Дауров Р. Д., Шашков И. В. *
КИТАЙСКО-ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР И ФАКТОР НЕСТАБИЛЬНОСТИ АФГАНИСТАНА
Daurov R.D., Shashkov I.V.**
CHINA-PAKISTAN ECONOMIC CORRIDOR AND INSTABILITY FACTOR FROM AFGHANISTAN
Аннотация: В статье рассмотрены основные предпосылки создания Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК) в контексте истории взаимоотношений Китая и Пакистана, текущее состояние различных отраслевых подпроектов, реализуемых в рамках КПЭК. Отдельно рассмотрен комплекс транспортных проектов Китая в Пакистане, и перспективы функционирования КПЭК на фоне сохранения нестабильности в соседнем Афганистане.
Ключевые слова: транспортные коридоры, Пакистан, Афганистан, Китай, нестабильность.
Abstract: The main prerequisites for the creation of the China-Pakistan Economic Corridor (KPEC) in the context of the history of relations between China and Pakistan, the current state of various sectoral subprojects within the framework of KPEK are considered. The complex of transport projects of China in Pakistan, and the prospects for the functioning of KPEC against the background of preserving instability in neighboring Afghanistan, are considered separately.
Keywords: Transport corridors, Pakistan, Afghanistan, China, instability.
Мировой опыт развития и построения международных транспор-тно-коммуникационных систем крайне обширен и разнообразен. Развитие новых транспортных коридоров порождает множество процессов и явлений, влияющих как на окружающие территории и общества, так и на сами транспортные системы.
Большой научный интерес представляют процессы, связанные с реализацией китайских экономических проектов в Центральной Азии. С конца XX века КНР разрабатывает проекты усиления политического и экономического присутствия в данном регионе Евразии. Центральную Азию можно назвать одним из самых труднодоступных регионов мира. На Земле немного мест, где бы еще наблюдалось такое количество и такая плотность
* Дауров Рамазан Джагафарович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,Институт востоковедения РАН, г. Москва. [email protected].
Шашков Иван Владимирович - аспирант, Московский Государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, [email protected].
** Daurov Ramazan Dzhagafarovich - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow. [email protected]. Shashkov Ivan Vladimirovich - postgraduate, Moscow State University, Moscow. [email protected].
Китайско-Пакистанский экономический коридор и фактор нестабильности Афганистана
высоких и неприступных горных хребтов, препятствующих свободному движению населения, товаров и услуг. Вместе с тем, здесь сосредоточено и значительное количество месторождений полезных ископаемых, многие водотоки обладают неиспользуемым гидроэнергопотенциалом, а равнины, несмотря на их малочисленность, могут быть весьма плодородны при должном уровне агротехники.
Крайне привлекательной для Китая выглядит перспектива открытия трансевроазиатского маршрута для перемещения товаров и услуг, что может быть весьма актуальным на фоне возможного сокращения трансатлантического товарооборота, а также нестабильности в ряде точек на южном морском пути из Азии в Европу.
Проект, известный в настоящее время под наименованием «Экономический пояс Шелкового пути», входящий в состав другого мегапроекта - «Один пояс - один путь», собрал под своим брэндом все зарубежные инфраструктурные проекты Китая в Азиатском регионе, которые начали реализовы-ваться еще во второй половине ХХ века.
В пространственном отношении проект Экономического пояса Шелкового пути подразделяется на три основных вектора - северный, центральный и южный, из которых в контексте обозначенной проблемы мы обратимся к центральному направлению, представленном Китайско-Пакистанским экономическим коридором (КПЭК), на котором, к тому же, ряд заявленных подпроектов уже находится в стадии реализации.
Китай и Пакистан связывают длительные политические отношения с середины ХХ в., которые успешно переживали различные вызовы истории, даже такие, как активное присутствие США в Пакистане во время Советской кампании в Афганистане [Денисов И.Е. 2015]. Учитывая столь долгую и крепкую дипломатическую историю, логично считать, что именно Пакистан стал для Китая своего рода «испытательным полигоном» для проекта «Один пояс - один путь».
Важно отметить, что началом развития экономического сотрудничества, в дальнейшем послужившего и началом КПЭКа, стала прокладка 1300-километрового Каракорумского шоссе в 1966-1986 гг., соединившего Кашгар и Исламабад. Другим важным объектом, также участвовавшим в заложении современной структуры КПЭК, можно считать модернизацию морского порта Гвадар на юго-западе Пакистана в 2002-2007-х годах, в результате чего Китай получил новое место базирования сил ВМФ в акватории Индийского океана. В 2013 г. КПЭК стал признаваться частью Экономического пояса Шелкового пути, и весной 2018 г. уже проходил ряд торжественных мероприятий, посвященных 5-летию китайско-пакистанского проекта [China-Pakistan Economic Corridor].
К настоящему времени Китайско-Пакистанский экономический коридор представляет собой конгломерат проектов по освоению пакистанского пространства, охватывающих сферы транспорта, логистики и коммуникации,
74 Дауров Р. Д., Шашков И. В.
энергетики, сельского хозяйства, создания особых экономических зон и некоторых социальных проектов.
Согласно официальным ресурсам Китая и Пакистана, заявлены десятки проектов и подпроектов по данным областям, однако на текущий момент наиболее разработанными можно считать энергетические проекты. Заявлено их было около 20, суммарной мощностью более 11000 МВт, и большая часть из них уже реализована или близка к завершению. В текущем году планируется завершение угольной ТЭС в Карачи, в прошлом году завершена такая же в Сахивале, запущено несколько полей ветряков в Джимпире. Сложный комплекс из системы ТЭС и угольного месторождения завершают в Таре, и т. д. Так же практически завершена прокладка 800-километровый участка оптоволоконного кабеля от китайской границы до Исламабада и Равалпинди, который в отдаленной перспективе планируют продлить до побережья и затем выйти в море. Кроме того, намечено создание 9 (а в дальней перспективе и до 46) зон с особыми экономическими условиями, распределенных почти равномерно по стране [CPEC Portal].
В сфере транспортно-логистической инфраструктуры прогресс пока более скромный. На текущий момент заявлено 5 проектов в области автодорожного сообщения, и 3 - в области железнодорожного регионального уровня. Строительство открыто только на 2 автодорогах - это продление Каракорумского шоссе (участок «Такот-Хавелиан») и автомагистраль Пешавар-Карачи (участок «Мултан-Суккур»), и уже завершено на дорогах N-85 Сураб-Хошаб и М-8 Гвадар-Турбат-Хошаб. Прочие транспортные проекты пока находятся на различных стадиях проектирования и землеотвода [China-Pakistan Economic Corridor].
Планируемая локализация элементов китайско-пакистанского экономического коридора старается в общих чертах учитывать социально-экономическую ситуацию и интересы народов Пакистана. Это крайне важно в условиях его фактической фрагментированности. В силу различных обстоятельств - как объективных, так и субъективных, связанных с непониманием или разногласиями на местном уровне, - концепция КПЭК неоднозначно воспринимается в пакистанском обществе, особенно вне «столичного» Пенджаба. Радикальные объединения Белуджистана и даже Синда объявили КПЭК и Китай вообще угрозой для своих регионов, и приступили к ведению диверсионной и террористической деятельности. Большую озабоченность Китая вызывает и пассивная угроза афганской нестабильности притом, что стабильность в Пакистане можно считать относительной.
Проект Экономического пояса Шелкового пути, выступающий главным потенциальным драйвером комплексной трансформации региона, и сам испытывает изменения под воздействием внешних факторов. На фоне различных политических и социальных причин особо выделятся фактор из-за которого транспортная составляющая ЭПШП уже была изменена (причем с потерями для участников проекта) и который, и в будущем, способен
Китайско-Пакистанский экономический коридор и фактор нестабильности Афганистана
непредсказуемо влиять на ситуацию в Центральной Азии в целом. Этот фактор - политико-социальная нестабильность Афганистана и зоны племен Пакистана, своего рода, инкубатор «черных лебедей» [Дауров Р.Д. 2017].
Литература
Дауров Р.Д. «Черные лебеди» на Шелковом пути / Интернет-портал Российского Совета по международным делам - 2017. [Daurov R.D. (2017). «Black Swans» on the Silk Road / Internet portal of the Russian Council on International Affairs]. URL: www. russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chernye-lebedi-na-shelkovom-puti (дата обращения 15.11.2018).
Денисов И.Е. Главней всего погода в доме. Почему именно в Пакистане Китай построил самый крупный по площади посольский комплекс / Лента.ру - 2015. [Denisov I.E. (2015). The main thing is the weather in the house. Why in China, China built the largest embassy complex in area / Lenta.ru]. URL: www.lenta.ru/arti-cles/2015/02/19/chinapaki (дата обращения 24.11.2018).
China-Pakistan Economic Corridor / Официальный интернет-портал Китайско-пакистанского экономического коридора [China-Pakistan Economic Corridor / Official Internet portal of the China-Pakistan Economic Corridor]. (Режим доступа www.cpec. gov.pk) (дата обращения 15.11.2018).
CPEC Portal / Интернет-проект Пакистанско-Китайского Института с Международным Радио Китая. [CPEC Portal / Pakistan-China Institute Internet Project with China Radio International]. URL: www.cpecinfo.com (дата обращения 12.12.2018).