УДК 070.484; 741.5 EDN TBTBYY
DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(4).745-762 Научная статья
ШУ
Китайский взгляд на мир в карикатурах Global Times в 2022 году: особенности конструирования образов
и смыслов
Захарова М.В. , Киселева Е.Б. Э
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Захарова М.В., [email protected]
Аннотация. В статье исследуются основные особенности презентации позиции китайского правительства по широкому кругу вопросов на мировой арене, а также специфика конструирования положительного образа страны для мирового сообщества в визуальных материалах англоязычной китайской газеты Global Times в сентябре-декабре 2022 г. (на примере карикатур рубрики Cartoon на сайте издания). Вошедшие в итоговую выборку графические изображения (всего — 101 рисунок) можно разделить на две группы: посвященные международной проблематике и раскрывающие особенности жизни современного Китая. Большое внимание уделяется изучению тематической направленности публикаций и географии событийного ряда, особенностям их визуализации, а также анализу лексического своеобразия заголовочных комплексов, смысловое наполнение которых непосредственно влияет на характер репрезентации фигуры / события / явления в медийном пространстве и их восприятия широкой массовой аудиторией во всем мире. Один из акцентов ставится на изучение характеристики репрезентации разных стран и регионов мира. Авторы приходят к выводу, что в рассматриваемый в работе период основным объектом критики издания являются США, их гегемония на мировой арене и провалы во внутренней политике. Страны Евросоюза в то же время выступают в качестве потерпевшей стороны в результате действий США на геополитической арене. В свою очередь, материалы о жизни Китая представляются через призму положительного, сбалансированного повествования, демонстрируют преимущества и особенности китайского образа жизни, конструируя образ гармонично развивающегося, привлекательного для жизни общества.
Ключевые слова. Global Times, карикатура, графическое изображение, мягкая сила, КНР, СМИ на иностранных языках.
Информация о статье. Дата поступления 27 июля 2023 г.; дата поступления после доработки 6 октября 2023 г.; дата принятия к печати 11 октября 2023 г.; дата онлайн-размещения 18 декабря 2023 г.
© Захарова М.В., Киселева Е.Б., 2023
745
Original article
Chinese View of the World in Global Times Caricatures in 2022: Features of Constructing Images and Meanings
Milana V. Zakharova: , Ekaterina B. Kiseleva &
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Corresponding author: Milana V. Zakharova, [email protected]
Abstract. The article examines the main features of the presentation of the position of the Chinese government on a wide range of issues on the world stage, as well as the specifics of constructing a positive image of the country for the world community in visual materials of the English-language Chinese newspaper Global Times in September-December 2022 (at example of cartoons in the Cartoon section on the publication's website).
The graphic images included in the final sample (101 drawings in total) can be divided into two groups: those dedicated to international issues and those revealing the features of life in modern China. Much attention is paid to the study of the thematic focus of publications and the geography of the event series, the features of their visualization, as well as the analysis of the lexical originality of title complexes, the semantic content of which directly affects the nature of the representation of a figure/event/phenomenon in the media space and their perception by the wider public. mass audience all over the world. One of the emphasis is placed on examining the characteristics of the representation of different countries and regions of the world. The authors concluded that the main object of criticism of the publication is the United States, its hegemony on the world stage and failures in domestic politics. At the same time, the EU countries act as the injured party as a result of US actions in the geopolitical arena. In turn, materials about Chinese life are presented through the prism of a positive, balanced narrative, demonstrating the advantages and features of the Chinese way of life, constructing an image of a harmoniously developing, attractive society.
Keywords. Global Times, caricature, graphic image, soft power, China, foreign language media.
Article info. Received July 27, 2023; revised October 6, 2023; accepted October 11, 2023; available online December 18, 2023.
Введение
В первые десятилетия ХХ! в. значительный рост демонстрирует уровень заинтересованности китайского правительства в продвижении положительного имиджа КНР, а также донесении до международной общественности своей позиции по широкому кругу внешнеполитических вопросов. Для решения подобных системных задач функционируют спе-
циализированные каналы массме-диа, которые охватывают аудиторию разных стран и регионов мира. Начинают все более динамично развиваться «традиционные» службы международного вещания (Глобальная телевизионная сеть Китая (CGTN) и Международное радио Китая (CRI)), ставшие важными элементами созданной в 2018 г. Медиакорпорации Китая (CMG). Также идет активное
продвижение различных проектов других государственных СМИ на иностранных языках, к которым можно отнести деятельность крупнейших поставщиков новостного контента для внутренней и зарубежной аудитории информационного агентства «Синьхуа» (Xinhua) и газетно-изда-тельского концерна «Жэньминь жи-бао» (People's Daily). В последние годы эти структуры активно внедряют новые цифровые технологии и платформы, увеличивают количество языковых редакций и версий сайтов, совершенствуют тематическое разнообразие и качество контента, расширяя географию присутствия и увеличивая свою аудиторию, а также создают отдельные ресурсы, ставшие заметным явлением в общей стратегии «голоса» Пекина в мировом информационном пространстве. Речь идет, например, о телевизионной корпорации CNC World и ежедневной газете Global Times, появившихся практически одновременно.
В 1993 г. в рамках концерна «Жэньминь жибао» был создан еженедельный журнал «Хуаньцю вэнь-цуй» (Huanqiu Wencui), который был преобразован в газету «Хуаньцю ши-бао» (Huanqiu Shibao) в 1997 г. Издание получило популярность после освещения в 1999 г. бомбардировки США посольства КНР в Белграде (тираж удвоился до 800 тыс. экз.), а потом при освещении теракта 11 сентября 2001 г. (тираж достигал 2 млн экз.)1. С 2006 г. газета стала выходить ежедневно (шесть раз в неделю), в 2007 г. у нее появился
1 Inside the Global Times, China's hawkish, belligerent state tabloid // Quartz. 2016. August 09. URL: https://qz.com/745577/inside-the-global-times-chinas-hawkish-belligerent-state-tabloid.
сайт. В апреле 2009 г. была запущена англоязычная версия под названием Global Times и англоязычный сайт. В 2013 г. газета начала выходить в США, в 2016 г. — в ЕС.
Уже более 18 лет Global Times входит в число «500 самых ценных брендов Китая» (China's 500 Most Valuable Brands)2. В последние годы Global Times — новый заслуживающий внимание игрок мирового интернет-пространства. Издание много места отводит новостям о Китае, а также международной информации. Но основное внимание привлекают редакционные статьи, которые во многом известны своими колкими высказываниями и комментариями.
Деятельность газеты не просто вызывает резонанс в зарубежных массмедиа, многие аналитики рассматривают ее как серьезный политический инструмент. Собственный яркий и колоритный стиль этого таблоида привлекает к себе внимание со стороны аналитических изданий истэблишмента стран Запада: The Economist, Foreign Policy, Financial Times, The Guardian называют ее «китайским Fox News»3, «самой злобной китайской газетой»4, «шови-нистски настроенным таблоидом»5 и
2 Global Times. URL: https://subscribe.glo-baltimes.cn/index/page/about.html?lang=en.
3 China's troll king: how a tabloid editor became the voice of Chinese nationalism // The Guardian. 2021. December 14. URL: https:// www.theguardian.com/news/2021/dec/14/ china-troll-king-hu-xijin-tabloid-editor-became-voice-chinese-nationalism.
4 China's Fox News // Foreign Policy. 2011. October 31. URL: https://foreignpolicy. com/2011/10/31/chinas-fox-news/.
5 China's Global Times plays a peculiar role // The Economist. 2018. September 20. URL: https://www.economist.com/chi-na/2018/09/20/chinas-global-times-plays-a-peculiar-role.
«гипернационалистической (ура-патриотической) китайской газетой»6, отмечая ее агрессивный редакционный стиль (выделяя «ястребиные передовицы»)7 и воинствующий язык. В то же время некоторые зарубежные СМИ ссылаются на Global Times как на «голос» Пекина, «разгневанный рупор китайского правительства»8. Это, скорее всего, может быть обусловлено тем, что собственником газеты является холдинг «Жэньминь жибао». Однако такая позиция является, на наш взгляд, преувеличением: вернее говорить о том, что Global Times дает определенное представление о мнении части китайского общества и истеблишмента, и в целом отражает консервативный и националистический дискурс.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Global Times, сегодня ежедневный тираж составляет более 2,6 млн экз.9, издание имеет общенациональный охват. С 2016 г. примерно 10 % тиража приходилось на англоязычную версию. Интересно, что это единственная ежедневная газета в КНР, которая выходит и на китайском, и на английском языке. В настоящее время вебсайт фиксирует более чем 8 млн ежедневных просмотров, широко представлен в сегменте миро-
6 China's Fox News // Foreign Policy. 2011. October 31. URL: https://foreignpolicy. com/2011/10/31/chinas-fox-news/.
7 China's Angriest Newspaper Doesn't Speak for China // Foreign Policy. 2017. April 28. URL: https://foreignpolicy.com/2017/04/28/chinas-angriest-newspaper-doesnt-speak-for-china/.
8 China's Fox News // Foreign Policy. 2011. October 31. URL: https://foreignpolicy. com/2011/10/31/chinas-fox-news/.
9 Global Times. URL: https://www.global-
times.cn/adv.html.
вых англоязычных СМИ. Активно развиваются мобильная версия сайта и страницы в социальных сетях. Так, в 2021 г. Global Times обновила свои приложения для Android и IOS. Новая версия приложения, которая уже собрала более 2 млн пользователей IOS и 500 тыс. пользователей Android, предназначена для англоязычных читателей. Аккаунты в социальных сетях WeChat и Weibo появились в 2012 г. Сегодня медиа-аккаунты Global Times охватывают платформы крупнейших социальных сетей — Weibo, WeChat, TikTok, Facebook10 (Meta11) и Twitter, с совокупным числом более 100 млн китайских и зарубежных подписчиков.
Методология исследования
и теоретическая база
Целью данной работы является изучение современных особенностей развития СМИ Китая на иностранных языках как канала внешнеполитической коммуникации и площадки конструирования образов на международной информационной арене, одним из исследовательских вопросов стало выявление ключевых особенностей визуальной репрезентации данного феномена в карикатурах Global Times. В настоящей статье представляются отдельные результаты анализа карикатур рубрики Cartoon12 (англ. карикатура) на сайте издания, опубликованных в период с 1 сентября по 31 декабря 2022 г. Всего в итоговую выборку вошла 101 карикатура. В основном они выходили шесть раз в неделю (кро-
10 Соцсеть, признанная в России экстремистской.
11 Запрещенная в России организация.
12 Cartoon // Global Times. URL: https:// www.globaltimes.cn/cartoon/index.html.
ме субботы), при этом была целая неделя, когда карикатуры не появлялись (в то же время семь раз выходило по две карикатуры в день). Материалы были разделены на две группы — «китайское общество» (19 рисунков, почти 20 % от общего количества) и «международная проблематика» (82 рисунка, чуть более 80 %), в каждой из которых мы стремились выявить характерные черты и ключевые особенности.
Таким образом, исследование проводилось в два этапа: на первом изучались изображения из группы «китайское общество», на втором — «международная проблематика».
В рамках проведенного анализа изображения были систематизированы по таким параметрам, как тематическая направленность и проблематика, ключевые акторы и география событийного ряда, выявлены особенности их визуализации (в том числе изучены приемы и методы стереотипизации оценочного значения карикатуры), а также был проведен анализ лексического своеобразия заголовочных комплексов (принимались во внимание и другие вербальные составляющие — надписи в пузырях, на отдельных элементах рисунков и пр.). В результате предпринимается попытка оценить смысловое наполнение и характер репрезентации «китайского взгляда на мир» в рассматриваемый период комплексно, с учетом взаимодействия при интерпретации аудиторией визуального и текстового ресурса политической карикатуры.
В то же время авторы исследования должны отметить, что использованный подход (изучение последовательно опубликованной
101 карикатуры) и полученные результаты имеют определенные ограничения. Это связано с тем, что на выбранный период приходятся как события, знаковые в сфере внутренней и внешней политики КНР (подготовка и проведение ХХ съезда КПК, встреча лидеров США и КНР в рамках саммита G20, принятие США ряда инициатив по сдерживанию роста влияния КНР13), так и происходившие в других странах (например, кризис в Великобритании). Безусловно, это не могло не сказываться на характере оценки в изученном иллюстративном ряде и вызывало повышенный интерес к событиям в том или ином государстве в конкретный исторический период.
В последние годы важным направлением становится изучение образа Китая в российских, китайских и зарубежных СМИ, а также компаративный анализ таких публикаций как на русском [1-3], так и иностранных языках [4]. Растет интерес к изучению структурных элементов китайской медиасистемы и современных особенностей их развития [5-9], а также массмедиа Китая как глобального феномена и инструмента «мягкой силы» [5; 10-15]. Однако в этих научных трудах [4; 16] достаточно скромное место отводится газете Global Times. Настоящая работа — попытка отчасти заполнить этот пробел. Отдельное внимание мы уделили современным особенностям карикатуры в Китае как национального феномена [17-21]. При этом мы не ставили своей целью изучить историю карикатуры в Китае, ее ха-
13 Например, ограничение поставок полупроводников и оборудования микросхем китайским компаниям привело к публикации в издании карикатуры на эту тему.
рактерные черты на разных этапах исторического развития, роль и место таких графических рисунков в современной китайской прессе, причины и предпосылки использования западных подходов к сатирическому изображению действительности в Global Times и пр., так как полагаем, что эта проблематика является предметом отдельного исследования.
Китайское общество:
основные акценты
Карикатуры (также именуются Cartoons, публикуются в рубрике Cartoon), основной целью которых совершенно очевидно является создание положительного образа КНР, были разделены на три группы: «жизнь современного китайского общества», «китайская культура» и «процветание государства». По форме это, конечно, не традиционная карикатура, а скорее графическое изображение — зарисовка, иллюстрирующая текстовое содержание. Все заголовки являются емкими, четко формулируют основную тему карикатуры и сопровождающего ее текста, имеют нейтрально-положительную тональность («Образ жизни цифровых кочевников»14, «Почему кемпинг — это модно»15, «Светлое будущее»16, «Процветающее общество»17, «Древняя культура
14 Digital nomad lifestyle // Global Times. 2022. September 16. URL: https://www.global-times.cn/page/202209/1275412.shtml Digital nomad lifestyle.
15 Why camping is hip // Global Times. 2022. September 23. URL: https://www.global-times.cn/page/202209/1275958.shtml.
16 A bright future // Global Times. 2022. October 17. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202210/1277271.shtml.
17 A prosperous society // Global Times.
2022. October 23. URL: https://www.global-
times.cn/page/202210/1277356.shtml.
получает новую жизнь на школьной униформе»18, «Синие воротнички блистают в глобальной конкуренции»19). Они сопровождаются текстом с пояснениями (в среднем 6-10 предложений), которые объясняют вынесенную на первый план тему или событие.
Часть графических изображений призваны рассказать о жизни китайской молодежи: это и сообщение о переезде первокурсников в кампус, о жизни цифровых кочевников, о растущей среди молодежи популярности соблюдения режима дня и участия в спортивных состязаниях. По сути, такие сообщения выполняют разные функции (или совмещают несколько): развлекательную (например, история о вирусных видео с педикюром для ослов20, которое в Китае снискало такую же популярность, как многочисленные видео с котиками), просветительскую (в изображении, посвященном победе китайского рабочего на международных соревнованиях, транслируется идея о трансформации в Китае представления о том, что профессия рабочего «непристойная» или «бесперспективная»), информационно-справочную (краткая история о жизни цифровых кочевников или о гуляющих по Шанхаю механических собаках) и
18 Ancient culture gains new life on school uniforms // Global Times. 2022. November 11. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202211/1279316.shtml.
19 Blue-collar workers shine in global competition // Global Times. 2022. December 03. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202212/1281010.shtml.
20 Рассказывается о набирающих популярность среди молодежи вирусных видео об «ослином педикюре», они, как и видео с милыми котиками, помогают зрителям расслабиться и отвлечься. В КНР видео про обрезку ослиных копыт набрало 420 млн просмотров в социальной сети Douyin.
пр. Практически на всех рисунках из этой группы создан положительный образ за счет запечатленных на лицах людей улыбок, использования светлой, немрачной цветовой гаммы. Несколько обособленно находятся карикатуры, посвященные методам воспитания в Китае. В фокус внимания художников попали негативные примеры из жизни современного китайского общества — такие карикатуры выполнены в более темных, блеклых тонах, лица героев недовольные — расстроенные, опечаленные или уставшие. Речь идет о попавших в выборку карикатурах о борьбе с игровой зависимостью21 и с критикой «Цитат мамы из Синьхуа»22. Однако и здесь предлагается решение проблемы — в первом случае рассказывается о необычном, но очень действенном способе борьбы с игроманией, во втором — в тексте содержится наставление молодым родителям не копировать чужой опыт воспитания, а найти способы мотивации, подходящие для их собственных детей. Карикатур, борющихся с недостатками в обществе, было мало — всего 10 % из предложенной по теме выборки.
Часть изображений посвящена китайской культуре, имеющей долгую традицию и сильное влияние на жизнь общества. Здесь мы встретили и историю успеха (о популярности слепой девушки — блогера), и рассказ об уважении и любви к своей культуре (об элементах исторических узоров на вышивке на
21 Fighting addiction // Global Times. 2022. November 25. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202211/1280431.shtml.
22 Buying 'mom quotes' an inappropriate way to motivate kids // Global Times. 2022. November 18. URL: https://www.globaltimes.cn/
page/202211/1279894.shtml.
новой школьной форме в средней школе в Дуньхуане), и карикатуру, программирующую необходимость преодолевать трудности с улыбкой, ориентацию на успех и настрой на позитив («вирусное» видео с танцем Ибупрофена).
Третью большую группу карикатур, посвященных непосредственно Китаю, представляют изображения о достижениях государства. Здесь мы видим обращение к истории и современным достижениям Китая. Особенно четко это проявляется в серии зарисовок, приуроченных к ХХ съезду КПК. Представлены образы быстроразвивающихся экономических отраслей и достижений Китая на современном этапе — в архитектуре / строительстве (башня Цзинь Мао, Всемирный финансовый центр в Шанхае, Большой национальный театр в Пекине), спорте (Национальный стадион в Пекине, построенный к 0лимпиаде-2008), ветроэнергетике (ветряки), железнодорожном строительстве (высокоскоростные поезда). Древняя культура и история страны раскрывается через известные всему миру сооружения, такие как Великая китайская стена и Храм неба Тяньтань в Пекине. Здесь мы находим обращение и к традиционным в китайской культуре символам, которые ассоциируются с добром и счастьем — облако, солнце, голубь, цветок орхидеи, красная лента. Рассмотренные карикатуры «запрограммированы» на успех, они объединены мыслью об успешном курсе страны на модернизацию, что проявляется в изобразительном ряде23 и в заголовочном комплексе («Свет-
23 В этих карикатурах отсутствует текст, комментирующий изображение.
лое будущее»24, общество»)25.
«Процветающее
Международная проблематика: событийный ряд и его география
Карикатуры, связанные с событиями на мировой арене, были разделены на тематические блоки с определением их удельного веса, также был проведен количественный анализ упоминаний разных стран, регионов, международных организаций и объединений (результаты представлены на рис. 1 и рис. 2). Если в одном рисунке встре-
24 A bright future // Global Times. 2022. October 17. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202210/1277271.shtml; A brighter future // Global Times. 2022. October 23. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202210/1277778.shtml.
25 A prosperous society // Global Times. October 23. 2022. URL: https://www.global-times.cn/page/202210/1277356.shtml.
чалось несколько тем, то мы считали каждую отдельно, тот же подход использовался и во втором случае. Здесь также важно обратить внимание на то, что все изображения, где фигурируют США (которые являются абсолютным лидером по количеству упоминаний и в первой, и во второй группе), можно разделить на два направления: «мировая политика» и «внутренняя политика».
В ходе работы с эмпирическим материалом каждой карикатуре были присвоены тематические маркеры. Затем в зависимости от частотности упоминаний той или иной проблемы были определены основные категории для компаративного анализа. В рассматриваемый период основными тематическими блоками стали «гегемония США» и «внутренняя политика США» (28 % и 19 %), на втором месте — «пандемия COVID-19» и «экономический кризис» (около
Экология / Ecology
Пандемия COVID-19 / 4 COVID-19 Pandemic 5
Энергокризис/ Energy Crisis 10
Другое / Other 12
Внутрення политика США / US Domestic Politics 19
Кибербезопасность/ Cybersecurity / 3
Гегемония США / US Hegemony 28
Экономический кризис / Economic Crisis 15
Рис. 1. Международная проблематика и ее тематическая направленность в карикатурах газеты Global Times в сентябре — декабре 2022 г., % Pic. 1. International Issues and Its Thematic Focus in the Cartoons of the Global Times in September — December 2022, %
Другие страны / Other Countries 16
Коллективный Запад / Collective West 6
Европа / ЕС / Europe / EU 6
Весь мир / All Countries 7
США / USA 47
КНР / China 9
Великобритания/UK 9
Страны / организации / Countries / Organizations Количество упоминаний (всего — 127)/ Number of Mentions (Total — 127)
США/USA 60
Великобритания/UK 12
КНР / China 11
Весь мир / All Countries 9
Европа / ЕС / Europe / EU 7
Коллективный Запад / Collective West 7
Африка / Africa 3
Россия / Russia 3
Германия / Germany 2
Канада / Canada 2
G7 2
Украина / Ukraine 2
Австралия / Australia 1
Швеция / Sweden 1
МАГАТЭ / IAEA 1
AUKUS 1
Франция/ France 1
ВТО / WTO 1
Япония / Japan 1
Рис. 2. География событийного ряда (страны, регионы, международные организации и объединения) в карикатурах газеты Global Times в сентябре — декабре 2022 г. (в %) Pic. 2. Geography of Events (Countries, Regions, International Organizations and Associations) in the Cartoons of the Global Times in September — December 2022 (in %)
19 % каждый), далее следуют «энергокризис» (10 %), «экология» (4 %) и «кибербезопасность» (3 %). Все остальные темы, удельный вес которых составил менее 3 %, были включены в раздел «другое» (12 %), среди них можно выделить / упомянуть, например, следующие: «расширение НАТО», «санкции», «критика коллективного Запада», «политический кризис в Великобритании», «военно-политический альянс AUKUS», «атомная энергетика».
Основное внимание Global Times уделяет США (60 упоминаний), на втором месте — Великобритания (12 упоминаний), что в первую очередь связано с политическим и экономическим кризисом в стране в этот период, на третьем — КНР (11 упоминаний). Затем следуют категории «Весь мир» (девять), «Европа / ЕС» (семь) и «Коллективный Запад» (семь). Остальные страны, регионы, международные организации и объединения интересуют карандаши карикатуристов издания в рассматриваемый период значительно реже (находим от одного до трех упоминаний).
Основным объектом критики газеты становятся США, их гегемония на мировой арене, они действуют исключительно в своих интересах, выступая как агрессор в мировой политике и экономике. Разоблачается и политика «коллективного Запада», «западный нарратив» (под предводительством США), в рамках которой совершенно не учитываются интересы других стран и регионов мира. Жертвами такого международного порядка становится весь мир и отдельные страны и регионы (Европа / ЕС, КНР, Германия, Франция, Африка и др.), глобальная и национальные экономики. Характерными
примерами здесь могут выступить рисунки «Эксплуатация»26, «Наживаясь на всем мире»27, «Тошнотворная какофония»28, «Великое лицемерие»29 и «Пустые обещания»30.
В большинстве карикатур, посвященных Великобритании, нет отсылок к США или «коллективному Западу» как виновнику кризиса, через который проходит эта страна. Скорее всего это свидетельство того, что издание винит саму Великобританию в ее бедах. Лишь два рисунка свидетельствуют об альянсе с США, но в «Шпион-монстр»31 — это коллективный союз нескольких игроков, а на втором изображении «Жесткая посадка»32 человека с парашютом с надписью «Соглашение о свободной торговле» (Великобритания) выкидывают из самолета (США).
Много места отводится и вынесению на первый план провалов США во внутренней политике. При этом ярко выражена критика правительства США, а не обычных американцев, которых, по мнению издания,
26 Exploitation // Global Times. 2022. September 26. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202209/1276128.shtml.
27 Preying on the world // Global Times. 2022. November 21. URL: https://www.global-times.cn/page/202211/1280048.shtml.
28 Sickening cacophony // Global Times. 2022. December 25. URL: https://www.global-times.cn/page/202212/1282595.shtml.
29 Grand hypocrisy // Global Times. 2022. October 12. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202210/1276972.shtml.
30 Empty promise // Global Times. 2022. December 14. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202212/1281867.shtml.
31 Monster spy // Global Times. 2022. November 09. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202211/1279102.shtml.
32 Hard landing // Global Times. 2022. November 15. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202211/1279587.shtml.
руководство страны обманывает, фактически оставляя на произвол судьбы в сложных и даже опасных для жизни ситуациях. В рассматриваемый период к ключевым темам здесь можно отнести опасность внутреннего терроризма, тридемию, инфляцию и рост детской смертности в результате случаев насилия с применением огнестрельного оружия. При этом акцентируется нечестность американских политиков по отношению к избирателям, огромные бюджеты, которые уходят на выборы, а не в социальную сферу. Типичными карикатурами в этой группе являются «На мушке»33 и «Неправильно расставленные приоритеты»34.
Отдельно в разных событийных контекстах акцентируется противостояние КНР и США. При этом показано, что американское правительство намеренно действует против Китая, что им движут не экономические, а политические причины. В материалах Global Times в рассматриваемый период явно прослеживается критика провоцирования США новой холодной войны и раскручивания темы «китайской угрозы». Как характерные примеры здесь можно выделить карикатуры «Сеющий разрушение»35, «Явное противоречие»36 и «США использу-
33 Over a barrel // Global Times. 2022. December 27. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202212/1282734.shtml.
34 Misplaced priorities // Global Times. 2022. November 06. URL: https://www.global-times.cn/page/202211/1278805.shtml.
35 Sowing destruction // Global Times. 2022. October 19. URL: https://www.global-times.cn/page/202210/1277491.shtml.
36 A stark contradiction // Global Times.
2022. October 31. URL: https://www.global-
times.cn/page/202210/1278397.shtml.
ют Европу как пешку для сдерживания Китая»37.
Примечательно, что в рассмотренный нами период в американо-китайских отношений было несколько знаковых событий. Мы отмечали ранее, что на введение США ограничений на поставки китайским компания полупроводников и оборудования для производства микросхем (октябрь 2022 г.) Global Times отреагировала публикацией соответствующей карикатуры с ярко выраженной негативной коннотацией38. В то же время события, формально означающие «потепление» во взаимоотношениях двух стран, не получили должного внимания в рассматриваемой рубрике. Ни встреча глав США и КНР на саммите G20 (1415 ноября 2022 г.), ни продление со стороны КНР режима отмены повышенных пошлин на некоторые товары из США (28 ноября 2022 г.) или отмена пошлин в США на некоторые товары из КНР (17 декабря 2022 г.) не были отражены в карикатурах.
Международная
проблематика:
особенности визуализации
Рассматривая визуальные особенности конструирования образов и смыслов в карикатурах Global Times, мы выделили две основные группы выразительных средств изображения: смысловые акценты основной композиции и смысловые акценты второго плана. Каждый со-
37 US uses Europe as a pawn to contain China // Global Times. 2022. December 08. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202212/1281411.shtml.
38 Deviation from fair competition // Global Times. 2022. October 10. URL: https://www.glo-baltimes.cn/page/202210/1276804.shtml.
бирательный образ или фоновая зарисовка выделялась отдельно, если встречалась в изученных рисунках не менее двух раз.
К первой группе мы относим собирательные образы стран или регионов (дядя Сэм, старушка Европа, земной шар (весь мир)) и международных систем (истощенная дойная корова или овца, которую стригут США (глобальная экономика)), официальную и неофициальную государственную символику (флаги, Биг Бэн, красный двухэтажный автобус, лондонский кэб), зоологическую метафору (панда (КНР), кенгуру (Австралия), бобер (Канада)). США чаще всего появляются в изображениях как коллективный собирательный образ дяди Сэма в одежде в цветах американского флага, страна не персонализируется и не идентифицируется с каким-либо политическим деятелем (единственное исключение — одна карикатура с Джо Байде-ном39), то же можно сказать и про ЕС / Европу в целом, который предстает чаще всего как пухлая старушка в синем платье со звездами, расположенными по кругу (отсылка к флагу ЕС). Что любопытно — дядя Сэм изображается со зловещей и хитрой улыбкой в карикатурах по международной проблематике, но внутри страны он — потерянный, удрученный. В публикациях о Великобритании акцентируется фигура Лиз Трасс, что связано с событийным контекстом. Чаще всего отдельные страны предстают нейтрально-обезличено, как фигура мужчины в официальном костюме с надписью (например, на рукаве) «Франция», «Германия», «Канада»,
39 Declaring victory // Global Times. 2022. September 21. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202209/1275737.shtml.
«Япония», «Африка» или используется зоологическая метафора, что скорее всего связано с вынесением на первый план события, а не какого-то конкретного политического деятеля40.
Отметим также, что если панда ассоциируется с Китаем, кенгуру с Австралией, медведь с Россией и т.д., то акула, овца и корова становятся собирательными образами, олицетворяющими зло и безропотность соответственно. Например, в рассматриваемый период образ акулы использовался карикатуристами изданиями в разных контекстах: как олицетворение инфляции, стремящейся проглотить тонущего человека в котелке с британским флагом41 или как олицетворение американской политики по наращиванию количества боеголовок42. Таким образом, этот символ использовался и для обозначения США, и для обозначения зловещей инфляции, стремящейся поглотить британскую экономику.
Во вторую группу мы включили детали изображений (как правило, небольшого размера) и фон композиции, которые помогают изданию подчеркнуть смысловые акценты карикатуры и способствуют полноценному конструированию основных образов. Такие образы можно разделить на две подгруппы: символы мира (голубь, оливковая ветвь, клетка для птиц с открытой дверцей)
40 В Китае использование зоологизмов в карикатурах отмечено уже в начале ХХ века. Первое сохранившейся упоминание относится к хорошо известной работе «Ситуация на Дальнем Востоке» (1903). См. подробнее [19].
41 Inescapable inflation // Global Times. 2022. October 20. URL: https://www.global-times.cn/page/202210/1277592.shtml.
42 Deception // Global Times. 2022. December 01. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202212/1280916.shtml.
и символы опасности / угрозы (дубинка с шипами (в руках дяди Сэма с надписями «Санкции» или «Национальная безопасность», трещины, сколы на стенах, паутина, пятна с надписью «Энергокризис», огонь, айсберг, мыльный пузырь). Интересны и фоновые зарисовки, которые помогают однозначно интерпретировать образы и смыслы, заложенные в оценочное «послание» карикатуры. Это могут быть дорога, беговая дорожка для спортивных соревнований, машина, обрыв, погода / время года, график со стрелкой, зловещая тень, нависающая над одним из героев. Нужно также обратить внимание, что поясняющие подписи на самих карикатурах располагаются в пузырях (как слова или мысли героя), но этот прием газета использует довольно редко, в основном мы их видим на отдельных листах бумаги (выпадают из движущегося автомобиля, герой держит в руках), на одежде, на дорожных указателях.
Международная
проблематика: своеобразие
заголовочного комплекса
Заголовочный комплекс как правило состоит из названия карикатуры (размещается над рисунком) и подписи-пояснения (под картинкой). Заголовки по международной проблематике короткие, лаконичные (2-3 слова), подписи-пояснения — одно небольшое предложение (620 слов). Заголовки выстраиваются с помощью универсальных образов / штампов, сформированных у массовой аудитории, в том числе при активном использовании речевых средств выразительности (устойчивые выражения, игра слов, фразеологизмы). Большинство заголов-
ков — яркие, хлёсткие, рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик, используют иронию и сарказм, носят ярко выраженный оценочный характер. Интересно также, что на странице каждой карикатуры после нее дается список статей по теме, могут быть указаны и ссылки на карикатуры по схожей проблематике.
Смысловое наполнение заголовка выстраивается на доступности как можно более широкому кругу людей в разных культурах. На основе проведенного анализа мы выделяем четыре группы приемов «кодировки» послания, которые используются / обыгрываются Global Times:
- устойчивые выражения и фразеологизмы (использовать как пешку / марионетку / куклу, повышать ставки (в игре), двигаться вслепую, стоять на краю обрыва / пропасти, отрицать очевидное, пустые карманы / кошелек, ступить на кривую дорожку, давать пустые обещания, раздутый (мыльный) пузырь, не по карману, на крючке / у разбитого корыта);
- широко известные факты, образы и события мировой истории, общественно-политической жизни (Капитолийский холм, Белый дом, холодная война, честная конкуренция, неприкосновенные политики, страны коллективного Запада);
- фразы и понятия, известные благодаря массовой культуре во всем мире («Миссия невыполнима» (название кинофильма), «Зима близко» (телесериал «Игра престолов»), «В светлое будущее»);
- игра слов: «Прохладного Рождества» (Счастливого Рождества), «Соединенные штаты огнестрельного оружия».
Можно отметить, что такой подход дает целостное восприятие заго-
ловочного комплекса и карикатуры, позволяет однозначно интерпретировать смысловые акценты, которые закладывал в свою работу автор.
Заключение
Политическая карикатура продолжает быть востребована СМИ в эпоху интернета. В Китае мы можем наблюдать ее использование как политического инструмента на государственном уровне. Она с успехом применяется англоязычным изданием Global Times как канал внешнеполитической коммуникации и площадка конструирования образов на международной информационной арене, выступая также эффективным инструментом внешнеполитической пропаганды. С развитием интернета, мобильной телефонии, социальных сетей потенциальный объем аудитории расширяется многократно. Карикатура в Global Times максимально проста для интерпретации / декодирования самыми разными людьми, транслирует однозначно сконструированные смыслы. Также можно предположить, что карикатуры Global Times нацелены и на огромную китайскую диаспору в зарубежных странах, которая продолжает сохранять свои культурные коды, не ассимилируясь в полной мере в другие культуры.
Отметим, что карикатура широко используется в текстовых материалах издания как элемент визуализации (в ряде случаев наравне или вместо фотографии или видео). Только один рисунок публикуется по «теме дня» в рубрике Cartoon, другие по этой же проблематике становятся сопроводительным визуальным материалом в статьях по обозначенной теме, ссылки на кото-
рые располагаются после основной карикатуры. Характерными примерами здесь могут выступить публикации «Угроза, освобождающаяся из оков»43 или «Опасная игра»44. Эти и другие особенности могут стать интересным полем для дальнейшей исследовательской работы.
В ходе исследования 101 карикатуры рубрики Cartoon на сайте Global Times, опубликованных в период с 1 сентября по 31 декабря 2022 г., было выделено две большие группы графических изображений. Карикатуры, посвященные жизни самого Китая, являются нейтрально-положительными, что отражается как в заголовочном комплексе, так и в выборе тем, основной идеи, композиции, цветовом решении изображения, выборе героев и их мимике. В серии зарисовок, посвященных ХХ съезду КПК, мы находим обращение к большому пласту символов и образов, связанных с богатой историей Китая и его современными достижениями в разных сферах, что отвечает основной цели — созданию и продвижению положительного имиджа государства. В карикатурах по международной проблематике ярко представлена оценочность, довольно часто используется негативная тональность, образы более гиперболизированы. Композиционное решение в большей степени соответствует понятию «политическая карикатура» в западном понимании.
Отдельно стоит обратить внимание на наличие антиамериканской
43 Unchaining peril // Global Times. 2022. September 18. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202209/1275505.shtml.
44 Dangerous game // Global Times. 2022. December 07. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202212/1281351.shtml.
риторики в карикатурах Global Times. Мы можем отметить, что наши выводы в определенной степени перекликаются с результатами анализа текстов в Global Times, представленных, например, в публикации Вэньна Цзе-на и Колина Спаркса [22]. И связано это не в последнюю очередь с рядом решений, принятых со стороны США по сокращению роста влияния КНР.
Китай идет в контрнаступление смыслов, дискредитируя образ США, внедряя новые смысловые акценты. Совершенно очевидно изменение конфигурации политического режима США. Для Global Times американская демократия — это уже своего рода
диктатура, мировой гегемон, действующий исключительно в своих интересах, готовый на все для достижения своих корыстных целей, при этом имеющий много серьезных внутренних проблем — от кризиса системы социального обеспечения до роста детской смертности в результате случаев насилия с применением огнестрельного оружия. Китайский же путь развития предстает как мирная, гармоничная и привлекательная альтернатива, а жители страны — как трудолюбивая и изобретательная нация, уважающая свои традиции и культуру, и люди, способные на сострадание, взаимовыручку.
Список использованной литературы
1. Якова Т.С. Имидж Китая в зарубежных массмедиа в контексте инициативы «Один пояс — один путь» (по материалам телеканала CNN в 2020-2021 гг.) / Т.С. Якова, Хэ Ню. — DOI 10.30547/mediaalmanah.6.2022.141150. — EDN FLKHUL // МедиАльма-нах. — 2022. — № 6. — С. 141-150.
2. Хабаров А.А. Образ Китая в российских и американских СМИ / А.А. Хабаров, А.П. Чудинов, Ян Кэ. — EDN WQGBRX // Политическая лингвистика. — 2022. — № 2 (92). — С. 159-171.
3. Долохова А.Д. Представление движения Black Lives Matter в издании КПК «Хуань-цю шибао» / А.Д. Долохова, Е.Д. Соболева. — DOI 10.30547/vestnik.journ.2.2022.94110. — EDN CVLUSI // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2022. — № 2. — С. 94-110.
4. Zeng W. Popular nationalisme Global Times and the US-China trade war / W. Zeng, C. Sparks. — DOI 10.1177/1748048519880723 // International Communication Gazette. —
2019. — Vol. 82, no. 1. — P. 26-41.
5. Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / Е.Л. Вартанова, Н.В. Ткачёва, Г.С. Филаткина, Т.В. Эль-Бакри ; под ред. Е.Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 192 с.
6. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, А.А. Гладкова [и др.] ; под ред. Е.Л. Вартановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 480 с. — EDN MTCXRN.
7. Долгова Ю.И. Специфика реализации воспитательно-образовательной функции детским телевидением Китая // Ю.И. Долгова, Цао Юй. — DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(3).543-553. — EDN EKGXII // Вопросы теории и практики журналистики. —
2020. — Т. 9, № 3. — С. 543-553.
8. Смирнова О.В. Ценностные ориентации журналистов КНР в контексте идей конфуцианства / О.В. Смирнова, Фан Ван. — DOI 10.30547/mediaalmanah.2.2022.1625. — EDN BHHWKD // МедиАльманах. — 2022. — № 2. — С. 16-33.
9. Xin X. Popularizing party journalism in China in the age of social media: The case of Xinhua News Agency / X. Xin // Global Media and China. — 2018. — Vol. 3 (1). — P. 3-17.
10. Ткачева Н.В. Национальные медиа как инструменты продвижения мягкой силы Китая / Н.В. Ткачева. — DOI 10.30547/vestnik.journ.6.2019.94128. — EDN DAXGKU // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 6. — С. 94-128.
11. Денисов И.Е. Поднебесная смотрит на Запад / И.Е.Денисов. — DOI 10.23932/25420240-2016-9-6-20-40. — EDN YOYKJN // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2016. — Т. 9, № 6. — С. 20-40.
12. Лай Л. «Мягкая сила» Китая в реализации инициативы «Один пояс — один путь»: медийный дискурс / Линчжи Лай. — EDN YTLGZZ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2018. — № 1. — С. 106-109.
13. Цзе Ч. Продвижение положительного имиджа Китая в традиционных СМИ и медиа нового типа / Чжоу Цзе. — EDN XZOVJZ // Медиаскоп. — 2018. — № 2. — С. 11.
14. Чжан Мэн. «CGTN на русском» на видеохостинге YouTube в контексте сравнения с другими международными каналами / Чжан Мэн. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).347-359. — EDN SDBOBE // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 347-359.
15. Бутырин Д.А. Иновещание как инструмент публичной дипломатии КНР в эпоху COVID-19 (на примере деятельности информационного агентства «Синьхуа») / Д.А. Бутырин, Н.А. Аргылов — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(1).59-75. — EDN CCMPOU // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 1. — С. 59-75.
16. Liu M. China: Diversion, ingratiation and victimisation / M. Liu, S. Xu // Political Communication and COVID-19: Governance and Rhetoric in Times of Crisis / ed. D. Lilleker [et al.]. — London ; New York : Routledge, 2021. — P. 34-43.
17. Chu Y. Politics of visual discourse in China: the corruption cartoon / Y. Chu. — DOI 10.1177/14703572211058822 // Visual Communication. — 2021. — URL : https://journals. sagepub.com/doi/abs/10.1177/14703572211058822.
18. Crespi J.A. Manhua Modernity: Chinese Culture and the Pictorial Turn / J.A. Cres-pi. — Oakland : University of California Press, 2020. — 219 p.
19. Caschera M. Chinese Cartoon in transition: animal symbolism and allegory from the "modern magazine" to the "online carnival" / M. Caschera // Journal on Visual Art and Communication. — 2017. — Vol. 4, no. 1. — URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/321587856_Chinese_Cartoon_in_transition_animal_symbolism_and_allegory_from_ the_modern_magazine_to_the_online_carnival.
20. Hung C.-tai. War and Popular Culture: Resistance in Modern China, 1937-1945 / C.-tai Hung. — Berkeley : University of California Press, 1994. — 450 p.
21. Lent J.A. Chinese cartoons and humour: The views of first- and second-generation cartoonists / J.A. Lent, X. Ying // Humour in Chinese Life and Culture: Resistance and Control in Modern Times / ed. J.M. Davis, J. Chey. — Hong Kong : Hong Kong University Press, 2013. — Р. 81-102.
22. Zeng W. Popular nationalism: Global Times and the US-China trade war / W. Zeng, C. Sparks. — DOI 10.1177/1748048519880723 // International Communication Gazette. — 2019. — Vol. 82, no. 1. — P. 26-41.
References
1. Yakova T.S., Niu He. The Image of China in American Mass Media in the Context of the "One Belt, One Road" Initiative (a case study of the CNN television channel in 2020-2021). MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2022, no. 6, pp. 141-150. (In Russian). EDN: FLKHUL. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.141150.
2. Khabarov A.A., Chudinov A.P., Yan Ke The Image of China in Russian and American Mass Media. Politicheskaya lingvistika = Political Linguistics Journal, 2022, no. 2, pp. 159171. (In Russian). EDN: WQGBRX.
3. Dolokhova A.D., Soboleva E.D. Representation of the Black Lives Matter Movement in the Cpc's Newspaper Global Times. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnal-istika = Moscow University Journalism Bulletin, 2022, no. 2, pp. 94-110. (In Russian). EDN: CVLUSI. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2022.94110.
4. Zeng W., Sparks C. Popular Nationalism: Global Times and the US-China Trade war. International Communication Gazette, 2019, vol. 82, no. 1, pp. 26-41. DOI: 10.1177/1748048519880723.
5. Vartanova E.L., Tkacheva N.V., Filatkina G.S., El'-Bakri T.V.; Vartanova E.L. (ed.). Media Systems of the BRICS Countries: Historical Genesis, Features of Functioning. Moscow, Aspekt Press Publ., 2018. 192 p.
6. Vartanova E.L., Vyrkovsky A.V., Gladkova A.A. [et al.]; Vartanova E.L. (ed.). Encyclopedia of the Global Media Industry. 3rd ed. Moscow, Aspekt Press Publ., 2019. 480 p. EDN: MTCXRN.
7. Dolgova Yu.I., Tsao Yui. Pedagogic and Educational Function of China's TV for Children and Peculiarities of its Implementation. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 543-553. (In Russian). EDN: EKGXII. DOI: 10.17150/2308- 6203.2020.9(3).543-553.
8. Smirnova O.V., Wang Fang. Value Orientations of Chinese Journalists in the Context of Confucian Ideas. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2022, no. 2, pp. 16-33. (In Russian). EDN: BHHWKD. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.1625.
9. Xin X. Popularizing party journalism in China in the age of social media: The case of Xinhua News Agency. Global Media and China, 2018, vol. 3, pp. 3-17.
10. Tkacheva N.V. National Media as a Promotional Tool of China's Soft Power. Vest-nik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2019, no. 6, pp. 94-128. (In Russian). EDN: DAXGKU. DOI: 10.30547/vestnik. journ.6.2019.94128.
11. Denisov I.E. The Celestial Empire Looks to the West. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo = Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2016, vol. 9, no. 6, pp. 20-40. (In Russian). EDN: YOYKJN. DOI: 10.23932/2542-0240-2016-9-6-20-40.
12. Lai L. "Soft Power" of China in the Implementation of the Initiative "One Belt and one Road": Media Discourse Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2018, no. 1, pp. 106-109. (In Russian). EDN: YTLGZZ.
13. Tsze Ch. Promotion of Favorable Image of China in Traditional and New Media. Me-diaskop = Mediascope, 2018, no. 2, pp. 11. (In Russian). EDN: XZOVJZ.
14. Chzhan Men. TV Channel "Cgtn-Russian" on Video Hosting Youtube in the Context of Comparison With Other International Channels. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 347-359. (In Russian). EDN: SDBOBE. DOI: 10.17150/2308- 6203.2023.12(2).347-359.
15. Butyrin D.A, Argylov N.A. Broadcasting as an Instrument of Public Diplomacy in the PRC in the Era of COVID-19 (on the Example of the Xinhua News Agancy). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 1, pp. 59-75. (In Russian). EDN: CCMPOU. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(1).59-75.
16. Liu M., Xu S. China: Diversion, Ingratiation and Victimisation. In Lilleker D. [et al.]. (eds). Political Communication and COVID-19: Governance and Rhetoric in Times of Crisis. London, New York, Routledge Publ., 2021, pp. 34-43.
17. Chu Y. Politics of Visual Discourse in China: the Corruption Cartoon. Visual Communication, 2021. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/14703572211058822. DOI: 10.1177/14703572211058822.
18. Crespi J.A. Manhua Modernity: Chinese Culture and the Pictorial Turn. Oakland, University of California Press Publ., 2020, 219 p.
19. Caschera M. Chinese Cartoon in Transition: Animal Symbolism and Allegory from the "Modern Magazine" to the "Online Carnival". Journal on visual art and communication, 2017, vol. 4, no. 1. Available at: https://www.researchgate.net/publication/321587856_Chi-nese_Cartoon_in_transition_animal_symbolism_and_allegory_from_the_modern_maga-zine_to_the_online_carnival.
20. Hung C.-tai. War and Popular Culture: Resistance in Modern China, 1937-1945. Berkeley, University of California Press Publ., 1994. 450 p.
21. Lent J.A., Ying X. Chinese Cartoons and Humour: The Views of First- and Second-Generation Cartoonists. In Davis J.M., Chey J. (eds). Humour in Chinese Life and Culture: Resistance and Control in Modern Times. Hong Kong University Press Publ., 2013. pp. 81-102.
22. Zeng W., Sparks C. Popular Nationalism: Global Times and the US-China Trade War. International Communication Gazette, 2019, vol. 82, no. 1, pp. 26-41. DOI: 10.1177/1748048519880723.
Информация об авторах
Захарова Милана Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], © https://orcid.org/0009-0008-1758-2920.
Киселева Екатерина Борисовна — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], С) https://orcid.org/0009-0004-5575-8916.
Authors Information
Milana V. Zakharova — PhD in philology, Associate Professor of the Department of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], © https://orcid.org/0009-0008-1758-2920.
Ekaterina B. Kiseleva — PhD in Philology, Senior Lecturer of the Department of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], fi https://orcid.org/0009-0004-5575-8916.
Для цитирования
Захарова М.В. Китайский взгляд на мир в карикатурах Global Times в 2022 году: особенности конструирования образов и смыслов / М.В. Захарова, Е.Б. Киселева. — DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).745-762. — EDN TBTBYY // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 745-762.
For Citation
Zakharova M.V., Kiseleva E.B. Chinese View of the World in Global Times Caricatures in 2022: Features of Constructing Images and Meanings. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 4, pp. 745-762. (In Russian). EDN: TBTBYY DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).745-762.