Научная статья на тему 'КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-2019)'

КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-2019) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ПНЕВМОНИЯ (COVID-2019) / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Се Чжоу, Ван Фан

Статья посвящена анализу китайско-российской дипломатии в области здравоохранения. Актуальность исследования заключается в том, что с наступлением эпохи глобализации сотрудничество между странами расширяется, и укрепление дипломатических отношений становится особенно важным. Статус дипломатии в государственной стратегии повышается и постепенно происходит интеграция различных сфер общества. Таким образом, появляются различные формы дипломатии такие как культурная, экономическая и военная дипломатия. Сначала глобальная дипломатия здравоохранения не была горячей точкой для исследований дипломатии. Тем не менее, начиная с XXI века, атипичная пневмония, вирус «Эбола», птичий грипп и новая коронавирусная пневмония привели к тому, что проблемы здравоохранения были поставлены на первый план в политической повестке дня в разных странах, заставили международное сообщество приложить значительные усилия и ресурсы для лечения. И это привлекло внимание людей к глобальной дипломатии в области здравоохранения. В статье выявляется связь между понятиями «дипломатия» и «здравоохранение», дается краткий обзор основных определений понятия «дипломатии в области здравоохранения», рассматривается история развития дипломатии в области здравоохранения в Китае и России, особенности дипломатии здравоохранения и основные международные договоры. В статье обосновывается необходимость развития дипломатии здравоохранения между Китаем и Россией, рассматривается реализация медицинской дипломатии двух стран и конкретные мероприятия, принятые правительствами до и после вспышки эпидемии коронавирусной пневмонии, характеризуется процесс борьбы двух стран с эпидемией, определяются перспективы сотрудничества Китая и России в области дипломатии здравоохранения, отмечается, что обе страны могут раскрыть свой потенциал в таких отношениях как основные нормы, эффективные механизмы раннего предупреждения и совместного реагирования по чрезвычайным ситуациям, традиционная китайская медицина, научные технологии и медицинское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE-RUSSIAN DIPLOMATIC HEALTHCARE RELATIONS DURING THE NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-2019)

This article analyzes Chinese-Russian healthcare diplomacy. The relevance of the study lies in the fact that with the advent of globalization, cooperation between countries is increasing, and the strengthening of diplomatic relations becomes especially important. The status of diplomacy in state strategy is growing and the integration of different social spheres is gradually taking place. Thus, various forms of diplomacy, such as cultural, economic, and military ones, are emerging. At first, global healthcare diplomacy was not a priority for research in the field of diplomacy. Nevertheless, since the 21st century, SARS, Ebola virus, avian influenza, and the new coronavirus pneumonia have brought public health issues to the top of the political agenda in various countries, making the international community invest considerable effort and resources in providing medical treatment. And it brought global healthcare diplomacy to people's attention. The article shows the relationship between the concepts of “diplomacy” and “healthcare”, gives a brief overview of the main definitions of “healthcare diplomacy”, reviews the history of healthcare diplomacy in China and in Russia, its features and the main international treaties. The article substantiates the need for healthcare diplomacy between China and Russia, examines the implementation of medical diplomacy between the two countries and the particular measures taken by the governments before and after the outbreak of coronavirus pneumonia, describes the process of the struggle with the epidemic in the two countries, defines the prospects for cooperation between China and Russia in the field of healthcare diplomacy, notes that both countries can reveal their potential in such relations as basic norms, effective early warning and joint emergency response mechanisms, traditional Chinese medicine, scientific technology and medical education.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-2019)»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Се Чжоу Ван Фан

УДК 66.4

https://orcid.org/0000-0001-9238-3034 https://orcid.org/0000-0002-1281-199X

Китайско-российские дипломатические отношения в области здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции

(COVID-2019)

Статья подготовлена в рамках деятельности Центра по изучению русскоговорящих стран (ЦИРС) Юго-Западного университета КНР при Министерстве образования Китайской Народной Республики

Для цитирования: Се Чжоу, Ван Фан Китайско-российские дипломатические отношения в области здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (С0УГО-2019) // Мир русскоговорящих стран. 2021. № 3 (9). С. 5-33. БО1 10.20323/2658-7866-2021-3-9-5-33

Статья посвящена анализу китайско-российской дипломатии в области здравоохранения. Актуальность исследования заключается в том, что с наступлением эпохи глобализации сотрудничество между странами расширяется, и укрепление дипломатических отношений становится особенно важным. Статус дипломатии в государственной стратегии повышается и постепенно происходит интеграция различных сфер общества. Таким образом, появляются различные формы дипломатии такие как культурная, экономическая и военная дипломатия. Сначала глобальная дипломатия здравоохранения не была горячей точкой для исследований дипломатии. Тем не менее, начиная с XXI века, атипичная пневмония, вирус «Эбола», птичий грипп и новая коронавирусная пневмония привели к тому, что проблемы здравоохранения были поставлены на первый план в политической повестке дня в разных странах, заставили международное сообщество приложить значительные усилия и ресурсы для лечения. И это привлекло внимание людей к глобальной дипломатии в области здравоохранения. В статье выявляется связь между понятиями «дипломатия» и «здравоохранение», дается краткий обзор основных определений понятия «дипломатии в области здравоохранения», рассматривается история развития дипломатии в области здравоохранения в Китае и России, особенности дипломатии здравоохранения и основные международные договоры. В статье обосновывается необходимость развития дипломатии здравоохранения между Китаем и Россией, рассматривается реализация медицинской дипломатии двух стран и конкретные мероприятия, принятые правительствами до и после вспышки эпидемии коронавирусной пневмонии, характеризуется процесс борьбы двух стран с эпидемией, определяются перспективы сотрудничества Ки-

© Се Чжоу, Ван Фан, 2021

Китайско-российские дипломатические отношения в области 5

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

тая и России в области дипломатии здравоохранения, отмечается, что обе страны могут раскрыть свой потенциал в таких отношениях как основные нормы, эффективные механизмы раннего предупреждения и совместного реагирования по чрезвычайным ситуациям, традиционная китайская медицина, научные технологии и медицинское образование.

Ключевые слова: дипломатия здравоохранения, новая коронавирусная пневмония (COVID-2019), китайско-российские отношения, Россия, Китай, глобализация, стратегическое партнерство, «Один пояс, один путь».

POLITICAL SCIENCE

Xie Zhou, Wang Fang

Chinese-russian diplomatic healthcare relations during the new coronavirus infection (COVID-2019)

This article analyzes Chinese-Russian healthcare diplomacy. The relevance of the study lies in the fact that with the advent of globalization, cooperation between countries is increasing, and the strengthening of diplomatic relations becomes especially important. The status of diplomacy in state strategy is growing and the integration of different social spheres is gradually taking place. Thus, various forms of diplomacy, such as cultural, economic, and military ones, are emerging. At first, global healthcare diplomacy was not a priority for research in the field of diplomacy. Nevertheless, since the 21st century, SARS, Ebola virus, avian influenza, and the new coronavirus pneumonia have brought public health issues to the top of the political agenda in various countries, making the international community invest considerable effort and resources in providing medical treatment. And it brought global healthcare diplomacy to people's attention. The article shows the relationship between the concepts of "diplomacy" and "healthcare", gives a brief overview of the main definitions of "healthcare diplomacy", reviews the history of healthcare diplomacy in China and in Russia, its features and the main international treaties. The article substantiates the need for healthcare diplomacy between China and Russia, examines the implementation of medical diplomacy between the two countries and the particular measures taken by the governments before and after the outbreak of coronavirus pneumonia, describes the process of the struggle with the epidemic in the two countries, defines the prospects for cooperation between China and Russia in the field of healthcare diplomacy, notes that both countries can reveal their potential in such relations as basic norms, effective early warning and joint emergency response mechanisms, traditional Chinese medicine, scientific technology and medical education.

Key words: healthcare diplomacy, new coronavirus pneumonia (COVID-2019), Chinese-Russian relations, Russia, China, globalization, strategic partnership, "One belt, one road".

6

Се Чжоу, Ван Фан

Введение

Интенсивное развитие глобализации побудило международное сообщество преодолеть географические барьеры и политические границы, соединить страны мира вместе. Глобализация проникает во все сферы международного сообщества и оказывает влияние на все сферы, включая сферу общественного здравоохранения. По мере развития глобализации в центре внимания международного сообщества постепенно становится ряд глобальных проблем таких как истощение ресурсов, разрушение окружающей среды и возникновение болезней. Распространение глобальных проблем усугубляет проблемы в области общественного здравоохранения, среди которых наиболее заметным является распространение инфекционных заболеваний таких как чума, СПИД, малярия в глобальном масштабе. Для решения растущей глобальной проблемы общественного здравоохранения международное сообщество искало новый путь - объединение вопросов здравоохранения с внешней политикой, что привело к развитию дипломатии в области здравоохранения.

Китай имеет вторую по величине экономику в мире и одновременно является самой густонаселенной страной в мире. Россия представляет собой крупнейшую страну в мире по площади и имеет значительные преимущества в области природных ресурсов и энер-

гетики. В качестве соседей и мировых держав Китай и Россия играют важнейшую роль в глобальном здравоохранении. Благодаря огромному прогрессу в строительстве инициативы «Один пояс, один путь», китайско-российские экономические и торговые обмены стали более частыми, культурные обмены продолжали углубляться. Дипломатические отношения между двумя странами также вышли на новый уровень и переросли в «всеобъемлющее стратегическое партнерство сотрудничества между Китаем и Россией в новую эпоху». Внезапная вспышка пневмонии, вызванная новым коронавирусом, распространилась по всему миру в конце 2019 -начале 2020 года и нанесла серьезный удар населению и экономике мира. Пандемия коронавируса показала миру глобальность и важность событий, происходящих в области общественного здравоохранения, и поставила серьезные задачи перед дипломатией в области здравоохранения во всем мире. На таком фоне вопрос о том, как Китай и Россия продолжают содействовать развитию дипломатии в области здравоохранения на основе закрепления достижений обеих сторон, требует научного осмысления и многоаспектного анализа.

Взаимоотношения между

здоровьем и дипломатией

Взаимосвязь между здравоохранением и дипломатией прошла длительный процесс развития. В их

7

Китайско-российские дипломатические отношения в области здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

взаимоотношениях можно выделить четыре этапа.

На первом этапе внешняя политика страны игнорирует или даже препятствует здравоохранению. Например, возникновение войн и конфликтов внутри государств или с другими странами, которые приводят к большому числу жертв. На втором этапе проблемы здравоохранения принимают характеристики дипломатии. Например, медицинская помощь, оказываемая между странами во время холодной войны. На третьем этапе проблемы здравоохранения становятся важной частью внешней политики и дипломатии. Нынешнее международное сообщество находится на этом этапе. На четвертом этапе внешняя политика направлена на служение здоровью человечества.

Эти четыре этапа не самостоятельны, а переплетены. Четвертый из них - идеальное состояние. На этом этапе здравоохранение уже не является ни политическим или внешнеполитическим инструментом, ни средством национального управления, а стало общей человеческой целью, то есть на четвертом этапе действительно реализуется общая цель заботы о судьбе человечества.

Дипломатия в области глобального здравоохранения

Концепция, которая фактически появилась первой, была «дипломатией в области глобального здравоохранения».

В 2006-м году семь министров иностранных дел (Бразилии, Франции, Индонезии, Норвегии, Сенегала, Южной Африки и Таиланда) провели диалог для изучения внутренних связей и взаимодействия между здравоохранением и внешней политикой. 20 марта 2007-го года принято заявление министров этих семи стран, озаглавленное «Здоровье населения мира - важнейший внешнеполитический вопрос нашего времени», в котором говорится о необходимости глобального взаимодействия в области здравоохранения, основанного на всемирной солидарности и общей ответственности. И это привело к началу осуществления инициативы в области внешней политики и глобального здравоохранения. 13-16 сентября 2010-го года в Москве открылась 60-я сессия «Глобальное здравоохранение и дипломатия в интересах здоровья» Европейским региональным комитетом, на которой присутствовали профессора Илона Кикбуш (Ilona Kickbusch), Гауденц Зильбершмидт (Gaudenz Silberschmidt) и Фредрик Леннартссон (Fredrik Lennartsson). Ученые дали определение понятия дипломатии глобального здравоохранения: «Термин «дипломатия в области глобального здравоохранения» по своему смыслу призван охватывать переговорные процессы, идущие на многих уровнях с участием многих заинтересованных сторон, посредством которых формируется и поддерживается благо-

8

Се Чжоу, Ван Фан

приятная для здоровья населения глобальная система программных установок, целей и принципов. Дипломатию в области глобального здравоохранения можно считать видом политической деятельности, позволяющим достигать двойной цели - улучшение здоровья населения, поддержание и укрепление международных отношений» [Глобальное здравоохранение ...].

Профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины Келли Ли (Kelley Lee) и Ричард Смит (Richard Smith) считают дипломатию глобального здравоохранения, как «процесс принятия решений, в рамках которого государства, межправительственные организации и негосударственные субъекты консультируются по вопросам общественного здравоохранения или используют концепции или механизмы общественного здравоохранения в разработке политики и стратегий переговоров для достижения других политических, экономических или социальных целей» [Kelley Lee, Richard Smith, 2011, р. 5]. В целом, это определение отражает особенности деятельности дипломатии в области глобального здравоохранения и является более продуктивным для последующих исследований. Поэтому в нашей работе будет принято определение понятия дипломатии глобального здравоохранения, данное учеными Келли Ли (Kelley Lee) и Ричардом Смитом (Richard Smith).

История развития дипломатии здравоохранения

Дипломатия в области здравоохранения претерпела длительный процесс развития. И ее эволюцию можно условно разделить на четыре основных этапа.

Первоначальное развитие (1851-1951 гг.)

В 1851-м году была организована первая международная санитарная конференция по здравоохранению, на которой врачи и дипломаты 12 государств разработали и приняли Международную санитарную конвенцию и Международный карантинный устав.

Создание международных организаций здравоохранения также способствовало сотрудничеству в области борьбы с инфекционными заболеваниями. Например, Международное санитарное бюро, предшественник Панамериканской организации здравоохранения (ПАОЗ), было создано в 1902 г. во время первой международной встречи, посвященной проблемам здравоохранения Западного полушария. Организация здравоохранения Лиги Наций (ОЗЛН) была создана после первой мировой войны в 1923 г. в связи с резким ухудшением эпидемической ситуации в Европе и широким распространением пандемий и эпидемий тифов, холеры, оспы и других инфекционных заболеваний [История медицины ...]. ВОЗ, которая была учреждена 7 апреля 1948 г., является

9

Китайско-российские дипломатические отношения в области здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

одним из крупнейших специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее - «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья» [История медицины ...]. С 1 по 26 февраля 1909 года в Шанхае была созвана международная комиссия по опиуму, которая явилась одним из первых шагов на пути к международному запрещению наркотиков. 23 января 1912 года была подписана Международная опиумная конвенция -первое международное соглашение о контроле над оборотом наркотических средств.

Первичное медико-санитарное развитие (1950 - середина 1980-х)

Начиная с 1950-х годов, в дипломатии в области здравоохранения участвуют многочисленные государства, и ее развитие поднимается на новую высоту. 11 декабря 1946-го года Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ, англ. United Nations International Children's Emergency Fund) был создан по решению Генеральной Ассамблеи ООН в качестве временной вспомогательной организации для оказания помощи детям, в том числе пострадавшим в результате Второй мировой войны. В 1969-м году Всемирной ассамблеей здравоохранения были приняты Международные медико-санитарные правила («ММСП» или «Правила»), которые устанавли-

вают глобальные правила в области общественного здравоохранения. В 1970-х годах для решения таких проблем как нехватка основных лекарственных средств, ВОЗ в 1977-м году разработала первый перечень основных лекарственных средств, рекомендовав концепцию основных лекарственных средств странам с более бедной экономикой и низкими производственными мощностями. 12 сентября 1978-го года по итогам Алма-Атинской конференции была принята Алма-Атинская декларация. Это была международная конференция по первичной медико-санитарной помощи.

Всестороннее развитие (конец 1980-х - конец 1990-х годов)

К 1980-м годам ВИЧ/СПИД превратился в глобальную проблему, которая беспокоит все страны. Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) была создана в 1994-м году резолюцией Экономического и социального Совета ООН и начала свою работу в январе 1996 года. Всемирный экономический форум (ВЭФ) - швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. Международная независимая некоммерческая медицинская гуманитарная организация - «Врачи без границ» была организована в Париже, 20 декабря 1971 года. Фонд Билла и Мелинды Гейтс (англ. Bill

10

Се Чжоу, Ван Фан

& Melinda Gates Foundation) -крупнейший в мире благотворительный фонд, основанный Биллом Гейтсом и его женой Мелиндой. Фонд основан в 1994-м году и сначала назывался фонд Уильяма Гейтса (англ. William H. Gates Foundation). Благодаря сотрудничеству ЮНИСЕФ и ВОЗ в 2000-м году был основан Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (англ. Global Alliance for Vaccines and Immunisation). Это международная организация объединяет государственный и частный капитал с целью снабжения беднейших стран мира детскими вакцинам.

Помимо вышеупомянутых организаций, Всемирный банк, деловые круги, неправительственные организации и частные секторы приняли участие в дипломатии здравоохранения.

Новое развитие (в XXI веке)

В XXI веке взаимосвязи между здравоохранением и развитием, безопасностью и дипломатией все чаще подчеркиваются государствами, и вопросы здравоохранения включаются в повестку дня государственной внешней политики.

В 2000-м году был создан Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (или просто Глобальный фонд, ГФСТМ). В сентябре 2000-го года на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций была принята Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций. В

августе 2005-го года ВОЗ созвала Глобальную конференцию по укреплению здоровья в Бангкоке Таиланда, и приняла «Бангкокскую хартию по укреплению здоровья». Бангкокская хартия выставила пять ключевых направлений действий для более здорового мира. В 2006-м году Декларация министров, принятая в Осло, была представлена министрами иностранных дел семи стран. В ней было заявлено, что здравоохранению как внешнеполитическому вопросу должно быть отведено более сильное стратегическое место в международной повестке дня. И в то время ЮНИТЭЙД (Международный механизм закупок лекарств ООН) -совместная программа помощи ООН и ВОЗ была учреждена.

Особенности дипломатии в области здравоохранения

В качестве новой формы дипломатии, дипломатия в области здравоохранения - это адаптация к тенденциям глобализации. В сочетании с определением глобальной дипломатии здравоохранения ее особенности можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, цель глобальной дипломатии в области здравоохранения всегда заключается в том, чтобы стремиться к здоровью всего человечества. Во-вторых, в дипломатии здравоохранения участвуют различные субъекты. Среди участников: суверенные государства, межправительственные международные организации (ВОЗ, ООН и др.), частный

Китайско-российские дипломатические отношения в области 11

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

сектор (транснациональные корпорации, крупные фонды и др.), организации гражданского общества (международная коалиция по СПИДу и др.) и глобальные государственно-частные партнерства (Союз глобальной борьбы со СПИДом). В-третьих, дипломатия в области здравоохранения включает в себя различные формы сотрудничества. Поскольку участников много, то существуют разные формы сотрудничества между ними. В-четвертых, дипломатия здравоохранения касается разнообразных проблем. Дипломатия здравоохранения затрагивает ряд медицинских вопросов, особенно в области борьбы с транснациональными инфекционными заболеваниями, и объединяет дисциплины общественного здравоохранения, международных отношений, управления, права и экономики.

Международно-правовые основы дипломатии в области здравоохранения

Разработка международно-правовых соглашений и договоров является важным способом содействия сотрудничеству в решении глобальных проблем по здравоохранению.

(1) Международные медико-санитарные правила (далее ММСП) устанавливают единственный международный консенсус в области здравоохранения, который связывает государства-члены ВОЗ в области инфекционных заболеваний. ММСП были сформированы ВОЗ в 1951 го-

ду и пересмотрены в 1969 году. ММСП требуют от стран создания, укрепления и поддержания способности мониторинга и реагирования для уведомления ВОЗ о потенциальных международных чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения. В настоящее время ММСП являются единственной международной нормативной базой для профилактики инфекционных заболеваний и борьбы с ними.

(2) Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) одобрена Генассамблеей ООН в 1971-м году (первый в истории запрет на целую категорию ОМУ). Она вступила в силу в 1975-м году и является бессрочной. По состоянию на июль 2020-го года -183 участника. Депозитарии: конвенции - Россия, США и Великобритания.

(3) РКБТ ВОЗ была открыта для подписания с 16 по 22 июня 2003 в Женеве. Это первый в истории договор, принятый под эгидой ВОЗ. Конвенция является договором, основанным на фактических данных, в котором подтверждается право всех людей на обладание наивысшим уровнем здоровья. РКБТ ВОЗ представляет собой показательный сдвиг в сторону разработки соответствующей стратегии регулирования веществ, вызывающих зависимость; в отличие от предыдущих договоров по контролю за наркоти-

12

Се Чжоу, Ван Фан

ческими средствами в РКБТ ВОЗ особое значение придается стратегиям сокращения спроса, а также вопросам, связанным с предложением [Рамочная конвенция ВОЗ ...].

В развитии дипломатии здравоохранения эти международно-правовые основы играют значительную роль.

История развития китайской

дипломатии здравоохранения

С момента основания Нового Китая в 1949-2021 годах развитие китайской дипломатии здравоохранения можно разделить на четыре основных этапа.

(1) Китай и социалистические страны (1949-1963 гг.): в этот период под влиянием холодной войны между Востоком и Западом Китай придерживался «односторонней» внешней политики, в рамках которой китайское правительство в основном занималось дипломатией в области здравоохранения совместно с социалистическими странами с целью укрепления тесных отношений двух сторон. В 1950-1960-х гг. отношения между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом -были тесными. Когда вьетнамский лидер страдал серьезной болезнью, Китай отправлял медицинских экспертов во Вьетнам на лечение или привозил пациентов к себе и лечил их в своих больницах. В августе 1969 года, когда жизнь вьетнамского лидера Хо Ши Мина была под угрозой, правительством Китая были отправлены четыре группы медицин-

ских экспертов. И это стало доказательством китайско-вьетнамской дружбы.

(2) Китай и страны третьего мира (1963-1972 г.): в январе 1963 года, когда Китай пережил трехлетнее стихийное бедствие, он первым откликнулся на просьбу алжирского правительства. С 1960-х годов до начала 1970-х годов Китай направлял медицинскую бригаду в ряд стран, в том числе в Занзибар, Лаос, Сомали, Йемен и др.

(3) Китай и ВОЗ (1972-2002 гг.): количество китайских бригад медицинской помощи за рубежом значительно возросло в 1970-х годах. В то же время Китай начал сотрудничать с ВОЗ. 10 мая 1972 г. на 25-й Всемирной Ассамблее по здравоохранению приняли резолюцию о восстановлении законного места Китая во ВОЗ. С тех пор Китай принимает участие в каждых сессиях Генеральной Ассамблеи ВОЗ и региональных комитетов и избирается членом Исполнительного комитета. В октябре 1978 г. в Пекине Китай и ВОЗ подписали Меморандум о взаимопонимании по техническому сотрудничеству в области здравоохранения. Представительство ВОЗ в Китае было создано в Пекине в 1981-м году. И в 1991-м году Чэнь Миньчжан, министр здравоохранения Китая, получил золотую медаль «Здравоохранение для всех», высшую почетную награду ВОЗ. В этот период Китай начинает играть важную роль в сфере международного здравоохранения.

Китайско-российские дипломатические отношения в области 13

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

(4) Китай и весь мир (2003-2021 гг.): в 2003 г. вспышка атипичной пневмонии «SARS» стала важным поворотным пунктом в участии Китая в глобальной дипломатии здравоохранения. В начале эпидемии отсутствие эффективных мер профилактики и контроля оказало негативное влияние на международный имидж Китая. И это заставило Китай осознать важность участия в международном сотрудничестве в области здравоохранения.

Во-первых, Китай участвовал в многостороннем международном сотрудничестве, главным образом при содействии ВОЗ. Во-вторых, Китай начал сотрудничество в регионе Восточной Азии. В-третьих, Китай активно развивает двустороннее сотрудничество в области общественного здравоохранения и подписал соглашения. В дополнение, Китай оказал другим странам одностороннюю медицинскую помощь. Неоднократно Китай направлял в Африку медицинские бригады для обучения местных медицинских работников.

В процессе профилактики и борьбы с COVID-19 Китай активно руководит деятельностью международного сообщества по сотрудничеству в борьбе с этой эпидемией и вносит выдающийся вклад. С 3 января 2020 г. Китай начал регулярно информировать ВОЗ, соответствующие страны и региональные организации, а также свои собственные регионы (Гонконг, Макао и Тайвань) о развитии болезни.

11 января Китай начал ежедневно информировать ВОЗ и другие заинтересованные стороны. 7 марта правительство Китая откликнулось на призыв ВОЗ и передало ей в общей сложности 50 млн долл. для поддержки своего международного сотрудничества в борьбе с COVID-19, помогая развивающимся странам наращивать свой потенциал реагирования на эпидемию и укреплять свои системы общественного здравоохранения.

Причины возникновения китайской дипломатии здравоохранения

Китай проводит дипломатию в области здравоохранения по трем причинам:

Во-первых, в 2003 г. вирус «SARS» был обнаружен в Китае и распространился в другие страны, что привело к серьезным экономическим потерям и смерти людей. Появление инцидента с атипичной пневмонией продемонстрировало недостаточный опыт и способность Китая реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения. Международное сообщество ставило под сомнение меры правительства Китая. 7 мая 2003 г. на 7-м исполнительном заседании Государственного совета были приняты «Положения о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения», которые ознаменовали дальнейшую интеграцию чрезвычайных ситуаций в области

14

Се Чжоу, Ван Фан

общественного здравоохранения в Китае в русло правовой системы.

Во-вторых, мягкая сила, предложенная американским ученым Иосифом в конце 1980-х годов. Это способность страны достигать своих целей посредством привлечения и убеждения, а не с помощью принудительных средств. Дипломатия в области здравоохранения способствует улучшению отношений со странами-получателями и формированию имиджа страны, тем самым повышая мягкую силу страны.

В-третьих, необходимость участия Китая в управлении глобальными проблемами по здравоохранению. Как один из наиболее важных участников международного сообщества, активное участие Китая в управлении глобальным общественным здравоохранением является не только обязанностью и ответственностью китайского правительства по обеспечению безопасности и здоровья граждан, но и эффективным способом для Китая повысить свой международный имидж.

Особенности китайской дипломатии в области здравоохранения

Особенности китайской дипломатии в области здравоохранения в основном отражаются в трех аспектах:

(1) Абсолютное доминирование китайского правительства. Суверенные государства являются основными и наиболее важными субъектами глобального управления и играют незаменимую центральную роль.

Китай основан на своей собственной государственной политической системе. Строительство социализма требует лидерства Коммунистической партии Китая, и правительство является мощным исполнительным органом, который играет абсолютную ведущую роль во внешнеполитическом поведении Китая. Дипломатия в области здравоохранения, как и другая дипломатическая деятельность, требует координации и общения с другими странами. Правительство, как официальное учреждение, помогает достижению консенсуса между странами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2) Ориентация на развивающиеся страны. Китай всегда придавал большое значение дипломатии в области здравоохранения с развивающимися странами такими как во Африке и Азии. Китай начал посылать медицинские бригады в Африку с 1960-х годов, когда страны Африки, Азии и других регионов в основном находились в борьбе с антиколониальными движениями. Китай оказывает помощь в области здравоохранения развивающимся странам уже почти 60 лет. Дипломатия в области здравоохранения в развивающихся странах является традицией и главным элементом китайской дипломатии в области здравоохранения.

(3) Основная платформа - ВОЗ. «Сотрудничество Китая с ВОЗ является важным шагом на пути интеграции Китая в международную систему» [^ШФ, 2011]. Беря пример с ВОЗ, Китай играет важную

Китайско-российские дипломатические отношения в области 15

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

роль в профилактике и борьбе с основными инфекционными заболеваниями во всем мире. ВОЗ также оказывает помощь в решении проблем общественного здравоохранения в Китае. Новое поколение китайских лидеров также придает большое значение отношениям между Китаем и ВОЗ. 8 января 2017 г. президент Си Цзиньпин посетил ВОЗ. Он был первым китайским лидером в истории, посетившим ВОЗ и стал свидетелем подписания меморандума о взаимопонимании между Китаем и ВОЗ в области сотрудничества здравоохранения в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

История российской дипломатии здравоохранения

Дипломатию России в области здравоохранения можно разделить на три этапа.

Первый этап: первые испытания во время царской России. В истории европейских международных отношений Царская Россия была «пожарным континентальной Европы», известным как «жандарм Европы». Она часто участвовала в управлении различными международными делами Европы, в том числе в области дипломатии здравоохранения. 23 июля 1851 г. в Париже открылась первая международная санитарная конференция, в которой участвовала Царская Россия. В 1892 г. Царская Россия приняла участие в 7-й международной санитарной конференции, проходившей в Венеции.

На этой конференции была принята первая международная санитарная конвенция.

Второй этап: развитие дипломатии в области здравоохранения в советский период. В то время Советский Союз в основном предложил медицинскую помощь социалистическим странам Восточной Европы и другим странам социалистического лагеря. Во второй половине XX века хотя началась холодная война, но СССР и США сотрудничали в области здравоохранения. Американский вирусолог

Альберт Б. Сабин сотрудничал с советскими учеными (Михаил Чумаков и Анатолий Смороденцев), чтобы остановить эпидемию полиомиелита. После распада СССР Россия меньше участвовала в управлении глобальными проблемами здравоохранения, из-за отсутствия средств. Россия столкнулась с рядом социальных проблем, важнейшими из которых были экономические.

Третий этап: развитие дипломатии здравоохранения в современной России. Благодаря ряду реформ и процветанию международного энергетического рынка российская экономика в значительной степени восстановилась. И в этот период Россия осуществляла международную помощь. С 2000-го года Россия оказывает другим странам международную помощь. Россия является постоянным донором Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, начиная с его создания. В 2006-м году Россия

16

Се Чжоу, Ван Фан

отказалась от международной помощи и приняла решение о переходе к статусу страны - чистого донора. Россия тоже уделяла больше внимания продовольственной помощи. В октябре 2010 г. правительство РФ утвердило Комплексную программу участия РФ в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности. В 2009-2011 гг. Российский вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности в рамках АИПБ (Аквильская инициатива по продовольственной безопасности) составляет 330 млн долл. [Национальный исследовательский университет .]

Причины российской дипломатии здравоохранения

(1) Политические факторы. В советское время активно осуществлялась медицинская помощь. После окончания Второй мировой войны Советский Союз начал оказывать медицинскую помощь социалистическим странам Восточной Европы. С одной стороны, это сыграло позитивную роль в послевоенном восстановлении восточноевропейских стран и в обеспечении здоровья и благополучия людей. С другой, это также укрепляло контроль Советского Союза над странами социалистического лагеря и помогло Советскому Союзу получить больше преимущества перед Соединенными Штатами. И во время сирийской войны Россия направила в Сирию

медицинские отряды. И это, с одной стороны, обеспечивало сирийскому народу доступ к качественным медицинским услугам, создавало ответственный имидж России в сердцах не только сирийского, но и всемирного народа; с другой стороны, участие России в управлении сирийскими политическими и военными делами содействовало послевоенному восстановлению этой страны, и одновременно увеличило ее влияние на Сирию.

(2) Экономические факторы. Международный медицинский рынок имеет большой потенциал и меняется с каждым днем, что привлекает Россию к развитию и инвестиции. По статистике IFPMA (International Federation of Pharmaceutical Manufactures

Associations): российский фармацевтический рынок является одним из крупнейших фармацевтических рынков, и в 2011-м году он занимал 11-е место на мире. Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в марте 2020-го года составил 127,3 млрд рублей (в розничных ценах). По сравнению с февралем емкость рынка увеличилась на 26,2 %. Относительно марта 2019 г. в текущем году рынок показал прирост реализации на 46,4 % [Фармацевтический рынок ...]. 20 декабря 2018 г. на пресс-конференции президент В. В. Путин сообщил, что российские лекарства экспортируются. В этом году на экспорт от-

Китайско-российские дипломатические отношения в области 17

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

правили лекарств на сумму около 700 млн рублей. По его данным, примерно 30 % лекарств, продаваемых в аптеках, российского производства. И он добавил: «Сейчас мы производим 80 % жизненно необходимых лекарств. Причем все больше и больше это не дженерики, которые мы берем из-за границы, а и первоначальные субстанции изготавливаются в России» [Ежегодная большая пресс-конференция ...]. Для того, чтобы способствовать развитию экономики России и улучшению структуры торговли, необходима дипломатия здравоохранения.

(3) Факторы национальной безопасности. В современной России внутренняя безопасность общественного здравоохранения находится в тяжелой ситуации. Такие заболевания, как СПИД и туберкулез, стали самыми опасными заболеваниями для здоровья и безопасности россиян. Если их не контролировать, они будут серьезно угрожать национальной безопасности России. Кроме того, России приходится бороться с угрозами общественному здоровью со стороны СНГ. В странах Центральной Азии русский язык является общим языком. И экономическое развитие в России идет лучше, чем в них. Потом Россия стала основной целевой страной для экспорта рабочей силы и иммиграции из стран Центральной Азии. Россия считает страны Центральной Азии основным источником инфекционных заболева-

ний. Это заставляет Россию усилить меры против стран Центральной Азии чтобы обеспечить безопасность граждан.

Основные характеристики российской дипломатии здравоохранения

Российская дипломатия здравоохранения не бесцельна, и она служит российским национальным интересам. В целом российская дипломатия здравоохранения осуществляется в двустороннем и многостороннем форматах.

Двустороннее сотрудничество в области российской дипломатии здравоохранения ориентировано на страны СНГ, такие как Центральная Азия, а также страны Африки и Латинской Америки. В 1990-е годы Центральная Азия стала основным каналом поставок героина из Афганистана в Россию и Европу, что вызвало огромные проблемы с внутривенным потреблением наркотиков в России, Украине и Иране и привело к быстрому росту числа больных СПИДом. Страны СНГ, как и республики Советского Союза, имеют такую же систему здравоохранения и общий язык, как и Россия. Существует также очень тесный обмен людьми между странами. Поэтому укрепление сотрудничества в области здравоохранения со странами СНГ является приоритетным направлением российской внешней политики. Еще 27 марта 1997 г. страны СНГ подписали «Соглашение об оказании

18

Се Чжоу, Ван Фан

медицинской помощи государствам - участникам СНГ», в соответствии с которым они должны оказывать медицинскую помощь гражданам других государств -участников СНГ. С восстановлением экономики Россия постепенно возобновила оказание помощи развивающимся странам. В 2015-м году Министерство здравоохранения РФ и совместная компания РУСАЛ объявили об успешной разработке вакцины против вируса Эбола в Гвинейской Республике. «ГамЭвак-Комби» - Российская комбинированная векторная вакцина для профилактики геморрагической лихорадки Эбола. Это первая в мире зарегистрированная клинически эффективная вакцина против лихорадки Эбола.

Многостороннее сотрудничество российской дипломатии в области здравоохранения осуществляется в некоторых международных организациях. Большая восьмерка - международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. В 1997 г. Россия была принята в члены, и был официально учрежден саммит «Большой восьмерки». В 2016-м году Индия председательствовала на ротационной основе в БРИКС. Представители Министерства здравоохранения России приняли участие в Форуме БРИКС по здоровому образу жизни, состоявшемся 10-11 сентября 2016 года в Индии. Россия является спонсором Гло-

бального диалога по здравоохранению ШОС и членом Рабочей группы по здравоохранению в рамках АТЭС. РФ активно поддерживает проекты ВОЗ, особенно в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними. Россия была одним из инициаторов включения НИЗ в глобальную повестку дня. По инициативе Правительства РФ и ВОЗ в 2011-м году в Москве состоялась первая Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям.

Новая коронавирусная пневмония (COVID-2019) как фактор развития дипломатии здравоохранения в современном мире

В декабре 2019-го года в Китае, провинции Ухань, зарегистрирована вспышка атипичной пневмонии, вызванной неизвестным возбудителем. Достаточно быстро выяснить, что причиной инфекции является ранее неизвестный вирус семейства коронавирусов. 11 февраля 2020 г. официальным названием нового вида коронавируса из Китая стало С0УГО-2019, сообщил на брифинге генеральный директор ВОЗ - Тед-рос Аданом Гебрейесус. Он пояснил, что СО - это «коронавирус», VI - «вирус», D означает «заболевание», 19 - то есть в 2019-м году.

Борьбы Китая с эпидемией

Оглядываясь назад на предыдущий этап противоэпидемического

Китайско-российские дипломатические отношения в области 19

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

процесса в стране, Информационное бюро Государственного совета Китая 7 июня опубликовало официальный документ под названием «Борьба с COVID-19: Китай в действии» [Белая книга ...], в которой борьбу нашей страны с эпидемией разделили на пять этапов.

(1) Быстрое реагирование на чрезвычайную ситуацию (27 декабря 2019 г. - 19 января 2020 г.);

(2) Начальный прогресс в сдерживании вируса (20 января -20 февраля 2020 г.);

(3) Сокращение числа новых случаев заболевания до однозначных (21 февраля - 17 марта 2020 г.);

(4) Первая победа в решающей битве (18 марта - 28 апреля 2020 г.);

(5) Постоянная профилактика и контроль (с 29 апреля по настоящее время).

Борьбы России с эпидемией

В целом процесс борьбы с эпидемией в России делится на следующие четыре этапа.

(1) Ранние стадии вспышки COVID-2019: Россия отреагировала после того, как новая коронавирус-ная пневмония была обнаружена в Ухане Китая. Российские власти с января начали предпринимать меры для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. С 16 марта Россия постепенно ограничила количество рейсов с Европой до 27 марта, в течение которого из Европы вернулось более 1,5 млн человек. Тогда въездные случаи из Европы быстро росли в России. И Россия столкнулась с первой волной новой коронавирус-ной пневмонии в стране.

(2) Первая волна коронавируса (25 марта - 11 мая 2020 г.): первый пик вспышки новой коронавирусной пневмонии произошел в конце марта.

20

Се Чжоу, Ван Фан

Из приведенной выше рисунка пенного увеличения. Число случаев

видно, что с 25 марта по 11 мая количество инфекций новой корона-вирусной пневмонией в России демонстрировало тенденцию посте-

заражения увеличилось в день с 163 до 11,607 [Динамика распространения коронавируса ...].

С середины мая по середину августа рост числа подтвержденных случаев заболевания медленно сократилось. В летнее время ежедневные новые случаи заболевания составляли около 5,000 человек [Динамика распространения коронавируса ...].

(3) Вторая волна коронавируса (13 сентября - 24 декабря 2020 г.): статистика по новым подтвержденным случаям до середины сентября показана следующим образом [Динамика распространения коронави-руса ...]:

В период с середины августа по Но после 13 сентября наблюдался

середину сентября в России еже- стремительный рост числа новых

дневно регистрировалось около 5 000 подтвержденных случаев в день.

новых подтвержденных заболеваний. 6-го ноября число новых заражений

Китайско-российские дипломатические отношения в области 21

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

коронавирусом достигло 20,582. После этого число поднялось до самого пика и достигло 24 декабря, когда статистика зафиксировала

29,935 новых подтвержденных случаев заболевания, достигнув небывалого максимума. Потом число медленно уменьшалось.

В таком случае принято считать период (с 13 сентября по 24 декабря) вторым пиком СОУГО-19 в России.

(4) Период стабилизации (25 декабря 2020 г. по настоящее время): после 24 декабря число стало уменьшаться. И с 9 марта этого года количество новых подтвержденных случаев заболевания в день в России стало снижаться до менее чем 10,000. Подробности показаны следующим образом [Динамика распространения коронавируса ...]:

Обоснование необходимости сотрудничества Китая и России в области дипломатии здравоохранения

С углублением китайско-российских отношений сфера сотрудничества между двумя странами продолжает расширяться. Китай и Россия укрепили сотрудничество в области здравоохранения и других областях по следующим причинам.

(1) Пограничная безопасность. Между Россией и Китаем проходит граница протяженностью более 4,300 км. По мере того, как сотрудничество между двумя странами углубляется, тесное сотрудничество

между людьми в приграничных районах усиливается. Обе страны сталкиваются с серьезными проблемами в отношении наркотика, а также с террористической угрозой, тесно связанной с производством и оборотом наркотиков. В то же время подтвержденные въездные случаи из России непрерывно были зарегистрированы в северовосточном Китае, что оказывает влияние обеим сторонам на предотвращение и борьбе с эпидемией. В данном случае обе страны должны повысить свою способность реагировать на различные чрезвычайные ситуации укрепить сотрудничество в области здравоохранения.

22

Се Чжоу, Ван Фан

53485348234823234853485323235353534848232353

(2) Диверсификация товарооборота. Ниже в таблице приводится статистика товарооборота Китая с

Из статистики приведенной выше таблицы следует, что Китай имеет важное преимущество в экспорте фармацевтической продукции в Россию. Товарооборот по фармацевтической продукции не только приносит экономическую выгоду Китаю и России, но и расширяет торговую сферу между двумя сторонами. И это позволяет обеим странам сотрудничать в области здравоохранения.

(3) Международная ситуация. Китай и Россия придают большое значение стабильности международной обстановки и управляемости международной безопасностью. Как постоянные члены Совета Безопасности ООН, обе страны берут на себя соответствующую международную ответственность и несут обязательства по поддержанию международной безопасности. На фоне растущей нестабильности в мировой обстановке и протекционизма, по делам Сирии и Украины Россия находится в кон-

Россией по фармацевтической продукции за последние годы [Торговля между Россией и Китаем ...]:

фликте с западом. К тому же НАТО оказывает военное давление на Россию на ее западной границе. Что касается Китая, он и США расходятся во мнениях по вопросам торговли и безопасности. Причем вмешательство со стороны США препятствует разрешение споров по поводу островов между Китаем и его соседями. Поэтому Китаю и России необходимо укреплять сотрудничество в различных областях, чтобы совместно реагировать на давление со стороны других стран.

(4) Вспышка ТОУГО-2019. В конце 2019 г. вспышка новой коро-навирусной пневмонии побудила весь мир осознать важность дипломатии в области здравоохранения. До 23 марта 2021 г. по данным российского [Статистика коронавируса в России.] и китайского сайтов [ШШ 3 И 23 В 24

....................................... 2020 г. (долл.) 2019 г. (долл.) 2018 г. (долл.) 2017 г. (долл.)

Экспорт Китая в Россию 184 928 018 72 406 777 58 507 164 49 705 791

Импорт Китая из России 1 151 084 606 647 1 328 846 1 991 828

Экспорт России в Китай 945 214 623 203 1 310 156 1 569 049

Импорт России из Китая 271 914 570 91 592 045 67 307 762 69 760 489

Китайско-российские дипломатические отношения в области 23

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

....................................................................................... Число подтвержденных Число выздоровевших Число смертей

в Китае 31 провинция и Синьцзян 90 125 85 331 4 636

Гонконг 11 409 10 936 204

Макао 48 47 0

Тайвань 1 007 969 10

в России 4 474 610 4 088 045 95 818

в мире 124 124 997 70 413 299 2 733 380

Чтобы контролировать и стабилизировать распространение пандемии, восстановить мировую экономику, Китаю и России необходимо работать вместе, помогать друг другу, внести больший вклад в обеспечение регионального и международного общественного здравоохранения и построение глобального сообщества здоровья для всех.

Развитие китайско-российского сотрудничества в области здравоохранения до начала вспышки СОУГО-2019

Когда в мире еще не распространилась новая коронавирусная пневмония, главы Китая и России высоко ценили сотрудничество в области здравоохранения. 1 -го июля 2014 года в городе Харбине Китая состоялся учредительный съезд Российско-китайской ассоциации медицинских университетов (РКАМУ). 29 октября 2018-ого года в г. Пекине состоялось 18-е заседание Подкомиссии по здравоохранению Российско-Китайской межправительственной Комиссии по гуманитарному сотрудничеству [18-е заседание.]. В июле 2016 г. начала работать клиника традиционной восточной медицины (Санкт-

Петербург). Это первый официально аккредитованный центр традиционной китайской медицины на территории РФ и первая российская клиника традиционной медицины, включенная в российскую систему ДМС [Клиника традиционной восточной медицины ...]. 14 октября 2017-го года в Москве открылся Международный форум «Традиционная китайская медицина-2017 в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В нем приняли участие более 700 членов правительства Китая и России [В Москве прошел ...]. Такой форум помог россиянам углубить свое понимание традиционной китайской медицины и способствовать содействию Китая и России в продолжении сотрудничества в области здравоохранения.

Развитие китайско-российского сотрудничества в области здравоохранения после распространения COVID-2019

После вспышки и распространения ТОУГО-2019 Китай и Россия сотрудничали в области здравоохранения чаще и теснее. С 1 февраля 2020-ого года Россия начала оказывать помощь нашей стране.

24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Се Чжоу, Ван Фан

Дата Информация

1 февраля 2020 г. В Чэнду прибыло 50,000 медицинских масок, пожертвованных российской медиакомпанией SPB ТУ, чтобы поддерживать китайских коллег в области СМИ в борьбе с С0УГО-2019

5 февраля В китайский город Ухань прибыл первый российский самолет с гуманитарной помощью. И вместе с грузом прибыли пять медицинских специалистов РФ [СМИ: первый самолет. ]

9 февраля Специальный самолет МЧС России Ил-76 прибыл в Китай с гуманитарной помощью для борьбы с коронавирусом. Он доставил 183 кубометра гуманитарного груза - медицинские препараты и средства индивидуальной защиты. Всего 23 т, общая стоимость около 36,45 млн рублей (около 4 млн юаней) [Самолет МЧС...1

12 февраля Официальный представитель МИД России Мария Захарова на китайском языке пожелала Китаю одержать полную победу над эпидемией [Захарова на китайском.]

В конце марта 2020-ого года в России началась эпидемия. И Китай начал ей помогать.

Дата Информация

25 марта 2020 г. Власти провинции Хэйлунцзян отправили в республику Саха-Якутия первую партию медицинских масок, в том числе 10,000 масок N95 и 10,000 обычных медицинских масок

2 апреля Партия противоэпидемических материалов, переданная России китайским правительством, прибыла в аэропорт Чкаловский в Московской области. Как сообщает Посольство КНР в РФ, общий вес данной партии составляет около 25,5 т, среди материалов имеются медицинские маски, защитная одежда, хирургические перчатки, термометры, бахилы и др. [В Москву прибыли.]

22 мая Китайское правительство отправило в Россию груз весом около 103 т, в состав помощи вошли наборы для тестирования, медицинская защитная одежда, медицинские хирургические маски и т. д. [Китай отправил вторую партию.]

В июне 2020 г. Торговый представитель России Сергей Викторович Инюшин отметил, что Китайская госкорпорация Sinopharm с марта поставила в Россию более 204 млн средств индивидуальной защиты [Первая встреча.]

С самого начала вспышки виру- следованиях, а также делали все са Китай поддерживает обмены и возможное для оказания помощи. сотрудничество с Россией. Страны укрепили общение на высоком уровне, обменивались информацией и сотрудничали в научных ис-

Китайско-российские дипломатические отношения в области 25

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

Перспективы сотрудничества

Китая и России в области дипломатии здравоохранения

Чтобы сдержать распространение вируса и защитить здоровье и благополучие людей по всему миру, Китай и Россия могут продолжать продвигать дипломатию здравоохранения со следующих позиций.

(1) Основные нормы дипломатии в области здравоохранения. Дипломатические нормы разрабатываются на основе дипломатической практики и играют роль руководящих и направляющих в будущей практике. В первую очередь сотрудничество в китайско-российской дипломатии здравоохранения должно осуществляться в рамках международного права. Правительствам Китая и России нужно вновь заявлять о важности «Устава Организации Объединенных Наций» и «Декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права», которые были опубликованы в 2016 г. Во-вторых, Китай и Россия не могут проводить дипломатию здравоохранения без присоединения к основным международным договорам, в частности, Международным медико-санитарным правилам

(ММСП), Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) и Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ). И последнее, на основе соблюдения вышеуказанных договоров россий-

ская и китайская стороны должны установить новые нормы в области дипломатии здравоохранения.

Например, возражение против стигматизации и политизации вируса; соблюдение принципов открытости, равенства и снисходительности; укрепление единства и сотрудничества, стремление к многосторонней координации.

(2) Эффективные механизмы раннего предупреждения и совместного реагирования по чрезвычайным ситуациям. Когда эта эпидемия только возникла, правительство Китая испытывало чувство ответственности перед человечеством, его народом, потомками и международным сообществом, своевременно опубликуя информацию об этой эпидемии. Китай безоговорочно делится своим опытом в области профилактики, контроля и лечения, предоставляя странам важную справочную информацию для борьбы с эпидемией, а также выигрывая время для других стран в деле профилактики и борьбы с эпидемией. Между Россией и Китаем проходит граница протяженностью более 4,300 км. Въезд подтвержденных случаев может оказать давление на обе стороны для борьбы с эпидемией. И в будущем китайско-российское сотрудничество в области дипломатии здравоохранения требует создания надежных механизмов для международного сотрудничества, включая механизм мониторинга, раннего предупреждения и совместного реаги-

26

Се Чжоу, Ван Фан

рования на угрозы здоровью населения, механизм долгосрочного финансирования, а также механизм резервирования и распределения ресурсов.

(3) Традиционная китайская медицина (ТКМ). В качестве сокровища китайской нации традиционная китайская медицина несет в себе национальную культуру, имеет долгую историю и широкий рынок в России. Россия и бывшие советские республики задолго до остальной Европы знали о традиционной китайской медицине и иглоукалывании, которые были внедрены в Россию примерно в X веке (во времена Династии Северных Сун) через народные контакты и государственную торговлю. Иглоукалывание и китайская травяная медицина стали доступны русским в 1368 г. С углублением отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией сотрудничество в области ТКМ продолжает усиливаться. 1 -2 октября 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялся «XI Международный конгресс по ТКМ», темой которого являлась «Интеграция восточной и западной медицинских систем - стратегия медицины будущего». Кроме того, Сибирский регион России богат лесными ресурсами, в том числе и лекарственным сырьем. В процессе борьбы с COVID-2019 ТКМ оказалась эффективной. Гранулы ЛпЬиа Qinggan, капсулы / гранулы Lianhua Qingwen, инъекции ХиеЬу^ доказали свою эффективность в лечении

19 различных типов пациентов с COVID.

Видно, что в развитии будущей дипломатии здравоохранения

укрепление сотрудничества в области традиционной китайской медицины будет разумным выбором для Китая и России.

(4) Научные технологии. Наука и техника - острый клинок, которым человечество владеет в борьбе с болезнями. Для борьбы с эпидемиями используются большие данные и искусственный интеллект. С помощью онлайн-платформ, основанных на технологии 5С), эпидемиологические бригады в отдаленных горных районах могли участвовать в обсуждениях в режиме реального времени с ведущими экспертами, находящимися за тысячи километров. С разрешения общественности медицинские QR-коды и цифровые записи о поездках использовались в качестве разрешений на поездки, учебу или работу, доступ к определенным общественным местам и для других повседневных дел. И еще в Китае быстро построились больницы Хуо-шеншань и Лейшеншань. За 10 коротких дней было построено 16 временных лечебных центров на более 14 тысяч коек. Китай ускорил исследования и разработки, и применение лекарств, вакцин и новых наборов для тестирования.

Россия стала первой страной, которая зарегистрировала вакцину от новой инфекции, об этом заявил 11 августа президент Владимир Путин. И такая вакцина называется

Китайско-российские дипломатические отношения в области 27

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

«Спутник V». Второй российской вакциной стал препарат «ЭпиВак-Корона». Третьим отечественным препаратом стал «КовиВак».

Наука и техника сыграли важную роль в борьбе с эпидемией. Укрепление сотрудничества между двумя сторонами в области строительных, медицинских и сетевых технологий окажет мощную поддержку развитию российско-китайской дипломатии здравоохранения.

(5) Медицинское образование. Проблемы международного здравоохранения являются более сложными, чем проблемы внутригосударственного здравоохранения. Решение проблем международного здравоохранения требует талантов, обладающих знаниями по здравоохранению и дипломатии. Поскольку дипломатия в области здравоохранения - иностранная работа, направленная на проблемы здравоохранения. Крайне важно, чтобы участники обладали солидными знаниями по здравоохранению и дипломатии, могли сознательно соблюдать не только международный порядок, но законы и нормы целевой страны. Кроме того, знание иностранного языка является обязательным. Так как владение иностранным языком обеспечит общение с иностранными экспертами или получателями помощи и повысит эффективность работы. В будущем Китаю и России необходимо углублять сотрудничество в области медицинского образования и подготовки медицинских кадров, владе-

ющих как дипломатией, так и иностранными языками, способствуя защите здоровья человека и тем самым стабильному развитию дипломатии здравоохранения.

Заключение

Чтобы комплексно подойти к анализу «дипломатии в области здравоохранения», сначала мы обратились к взаимоотношениям между понятиями «дипломатия» и «здравоохранение», дали краткий обзор основных определений понятия «дипломатии в области здравоохранения». Проанализировав историю развития «дипломатии в области здравоохранения», мы пришли к выводам, что ее эволюцию можно разделить на четыре основных этапа. Мы рассмотрели особенности дипломатии здравоохранения и основные международные договоры.

Что касается китайской дипломатии здравоохранения, мы выделили в ее развитии четыре основных этапа, исследовали ее причины и основные характеристики.

Проанализировав научные материалы, мы получили основную информацию о С0УГО-2019 и исследовали основные тенденции в борьбе Китая и России с эпидемией.

Наконец, мы проанализировали дипломатию здравоохранения между Китаем и Россией. В первую очередь, мы обосновали ее необходимость. Рассматривая реализацию медицинской дипломатии двух стран, мы проанализировали кон-

28

Се Чжоу, Ван Фан

кретные мероприятия, принятые правительствами до и после вспышки эпидемии. Что касается перспективы сотрудничества Китая и России в области дипломатии здравоохранения, мы пришли к выводу, что обе страны могут раскрыть свой потенциал отношений в эффективных механизмах раннего предупреждения и совместного реагирования по чрезвычайным ситуациям, с помощью традиционной китайской медицины и научных технологий и медицинского образования.

Таким образом, мы дали комплексное определение понятия «дипломатии здравоохранения», охарактеризовали этапы развития китайской и российской дипломатии здравоохранения и процесс борьбы обеих стран с эпидемией. Предпринятая попытка с разных сторон исследовать сотрудничество

в области китайско-российской дипломатии здравоохранения позволила нам сформулировать ряд важных выводов, связанных с перспективой развития в этой области, а также наметить новое будущее направление развития отношений между Китаем и Россией.

Конечно, на этом не кончается исследование китайско-российской дипломатии здравоохранения, оно может быть продолжено, например, в аспекте изучения правовых положений, подписанных двумя странами, заключенных договоров и соглашений или торговли фармацевтической продукцией. Это не только облегчит изучение нормативных стандартов и конкретных вопросов в области дипломатии здравоохранения обеих сторон, но и будет полезно для углубленного осмысления развития современных российско-китайских отношений.

Библиографический список

1. Арстамбек А. А. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения: проблемы и тенденции на современном этапе // Проблемы мировой экономики. 2014. № 6. С. 50-65.

2. Белая книга: борьба с COVID-19: Китай в действии - на русском языке. URL: https://drvedov.ru/articles/belaya-kniga-borba-s-covid-19-kitaj-v-dejstvii. (Дата обращения: 03.03.2021).

3. В Москве прошел международный форум ТКМ-2017 в рамках инициативы «Один пояс, один путь». URL: http://russian.cri.cn/doubleNews/ 321/20171016/39729.html. (Дата обращения: 23.03.2021).

4. В Москву прибыли 25,5 тонн противоэпидемических материалов от китайского правительства. URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2020-04/03/content_75894103.htm. (Дата обращения: 23.03.2021).

5. 18-е заседание Российско-Китайской Подкомиссии по здравоохранению российско-китайской межправительственной комиссии по гуманитарному сотрудничеству. URL: http://medical-science.ru/?p=15375. (Дата обращения: 23.03.2021).

Китайско-российские дипломатические отношения в области 29

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

6. Глобальное здравоохранение и дипломатия в интересах здоровья. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/120991/RC60_rtechdoc1.pdf. (Дата обращения: 09.07.2021).

7. Гусева Н. К. Развитие Здравоохранения в условиях Глобализации / Н. К. Гусева, В. А. Соколов // Социология и социальная работа. 2009. № 3. С. 25-37.

8. Динамика распространения коронавируса в России нарастающим итогом. URL: https://russian-trade.com/coronavirus/russia/. (Дата обращения: 03.03.2021).

9. Ежегодная большая пресс-конференция президента РФ В. Путина. URL: https://ria.ru/20181220/1548305038.html. (Дата обращения: 25.08.2021).

10. Захарова на китайском пожелала КНР одержать полную победу над коро-навирусом. URL: https://tass.ru/obschestvo/7746115. (Дата обращения: 23.03.2021).

11. История медицины Т. С. Сорокина - Стр. 21. URL: https://studfile.net/preview/7610167/page:21/. (Дата обращения: 09.07.2021).

12. Китай отправил вторую партию гуманитарной помощи в Россию. URL: https://vk.com/wall-134170537_98694. (Дата обращения: 27.03.2021).

13. Клиника традиционной восточной медицины первый официально аккредитованный центр традиционной китайской медицины на территории РФ включенная в российскую систему ДМС. URL: http://www.pitert.ru/news/klinika-traditsionnoi-vos. (Дата обращения: 23.03.2021).

14. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. URL: http://www.hse.ru/en/org/ hse /iori/news/29467387.html. (Дата обращения: 10.08.2021).

15. Первая встреча пресс-клуба Торгпредства: о сельхозэкспорте, открытии китайского рынка говядины, интересе к российскому образованию, импорте ме-дизделий и пр. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/news/2020-06-15. (Дата обращения: 27.03.2021).

16. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. URL: https://www.who.int/fctc/text_download/ru/. (Дата обращения: 20.07.2021).

17. Самолет МЧС РФ доставил гумпомощь в Китай. URL: https://tvzvezda.ru/news/202029454-A6zwf.html. (Дата обращения: 23.03.2021).

18. СМИ: первый самолет с гуманитарной помощью из России прибыл в Ухань. URL: https://tass.ru/obschestvo/7686827. (Дата обращения: 23.03.2021).

19. Статистика коронавируса в России и мире. URL: https://yandex.ru/search/?lr=20827&text. (Дата обращения: 23.03.2021).

20. Торговля между Россией и Китаем. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/. (Дата обращения: 03.03.2021).

21. Фармацевтический рынок России - март 2020. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/march_2020_pharmacy_analysis.pdf. (Дата обращения: 15.03.2021).

22. Kelley Lee, Richard Smith, "What is 'Global Health Diplomacy'? -A Conceptual Review", Global Health Governance, Volume V, No. 1, 2011, p. 4-10.

23. Ш S 3 и 23 H 24 ^ílgtiiS^güSiS. URL: http://www.nhc.gov.cn/xcs/yqfkdt/202103/1f59d9f198df456bbed387e1d394d581.shtml (Дата обращения: 23.03.2021).

30

Се Чжоу, Ван Фан

2011.

25. ^mm.m^ma wRmmmm&—^^wm^m.

2013.

26. 2019.

27. ^im.vmrn, am, m^w^^w+^^i+s^m.

2014.

28. rn^mrtmmMMm&R^imrtm^^M^mj].

^flj, 2017.

Reference list

1. Arstambek A. A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere zdravoohranenija: problemy i tendencii na sovremennom jetape = International cooperation in the field of health care: current problems and trends // Problemy mirovoj jekonomiki. 2014. № 6. S. 50-65.

2. Belaja kniga: bor'ba s COVID-19: Kitaj v dejstvii - na russkom jazyke. = White book: Fighting COVID-19: China in action - in Russian. URL: https://drvedov.ru/articles/belaya-kniga-borba-s-covid-19-kitaj-v-dejstvii. (Data obrash-henija: 03.03.2021).

3. V Moskve proshel mezhdunarodnyj forum TKM-2017 v ramkah iniciativy «Odin pojas, odin put'». = Moscow hosted the TCM-2017 international forum as part of the "One Belt One Road" initiative. URL: http://russian.cri.cn/doubleNews/ 321/20171016/39729.html. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

4. V Moskvu pribyli 25,5 tonn protivojepidemicheskih materialov ot kitajskogo pravitel'stva = 25.5 tons of anti-epidemic materials from the Chinese government arrived in Moscow. URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2020-04/03/content_75894103.htm. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

5. 18-e zasedanie Rossijsko-Kitajskoj Podkomissii po zdravoohraneniju rossijsko-kitajskoj mezhpravitel'stvennoj komissii po gumanitarnomu sotrudnichestvu. = 18th meeting of the Russian-Chinese sub-commission on healthcare of the Russian-Chinese intergovernmental commission on humanitarian cooperation. URL: http://medical-science.ru/?p=15375. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

6. Global'noe zdravoohranenie i diplomatija v interesah zdorov'ja. = Global healthcare and diplomacy for health. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/120991/RC60_rtechdoc1.pdf. (Data obrashhenija: 09.07.2021).

7. Guseva N. K. Razvitie Zdravoohranenija v uslovijah Globalizacii = Development of healthcare in the context of globalization / N. K. Guseva, V. A. Sokolov // Sociologi-ja i social'naja rabota. 2009. № 3. S. 25-37.

8. Dinamika rasprostranenija koronavirusa v Rossii narastajushhim itogom = Dynamics of coronavirus spread in Russia on an increasing rate. URL: https://russian-trade.com/coronavirus/russia/. (Data obrashhenija: 03.03.2021).

9. Ezhegodnaja bol'shaja press-konferencija prezidenta RF V. Putina = Russian President Vladimir Putin's annual big press conference. URL: https://ria.ru/20181220/1548305038.html. (Data obrashhenija: 25.08.2021).

Китайско-российские дипломатические отношения в области 31

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

10. Zaharova na kitajskom pozhelala KNR oderzhat' polnuju pobedu nad korona-virusom. = Zakharova wished the PRC a complete victory over the coronavirus in Chinese. URL: https://tass.ru/obschestvo/7746115. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

11. Istorija mediciny T. S. Sorokina = History of medicine T.S. Sorokina - Str. 21. URL: https://studfile.net/preview/7610167/page:21/. (Data obrashhenija: 09.07.2020).

12. Kitaj otpravil vtoruju partiju gumanitarnoj pomoshhi v Rossiju. = China sent a second shipment of humanitarian aid to Russia. URL: https://vk.com/wall-134170537_98694. (Data obrashhenija: 27.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Klinika tradicionnoj vostochnoj mediciny pervyj oficial'no akkreditovannyj centr tradicionnoj kitajskoj mediciny na territorii RF vkljuchennaja v rossijskuju sistemu DMS = Traditional oriental medicine clinic is the first officially accredited center for traditional Chinese medicine in Russia included in the Russian system of DMS. URL: http://www.pitert.ru/news/klinika-traditsionnoi-vos. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

14. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet Vysshaja shkola jekonomiki. = National research university Higher School of Economics. URL: http://www.hse.ru/en/org/ hse /iori/news/29467387.html. (Data obrashhenija: 10.08.2021).

15. Pervaja vstrecha press-kluba Torgpredstva: o sel'hozjeksporte, otkrytii kitaj skogo rynka govjadiny, interese k rossijskomu obrazovaniju, importe medizdelij i pr. = The first meeting of the Trade representative press club: about agricultural exports, the opening of the Chinese beef market, interest in Russian education, imports of medical products, etc. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/news/2020-06-15. (Data obrashhenija: 27.03.2021).

16. Ramochnaja konvencija VOZ po bor'be protiv tabaka = WHO framework convention on tobacco control. URL: https://www.who.int/fctc/text_download/ru/. (Data obrashhenija: 20.07.2021).

17. Samoljot MChS RF dostavil gumpomoshh' v Kitaj = RF MES aircraft delivered humanitarian aid to China. URL: https://tvzvezda.ru/news/202029454-A6zwf.html. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

18. SMI: pervyj samoljot s gumanitarnoj pomoshh'ju iz Rossii pribyl v Uhan' = Media: The first plane with humanitarian aid from Russia arrived in Wuhan. URL: https://tass.ru/obschestvo/7686827. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

19. Statistika koronavirusa v Rossii i mire = Coronavirus statistics in Russia and the world. URL: https://yandex.ru/search/?lr=20827&text. (Data obrashhenija: 23.03.2021).

20. Torgovlja mezhdu Rossiej i Kitaem = Trade between Russia and China. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/. (Data obrashhenija: 03.03.2021).

21. Farmacevticheskij rynok Rossii - mart 2020. = Russian pharmaceutical market -March 2020. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/march_2020_pharmacy_analysis.pdf. (Data obrashhenija: 15.03.2021).

22. Kelley Lee, Richard Smith, "What is 'Global Health Diplomacy'? -A Conceptual Review", Global Health Governance, Volume V, No. 1, 2011, p. 4-10.

23. ШШ 3 И 23 0 24 . URL: http://www.nhc.gov.cn/xcs/yqfkdt/202103/1f59d9f198df456bbed387e1d394d581.shtml (Дата обращения: 23.03.2021).

32

Се Чжоу, Ван Фан

2011.

25. шт.ш^таышжтт&—^^дашшш.

2013.

26. 2019.

27. гит.тшт, гвж т^штош^Ф^ш+ж^ят.

2014.

28. шл ш^тмттмшт^штмФшшж^тл шш

^У, 2017.

Китайско-российские дипломатические отношения в области 33

здравоохранения в период новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.