УДК 94
Батина Наталья Николаевна
студентка IV курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Россия, e-mail: batina.natalya.95@mail.ru
КЛАДБИЩЕ ПЕР-ЛАШЕЗ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Natalia N. Batina
4th year student of the faculty of history
Perm state humanitarian pedagogical university,
Perm, Russia, e-mail: batina.natalya.95@mail.ru
PERE-LACHAISE CEMETERY AS SOCIOCULTURAL PHENOMENON
Аннотация. Статья посвящена одному из самых известных парижских кладбищ -Пер-Лашез, которое исследуется в социокультурном контексте. Через призму некрополистики автор рассматривает данное место памяти с точки зрения его статуса, характеристик и функций в прошлом и настоящем Парижа.
Ключевые слова: феномен смерти, некрополистика, некрополь, Пер-Лашез.
Abstract. The article is devoted to one of the most famous cemeteries in Paris -Pere-Lachaise, which is studied in a sociocultural context. Through the prism of the research of the necropolises, the author examines the place of memory, in terms of its status, characteristics and functions in the past and present of Paris.
Keywords: the phenomenon of death, the research of the necropolis, necropolis, Pere-Lachaise.
В гуманитарных науках - в истории, философии, социологии, культурологии и др. - феномен смерти традиционно привлекает внимание исследователей, поскольку отношение к смерти играет важную роль во всей картине мира, характерной для той или иной социально-культурной общности. А.Я. Гуревич подчеркивал, что смерть является одним из коренных «параметров» коллективного сознания, а отношение к смерти - своего рода эталон, индикатор характера цивилизации [1, с. 6].
Феномен смерти стал одним из предметов исследования сравнительно молодого направления гуманитарного знания - исторической антропологии. По мнению Жака Ле Гоффа, «историческая антропология представляет собой общую глобальную концепцию истории. Она объемлет все достижения новой исторической науки, объединяя изучение менталитета, материальной жизни, повседневности вокруг понятия антропология» [4].
© Батина Н.Н., 2017
Поскольку на протяжении всей человеческой истории «сформировалась особая погребальная культура», то закономерно, что она, как заметил исследователь П.В. Федоров, «испытывает на себе вполне закономерный интерес со стороны гуманитарных наук - от археологии и истории до искусствоведения и литературоведения» [5, с. 10].
Междисциплинарное исследование мест захоронения, в отношении которых в науке чаще всего используется торжественный, античный термин «некрополь», ведется в рамках такой отрасли гуманитарного знания как «некрополистика».
Классической работой, давшей импульс изучению отношения к смерти в городских сообществах, является труд Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти». Одна из выделенных автором пяти стадий эволюции отношения к смерти обозначается историком как перевернутая смерть.
Она характеризуется страхом перед смертью и складывается в основном на Западе, в более урбанизированных его регионах. Так, согласно этой идее, «общество изгоняет смерть, если только речь не идет о выдающихся деятелях государства. Ничто не оповещает в городе прохожих о том, что что-то произошло» [1, с. 455].
Эта тенденция все более заметна с течением времени: не все теперь держат траур, как в прошлом; не все регулярно ходят на кладбище; все чаще на смену культу могил и кладбищ приходит кремация и другие способы погребения усопших, и это свидетельствует о том, что люди стали относиться к местам упокоения в некотором смысле апатично.
В рамках некрополистики данное исследование посвящено изучению одного парижского кладбища - Пер-Лашез. Это самый большой памятник культуры и надгробной скульптуры города, парк и туристическое место -парижская достопримечательность, которая может соперничать с Эйфелевой башней.
История кладбища Пер-Лашез начинается с 21 мая 1804 г, когда оно было открыто на Шарронском холме, в значительном отдалении от городских
границ, в месте, которое воспринималось как непрестижное захолустье. Вследствие этого в первое время желающих похоронить там своих родственников было совсем немного, и городские власти предприняли грамотный пиаровский ход: перенесли на Пер-Лашез останки некоторых знаменитостей. В 1817 г. на Шароннский холм перенесли останки Абеляра и Элоизы, Лафонтена, Мольера, Бомарше. Это существенно изменило отношение парижан к уровню престижности кладбища, и упокоение на Пер-Лашез стало почитаться за честь.
За последние 200 лет этот некрополь заметно изменился с точки зрения его функционирования.
Итак, рассматривая кладбище Пер-Лашез как социокультурный феномен, можно выделить выполняемые им функции.
1. Традиционно кладбище представляет собой сакральное место, которое предназначено для мертвых, для похорон. И эта функция присутствует на кладбище естественным образом.
Кладбище имеет огромную площадь, простираясь на 48 гектаров. В настоящее время количество захороненных здесь составляет более миллиона человек. Из-за нехватки площади на старых территориях Пер-Лашез захоронения сейчас почти запрещены (исключения представляют лишь фамильные склепы и участки), а новые кварталы вполне рабочие.
Так, погибшая россиянка, Наталья Муравьева-Лорен, как сообщило федеральное агентство новостей 24.11.2015г. [3], была похоронена на Пер-Лашез в новых кварталах.
2. Мемориально-ритуальная функция, которая предполагает поминовение усопших.
В день поминовения усопших (1 ноября) на кладбище приходят люди к своим родным и близким, высаживают цветы на могиле, приносят новые венки, повсюду зажигают свечи, и, «шелест тихих разговоров как тяжкое облако разносится над могилами» [6, с. 5].
Поклонники приходят почтить память своих кумиров. Например, на могиле знаменитой итальянской балерины Марины Тальони установился
обычай: молодые танцовщики оставляют здесь свои первые пуанты как знак уважения и некой благодарности. Сентиментальные девушки осыпают цветами плиту, под которой обрели вечный покой Абеляр и Элоиза, ведь это место считается местом паломничества влюбленных. А у самой популярной могилы, в которой покоится Джим Моррисон, поклонники после дня поминовения оставляют многочисленные цветы, свечки, листки с текстами песен, письма любви, адресованные кумиру, мелкие сувениры. Ярые фанаты рок-звезды здесь сидят на земле, выпивают, курят, поют песни.
Также нельзя не привести в пример некоторые экзотические формы реализации этой функции. Примером послужит могила писателя Оскара Уайльда. Прошло пару лет после смерти автора, и к его могиле начали стекаться влюбленные люди. Причем изначально это были гомосексуалы, для которых могила стала местом паломничества. Возникло поверье, что для того, чтобы сохранить свою любовь до конца дней, следует поцеловать памятник. Поэтому монумент оказался весь в помаде, в записках с признаниями в любви, адресованных Уайльду. Сейчас для защиты от подобных действий монумент закрыт специальным стеклом.
Легендами окутана могила молодого журналиста Виктора Нуара, застреленного в 1870 г. Он был веселым балагуром, любимцем и любителем женщин. Могила журналиста стала популярна у страждущих излечения от несчастной любви, бесплодия и импотенции. Цветы, положенные в цилиндр, прикосновение к памятнику, поцелуи, должны, по мнению, таких посетителей, помочь исполнению заветного желания.
3. Обеспечивающая функция, под которой кладбище понимается как место работы.
«Современное парижское кладбище представляет собой город мертвых из железа, камня и зелени. К его центральному пункту ведут с разных сторон широкие улочки и аллеи. Администрация кладбища сосредоточена в бюро, во главе которого стоит консьерж. Здесь работает целый штат охранников, специальную службу несут: геодезист, отбойный, могильщик, садовник и другие» [2, с. 10]. Поиски конкретных могил представляют собой весьма нелегкое дело. Поэтому при входе на кладбище посетитель может бесплатно
получить карту кладбища и планы с расположением могил. Более детальная карта продается за отдельную плату в газетных и цветочных киосках у главного входа на кладбище.
4. Рекреационная функция.
Кладбище Пер-Лашез - это просто городское, повседневное, нейтральное пространство, своеобразный парк. Множество людей сокращают свой путь через кладбище. Чаще всего они не интересуются памятниками или могилами знаменитостей, они целенаправленно идут к противоположному выходу.
Пер-Лашез - еще и место отдыха, куда люди приходят как в красивое и ухоженное место почитать, уединиться со своими мыслями, неспешно прогуляться в тени деревьев, отдохнуть на лавочках и лужайках. Некоторые приходят сюда даже в обеденный перерыв на свое любимое место. Это популярное место для прогулок, где бывают мамы с колясками и с детьми постарше, пожилые люди, для которых Пер-Лашез является местом встреч со своими давними друзьями.
Кроме того, Пер-Лашез - это еще и парк со многими редкими деревьями и кустарниками, поэтому он имеет и экологическую функцию.
5. Туристическая функция.
У кладбища есть множество туристических сайтов, которые предлагают экскурсии с гидами Парижа на разных языках. Туристы обычно либо ищут интересующую их могилу знаменитости, либо просто гуляют повсюду, обращая внимания на привлекающие взгляд надгробия. Также, кладбище имеет свой официальный сайт, с помощью которого интересующиеся люди могут побродить по кладбищу, не выходя из дома - онлайн-карта. Посещение кладбища Пер-Лашез можно сравнить с посещением музея.
Таким образом, кладбище Пер-Лашез - сложный социокультурный феномен, выполняющий ряд разнообразных функций. Можно согласиться с мыслью Ф. Арьеса о том, что «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. В городах все отныне происходит так, словно никто больше не умирает» [1, с. 455].
Список литературы
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс-Академия», 1992. 528 с.
2. Вел. Князь Николай Михайлович. Русский некрополь в чужих краях: Выпуск 1: Париж и его окрестности. Петроградъ: Типография М.М. Стасюлевича, 1915. 127 с.
3. Громов А. Погибшая в парижском теракте россиянка обретет последний приют на Пер-Лашез [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/484344-pogibshaya-v-parizhskom-terakte-rossiyanka-obretet-poslednij-priyut-na-per-lashez (дата обращения: 07.04.2017).
4. Историческая антропология [Электронный ресурс] URL: http://cmb.rsuh.ru/section.html?id=1649 (дата обращения: 06.04.2017).
5. Федоров П.В., Синицкий А.Н. Мурманский некрополь. Мурманск: Кн. изд-во, 2008. 208 с.
6. Штробль К.Х. Гробница на Пер-Лашез [Электронный ресурс]. URL: http://litlife.club/br/?b=228489&p=5 (дата обращения: 08.04.2017).
УДК 94
Муравьев Александр Сергеевич
студент института истории и культуры
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елецк, Россия, e-mail: sasha.muravev.1996@mail.ru
ПРОЦЕСС ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Aleksandr S. Muravyov
student Institute of History and Culture
Yelets State University. I.A. Bunin, Yelets, Russia, e-mail: sasha.muravev.1996@mail.ru
THE PROCESS OF DEMILITARIZATION IN WESTERN GERMANY AFTER THE END OF THE SECOND WORLD WAR
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема процесса демилитаризации Германии после окончания Второй мировой войны в западных зонах, оккупированных США и Великобританией в 1945-1947 гг.
Ключевые слова: демилитаризация, западные зоны оккупации, репарации, страны антигитлеровской коалиции.
Abstract. This article examines the problem of the process of demilitarization of Germany after the end of World War II in the western zones occupied by the United States and Great Britain in 1945-1947.
Keywords: Demilitarization, Western zones of occupation, reparations, the countries of the anti-Hitler coalition.
© Муравьев А.С., 2017