ПОЛИТИКА
DOI: 10.48647/ICCA.2022.34.95.026
А.В. Волошина
КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРЕЗИДЕНТСТВА ДЖ. БАЙДЕНА
Аннотация. Отношения между США и КНР продолжают оставаться самыми значимыми двусторонними отношениями в мире, от динамики которых будут зависеть контуры глобального порядка в XXI веке. Вместе с тем в последние годы связи между этими странами достигли низшей точки в своем развитии с 1972 г., вступив в беспрецедентный период всеобъемлющего и долгосрочного стратегического соперничества. Неудивительно, что в начале 2021 г. внимание всего мирового сообщества оказалось направлено на пришедшего на смену республиканцу Дональду Трампу президента-демократа Джозефа Байдена. Спустя почти год пребывания новой американской администрации у власти у научного сообщества появляется возможность для того, чтобы вынести первые оценки курса команды Дж. Байдена в отношении Китая; выделить его приоритетные направления и способы реализации; проанализировать, как на него отвечает Пекин; и предположить, по какой траектории будет происходить развитие китайско-американских отношений в последующие три года. Предпринята попытка дать ответы на эти вопросы. Проведенный анализ основных аспектов отношений США и КНР позволил прийти к выводу о том, что курс новой администрации демонстрирует значительную преемственность с политикой времен Д. Трампа, причем «окно возможностей» для перевода связей в более здоровое, стабильное русло постепенно закрывается в связи с растущим давле-
12
Политика
нием на политику обеих держав внутриполитических факторов. Серьезные структурные силы, коренящиеся в изменяющейся международной системе, особенности развития экономических и политических систем США и КНР продолжат задавать устойчивые конкурентные тенденции во взаимодействии Пекина и Вашингтона на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: США, КНР, отношения, администрация Бай-дена, соперничество, Тайвань.
Автор: Волошина Анна Валерьевна, м.н.с. Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией, Институт Китая и современной Азии РАН1. ORCID: 0000-0002-7508-8735. E-mail: [email protected]
Voloshina A.V.
Sino-American Relations in the Wake of the First Year of Joe Biden's Presidency
Abstract. US-China relations continue to be the most significant bilateral relations in the world, which will define the contours of the global order in the 21st century. At the same time, in the past few years, the ties between these countries have reached the lowest point in their development since 1972 and entered an unprecedented period of comprehensive and long-term strategic competition. It is not surprising that at the beginning of 2021 the international community turned its attention to Democrat Joe Biden who replaced Republican Donald Trump as the US President. After the new American administration's first year in office, the academic community has an opportunity to make the first assessments of the Biden team's policy on China; to identify its priorities and the ways of implementation; to analyze Beijing's response; and to suggest the possible trajectory of Sino-American relations in the next three years. In this article, the author attempts to provide some answers to these questions. The analysis of the main aspects of the current US-PRC relations has demonstrated that there has been significant continuity in the new administration's and D. Trump's policies. Moreover, the "window of opportunity" to bring the relations back to the track of healthier and more stable development is gradually closing due to the growing pressure of domestic political factors on both countries' policies. Powerful structural forces rooted in the changing international system and the differences in the development of the economic and political systems of the United States and China set steady competitive trends in the interaction between Beijing and Washington in the short and medium term.
1 Институт Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН) в прошлом носил название Институт Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН).
Политика
13
Keywords: the United States, China, relations, the Biden administration, competition, Taiwan.
Author: Anna V. VOLOSHINA, Junior researcher, Institute of China and contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-7508-8735 (e-mail: [email protected]).
После четырех лет нахождения у власти администрации президента США Д. Трампа отношения Вашингтона и Пекина оказались, по признанию как китайских, так и американских ведущих экспертов, в низшей точке своего развития за последние 50 лет. Впервые после визита Р. Никсона в КНР в феврале 1972 г. и последовавшего стратегического сближения двух держав ключевой движущей силой их связей стало стратегическое соперничество, охватывающее практически все сферы: безопасность, торговлю и финансы, новейшие технологии и научные исследования, идеологию и продвигаемые ценности.
Неудивительно, что в 2021 г. внимание всего мира оказалось направлено на команду пришедшего на смену Д. Трампу демократа Дж. Байдена. Многие представители политического и экспертного сообщества как внутри Соединенных Штатов, так и в дружественных им странах желали увидеть трансформацию зачастую хаотичного конфронтационного подхода к Китаю Д. Трампа во взвешенную долгосрочную стратегию с четко определенными целями, средствами и методами их достижения, которая бы реализовывалась в тесной координации с союзниками и партнерами. Китайские наблюдатели высказывали надежды на появление «окна возможностей» для возмещения «ущерба, нанесенного связям США и КНР [республиканской] администрацией», и, если не коренное изменение траектории двусторонних отношений, то хотя бы на их стабилизацию при Байдене [Ван Дун тань Байдэн чжэнфу...].
Однако, несмотря на то, что Белый дом дал понять, что усиление Пекина представляет для него наиболее серьезный внешнеполитический вызов, в конце 2021 г. можно говорить скорее о контурах формулирующегося подхода к управлению этим вызовом, чем о наличии у новой американской администрации ясной и целостной стратегии в отношении КНР.
Курс нынешней администрации, очевидно, базируется на восприятии Пекина как «системного соперника» Вашингтона, бросающего вызов глобальному положению США и возглавляемому ими либерально-демократическому миру по всем направлениям [Ikenberry, p. 14—15]. Это представление нашло отражение во Временном страте-
14
Политика
гическом руководстве по национальной безопасности 2021 г.: Китай является единственным серьезным конкурентом Америки, потенциально способным «объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы на долгосрочную перспективу бросить вызов стабильной и открытой международной системе» [Interim National Security Strategic Guidance, p. 8].
Госсекретарь США Э. Блинкен в программной речи 3 марта 2021 г. предложил следующую формулу для выстраивания отношений с КНР: для того чтобы справиться с «крупнейшим геополитическим испытанием XXI века», Америка будет соперничать с Китаем, когда следует, сотрудничать, когда возможно, и противостоять ему, когда необходимо, взаимодействуя с Пекином с позиции силы [Blinken].
Унаследовав идею стратегического соперничества с Китаем администрации Д. Трампа, команда Дж. Байдена, таким образом, дополнила её несколькими важными декларируемыми элементами: намерением сочетать соперничество с избирательным сотрудничеством; нежеланием развязывания новой холодной войны, разделения мира на противостоящие блоки или вооруженного столкновения двух держав. Как подчеркнул Дж. Байден в разговоре с Си Цзиньпином в ходе ноябрьской видеоконференции, лидеры Китая и США должны «обеспечить, чтобы соперничество между ... странами не переросло в конфликт, преднамеренный или непреднамеренный. {Достаточно — А.В.] лишь простого, непосредственного соперничества» [Remarks by President Biden and President Xi...]. Поиск концептуальной формулы, которая бы отражала суть этого курса, привел к выдвижению тезиса о необходимости гарантирования «ответственного соперничества», или необходимости «ответственного управления соперничеством» между США и КНР. Своим появлением на политической арене этот термин обязан самому Дж. Байдену. Еще в 2015 г., занимая должность вице-президента в администрации Б. Обамы, он заявил, что США и Китай должны быть как «ответственными участниками» (responsible stakeholders) международной системы, так и «ответственными соперниками» (responsible competitors), которые вместе будут работать для того, чтобы поддерживать равные, справедливые и прозрачные условия в своей конкуренции и гарантировать здоровое соперничество [Secretary Kerry Co-hosts a Lunch...]. Такая связка, видимо, подразумевала перевод отношений в формат «конкурентного сосуществования» или «долговременного сосуществования» в рамках нынешней международной системы, а также совместные усилия двух держав по поддержанию этой системы и решению глобальных проблем. Вновь обратившись к этой «формуле», уже в сентябре 2021 г. Байден призвал «все
Политика
15
крупные державы мира тщательно управлять своими отношениями, чтобы ... не перейти от ответственного соперничества к конфликту» [Remarks by President Biden...]. Необходимость обеспечения ответственного соперничества была также подчеркнута в сообщениях Белого дома по итогам встреч советника по национальной безопасности Дж. Салливана с членом Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи 6 октября 2021 г., госсекретаря США Э. Блинкена и министра иностранных дел КНР Ван И 31 октября 2021 г., а также президента США Дж. Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина 16 ноября 2021 г.
В соответствии с выдвинутой концепцией «ответственного соперничества» курс по отношению к Китаю новой команды претерпел некоторые корректировки по сравнению с политикой администрации Д. Трампа. Во-первых, на фоне атрофировавшихся регулярных двусторонних диалоговых механизмов и более чем годового отсутствия посла США в КНР (бывший американский посол Т. Бранстад покинул Пекин в октябре 2020 г.) были предприняты усилия для установления каналов коммуникации между странами на высшем уровне. После «тупиковых» встреч Э. Блинкена и Дж. Салливана с их китайскими коллегами в марте и заместителя госсекретаря США В. Шер-ман с заместителем главы МИД КНР Се Фэном и министром иностранных дел Ван И в июле 2021 г. команда Дж. Байдена предприняла усилия по налаживанию личного общения лидеров двух стран, благодаря чему в сентябре 2021 г. состоялся второй телефонный звонок глав США и КНР, а 16 ноября — их личная встреча посредством видеоконференции. Во-вторых, для снижения двусторонней напряженности американская сторона пошла на некоторые уступки Пекину: благодаря договоренности, достигнутой с Министерством юстиции США об отсрочке судебного преследования, финансовый директор компании Huawei Мэн Ваньчжоу была освобождена из-под ареста в Канаде и вернулась в Китай; также администрация Байдена пока избегает дальнейшей политизации вопроса происхождения коронави-русной инфекции. В-третьих, были предприняты шаги для налаживания «избирательного» сотрудничества. 17 апреля 2021 г. Вашингтон и Пекин приняли Совместное заявление по борьбе с изменением климата, а 10 ноября этого же года подписали Декларацию о сотрудничестве в борьбе с изменением климата. Кроме этого, две страны отмечают возможность совместной работы по вопросам здравоохранения; энергетики; по проблемам, касающимся КНДР, Мьянмы, Ирана, Афганистана.
Но, несмотря на эти подвижки, стержневой элемент американской политики в отношении Китая — это активное соперничество
16
Политика
практически по всему спектру направлений: в дипломатии, военной и технологической сферах, экономике и идеологии.
В связи с этим одним из ключевых направлений работы для команды Дж. Байдена стало «формирование международной среды таким образом, чтобы она была наиболее благоприятна для интересов и ценностей Соединенных Штатов, их союзников и партнеров и де-мократий-"единомышленников"» в противовес Пекину [US wants coexistence not cold war with China...]. Предпринимая усилия по укреплению координации между союзниками и партнерами, Америка успешно подняла уровень работы четверки «QUAD» до встреч лидеров США, Японии, Индии и Австралии. В марте 2021 г. главы четверки провели свой первый онлайн-саммит, а в сентябре — первую «живую» встречу в Вашингтоне. Также в сентябре было объявлено о создании оборонного союза (AUKUS) США, Австралии и Великобритании, который позволит углубить технологическое сотрудничество держав, в частности, снабдить Канберру атомными подводными лодками и расширить диапазон её стратегического реагирования в регионе. 2021 год также был отмечен активизацией американской дипломатии в Юго-Восточной Азии. Символичным стал выбор места для программной речи Э. Блинкена «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» в декабре 2021 г. — в столице Индонезии, Джакарте. Вашингтон работает с европейскими и азиатскими союзниками и партнерами по вопросам торговли, инвестиций, технологий, космоса, кибербезопас-ности, обеспечения безопасности цепочек поставок, а также по проблемам Гонконга, Синьцзяна, Тибета, Тайваня с целью оказания давления на Пекин «объединенным фронтом». Отдельного упоминания в связи с этим стоит объявление о запуске инициативы «Build Back Better World» по итогам встречи G7 в июне 2021 г., которая позиционируется как альтернатива китайскому проекту «Пояса и пути», и проведение в декабре 2021 г. Саммита за демократию, призванного напомнить о важности демократических ценностей как объединяющего фактора для США, их союзников и партнеров из либерально-демократического лагеря.
Активность Вашингтона по «формированию среды» вокруг Китая привела к усилению напряженности в районе Тайваньского пролива. Администрация Байдена продолжает повышать уровень отношений с Тайванем, применяя «тактику салями». Представитель Тайваня в США стал первым посланником, который представлял остров на инаугурации президента США с 1979 г. В марте посол США в Палау посетил Тайвань — это первый действующий американский посол, ступивший на остров за последние 42 года. В октябре Э. Блинкен вы-
Политика
17
ступил с поддержкой участия Тайваня в системе ООН. Вашингтон продолжает сотрудничество с Тайванем в военной сфере: в августе 2021 г. Байден одобрил первую продажу оружия Тайбэю на 750 млн долл.; тайваньскими властями было обнародовано нахождение военного персонала США на острове; символом поддержки стали практически ежемесячные проходы кораблей ВМС США через Тайваньский пролив. Для сравнения, при президенте Б. Обаме такие прохождения случались от 1 до 3 раз в год. Очевидны попытки США заручиться поддержкой своих союзников и партнеров: в сентябре 2021 г. Великобритания направила военный корабль через Тайваньский пролив впервые с 2008 г.; военно-морские суда Австралии, Франции и Канады стали осуществлять такие проходы с конца 2018 г. Формулировки о важности мира и стабильности в Тайваньском проливе были включены в совместные заявления лидеров США—Японии, США—Южной Кореи, сделанные в апреле и мае 2021 г., и итоговое заявление саммита G-7 в июне того же года.
Всплеск напряженности вокруг Тайваня вновь обратил внимание на возможность возгорания вооруженного конфликта между США и КНР. Вызовом для Вашингтона стали испытания Китаем орбитальной гиперзвуковой ракеты. Как заявил генерал М. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, такие достижения Пекина представляют собой «фундаментальный сдвиг» в военном балансе сил [China's nuclear arsenal is expanding...]. Новый доклад Пентагона выражает беспокойство ростом ядерного потенциала КНР: к 2030 г. у Китая, скорее всего, будет «по меньшей мере» 1000 доставляемых ядерных боеголовок — значительное увеличение запасов, оцениваемых примерно в 200 боеголовок по состоянию на 2020 г. [Annual Report to Congress, p. 92]. Вопрос о необходимости начала переговоров по контролю за вооружениями был поднят американской стороной во время видео-встречи лидеров США и КНР 16 ноября 2021 г.
В сферах торговли и технологий команда Дж. Байдена использует инструментарий времен Д. Трампа. По состоянию на декабрь 2021 г. пошлины на импорт китайских товаров на сумму 350 млрд долл. были все еще в силе, несмотря на запрос части американского бизнес-сообщества на пересмотр новой администрацией подхода к торговым вопросам. Китаю не удалось выполнить первую фазу торговой сделки, предполагавшей закупку им американских товаров и услуг на сумму 200 млрд долл.: процент выполнения Пекином обязательств за период с января 2020 по ноябрь 2021 г. составил 62 % (таможенные данные
18
Политика
КНР), или 60 % (таможенные данные США) [US-China phase one tracker].
Команда Дж. Байдена также продолжила практику внесения технологических компаний КНР в «черные списки» юридических лиц Министерства торговли и Министерства обороны, стремясь в то же время оформить долгосрочную комплексную стратегию по опережающему развитию США [Ли Чжэн, Ли Мо, Сунь Цифан, с. 48]. В частности, этой цели призван служить находящийся на утверждении в конгрессе Закон об инновациях и конкуренции, предполагающий выделение на финансирование высокотехнологичных секторов, исследовательских центров и университетов США около 190 млрд долл. (из общей суммы в 250 млрд долл.) в течение 5 лет. Еще одной задачей на фоне растущего соперничества с Китаем стало обеспечение безопасности цепочек поставок. Учитывая серьезную стратегическую зависимость Америки от китайского импорта, рабочая группа Белого дома с февраля 2021 г. проводила исследование рисков в цепочках производства микрочипов, аккумуляторов большой емкости, фармацевтических товаров, критических минералов и в июне 2021 г. представила доклад с предложениями по устранению существующих уязвимостей через наращивание производственных мощностей в США (включая планы по развитию отечественного производства литиевых батарей, по добыче и переработке редкоземельных металлов), а также усиление роли Управления торгового представителя в борьбе с «недобросовестной» внешнеторговой деятельностью Китая. Белый дом обсуждает с союзниками и партнерами совместные меры для создания устойчивых цепочек поставок, не зависящих от Китая, объединенного давления на Пекин в рамках Всемирной торговой организации и установления своих технологических стандартов в мировом масштабе.
Несмотря на то, что администрация Дж. Байдена подчеркнула, что Соединенные Штаты не стремятся к трансформации китайской системы, вопрос соблюдения прав человека в Китае активно используется Америкой в качестве еще одного инструмента давления на КНР, примером чего служит принятие в декабре 2021 г. Закона о предотвращении принудительного труда уйгуров, запрещающий импорт на американские рынки товаров, произведенных с использованием принудительного труда в Синьцзяне.
Китайская сторона критикует команду Дж. Байдена за то, что она «не вышла из тени предыдущей администрации... и не нашла верного пути в отношениях с Китаем» [Ван И]. С точки зрения Пекина, трех-компонентная формула Э. Блинкена для выстраивания отношений с
Политика
19
Китаем лишь разжигает противостояние двух держав. Так, «соперничество» представляется китайской стороне кодовым обозначением борьбы за гегемонию, из-за чего Пекин не желает принимать американское определение их отношений как «отношений соперничества». Более того, Пекин считает, что США не должны выдвигать требования о сотрудничестве по интересующим их вопросам в условиях, когда они продолжают ущемлять китайские коренные интересы [Wang Dong, p. 10]. В июле 2021 г. министр иностранных дел КНР Ван И обозначил три красные линии, которые должен соблюдать Вашингтон в отношении Пекина: не бросать вызов и не пытаться низвергнуть политическую систему КНР, не препятствовать развитию Китая; не вмешиваться в вопросы, затрагивающие его суверенитет, такие как дела в Гонконге, Тибете, Синьцзяне и Тайване.
Китайские исследователи отмечают, что для хеджирования стратегических рисков, вызванных политикой Вашингтона, рациональным подходом для Пекина сейчас была бы попытка «вбить клин» между США и их союзниками и партнерами, такими как Япония, Австралия и Индия [Wang Dong, p. 10]. Однако в последние годы противоречия в отношениях Китая с этими государствами лишь нарастают. Более того, присоединение Австралии к AUKUS поставило перед Китаем задачу переосмысления эффективности использования рычагов политического и экономического давления для достижения своих внешнеполитических целей.
В сложившихся условиях КНР активно развивает сотрудничество с Россией, странами АСЕАН, ШОС. Вдобавок к членству в Соглашении о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве Китай в сентябре 2021 г. направил заявку на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, в октябре — Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики.
Одним из важнейших элементов китайской стратегии в условиях внешней неопределенности стали задачи перехода к модели «двойной циркуляции» для использования потенциала внутреннего потребления в стимулировании экономического развития страны; устранения рисков в цепочках поставок; достижения большей технологической независимости и поощрения самостоятельных инноваций, особенно в сфере технологий нового поколения — микрочипов, искусственного интеллекта, телекоммуникаций, квантовых вычислений и квантовой информации, новых материалов. Поставив цель превращения Китая к 2035 г. в ведущую инновационную державу, китайское руководство предусмотрело ежегодное увеличение расходов на НИОКР
20
Политика
более чем на 7 % в рамках 14-го пятилетнего плана развития страны (2021—2025) и предоставление значительной господдержки технологическим предприятиям в ключевых отраслях.
Пекин также вступил в «битву нарративов» с США, пытаясь через зарубежные редакции агентств «Жэньминь жибао», Синьхуа и CCTV противостоять стигматизации Китая [Zuo Xiying, p. 109], а также дать ответ на продвигаемую Вашингтоном «ценностную дипломатию», подчеркивающую общность либерально-демократических режимов в противовес авторитарным моделям, с помощью нарратива о существовании «общих ценностей человечества», таких как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода.
Подводя итоги, отметим, что, хотя команде Дж. Байдена все еще предстоит обнародовать ключевые документы, излагающие детали политики на китайском направлении, уже сейчас очевидно, что США продолжат линию давления на Пекин, особенно в деле подрыва технологической конкурентоспособности КНР. Долгосрочные тенденции соперничества во взаимодействии двух стран задаются структурными силами, коренящимися в изменяющейся международной системе, а на краткосрочную перспективу в игру вступят значимые внутриполитические факторы — приближающиеся выборы в конгресс в ноябре 2022 г., президентская кампания 2024 г. в США и подготовка к XX съезду КПК во второй половине 2022 г. в КНР могут вынудить лидеров США и КНР занимать более жесткую позицию по вопросам двусторонней повестки.
Библиографический список
Ван Дун тань Байдэн чжэнфу дуй Хуа чжэнцэ [Ван Дун рассказывает о политике администрации Байдена в отношении Китая] // Peking University. 26.08.2021. URL: https://news.pku.edu.cn/mtbdnew/09b8253ad5cf48a59556cf9d9cdc0cfe.htm (дата обращения: 25.12.2021). (На кит.)
Ван И. Мэйго синь чжэнфу хай вэй чжаодао юй Чжунго да цзяодао дэ чжэн-цюэ луцзин [Новое правительство США не нашло верного пути в отношениях с Китаем] // Sina Finance. 24.04.2021. URL: https://mil.news.sina.com.cn/dgby/ 2021-04-24/doc-ikmyaawc1509513.shtml (дата обращения: 15.12.2021). (На кит.)
Ли Чжэн, Ли Мо, Сунь Цифан. Байдэн чжэнфу «чхунцзянь мэйхао вэйлай» ичэн цзици дуй Чжун-Мэй гуаньси дэ инсян [Программа администрации Байдена «Отстроим лучше» и ее влияние на китайско-американские отношения] // Мэйго вэньти яньцзю. 2021. № 2. С. 48—64. (На кит.)
Политика
21
Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China //Washington: Office of the Secretary of Defense, 2021, 173 p. URL: https://clck.ru/ahUBG (дата обращения: 18.12.2021).
Blinken, Antony. A Foreign Policy for the American People // U.S. Department of State. 23.03.2021. URL: https://clck.ru/ahUBi (дата обращения: 15.12.2021).
China's nuclear arsenal is expanding faster than US military officials anticipated one year ago, says Pentagon report // South China Morning Post. 04.11.2021. URL: https:// clck.ru/ahUC6 (дата обращения: 15.12.2021).
Ikenberry, John. Systemic Rivals: America's Emerging Grand Strategy toward China // Global Asia, 2021, Vol. 16, No. 4. P. 14—17.
Interim National Security Strategic Guidance // Washington: The White House, 2021, 23 p. URL: https://clck.ru/ahUCT (дата обращения: 26.12.2021).
Remarks by President Biden and President Xi of the People's Republic of China Before Virtual Meeting // Washington: The White House. 15.11.2021. URL: https:// clck.ru/ahSDG (дата обращения: 15.12.2021).
Remarks by President Biden Before the 76th Session of the United Nations General Assembly // Washington: The White House. 21.09.2021. URL: https://clck.ru/ahSE3 (дата обращения: 18.12.2021).
Secretary Kerry Co-hosts a Lunch for Chinese President Xi Jinping Along with Vice President Joe Biden // U.S. Department of State. 25.09.2015. URL: https://clck.ru/ ahUD3 (дата обращения: 16.12.2021).
US-China phase one tracker: China's purchases of US goods // The Peterson Institute for International Economics. URL: https://clck.ru/WfFc4 (дата обращения: 26.12.2021).
Wang Dong. Reluctant Rival: Beijing's Approach to US-China Competition // Global Asia. 2021. Vol. 16. No. 4. P. 8—13.
Zuo Xiying. The Trump Effect: China's New Thoughts on the United States // The Washington Quarterly. 2021. Vol. 44. № 1. P. 107—127. DOI: 10.1080/0163660X.2021. 1893515.
References
Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China. Washington: Office of the Secretary of Defense. 2021. 173 p. URL: https://clck.ru/ahUBG (accessed: December 18, 2021).
Blinken, Antony (2021). A Foreign Policy for the American People. U.S. Department of State. 23.03.2021. URL: https://clck.ru/ahUBi (accessed: December 15, 2021).
China's nuclear arsenal is expanding faster than US military officials anticipated one year ago, says Pentagon report. South China Morning Post. 04.11.2021. URL: https:// clck.ru/ahUC6 (accessed: December 15, 2021).
22
Политика
Ikenberry, John (2021). Systemic Rivals: America's Emerging Grand Strategy toward China. Global Asia. Vol. 16. No. 4: 14—17.
Interim National Security Strategic Guidance. Washington: The White House. 2021. 23 p. URL: https://clck.ru/ahUCT (accessed: December 26, 2021).
Li Zheng, Li Mo, Sun Qifang (2021). Baideng zhengfu "Chongjian meihao weilai" yicheng jiqi dui Zhong Mei guanxi de yingxiang [The Biden Administration's "Build Back Better" Agenda and Its Impact on Sino-US Relations]. Meiguo wentiyanjiu. № 2: 48—64. (In Chinese)
Readout of President Biden's Virtual Meeting with President Xi Jinping of the People's Republic of China. Washington: The White House. 16.11.2021. URL: https:// clck.ru/ahSEY (accessed: December 15, 2021).
Remarks by President Biden and President Xi of the People's Republic of China Before Virtual Meeting. Washington: The White House. 15.11.2021. URL: https://clck.ru/ ahSDG (accessed: December 15, 2021).
Secretary Kerry Co-hosts a Lunch for Chinese President Xi Jinping Along with Vice President Joe Biden. U.S. Department of State. 25.09.2015. URL: https://clck.ru/ahUD3 (accessed: December 16, 2021).
US-China phase one tracker: China's purchases of US goods. The Peterson Institute for International Economics. URL: https://clck.ru/WfFc4 (accessed: December 26, 2021).
Wang Dong (2021). Reluctant Rival: Beijing's Approach to US-China Competition. Global Asia. Vol. 16, No. 4: 8—13.
Wang Dong tan Baideng zhengfu dui hua zhengce [Wang Dong talks about the Biden administration's China policy]. Peking University. URL: https://news.pku.edu.cn/ mtbdnew/09b8253ad5cf48a59556cf9d9cdc0cfe.htm (accessed: December 25, 2021). (In Chinese)
Wang Yi (2021). Meiguo xin zhengfu hai wei zhaodao yu Zhongguo dajiaodao de zhengque lujing [Wang Yi: The new US administration has not found the right way to deal with China]. Sina Finance. 24.04.2021. URL: https://mil.news.sina.com.cn/dgby/ 2021-04-24/doc-ikmyaawc1509513.shtml (accessed: December 15, 2021). (In Chinese)
Zuo Xiying (2021). The Trump Effect: China's New Thoughts on the United States. The Washington Quarterly. Vol. 44, № 1: 107—127. DOI: 10.1080/0163660X.2021. 1893515.