Баров С.А.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Егорова М.А.
Российский университет дружбы народов.
Хуан Дэнсюэ
Шаньдунский Университет.
Эволюция политики США в отношении КНР после окончания «холодной войны»
Статья является результатом поэтапного исследования проекта "Перспективы среднесрочного и долгосрочного развития трёхсторонних стратегических отношений 'Китай-Россия-США' и стратегических мероприятий Китая" (19RWZD13).
Во время нахождения на президентском посту Д. Трамп с целью сдержать подъем Китая в различных сферах правительство США с помощью так называемых «тарифных», «торговых», «технологических» и «пропагандистских» войн начало оказывать сильное давление на Китай, что привело к установлению самого худшего периода в американо-китайских отношениях с момента начала дипломатических отношений между двумя странами в 1979 году. Новый президент США, представитель демократических сил Дж. Байден начал менять политику санкций в отношении КНР и вносить определенные изменения в американский внешнеполитический курс, что, однако, не привело к слому примата стратегической конкуренции в отношениях между Китаем и Америкой.
1. Изменения политики США в отношении КНР и китайско-американские отношения
1 января 1979 года были официально установлены китайско-американские дипломатические отношения, политика реформ и открытости Китая к тому моменту уже шла полным ходом. 29 января 1979 года Дэн Сяопин, вице-премьер Госсовета КНР провел 8-дневный официальный визит в США. Это визит стал первым визитом китайского лидера в США после основания Нового Китая. С момента установления дипломатических отношений и до событий на
площади Тяньаньмэнь прошло 10 лет, за это время китайско-американские отношения развивались стремительно, границы экономических и торговых отношений расширялись, в научно-технической и гуманитарной сферах часто шел обмен знаниями, обе стороны сотрудничали в области безопасности и по основным мировым вопросам. Для Китая отношения с Америкой были приоритетными, этот период можно назвать «медовым месяцем» китайско-американских отношений. В конце 80-х - в начале 90-х годов в связи с революциями в восточно-европейских социалистических странах и распадом Советского Союза всемирное коммунистическое движение попало в тупик, а западные страны начали проводить политику санкцион-ного давления на социалистический Китай. Столкнувшись с суровой реальностью новой международной обстановки, Дэн Сяопин решил прежде всего стабилизировать положение в стране, политически максимально изолировавшись от внешнего мира и сосредоточив усилия политического руководства на осуществлении экономических реформ.
При этом в 90-е годы Америка, расправившись с главным врагом СССР, начала добиваться и изменения внутренней политике Китая, все больше оказывая на него политическое давление. США критиковало китайское правительство за несоблюдение прав человекам, активно использовало механизмы «торговой войны», тем не менее, КНР и США все же находили точки соприкосновение, руководствуясь взаимным экономическим интересом промышленной элиты двух стран.
После того как правительство Б.Клинтона осознало неэффективность «политики давления» на к тому моменту уже стремительно развивающийся экономически Китай, во много руководствуясь и традиционной для американской внешнеполитической расовой установкой, стороны согласились вместе работать над установлением «конструктивного стратегического партнерства» и перешли к новому этапу в отношениях. После избрания на пост президента США республиканца Буша-младшего, несмотря на общую воинственную риторику в отношении Китая и даже на то, что американская администрация официально начала именовать Китай «стратегическим конкурентом США» (см.: [2]), отношения между двумя странами сохраняли стабильность и поступательность. После террористической атаки 11-го сентября изменилась и стратегия национальной безопасность США: Америка не только сформировала антитеррористический альянс с Россией, забыв о былой вражде, но и начала
активнее политически сотрудничать с Китаем.
Однако растущий в те годы объем сотрудничества не привел к ослаблению давления США на Китай в военном плане. По мере роста китайского военного бюджета Соединенные Штаты стали уделять все большее внимание наращиванию военной мощи в АТР. В «Докладе о военной мощи Китая», выпущенном Министерством обороны США в 2005 году, говорилось, что «хотя Китай в настоящее время не сталкивается с прямой угрозой со стороны других стран, он все еще продолжает осуществлять крупномасштабную перестройку вооруженных сил. Скорость и масштаб военного развития Китая поставили под угрозу региональный военный баланс, а модернизация китайской армии позволят китайскому правительству проводить военные операции в других частях Азии, далеко за пределами территориальных вод Тайваня, что может представлять для США реальную угрозу». [3]
Годом позже правительство Буша-младшего опубликовало «Отчет об оценке обороны за четыре года», в котором указывалось, что «среди крупных развивающихся держав Китай является не только страной, которая с наибольшей вероятностью будет иметь военное соперничество с Соединенными Штатами, но и страной, наиболее склонной к разработке разрушительных военных технологий. Если Соединенные Штаты не примут стратегию противодействия, со временем эти технологии разрушат традиционное превосходство вооруженных сил США». По сравнению с Бушем-младшим отношение Б. Обамы к Китаю было относительно прагматичным. Соединенные Штаты и Китай одновременно и конкурировали, и сотрудничали. Для того чтобы справиться с серьезным финансовым кризисом, правительство Обамы уделяло больше внимания торгово-экономическому сотрудничеству с Китаем с целью построения «позитивных и всеобъемлющих» партнерских отношений. (см.: [6])
Однако по мере ослабления воздействия финансового кризиса на экономику США проявлялись и разногласия между Китаем и Америкой по ряду двусторонних и региональных вопросов. В 2011 году правительство Б. Обамы в связи со смещением глобального стратегического фокуса в Азиатско-Тихоокеанский регион официально объявило о формировании стратегии «восстановления баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе», с целью усиления экономического, политического и геополитического присутствия Соединенных Штатов в Восточной Азии, а также корректировки основных положений данной стратегии с союзниками. Однако, имея ввиду тесное взаи-
модействие президента США с председателем КНР, можно сделать ■
вывод, что хотя Б. Обама также как и Дж. Буш-младший делал упор противодействие Китаю, он одновременно стремился и сохранить стабильность американо-китайских отношений, не допускать сползание сторон к прямой конфронтации в той или иной сфере.
От Б. Клинтона до Дж. Буша-младшего и Б. Обамы, причина, по которой власти Соединенных Штатов проводили так называемую «политику контакта» в отношении Китая, проистекает из двух основных постулатов. Первый заключался в том, что Китай всегда виделся Америке технологически отсталым государством и у Китая в перспективе ближайших 30 лет не будет возможности бросить вызов экономическому превосходству США ни в мире, ни даже в АТР. Второй состоял в том, что Китай, по мысли американских либеральных идеологов, например, Ф. Фукуямы, рано или поздно вестернизируется по типу Японии и произойдет смена его политической системы на либерально-капиталистическую, иначе Китай будет обречен на экономическое и технологическое, а, значит, и в других сферах отставание.
Ход вещей ясно показал, что эти две гипотетические предпосылки политики «мягкой силы» США по отношению к Китаю были по меньшей мере наивны. Китай сумел успешно выйти из мирового финансового кризиса 2008 года, но и стал второй по величине экономикой мира уже в 2010 году, обогнав вестернизировавшуюся в начале 90-х годов под нажимом Америки Японию, при этом социально-политическая система Китая нисколько не изменилась, оставшись, по сути, социалистической.
После прихода к власти в США республиканца-популиста Д. Трампа под так называемым лозунгом «Америка прежде всего», был предпринят ряд «изоляционистских» шагов, направленных на смену вектора американской как внутренней, так и внешней политики. Правительство США вышло из более чем десятка многосторонних международных договоров, в том числе и имеющих стратегическое значение, таких как Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Договор по открытому небу. Как известно, у Д. Трампа отсутствовал опыт государственного управления, что в сочетании с его непредсказуемым характером сформировало его особый стиль в подходах к решению внутренних и внешних вопросов.
В восточноазиатских делах Д. Трамп много раз выражал надежду на то, что Китай поможет в урегулировании ядерной проблемы
Корейского полуострова, но одновременно и резко критиковал по_
литику Пекина в Южно-китайском море. Исходя из новых изданий «Стратегии национальной безопасности США» и «Стратегии национальной обороны», выпущенных в конце 2017-2018 годов, Китай определялся как «ревизионистская держава №1», подобно в прошлом Советскому Союзу. По мнению Д. Трампа, Китай намного более опасен и идеологически «деструктивен», чем Россия, в которой у власти находятся умеренные либералы, в целом, близкие по духу американским радикальным либералам. В период президенства Д. Трампа Америка уже не скрывала своего стремления поставить национальные интересы выше коллективных интересов стран Запада, не говоря уже об интересах всего международного сообщества.
В «Стратегии национальной безопасности» также использовались довольно категоричные формулировки, делающие акцент на необходимости со стороны США решать мировые проблемы силой: «Соединенные Штаты находятся в центре системы международной безопасности, однако ситуация в мире усложняется и ее следует характеризовать как открытый вызов свободному и открытому международному порядку и возобновлению долгосрочного стратегического соперничества между странами». [8] В «Стратегии национальной безопасности США» не только не упоминаются возможности сотрудничества с Китаем, но, напротив, отношения между двумя странами определяются как априори антагонистические, как отношения между двумя противоборствующими политическими системами, двумя разными общественными моделями и двумя конкурирующими идеями, по сути, речь идет о новой «Холодной войне».
«Стратегия национальной обороны США» еще более красноречиво подчеркивает возможные вызовы и угрозы со стороны Китая. В ней говорится, что «основной проблемой для процветания и безопасности Соединенных Штатов является возрождение долгосрочной стратегической конкуренции. Эта конкуренция исходит от так называемых «ревизионистских держав», то есть Китая и России, которые хотят сформировать миропорядок, соответствующий их модели централизованной власти. Китай и Россия пытаются ослабить и изменить существующий мировой порядок и разрушить его принципы и правила». [9] В качестве стратегического противника Китай использует военную мощь, геополитическое влияние и экономическое превосходство и вынуждает своих соседей менять региональный порядок в Азиатско-тихоокеанском регионе в свою пользу. Другими словами, на уровне понимания и позиционирования двусторонних американо-китайских отношений Америка изменила
свои подходы: Китай перестал быть партнером и стал конкурентом, представляющим «ревизионистскую коммунистическую силу».
Несмотря на то, что в июне 2013 года председатель Си Цзиньпин и президент США Б. Обама на встрече в Калифорнии четко обозначили, что «отношения без конфликтов, без конфронтации, отношения взаимного уважения и сотрудничество» - это их совместная инициатива, однако восприятие и политика Америки в отношении КНР так и не изменились, США в очередной раз показали себя ненадежным и непоследовательным партнером. Впервые американские власти объявили Китай «главным стратегическим конкурентом», опередившим Россию по степени угрозы для глобальных интересов США. Абсолютное доминирование США в мировых делах больше не является устойчивым, а потому Америка считает Китай своим главным противником и опасается, что Китай в скором времени может занять лидирующую позицию в экономической и даже технологической сферах.
Два основных концепта лежат в основе ужесточения политики США в отношении Китая. Во-первых, Америка после трудной победы в Холодной войне больше не воспринимает возможность того, что какая-либо страна сможет бросить вызов абсолютному превосходству США и проводить независимый политический курс. Правящие либеральные круги в США не могут смириться с тем, что уровень развития коммунистического Китая все больше и больше приближается к американскому. Чем сильнее становится Китай, тем более агрессивно Соединенные Штаты будут его подавлять. Для Вашингтона существует только два типа стран: либо полностью послушные им союзники, либо враги, которые подлежат уничтожению, как то было с Ираком или Сирией. Второй связанный с первым концепт - идеологический. Соединенные Штаты не могут смириться с тем, что путь социализма с китайской спецификой и модель мирного развития под руководством Коммунистической партии успешно выдерживают конкуренцию с идеями так называемой либеральной демократии.
Стратегическое соперничество между Китаем и Соединенными Штатами полностью проявилось после прихода Д. Трампа к власти в США. Сталкиваясь со стремительным возвышением коммунистического Китая, американский национализм в сочетании с геге-монистским мышлением реакционных политических кругов США породил настроения плохо скрываемой вражды к КНР и другим дружественным ему странам. Даже во время пандемии коронавиру-
са американские власти совершили ряд провокационных действий против Китая, таких, как преференциальный режим экспорта в отношении Гонконга, подписание Тайбэйского соглашения и отправка ударной авианосной группы ВМС США в южно-китайское море. Более того, американская делегация в ООН дошла даже до откровенной грубости, когда потребовала включить формулировку «китайский вирус» в одну из резолюций Совета Безопасности, заявив, что США конфискуют казначейские облигации США, купленные Китаем, как «компенсацию за коронавирус».
Госсекретарь США М. Помпео, выступая с речью в библиотеке Р. Никсона, которая более 40 лет назад стала одной из площадок установления дипломатических отношениях между двумя странами, заявил, что мирная внешняя политика в отношении Китая потерпела неудачу и пригрозил вместе с другими странами образовать блок, противостоящий экспансии Китая. Заметим, что в никсоновской библиотеке хранится копия текста китайско-американского совместного коммюнике, опубликованного 28 февраля 1972 года, в котором сказано: «Социальные системы и внешняя политика Китая и Соединенных Штатов различаются, однако обе стороны соглашаются с тем, что все страны, независимо от их социально-политических систем, должны уважать суверенитет и территориальную целостность других стран и не посягать на них и не вмешиваться во внутренние дела, поддерживаясь принципа мирного сосуществования». Подобной выбор не случаен, американские власти таким образом открыто дают понять, что они готовы начать новую холодную войну, уже против Китая. Очевидно, что она не станет копией холодной войны между США и СССР, отличия будут проявляться в следующем.
Во-первых, Соединенные Штаты и Советский Союз жили в двух совершенно разных, изолированных друг от друга экономических системах. У двух сторон почти не было никакого экономического взаимодействия. Китай и Соединенные Штаты сосуществуют в одной экономической системе. Китай не только высоко интегрирован в мировую экономику, но и активно торгует с Америкой. Их экономики в значительной степени взаимозависимы. Даже в 2019 году с началом торговой войны объем двухстороннего товарооборота достигал 560 млрд. долларов, а в пандемийный 2020 год увеличился на 8,3% до 586 млрд. Советский Союз никогда не был противником Соединенных Штатов с точки зрения экономического влияния и его экономическая мощь не могла конкурировать с американской. В период своего расцвета ВВП Советского Союза составлял лишь око-
ло 60-65% от американского. Сейчас экономическое соотношение между экономиками США и КНР примерно такое же, но очевидно, что в перспективе 10 лет ВВП Китая в номинальной измерении догонит американский, а 15-20 лет успешно превзойдет его, при этом внутренний рынок Китая куда больше, чем американский, а потому устойчивое экономическое развитие Китаю при условии сохранения политической стабильности практически обеспечено.
Во-вторых, Советский Союз совершил принципиальную ошибку в гонке вооружений с США. Вкладывая огромные средства в достижение военного паритета с США и распространение социалистической революции по всему миру, советские власти совершенно не думали о перспективах развития собственной экономики, уверившись в ее абсолютной стабильности и нисколько не стремясь использовать созидательную силу народа в решении задачи улучшения качества жизни своих граждан, решении их бытовых нужд. СССР, по сути, превратился в конвейер по производству оружия, цель была достигнута, но жизнь за это время поменялась и советские граждане, уставшие от постоянного «затягивания поясов», потребовали от руководства политических изменений, обернувшихся, как показала история, катастрофой. Китай не совершит подобной ошибки. Китайские власти будут уделять больше внимания собственному экономическому развитию, повышению уровня и качества жизни граждан, и не вступит в гонку вооружений с Соединенными Штатами.
В-третьих, главным лейтмотивом Холодной войны между СССР и США было противостояние двух враждебных идеологий. Обе страны рассматривали друг друга как представителей «сил зла». Советский Союз утверждал, что социализм представляет собой единственно верное направление развития человеческого общества и рано или поздно он устранит «хищнический» капитализм, силы которого представляют Соединенные Штаты и прочие буржуазно-капиталистические страны, в то время как американцы утверждали, что Советский Союз является «тоталитарным государством», где людей держат в концлагерях и права человека повсеместно нарушаются, и Советы во все социалистических странах должны быть устранены и заменены «свободным и демократическим миром». Сегодня современный Китай, представляющий политическую копию СССР, доказывает живучесть идей социализма в политике, даже превосходство советской политической модели, особенно, для развивающихся стран, обреченных на вечную нищету сильными и развитыми капиталистическими странами, проводящими в их отно-
■ шении системную империалистическую политику по сдерживания
их национального развития и нещадно их эксплуатирующими, не чурающимися даже использовать и военную силу.
Китай признает наличие в мире цивилизационного разнообразия и невозможности построения на земле идейно-монолитного мира, Соединенные Штаты, напротив, пытаются экспортировать свою идеологию в другие страны. Китайские власти всегда подчеркивают, что КНР не является вторым Советским Союзом и не собирается становиться вторыми Соединенными Штатами, а, будучи крупнейшей в мире развивающейся страной и постоянным членом Совета Безопасности ООН, современный Китай сохраняет идеологическую открытость, выступая при этом в поддержку существующего после окончания Второй мировой войны международного порядка.
2. Политика правительства Джозефа Байдена в отношении Китая и тенденции развития китайско-американских отношений
Несмотря на все трудности, возникшие при смене хозяина Белого дома, Дж. Байден в конце концов его занял и официально вступил в должность 46-го президента США. Его внутренняя и внешняя политика, в том числе политика в отношении Китая, будет постепенно меняться. Существуют три аспекта в анализе политики Дж. Байдена:
Первый - это на чем она будет фокусироваться, второй - ограничения, которым он будет подвергаться в стране и за рубежом, а третий - рамки и путь его политики в отношении Китая.
1. Приоритеты политики
Команда Дж. Байдена прояснила приоритеты своей политики: борьба с эпидемией, восстановление экономики, решение проблемы изменения климата и улучшение межрасовых отношений. Самыми главными приоритетами его политики являются борьба с эпидемией коронавируса и восстановление экономики. Тем не менее, все еще существует большая неопределенность в отношении того, удастся ли в конце концов взять эпидемию под контроль, от чего во многом будет зависеть восстановление экономики. В контексте бушующей эпидемии ВВП США сократился на 3,5% в 2020, что стало худшим результатом с 1946 года. Правительство Байдена совершенно ясно понимает, что в ситуации, когда баланс сил быстро меняется и конкуренция между крупными державами усиливается, верный путь для Соединенных Штатов это укрепление своих внутренних сил.
Правительство Дж. Байдена будет активно формулировать и осу-| _
ществлять промышленную политику США и больше инвестировать ■
в исследования и разработки в области энергетики, биотехнологии, новых материалов, искусственного интеллекта и в другие области, чтобы обеспечить будущую конкурентоспособность Соединенных Штатов. Кроме того, улучшение устаревшей и ветхой инфраструктуры также является одним из главных приоритетов. Если правительство Дж. Байдена хочет добиться успехов в развитии высокотехнологичных отраслей и строительстве инфраструктуры, ему необходимо инвестировать много финансовых и политических ресурсов, а также затратить на это немало сил и средств.
2. Внутренние и внешние ограничения
Правительство Дж. Байдена столкнется с беспрецедентными внутренними и внешними ограничениями в ходе продвижении своей программы управления. С точки зрения ситуации внутри страны, учитывая, что Д. Трамп набрал более 70 миллионов голосов на всеобщих выборах и что он будет изо всех сил стараться использовать свою «оставшуюся власть» после ухода в отставку, его политическое влияние все же нельзя недооценивать. В то же время противоречия в американском обществе, политическая поляризация, борьба между республиканской и демократической партиями, а также с «прогрессивными» и «центристскими» лагерями внутри этих двух партий неизбежно создадут сильные препятствия для Дж. Байдена. С точки зрения ситуация за пределами страны, за четыре года правления Д. Трампа, Америка превратилась из создателя и защитника существующего международного порядка в крупнейшего разрушителя, и ее репутация и авторитет в международном сообществе пострадали сильнее, чем когда-либо. Не менее важно и то, что перед столкнувшись с новыми проблемами и вызовами, страны и регионы внесли коррективы в свою политику с целью приспособиться к новым международным политическим и экономическим реалиям. Тенденция «децентрализации» набирает обороты. Европа более решительно настроена на поиск «стратегической автономии», сотрудничество Европы и Азии продвигается вперед, существует большая вероятность, что страны в этих двух регионах могут уменьшить зависимость от Америки и даже избавиться от доллара и американской платежной системы.
Особо стоит упомянуть, что Китай выдержал беспрецедентную стратегическую атаку, начатую правительством Д. Трампа, эффективно держит под контролем ситуацию с эпидемией коронавируса, успешно восстановил экономику и активно выстраивает новую мо_Л/ёк,
дель развития «двойного цикла» По сравнению с
тем, что было четыре года назад, Китай стал сильнее и увереннее в своих силах, а темпы его развития более многообещающие.
Если смотреть на ситуацию в целом, Дж. Байдену, в оппозиции к которому находится часть общества, будет очень сложно работать на фоне сложившегося политического ландшафта. 28 декабря 2020 года Дж. Байден опубликовал в Twitter заявление о том, что: «Эпидемия Covid-19, экономика, изменение климата и расовая справедливость - четыре исторических кризиса, с которыми сегодня Америка сталкивается одномоментно. В частности, этими «четырьмя историческими кризисами» являются: самое серьезное инфекционное заболевание за последние 100 лет, самый серьезный экономический кризис со времен Великой депрессии, сильнейший призыв к расовому равенству после 60-х годов прошлого века, неоспоримая реальность и постоянно растущая угроза изменения климата». По словам Байдена Соединенные Штаты в настоящее время находятся на поворотном этапе своего исторического развития. Во внешней политике Америка сталкивается с огромным дефицитом доверия, вызванным четырехлетним правление Д. Трампа, и Вашингтон вряд ли сможет уладить такую сложную ситуацию одним простым призывом. Дальнейшие изменения в международном балансе сил значительно уменьшат доминирующее преимущество Соединенных Штатов. Это мрачная реальность, с которой приходится сталкиваться Дж. Байдену.
3. Рамки и путь политики правительства Дж. Байдена в отношении Китая
Что касается политики Дж. Байдена в отношении Китая, то она будет зависеть от следующих важных факторов:
Во-первых, «беспорядок», оставленный Д. Трампом. Правительство Д. Трампа развернуло всеобъемлющее стратегическое соревнование с Китаем, что в итоге это привело к стратегической конфронтации, которая нанесла долговременный ущерб китайско-американским отношениям.
Во-вторых, Вашингтон за последние четыре года сформулировал и выработал решение по Китаю, согласно которому КНР является наиболее важным стратегическим конкурентом Соединенных Штатов, следовательно Вашингтон должен проводить жесткую политику в отношении Пекина. Исходя из этого будет закладываться внутриполитическая повестка, которая окажет влияние и на формулирование политики Дж. Байдена в отношении Китая. После вступления в должность он уже начал сворачивать многие иници-
ативы Д. Трампа, в частности в отношении Ирака, экологической политики, медицинской реформы, промышленной политики и т.д., и начал работу по возвращению Америки в международные организации. Неизменным останется только одно - жесткая политика, проводимая Д. Трампом в отношении Китая. Б. Обама хотел вернуться к стратегии Азиатско-Тихоокеанского региона или стратегии восстановления баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во время президентства Д. Трампа эта стратегия была преобразована в Индийско-Тихоокеанскую стратегию или Индийско-Тихоокеанскую концепцию. Она также укрепила статус «Альянса пяти глаз» (Five Eyes, FVEY). Вероятнее всего, Дж. Байден будет и дальше еще больше усиливать политику, направленную на подавление Китая.
В-третьих, это разногласия по вопросу КНР в самой команде Дж. Байдена, некоторые члены которой обещают продолжать жесткий курс по отношению к Китаю, некоторые выступают за прагматическое сотрудничество, а некоторые считают, что китайско-американские отношения должны отличаться от нарратива администрации Д. Трампа. Таким образом, задача сформировать консенсус внутри команды непроста. В философии правления Дж. Байдена есть два важных момента: первый заключается в том, что главным приоритетом является борьба с эпидемией и восстановление экономики США, а не внешняя политика и усиление конкуренции с Китаем. Второй момент касается конкуренции между Китаем и Америкой, где ключевым аспектом является то, что Америка должна сфокусироваться на решении проблем внутри страны и повысить собственную конкурентоспособность. Это может означать, что, по сравнению с Д. Трампом, Дж. Байден меньше тревожится по поводу Китая и стратегической конфронтации с ним.
Вполне правомочно мнение, что избрание Дж. Байдена может способствовать облегчению крайне напряженных китайско-американских отношений. Его команда придает большое значение многостороннему международному сотрудничеству и таким вопросам, как изменение климата, защита окружающей среды, общественное здравоохранение (предотвращение эпидемий), контроль над вооружениями и нераспространение ядерного оружия, что обеспечивает пространство для сотрудничества между двумя странами. У Дж. Байдена богатый политический опыт и он вряд ли пойдет на крайности в своей работе: он допускает одновременно и конкуренцию и сотрудничество в отношениях с Пекином, добиваясь определенного баланса.
Стиль правления команды Дж. Байдена весьма предсказуем.
По сравнению с Д. Трампом, сам Дж. Байден и члены его команды действуют более рационально. Многие из них - бывшие правительственные чиновники в период президентства Б. Обамы. Они относительно часто контактировали с Китаем. Среди них, например, бывший Заместитель Государственного секретаря США Энтони Блинкен (Antony Blinken), бывший Советник по делам национальной безопасности Сьюзан Райс (Susan Rice), бывший Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan), бывший помощник Госсекретаря Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell), бывший Советник президента США по национальной безопасности Том Донилон (Tom Donilon), бывшие советники президента Джеффри Прескотт (Jeffrey Prescott) и Эли Ратнер (Ely Ratner), а также ряд других. Тот факт, что они входят в команду Дж. Байдена, дает надежду на будущее развитие китайско-американских отношений.
В начале апреля 2020 года более чем девяносто известных американских ученых и бывших политиков, включая Э. Блинкена, Дж. Салливана, К. Кэмпбелла и Дж. Прескотта, опубликовали открытое письмо, в котором призвали Америку и Китай совместно отреагировать на глобальный кризис, вызванный пандемией Covid-19, заявляя, что если Америка не будет предпринимать какие-либо меры для сотрудничества с Китаем, и если не будет вкладывать усилия в борьбу с вирусом, то ситуация в лучшую сторону не изменится. Кроме того, у самого Дж. Байдена был большой опыт взаимодействия с китайскими лидерами во время его пребывания на посту вице-президента. Можно говорить о том, что администрация Дж. Байдена имеет некоторые возможности для урегулирования китайско-американских отношений, но удастся ли ими воспользоваться в большой степени зависит от того, смогут ли обе стороны установить взаимодоверие в отношении стратегических намерений, смогут ли они эффективно осуществлять прагматическое сотрудничество, а также справиться со все более и более сложными разногласиями. Данные вопросы проверяют способность обеих сторон корректировать свою политику, преодолевать внутриполитическое вмешательство и контролировать стратегическую напряженность, что особенно правомочно для Соединенных Штатов.
В будущем у Дж. Байдена будет примерно три варианта направления развития своей политики в отношении Китая. Первый, пересмотреть политику Д. Трампа, пройти мимо «ловушки Трампа» и предложить новое видение и новую стратегию в отношении Китая;
второй в целом аналогичен: это внесение корректировок и изменений в политику в отношении Китая, которую проводил Д. Трамп, где важным будет то, на сколько быстро корректировки положительно повлияют на обновленный подход; и третий, это стремиться к прагматическому сотрудничеству, откладывать или игнорировать спорные вопросы между Китаем и США и осуществлять прагматическое сотрудничество в некоторых областях (например, в борьбе с пандемией соу1^19, с изменениями климата, поиск решения ядерной проблемы Ирана и Северной Кореи), накапливать положительную динамику и создавать условия для управления и решения спорных вопросов. Судя по сегодняшней ситуации, второй или третий варианты более вероятны, нежели первый.
В ближайшие четыре года динамика китайско-американских отношений может принять следующие формы. Форму «конкуренции и сотрудничества», где конкуренция играет ключевую роль, но сотрудничество также является важным элементом двусторонних отношений. «Конкурентную» форму, в которой конкуренция является краеугольным камнем межгосударственного взаимодействия и, как правило, она более мягкая и управляемая. «Конкурентно-конфликтную» форму, в которой конкуренция принимает негативный вид, а утрата контроля над ней ведет к конфронтации и конфликту, а также к опасности новой «холодной войны». Усилия Китая и США должны быть направлены на то, чтобы избегать «конкурентно-конфликтного» типа и стремиться к модели «конкуренции и сотрудничества».
Еще один момент, который необходимо отметить, заключается в том, что даже если Дж. Байден продолжит проводить политику подавления и сдерживания в отношении Китая, он не будет сражаться в одиночку, как Д. Трамп, но восстановит анти-китайский альянс путем восстановления отношений с союзниками для совместного реагирования на так называемую «китайскую угрозу». Дж. Байден осознает, что для сдерживания подъема Китая у Соединенных Штатов недостаточно сил, и они должны объединиться с союзниками, чтобы справиться с этим, т.к. с его точки зрения лучшая стратегия в отношении Китая - объединить всех, в том числе и прошлых союзников, в согласованных действиях для противодействия Китаю.
Что касается повышения тарифов в торговле с Китаем при администрации Д. Трампа, то Дж. Байден пока не будет предпринимать никаких действий по их корректировке. Избранный вице-президент К. Харрис отметила, что Вашингтону необходимо реорганизовать и восстановить отношения с американскими союзниками и укрепить
институты национальной безопасности и внешней политики, обеспечить безопасность и продвигать национальные интересы. Байден, намереваясь назначить Э. Блинкена Государственным секретарем, также заявлял, что Америка не может решать все мировые проблемы в одиночку, ей необходимо сотрудничать с другими странами, нужна их поддержка и установление с ними партнерских отношений.
Другими словами, политика США в отношении Китая вступила в период стабильности. Дж. Байден будет реализовывать ее, основываясь на том, что оставил ему в наследство Д. Трамп, однако, действия его будут иметь более гибкий характер с опорой на партнеров. Следовательно, он объединится с союзниками США в Европе и Азии, чтобы иметь возможность эффективнее воздействовать на Пекин.
3. Стратегическая конкуренция - главная тенденция будущего развития китайско-американских отношений
Независимо от того, представитель какой партии будет президентом США, в развитии китайско-американских отношений основной тенденцией станет стратегическая конкуренция. Причина для вынесения такого суждения в целом основа на следующий моментах:
Во-первых, стратегическая конкуренция между двумя странами неизбежна, поскольку существуют структурные противоречия между мирным развитием Китая и стратегией гегемонии США. Структурные противоречия между двумя странами в основном воплощаются на четырех уровнях: первый - это противоречие между сохранением гегемонии США и стремительным ростом национальной мощи Китая; второй - очевидные различия в статусе и требованиях Китая и Америки в международной системе; третье - противоречие между стремлением Америки к абсолютной безопасности и постоянно растущими интересами Китая в сфере безопасности; в-четвертых, более очевидная конкуренция между различными социальными системами и моделями развития, на фоне усиления подозрительности между двумя странами по причине идеологических расхождений. В частности, Америка не может мириться с Коммунистической партией и социалистическим путем с китайской спецификой, а также с продвигаемой Пекином моделью мирного развития.
Во-вторых, быстрый подъем КНР и усиление международного влияния резко контрастируют с относительным упадком американской мощи, который вызвал беспокойство среди американской элиты. Согласно статистике Всемирного банка, в 2000 году ВВП Китая составил 1,211 триллиона долларов (США), а США - 10,252 триллио-
на долларов (США); в 2010 году ВВП Китая составил 6,087 триллиона долларов (США), а в США - 14,992 триллиона долларов (США); в 2019 году ВВП Китая составил 14,343 триллиона долларов (США), а ВВП США - 21,374 триллиона долларов (США).
Хотя совокупные экономические показатели Китая по-прежнему значительно меньше, чем у Соединенных Штатов, но скорость его развития превышает все прогнозы: с 2010 года страна стала второй по величине экономикой в мире. С усилением всеобъемлющей национальной мощи Китая его международное влияние также существенно возросло. В 2020 году его ВВП составил 14,7 триллиона долларов США, что примерно на 2,3% больше, чем в 2019 году, это делает его единственной крупной экономикой в мире, которая находится в процессе положительного экономического роста. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, рост ВВП в 2021 году достигнет 8,2%; ВВП США упал на 3,5% в 2020 году и, как ожидается, вырастет на 3,1% в 2021 году. В этом контексте в 2020 году общий ВВП Китая достиг более 70% от ВВП США. КНР это страна, общий ВВП которой наиболее приблизился к ВВП США за последние 100 лет. В этом смысле, как сказал Стивен М. Уолт (Stephen M.Walt), профессор международных отношений Гарвардского университета: «Эра однополярности закончилась, но Соединенные Штаты, по всей видимости, последняя страна, осознавшая этот факт».
После 18-го Всекитайского собрания народных представителей ЦК КПК во главе с Си Цзиньпином выдвинул очередную концепцию построения нового типа отношений между Китаем и Соединенными Штатами со стратегическим подходом, целью которого является достижение мирного сосуществования и дружественного сотрудничества между двумя крупными державами, чтобы двум странам удалось перешагнуть так называемую «ловушку Фукидида».
В-третьих, некоторые люди в политических и стратегических кругах Америки намереваются создать «внешнего врага», чтобы отвлечь внимание внутри страны, интегрировать внутренние силы и укрепить сплоченность. В условиях глобализации разрыв между богатыми и бедными в Америке еще больше увеличился, а социальные конфликты усилились. По мере изменения демографической структуры, «белые» станут меньшинством к середине XXI века, что коренным образом изменит баланс власти в американском обществе. Помимо того, что активизировалось движение «Жизни черных важны» (Black Lives Matter (BLM), возникли различные этнические конфликты, политическая поляризация в американском обществе
стала заметной, а партийные споры продолжаются. Сверхвысокая явка избирателей двух партий на всеобщих выборах 2020 г. продемонстрировала глубокий раскол в американском обществе, что привело к появлению теории «двух Америк». Ричард Хасс (Richard Haass), Президент Совета по международным отношениям США считает, что в Америке будет продолжаться раскол по типу «одна страна - два народа». Вашингтон не сможет найти решение проблемы в ближайшие годы, поэтому он намеренно отвлекает внимание общества, создав «внешнего врага», в целях смягчить конфликты в стране и укрепить внутреннюю сплоченность.
В-четвертых, после нескольких лет дебатов, Демократическая и Республиканская партии пришли к консенсусу по вопросу о восприятии КНР, и обе выступают за жесткую политику в отношении Пекина. Данный факт в полной мере проиллюстрирован принятием Конгрессом США в последние годы большого количества анти-ки-тайских законопроектов, в то же время политические круги в Вашингтоне в целом считают Китай самым большим стратегическим конкурентом или «ревизионистом» и полагают, что он все больше и больше создает угрозу господству Соединенных Штатов. На самом деле так считает не только политическая элита, но даже обычные американцы, чье негативное восприятие Китая достигло пика с момента окончания Холодной войны.
На выборах 2020 г. в конкурентной борьбе с Д. Трампом, Дж. Бай-ден также выразил жесткую позицию в отношении Китая. С точки зрения стратегического позиционирования, Дж. Байден будет рассматривать Китай как стратегического конкурента, что совпадает с подходом Д. Трампа. Сильное давление на Пекин по-прежнему является самым основным фактором в будущей политики США. Если рассматривать позицию американских политиков в отношении КНР после прихода к власти Дж. Байдена, то становится очевидным, что властная элита по-прежнему рассматривает Китай как «угрозу», и концепция «стратегической конкуренции» в китайско-американских отношениях осталась без изменений.
Очевидно, что в таких вопросах, как: ответит ли Америка положительно на призыв Китая поддержать дух неконфликтности, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, и сосредоточится ли она на урегулировании разногласий и совместном выстраивании динамично развивающихся китайско-американских отношениях, - все еще существует большое количество неопределенностей.
Библиографический список / References
1. Deng Xiaoping. Gaige kaifang zhengce wending, zhongguo da you xiwang, Renmin ribao, 2004, 04.08.
2. Condoleezza Rice. Promoting the National Interests, Foreign Affarirs, January / February, 2000. 56 p.
4. U.S. Department of Defense, Annual report to congress: The Military Power of the People's Republic of China 2005 // URL: https://www.doc88.com/p-3015283279800.htm-l?s=rel&id=1
5. Quadrennial Defense Review Report. // URL: https://history.defense.gov/Portals/70/ Documents/quadrennial/QDR2006.pdf?ver=2014-06-25.
6. Barack Obama. Renewing American Leadership, Foreign Affairs, July/August 2007.
7. Zhongguo zhu meiguo shiguan fayan ren guanyu mei "Guojia anquan zhantoe baogao" she hua neirong de tanhua. // URL: http://www.china-embassy.org/chn/zmgx/ t1520592.htm.
8. National Security Strategy of the United States of America // URL: https://www.white-house.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf.
9. Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America // URL: https://www.defense.gov/PortalsA/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strat-egy-Summary.pdf.
10. Trenin D, China, Russia and the United States Contest a New World Order // URL: https://carnegie.ru/2019/05/07/china-russia-and-united-states-contest-new-world-order-pub-79078.
11. Thomas L. Friedman Biden: 'We're Going to Fight Like Hell by Investing in America First // The New York Times,Dec.2,2020.
12. Stephen M. Walt America Isn't as Powerful as It Thinks It Is // URL: https://foreignpol-icy.com/2019/04/26/america-isnt-as-powerful-as-it-thinks-it-is/.
13. Alexander Vindman The United States Must Marshal the "Free World" together, Democracies Can Counter the Authoritarian Threat // URL: https://www.foreignaffairs.com/ articles/united-states/2020-12-07/united-states-must-marshal-free-world.
14. Anthony H. Cordesman The Biden Transition and U.S. Competition with China and Russia: The Crisis-Driven Need to Change U.S. Strategy // URL: https://csis-website-prod. s3.amazonaws.com/s3fspublic/publication/2020811.BurkeChair.AHC.GH9.pdf.