Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И АФРИКАНСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И АФРИКАНСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Африка / инициатива «Пояс и путь» / инфраструктурное строительство / международные отношения / China / Africa / Belt and Road Initiative / infrastructure construction / international relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елинсон Андрей Михайлович, Марков Михаил Александрович, Ли Фэн

В статье рассматриваются принципы выстраивания сотрудничества КНР со странами Африки в рамках развития региональной инфраструктуры. Если в начале 1990-х годов американские и европейские компании выполняли до 85% строительных контрактов в Африке, то в последнее время ситуация кардинально изменилась — сегодня китайские компании доминируют в проектах развития инфраструктуры стран Черного континента. Анализируя промежуточные результаты китайской инициативы «Пояс и путь», авторы приходят к выводу, что именно она позволила Китаю на протяжении последних лет оставаться главным торговым партнером Африки, создавая там ежегодно в среднем 18,6 тысячи новых рабочих мест. Особое внимание в статье уделяется изучению опыта китайских компаний по реализации инфраструктурных проектов на африканском континенте и изучению инициатив, предложенных и в настоящее время реализуемых Африканским союзом, в частности «Повесткой дня Африканского союза на период до 2063 года» и «Новым партнерством в интересах развития Африки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN CHINA AND AFRICAN COUNTRIES IN THE FIELD OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

The article discusses the principles of building China's cooperation with African countries in the framework of the development of regional infrastructure. Whereas in the early 1990s, American and European companies fulfilled up to 85% of construction contracts in Africa, the situation has changed dramatically recently today Chinese companies dominate infrastructure development projects in the countries of the Black Continent. Analyzing the interim results of the Chinese Belt and Road initiative, the authors conclude that it has allowed China to remain Africa's main trading partner in recent years, creating an average of 18.6 thousand new jobs there annually. Particular attention is paid to the study of the experience of Chinese companies in implementing infrastructure projects on the African continent and the study of initiatives proposed and currently being implemented by the African Union, in particular, the “African Union Agenda for the period up to 2063” and the “New Partnership for Africa's Development”.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И АФРИКАНСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК: 339.9 DOI: 10.24412/2071-6435-2023-5-64-80

А. М.Елинсон

1. А. Марков Ли Фэн

СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И АФРИКАНСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье рассматриваются принципы выстраивания сотрудничества КНР со странами Африки в рамках развития региональной инфраструктуры. Если в начале 1990-х годов американские и европейские компании выполняли до 85% строительных контрактов в Африке, то в последнее время ситуация кардинально изменилась — сегодня китайские компании доминируют в проектах развития инфраструктуры стран Черного континента. Анализируя промежуточные результаты китайской инициативы «Пояс и путь», авторы приходят к выводу, что именно она позволила Китаю на протяжении последних лет оставаться главным торговым партнером Африки, создавая там ежегодно в среднем 18,6 тысячи новых рабочих мест. Особое внимание в статье уделяется изучению опыта китайских компаний по реализации инфраструктурных проектов на африканском континенте и изучению инициатив, предложенных и в настоящее время реализуемых Африканским союзом, в частности «Повесткой дня Африканского союза на период до 2063 года» и «Новым партнерством в интересах развития Африки».

Ключевые слова: Китай, Африка, инициатива «Пояс и путь», инфраструктурное строительство, международные отношения.

Введение

Началом сотрудничества Китая со странами Африки в сфере строительства инфраструктуры следует считать 1970-е годы. КНР в непростой для ее собственной экономики период удалось построить железную дорогу TAZARA Railway протяженностью 1860 км, которая соединила порт Дар-эс-Салам на побережье Индийского океана в Танзании с Замбией, не имеющей выхода к морю. С выдвижением инициативы «Пояс и путь» помощь Китая африканским странам в области инфраструктурного

строительства стала все более ощутимой. Сначала КНР участвовала в возведении плотины Мерове в Судане, трубопровода и железной дороги из Южного Судана в Индийский океан [26], а также в восстановлении заброшенной кенийской железной дороги до озера Виктория, первоначально проложенной британскими колонизаторами.

Выступая на приеме по случаю празднования 58-го Дня Африки в Пекине в мае 2021 года, член Госсовета и министр иностранных дел Китая Ван И отметил, что «даже в условиях пандемии СОУГО-19 Китай оставался главным торговым партнером Африки 12 лет подряд, а китайско-африканское сотрудничество в рамках инициативы "Пояс и путь" продолжает углубляться, причем 46 африканских стран и Африканский союз подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем в этой области» [28].

Форум китайско-африканского сотрудничества (БОСЛС) за 22 года существования способствовал прогрессу стран Африки во многих областях, включая развитие транспортной инфраструктуры. Форум китайско-африканского сотрудничества, созданный в 2000 году, сыграл решающую роль во всестороннем развитии китайско-африканского сотрудничества. Дакарский план действий на 2022-2024 годы в рамках стратегии «Перспективы китайско-африканского сотрудничества до 2035 года» и совместная декларация о борьбе с изменением климата, обнародованные на конференции БОСЛС в Дакаре в ноябре 2021 года, обеспечили укрепление китайско-африканского сотрудничества и вступление африканского сообщества «в новую эпоху с общим прекрасным будущим».

Финансово-инвестиционные механизмы Китая в Африке

Последние 20 лет китайские предприятия были основными работодателями в странах Африки, создавая ежегодно в среднем 18,6 тысячи новых рабочих мест. По мнению китайских экономистов, «создание рабочих мест является лучшим способом борьбы с бедностью и содействия экономическому росту африканских стран» [16]. Для сравнения, США в тот же период ежегодно продуцировали 12 тысяч рабочих мест.

По данным аналитического Центра глобального развития (ССЭ), базирующегося в США, в период с 2000 года по 2015 год два китайских банка развития за рубежом инвестировали 23 млрд долларов в инфраструктурные проекты в странах Африки, причем эта цифра — на 8

млрд долларов больше, чем совокупный вклад в развитие транспортной сети африканских стран восьми крупнейших кредиторов, включая Всемирный банк, Африканский банк развития, а также банки развития США и Европы.- В феврале 2022 года агентство Reuters со ссылкой на исследование аналитического центра в Вашингтоне (округ Колумбия) констатировало, что с 2007 года по 2022 год китайские центральные банки развития выделили 38 млрд долларов на инфраструктурные проекты в странах Африки к югу от Сахары, что более чем вдвое превышает объем средств, предоставленных финансовыми институтами США, Германии, Японии и Франции вместе взятыми [19]. Еще более поразительно, что, как показало исследование US International Development Finance Corporation (DFC), главное агентство США по финансированию развития выделило всего 1,9 млрд долларов на финансирование инфраструктуры в регионе за тот же период, что не составило даже одной десятой объема китайского финансирования.

Китайские аналитики отмечают, что финансовое положение некоторых африканских стран весьма плачевно из-за значительного объема внешнего долга. По этой причине в ходе Пекинского саммита Форума китайско-африканского сотрудничества в 2018 году Китай объявил об увеличении объема грантов, беспроцентных и льготных кредитов, а также о частичном списании долгов странам африканского континента [10]. В рамках выдвинутой Председателем КНР Си Цзиньпином на общих прениях 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2021 году Глобальной инициативы развития (GDI), Китай предоставил режим нулевых тарифов для 98% налогооблагаемых товаров, происходящих из 16 наименее развитых стран Африки. Также Китай открыл «зеленые коридоры» для экспорта африканской сельскохозяйственной продукции в КНР, ускорил процедуры инспекции и карантина и еще больше расширил ассортимент товаров, пользующихся нулевым тарифом. Кроме того, с целью оказания помощи африканским странам в деле оптимизации своей экономической и финансовой структуры за счет более гибкого финансирования Китай учредил специальный фонд в размере 10 млрд долларов для финансирования развития и специальный фонд в размере 5 млрд долларов, призванный увеличить импорт из стран Африки [32].

Еще в 2015 году во время саммита ФРКА в Йоханнесбурге Китай объявил, что выделит фонду 5 млрд долларов для «содействия совместному строительству проекта "Пояс и путь"» [23]. Официальной целью

фонда было провозглашено преодоление следующих сложностей в сотрудничестве с африканскими странами: общий недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры и дефицит профессиональных кадров в этой области, слабое развитие транспортных сетей в африканских странах. В отличие от других институтов помощи Китая, фонд предоставляет не кредиты, а прямые инвестиции посредством софинансирования проектов китайских компаний, нацеленных на сотрудничество со странами африканского континента [17]. Фонд выделяет обычно 30% от объема инвестиций, необходимых для проекта финансирования, и выступает при этом как пассивный инвестор. Оставшаяся сумма обеспечивается китайскими и иностранными инвесторами.

Финансирование предприятий без предоставления кредитов государственным и частным компаниям африканских стран дает им возможность развивать проекты, не увеличивая долги, и усиливать тем самым потенциал для самостоятельного развития. Благодаря крупным и диверсифицированным инвестициям фонда началось интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, которая обеспечила экономический рост в странах Африки, а также увеличила занятость и налоговые поступления в бюджеты этих государств. Так, к началу 2023 года общий объем инвестиций фонда в проекты 39 африканских стран составил более 6,6 млрд долларов.

Кроме реализации инфраструктурных и энергетических проектов в странах Черного континента, Китай активно инвестирует в развитие их социально-экономической сферы. Согласно заявлению Цинь Гана, министра МИД КНР, с начала XXI века КНР проложила в странах Африки более 6 тысяч км железных дорог и 100 тысяч км автомобильных магистралей, построила и реконструировала около 20 портов, а также свыше 80 крупных энергетических объектов [16]. Кроме того, китайские компании участвовали в строительстве более 130 больниц и клиник, 170 школ, 45 стадионов и спортивных залов, а также оказывали помощь в освоении свыше 500 сельскохозяйственных проектов в странах континента.

В области прямых и портфельных инвестиций главными партнерами Китая выступают Египет, Нигерия, Алжир, ЮАР, Эфиопия, ДРК, Замбия, Ангола, Марокко, Нигер, Камерун, Чад и некоторые другие страны. В соответствии с заявлением, опубликованным 16 февраля 2023 года Комиссией по таможенным тарифам Государственного совета КНР, с 1 марта 2023 года Китай предоставил бестарифный режим

98% налогооблагаемых товаров, импортируемых из Эфиопии, Бурунди и Нигера. Этот шаг свидетельствует об укреплении сотрудничества между Китаем и странами Африки и помогает наименее развитым странам ускорить свое социально-экономическое развитие. Ожидается, что Китай и в дальнейшем будет постепенно распространять такой режим на все наименее развитые страны, которые установили с ним дипломатические отношения.

Промежуточные итоги китайской инициативы «Пояс и Путь» в Африке

Китайская инициатива «Пояс и путь» тесно переплетается с набором инициатив, предложенных и в настоящее время реализуемых Африканским союзом, а именно «Повесткой дня Африканского союза на период до 2063 года» и «Новым партнерством в интересах развития Африки». В рамках африканских инициатив реализуются 15 флагманских проектов, определенных на 24-й очередной Ассамблее глав государств и правительств Африканского союза в Аддис-Абебе (31 января 2015 года), причем важнейшим назван проект «Строительство сетей высокоскоростных поездов, соединяющий все африканские столицы и крупные экономические центры» [22].

В начале 1990-х годов американские и европейские компании осуществляли до 85% строительных контрактов в Африке. Сегодня ситуация кардинально изменилась — китайские строительные компании доминируют в африканских инфраструктурных проектах. По данным международного аналитического агентства Deloitte, например, в 2021 году китайские компании осуществляли 31% всех инфраструктурных проектов стоимостью 50 млн долларов в странах Африки — на 12% больше, чем в 2019 году. Западные эксперты и средства массовой информации утверждают, что китайские предприятия с 2017 года играют важную роль в таких областях экономики, как финансирование и развитие критической транспортной инфраструктуры в Африке, и, согласно оценкам Инфраструктурного консорциума для Африки (Infrastructure Consortium for Africa (ICA)), в 2018 году вклад КНР в развитие африканской инфраструктуры составил 25,7 млрд долларов, в то время как общий объем средств, выделенных на проекты развития инфраструктуры в Африке мировыми финансовыми организациями, составил 100,8 млрд долларов [16].

К 2022 году в рамках инициативы «Пояс и Путь» Китай принял уча-

стие в реализации более 200 инфраструктурных проектов в Африке — китайские компании построили и модернизировали около 30 тысяч км автомобильных дорог, примерно 2 тысячи км железных дорог, увеличили ежегодную пропускную способность морских портов на 85 млн тонн, а также повысили мощность очистки воды на 9 млн тонн в день, обеспечили выработку электроэнергии в размере около 20 тысяч МВт и построили более 30 тысяч км линий электропередач [11].

По оценкам компании McKinsey, в 2021 году китайские компании выиграли почти половину всех контрактов на проектирование, закупки и транспортное строительство по всему континенту, включая те, которые финансировались некитайскими организациями, такими как Всемирный банк [8]. Одним из последних подобных инфраструктурных проектов стала скоростная автомагистраль Найроби, которая открылась для автомобилистов в мае 2022 года. В то же время в Нигерии Китайская корпорация гражданского строительства (China Civil Engineering Construction Corporation Ltd., CCECC) с 2012 по 2022 год инвестировала более 2 млрд долларов в инфраструктурные проекты, такие как железные дороги, автодороги и аэропорты [24]. Так, компания провела реконструкцию и модернизацию четырех крупнейших международных воздушных узлов, последний из которых был введен в эксплуатацию 22 марта 2022 года в Лагосе [30]. За последние пять лет CCECC построила 717 км железных дорог в африканских странах в рамках четырех крупных проектов и работает над новыми, при этом около 75% средств поступает от Экспортно-импортного банка Китая.

В 2016-2021 годах более 12 тысяч китайских компаний было занято в африканских странах, в том числе 920 в Нигерии, 861 в Замбии, 825 в Танзании, 689 в Эфиопии, 608 в Южной Африке, 396 в Кении, 274 в Кот-д'Ивуаре и 248 в Анголе [27]. Оценивая успех и влияние Форума по китайско-африканскому сотрудничеству в октябре 2020 года, член Госсовета КНР и министр иностранных дел Ван И отметил, что в 2019 году объем прямых зарубежных китайских инвестиций в развитие экономики стран Африки составил более 49,1 млрд долларов, что почти в 100 раз больше, чем в 2000 году.

В 2009 году Китай обогнал США и стал крупнейшим торговым партнером Африки, и в 2021 году объем товарооборота между Китаем и Африкой по сравнению с 2020 годом вырос на 35,3% и составил 254,3 млрд долларов, что в 20 раз больше, чем в 2000 году. Китай, являясь крупнейшим торговым партнером Африки, способствует росту объема

ВВП стран Африки на 20% в течение ряда лет [14].

Крупнейшими экспортерами товаров в страны Африки в 2020 году были КНР, доля которой в общем объеме импорта стран Африки составляла 20,1%, Индия — 5,2%, Франция — 5,1%, США — 5,0%, и Германия — 4,3%, ОАЭ — 3,6%, Испания — 3,5%, Италия — 3,3%, Турция — 3,2%, причем из представленной десятки крупнейших экспортеров товаров в страны Африки три страны демонстрировали резкий рост объема экспорта. В 2001-2020 годах у КНР он увеличился в 5 раз, Индии и Турции — в 3 раза, причем, как отмечают зарубежные экономисты, «доминирование Китая, как основного экспортера в страны Африки, определялось расширением торгово-экономических связей между ними в рамках сотрудничества при реализации инициативы "Пояс и путь"» [21].

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в 2022 году общий объем торговли Китая со странами Африки достиг 282 млрд долларов, увеличившись на 11,1% по сравнению с 2021 годом. Общий объем китайских прямых зарубежных инвестиций в страны Африки в 2021 году составил 3,74 млрд долларов — Китай являлся четвертым по величине инвестором на африканском континенте (после Нидерландов, Великобритании и Франции). При этом с 2014 года Китай уже опережал США. В период с 2000 по 2021 год китайские финансовые институты подписали с правительствами и государственными предприятиями африканских стран 1141 кредитное обязательство на сумму 153 млрд долларов, а общая стоимость контрактных проектов китайских предприятий в Африке в 2020 году составила 38,3 млрд долларов [18].

В городе Чанша (провинция Хунань) 6 февраля 2023 года была открыта китайско-африканская база услуг по цифровизации экономики и торговли, которая будет обслуживать китайские компании на Черном континенте и предоставлять соответствующие цифровые информационные услуги. База также будет выпускать аналитические отчеты с использованием статистических данных, связанных с китайско-африканским торгово-экономическим сотрудничеством, способствовать развитию трансграничной электронной торговли, проводить статистический анализ экономических и торговых данных, а также создавать новые проекты в области телекоммуникаций, Интернета, программного обеспечения и других информационных технологий. Кроме того, китайско-африканская база будет способствовать построению эффективной архитектуры национальных платежных систем африканских стран [13].

Китайско-африканские зоны свободной торговли (ЗСТ) и индустриальные парки

На Пекинском саммите Форума по китайско-африканскому сотрудничеству 2006 года китайское правительство предложило создать зоны экономического и торгового сотрудничества и призвало китайские компании инвестировать в Африку. Соглашение о зоне свободной торговли на Африканском континенте вступило в силу в мае 2019 года, обеспечив африканским странам возможность для развития производства, внешней торговли и привлечения инвестиций [16]. Совместное строительство индустриальных парков играет ведущую роль в активизации двустороннего сотрудничества, и постоянно появляются успешные примеры, такие как Китайско-Египетская зона экономического и торгового сотрудничества ТЕДА Суэц (China-Egypt TEDA Suez Economic and Trade Cooperation Zone), Зона свободной торговли Лекки (Lekki Free Trade Zone) в Нигерии, Зона экономического и торгового сотрудничества Замбия-Китай (Zambia-China Economic and Trade Cooperation Zone), промышленный парк Хавасса (Hawassa Industrial Park) и промышленный парк Дыре Дава (Dire Dawa Industrial Park) в Эфиопии, а также Международная зона свободной торговли Джибути (Djibouti International Free Trade Zone). Последняя, площадью 48,2 квадратных км, управляется совместным предприятием с инвестициями китайских компаний, включая China Merchants Holdings и Dalian Port Corp Ltd., а также Управление портов и свободной зоны Джибути. Ожидается, что ЗСТ станет важнейшим узлом, связывающим другие африканские страны, участвующие в инициативе «Пояс и Путь», и превратит Джибути, небольшую страну на северо-востоке Африки, в морской логистический узел, связывающий Африку, Азию и Европу [9].

Прагматичное сотрудничество между Китаем и Египтом за последние годы достигло исторического пика, поскольку Китай уже девять лет подряд является крупнейшим торговым партнером Египта, кроме того, китайские финансовые институты предоставили Египту финансирование в размере более 10 млрд долларов для реализации большого количества ключевых проектов в этой североафриканской стране. Основанная в 2007 году и расположенная в пустыне в 50 км к югу от морского порта Суэц и в 120 км к востоку от столицы Египта Каира, China-Egypt TEDA Suez Economic and Trade Cooperation Zone к концу ноября 2022 года привлекла 134 китайских предприятия и предоставила рабочие места для более чем 50 тысяч египтян, представляя собой важную

платформу для инвестиций и технологического сотрудничества между двумя странами [15]. Кроме того, китайско-египетское сотрудничество развивается и в других областях. В начале 2022 года несколько министерств Египта переехали в новую административную столицу страны г. Ведиан, который находится примерно в получасе езды от Каира и, как ожидается, поможет снизить нагрузку на нынешнее население столицы, облегчить транспортные проблемы, создать рабочие места и привлечь иностранные инвестиции. Проект центрального делового района в новой административной столице Египта, выполненный китайской компанией China State Construction Engineering Corporation, включал строительство 20 высотных зданий и сопутствующих им государственных и муниципальных проектов (здание парламентского центра, конференц-холл и выставочный комплекс). Масштабный проект стоимостью 2,8 млрд долларов занимает около 505 тысяч квадратных метров, а небоскреб Iconic Tower высотой 385,8 метров является самым высоким зданием в Африке [31].

К 2022 году в африканских странах функционировало 237 промышленных парков или зон, причем более 60 из них были спроектированы, построены или эксплуатировались китайскими компаниями. Эфиопия была одной из первых африканских стран, которая придала большое значение использованию индустриальных парков для ускорения индустриализации. Китайские компании приняли участие во многих проектах сотрудничества — в 2015 году Китайская корпорация гражданского строительства (China Civil Engineering Construction Corporation) выиграла тендер на строительство промышленного парка Хавасса, первого и, следовательно, флагманского промышленного парка, разработанного и поддержанного правительством Эфиопии.. Позднее китайские компании подписали контракты на строительство почти 10 индустриальных парков в городах Комболча (Kombolcha), Адама (Adama) и Дыре Дава (Dire Dawa), заняв доминирующее положение в строительстве индустриальных парков в Эфиопии [33]. Другим знаковым примером является Зона свободной торговли Лекки в Нигерии, являющаяся новаторским примером государственно-частного партнерства между китайскими предприятиями и нигерийским правительством [29]. Несмотря на неблагоприятные последствия пандемии COVID-19, число китайских компаний в зоне быстро росло и к августу 2022 года достигло 54. Китайско-африканское сотрудничество в создании индустриальных парков укрепляет потенциал

для самостоятельного развития стран Африки, налаживает механизмы сотрудничества между Китаем и Африкой на высшем уровне и создает основу долгосрочной координации между правительствами.

В настоящее время, несмотря на негативное влияние эпидемии COVID-19, китайские строительные компании продолжают активно участвовать в создании транспортной инфраструктуры стран Африки. Китайская государственная многонациональная инжиниринговая и строительная компания (China Communications Construction Co, СССС), продолжает строить железные дороги, порты, аэропорты и мосты почти в 40 африканских странах. Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC) занимается строительством инфраструктурных проектов в таких странах, как Алжир и Ангола, а в 2022 году она подписала с Ганой два новых контракта по строительству железных дорог, которые начнут реализовываться в ближайшие годы. Кроме того, китайская компания China Tiesiju Civil Engineering Group заявила, что она увеличит свои инвестиции в Эфиопии, Анголе и Мозамбике [12].

Заключение

В 2023 году Китай поддержал традицию: недавно назначенный министр иностранных дел КНР Цинь Ган совершил восьмидневный визит в Африку. С 9 по 16 января он посетил Эфиопию, Габон, Анголу, Бенин и Египет, включая штаб-квартиру Африканского союза в Аддис-Абебе и штаб-квартиру Лиги арабских государств в Каире [21]. В своем обращении к 36-му саммиту Африканского союза 18 февраля 2023 года Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что в 2022 году китайско-африканские отношения сохраняли здоровую динамику развития, а сотрудничество между Китаем и Африкой неуклонно продвигается вперед, занимая ведущее место в международном сотрудничестве с Африкой.

Литература

1. Дейч Т. Л. «Мягкая сила» Китая в Африке: сотрудничество в сферах образования и культуры // Вестник МГЛУ. Серия «Общественные науки». 2017. № 4 (788). С. 44-56.

2. Дейч Т. Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018, Т. 11. № 5. С. 119-141. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-119-141.

3. Коваленко В. Н. Экономическое сотрудничество со странами Африки в глобальной стратегии КНР // Китай, китайская цивилизация и мир. Тезисы докладов. М.: ИДВ РАН, 2022. С. 33-34.

4. Михайличенко К. М. Роль Африкив инициативе КНР «Одинпояс и один путь» // Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ. 2018. Т. 20. № 1. С. 60-68. DOI: 10.22363/2313-1438-2018-20-1-60-68

5. Сафронова Е. И. К вопросу о соперничестве Японии и Китая в Африке и Латинской Америке // Японские исследования. 2019. № 3. С. 84-111. DOI: 10.24411/2500-2872-2019-10022

6. Сафронова Е. И. КНР и страны Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока // КНР: политика, экономика, культура. 2019-2021. М.: ИДВ РАН, 2022. 354 с.

7. Чубаров И., Калашников Д. «Один пояс — один путь»: глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 1 (62). С. 25-33. D0I:10.20542/0131-2227-2018-62-1-25-33.

8. 9 years on, Belt and Road cooperation builds up connectivity for global prosperity. URL: https://www.bjreview.com/World/202209/ t20220915_800306550.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

9. Belt and Road projects: Past, present, future. URL: http://www. china.org.cn/business/2019-04/22/content_74708440_7.htm (дата обращения: 10 октября 2023 года).

10. Bhana К. Towards cooperative development. URL: http://www. bjreview.com/0pinion/Voice/202210/t20221013_800309293.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

11. BRI a win-win plan, not neocolonial tool: URL: https://www.chi-nadaily.com.cn/a/202109/04/WS6132b62fa310efa1bd66d4bf.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

12. China-Africa agriculture, infrastructure cooperation to be strengthened: experts. Trade pacts promote China-Africa farm, infrastructure deals. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202101/1211924. shtml (дата обращения: 10 октября 2023 года).

13. China-Africa economic, trade digitalization service base established in Hunan. URL: http://www.china.org.cn/business/2023-02/08/ content_85094561.htm (дата обращения: 10 октября 2023 года).

14. China-Africa ties help realize shared future. 2022. URL: https://glob-al.chinadaily.com.cn/a/202211/01/WS636058daa310fd2b29e7f89a. html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

15. China-Egypt economic cooperation yields fruitful results, mutual benefit: forum. URL: http://en.people.cn/n3/2023/0107/c90000-10193019.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

16. Cooperation with China brings better infrastructure, more jobs, sustainable development to Africa. URL: https://www.bjreview. com/World/202212/t20221214_800316038.html. (дата обращения: 10 октября 2023 года).

17. Financial cooperation with Africa aimed at achieving local sustainable development. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202301/1284541.shtml (дата обращения: 10 октября 2023 года).

18. Gu Jing. A wind of change. Africa's development in an era of unprecedented technological transformation and competition. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202212/28/ WS63ab8247a31057c47eba67e3.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

19. He Wenping. A year of great strides. URL: http://www.bjreview. com/0pinion/Voice/202301/t20230109_800317903.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

20. Johnston L. A. Harvesting from "Poor Old" China to Harness "Poor Young" Africa's Demographic Dividend? // Bridges Africa. 2018, vol. 7, no 5, July 2018. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/news/harvesting-from-Cpoor-%E2%80%9D-africa%E2%80%99s (дата обращения: 10 октября 2023 года).

21. Majueran М. Africa a natural partner of BRI. 2023. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202301/18/WS63c72a93a31057c47ebaa339. html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

22. Singh S. Global development is a collective responsibility. URL: https://www.bjreview.com/0pinion/Voice/202209/ t20220923_800307573.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

23. Sino-African cooperation eyes more benefits. 2022.URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202212/20/WS63a11ccca31057c47eba542d. html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

24. Special report: BRI takes hold with inspiring breakthroughs in 2022 despite global downturn. New chapter of BRI to unfold next year, serving as 'an anchor of stability' to the world: observers. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202212/1282427.shtml (дата обращения: 10 октября 2023 года).

25. Understanding China-Africa Relations. 2016. URL: https://thedip-lomat.com/2016/06/understanding-china-africa-relations/ (дата обращения: 10 октября 2023 года).

26. Wang Hairong, Zhang Shasha. Road to Common Development. The Belt and Road Initiative provides better infrastructure for globalization. 2019. URL: https://www.bjreview.com/World/201904/ t20190408_800164323.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

27. Wang Xiaodong. Key projects launched as part of Belt and Road Initiative. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202210/21/ WS6351d539a310fd2b29e7dab6 (дата обращения: 10 октября 2023 года).

28. Xiao Xin. China's African infrastructure investment a stark contrast to Western lip service. 2022. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202202/1251982.shtml (дата обращения: 10 октября 2023 года).

29. Xiconomics: BRI paves way for shared future via common development. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202208/01/ WS62e72f0da310fd2b29e6f744.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

30. Xu Wei. Nation shares its public goods with the world. URL: https://www. chinadaily. com. cn/a/202210/19/ WS634f334ba310fd2b29e7d37b_4.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

31. Yuan Shenggao. Egypt, China take steps to boost trade and business cooperation. URL: https://epaper.chinadaily.com.cn/a/202212/09/ WS6392926aa310777689885161.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

32. Zhao Pei. China-backed projects meet demands of Africa. 2018. URL: https://www.globaltimes.cn/page/201811/1126294.shtml (дата обращения: 10 октября 2023 года).

33. Zhao Ruinan. Mood upbeat for growth in China-Africa

trade. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/26/ WS63d1c20ca31057c47ebab3ff.html (дата обращения: 10 октября 2023 года).

References

1. Deitch T. L. "Soft power" of China in Africa: cooperation in the fields of education and culture. Vestnik MGLU. Seriya "Obshchestvennye nauki" [News MSLU. The series "Social Sciences"], 2017, no. 4 (788), pp. 44-56 (in Russian).

2. Deutsch T. L. China in Africa: "neocolonialism" or "win-win" strategy? Kontury globalnyh transformaciy: politika, ekonomika, pravo [Contours of global transformations: politics, economics, law], 2018, vol. 11, no. 5, pp. 119-141 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-119-141.

3. Kovalenko V. N. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo so stranami Afriki v global'noy strategii KNR [Economic cooperation with African countries in the global strategy of the PRC] in coll. Kitay, kitayskaya civilizaciya i mir. Tezisy dokladov [China, Chinese civilization and the world. Abstracts of reports], Moscow: IDV RAS, 2022, pp.33-34 (in Russian).

4. Mikhailichenko K. M. The role of Africa in the initiative of the People's Republic of China "One Belt and one Road". Vestnik RUDN. Seriya: POLITOLOGIYA [Bulletin of the RUDN. Series: POLITICAL SCIENCE], 2018, vol. 20, no. 1, pp. 60-68 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-1438-2018-20-1-60-68

5. Safronova E. I. On the issue of the rivalry between Japan and China in Africa and Latin America. Yaponskie issledovaniya [Japanese studies], 2019, no. 3, pp. 84-111 (in Russian). DOI: 10.24411/2500-2872-2019-10022

6. Safronova E. I. KNR i strany Latinskoy Ameriki, Afriki i Blizhnego Vostoka [China and the countries of Latin America, Africa and the Middle East] in coll. KNR: politika, ekonomika, kul'tura. 2019-2021 [China: politics, economy, culture. 2019-2021], Moscow: IDV RAS, 2022, 354 p. (in Russian).

7. Chubarov I., Kalashnikov D. "One belt, one way": globalization in Chinese. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations], 2018, no. 1 (62). pp.

25-33 (in Russian). DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-1-25-33.

8. 9 years on, Belt and Road cooperation builds up connectivity for global prosperity. Available at: https://www.bjreview.com/ World/202209/t20220915_800306550.html (accessed: 10 October, 2023).

9. Belt and Road projects: Past, present, future. Available at: http://www. china.org.cn/business/2019-04/22/content_74708440_7.htm (accessed: 10 October, 2023).

10. BhanaK. Towards cooperative development. Available at: http://www. bjreview.com/Opinion/Voice/202210/t20221013_800309293.html (accessed: 10 October, 2023).

11. BRI a win-win plan, not neocolonial tool. Available at: https://www. chinadaily.com.cn/a/202109/04/WS6132b62fa310efa1bd66d4bf. html (accessed: 10 October, 2023).

12. China-Africa agriculture, infrastructure cooperation to be strengthened: experts. Trade pacts promote China-Africa farm, infrastructure deals. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202101/1211924.shtml (accessed: 10 October, 2023).

13. China-Africa economic, trade digitalization service base established in Hunan. Available at: http://www.china.org.cn/busi-ness/2023-02/08/content_85094561.htm (accessed: 10 October, 2023).

14. China-Africa ties help realize shared future. 2022. Available at: https://global.chinadaily.com.cn/a/202211/01/ WS636058daa310fd2b29e7f89a.html (accessed: 10 October, 2023).

15. China-Egypt economic cooperation yields fruitful results, mutual benefit: forum. Available at: http://en.people.cn/n3/2023/0107/ c90000-10193019.html (accessed: 10 October, 2023).

16. Cooperation with China brings better infrastructure, more jobs, sustainable development to Africa. Available at: https://www.bjre-view.com/World/202212/t20221214_800316038.html (accessed: 10 October, 2023).

17. Financial cooperation with Africa aimed at achieving local sustainable development. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202301/1284541.shtml (accessed: 10 October, 2023).

18. Gu Jing. A wind of change. Africa's development in an era of unprecedented technological transformation and competi-

tion. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/a/202212/28/ WS63ab8247a31057c47eba67e3.html (accessed: 10 October, 2023).

19. He Wenping. A year of great strides. Available at: http://www.bjre-view.com/Opinion/Voice/202301 /t20230109_800317903 .html (accessed: 10 October, 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Johnston L. A. Harvesting from "Poor Old" China to Harness "Poor Young" Africa's Demographic Dividend? Bridges Africa. 2018, vol. 7, no 5, July 2018. Available at: https://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/news/harvesting-from-Cpoor-%E2%80%9D-africa%E2%80%99s (accessed: 10 October, 2023).

21. Majueran М. Africa a natural partner of BRI. 2023. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/18/ WS63c72a93a31057c47ebaa339.html (accessed: 10 October, 2023).

22. Singh S. Global development is a collective responsibility. Available at: https://www.bjreview.com/Opinion/Voice/202209/ t20220923_800307573.html (accessed: 10 October, 2023).

23. Sino-African cooperation eyes more benefits. 2022. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202212/20/ WS63a11ccca31057c47eba542d.html (accessed: 10 October, 2023).

24. Special report: BRI takes hold with inspiring breakthroughs in 2022 despite global downturn. New chapter of BRI to unfold next year, serving as 'an anchor of stability' to the world: observers. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202212/1282427.shtml (accessed: 10 October, 2023).

25. Understanding China-Africa Relations. 2016. Available at: https://thediplomat.com/2016/06/understanding-china-africa-re-lations/ (accessed: 10 October, 2023).

26. Wang Hairong, Zhang Shasha. Road to Common Development. The Belt and Road Initiative provides better infrastructure for globalization. 2019. Available at: https://www.bjreview.com/World/201904/ t20190408_800164323.html (accessed: 10 October, 2023).

27. Wang Xiaodong. Key projects launched as part of Belt and Road Initiative. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/a/202210/21/ WS6351d539a310fd2b29e7dab6 (accessed: 10 October, 2023).

28. Xiao Xin. China's African infrastructure investment a stark contrast to Western lip service. 2022. Available at: https://www.globaltimes. cn/page/202202/1251982.shtml (accessed: 10 October, 2023).

29. Xiconomics: BRI paves way for shared future via common development. Available at: https://www.chinadaily.com.en/a/202208/01/ WS62e72f0da310fd2b29e6f744.html (accessed: 10 October, 2023).

30. Xu Wei. Nation shares its public goods with the world. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/a/202210/19/ WS634f334ba310fd2b29e7d37b_4.html (accessed: 10 October, 2023).

31. Yuan Shenggao. Egypt, China take steps to boost trade and business cooperation. Available at: https://epaper.chinadaily.com. cn/a/202212/09/WS6392926aa310777689885161 .html (accessed: 10 October, 2023).

32. Zhao Pei. China-backed projects meet demands of Africa. 2018. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/201811/1126294. shtml (accessed: 10 October, 2023).

33. Zhao Ruinan. Mood upbeat for growth in China-Africa trade. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/26/ WS63d1c20ca31057c47ebab3ff.html (accessed: 10 October, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.