Научная статья на тему 'Китайское присутствие в странах Океании на современном этапе развития региона'

Китайское присутствие в странах Океании на современном этапе развития региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Океания / Китай / островное государство / микрогосударства.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ощепкова Валентина Максимовна

в статье рассмотрена проблема присутствия Китая в Океании. Обозначена специфика данной проблемы, показаны возможные пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайское присутствие в странах Океании на современном этапе развития региона»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

КИТАЙСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В СТРАНАХ ОКЕАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Ощепкова В.М.

Ощепкова Валентина Максимовна - студент, факультет истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассмотрена проблема присутствия Китая в Океании. Обозначена специфика данной проблемы, показаны возможные пути ее решения. Ключевые слова: Океания, Китай, островное государство, микрогосударства.

Обычно под Океанией понимается группа островов южной части Тихого океана. Этот регион включает 21 территорию, объединяющую свыше 10 тысяч островов, которые часто по этнографическому типу делят на Меланезию, Микронезию и Полинезию.

Согласно общепризнанной системе международной стратификации, большинство государств Океании относятся к классу «микрогосударств» («карликовых государств»), которые согласно системе стратификации, обладают крайне слабым экономическим потенциалом и даже неспособны защитить свой суверенитет собственными силами [1].

Карликовые государства Океании сталкиваются с рядом специфических проблем, в числе которых отдельной строкой выделяется китайское присутствие в регионе.

После окончания второй Мировой войны Океания считалась «внутренним озером» США, так как здесь доминировал американский интерес. Однако после завершения «холодной войны» интерес к Океании пропал, и США потеснили Япония и Тайвань.

С 90-х гг. прошлого века Океанию начал активно осваивать Китай.

В это время традиционные лидеры региона Австралия, Новая Зеландия, США, Франция и Япония стали сокращать привычный объем вложений в основные государства. Китай же воспользовался ситуацией и предложил островитянам наличные денежные переводы, от которых океанийцы не смогли отказаться.

Дело в том, что до начала тесного сотрудничества с Китаем островные государства получали средства от западных партнеров лишь под отдельные проекты в рамках жестко контролируемых проектов развития. Следовательно, прямые финансовые поступления, которые местные власти могут с легкостью обналичить, побудили океанийцев начать «новую эру сотрудничества» с Китаем.

Однако в результате такого рода сотрудничества государство Тонга стало обязанным Китаю 32% своего ВВП; Самоа и Острова Кука - находившиеся еще в недавнем прошлом в зоне влияния Новой Зеландии - по 16% бюджета.

Государство Вануату также отдало предпочтение сотрудничеству с Китаем.

Нелишним будет упомянуть, что в конце 1990-х гг. Вануату заслужило звание «лучшей налоговой гавани мира», в которой довольно просто отмывались нелегальные доходы, за что это государство и было внесено в «черный список» ОЭСР. Благодаря стараниям Австралии и Новой Зеландии, в начале 2000-х гг. Вануату было перенесено в менее суровый «серый список». Но в «белый список» Вануату вошло лишь в 2010 г. исключительно благодаря усилиям Пекина, пожелавшего оправдать свое финансовое присутствие в этом офшорном центре [2].

Тем не менее, несмотря на формальный отказ от нелегальной деятельности, Вануату, как и многие другие островные государства Океании, продолжило осуществлять различного рода махинации, использование которых дает практически безграничные возможности Китаю.

К примеру, в 2011 г. на Тонга была раскрыта криминальная сеть по торговле «живым товаром» - девушками из китайских деревень, которым предлагалась вакансия «в сфере услуг». Организатором этой сети выступила представительница Китая.

Однако, особо серьезный масштаб подпольный китайский бизнес получил на Фиджи. Из-за разрыва отношений с западными партнерами, экономику Фиджи решено было простимулировать с помощью привлечения азиатских вкладчиков, которые могли за сумму в размере 250 тыс. долл. открыть свой бизнес и получить местный паспорт.

В результате к середине 2000-х гг. Фиджи стали для китайцев «мостиком» для переезда в страны Северной Америки, Евросоюза, а также в Австралию и Новую Зеландию по купленному паспорту Фиджи, обеспечивавшему упрощенный въезд в эти государства [3].

К примеру, согласно сообщению одной их фиджийских радиостанций, двое угонщиков самолетов для терактов 11 сентября 2001 г. прежде, чем попасть в США, провели 6 месяцев на островах Фиджи, ожидая американскую визу.

Также Китай связывают с огромными партиями наркотических веществ, циркулирующий на островах.

В 2004 г. на Фиджи была обнаружена крупнейшая нелегальная лаборатория по изготовлению метамфетамина. Позднее там же была арестовала партия героина весом свыше 400 кг. Подпольной сетью занимались китайцы из Гонконга. Пекин также наращивает свое военное присутствие в регионе.

Китаем была достигнута договорённость о строительстве на Фиджи военно-морской базы. По неофициальным данным, Китай также намерен в ближайшее время построить военную базу на территории Вануату.

Безусловно, подобного рода деятельность не остается незамеченной международным сообществом.

К примеру, недавно австралийский министр международного развития и делам Океании Кончетта Фьерраванти-Уэллз. публично подвергла резкой критике действия Китая в регионе.

Очевидно, что на данном этапе традиционные региональные лидеры, несмотря на заявления о намерении сохранить свой прежний авторитет в Океании, практически полностью уступили свои позиции Китаю.

Решением сложившейся ситуации для данных государств могло бы стать привлечение Канады. На фоне разрыва островных государств с Австралией, США и Новой Зеландией, Канада, не обремененная колониальным прошлым в отношении Океании, могла бы начать сотрудничество со странами региона с чистого листа.

Задачей Оттавы стала бы консолидация островных стран, обладающих важным стратегическим расположением, для достижения союзниками регионального лидерства вразрез желаниям Пекина [4].

Однако, на данный момент, западу приходится смириться с мыслью, что Китай нагрянул в Океанию, чтобы остаться, и нужно искать новый формат отношений регионе, чтобы заставить Пекин играть по угодному Западу правилам.

Список литературы

1. Тимошенко В.Н. Океания на современном этапе: забытые проблемы «ненужного» региона // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 4, 2009. С. 83-94.

2. Китай в Океании: искушения для нового лидера// Око планеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oko-planet.su/politik/politiklist/120096-kitay-v-okeanii-iskusheniya-dlya-novogo-lidera.html/ (дата обращения: 14.04.18).

3. Пале С.Е. Темная сторона китайского присутствия в Океании // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2012. Вып. 19. С. 22.

4. Terence Wesley-Smith. 'China in Oceania: new forces in Pacific politics', East-West Center, Pacific Policy 2, cited in Hanson. 'China'. P. 90.

ill

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.