствия доказательной базы. Поэтому необходима выработка новых междисциплинарных методов противодействия незаконному поиску «кладов». Исследование интернет-сообществ «кладоискателей» является одним из эффективных инструментов для изучения деятельности «кладоискателей» на территории Российской Федерации. В данной работе представлены результаты исследования интернет-сообществ «черных копателей» в Республике Башкортостан в 2021 г. Сравнив полученные в 2020 и 2021 гг. данные, установлено, что в Республике Башкортостан продолжает увеличиваться число людей, интересующихся «кладоискательством», но принципиальным отличием 2021 г. является факт резкого сокращения активности подписчиков и их вовлеченности в контент. Данное явление связано как с большей популярностью мессенджеров, так и с большей сплоченностью подписчиков. Используя удобные платформы для коммуникации, сообщество «кладоискателей» перешло на более высокий уровень контактов, благодаря чему они могут более оперативно обмениваться опытом и координировать свои действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TREASURE HUNTERS” IN BASHKIRIA: THE RESULTS OF AN ANALYSIS OF INTERNET COMMUNITIES IN 2021

These days the measures taken to combat the illegal search for artifacts in the Russian Federation have no adequate effect. Even if the facts of the cultural layer of monuments’ destruction are recorded, most of the them do not result in punishment due to the lack of evidence. Therefore, it is necessary to develop new, interdisciplinary methods of countering the illegal search for “treasures”. The research of online communities of “treasure hunters” is one of the effective tools for studying their activities at the territory of the Russian Federation. This paper presents the results of the study of the Internet communities of looters in the Republic of Bashkortostan in 2021. Comparing the data obtained in 2020 and 2021, it has been found that the number of people interested in looting of archeological sites continues to increase in the Republic of Bashkortostan, but the fundamental difference in 2021 is in the fact that there has been a sharp decline in subscriber activity and content involvement. This phenomenon is associated with both the greater popularity of messengers and the growth of subscriber unity. Using convenient platforms for communication, the community of “treasure hunters” has moved to a higher level of interaction, owing to which they can exchange their experience and coordinate their actions more quickly.

Текст научной работы на тему ««КЛАДОИСКАТЕЛИ» БАШКИРИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В 2021 Г»

УДК 394(470.57)

DOI: 10.15350/26191490.2022.1.6

А. И. Тузбеков

«КЛАДОИСКАТЕЛИ» БАШКИРИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В 2021 г.*

Меры, предпринимаемые по борьбе с незаконным поиском артефактов в Российской Федерации на сегодняшний день, не достигают должного эффекта: большинство случаев разрушения культурного слоя памятников если даже и фиксируется, то все равно остается безнаказанным ввиду отсутствия доказательной базы. Поэтому необходима выработка новых междисциплинарных методов противодействия незаконному поиску «кладов». Исследование интернет-сообществ «кладоискателей» является одним из эффективных инструментов для изучения деятельности «кладоискателей» на территории Российской Федерации. В данной работе представлены результаты исследования интернет-сообществ «черных копателей» в Республике Башкортостан в 2021 г. Сравнив полученные в 2020 и 2021 гг. данные, установлено, что в Республике Башкортостан продолжает увеличиваться число людей, интересующихся «кладоискательством», но принципиальным отличием 2021 г. является факт резкого сокращения активности подписчиков и их вовлеченности в контент. Данное явление связано как с большей популярностью мессенджеров, так и с большей сплоченностью подписчиков. Используя удобные платформы для коммуникации, сообщество «кладоискателей» перешло на более высокий уровень контактов, благодаря чему они могут более оперативно обмениваться опытом и координировать свои действия.

Ключевые слова: черные копатели, кладоискатели, законодательство, Интернет-сообщества, Республика Башкортостан.

Введение

В последнее десятилетие в Российской Федерации все большие масштабы приобретает деятельность «кладоискателей». Ежегодно, начиная с ранней весны и до поздней осени, «черные копатели», используя мощные металлоискатели и другие приспособления, ищут артефакты, тем самым нанося ущерб сохранности культурного слоя памятников археологии. Для некоторых регионов

* Работа осуществлена в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2021 г. по темам: «Этнические культуры Южного Урала и Приуралья: диалог традиций и новаций», № АААА-А21-121012290086-0; «Культурные интеграции населения Южного Урала в древности, средневековье и Новое время: факторы, динамика, модели», № АААА-А21-121012290083-9.

нашей огромной страны данная проблема начинает приобретать ключевое значение ввиду отсутствия письменных источников об отдельных этапах истории их развития. Одним из таких субъектов является Республика Башкортостан.

Несмотря на наличие целого ряда законодательных актов, ограничивающих деятельность «черных копателей», активную работу, проводимую государственными органами власти и отдельными группами археологов, исследователи и специалисты продолжают выявлять многочисленные «закопушки» на памятниках историко-культурного наследия.

В большинстве случаев ученые и представители Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в ходе осмотра археологических

объектов фиксируют лишь последствия «набега» на памятники, не имея представления о людях, занимающихся незаконным поиском «кладов». Поэтому, для того чтобы выяснить: 1) кто такие «кладоискатели» (пол, возраст), их интересы и мотивы; 2) какие типы памятников подвергаются наибольшему разграблению и их датировку; 3) в пределах каких территорий или районов чаще происходит поиск «кладов», с 2017 г. нами в социальной сети «ВКонтакте» изучались 3 наиболее многочисленных интернет-сообщества: «Кладоискатели Башкирии», «Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска», «КЛАДОИСКАТЕЛИ БАШКИРИИ Урала».

Предшествующие исследования показали, что интернет-группы «кладоискателей» подвержены изменениям. Ежегодно увеличивается количество подписчиков, характер контента, периодичность публикуемой информации, реакция акторов и т. д. [Тузбеков, 2019а; Тузбеков, 2019б; Тузбеков, 2020а; Тузбеков, 2020б; Тузбеков, 2021].

Цель данного исследования - изучить деятельность «кладоискателей» в 2021 г. в Башкирии на основе анализа интернет-сообществ в социальной сети «ВКонтакте».

Методы исследования

По данным ежегодного исследования аудитории социальных сетей в России, проводимой системой мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics» (лидирующая на рынке СНГ), несмотря на лидирующие позиции Instagram (деятельность запрещена в РФ) по объему активной аудитории (38,1 млн. авторов), самой большой по объему контента по-прежнему остается социальная сеть «ВКонтакте» (408,8 млн. сообщений в месяц) [Черный, 2021]. В исследовании проанализированы как структурные, так и атрибутивные переменные данные, полученные с использованием ресурсов vk.barkov.net, socstat.ru.

В соответствии с тем, что для достижения намеченной цели и выполнения задач исследования в большей степени необходим анализ коммуникативной активности подписчиков, публикаций, комментариев, нами принято решение о продолжении анализа интернет-групп в социальной сети «ВКонтакте» и применения методов [Kozinetz, 2010; Биккулов, Пашкевич, Чугунов, 2012; Полухина, 2014, c. 97], использовавшихся и описанных в предыдущих исследованиях.

Ход исследования

Мониторинг интернет-групп «кладоискателей» территориального контента (содержат в наименовании название региона), проведенный в социальной сети «ВКонтакте», показал, что наиболее популярными сообществами «черных копателей» в регионе остаются 3 ранее рассмотренные группы [Тузбеков, 2020а, с. 66]:

1) «Кладоискатели Башкирии» (https://vk.com/ kladbash) - 2328 подписчиков (+148 с 2020 г., после исключения заблокированных и удаленных подписчиков осталось 1966 человек);

2) «Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска» (https://vk.com/klad_ural) - 1990 подписчиков (+269 с 2020 г., после исключения заблокированных и удаленных подписчиков осталось 1776 человек);

3) «КЛАДОИСКАТЕЛИ БАШКИРИИ Урала» (https://vk.com/kladoiskateli_bashkirii) - 1501 подписчиков (+23 с 2020 г., после исключения заблокированных и удаленных подписчиков осталось 1206 человек).

Таким образом установлено, что количество подписчиков в группе № 1 увеличилось на 6 %, в группе № 2 - на 14 %, а в группе № 3 - лишь на 2 %. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что состав участников групп практически не изменился и данные по половозрастному составу и местам проживания участников групп, определенные в 2020 г. [Тузбеков, 2020а, с. 66-67], актуальны и для 2021 г.

Учитывая то, что часть участников интернет-сообществ хочет остаться анонимной и может публиковать о себе ложные сведения, при проведении анализа важным является изучение интересов подписчиков. Для этого мы проанализировали, на какие еще интернет-сообщества подписаны участники групп. В результате было установлено, что интересы у большинства акторов с 2020 г. [Тузбеков, 2020а, с. 67-68] практически не измелились. Их продолжают интересовать интернет-группы по продаже металлодетекторов, другие сообщества «кладоискателей», кино, авто и региональные новости.

Важными критериями в характеристике онлайн-сообществ являются определение вида контента, уровня восприятия и интереса подписчиков к публикуемой информации. Для этого использован социометрический метод. В 2020 г. был произведен сбор данных с применением ресурса socstat.ru [Тузбеков, 2020а, с. 67], который

Таблица 1

Сравнения активности, вовлеченности и контента групп

Сравнение групп по: № 1 № 2 № 3

Активности

Количество реакций 1208 113 21

Среднее количество реакций на пост 8,1 0,3 1,9

Среднее количество реакций в день 11,4 0,5 2,1

Лайков 857 72 13

Репостов 0 16 0

Комментариев 351 25 8

Вовлеченности

Средняя вовлеченность на пост 0.346 0.016 0.127

Максимальная вовлеченность поста 1.632 0.402 0.466

Контенту

Постов добавлено 150 357 11

показал свою эффективность, поэтому в 2021 г. использование данной платформы продолжено. За период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. было произведено сравнение интернет-групп по количеству контента, активности и вовлеченности участников (табл. 1).

В результате полученных данных мы установили, что во всех интернет-группах «кладоискателей» произошло значительное сокращение количества публикаций, в группе № 1 - на 75 %, в группе № 2 - на 9 %, в группе № 3 - на 76 %. В свою очередь, это привело к уменьшению количества реакций на пост в группе № 1 на 83 %, в группе № 2 - на 49 %, в группе № 3 - на 81 %.

Важным показателем интереса подписчиков к политике сообщества является коэффициент вовлеченности (Engagement Rate). В задачи исследования входило сравнение популярности публикуемой в сообществах информации, для ее оценки был рассчитан коэффициент вовлеченности на пост - это удельный вес действий пользователей в пересчете на один пост, рассчитываемый по формуле (количество действий/число подписчиков) *100 % [Popsters, 2017]. В результате мы выявили, что наиболее высокий уровень средней вовлеченности подписчиков на пост в сообществе № 1, на втором месте группа № 3, на третьем - группа № 2. Если же сравнить с данными, полученными в 2020 г. [Тузбеков, 2020а, с. 68], то в 2021 г., несмотря на небольшое увеличение количества подписчиков, вовлеченность аудитории падает. Так, в группе № 1 средняя вовлеченность на пост упала на 37 %, в группе № 2 - на 52 %, в группе № 3 - на 20 %.

Таким образом, несмотря на небольшой рост количества подписчиков в интернет-группах, происходит уменьшение количества публикаций и реакций на них. Это в свою очередь сказывается на падении уровня вовлеченности акторов. На первый взгляд, это может свидетельствовать о потере интереса наиболее активных акторов к «кладоискательству», но также может быть и следствием перехода участников на другие платформы общения.

Для установления причин этого явления мы обратились к самим «кладоискателям». В результате, на условиях анонимности, нам сообщили, что наиболее активными «кладоискателями» в мессенджере «Whatsapp» были созданы 2 группы, насчитывающие в общей сложности около 150 подписчиков. В данных группах происходит активное и оперативное обсуждение наиболее актуальных вопросов и публикуются результаты поиска «кладов».

Далее была изучена содержательная часть контента. Для этого, как и ранее [Тузбеков, 2020а, с. 69], был использован метод контент-анализа. Учитывая динамику добавления постов и реакций пользователей на стене сообществ, полученную с использованием инструментов socstat.ru, нами изучены сообщения, опубликованные участниками групп с 1.06.2021 по 31.08.2021. Каждое сообщение было закодировано по изначально заданным категориям (табл. 2).

Контент-анализ публикаций показал, что, несмотря на значительное уменьшение количества сообщений, в группе № 1 продолжают преобладать публикации о выявленных «черными копателями»

Таблица 2

Темы, обсуждаемые в виртуальных сообществах «черных копателей»

Категории № 1 № 2 № 3

1 Находки (презентация, консультация) 13 1 0

2 Оборудование (продажа покупка, обсуждение) 1 5 0

3 Находки, покупка и продажа 1 0

4 Совместный поиск (организация, кто? откуда?) 2 1

5 Видео ролики (о поиске кладов, реставрация) 5 75 0

6 Методика «кладоискательства» (места, карты и др.) 3 1 0

7 Объявления (кроме находок), поздравления, Интернет-мемы 1 1 0

Всего постов 25 84 1

находках, преимущественно монетах и изделиях из цветного металла, датируемых XIX - началом XX вв. В группе № 2, также как и в 2020 г., преобладают видеоролики о поиске кладов, являющиеся републикациями из других источников. В группе № 3 за рассмотренный период была сделана лишь одна публикация, в которой предлагалось провести совместный поиск «кладов».

Таким образом, можно констатировать, что в период наиболее активного поиска «кладов» резко сократилась презентация находок в наиболее многочисленной группе № 1. Существенных изменений в качестве контента в группе № 2 в 2021 г. не наблюдается. Публикуемые видеоролики не вызывают реакций у подписчиков сообщества, что подтверждается низким уровнем вовлеченности на пост. Отсутствие публикаций в группе № 3, в особенности о находках, свидетельствует о потере интереса к данному сообществу со стороны акторов, которые в 2020 г. формировали контент.

Выводы

Сравнив полученные в 2020 и 2021 гг. данные, было установлено, что в Республике Башкортостан, несмотря на ежегодное увеличение числа людей, интересующихся «кладоискательством», резко сократилась активность подписчиков и их вовлеченность в контент. На наш взгляд, это явление связано как с ростом популярности мессенджеров [Вагапова, 2021], так и с большей сплоченностью подписчиков. Люди, интересующиеся поиском «кладов», первоначально вступив в интернет-группы «кладоискателей»

в социальной сети «ВКонтакте», смогли найти единомышленников. Активное обсуждение находок, комментирование, участие в совместном поиске и слетах позволило им перейти к более тесному общению посредством мессенджеров. На наш взгляд, это является достаточно тревожным знаком в свете утверждений Г. Рейнгольда, что сегодня сообщества в социальных медиа являются фактором, превращающим разрозненных индивидов в умную толпу. Люди, составляющие умные толпы, сотрудничают невиданным прежде образом, благодаря имеющимся у них устройствам, которые обеспечивают связь и вычисления [Рейнгольд, 2006, с. 8]. В настоящее время наиболее активные «кладоискатели», коммуницируя посредством мес-сенджеров, могут намного быстрее презентовать свои материалы, практически в онлайн-режиме обмениваться опытом и мгновенно координировать свои действия. Соответственно, любые крупномасштабные компании, организованные государственными органами власти для противодействия «кладоискательству», получат быструю огласку среди наиболее активных сторонников незаконного поиска артефактов и не достигнут ожидаемого результата. Следовательно, для организации более эффективной охраны памятников археологии необходима выработка новых методов противодействия «кладоискателям», в основе которых лежит баланс карательных методов и активизация просветительской деятельности, направленной на сохранение и популяризацию памятников археологии (ведение просветительской работы среди молодежи, образовательные видеоролики, освещение научной деятельности и т.д.).

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Биккулов, Пашкевич, Чугунов, 2012 - Биккулов А. С., Пашкевич В. Э., Чугунов А. В. Методы исследований социальных сетей: возможности применения в политологии // Информационные системы для научных исследований: Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис» (МПСС), 2012. С. 228-231.

Вагапова, 2021 - Вагапова Д. Почему мессенджеры стали популярнее соцсетей и какое будущее их ждет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/617a68a89a79476935d1f857 (дата обращения: 05.04.2022).

Полухина, 2014 - Полухина Е. Онлайн-наблюдение как метод сбора данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 7. С. 95-106.

Рейнгольд, 2006 - Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.

Тузбеков, 2019а - Тузбеков А. И. Социальные сети как ресурс в исследовании деятельности «кладоискателей» (пример Республики Башкортостан) // Социодинамика. 2019. № 12. С. 126-133.

Тузбеков, 2019б - Тузбеков А. И. Деятельность черных копателей в Башкирии: современное состояние, проблемы // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2019. № 2 (7). С. 64-67.

Тузбеков, 2020а - Тузбеков А. И. Деятельность «черных копателей» в Республике Башкортостан (по данным анализа интернет-сообществ в 2020 г.) // Известия Уфимского научного центра РАН. 2020. № 4. С. 64-71.

Тузбеков, 20206 - Тузбеков А. И. «Кладоискательство» как фактор разрушения археологических памятников Нового времени (пример Республики Башкортостан) // Российская археология. 2020. № 1. С. 107-116.

Тузбеков, 2021 - Тузбеков А. И. «Кладоискатели» vs Археологи: сравнительный анализ интернет-сообществ Башкирии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2021. № 3 (73). С. 273-286.

Черный, 2021 - Черный В. Brand Analytics представляет данные традиционного ежегодного исследования активной аудитории (авторов) социальных сетей в России за октябрь 2021 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2021/ (дата обращения: 15.03.2022).

Kozinetz, 2010 - KozinetzR. V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. London: SAGE Publications, 2010. 221 p.

Popsters, 2020 - Popsters, Engagement rate: как правильно считать коэффициент вовлеченности в социальных сетях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://popsters.ru/blog/post/55/ (дата обращения: 24.12.2020).

REFERENCES

Bikkulov A. S., Pashkevich V. E., Chugunov A. V. Metody issledovanii sotsial'nykh setei: vozmozhnosti primeneniya v politologii [Methods of research ofsocial networks: possibilities of application in political science]. In: Informatsionnye sistemy dlya nauchnykh issledovanii: Trudy XV Vserossiiskoi ob"edinennoi konferentsii "Internet i sovremennoe obshchestvo" [Information Systems for Scientific Research: Proceedings of the XV All-Russian Joint Conference]. Saint Petersburg, 2012. Pp. 228-231. (in Russian)

Vagapova D. Pochemu messendzhery stali populyarnee sotssetei i kakoe budushchee ikh zhdet [^hy messengers have become more popular than social networks and what future awaits them]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ social/617a68a89a79476935d1f857 (date of request: 05.04.2022). (in Russian)

Polukhina E. Onlain-nablyudenie kak metod sbora dannykh [Online-Observation as a Data Collection Method]. In: Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya [Interaction. Interview. Interpretation]. 2014. No 7. Pp. 95-106. (in Russian)

Reingol'd G. Umnaya tolpa. Novaya sotsial'naya revolyutsiya [Smart Crowd. New Social Revolution]. Moscow: FAIR-PRESS Publ., 2006. 416 p. (in Russian)

Tuzbekov A. I. Sotsial'nye seti kak resurs v issledovanii deyatel'nosti «kladoiskatelei» (primer Respubliki Bashkortostan) [Social networks as a resource in the study of the "treasure hunters'" activities (the case of the Republic of Bashkortostan)]. In: Sotsiodinamika [Sociodynamics]. 2019. No 12. Pp. 126-133. (in Russian)

Tuzbekov A. I. Deyatel'nost' chernykh kopatelei v Bashkirii: sovremennoe sostoyanie, problemy [Activity of black diggers in Bashkiria: current state, problems]. In: Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Uralo-Povolzh'ya [Historical and cultural heritage of the Ural-Volga region peoples]. 2019. No 2 (7). Pp. 64-67. (in Russian)

Tuzbekov A. I. Deyatel'nost' «chernykh kopatelei» v Respublike Bashkortostan (po dannym analiza internet-soob-shchestv v 2020 g.) [Activities of "treasure hunters" in the Republic of Bashkortostan (according to the analysis of

Internet communities in 2020]. In: Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN [Proceedings of the RAS Ufa Scientific Centre]. 2020. No 4. Pp. 64-71. (in Russian)

Tuzbekov A. I. «Kladoiskatel'stvo» kak faktor razrusheniya arkheologicheskikh pamyatnikov Novogo vremeni (primer Respubliki Bashkortostan) [ "Treasure-hunting" as a factor of destruction of Modern age archaeological sites (the case of the Republic of Bashkortostan)]. In: Rossiiskaya arkheologiya [Russian archeology]. 2020. No 1. Pp. 107-116. (in Russian)

Tuzbekov A. I. «Kladoiskateli» vs Arkheologi: sravnitel'nyi analiz internet-soobshchestv Bashkirii ["Treasure hunters" vs Archaeologists: comparative analysis ofBashkiria's Internet communities]. In: Problemy istorii, filologii, kul'tury [Problems of History, Philology, Culture]. 2021. No 3 (73). Pp. 273-286. (in Russian)

Chernyi V. Brand Analytics predstavlyaet dannye traditsionnogo ezhegodnogo issledovaniya aktivnoi auditorii (avtorov) sotsial'nykh setei v Rossii za oktyabr' 2021 goda [Brand Analytics presents data from the traditional annual survey of the active audience (authors) of social networks in Russia for October 2021]. URL: https://br-analytics.ru/ blog/social-media-russia-2021/ (date of request: 15.03.2022). (in Russian)

Kozinetz R. V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. London: SAGE Publications, 2010. 221 p. Popsters, Engagement rate: kak pravil'no schitat' koeffitsient vovlechennosti v sotsial'nykh setyakh [Engagement rate: how to correctly calculate the engagement rate in social networks]. URL: https://popsters.ru/blog/post/55/ (date of request: 24.12.2020). (in Russian)

A. I. Tuzbekov

"TREASURE HUNTERS" IN BASHKIRIA: THE RESULTS OF AN ANALYSIS OF INTERNET COMMUNITIES IN 2021

These days the measures taken to combat the illegal search for artifacts in the Russian Federation have no adequate effect. Even if the facts of the cultural layer of monuments' destruction are recorded, most of the them do not result in punishment due to the lack of evidence. Therefore, it is necessary to develop new, interdisciplinary methods of countering the illegal search for "treasures". The research of online communities of "treasure hunters" is one of the effective tools for studying their activities at the territory of the Russian Federation. This paper presents the results of the study of the Internet communities of looters in the Republic of Bashkortostan in 2021. Comparing the data obtained in 2020 and 2021, it has been found that the number of people interested in looting of archeological sites continues to increase in the Republic of Bashkortostan, but the fundamental difference in 2021 is in the fact that there has been a sharp decline in subscriber activity and content involvement. This phenomenon is associated with both the greater popularity of messengers and the growth of subscriber unity. Using convenient platforms for communication, the community of "treasure hunters" has moved to a higher level of interaction, owing to which they can exchange their experience and coordinate their actions more quickly.

Keywords: looters, treasure hunters, legislation, Internet communities, Republic of Bashkortostan.

Тузбеков Айнур Ильфатович,

кандидат исторических наук, научный сотрудник,

Институт этнологических исследований

им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального

исследовательского центра РАН

(Уфа, Россия)

aituzbekov@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.04.2022

Tuzbekov Aynur Ilfatovich,

Candidate of Sciences (History), Researcher, Institute of Ethnological Studies of R. G. Kuzeev, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia) aituzbekov@gmail.com

Received 14.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.