Научная статья на тему 'БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2020 г.'

БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2020 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цветные революции / Республика Беларусь / политический кризис / белорусская оппозиция / союзное государство / геополитика / color revolutions / Republic of Belarus / political crisis / Belarusian opposition / union state / geopolitics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергей Владимирович Бирюков, Сергей Николаевич Чирун, Андрей Валерьевич Андреев, Евгения Дмитриевна Салмыгина

В статье показаны причины белорусского политического кризиса в 2020–2021 гг. Авторами дается ситуационный анализ по событиям в Беларуси, в частности, по проблеме зарубежного вмешательства во внутренние дела государства. Акцентиру-ется внимание на том, что речь идет о сложном системном кризисе: одновременно внутрии внешнеполитическом, социально-экономическом, идентификационном, межпоколенческом, а также кризисе легитимности политического режима и личной власти президента А.Г. Лукашенко. Авторы указывают причины формирования про-тестных групп из числа казалось бы лояльного А.Г. Лукашенко электората. Отмечает-ся сохранение ситуации раскола в обществе и возможность развития нового витка кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELARUS: THE POLITICAL CRISIS OF 2020

The article shows the causes of the Belarusian political crisis in 2020–2021. The authors give a situational analysis of the events in Belarus, in particular, on the problem of foreign interference in the internal affairs of the state. Attention is focused on the fact that it is a complex systemic crisis: of domestic and foreign policy; socio-economic, identification, intergenerational; as well as a crisis of the legitimacy of the political regime and personal power of President Lukashenko. The authors outline the reasons for the formation of protest groups from among the seemingly loyal Lukashenko’s electorate. They note that the situation of a split in society persists and a new round of the crisis is possible. Since 1994, Belarus and Lukashenko’s regime have faced unprecedented protests. After the presidential elections on August 9. there was a clash between the forces of law and order not with separate groups of politicized radicals, but with prolonged protests throughout the country, in which representatives of different social groups were involved. The Telegram revolution followed the so-called strategies of “spontaneous coalitions” (Russian political scientist V. Solovey), which grow on the basis of spontaneous protest moods without a clear initial platform and are concentrated around a certain negative event (in the case of Belarus, rather tough police actions against demonstrators) – with the subsequent development of events in the right direction. Protest speeches developed in waves – the youth maiden was replaced by a factory-strike, a factory-strike by women’s one, etc. Belarus is in a large-scale and long-term crisis of domestic and foreign policy; a socio-economic crisis of the “Belarusian model”; a crisis of identification (problems with the national and cultural and civilizational identity of Belarusians); an intergenerational crisis; a crisis of legitimacy and penetration in the implementation of already adopted power of decision; a crisis of the regime of personal power of President Lukashenko. Lukashenko’s internal and external political game is complicated as one of the causes of the crisis – maneuvering between Russia and the West, an attempt to integrate a part of the national-democratic (nationalist) opposition into their own political discourse with the exclusion of prominent opposition figures from the political and public space of Belarus. The Belarusian (pre)revolutionary situation was qualitatively different from the Ukrainian one: the Belarusian state and the regime of Lukashenko were not as corrupt as the Ukrainian state and the regime of Viktor Yanukovych in 2013; Lukashenko (unlike Yanukovych, against whom members of his inner circle were actively intrigued in 2013) managed to maintain control over the Belarusian elite; he acted firmly with the unconditional support of law enforcement agencies (which Yanukovych did not do in 2013) and refused to negotiate with the opposition (which led Yanukovych to a dead end); the nationalist and national-liberal opposition in Belarus did not have such massive support (as in Ukraine in 2013), and the protesters in Belarus were not ready for radical and violent actions against the current government, and could not throw a really serious challenge to the state power system and paralyze it. The stabilization achieved with the participation of Russia and the temporary retreat of the opposition do not mean that a new round of the crisis will be ruled out in the foreseeable future, since the causes of the crisis persist. At the same time, the fall of Lukashenko’s regime, a sharp internal political reformatting of the situation in Belarus and a sharp change in its geopolitical orientations are undesirable for both Russia and China, since they will damage both Eurasian integration and China’s long-term interests in the implementation of the OBOR project in the European direction. Filling the Union State of Russia and Belarus with real content could give Belarus a chance to get out of the current crisis in an evolutionary way, but this requires a clearly expressed will of the political elites of both countries and a well-developed mechanism for implementing the decisions made.

Текст научной работы на тему «БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2020 г.»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 73. С. 228-239.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 73. pp. 228-239.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 321

doi: 10.17223/1998863Х/73/19

БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2020 г.

Сергей Владимирович Бирюков1, Сергей Николаевич Чирун2, Андрей Валерьевич Андреев3, Евгения Дмитриевна Салмыгина4

1 4 Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай, Китай

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

2 Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

3 Областной телерадиоканал «Кузбасс», Кемерово, Россия

4 Минский государственный лингвистический университет, Минск, Республика Беларусь

1 birs.07@mail.ru

2 Sergii-Tsch@mail.ru

3 andreev@gtrk.kuzbass.net

4 evgeniya_salmygina@mail.ru

Аннотация. В статье показаны причины белорусского политического кризиса в 20202021 гг. Авторами дается ситуационный анализ по событиям в Беларуси, в частности, по проблеме зарубежного вмешательства во внутренние дела государства. Акцентируется внимание на том, что речь идет о сложном системном кризисе: одновременно внутри- и внешнеполитическом, социально-экономическом, идентификационном, межпоколенческом, а также кризисе легитимности политического режима и личной власти президента А.Г. Лукашенко. Авторы указывают причины формирования про-тестных групп из числа казалось бы лояльного А.Г. Лукашенко электората. Отмечается сохранение ситуации раскола в обществе и возможность развития нового витка кризиса.

Ключевые слова: цветные революции, Республика Беларусь, политический кризис, белорусская оппозиция, союзное государство, геополитика

Благодарности: статья поддержана Центром изучения России Восточно-Китайского педагогического университета (г. Шанхай), в рамках грантового проекта - the MOE Project of Key Research Institute of Humanities and Social Sciences in Universities of China. Project No. 22JJD810010.

Для цитирования: Бирюков С.В., Чирун С.Н., Андреев А.В., Салмыгина Е.Д. Беларусь: политический кризис 2020 г. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 73. С. 228-239. doi: 10.17223/1998863Х/73/19

© С.В. Бирюков, С.Н. Чирун, А.В. Андреев, Е.Д. Салмыгина, 2023

POLITICAL SCIENCE

Original article

BELARUS: THE POLITICAL CRISIS OF 2020

Sergei V. Biryukov1, Sergey N. Chirun2, Andrey V. Andreev3, Evgenia D. Salmygina4

1 4 East China Normal University, Shanghai, China

1 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia

1 Tomsk State University, Tomsk, Russia 2 Kemerovo State University, Kemerovo, Russia 3 Kuzbass regional television and radio channel, Kemerovo, Russia 4 Minsk State Linguistic University, Minsk, Belarus

1 birs.07@mail.ru, 2 Sergii-Tsch@mail.ru,,3andreev@gtrk.kuzbass.net, 4 evgeniya_salmygina@mail. ru

Abstract. The article shows the causes of the Belarusian political crisis in 2020-2021. The authors give a situational analysis of the events in Belarus, in particular, on the problem of foreign interference in the internal affairs of the state. Attention is focused on the fact that it is a complex systemic crisis: of domestic and foreign policy; socio-economic, identification, intergenerational; as well as a crisis of the legitimacy of the political regime and personal power of President Lukashenko. The authors outline the reasons for the formation of protest groups from among the seemingly loyal Lukashenko's electorate. They note that the situation of a split in society persists and a new round of the crisis is possible. Since 1994, Belarus and Lukashenko's regime have faced unprecedented protests. After the presidential elections on August 9. there was a clash between the forces of law and order not with separate groups of politicized radicals, but with prolonged protests throughout the country, in which representatives of different social groups were involved. The Telegram revolution followed the so-called strategies of "spontaneous coalitions" (Russian political scientist V. Solovey), which grow on the basis of spontaneous protest moods without a clear initial platform and are concentrated around a certain negative event (in the case of Belarus, rather tough police actions against demonstrators) - with the subsequent development of events in the right direction. Protest speeches developed in waves - the youth maiden was replaced by a factory-strike, a factory-strike by women's one, etc. Belarus is in a large-scale and long-term crisis of domestic and foreign policy; a socio-economic crisis of the "Belarusian model"; a crisis of identification (problems with the national and cultural and civilizational identity of Belarusians); an intergenerational crisis; a crisis of legitimacy and penetration in the implementation of already adopted power of decision; a crisis of the regime of personal power of President Lukashenko. Lukashenko's internal and external political game is complicated as one of the causes of the crisis - maneuvering between Russia and the West, an attempt to integrate a part of the national-democratic (nationalist) opposition into their own political discourse with the exclusion of prominent opposition figures from the political and public space of Belarus. The Belarusian (pre)revolutionary situation was qualitatively different from the Ukrainian one: the Belarusian state and the regime of Lukashenko were not as corrupt as the Ukrainian state and the regime of Viktor Yanukovych in 2013; Lukashenko (unlike Yanukovych, against whom members of his inner circle were actively intrigued in 2013) managed to maintain control over the Belarusian elite; he acted firmly with the unconditional support of law enforcement agencies (which Yanukovych did not do in 2013) and refused to negotiate with the opposition (which led Yanukovych to a dead end); the nationalist and national-liberal opposition in Belarus did not have such massive support

(as in Ukraine in 2013), and the protesters in Belarus were not ready for radical and violent actions against the current government, and could not throw a really serious challenge to the state power system and paralyze it. The stabilization achieved with the participation of Russia and the temporary retreat of the opposition do not mean that a new round of the crisis will be ruled out in the foreseeable future, since the causes of the crisis persist. At the same time, the fall of Lukashenko's regime, a sharp internal political reformatting of the situation in Belarus and a sharp change in its geopolitical orientations are undesirable for both Russia and China, since they will damage both Eurasian integration and China's long-term interests in the implementation of the OBOR project in the European direction. Filling the Union State of Russia and Belarus with real content could give Belarus a chance to get out of the current crisis in an evolutionary way, but this requires a clearly expressed will of the political elites of both countries and a well-developed mechanism for implementing the decisions made.

Keywords: color revolutions, Republic of Belarus, political crisis, Belarusian opposition, union state, geopolitics

Acknowledgments: The study is supported by the Center for Russian Studies, East China Normal University (Shanghai), the framework of a grant - MOE Project of Key Research Institute of Humanities and Social Sciences in Universities of China. Project No. 22JJD810010.

For citation: Biryukov, S.V., Chirun, S.N., Andreev, A.V. & Salmygina E.D. (2023) Belarus: the political crisis of 2020. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology andPoliticalScience. 73. pp. 228-239. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/73/19

Введение

Предвестником политического кризиса в Беларуси в 2020 г. стало резкое ухудшение российско-белорусских отношений накануне выборов, по итогам которых А.Г. Лукашенко рассчитывал переизбраться на шестой президентский срок [1]. При этом было ясно, что Москва не довольна А.Г. Лукашенко и посылает ему сигналы. В.В. Жириновский, тогда лидер Либерально-демократический партии России (ЛДПР), в это время позволял себе откровенные грубости в адрес А.Г. Лукашенко и даже (что не выглядело случайным) призывал последнего уйти в отставку1. Протесты начались сразу после подведения итогов волеизъявления с требованием пересчета голосов и отмены результатов выборов [2]. Начиная с 12 августа 2020 г. оппозиция консолидировалась вокруг лозунга немедленной отставки Лукашенко с поста президента, а «мирная» цветная революция начала перерастать в структурированное антиправительственное восстание на улицах и площадях и в интернет-пространстве [3]. Республика Беларусь и режим А.Г. Лукашенко впервые с 1994 г. столкнулись со столь масштабными протестными выступлениями. После президентских выборов 9 августа 2020 г. произошло столкновение сил правопорядка не с отдельными группами политизированных радикалов, но с длительными протестными выступлениями в масштабах всей страны, в которые были вовлечены представители разных социальных групп - студенчество, рабочие промышленных предприятий, представители малого и среднего бизнеса, неформалы и социальные активисты различного профиля [4]. «Телеграмм-революция» следовала не столько рекомендациям Д. Шарпа, сколько

1 Жириновский потребовал отставки Лукашенко: «Он почти 30 лет у власти». URL: https://www. mk.ru/politics/2020/04/11/zhirinovskiy-potreboval-otstavki-lukashenko-on-pochti-30-let-u-vlasti.html (дата обращения: 14.03.2023).

так называемой стратегии «спонтанных коалиций» - «тактики роя» (А.В. Манойло), вырастающих на базе стихийных протестных действий без ясной изначальной платформы и концентрирующихся вокруг определенного негативного события (в случае Беларуси - достаточно жесткие действия милиции против демонстрантов) - с последующим направлением событий в нужное русло1. Протестные выступления развивались волнами: молодежный майдан сменился фабрично-забастовочным, фабрично-забастовочный - женским и др. [5]. Фактором напряженности явилась и двойственность позиции российской элиты по отношению к режиму А.Г. Лукашенко [6. С. 205].

Видимой причиной политического конфликта 2020 г. в Республике Беларусь стало то, что наиболее политически активная часть населения республики считала выборы фальсифицированными [7. С. 29]. В росте протестных настроений, охвативших страну, сыграли значимую роль социально-экономические и политические факторы [8. С. 82], и политический кризис в Белоруссии приобрел затяжной характер [9. С. 137]. Властям республики, опиравшимся на экономическую и политическую помощь России, удалось купировать наиболее острые протестные проявления, но предпосылки для новых волн революционной активности сохранялись еще некоторое время [10].

Согласно официальной точке зрения, протесты в республике завершились, и вопрос о «нелегитимности» президента А.Г. Лукашенко был снят с повестки дня, в Конституцию Республики Беларусь внесены изменения, закрепленные через конституционный референдум, проведенный 27 февраля 2022 г. При этом для урегулирования последствий кризиса, очевидно, нужно более длительное время [11].

Исходная ситуация и ключевые черты кризиса

События осени 2020 г. в Беларуси - это масштабный и долго вызревавший кризис, одновременно внутри- и внешнеполитический. В нем проявились социально-экономический кризис «белорусской модели», идентификационный кризис (связанный с нерешенной до конца проблемой национальной и культурно-цивилизационной идентичности белорусов), кризис в отношениях между представителями молодого и старшего поколений, общий кризис легитимности системы властных институтов и кризис режима личной власти президента А.Г. Лукашенко.

Предпосылки для протестной активности в Белоруссии усилились в декабре 2019 г. после отказа А.Г. Лукашенко подписать комплекс «дорожных карт» по реализации Договора о Союзном государстве во время российско-белорусского саммита в Санкт-Петербурге, последовавшей за этим российско-белорусской «нефтяной войны», которая продолжалась до апреля 2020. Это порождало критические настроения по отношению к власти со стороны преобладающей пророссийской части базового электората [12. С. 65].

Между тем именно финансовая помощь и экономическое сотрудничество с Россией обеспечивали стабильность политического режима Республики Беларусь на протяжении долгого времени. Определенным образом на про-

1 Манойло А.В. «Белорусская весна» - 2020 как «точка сборки» практик «цветных революций» нового типа: опыт противостояния. URL: https://histrf.ru/magazine/article/belorusskaya-vesna-2020-kak-tochka-sborki-praktik-cvetnyh-revolyuciy-novogo-tipa-opyt-protivostoyaniya (дата обращения: 14.05.2023).

тестные настроения повлияло и «особое» отношение А.Г. Лукашенко к пандемии COVID-19. Население страны было озабочено проблемами заработка за рубежом, осложненного закрытием западных границ республики вследствие пандемии COVID-19, что на фоне ухудшения отношений с Россией привело к падению уровня жизни, а также росту безработицы и протестных настроений [13]. В то время более миллиона белорусов трудились за рубежом: около 700 тыс. - в России и около 500 тыс. - в государствах ЕС, прежде всего в Польше и Германии [14]. Усиление политической и экономической неопределенности провоцировало бегство из страны представителей среднего класса [15. С. 70], прежде всего 1Т-специалистов и врачей. «Социальный контракт» государства и общества оказался нарушен, и граждане начали ощущать усталость от воспроизводства одних и тех же политических реалий на протяжении более чем двух десятилетий [16. С. 25].

Росло недовольство существующим порядком и среди представителей белорусских элит. Здесь нужно отметить олигархические финансово-промышленные группы, которые сделали бизнес на контроле республиканского экспорта (нефтехимии, удобрений), так и импорта, связанного с контрабандой санкционной продукции из ЕС в Россию, начиная с польских яблок и заканчивая цифровой продукцией двойного назначения [17. С. 93]. Недовольство росло и среди представителей административно-хозяйственного корпуса, рассчитывавших получить выигрыши в процессе форсированной приватизации, которая предполагалась неизбежной после падения действующей власти.

Сложное внутри- и внешнеполитическое маневрирование А.Г. Лукашенко между Россией и Западом и попытка интегрировать часть национал-демократической (националистической) оппозиции в собственный политический дискурс с исключением из политического и публичного пространства Беларуси видных оппозиционных деятелей - также стали причинами кризиса [18. С. 43]. Ориентация А.Г. Лукашенко на многовекторность во внешней политике, его готовность к взаимовыгодному диалогу с Западом помогали Лукашенко в краткосрочной и среднесрочной перспективе решать народнохозяйственные проблемы республики, но также имели и негативные последствия [19. С. 41]. Такая политика не сделала белорусского лидера «своим» на Западе, и при этом оттолкнула от него часть пророссийских сил, сузив базу поддержки власти. При этом официальный Минск, обнаружив с запозданием новые тенденции в настроениях электората, не проявил должной политической гибкости и не задействовал весь возможный спектр инструментов влияния, включая «мягкую силу» [20. С. 212].

Против Лукашенко выступили некоторые политически активные социальные группы Беларуси, не усматривающие в рамках созданных им политической и социально-экономической системах привлекательный для них образ будущего, и при этом видевшие его в странах ЕС, и в том числе в Польше, где существует значительная белорусская диаспора, благодаря так называемой «карте поляка». В Беларуси в результате эффектов открытости и глобализации произошла своеобразная «тихая революция» (Р. Инглхарт1) в сознании людей, прежде всего молодого поколения, когда ценности патернализма

1 Инглхарт, Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 347 с.

и патриархального по своей культуре общества отвергаются молодыми, более склонными к либеральной социально-экономической модели и «культуре участия» (в классификации Г. Алмонда и С. Вербы). В такой ситуации Лукашенко терял возможность для лавирования между интересами коллективного Запада и России и начинал позиционировать себя в качестве защитника интересов России, опираясь на слоган: «сегодня Беларусь, завтра Россия» [21. С. 190]. В частности, в выступлении на саммите ОДКБ 7 февраля 2022 г. Лукашенко заявил, что Польша и НАТО готовят захват Гродненской области1.

Сегодня режим А.Г. Лукашенко напоминает режимы некоторых латиноамериканских стран (каудильизм) с элементами делегированной демократии (Г. О'Доннелл2), а созданный им за годы президентства социально-экономический порядок представлят собой синтез государственного социализма и госкапитализма. Беларусь является своеобразной государство-корпорацией (Ю. Шевцов3) по аналогии с Сингапуром во времена правления Ли Куан Ю, когда граждане имеют право на определенную долю социальных благ в обмен на лояльность и трудовой вклад. Однако значительная часть молодых белорусов, ориентированная на ценности общества западного типа, не разделяла принципы созданной Лукашенко модели, хотя руководство страны продолжало использовать идеологические клише о белорусах как консервативной трудолюбивой терпеливой нации, не склонной к радикальным политическим экспериментам.

Базовый электорат А. Лукашенко, который до политического кризиса составлял большинство избирателей и благодаря доверию которого Лукашенко уверенно выиграл пять предвыборных кампаний, не был должным образом мобилизован и мотивирован непосредственно перед голосованием [22]. Белорусская экономическая модель интерпретировалась официальной пропагандой как реальный образец современной социально ориентированной экономики. Указанный нарратив был, в первую очередь, обращен к пожилой части электората, эксплуатируя распространенную в обществе постсоветскую ностальгию, а также отмечая связь Белоруссии с Россией как законной правопреемницей Советского Союза. Указанный аспект имеет особое значение для представителей старшей возрастной группы, а также для всех малооплачиваемых категорий населения .

Таким образом, для политического класса Белоруссии отношения с Россией были важны не только для получения финансовых дотаций и рынков сбыта готовой продукции, но и для поддержания доверия базового электората, заинтересованного в сохранении партнерских отношений с Россией. Это понимали и лидеры белорусской оппозиции, вследствие чего долгое время воздерживались от антироссийской риторики. Первое декларирование националистических антироссийских позиций белорусским Координационным

1 Лукашенко заявил о готовности Белоруссии к войне с Польшей. URL: https://www.gazeta.ru/poH-tics/news/2022/02/07/17252293.shtml (дата обращения: 14.05.2023).

2 ODonnell G. Delegative Democracy // Journal of Democracy. 1994. Vol. 5, № 1. P. 55.

3 Шевцов Ю. Объединенная нация. Феномен Белорусии. М. : Европа, 2005. 256 с.

4 Иоффе Г. Александр Лукашенко и простые белорусы. URL: https://educ.wikireading.ru/ hxPTFmvKIO (дата обращения: 14.05.2023).

советом привело к расколу среди представителей белорусской оппозиции и укреплению политических позиций А.Г. Лукашенко1.

Особенностью белорусской экономической модели является ведущая роль государства в экономике. В этой модели государство одновременно играет роли собственника, регулятора и управляющего активами [23]. Однако без масштабных инвестиций в модернизацию производства и выхода на новые рынки Беларуси сложно сохранять и развивать свой индустриальный потенциал и модель социального государства, и если интеграция в ЕС выглядит проблематичной, то более масштабная интеграция в ЕАЭС (с развитием механизмов Союзного государства с РФ) могла бы стать приемлемым решением этой проблемы. Однако более глубокой интеграции в ЕАЭС опасалась значительная часть действующей белорусской элиты, не будучи к ней готовой психологически и политически [7. С. 45].

А.Г. Лукашенко отчасти сам предопределил генезис кризисной ситуации, в течение нескольких лет ведя сложную внутриполитическую игру с белорусской национально-демократической оппозицией (поддерживаемой странами ЕС и «коллективным Западом»), которую он сам частично легитимировал и позволил подключиться к политическому процессу (в рамках своей геополитической игры с Россией). Попытка Лукашенко подобрать себе удобного спарринг-партнера на президентских выборах («домохозяйка» С. Тиха-новская), одновременно продемонстрировав внушительный результат в 80%, оказалась неудачной, так как результаты не приняла значительная часть политически активной общественности (подобный электоральный результат был необходим Лукашенко для продолжения внешнеполитического «торга» с Россией). Развернувшийся общественный протест, поддержанный Западом и угрожавший делигитимацией белорусскому лидеру, стал подлинным шоком для белорусской власти и едва не ввел ее в состояние глубокого кризиса, выйти из которого в значительной степени помогли мобилизация сторонников власти и экстренная помощь России (политическая и информационная поддержка) [9].

Белорусская (пред)революционная ситуация качественно отличалась от украинской: белорусское государство и режим А. Лукашенко не были столь сильно коррумпированы, как украинское государство и режим В. Януковича в 2013 г. Лукашенко в отличие от Януковича, против которого в 2013 г. активно интриговали члены его ближайшего окружения, сумел сохранить контроль за элитой Беларуси. Лукашенко действовал твердо при безусловной поддержке силовых ведомств, чего не показал в 2013 г. Янукович, и разумно отказался от переговоров с оппозицией, которые завели в тупик Януковича. Националистическая и национал-либеральная оппозиции в Беларуси не имели столь массовой поддержки, как на Украине в 2013 г., а протестующие в Беларуси оказались не готовы к радикальным и насильственным действиям против действующей власти и не смогли бросить по-настоящему серьезный вызов государственно-властной системе и парализовать ее.

Ситуация в Беларуси осенью 2020 г. не очень интересовала лидеров ЕС, занятых выработкой новой антикризисной экономической стратегии для «зоны евро». Главным интересантом в политическом переформатировании Бела-

1 Цепкало рассказал о расколе среди белорусской оппозиции. URL: https://lenta.ru/news/ 2022/07/28/tsepkalo/ (дата обращения: 14.05.2023).

руси была Польша, рассматривающая Беларусь как свои восточные «кресы» и сферу влияния и одновременно как привлекательный экономический ресурс. По мнению зарубежных исследователей (А. Аслунд, М. Харинг, Дж. Хербст, А. Вершбоу1, М. Карпентер, Н. Девис2), именно российский фактор явился основным препятствием на пути продолжения цветной революции в Беларуси, что одновременно создало предпосылки для расширения российского влияния на страну [20].

Россия, поддержав режим Лукашенко, установила своеобразный внешнеполитический протекторат над Беларусью, позволив властям республики устоять. Однако возвращение к статус-кво в полном объеме невозможно, и для урегулирования требуется комплексная стратегия. Патерналистский порядок, на который опирался режим А.Г. Лукашенко, заметно ослаблен и не принимается значительной частью молодежи и городского среднего класса, в то время как либеральный политический и социально-экономический порядок, который отстаивает национально-либеральная оппозиция, не принимается значительными патерналистски ориентированными слоями белорусского общества - пенсионеры, бюджетники, государственные служащие, «силовики». Возможный центристский проект эволюционных и социально ориентированных реформ пока не конкретизирован и не поддерживается ни одной из политических сил Беларуси. Стабилизация ситуации не исключает реактивации кризиса в обозримом будущем, поскольку причины кризиса сохраняются.

Вопрос о политической реформе остается на повестке дня, однако пути его реализации до конца неясны. Президент Лукашенко и белорусская оппозиция выступают за конституционную реформу с перераспределением полномочий в пользу парламента, с вынесением нового конституционного проекта на референдум с последующим проведением выборов как президента, так и парламента. Новая Конституция частично удовлетворила эти запросы, при этом дальнейшие трансформации в условиях системного вызова для Беларуси в ситуации военных действий в соседней Украине и давления со стороны «коллективного Запада» неясны [13. С. 1152].

Очевидно, что падение режима А.Г. Лукашенко, кардинальное политическое переформатирование Беларуси и резкое изменение ее геополитических ориентаций нежелательны как для России, так и для Китая, поскольку нанесут ущерб как евразийской интеграции, так и долгосрочным интересам Китая по реализации проекта OBOR в европейском направлении. Ряд стран Восточной Европы, ориентированных на США, стремятся замкнуть так называемую Балтийско-Черноморскую дугу за счет присоединения к их союзу «новой Беларуси», что будет означать фактическую изоляцию России от Европы и блокирование других евразийских интеграционных инициатив. Наполнение реальным содержимым Союзного государства России и Беларуси могло бы дать Беларуси шанс укрепить позиции страны и ее внутриполитическую стабильность эволюционным путем, но для этого нужны ясно выраженная воля политических элит обеих стран и продуманная стратегия.

1 Aslund A., Haring M., Herbst J., Vershbow A. Joe Biden's New Opportunity in Belarus. The National Interest, 21.01.2023. URL: https://nationalinterest.org/feature/joe-biden's-new-opportunity-belarus-177143 (accessed: 10.02.2023).

2 KerpenterM., Kobets V. What Russia Really Has in Mind for Belarus. Foreign Affairs, 08.09.2020. URL: https:// www.foreignaffairs.com/articles/europe/2020-09-08/what-russia-really-has-mind-belarus (accessed: 10.01.2023).

Заключение

Беларусь столкнулась с масштабным, комплексным и долго вызревавшим кризисом. И хотя белорусский политический режим устоял, мобилизационные возможности действующей власти ограничены и сохраняется раскол в обществе. Интеграция с Россией не решает всего комплекса внутриполитических проблем, а непростое внешнеполитическое положение России ощущается и в Беларуси. Стабилизация, достигнутая при участии России, и временное отступление оппозиции не означают исключения нового витка кризиса в обозримом будущем, поскольку фундаментальные причины кризиса не исчерпаны. Урегулирование не решило целый спектр вопросов, от которых зависит ближайшее будущее Беларуси, ее образа политического будущего и перспектив внешнеполитической стратегии.

Протесты и вызванный ими кризис обнаружили три проекта возможного политического будущего, опирающихся на определенные стратегии - консервацию статус-кво, условную либерализацию либо реформы «сверху», и стратегический выбор, пусть и отложенный из-за внешнеполитических обстоятельств), придется делать обществу и элите. В конечном итоге кризис и его текущее урегулирование подтвердили, что Беларусь в политическом отношении отличается от Украины и что «майданный сценарий» в полном объеме в ней на сегодня невозможен, что оставляет ей шанс на позитивное политическое будущее.

Список источников

1. Межевич Н.М. Беларусь: политические и экономические предпосылки будущего кризиса. ИЕ РАН. Аналитическая записка, № 34. 2020. (№ 217). http://doi.org/10.15211/analytics342020 (accessed: 07.03.2023).

2. Межевич Н.М. Многовекторность и реальный суверенитет в российско-белорусских отношениях. Институт Европы РАН. Аналитическая записка, № 40. 2020. (№ 223). http://baltstudies.ru/president_ column/mnogovektornost-i- realnyy-suverenitet-v -rossiysko- belorusskikh-otnosheniyakh/ (дата обращения: 07.03.2023).

3. Сафранчук И.А., Лукьянов Ф.А. Современный мировой порядок: адаптация акторов к структурным реалиям // Полис. Политические исследования. 2021. № 4. С. 14-25. https://doi.org/ 10.17976/j pps/2021.04.03

4. Guriev S. The political economy of the Belarusian crisis // Intereconomics: Review of European Economic Policy. 2020. V. 55, № 5. P. 274-275;

5. Kozarzewski P. The Evolution of Belarusian Public Sector: From Command Economy to State Capitalism? Center for Social and Economic Research (CASE) Working Papers. 2020. № 12(136).

6. Косов А.П. Современные белорусско-российские отношения: восприятие и оценки политиков, экспертов, СМИ и общественности Беларуси, России, Украины и стран Запада. Витебск, 2020. 315 с.

7. Циткилов П.Я. Пути преодоления политического кризиса в Беларуси, ее новый облик // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 3. С. 27-47.

8. Приходько Д.В., Тесовская С.О. Оценка экономической безопасности Республики Беларусь в условиях экономического кризиса и политической нестабильности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 79-85.

9. Царик Ю. Политэкономия Беларуси, эволюция белорусско-российских отношений и политический кризис 2020 года // Пути к миру и безопасности. 2020. № 2 (59). С. 133-149.

10. Грачёв Б.В. Устойчивость политических систем стран Евразийского экономического союза и кризисы 2020 года. Ч. 1 : Беларусь. Конфликтология // Nota Bene. 2020. № 4. С. 19-40.

11. Миклашевич П.П. Обновленная Конституция Республики Беларусь: сущностное содержание поправок // Государство и право. 2022. № 11. С. 7-21.

12. Шупицкая О.Н. Правовое государство и Конституция Республики Беларусь // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 4 (70). С. 64-69.

13. Тулейко Е.В. Подходы к обеспечению внешнеэкономической безопасности национальной экономики в условиях тенденций и рисков глобальной экономики // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5, № 4. С. 1145-1162.

14. Лукашенко А.Г. Послание белорусскому народу и Национальному собранию 2022 года // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2022. № 1-2 (192-193). С. 15-42.

15. Окунев И.Ю., Шестакова М.Н. Внешнеполитическая ориентация как фактор электорального поведения: результаты социологических опросов в Беларуси, Грузии и Казахстане // Вестник МГИМО Университета. 2022. Т. 15, № 6. С. 55-85.

16. Пережогин А.А. Формирование единого миграционного пространства союзного государства: история и современность // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 23-32.

17. Лев М.Ю. Цифровизация социально-экономической сферы в аспекте экономической безопасности стран СНГ // Развитие и безопасность. 2022. № 2 (14). С. 88-102.

18. Поликарпов Д. Лидеры-популисты: сравнение случаев успеха Боливарианской Республики Венесуэла и Республики Беларусь // Международный аспект. 2022. Т. 3, № 1-2 (7-8). С. 39-52.

19. Snapkouski U.E. Foreign policy of the republic of Belarus: milestones and priorities // Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения. 2021. № 1. С. 36-43.

20. Суздальцев А.И. Республика Беларусь: эволюция политики балансирования между союзным государством Белоруссии и России и Евразийским экономическим союзом // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1 (109). С. 193-232.

21. Воробьёв П. С. Российское и европейское направления во внешней политике Республики Беларусь // Современная Европа. 2019. № 4 (90). С. 185-196.

22. Шаншиева Л. Беларусь 2020: Коронавирус и большая политика // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2020. № 57 (73). С. 20-23.

23. Яшева Г.А., Николаева Ю.Н., Кондратьева В.Д. Кластерная политика в странах Европейского союза и Республике Беларусь: компаративный анализ // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2022. № 2 (43). С. 203-217.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Mezhevich, N.M. (2020) Belarus': politicheskie i ekonomicheskie predposylki budushchego krizisa [Belarus: political and economic prerequisites for the future crisis]. Institut Evropy RAN. Analiticheskaya zapiska. 34(217). DOI: 10.15211/analytics342020

2. Mezhevich, N.M. (2020) Mnogovektornost' i real'nyy suverenitet v rossiysko-belorusskikh ot-nosheniyakh [Multi-vector and real sovereignty in Russian-Belarusian relations]. Institut Evropy RAN. Analiticheskaya zapiska. 40(223). [Online] Available from: http://baltstudies.ru/president_co-lumn/mnogovektornost-i-realnyy-suverenitet-v-rossiysko-belorusskikh-otnosheniyakh/ (Accessed: 7th March 2023).

3. Safranchuk, I.A. & Lukyanov, F.A. (2021) The Contemporary World Order: The Adaptation of Actors to Structural Realities. Polis. Politicheskie issledovaniya - Polis. Political Studies. 4. pp. 14-25. (In Russian). DOI: 10.17976/jpps/2021.04.03

4. Guriev, S. (2020) The political economy of the Belarusian crisis. Intereconomics: Review of European Economic Policy. 55(5). pp. 274-275.

5. Kozarzewski, P. (2020) The Evolution of Belarusian Public Sector: From Command Economy to State Capitalism? Centerfor Social and Economic Research (CASE) Working Papers. 12(136).

6. Kosov, A.P. (2020) Sovremennye belorussko-rossiyskie otnosheniya: vospriyatie i otsenki po-litikov, ekspertov, SMI i obshchestvennosti Belarusi, Rossii, Ukrainy i stran Zapada [Modern Bela-rusian-Russian relations: perceptions and assessments of politicians, experts, media and the public in Belarus, Russia, Ukraine and Western countries]. Vitebsk: [s.n.].

7. Tsitkilov, P.Ya. (2021) Puti preodoleniya politicheskogo krizisa v Belarusi, ee novyy oblik [Ways to overcome the political crisis in Belarus, its new look]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 3. pp. 27-47.

8. Prikhodko, D.V. & Tesovskaya, S.O. (2020) Otsenka ekonomicheskoy bezopasnosti respubliki Belarus' v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa i politicheskoy nestabil'nosti [Assessment of the economic security of the republic of Belarus in the conditions of the economic crisis and political in-

stability]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rosstyskoy tamozhennoy akademii. 4(76). pp. 79-85.

9. Tsarik, Yu. (2020) Politekonomiya belarusi, evolyutsiya belorussko-rossiyskikh otnosheniy i politicheskiy krizis 2020 goda [Political economy of Belarus, the evolution of Belarusian-Russian relations and the political crisis of 2020]. Puti k miru i bezopasnosti. 2(59). pp. 133-149.

10. Grachev, B.V. (2020) Ustoychivost' politicheskikh sistem stran evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i krizisy 2020 goda. Ch. 1. Belarus'. Konfliktologiya [The stability of the political systems of the countries of the Eurasian Economic Union and the crises of 2020. Part 1. Belarus. Conflictology]. Nota Bene. 4. pp. 19-40.

11. Miklashevich, P.P. (2022) Obnovlennaya konstitutsiya respubliki Belarus': sushchnostnoe soder-zhanie popravok [The renovated Constitution of the Republic of Belarus: the substantive content of the amendments]. Gosudarstvo i pravo - State and Law. 11. pp. 7-21. DOI: 10.31857/ S10269452002283 8-2

12. Shupitskaya, O.N. (2022) Pravovoe gosudarstvo i konstitutsiya respubliki Belarus' [The Rule-of-Law State and The Constitution of the Republic of Belarus]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika - The Rule of Law State: Theory and Practice. 4(70). pp. 64-69. DOI: 10.33184/pravgos-2022.4.9

13. Tuleyko, E.V. (2022) Podkhody k obespecheniyu vneshneekonomicheskoy bezopasnosti natsional'-noy ekonomiki v usloviyakh tendentsiy i riskov global'noy ekonomiki [Approaches to ensuring the foreign economic security of the national economy amidst the global trends and risks]. Ekonomicheskaya bez-opasnost' - Economic Security. 5(4). pp. 1145-1162. DOI: 10.18334/ecsec.5.4.114946.

14. Lukashenko, A.G. (2022) Poslanie belorusskomu narodu i natsional'nomu sobraniyu 2022 goda [Message to the Belarusian people and the National Assembly in 2022]. Predstavitel'naya vlast'-XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problem - Representative power - 21st century: Legislation, Commentary, Problems. 1-2(192-193). pp. 15-42.

15. Okunev, I.Yu. & Shestakova, M.N. (2022) Vneshnepoliticheskaya orientatsiya kak faktor elektoral'nogo povedeniya: rezul'taty sotsiologicheskikh oprosov v Belarusi, Gruzii i Kazakhstane [Foreign Policy Orientation and Electoral Behavior: Analyzing Opinion Polls in Belarus, Georgia, and Kazakhstan]. Vestnik MGIMO Universiteta - MGIMO Review of International Relations. 15(6). pp. 55-85. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-6-87-55-85

16. Perezhogin, A.A. (2022) Formirovanie edinogo migratsionnogo prostranstva soyuznogo gosu-darstva: istoriya i sovremennost' [Formation of a single migration space of the union state: history and modernity]. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii - Journal of Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 4(64). pp. 23-32.

17. Lev, M.Yu. (2022) Tsifrovizatsiya sotsial'no-ekonomicheskoy sfery v aspekte ekonomicheskoy bezopasnosti stran SNG [Digitalization of the socio-economic sphere in the aspect of economic security of the CIS countries] Razvitie i bezopasnost' - Development and security. 2(14). pp. 88-102. DOI: 10.46960/2713-2633_2022_2_88 (In Russian)

18. Polikarpov, D. (2022) Lidery-populisty: sravnenie sluchaev uspekha Bolivarianskoy respubliki Venesuela i respubliki Belarus' [Populist Leaders: a Comparison of the Bolivarian Republic of Venezuela and the Republic of Belarus Cases]. Mezhdunarodnyy aspect - International Aspect. 3(7-8). pp. 39-52.

19. Snapkouski, U.E. (2021) Foreign policy of the republic of Belarus: milestones and priorities. ZhurnalBelorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Mezhdunarodnye otnosheniya. 1. pp. 36-43.

20. Suzdaltsev, A.I. (2021) Respublika Belarus': evolyutsiya politiki balansirovaniya mezhdu soyuznym gosudarstvom Belorussii i Rossii i evraziyskim ekonomicheskim soyuzom [The Republic of Belarus: the evolution of the policy of balancing between the union state of Belarus and Russia and the Eurasian Economic Union]. Aktual'nye problemy Evropy. 1(109). pp. 193-232.

21. Vorobiev, P.S. (2019) Rossiyskoe i Evropeyskoe napravleniya vo vneshney politike respubliki Belarus' [Russian and European directions in the foreign policy of the Republic of Belarus]. SovremennayaEvropa. 4(90). pp. 185-196.

22. Shanshieva, L. (2020) Belarus' 2020: Koronavirus i bol'shaya politika [Belarus 2020: Coronavirus and big politics]. Evropeyskaya bezopasnost': sobytiya, otsenki, prognozy. 57(73). pp. 20-23.

23. Yasheva, G.A., Nikolaeva, Yu.N. & Kondratieva, V.D. (2022) Klasternaya politika v stranakh Evropeyskogo Soyuza i Respublike Belarus': komparativnyy analiz [Cluster policy in the countries of the European Union and the Republic of Belarus: a comparative analysis]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2(43). pp. 203-217.

Сведения об авторах:

Бирюков С.В. - доктор политических наук, профессор Центра изучения России Восточно-Китайского педагогического университета (Шанхай, Китай); Сибирский институт управления - филиал РАНХИГС (Новосибирск, Россия); кафедра социальной антропологии и межкультурных коммуникаций; Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия); кафедра политологии; кафедра истории Кемеровского государственного медицинского университета (Кемерово, Россия). E-mail: birs.07@mail.ru

Чирун С.Н. - доктор политических наук, доцент Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия).Е-тай: Sergii-Tsch@mail.ru

Андреев А.В. - кандидат политических наук, Гендиректор областного телерадиоканала «Кузбасс» (Кемерово, Россия). E-mail: andreev@gtrk.kuzbass.net

Салмыгина Е.Д. - магистр международного права SAIAS (ECNU, Шанхай); выпускница факультета межкультурных коммуникаций Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ) (Минск, Республика Беларусь); аспирант SAIAS (ECNU, Шанхай). E-mail: evgeniya_salmygina@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Biryukov S.V. - Dr. Sci. (Political Science), professor, Center for Russian Studies, East China Normal University (Shanghai, China); Siberian Institute of Management - branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia); Department of Social Anthropology and Intercultural Communications, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia); Department of Political Science, Department of History, Kemerovo State Medical University (Kemerovo, Russia). E-mail: birs.07@mail.ru

Chirun S.N. - Dr. Sci. (Political Science), associate professor, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia). E-mail: Sergii-Tsch@mail.ru

Andreev A.V. - Cand. Sci. (Political Science), general director of the Kuzbass regional television and radio channel (Kemerovo, Russia). E-mail: andreev@gtrk.kuzbass.net Salmygina E.D. - Master of International Law SAIAS (ECNU, Shanghai, China); graduate of the Faculty of Intercultural Communications, Minsk State Linguistic University (MSLU) (Minsk, Belarus); postgraduate student of SAIAS (ECNU, Shanghai, China). E-mail: evg eniya_salmygina@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.03.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 23.06.2023

The article was submitted 16.03.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 23.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.