Научная статья на тему 'Закат "тихоокеанской державы": США стремительно теряют вес в Океании'

Закат "тихоокеанской державы": США стремительно теряют вес в Океании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1353
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНОТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / SOUTH PACIFIC REGION / ОКЕАНИЯ / OCEANIA / США / USA / ДОНАЛЬД ТРАМП / DONALD TRUMP / КИТАЙ / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пале София Евгеньевна

С приходом к власти в США нового президента Дональда Трампа в 2017 г. отношения между Вашингтоном и государствами Южнотихоокеанского региона претерпели кардинальные перемены. Исполнение заявленных Трампом принципов торгового протекционизма и антиглобализации привело, в частности, к выходу США из Парижского соглашения по климату, что испортило отношения с островными странами Океании. Более существенные осложнения последовали после выхода США из переговоров по Соглашению о Транстихоокеанском партнерстве, инициированных Новой Зеландией и Австралией. Главным же фактором напряженности в американо-южнотихоокеанских отношениях стало нагнетание Трампом ядерной угрозы в отношении Северной Кореи, поскольку в случае вооруженного конфликта первыми пострадают страны южной части Тихого океана Австралия, Гуам, Маршалловы Острова и целый ряд других территорий. Подобная политика привела к потере доверия к США со стороны южнотихоокеанских государств. Однако ниши, из которых уходят США, стремительно заполняет Китай, действуя, как всегда, «мягкой силой», которая не дает осечек и идет на благо всему Южнотихоокеанскому региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decline of the “Pacific Power”: the US quickly lose their weight in Oceania

After Donald Trump had come to power as the US President in 2017, the relations between Washington and the South Pacific states changed drastically. The implementation of such Trump’s policies as trade protectionism and antiglobalization resulted in the US withdrawal from the Paris climate agreement that worsened the relations with the island states of Oceania. More troubles followed when the US withdrew from the negotiations on the Trans-Pacific Partnership initiated by New Zealand and Australia. The most unpleasant issue in the American-South Pacific relations was Trump’s stoking tension with North Korea, which could have lead to a nuclear conflict and thus affect, first of all, Australia, Guam, the Marshall Islands and many other territories. As a result, the South Pacific states lost confidence in the USA. Yet, China quickly refills the niches left by the USA, achieving it, as usual, with its “soft power” that never fails and brings much benefit to the whole South Pacific region.

Текст научной работы на тему «Закат "тихоокеанской державы": США стремительно теряют вес в Океании»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХУ1 (№ 36, 2017)_

© Пале С.Е.

ИВ РАН

ЗАКАТ «ТИХООКЕАНСКОЙ ДЕРЖАВЫ»: США СТРЕМИТЕЛЬНО ТЕРЯЮТ ВЕС в ОКЕАНИИ

С приходом к власти в США нового президента Дональда Трампа в январе 2017 г. малые островные развивающиеся государства Океании1 (МОРГ), находящиеся в постоянном поиске средств к существованию, решили выяснить, насколько далеко распространится предвыборный лозунг Трампа «Сделаем Америку великой снова!». А именно, не захочет ли Вашингтон усилить свое геополитическое влияние в Тихом океане в соответствии с титулом «тихоокеанской державы», который в последнее десятилетие становится все менее актуальным применительно к положению США на мировой арене. В частности, не планирует ли новая администрация Трампа увеличить финансирование программ развития МОРГ, выдать больше грантов на обучение студентам из Океании и выделить дополнительные дотации на борьбу с глобальным потеплением, угрожающим затопить более половины южнотихоокеанских островов, и т.д.

Ведь всего пару десятилетий тому назад США гордо называли себя «шерифом Тихого океана», а Австралия - верный военно-политический союзник Вашингтона и наследница британских владений в Океании - именовалась «помощником шерифа». Новая Зеландия - еще одно влиятельное государство в Южнотихоокеанском регионе (ЮТР) - в основном следовала линии Канберры по региональным вопросам. До середины 2000-х гг. эти три крупных игрока оставляли далеко позади Японию и Францию по объемам предоставляемой странам Океании финансовой помощи, укрепляя тем самым свои позиции в Тихом океане.

1 Океания - часть Южнотихоокеанского региона (ЮТР), в состав которой входят 14 независимых государств и 12 зависимых территорий, расположенных на небольших по размеру островах Тихого океана между Австралией и Новой Зеландией, с одной стороны, и Южной Америкой, с другой. Население Океании не превышает 11 млн человек.

Океания представляет собой стратегическую важность для мировых держав также потому, что здесь после Второй мировой войны Франция, Великобритания и США проводили ядерные испытания атомных и водородных бомб. В настоящее время военные базы Франции остаются в Новой Каледонии и Французской Полинезии, а базы США расположены на Гуаме и еще на нескольких атоллах Микронезии.

Однако после глобального финансового кризиса 2008 г. на сцену вышел новый мощный игрок - Китай, которому удалось справиться с экономическими потрясениями с наименьшими потерями. Как известно, США пострадали от кризиса сильнее остальных стран мира: это отразилось на сокращении американских дотаций в пользу МОРГ и тем самым ослабило влияние Вашингтона в ЮТР. В то же время, Австралия и ее союзница Новая Зеландия, также ощутившие существенный экономический спад, быстро переориентировали свои финансовые интересы с Запада на Восток, связав себя более тесными узами с Китаем.

Пекин, в свою очередь, не упустил возможность расширить свое влияние в ЮТР. Поднебесная стала для тонущих в прямом и переносном смысле стран Океании выгодной альтернативой США, Австралии и Новой Зеландии, подсадив крошечные островные государства на юаневую «кредитную иглу» за последнее десятилетие.

Произошло это на фоне острого соперничества между Китаем Тайванем за голоса 13 океанийских стран-членов ООН, пик которого пришелся на середину 2000-х гг. Оба соперника использовали «дипломатию чековой книжки» в виде прямых денежных перечислений в пользу МОРГ, тем самым почти добровольно подчинив их своей воле. До «дружбы» с Китаем и Тайванем островные государства и зависимые территории получали средства от западных доноров лишь под определенные проекты в рамках строго контролируемых программ развития, или же в виде гуманитарной, технической или медицинской помощи. Следовательно, прямые денежные поступления, которые местные чиновники были способны с легкостью обналичить, заставили океанийцев говорить о «новой эре сотрудниче-

ства» с Китаем... или Тайванем, - в зависимости от того, какой курс избирало то или иное островное правительство.

Из-за конкуренции между Китаем и Тайванем политическая нестабильность охватила большую часть Океании. На фоне глобального финансового кризиса 2008-2010 гг. сокращение дотаций со стороны Австралии, Новой Зеландии, США, Франции, Великобритании и Японии способствовало еще большей дестабилизации Южнотихоокеанского региона. Наконец, в 2010 г. на Тайване начался экономический спад, а ВВП Китая продолжал неуклонно расти вверх. Как следствие, натиск китайцев на Океанию стал столь интенсивным, что СМИ заговорили об угрозе утраты «тихоокеанской державой» - США своего статуса.

Захват южнотихоокеанских рынков китайским капиталом начался со сферы влияния Австралии (Науру, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Тонга, Вануату, Фиджи, Соломоновы Острова), затем - Новой Зеландии (Острова Кука, Ниуэ), далее - Франции (Новая Каледония, Французская Полинезия (Таити), Уол-лис и Футуна), и, наконец, китайцы начали активно заполнять юанем рынки, традиционно принадлежавшие США (Американское Самоа, Палау, Северные Марианские Острова, Маршалло-вы Острова, Федеративные Штаты Микронезии). Немалыми усилиями (а точнее, немалыми финансовыми вливаниями) американской стороне пока еще удается ограждать от китайского проникновения находящийся во владении США Гуам ввиду расположенной здесь крупнейшей в Океании военно-морской базы США.

Следует отметить, что прибытие китайских кредитов в Южнотихоокеанский регион сопровождалось массовой миграцией «хуацяо» в островные государства. В каждой стране Океании, где присутствуют переехавшие сюда китайцы, существуют политические партии или объединения, представляющие интересы китайской финансовой элиты. В правительствах целого ряда стран - Австралии, Новой Зеландии, Папуа - Новой Гвинеи, Самоа, Соломоновых Островов, Таити и др. - есть немало представителей китайского происхождения, открыто лоббирующих юаневые интересы.

Наконец, к 2017 г. КНР вышла на третье место по объемам донорской помощи странам Океании после Австралии и Новой Зеландии.

В настоящее время КНР ведет переговоры с Фиджи и Папуа - Новой Гвинеей о создании военно-морской базы ВВС Китая. К слову, сюда китайцы уже наладили поставки грузов военного характера1.

Учитывая финансовые трудности, продолжавшиеся в период 2010-2016 гг., политика американского президента Б. Обамы, тем не менее, строилась на укреплении политического участия США в жизни МОРГ для удержания позиций в ЮТР.

Так, в 2011 г. Б. Обама встретился с лидерами стран Океании на полях саммита АТЭС, который был проведен в Гонолулу, Гавайи, - т.е. непосредственно на территории ЮТР.

В 2012 г. Госсекретарь США Хиллари Клинтон присутствовала на ежегодном Форуме тихоокеанских островов (ФТО), который прошел на Островах Кука, и провозгласила три стратегические линии США: развитие торговли, инвестиции в энергетический сектор, обеспечение мира и безопасности в регионе. ФТО - это главная региональная организация со штаб-квартирой в Суве, Фиджи .

В 2013 г. госсекретарь США Джон Керри провел встречу с лидерами стран Океании в ООН по вопросам климатических изменений. В 2014 г. он посетил Соломоновы Острова после наводнений, которые нанесли стране огромный экономический ущерб.

В 2015 г. Б. Обама встретился с главами Кирибати, Мар-шалловых Островов и Папуа - Новой Гвинеи на Парижской конференции по климату.

В сентябре 2016 г. помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниэл Рассел возглавил американскую делегацию на 28-м Форуме тихоокеанских островов в Понпеи, Микронезия. Главными темами обсуждения стали климатические изменения, охрана рыбных ресурсов и региональное развитие3.

Однако столь удачно построенная линия администрации Б. Обамы была разрушена всего двумя событиями. Первое из них - визит в Океанию главы КНР Си Цзиньпина в 2014 г., в

ходе которого он посетил Австралию, Новую Зеландию и Фиджи. Си Цзиньпин стал первым в истории китайским лидером, побывавшем в ЮТР4. Примечательно, что роль Китая на Фиджи в настоящее время является определяющей. Дело в том, что после государственного переворота 2006 г. на Фиджи США, Австралия и Новая Зеландия наложили на страну всевозможные санкции, желая заставить фиджийское правительство уйти в отставку. Но опытный переворотчик Фрэнк Баини-марама, остающийся у власти до сих пор, избрал другую тактику и направил политические устремления на КНР, РФ и Евросоюз, при этом Поднебесная выдала Фиджи максимальное число кредитов и всевозможных безвозмездных дотаций. В итоге плоды усилий Ф. Баинимарамы более чем окупились. Принимая во внимание тот факт, что Фиджи - это наиболее населенная и развитая страна в ЮТР, а также то, что здесь расположен единственный в Океании университет, где стремятся учиться все лучшие умы региона, а также находится штаб-квартира главной региональной организации - ФТО, визит Си Цзиньпи-на на Фиджи нес в себе более чем существенное значение.

Вторым разрушительным событием для политики по укреплению американского влияния в ЮТР стало избрание президентом США Дональда Трампа. С первых же дней работы новой администрации стало понятно, что Трамп будет четко придерживаться заявленных им принципов торгового протекционизма и антиглобализации, которые не предусматривают участия дополнительного долларового капитала в судьбах южнотихоокеанских государств. Более того, Трамп заявил о желании срезать финансовую помощь в пользу МОРГ на одну треть. В связи с этим в американских СМИ прошла серия сообщений о том, что США было бы нелишним пересмотреть объемы дотаций развивающимся странам в сторону снижения.

Отношения Трампа со странами ЮТР начались с нелицеприятного телефонного разговора с премьер-министром Австралии Малкольмом Тернбуллом в феврале 2017 г., в ходе которого Трамп резко высказался о решении прежней администрации Б. Обамы принимать ближневосточных беженцев из лагерей временного содержания, учрежденных Австралией на

острове Манус (Папуа - Новая Гвинея) и в островном государстве Науру.

Нетерпимое отношение американского президента к чужеземцам нашло свое выражение в том, что некоторые островные страны Океании, находящиеся в зависимости от США, перестали выдавать туристические визы представителям «нелюбимых» Трампом государств (например, Американское Самоа отказало в визе известному путешественнику из РФ весной 2017 г). Это отрицательно скажется на туристическом имидже и, следовательно, на экономике островных государств, которые вряд ли будут благодарны Трампу за падение темпов их ВВП.

Все малые островные государства Океании давно привыкли играть на интересах региональных держав: США, Австралии, Новой Зеландии и Франции, а с середины 2000-х гг. - еще и Китая ради собственной выгоды. В частности, наиболее преуспели в этом вопросе Фиджи. Не теряя времени, сразу после избрания Трампа на президентский пост в ноябре 2016 г. фиджийский премьер-министр Ф. Баинимарама обратился к американскому лидеру с просьбой спасти острова его страны от исчезновения из-за повышающегося уровня морей.

Трамп не только ответил Фиджи отказом выделить финансовую помощь на борьбу с глобальным потеплением, но и объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату в июне 2017 г., чтобы в дальнейшем избежать подобных просьб от прочих тонущих МОРГ - например, Тувалу и Кирибати. Основанием для такого шага послужило непоколебимое убеждение Трампа в том, что глобальное потепление - это лишь «ми-стификация»5. Ужаснувшись подобной политике Трампа, президент тонущих Маршалловых Островов Хильда Хайн тут же обратилась к международному сообществу с призывом «образумить» Трампа, отметив при этом, что после такого решения

вера в мировое лидерство США теперь под большим вопро-

6

сом .

Маршалловы Острова - одно из стратегически важных для США мест в Тихом океане. Именно здесь в 1940-60-е гг. американцы проводили ядерные испытания, а сегодня на атолле Кваджалейн размещено американское ПРО и 2 тыс. военнослужащих. Следовательно, любые разногласия с Маршалловы-

ми Островами по финансовым вопросам не сулят Вашингтону ничего хорошего. А подобных разногласий у США и Маршал-ловых Островов немало. Достаточно вспомнить, что в 2014 г. Маршалловы Острова обратились в Международный арбитражный суд в Гааге с иском к восьми странам с ядерными арсеналами, а также к Израилю, обвинив их в грубом нарушении международного законодательства в сфере ядерного разоружения. Иск не предусматривал выплату компенсаций, а лишь требование о разоружении. Однако обращение так и не было удовлетворено на различных основаниях: в частности, американский суд отклонил иск, ссылаясь на то, что дело может быть решено на политическом уровне без судебных разбирательств.

Тем временем Д. Трамп продолжил ухудшать отношения не только с малыми государствами Океании, но и с большими игроками Южнотихоокеанского региона - Австралией и Новой Зеландией. В январе 2017 г. Трамп объявил о выходе из переговоров по Соглашению о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), инициатива создания которого принадлежала в немалой степени Новой Зеландии. Тут же со стороны премьер-министра Австралии М. Тернбулла последовал комментарий о том, что в сложившейся ситуации место США в ТТП со временем может занять Китай, экономика которого уже превзошла американскую по целому ряду показателей.

Одновременно глава КНР Си Цзиньпин в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2017 г. заявил, что Китай с радостью примет из рук США роль мирового торгового лидера, от которой те добровольно отказываются, выходя из ТТП.

Американский журнал «Forbes» тогда не без сожаления писал, что Трамп целиком «подарил» АТР Китаю, навсегда изменив глобальную картину мира не в пользу США . И если 11 стран-участниц ТТП ранее стремились к сохранению американского влияния с целью экономического и геополитического сдерживания КНР, то теперь протекционистская тактика новой американской администрации обрекла их на подчинение экономическим интересам Пекина.

Китай действительно не упустил свой шанс и начал продвигать собственную торговую инициативу «Один пояс - один

путь» (ОПОП) в Южнотихоокеанском регионе. Как известно, главной целью создания так называемого «Нового Шелкового пути» является вытеснение доллара на всей протяженности его маршрута8.

Уже в марте 2017 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян посетил Австралию и Новую Зеландию, с которыми заключил соглашение о сотрудничестве по реализации этого проекта.

С 22 по 26 марта 2017 г. в ходе официального визита в Австралию Ли Кэцян провел с премьер-министром страны М. Тернбуллом пятую ежегодную встречу глав правительств двух государств, принял участие в Форуме по торгово-экономическому сотрудничеству Китая и Австралии и во втором Форуме ответственных лиц провинций Китая и штатов Австралии9.

Стороны одобрили реализацию соглашения о свободной торговле между Китаем и Австралией, а также договорились о приведении инфраструктурных проектов Австралии стоимостью $5 млрд. в соответствие с инфраструктурными планами китайской инициативы «ОПОП».

К слову, общая стоимость инфраструктурных проектов, уже инициированных в 68 странах, подписавших «ОПОП», составляет $1,8 трлн. По своей значимости инициатива «ОПОП», являющаяся «визитной карточкой» внешней политики китайского главы Си Цзиньпина, в семь раз превосходит американский «план Маршалла» по переустройству Европы после Второй мировой войны.

С 27 по 29 марта 2017 г. Ли Кэцян совершил визит в Новую Зеландию, где по итогам встречи с новозеландским премьером Биллом Инглишем стороны дали старт переговорам о расширении соглашения о свободной торговле для создания механизма содействия «ОПОП». Новая Зеландия подписала соглашение о сотрудничестве с Китаем по реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века», став первой из развитых западных стран, заключивших подобный договор с КНР.

Тем временем, не желая подтверждать претензии на главенство в Тихом океане финансово, но все же стремясь сохранить видимость могущества в ЮТР, Трамп предпринял совер-

шенно иную тактику. А именно, в апреле и мае 2017 г. американский президент решил «попугать» Северную Корею и запустил две межконтинентальных баллистических ракеты (без ядерного заряда) на атолл Кваджалейн в составе Маршалловых Островов.

Нет смысла думать, что КНДР осталась в долгу: напротив, северокорейский лидер Ким Чен Ын пригрозил Трампу совершить к середине августа 2017 г. ответный запуск ракеты в район крупнейшей американской базы в Тихом океане Апра-Харбор, расположенной на Гуаме (7 тыс. военнослужащих). Сюда еще в 2016 г. (впервые за последние три десятилетия с 1988 г.) был переведен ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Pennsylvania», несущий баллистические ракеты. К счастью для Трампа, в середине августа Ким Чен Ын отказался от своего заявления, оказавшись мудрее своего американского коллеги. Однако можно лишь догадываться, какого рода эмоции испытывают жители Гуама к Трампу. Неудивительно, что глава Гуама Эдди Калво в октябре 2017 г. выступил в ООН с предложением о деколонизации Гуама (в настоящее время Гуам имеет статус «неинкорпорированной территории», являющейся владением США). Впрочем, требования о предоставлении Гуаму независимости от США периодически выдвигаются местным правительством в течение последних шести лет, но пока не дали никаких результатов.

Не менее сильно напуганы угрозой ядерной войны между США и КНДР остальные МОРГ, находящиеся в непосредственной близости к Гуаму: Северные Марианские Острова, Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова и др. Под удар северокорейских ракет также могут попасть стратегически важные французские владения в Тихом океане - в частности, Новая Каледония, обладающая четвертыми по величине в мире запасами никеля и, как говорилось выше, военной базой (1,4 тыс. военнослужащих).

Данную тему с тревогой обсуждают СМИ не только в небольших беззащитных странах Океании, но и в Австралии и Новой Зеландии. Австралия небезосновательно полагает, что в случае войны пострадает как минимум ее северная часть, где на

американской базе в г. Дарвине располагаются 2,5 тыс. американских военных.

А в Новой Зеландии, словно предвосхищая события, еще в марте 2017 г. вышел в прокат документальный фильм о возможном ядерном конфликте в Тихом океане под названием «Грядущая война с Китаем» ("The Coming War on China") известного австралийско-британского писателя и журналиста Джона Пилджера10.

Подводя итог, следует отметить, что политическая линия Трампа в Тихом океане привела к осложнению отношений США с государствами Южнотихоокеанского региона. Совершенно очевидно, что в дальнейшем Трамп будет четко придерживаться заявленных им еще с первых дней президентства принципов торгового протекционизма и антиглобализации, которые не предусматривают участия американского капитала в судьбах южнотихоокеанских стран. Более того, недальновидная политика Трампа способна поставить регион на грань ядерной войны. Подобная политика приводит к потере доверия к США со стороны ключевых игроков в Южнотихоокеанском регионе - Австралии и Новой Зеландии, а за ними остальных стран Океании. Это, в свою очередь, уже в скором времени позволит Китаю вступить в полноправное владение всем Тихим океаном. А каким способом - финансовым или военным - Поднебесная «похоронит» «американского шерифа» - покажет время.

Фиджи против англосаксов, 06.02.2016 // Сегодня.ру -http://www. segodnia.ru/content/172324

2 Department of State, "Hillary Rodham Clinton: Remarks at the Pacific Islands Forum Post-Forum Dialogue," Rarotonga, August 31, 2012.

3 The Pacific Islands: Policy Issues, February 2, 2017 // Congressional Research Service - https://www.hsdl.org/?abstract&did=798831

4 Xi's visit to Pacific island countries a historical first, 2014-11-13 // Chinadai-ly - http://www.chinadaily.com.cn/world/2014xiattendg20/node_1142979.htm

5 Trump's Stupid and Reckless Climate Decision, June 1, 2017 // The New York Times - https://www.nytimes.com/2017/06/01/opinion/trump-paris-climate-accord.html

6 Marshall Islands President Seeks Help In Changing Trump's Mind on Climate Change, June 14 2017 // Associated Press -

https://weather.com/science/environment/news/marshall-islands-president-trump-climate-change

7 Trump Hands China A Gift In Dumping Trans-Pacific Partnership, Jan 24, 2017 // Forbes -

https://www.forbes.com/sites/johnbrinkley/2017/01/24/trump-dumps-trans-pacific-partnership-sad/#4621589575dc

8 Китай и Россия переводят расчеты на национальные валюты в преддверии «золотого бума», 19.10.2017 // Новое Восточное Обозрение -https: //ru.j ournal-neo. org/2017/10/19/kitaj -i-rossiya-perevodyat-raschety-na-natsional-ny-e-valyuty-v-predverii-zolotogo-buma/

9 Визиты Ли Кэцяна в Австралию и Новую Зеландию 22-29 марта 2017 г. - http://russian.news.cn/cnleaders/lkqcf201703/index.htm

10 John Pilger - http://johnpilger.com/articles/new-john-pilger-film-the-coming-war-on-china

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.