Научная статья на тему 'КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (2000—2020)'

КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (2000—2020) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайско-белорусское сотрудничество / внешнеполитическая самоидентификация / политическая идентичность / Беларусь / Россия / Китай / Chinese-belarusian cooperation / foreign policy self-identification / political identity / Belarus / Russia / China

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евгения Дмитриевна Салмыгина

Китайско-белорусские отношения развиваются и укрепляются год за годом. Взаимовыгодное сотрудничество с Китаем и Россией, очевидно, влияет на внешнеполитическую самоидентификацию Беларуси. В последние годы положение Беларуси на международной арене осложнилось событиями после президентских выборов (2020) и особенно поддержкой специальной военной операции России на Украине (2022). В этих условиях наблюдается сближение Беларуси с Россией, активизация углубленного развития Союзного государства. Наряду с этим Беларусь укрепляет свои отношения с Китаем. Визиты белорусского президента в Зимбабве, ОАЭ, Китай и Иран в 2023 г. показывают, что Беларусь не полностью изолирована и у нее есть партнеры, готовые углублять отношения друг с другом ради будущего своих народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE-BELARUSIAN COOPERATION AS A FACTOR OF FOREIGN POLITICAL SELF-IDENTIFICATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS (2000—2020)

Chinese-Belarusian relations are developing and strengthening year after year. Mutually beneficial cooperation with China and Russia obviously affects the foreign policy identity of Belarus. In recent years, Belarus' position in the international arena has been complicated by the events after the presidential election (2020) and especially by the support of Russia's special military operation in Ukraine (2022). Under these conditions, Belarus is moving closer to Russia and intensifying the in-depth development of the Union State. At the same time, Belarus is strengthening its relations with China. The visits of the Belarusian president to Zimbabwe, the UAE, China, and Iran in 2023 show that Belarus is not completely isolated and has partners willing to deepen relations with each other for the sake of the future of their peoples.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (2000—2020)»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

STATE AND CIVIL SOCIETY, IDEOLOGY AND POLITICS

Развитие территорий. 2023. № 3. С. 60—65. Territory Development. 2023;(3):60—65.

Государство и гражданское общество, идеология и политика

Научная статья УДК 323.3

DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-60-65

КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (2000—2020)

Евгения Дмитриевна Салмыгина

Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай, Китайская Народная Республика, evgeniya_salmygina@mail.ru

Аннотация. Китайско-белорусские отношения развиваются и укрепляются год за годом. Взаимовыгодное сотрудничество с Китаем и Россией, очевидно, влияет на внешнеполитическую самоидентификацию Беларуси. В последние годы положение Беларуси на международной арене осложнилось событиями после президентских выборов (2020) и особенно поддержкой специальной военной операции России на Украине (2022). В этих условиях наблюдается сближение Беларуси с Россией, активизация углубленного развития Союзного государства. Наряду с этим Беларусь укрепляет свои отношения с Китаем. Визиты белорусского президента в Зимбабве, ОАЭ, Китай и Иран в 2023 г. показывают, что Беларусь не полностью изолирована и у нее есть партнеры, готовые углублять отношения друг с другом ради будущего своих народов.

Ключевые слова: китайско-белорусское сотрудничество, внешнеполитическая самоидентификация, политическая идентичность, Беларусь, Россия, Китай

Для цитирования: Салмыгина Е. Д. Китайско-белорусское сотрудничество как фактор внешнеполитической самоидентификации Республики Беларусь (2000—2020) // Развитие территорий. 2023. № 3. С. 60—65. DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-60-65.

State and civil society, ideology and politics

Original article

CHINESE-BELARUSIAN COOPERATION AS A FACTOR OF FOREIGN POLITICAL SELF-IDENTIFICATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS (2000—2020)

Evgeniya D. Salmygina

East China Normal University, Shanghai, People's Republic of China, evgeniya_salmygina@mail.

Abstract. Chinese-Belarusian relations are developing and strengthening year after year. Mutually beneficial cooperation with China and Russia obviously affects the foreign policy identity of Belarus. In recent years, Belarus' position in the international arena has been complicated by the events after the presidential election (2020) and especially by the support of Russia's special military operation in Ukraine (2022). Under these conditions, Belarus is moving closer to Russia and intensifying the in-depth development of the Union State. At the same time, Belarus is strengthening its relations with China. The visits of the Belarusian president to Zimbabwe, the UAE, China, and Iran in 2023 show that Belarus is not completely isolated and has partners willing to deepen relations with each other for the sake of the future of their peoples. Keywords: Chinese-belarusian cooperation, foreign policy self-identification, political identity, Belarus, Russia, China For citation: Salmygina E.D. Chinese-belarusian cooperation as a factor of foreign political self-identification of the Republic of Belarus (2000—2020). Territory Development. 2023;(3):60—65. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-60-65.

В контексте современных глобальных вызовов и геополитической напряженности нет такого государства, которое могло бы полагаться только

© Салмыгина Е. Д., 2023

на свои собственные силы и способности в стремлении достичь процветания, модернизации и стабильности для своего народа. Следовательно, сотрудничество и взаимодействие стран

имеют решающее значение для их развития, решения различных проблем, возникающих в обществе и в мире, побуждая совместно и дружно противостоять современным вызовам.

Сегодня внешнеполитическая идентичность государства является актуальной темой для глубоко изучения. По мнению Ю. А. Цырфы, внешнеполитическая идентичность в международных отношениях может быть определена как восприятие самого государства, а также как признание его особой роли в глобальных политических процессах со стороны других участников этих процессов. Внешнеполитическая идентичность формируется через анализ внешней политики государства, ее стратегии поведения на международной арене, ее влияния на поведение других субъектов международных отношений, а также ее адаптации к последствиям различных процессов, происходящих в рамках определенной международной системы [1]. Согласно мнению других ученых, внешнеполитическая идентичность государства представляет собой уникальную идентичность, которая формируется на основе идей и представлений об уже установившемся или желаемом мировом порядке, на основе места государства, его роли и статуса на международной арене, его авторитета, потенциала, а также настоящих союзниках и врагах. Она учитывает общую историческую память и культурно-исторические устои конкретного государства [2, с. 349—351]. Как отмечает А. С. Алленова, «внешнеполитическая идентичность существует благодаря восприятию со стороны населения и прожитой истории» [3, с. 48].

Таким образом, внешнеполитическая идентичность любого государства представляет собой совокупность восприятия себя на политической арене самим государством, своей адаптации к различным процессам, а также места государства в мировых процессах, которое определяется через отношения государства с другими государствами (дружественными или недружественными), через сотрудничество в различных сферах, политические, экономические сообщества и союзы. Внешнеполитическая идентичность играет важную роль в определении и реализации политических решений. Географическое положение, общая историческая память, культура, а также экономическое развитие также важны в формировании политической идентичности.

Республика Беларусь — одна из стран, расположенных в самом центре Евразийского континента. После распада СССР в 1991 г. Беларусь испытала немало трудностей в выборе своего пути развития. В последние годы ее политика направлена на перспективное будущее и процветание своего народа, а также на развитие экономики страны. Однако события после президентских выборов осенью 2020 г. и позиция по отношению к специальной военной операции, проводимой Россией на Украине очень сильно повлияли на возможности Беларуси в сотрудничестве с другими странами.

Беларусь является близким союзником России. Страны объединяют глубокие исторические корни, общий менталитет и культура, что делает их союзниками не только на политической арене, но и среди самих народов. Дипломатические отношения между Россией и Беларусью были установлены 25 июня 1992 г. 8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Этому предшествовало образование сообщества России и Беларуси (1996), а также образование союза Беларуси и России (1997). Для Беларуси стратегическое партнерство и развитие союзнических отношений с Россией обусловлены географической и культурно-исторической близостью двух стран и народов и тесными экономическими связями. Есть и другие причины, подталкивающие Беларусь к близкому сотрудничеству с Россией, такие как фактическая блокада европейской интеграции для Беларуси, связанная с неконструктивной позицией руководства ЕС, Польши и стран Балтии по отношению к Минску (следовательно, идентификация, связанная с Европой и наследием Великого княжества Литовского, на данный момент утратила свою прежнюю актуальность для Беларуси). В 2022—2023 гг. Россия и Беларусь углубляют свое сотрудничество в рамках Союзного государства и вместе твердо противостоят всем геополитическим вызовам.

Еще одним фактором выбора внешнеполитической самоидентификации Беларуси на политической арене может быть стремительно развивающиеся в настоящее время отношения и сотрудничество между Китаем и Беларусью. Дипломатические отношения между Китаем и Беларусью были установлены 20 января 1992 г. Сегодня Китай является одной из сверхдержав, а также второй экономикой в мире, что делает его одним из важных центров мировой политики. За последние несколько лет Беларусь и Китай стали надежными партнерами, о чем свидетельствует их развитие отношений из года в год. Более того, это может быть подтверждено всесторонним, взаимовыгодным и плодотворным сотрудничеством между двумя странами. Несмотря на различные глобальные политические вызовы, китайско-белорусские отношения продолжают развиваться и углубляться. 16 сентября 2022 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде китайско-белорусские отношения вышли на новый уровень — была подписана и опубликована Совместная декларация Республики Беларусь и Китайской Народной Республики об установлении отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, а также были подписаны документы о сотрудничестве в области науки, техники, юстиции, сельского хозяйства, торговле и других областях [4]. Визит президента Беларуси в Китай в 2023 г. также свидетельствует о глубоком и тесном сотрудничестве между Китаем и Беларусью. В ходе официального визита два лидера подписали совместное заявление «О дальнейшем развитии об-

разцовых отношений всепогодного и всеобъемлющего стратегического партнерства между Беларусью и Китаем в новую эпоху» [5]. Более того, стороны подтвердили намерение продолжать укрепление «политического взаимодоверия и практического сотрудничества», а также обсудили расширение прямых связей, логистики, торговли, научно-технического взаимодействия, сотрудничества в области обороны и безопасности, интеграцию в рамках ШОС и др. [6] В ходе официального визита в Китай были подписаны почти 40 межведомственных, межрегиональных, а также коммерческих соглашений, которые оцениваются в 3,5 млрд долл. [7]

Существует два важных фактора, которые не позволяют Беларуси полагаться только на свои собственные силы и возможности на политической арене и в этой связи во многом определяют внешнеполитическую самоидентификацию Республики Беларусь: 1) наследие общего советского прошлого, сильная структурная зависимость белорусской экономики от России, что определяет необходимость политического маневрирования Беларуси, ее выбора пути развития и способа развития своих отношений с другими государствами, а также участия в различных организациях [8]; 2) Беларусь — небольшое государство, общая площадь которого составляет 207 600 км2 (около 2 % от общей площади Европы) [9].

Разнообразие международных контактов позволяет Беларуси получить своего рода автономию в своих политических действиях и помогает сформировать ее внешнеполитическую самоидентификацию.

Китайско-белорусские отношения в 2000-х гг. не были столь глубокими и тесными, как сейчас. Однако еще во время своей парламентской работы А. Лукашенко первый раз посетил Китай и отметил, что за Китаем будущее [10]. После своего первого официального визита в качестве белорусского президента в Китай (1995) А. Лукашенко подчеркнул, что Беларуси необходимо сотрудничать и развивать особые отношения с этой страной. Развитие китайско-белорусских отношений также может помочь изменить восприятие Беларуси на политической арене. В 2001 г. была подписана совместная декларация Китая и Беларуси, определяющая приоритеты развития отношений в будущем, которая стала важным шагом в двусторонних отношениях. С 2004 по 2013 г. китайско-белорусские отношения начали развиваться более интенсивно, поскольку, согласно данным сайта Trading economics, стал заметен рост товарооборота (рис. 1, 2).

В этот же период было несколько взаимных официальных визитов между двумя странами, которые углубили китайско-белорусские отношения и сотрудничество. Динамика развития китайско-белорусских отношений подтверждается также развитием и углублением торговли между двумя странами. Как отмечается, «за двадцать пять лет с момента установления дипломатических отношений взаимный товарооборот увели-

чился почти в 100 раз: с 34 миллионов долларов в 1992 году до более чем 3,6 миллиарда долларов» [11, с. 74]. Экономический аналитик Г. Гриц утверждает, что по итогам 2022 г. Китай стал вторым по величине внешнеторговым партнером Беларуси, а товарооборот приблизился к 6 млрд долл. [7] В 2005 г. была принята Совместная декларация Китая и Беларуси. В 2010 г. был создан белорусско-китайский технопарк в китайском городе Чанчунь. Министерство экономики Беларуси и Китайская корпорация инжиниринга САМС договорились о сотрудничестве по созданию китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень» в Беларуси, который «стал первым совместным индустриальным парком в регионе (2010)» [12, с. 15]. Тогда же было подписано соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран, реализовано множество проектов по образовательному и культурному обмену. Исходя из этих фактов мы можем сделать вывод, что одной из главных целей китайско-белорусского всестороннего сотрудничества является взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах.

В 2013 г. Беларусь поддержала инициативу Китая «Один пояс и один путь», которая является хорошей возможностью для Беларуси заявить о себе экономически и политически, кроме того, эта инициатива повлияла на самоидентификацию Беларуси, поскольку выгодное географическое положение Беларуси дает ей уникальную возможность стать важным звеном в соединении Китая с Европой. В это же время меняется и характер китайско-белорусского сотрудничества — подписывается декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Беларусью и Китаем, которая выводит отношения между двумя странами на новый уровень [13].

Более того, начало российской специальной военной операции на Украине в 2022 г. также углубляет внешнеполитическую самоидентификацию Беларуси как одного из важных мостов в рамках китайской инициативы «Один пояс и один путь».

Беларусь, являясь страной-основательницей и участницей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), дает Китаю доступ на рынок ЕАЭС на очень выгодных условиях. Этот факт также оказывает большое влияние на развитие китайско-белорусских отношений. В 2015 г. предложение президента России В. Путина об объединении китайской инициативы «Один пояс и один путь» и ЕАЭС было поддержано совместным заявлением России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути [14].

Китайско-белорусские отношения расширяются и углубляются также благодаря участию в различных международных организациях. В 2018 г. Китай и Беларусь подписали межправительственное соглашение о взаимном безвизовом режиме

сроком на 30 дней (90 дней в году). В 2019 г. Бе- ске был открыт центр белорусско-китайской ларусь и Китай договорились о взаимном призна- дружбы. нии документов об образовании. В 2020 г. в Мин-

Рис. 1. Экспорт Китая в Беларусь за 1991—2021 гг.

China's exports to Belarus for 1991—2021

Рис. 2. Импорт Китая из Беларуси за 1991—2021 гг.

China's imports from Belarus for 1991-2021

Во время саммита Россия — АСЕАН в Сочи (2016) президент России выдвинул предложение объединить ЕАЭС, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ШОС. Россия предложила организовать зону свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН, а также создать партнерство между этими двумя объединениями и Шанхайской организацией сотрудничества [15]. Практически все государства — члены ЕАЭС вовлечены в работу ШОС. Беларусь, страна-наблюдатель, в 2022 г. официально подала заявку на вступление в ШОС в качестве полноправного государства-члена [16]. Следовательно, на данном этапе сотрудничество между ЕАЭС и ШОС уже очень тесное. В состав ЕАЭС входят пять государств-

членов: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Странами-наблюдателями являются Молдова, Узбекистан и Куба. Зоной свободной торговли ЕАЭС являются Вьетнам, Сингапур и Сербия. Переговоры о вступлении в зону свободной торговли ЕАЭС ведутся с Египтом, Израилем, Индией, Китаем, Монголией и Таиландом. Интерес к этому проявляют более 50 стран, включая Чили, Тунис, Лаос, Сирию, Индонезию, Японию, Южную Корею, Пакистан, Венгрию и др. [17] В 2019 г. ЕАЭС подписал соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, и оно вступило в силу в конце октября 2019 г. Данный документ определяет единый формат торгового сотрудничества между

ЕАЭС и Китайской Народной Республикой. Эти факты, безусловно, углубляют всестороннее сотрудничество между Китаем и Беларусью и повышают ценность Беларуси в развитии всесторонних взаимовыгодных отношений.

В условиях современных геополитических вызовов и давления со стороны Запада и США Беларусь столкнулась с большим количеством трудностей в своем дальнейшем развитии. Однако с начала 2023 г. президент Республики Беларусь уже посетил Зимбабве, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Китай и Иран. Эти визиты очень важны для страны, они показывают, что Беларусь не полностью изолирована, у нее есть партнеры, которые готовы развивать тесные и взаимовыгодные отношения. Политическая и экономическая ситуация в мире, а также санкции, введенные Западом и Америкой, конечно, повлияли на внешнеполитическую самоидентификацию Республики Беларусь. Прежние варианты решения проблем Беларуси через участие в других проектах, маневрирование на международной арене показали свою неполноту и снижающуюся эффективность в условиях развертывающегося сегодня

кризиса в международных отношениях. Несмотря на все современные политические вызовы, Китай остается надежным партнером Беларуси. За эти годы развитие двусторонних отношений с Китаем стало одним из ключевых направлений во внешней политики Беларуси. Внешняя политика Беларуси также формируется через стратегическое партнерство с Китаем, наряду с союзническими отношениями с Россией, что позволяет ей интегрироваться в формирующееся пространство «Большой Евразии», которое является пространством принципиально новых возможностей для развития Беларуси. Китайско-белорусские отношения позволяют Беларуси не ограничиваться более локальными проектами, которые сужают ее возможности, или развивать свои отношения только с постсоветскими странами, а наоборот, сотрудничать и устанавливать торговые отношения со всем миром и особенно со странами, которые являются членами таких организаций, как АСЕАН, ШОС, что усиливает ее позицию, восприятие и самоидентификацию на международной арене.

Список источников

1. Цырфа Ю. А. Теоретические основы формирования внешнеполитической идентичности актора международных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 174—179.

2. Идентичность: Личность, общество, политика: энциклопедическое издание / отв. ред. И. С. Семененко. М. : Издательство «Весь мир», 2017. С. 1—992.

3. Алленова А. С. Внешнеполитическая идентичность современной Германии // German International Journal of Modem Science. 2021. № 6. С. 47—50.

4. О встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. URL: https://china.mfa.gov.by/ru/embassy/news/d8df93753fd0c54b.html (дата обращения: 10.05.2023).

5. Лукашенко в Китае обсудил усилия ради мирных переговоров по Украине // РИА новости. URL: https://ria.ru20230304/peregovory-1855884957.html?ysclid=lff31r3715569675461, (дата обращения: 10.05.2023).

6. Постникова Е., Вишнякова В. Шелковый путь Александра Лукашенко. В Пекине прошли переговоры лидеров КНР и Белоруссии // РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/03/02/63ff29fb9a7947601392 81c4?ysclid= lff3c3zk2b433686855 (дата обращения: 11.05.2023).

7. Итоги госвизита Президента в КНР. Расставляем важные политические и экономические акценты / П. Конога, В. Сычевич, А. Целюк, М. Оспипов // Беларусь Сегодня. URL: https://www.sb.by/articles/minsk-pekin-vsepogodnaya-strategiya-partnerstva.html?ysclid=lff3pkzpzp638197064, (дата обращения: 10.05.2023).

8. AnaisMarin. Chapter 8. The third powers and Belarus // Third powers in europe's east. 2018. Mar. 1. Р. 71—76.

9. Key facts of Belarus. URL: https://president.gov.by/en/belarus/numbers/facts (дата обращения: 09.05.2023).

10. Крят Д. Лукашенко: уже нет ни у кого сомнений, что за Китаем будущее // Беларусь Сегодня. URL: https://www.sb.by/articles/lukashenko-uzhe-net-ni-u-kogo-somneniy-chto-za-kitaem-budushchee.html?ysclid=lajiame59t122899463 (дата обращения: 11.05.2023).

11. Hushcha P. V., Gribov A. V. The current state and prospects of economic cooperation between Belarus and China // Economics and banks. 2018. № 2. Р. 72—80.

12. Thomas S. E. Chapter 1. Chinese approaches to the eastern neighbourhood // Third powers in europe's east. 2018. Mar. 1. Р. 13—20.

13. MakockiM. Chapter 2. China, the new Silk Road and the EU's eastern neighbourhood // Third powers in europe's east. 2018. Mar. 1. Р. 21—28.

14. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 05.05.2023).

15. На саммите в Сочи Россия предложила объединить потенциал Евразийского экономического союза и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии // Союзное вече. URL: https://www.souzveche.ru/articles/politics/31023/ ?ysclid=lap9d5wfkv148737931 (дата обращения: 08.05.2023).

16. Генсек ШОС: получена заявка Беларуси на вступление в организацию // Белта. URL: https://www.belta.by/ politics/view/gensek-shos-poluchena-zajavka-belarusi-na-vstuplenie-v-organizatsiju-5137552022/?ysclid= lapamnglk1613535292 (дата обращения: 10.05.2023).

17. Гришина М. Сергей Лавров: Порядка 50 стран хотят сотрудничать с ЕАЭС // Союзное вече. URL: https://www.souzveche.ru/articles/politics/35309/?ysclid=lapht7hvh718621927 (дата обращения: 10.05.2023).

References

1. Tsyrfa Yu.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya vneshnepoliticheskoi identichnosti aktora mezhdunarodnykh otnoshenii [Theoretical bases of formation of foreign policy identity of the actor of international relations], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of Science of Togliatti State University], 2014, no. 1 (27), pp. 174-179.

2. Semenenko I.S. (ed.) Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika: entsiklopedicheskoe izdanie [Identity: Personality, society, politics: an encyclopedic edition]. Moscow, Publ. "Ves' mir", 2017, pp. 1-992.

3. Allenova A.S. Vneshnepoliticheskaya identichnost' sovremennoi Germanii [The foreign policy identity of contemporary Germany], German International Journal of Modern Science, 2021, no. 6, pp. 47-50.

4. O vstreche Prezidenta Belarusi Aleksandra Lukashenko i Predsedatelya Kitaiskoi Narodnoi Respubliki Si Tszin'pina [About the meeting of President of Belarus Alexander Lukashenko and President of the People's Republic of China Xi Jinping]. Available at: https://china.mfa.gov.by/ru/embassy/news/d8df93753fd0c54b.html (accessed: 10.05.2023).

5. Lukashenko v Kitae obsudil usiliya radi mirnykh peregovorov po Ukraine [Lukashenko in China discussed efforts for the sake of peace talks on Ukraine.], RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20230304/peregovory-1855884957.html?ysclid=lff31r3715569675461, (accessed: 10.05.2023).

6. Postnikova E., Vishnyakova V. Shelkovyi put' Aleksandra Lukashenko. V Pekine proshli peregovory liderov KNR i Belorussii [Alexander Lukashenko's Silk Road. The leaders of China and Belarus held talks in Beijing], RBK. Available at: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/03/02/63ff29fb9a7947601392 81c4?ysclid=lff3c3zk2b433686855 (accessed: 11.05.2023).

7. Konoga P., Sychevich V., Tselyuk A., Ospipov M. Itogi gosvizita Prezidenta v KNR. Rasstavlyaem vazhnye politiches-kie i ekonomicheskie aktsenty [Results of the President's state visit to China. Placing important political and economic accents], Belarus' Segodnya /Belarus Today/. Available at: https://www.sb.by/articles/minsk-pekin-vsepogodnaya-strategiya-partnerstva.html?ysclid=lff3pkzpzp638197064, (accessed: 10.05.2023).

8. Anais Marin. Chapter 8. The third powers and Belarus, Third powers in europe's east, 2018, mar. 1, pp. 71-76.

9. Key facts of Belarus. Available at: https://president.gov.by/en/belarus/numbers/facts (accessed: 09.05.2023).

10. Kryat D. Lukashenko: uzhe net ni u kogo somnenii, chto za Kitaem budushchee [Lukashenko: no one doubts that China is the future], Belarus' Segodnya /Belarus Today ]. Available at: https://www.sb.by/articles/lukashenko-uzhe-net-ni-u-kogo-somneniy-chto-za-kitaem-budushchee.html?ysclid=lajiame59t122899463 (accessed: 11.05.2023).

11. Hushcha P.V., Gribov A.V. The current state and prospects of economic cooperation between Belarus and China, Economics and banks, 2018, no. 2, pp. 72-80.

12. Thomas S.E. Chapter 1. Chinese approaches to the eastern neigh-bourhood, Third powers in europe's east, 2018, mar. 1, pp. 13-20.

13. Makocki M. Chapter 2. China, the new Silk Road and the EU's eastern neighbourhood, Third powers in europe's east, 2018, mar. 1, pp. 21-28.

14. Sovmestnoe zayavlenie Rossiiskoi Federatsii i Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o sotrudnichestve po sopryazheniyu stroitel'stva Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti [Joint Statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on cooperation to bridge the construction of the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt], Prezident Rossii /President of Russia]. Available at: http://www.kremlin.ru/ supplement/4971 (accessed: 05.05.2023).

15. Na sammite v Sochi Rossiya predlozhila ob"edinit' potentsial Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i Assotsiatsii gosudarstv Yugo-Vostochnoi Azii [At the Sochi summit, Russia proposed to combine the potential of the Eurasian Economic Union and the Association of Southeast Asian Nations], Soyuznoe veche /Union Veche]. Available at: https://www.souzveche.ru/ arti-cles/politics/31023/?ysclid=lap9d5wfkv148737931 (accessed: 08.05.2023).

16. Gensek ShOS: poluchena zayavka Belarusi na vstuplenie v organizatsiyu [SCO Secretary General: Belarus' application to join the organization received], Belta /Belta]. Available at: https://www.belta.by/politics/view/gensek-shos-poluchena-zajavka-belarusi-na-vstuplenie-v-organizatsiju-5137552022/?ysclid=la pa mnglk1613535292 (accessed: 10.05.2023).

17. Grishina M. Sergei Lavrov: Poryadka 50 stran khotyat sotrudnichat' s EAES [Sergey Lavrov: About 50 countries want to cooperate with the EAEU], Soyuznoe veche /Union Veche]. Available at: https://www.souzveche.ru/articles/ politics/35309/?ysclid=lapht7hvh718621927 (accessed: 10.05.2023).

Информация об авторе

Салмыгина Евгения Дмитриевна — аспирант, Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай, Китайская Народная Республика. E-mail: evgeniya_salmygina@mail.ru

Information about the author

Evgeniya D. Salmygina — Postgraduate Student, East China Normal University, Shanghai, People's Republic of China. E-mail: evgeniya_salmygina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 21.07.2023; принята к публикации 22.07.2023.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 21.07.2023; accepted for publication 22.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.