Научная статья на тему 'Япония в условиях американо-китайского соперничества'

Япония в условиях американо-китайского соперничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
388
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
Япония / США / КНР / Индо-тихоокеанское пространство / соперничество / Japan / US / China / Indo-Pacific region / confrontation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вода Кристина Рудольфовна

Дана оценка положения Японии на фоне усиливающегося соперничества между США и КНР в ИндоТихоокеанском регионе. Проанализированы перспективы участия Токио в планах США по сдерживанию Китая в международно-политической и торгово-экономической сферах. Особое внимание уделено событиям 2021 г. — первого года нахождения у власти американской администрации Дж. Байдена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan’s policy amidst growing US-China rivalry

The article is devoted to the analysis of Japan’s policy amidst growing competition between the United States and China in the Indo-Pacific region. It assesses the Japan’s place in US strategy to contain China in the economic and political spheres. Particular attention is paid to the events that took place in 2021, the first year of the Biden administration in the US.

Текст научной работы на тему «Япония в условиях американо-китайского соперничества»

Theatrum mundi

Япония в условиях

американо-китайского

соперничества

© Вода К. Р.

© Voda K.

Япония в условиях американо-китайского соперничества Japan's policy amidst growing US-China rivalry

Аннотация. Дана оценка положения Японии на фоне усиливающегося соперничества между США и КНР в Индо-Тихоокеанском регионе. Проанализированы перспективы участия Токио в планах США по сдерживанию Китая в международно-политической и торгово-экономической сферах. Особое внимание уделено событиям 2021 г. — первого года нахождения у власти американской администрации Дж. Байдена.

Annotation. The article is devoted to the analysis of Japan's policy amidst growing competition between the United States and China in the Indo-Pacific region. It assesses the Japan's place in US strategy to contain China in the economic and political spheres. Particular attention is paid to the events that took place in 2021, the first year of the Biden administration in the US.

Ключевые слова. Япония, США, КНР, Индо-тихоокеанское пространство, соперничество. Key words. Japan, US, China, Indo-Pacific region, confrontation.

Администрация Дж. Байдена, пришедшая в Белый дом 20 января 2021 г., сразу же объявила курс на соперничество с Китаем. В первом же внешнеполитическом выступлении 46-й президент США назвал КНР наиболее серьезным соперником США, заявил о стремлении дать отпор «растущим амбициям авторитарного Китая, бросающим вызов американскому лидерству» [19].

Во «Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США», опубликованном в марте 2021 г., Китай был назван «единственным конкурентом, потенциально способным объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы бросить устойчивый вызов стабильной и открытой международной системе». Обозначенный администрацией Байдена курс на противостояние Пекину также включал противодействие китайским незаконным торговым практикам, преступлениям в киберпространстве и противостояние так называемым принудительным экономическим мерам Пекина, подрывающим конкурентные преимущества американской экономики [13].

ВОДА Кристина Рудольфовна — старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН (г. Москва), кандидат политических наук.

При этом Дж. Байден, в отличие от своего предшественника Д. Трампа, проводившего политику в духе «Америка прежде всего», обещал опираться на союзников и партнеров при реализации своей международной политики. «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности США» назвало американских союзников «важнейшим стратегическим ресурсом», позволяющим им выступать единым фронтом против глобальных и региональных соперников, включая Китай [13]. США обещали подтвердить и укрепить свою приверженность союзам в Европе и в Индо-Тихоокеанском регионе, а также поощрять союзников развивать их военно-политические потенциалы для противостояния общим текущим и будущим угрозам.

Япония, важнейший военно-политический союзник США в Индо-Тихо-океанском регионе (ИТР), поддержала курс Дж. Байдена на соперничество с КНР по широкому кругу вопросов. В то же время усиливающаяся конкуренция Вашингтона и Пекина бросает вызов национальным интересам Токио, вынуждая пересматривать ключевые параметры экономической и внешнеполитической стратегии, адаптировать ее под изменяющиеся международно-политические условия.

Военно-политическая сфера

В 2021 г. Япония начала координацию своей стратегии в отношении КНР с новой американской администрацией. 16 марта в Токио состоялась первая встреча новых глав внешнеполитических и оборонных ведомств США — Э. Блинкена и Л. Остина — с их японскими коллегами, проходившая в формате «2+2». По итогам встречи стороны заявили, что деятельность Китая в политической, экономической, военной и технологической сферах, когда она не соответствует существующему международному порядку, несет вызов японо-американскому союзу и всему мировому сообществу. Министры объявили о решимости противостоять действиям Пекина, если они оказывают давление на региональных игроков или дестабилизируют ситуацию, что подрывает «основанную на правилах» международную систему [16].

В ходе первого для Дж. Байдена японо-американского саммита в Вашингтоне 16 апреля 2021 г. стороны высказали озабоченность поведением Китая, нарушающим международный порядок, включая использование экономических и иных форм принуждения. Кроме того, Дж. Байден и Е. Суга выступили против территориальных притязаний КНР в Южно-Китайском море, а также высказали озабоченность ситуацией с правами человека в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Впервые за 52 года (с 1969 г.) лидеры Японии и США в совместном заявлении упомянули «тайваньский вопрос»: они заявили о важности мира и стабильности в Тайваньском проливе и выразили беспокойство текущей ситуацией вокруг Тайваня. Было заявлено о стремлении развивать сотрудничество Вашингтона и Токио на основе универсальных ценностей и общих прин-

ципов. Стороны также подчеркнули необходимость сдерживания для сохранения мира и стабильности в регионе. При этом Дж. Байден и Е. Суга отметили, что важно вести с Пекином откровенный диалог, напрямую высказывать свои озабоченности и работать с ним по темам, представляющим интерес [25].

США остаются важнейшим военно-политическим партнером Японии, гарантирующим безопасность японского государства от нападения извне. Согласно официальным документам японского правительства, наиболее серьезную угрозу безопасности для Японии представляет лишенное прозрачности наращивание боеспособности вооруженных сил КНР [8]. Кроме того, угрозу для Японии представляют попытки Китая изменить статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Особую озабоченность вызывает деятельность КНР вокруг островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море, угрожающая японскому суверенитету над данными островами. Кроме того, угрозой безопасности для Японии считается развитие КНДР ядерной и ракетной программ. Токио беспокоит значительный прогресс, достигнутый Пхеньяном в разработке баллистических ракет нового типа [8]. По этим наиболее чувствительным вопросам Токио стремится получить от Вашингтона гарантии обеспечения своей безопасности.

Рост конфронтации между США и КНР в международной военно-политической сфере ставит союз Японии и США перед новыми вызовами. В 2010-х — начале 2020-х гг. при активном содействии японского правительства военное сотрудничество Токио и Вашингтона заметно расширилось. Изменение правительством С. Абэ интерпретации Конституции в 2013 г. разрешило Японии в ограниченных случаях применять право на коллективную самооборону. Японские силы самообороны обрели способность приходить на помощь своим союзникам при выполнении совместных операций за пределами Японских островов. В результате сфера деятельности японо-американского альянса расширилась фактически на весь мир.

На усиление взаимодействия Токио и Вашингтона в военной сфере направлено создание в 2015 г. Координационного механизма между вооруженными силами двух стран. Он использовался для мониторинга ситуации на Корейском полуострове во время эскалации напряженности в 2017 г. Кроме того, Япония нарастила объем закупок американского вооружения, включая самолеты F-35, ракеты-перехватчики баллистических ракет SM3, дальние беспилотные разведчики RQ-4 Global Hawk, конвертопланы Osprey, самолеты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye и др. [17].

Более активное вовлечение Токио в противостояние Вашингтона и Пекина находит поддержку части американских политических экспертов. В последние годы выросло число публикаций, обосновывающих важную роль Японии в стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе. Отмечается, что в годы президентства Д. Трампа США отказались от участия в целом ряде глобальных и региональных многосторонних инициатив, подорвав доверие к себе как лидеру либерального международного порядка. В то же

время именно Япония взяла на себя роль проводника и защитника либеральных ценностей в ИТР [11].

Как отмечает Ш. Смит, старший научный сотрудник американского Совета по международным делам, наряду с сохранением непоколебимой приверженности союзу с США Япония в последние годы обрела более заметную роль в международных коалициях в ИТР. Об этом свидетельствует ее участие в военно-морских учениях с США, Австралией, Индией и др. Дальнейшее втягивание Японии в американо-китайское противостояние на стороне США потребует от Токио наращивания военного потенциала и увеличения оборонного бюджета, усиления координации между тремя видами своих вооруженных сил, между вооруженными силами США и Японии, а также объединения их командования [21].

Подобные изменения в военной сфере Японии потребуют от нее дальнейших модификаций оборонного законодательства, в том числе пересмотра ограничений, накладываемых антивоенной статьей 9 Конституции. Хотя часть политической элиты, включая членов правящей Либерально-демократической партии и бывших премьер-министров С. Абэ и Е. Суга, выступает за необходимость пересмотра Конституции и дальнейшее расширение военных возможностей Японии, до сих пор около половины общественности не поддерживает данный курс и придерживается пацифистских взглядов. В краткосрочной перспективе радикальные изменения в Японии маловероятны, что будет накладывать ограничения на японо-американское взаимодействие в военной сфере.

Что касается отношений Японии и Китая, то в период пребывания у власти в США администрации Д. Трампа между Токио и Пекином в 2017— 2019 гг. наблюдалось ограниченное сближение по экономическим и политическим вопросам. Визит премьер-министра С. Абэ в Пекин в 2018 г. дал стимул расширению экономического взаимодействия двух крупнейших азиатских экономик. КНР и Япония подписали 52 соглашения на общую сумму около 18 млрд долларов, объявили о планах сотрудничать в третьих странах в сфере инфраструктурного строительства, договорились взаимодействовать в области развития инноваций и защиты интеллектуальной собственности, возобновили соглашение о валютном свопе объемом в 30,4 млрд долларов, заявили о необходимости совместно развивать режимы свободной торговли в регионе [2. С. 31].

Токио и Пекин сделали шаги навстречу друг другу и в области регулирования напряженности в Восточно-Китайском море. Стороны подтвердили давнее намерение превратить Восточно-Китайское море в «море мира, сотрудничества и дружбы» и договорились не допускать возникновения опасных ситуаций на море и в воздухе [1. С. 56]. 28 декабря 2021 г. Япония и КНР вновь объявили о намерении открыть «горячую линию» между военными ведомствами, чтобы контролировать ситуацию в Восточно-Китайском море вокруг островов Сэнкаку, суверенитет над которыми оспаривается Пекином [14].

В военно-политической сфере между Японией и КНР сохраняются серьезные противоречия, включая территориальный спор, проблему исторической памяти, а также конкуренцию за влияние в ИТР. При этом Токио поддерживает каналы коммуникации с Пекином и собственную повестку двусторонних отношений. Как отмечает сотрудник Токийского университета Р. Сахаси, в отношениях с Китаем задача Токио с момента установления дипломатических отношений в 1970-х гг. заключалась в его вовлечении в международный политический порядок посредством развития двусторонних экономических отношений, сохраняя при этом союз с США.

Реакцией Японии на нынешнее усиление конфронтации между США и КНР стало наращивание взаимодействия с США в военно-политической сфере и в области обеспечения экономической безопасности, а также развитие взаимодействия со странами, разделяющими с Токио взгляды на предпочитаемый международный порядок при сохранении дипломатических отношений с Китаем. Долгосрочный же интерес Японии заключается в создании в ИТР определенных институтов в сфере экономики, политики и безопасности, что должно привести к формированию порядка, основанного на универсальных ценностях [20].

Торгово-экономическая сфера

В 2021 г. политика администрации Дж. Байдена в торгово-экономической сфере в Индо-Тихоокеанском регионе находилась в стадии формирования. Многие меры Д. Трампа, прежде всего в отношении Китая, сохранили свое действие. Был предложен ряд новых инициатив, призванных восстановить позиции США в ИТР, утраченные за годы нахождения у власти предыдущей администрации.

В отношении КНР Вашингтон оставил в силе введенные Трампом пошлины на импорт китайской продукции стоимостью около 370 млрд долларов (на 75% экспорта производителей из КНР в США). Кроме того, сохраняются санкции в отношении высокотехнологичных китайских компаний ZTE и Huawei [2. С. 109]. В ответ на американские ограничительные меры Китай в 2018 г. ввел 25-процентные пошлины на 110 млрд долларов импорта из США. Торговый спор США и КНР, активная фаза которого пришлась на 2018—2019 гг., привел к подписанию сторонами 16 января 2020 г. так называемой первой фазы торгового соглашения. Оно предполагало увеличение закупок Пекином американской продукции в 2020—2021 гг. на 200 млрд долларов по сравнению с показателями 2017 г. Также оно обязало Китай добиться прогресса в обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности, устранить нетарифные барьеры для импорта сельскохозяйственной продукции, либерализовать свой сектор финансовых услуг. Администрация Дж. Байдена продолжила настаивать на выполнении Китаем условий первой фазы двустороннего соглашения [7].

Новый торговый представитель США К. Тай в октябре 2021 г. заявила о намерении продолжить консультации с китайской стороной по торгово-экономическим вопросам, а также поднимать такие проблемы, как

субсидирование правительством КНР отдельных отраслей экономики и специальные меры поддержки госпредприятий, которые Вашингтон рассматривает в качестве «нерыночных торговых практик» Пекина [5].

Торговый спор между США и КНР привел к замедлению темпов роста мировой экономики и мировой торговли, снижению деловой уверенности и росту неопределенности по поводу будущего развития событий [3]. Объем торговли Японии в 2019 г. также снизился на 5% по сравнению с 2018 г. Японский экспорт в Китай упал на 7%, импорт сократился на 3%. Китай остается крупнейшим торговым партнером Японии: доля КНР в японской торговле в 2018—2019 гг. составляла 22%, а по итогам 2020 г. выросла до 24%, тогда как доля США находилась на уровне 15% [22].

Торговый спор Вашингтона и Пекина оказал негативное влияние на экономические показатели японских транснациональных корпораций (ТНК), имеющих китайские филиалы. Со времени введения США пошлин на продукцию китайских производителей в 2018 г. отмечалось снижение продаж в китайских филиалах японских ТНК, занимающихся торговлей со странами Северной Америки. Были зафиксированы падения стоимости акций на бирже (Nikkei 225 Index) у японских ТНК, операции которых связаны с торговлей между США и КНР. Наиболее заметно снизилась стоимость акций ТНК, китайские филиалы которых обладали более высокой долей импорта из Японии. Это объясняется тем, что при падении продаж в США объем и стоимость импорта из Японии также падали, что привело к снижению цены акций [12].

Чтобы избежать усиления негативного эффекта от торговой войны, часть японских корпораций была вынуждена переносить производства. Так, «Мицубиси электрик» в 2018—2019 гг. перенесла часть производства полупроводников и оборудования для клиентов из США в Японию [24]. Другие компании увеличили загрузку своих заводов в Северной Америке и Юго-Восточной Азии. Производитель электродвигателей Nidec Corporation в октябре 2018 г. перенес производство в Мексику, Ricoh перенес производство принтеров в Таиланд, а Sharp часть производства ноутбуков — из Китая во Вьетнам [15].

Курс Вашингтона на противостояние Пекину в экономической и технологической сферах в 2021 г. дополнила инициатива, направленная на ослабление зависимости экономики США от произведенной в Китае высокотехнологичной продукции и переформатирование существующих цепочек поставок с возможным исключением из них Китая. В феврале 2021 г. Вашингтон объявил о намерении поощрять перенос производств критически важной продукции из Китая в США и страны-союзницы, в числе которых Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Индия [23]. При этом особое внимание в США уделяется производству полупроводников — отрасли, являющейся одним из ключевых драйверов мирового экономического роста. Дефицит полупроводников в 2021 г. обнажил уязвимость существующих цепочек поставок и подорвал мировое производство автомобилей, компьютеров и электроники.

8 июня 2021 г. Сенат США принял «Закон об инновациях и конкуренции», предусматривающий выделение 250 млрд долларов на развитие индустрии полупроводников, квантовых вычислений и искусственного интеллекта. Из них 52 млрд планируется направить на расширение производства полупроводников в США. Данный законопроект имеет целью повысить конкурентоспособность США в технологическом противостоянии с Китаем, где в рамках стратегии «Сделано в Китае 2025» объем государственной поддержки компаний, производящих полупроводники, заявлен в размере 1,4 трлн долларов.

Правительство Японии также предпринимает шаги по ослаблению зависимости от Китая. Как отмечает японский эксперт А. Фурусе, Токио осознал необходимость диверсификации цепочек поставок еще в 2010 г. после того, как из-за обострения напряженности вокруг островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море возникли перебои с поставкой в Японию из Китая редкоземельных металлов. Сегодня, когда весь мир сталкивается с перебоями поставок, повышается важность сотрудничества между союзниками и партнерами в высокотехнологичных отраслях. Страны-партнеры смогут снизить риски зависимости от Китая, разделить финансовое бремя на исследования и разработки, вывести свое промышленное сотрудничество на новый уровень [9].

4 июня 2021 г. правительство Японии опубликовало «Стратегию в полупроводниковой и цифровой отраслях», охватывающую мероприятия в трех секторах: полупроводники, цифровая инфраструктура и цифровая промышленность. В ней заявлено, что обеспечение безопасности производства и поставок полупроводников является вопросом, напрямую связанным с экономической безопасностью в условиях технологической конкуренции между США и Китаем. С этой целью Япония будет продвигать совместные разработки с передовыми зарубежными производителями.

В другом документе, опубликованном Министерством экономики, торговли и промышленности Японии 29 июня 2021 г., сообщается, что в условиях усиления соперничества между США и Китаем Япония должна диверсифицировать поставщиков и сотрудничать с США и другими странами для защиты цепочек поставок. Также подчеркивается необходимость принятия мер для предотвращения утечки из Японии чувствительных технологий [26].

Другой важный вопрос заключается в перспективах участия США и КНР в многосторонних торговых форматах в ИТР. Сейчас доля Китая в международной торговле в регионе значительно превосходит США. 15 ноября 2020 г. было подписано Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), которое 1 января 2022 г. вступило в силу для десяти стран (Австралии, Брунея, Камбоджи, Китая, Японии, Лаоса, Новой Зеландии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама)1. В отсутствие Индии, покинувшей переговоры в начале 2020 г., Китай играет лидерскую роль в этой

1 Для оставшихся пяти стран — Индонезии, Республики Корея, Мьянмы, Малайзии, Филиппин — соглашение вступит в силу через 60 дней после ратификации национальными парламентами.

крупнейшей в мире зоне свободной торговли, охватывающей 30% мирового населения.

После того, как США в 2017 г. вышли из Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership — TPP), остальные 11 стран2, участвовавших в переговорах, заключили новое соглашение, получившее название «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве» (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership — CPTPP). Япония после выхода США заняла место лидера объединения и тем самым гарантировала себе участие в формировании правил и норм ведения торгово-экономической деятельности в регионе. В сентябре 2021 г. заявку на вступление в CPTPP подал Китай. Хотя многие скептически относятся к перспективам участия КНР в CPTPP, доля Китая в торговле всех его участников уже превышает долю США [10].

Присоединение США к CPTPP в ближайшее время также маловероятно, прежде всего по внутриполитическим причинам. Все же в 2021 г. администрация Байдена сделала попытку вернуться к обсуждению торгово-экономических вопросов в ИТР на многосторонней основе. Выступая на Восточноазиатском саммите (ВАС) 27 октября 2021 г., проходившем в онлайн-формате, Байден озвучил инициативу создания Индо-Тихооке-анской экономической структуры (Indo-Pacific economic framework). По его словам, ее деятельность будет направлена на упрощение процедур торговли, формирование стандартов цифровой экономики и технологий, усиление устойчивости цепочек поставок, декарбонизацию и развитие чистой энергетики, развитие инфраструктуры, совершенствование трудовых норм и прочее [18]. Но эта инициатива, в отличие от многосторонних соглашений о свободной торговле, не будет носить обязательного характера, она не включает цели по либерализации торговли и инвестиций и не гарантирует преференции на привлекательном рынке США. Эти обстоятельства будут снижать ценность американского предложения для стран ИТР в сравнении с уже существующими многосторонними форматами [10].

Нежелание Вашингтона участвовать в соглашениях о свободной торговле в ИТР снижает вовлеченность и влияние США на разрабатываемые здесь правила и нормы торгово-экономической деятельности. В свою очередь Пекин, ведущий торговый партнер большинства региональных экономик, на протяжении 2010-х гг. вкладывал значительные усилия в создание собственных международных институтов, призванных усилить влияние КНР на международные экономические отношения и в то же время увеличить независимость от внешних правил и норм.

В этих условиях Япония видит свою задачу в формировании в ИТР многосторонней торгово-экономической системы с едиными правилами и нормами, которая сможет не только балансировать растущее влияние Китая, но и создать либеральный экономический порядок, с существованием

2 Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония.

которого вынуждены будут считаться и Китай, и США [6, 65]. Таким образом, Япония надеется, что ее многосторонняя торговая политика сможет ограничить односторонние действия Пекина и Вашингтона и снизить потенциальные негативные последствия торговой войны между Китаем и США для национальной и мировой экономики.

Литература

1. Вода К. Р. Новая эпоха «Рэйва» в Японии : Политические задачи // Свободная Мысль. 2020. № 1.

2. Гамза Л. А. Технологическое противостояние США и Китая в АТР // Россия и АТР. 2020. № 3.

3. Год планеты : ежегодник / под ред. В. Г. Барановского, Э. Г. Соловьева. М. : Идея-Пресс, 2019. Вып. 2019 г.: Экономика, политика, безопасность.

4. Киреева А. А. Новая историческая веха в китайско-японских отношениях: насколько глубоко потепление и что за ним стоит? // Японские исследования. 2020. № 1.

5. США хотят провести новые торговые переговоры с Китаем // Ведомости. 2021. 04.10. — https:// www.vedomosti.ru/economics/news/2021/10/04/889633-ssha-novie-torgovie-peregovori (дата обращения: 30.01.2022).

6. Ares M., Boulanger E. Amidst a Global Trade War: China, Japan and the United States and the Comprehensive and Progressive Agreement for a Transpacific Partnership // Open Journal of Political Science. 2020. № 10.

7. Brown C. Why Biden will try to enforce Trump's phase one trade deal with China // Peterson Institute for International Economics. 2021. 15.12. — https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/why-biden-will-try-enforce-trumps-phase-one-trade-deal-china (дата обращения: 30.01.2022).

8. Defense of Japan 2021. — https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/wp2021/D0J2021_EN_Full.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

9. Furusho A. Japan, the US, and the Quest for Secure Supply Chains // The Diplomat. 2021. 30.07. — https:// thediplomat.com/2021/07/japan-the-us-and-the-quest-for-secure-supply-chains/ (дата обращения: 30.01.2022).

10. Hufbauer G., Hogan M. Security not economics is likely to drive US trade engagement in Asia // East Asia Forum. 2022. 09.01. — https://www.eastasiaforum.org/?p=568999?utm_source=newsletter&utm_ medium=email&utm_campaign=newsletter2022-01-09 (дата обращения: 30.01.2022).

11. Igata A., Glosserman B. Japan is Indispensable Again // Foreign Affairs. 2021. 15.07. — https://www. foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-07-15/japan-indispensable-again (дата обращения: 30.01.2022).

12. The Impact of the US-China Trade War on Japanese Multinational Corporations // RIETI. 2019. July. — https://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/19e050.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

13. Interim National Security Strategic Guidance // The White House. 2021. March. — https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

14. Japan and China agree to begin operating defense hotline next year // Japan Times. 2020. 28.12. — https:// www.japantimes.co.jp/news/2021/12/28/national/japan-china-hotline/ (дата обращения: 30.01.2022).

15. JETRO Whitepaper 2019. — https://www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_ invest_2019.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

16. Joint Statement of the U.S.-Japan Security Consultative Committee (2+2) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2021. 16.03. — https://www.mofa.go.jp/na/st/page3e_001112.html (дата обращения: 30.01.2022).

17. Miki R. The price of peace: Why Japan scrapped a $4.2bn US missile system // Asia Nikkei. 2020. 05.08. — https://asia.nikkei.com/Spotlight/The-Big-Story/The-price-of-peace-Why-Japan-scrapped-a-4.2bn-US-missile-system* (дата обращения: 30.01.2022).

18. Readout of President Biden's Participation in the East Asia Summit // The White House. 2021. 27.10. — https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/27/readout-of-president-bidens-participation-in-the-east-asia-summit/ (дата обращения: 30.01.2022).

19. Remarks by President Biden on America's Place in the World / U.S. Department of State Headquarters. Washington (DC) // The White House. 2021. 04.02. — https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (дата обращения: 30.01.2022).

20. Sahashi R. Japan's strategy amid US-China confrontation // China International Strategy Review. 2020. № 2. — https://doi.org/10.1007/s42533-020-00061-9 (дата обращения: 30.01.2022).

21. Smith S. The Growing Risk for Japan in the US-China Rivalry // Global Asia. 2021. Vol. 16. № 4.

22. Trade map. — https://www.trademap.org/ (дата обращения: 30.01.2022).

23. US and allies to build "China-free" tech supply chain // Nikkei Asia. 2021. 24.02. — https://asia.nikkei. com/Spotlight/Most-read-in-2021/US-and-allies-to-build-China-free-tech-supply-chain2 (дата обращения: 30.01.2022).

24. US-China Trade war's economic ripple effects // NHK. 2019. 05.09. — https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/ en/news/backstories/663/ (дата обращения: 30.01.2022).

25. U.S.-Japan Joint Leaders' Statement. "U.S.-Japan Global Partnership for a New Era" // The White House. 2021. 16.04. — https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/16/u-s-japan-joint-leaders-statement-u-s-japan-global-partnership-for-a-new-era/ (дата обращения: 30.01.2022).

26. White Paper on International Economy and Trade // METI. 2021. June. — https://www.meti.go.jp/english/ press/2021/pdf/0629_001b.pdf (дата обращения: 30.01.2022). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.