Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ'

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / Российская Федерация / автомобильная промышленность / электромобили / автомобили / использующие альтернативные источники энергии (АИАИЭ) / экспорт / импорт / China / Russian Federation / automotive industry / electric vehicles / cars using alternative energy sources / export / import

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаев Кирилл Владимирович, Сазонов Сергей Леонидович, Ильинская Ирина Дмитриевна

Стремительное развитие экономики КНР в последние годы способствовало ее усилению во многих отраслях промышленности, в том числе автомобильной. Помимо традиционного выпуска автомобилей с бензиновыми двигателями Китай наращивает объемы производства и экспорта электромобилей. В последние годы стремительно увеличилась доля китайский автомобилей на российском рынке, причем эта тенденция имеет нарастающий характер. Новый импульс развитию экономических отношений придал визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2023 года. В статье приведен анализ состояния автопромышленной отрасли в КНР и оценка перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AUTOMOBILE INDUSTRY OF CHINA AND ITS PROSPECTS IN THE INTERNATIONAL MARKET

The rapid development of the Chinese economy in recent years has contributed to its strengthening in many industries, including automotive. In addition to the traditional production of cars with gasoline engines, China is increasing the production and export of electric vehicles. In recent years, the share of Chinese cars in the Russian market has increased rapidly, and this trend has an increasing character. A new impetus to the development of economic relations was given by the visit of Chinese President Xi Jinping to Moscow in March 2023, the article provides an analysis of the state of the automotive industry in China and an assessment of its development prospects.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 330.341 DOI: 10.24412/2071-6435-2023-3-21-38

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

Стремительное развитие экономики КНР в последние годы способствовало ее усилению во многих отраслях промышленности, в том числе автомобильной. Помимо традиционного выпуска автомобилей с бензиновыми двигателями Китай наращивает объемы производства и экспорта электромобилей. В последние годы стремительно увеличилась доля китайский автомобилей на российском рынке, причем эта тенденция имеет нарастающий характер. Новый импульс развитию экономических отношений придал визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2023 года. В статье приведен анализ состояния автопромышленной отрасли в КНР и оценка перспективы ее развития.

Ключевые слова: КНР, Российская Федерация, автомобильная промышленность, электромобили, автомобили, использующие альтернативные источники энергии (АИАИЭ), экспорт, импорт.

К. В. Бабаев

С. Л. Сазонов

Развитие рынка автомобилей в КНР

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (КААП — от англ. CAAM, China Association of Automobile Manufacturers), по объему производства и продаж автомобилей Китай занимает первое место в мире 14 лет подряд, а по выпуску автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (АИАИЭ), лидирует на мировом рынке восьмой год подряд. Так, объем продаж автомобилей в Китае составил 10% от общего объема розничных продаж в стране, а с учетом продаж топлива

И. Д. Ильинская

этот объем увеличивается почти до 15% [7].

В 2022 году производство автомобилей в Китае выросло на 3%, до 27,66 млн единиц, а объем продаж увеличился на 2,1%, до 26,86 млн единиц, причем в отношении производства и продаж легковых автомобилей эти показатели в 2022 году составили 23,836 млн и 23,563 млн единиц, увеличившись соответственно на 11,2% и 9,5% по сравнению с 2021 годом [7].

В 2022 году китайский автопром увеличил объем выручки и прибыли до 9,29 трлн юаней, увеличившись на 6,8% в годовом исчислении, а объем прибыли отраслевых компаний вырос до 531,96 млрд юаней (увеличение на 0,6% по сравнению с предыдущим годом, причем этот рост был выше, чем в обрабатывающей промышленности в целом за тот же период). В 2022 году объем добавленной стоимости в отрасли автопроизводства вырос на 6,3%, что на 2,7 процентных пункта выше роста объема добавленной стоимости отраслей промышленности КНР.

Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (КАЛА — от англ. CPCA, China Association of Passenger Cars), по итогам 2022 года в Китае было продано 23,56 млн легковых машин (на 1,9% больше, чем годом ранее). По данным КАЛА, в 2022 году объем продаж легковых автомобилей китайских марок по сравнению с предыдущим годом вырос на 22,8% и составил 11,77 млн единиц, а рыночная доля этих машин достигла 49,9%, увеличившись на 5,4% в годовом исчислении.

Стимулирование китайского автопрома

В 2009 году в КНР впервые было введено субсидирование на покупку АИАИЭ, при этом электромобили (ЭМ) и подключаемые гибридные автомобили имели право на получении субсидии в размере 12,6 тысячи юаней и 4,8 тысячи юаней за единицу соответственно. Эта мера была принята с целью ускорить развитие зарождающейся отрасли производства АИАИЭ в Китае. Однако в 2015 году правительство КНР объявило о планах прекратить субсидирование к концу 2020 года. Тем не менее этот срок был продлен в марте 2020 года, чтобы смягчить воздействие пандемии COVID-19, которая резко ослабила потребительский спрос на автомобили. Программа предоставления государственных субсидий при покупке АИАИЭ была прекращена 31 декабря 2022 года, производителям пришлось повышать конкурентоспособность за счет снижения затрат и запуска инновационных продуктов, которые удовлетворяют потреб-

ности китайских потребителей. Ведущий китайский производитель электромобилей BYD (Build Your Dreams) , сославшись на истечение срока государственной политики субсидирования и повышение цен на материалы для изготовления аккумуляторов, заявил, что с начала 2023 года скорректирует свои отпускные цены — на некоторые модели, они вырастут от 2 тысяч до 60 тысяч юаней за автомобиль. В начале 2023 года компания GAC (Guangzhou Automobile Group) также объявила, что повысит отпускную цену своих моделей Aion от 3 тысяч юаней до 8 тысяч юаней. В отличие от ценовой стратегии этих двух производителей, другие китайские компании, выпускающие АИАИЭ, предпочитают брать на себя расходы, связанные с отказом от государственных субсидий.

По словам генерального секретаря КАЛА Цуй Дуншу, «отмена субсидий усилит ценовое давление на автопроизводителей и поэтому для них естественно повышать цены. Однако, учитывая недавнее снижение цен компанией Tesla, большинство производителей АИАИЭ могут поддерживать стабильность цен и не вносить слишком радикальные корректировки». В четвертом квартале 2022 года компания Tesla объявила о снижении цен и введении промо-акции, согласно которой клиенты, разместившие заказ до конца февраля 2023 года, могли получить страховую субсидию в размере 4 тысяч юаней и денежную субсидию в размере 6 тысяч юаней. Теперь, отметил Цуй Дуншу, «когда стоимость цепочки поставок остается высокой и сокращаются государственные субсидии, мы решили компенсировать затраты самостоятельно. Ожидается, что в 2023 году цена на карбонат лития, ключевой компонент батареи ЭМ, снизится, что принесет некоторое облегчение производителям электромобилей» [8].

Впрочем, для крупнейших производителей АИАИЭ в Китае в последние годы субсидии уже стали менее значительным фактором, поскольку отрасль больше ориентируется на рынок. По данным Министерства промышленности и информационных технологий КНР, доля АИАИЭ, получивших государственные субсидии, снизилась с 78% в 2017 году до 47% в 2021 году [2]. По мнению Цуй Дуншу, поэтапный отказ от субсидий окажет большое влияние на компании, которые производят автомобили ради субсидий, а также на бюджетные модели стоимостью около 100 тысяч юаней. Дело в том, что китайский рынок АИАИЭ за десять лет стал намного более зрелым, а модели — куда доступнее для китайских потребителей. Аналитики КААП прогнозируют «снижение

объема продаж электромобилей в ближайшие месяцы после постепенного отказа от политики субсидирования, но рост объема их продаж в стране по-прежнему останется положительным в 2023 году, к тому же продление освобождения от налогов стало позитивной новостью для будущих продаж "зеленых" автомобилей» [25].

В 2022 году правительство КНР приняло решение вдвое снизить 10-процентный налог на покупку легковых автомобилей стоимостью менее 300 тысяч юаней без НДС и с двигателем объемом не больше 2 литров, приобретенных в период с 1 июня по 31 декабря 2022 года. По данным Государственного налогового управления КНР, в 2022 году общая сумма сэкономленных средств по сравнению с 2021 годом выросла на 92,6% и составила 87,9 млрд юаней. В сентябре 2022 года решением Государственного комитета по делам развития и реформ Госсовета КНР политика освобождения от налога на покупку АИАИЭ была продлена до конца 2023 года. Вышеперечисленные меры стимулировали рост объема продаж легковых автомобилей в КНР с июня 2022 года.

Несмотря на неблагоприятные условия, такие как вспышка эпидемии СОУГО-19, нехватка полупроводников, чипов и рост цен на сырье для производства аккумуляторных батарей, рынок «зеленых» автомобилей Китая в 2022 году продемонстрировал устойчивый рост, при этом их продажи увеличилась почти вдвое, что было обусловлено высокими ценами на нефть, растущим рыночным спросом и правительственной политикой стимулирования.

В 2022 году рынок АИАИЭ сохранил экспоненциальный рост — так, объем их производства вырос на 96,9% по сравнению с 2021 годом до показателя в 7,06 млн единиц, было продано 6,89 млн единиц, то есть в этом отношении увеличение произошло на 93,4% в годовом выражении [11].

Так, растущая популярность АИАИЭ в Китае позволила китайскому автопроизводителю ВУБ в 2022 году обогнать FAW-Volkswagen в качестве самого продаваемого автопроизводителя. В марте 2022 года ВУБ прекратил производство автомобилей с традиционным бензиновым двигателем, а 16 ноября 2022 года его руководство заявило, что трехмиллионный АИАИЭ компании сошел с конвейера. По словам главы компании Ван Чуанфу, «начав как нишевый бренд, а затем превратившись в массового производителя "зеленых" автомобилей, ВУЭ отражает стремительное развитие отрасли производства АИАИЭ в Китае». Отметим, что компания ВУБ произвела свой первый миллион АИАИЭ за 13 лет, второй

миллион единиц — за один год и третий миллион — за полгода [10]. К декабрю 2022 года совокупный объем продаж АИАИЭ компании BYD достиг 3,7 млн единиц, а по оценкам китайских аналитиков, объем продаж АИАИЭ компании в 2023 году может составить 3 млн единиц [11].

В 2022 году объем продаж другого крупного китайского автопроизводителя SGMW (SAIC-GM-Wuling) составил более 1,6 млн автомобилей, причем продажи АИАИЭ выросли до 600 тысяч единиц (рост на 33%). Следует отметить, что было реализовано 550 тысяч ЭМ модели Hongguang MINIEV — к концу 2022 года модель 28 месяцев подряд лидировала на китайском рынке ЭМ по объему продаж [18].

Что касается хедлайнера в сфере производства ЭМ, то компания Tesla активно расширяет свой бизнес в Китае — к началу 2023 года американский автопроизводитель построил 10 тысяч электрозарядных станций и открыл более 320 магазинов и сервисных центров по всей стране [12].

По итогам 2022 года объем производства ЭМ на заводе Tesla в Шанхае составил 710 тысяч единиц, что на 48% больше, чем годом ранее, причем выпуск ЭМ Model Y исчисляется 460 тысячами единиц, а ЭМ Model 3 — 250 тысячами, что означает, что объем продаж ЭМ завода Tesla в Шанхае составил более 50% объема мировых продаж американской компании в 2022 году. В августе 2022 года с конвейера завода сошел миллионный автомобиль, менее чем через три года после поставки первого электромобиля Tesla китайского производства.

Завод Tesla в Шанхае, введенный в эксплуатацию в 2019 году, является первым объектом американского автопроизводителя за пределами США, уровень локализации производственной цепочки составляет более 95%, а 99,99% процента сотрудников являются гражданами КНР [23]. Как основные игроки отрасли производства АИАИЭ в последние годы компании Tesla и BYD лидировали по продажам АИАИЭ, причем BYD была первой в период с 2015 по 2018 год, затем ее место заняла корпорация Tesla — с 2019 по 2021 год. По сравнению с ней компания BYD предлагает более широкий выбор продуктов, при этом ее гибридные модели с подключаемыми модулями значительно увеличили объемы продаж в 2022 году — они продавались лучше, чем электромобили, что помогло компании BYD обогнать Tesla по объемам продаж АИАИЭ [24].

Тем не менее, с точки зрения международного признания, китайской компании BYD есть куда расти, так как объем ее зарубежных продаж АИАИЭ в 2022 году составил 11320 единиц, что составило чуть менее

5% от общего объема продаж автомобилей [9], тогда как объем продаж ЭМ корпорации Tesla на мировом рынке, не включая Северную Америку, достиг 68,6% [20].

Между тем другие китайские производители ЭМ также зафиксировали двузначный рост реализации авто в 2022 году — объемы продаж электромобилей китайских стартапов составили: NIO — 122486 единиц, Xpeng — 120757 единиц, Li Auto — 133246 единиц (рост по сравнению с 2021 годом на 34%, 23% и 47,2% соответственно) [22].

В отчете, опубликованном в конце декабря 2022 года ведущим маркетинговым агентством J. D. Power и Университетом Тунцзи (расположен в Шанхае и входит в число 300 лучших университетов мира), было отмечено, что китайская автомобильная промышленность, благодаря своим достижениям в области цифровизации, усиливает свое влияние на мировом ранке интеллектуальных ЭМ. В отчете был приведен список 10 лучших моделей интеллектуальных ЭМ в КНР по итогам 2022 года, причем семь из них были китайскими.

В последние годы резко увеличился объем финансирования китайских стартапов по производству ЭМ, при этом компании, расположенные в производственной цепочке, оказались самыми активными инвесторами, что отражает их уверенность в будущих перспективах отрасли. В начале февраля 2023 года китайский стартап Zeekr, премиальный бренд ЭМ, поддерживаемый китайским автогигантом Geely, получил финансирование в размере 750 млн долларов в рамках инвестиционного раунда серии А, увеличив свою рыночную оценку (капитализацию) до 13 млрд долларов. В число инвесторов вошли китайский гигант по производству АКБ для ЭМ Contemporary Amperex Technology (CATL), соучредитель и генеральный директор компании Mobileye, специализирующейся на технологиях автономных ЭМ, израильский миллиардер А. Шашуа и Yuexiu Industrial Fund, инвестиционное подразделение правительства Гуанчжоу. Согласно данным аналитической компании Refinitiv Eikon, текущая рыночная оценка Zeekr в 13 млрд долларов выше, чем у производителя ЭМ XPeng из Гуанчжоу, рыночная стоимость которого составляет 8 млрд долларов, но стартап Zeekr по-прежнему отстает от Nio и Li Auto с рыночной оценкой в 17,22 млрд долларов и 25,22 млрд долларов соответственно. Стартапы Nio, XPeng и Li Auto — это трио ведущих китайских производителей ЭМ, которые вышли на фондовый рынок США в 2020 году. Что касается Zeekr, то он превзошел другие

стартапы в премиальном сегменте электромобилей с ценами выше 300 тысяч юаней (44 тысячи долларов) и объемом продаж в 72 тысячи единиц в год, причем стартап планирует выпустить две совершенно новые модели и удвоить объем продаж в 2023 году [15].

Экспорт китайских АИАИЭ в 2022 году по регионам

Согласно статистическим данным КААП, в 2022 году объем экспорта автомобилей китайских автопроизводителей из первой десятки составил 2,8 млн единиц, а совокупная доля рынка достигла 90%. Компания SAIC Motor возглавила список, поставив на внешний рынок 906 тысяч автомобилей с долей рынка 29,1%. Второе и третье места заняли компании Cherry и Tesla с объемами экспорта автомобилей в 452 тысячи и 271 тысячу единиц соответственно. Между тем в 2022 году компания Geely сообщила о самых быстрых темпах роста экспорта автомобилей в 72,4%, до 198 тысяч единиц. В итоге, топ-10 китайских автопроизводителей по объему экспорта в Китае выглядит следующим образом (по возрастанию): 10. Sinotruk — 83 тысячи единиц, 9. BAIC Group — 110 тысяч единиц, 8. JAC Group — 115 тысяч единиц, 7. Great Wall Motors — 173 тысячи единиц, 6. Geely Holding Group — 198 тысяч единиц, 5. Dongfeng Motor Corporation — 242 тысячи единиц, 4. Changan Auto — 249 тысяч единиц, 3. Tesla 271 тысяча единиц, 2. Chery Automobile — 452 тысячи единиц, 1. SAIC Motor — 906 тысяч единиц.

В 2022 году китайский производитель автобусов Yutong возглавил список самых популярных производителей электробусов (ebus) в Европе, обойдя признанных европейских грандов, включая Mercedes и Volvo. По данным консалтинговой фирмы Chatrou CME Solutions, в 2022 году в Европе было зарегистрировано в общей сложности 479 ebus компании Yutong, что на 58% больше, чем в 2021 году , — на долю китайского производителя электробусов пришлось 11% европейского рынка. В 2022 году китайско-британское совместное предприятие BY-ADL заняло второе место — 465, а третье место досталось компании Mercedes — 405 единиц такой техники. BYD заняла шестое место, а другая китайская компания Golden Dragon — десятое с показателями 322 и 133 зарегистрированных ebus соответственно. Европа переходит к экологичному общественному транспорту — в 2022 году на континенте было зарегистрировано в общей сложности 4152 электробуса, что на 26% больше, чем в 2021 году. В 2022 году Великобритания возглавила список европейских стран

с общим количеством зарегистрированных электробусов — 685 ebus, Германия — на втором месте с 581 ebus, а за ней — Франция с 549 зарегистрированными ebus.

Кроме прочего, Китай начал экспорт подержанных автомобилей в 2019 году и к началу 2023 года правительство поддержало его развитие в 30 административных единицах провинциального уровня, включая Пекин, Тяньцзинь, Шанхай и провинцию Гуандун. Стимулируемый благоприятной государственной политикой и увеличением числа дилеров, в последние годы объем экспорта подержанных автомобилей значительно увеличился, а цены на них резко возросли. По данным базирующейся в Пекине Ассоциации автомобильных дилеров Китая (англ. China Automobile Dealers Association), в первой половине 2022 года КНР экспортировала более 16 тысяч подержанных автомобилей (по сравнению с 15123 единицами в первой половине 2021 года), причем стоимость этих машин выросла в среднем от 4895 долларов в 2019 году до почти 15 тысяч долларов в 2022 году. Ожидается, что в 2023 году китайский рынок подержанных автомобилей будет устойчиво восстанавливаться, а объем продаж в перспективе, возможно, достигнет 20 млн единиц.

После взрывного роста объема экспорта автомобилей из Китая в 2021 году, который впервые превысил 2 млн единиц и ознаменовал прорыв на мировой рынок китайских автомобилей, в 2022 году страна экспортировала 3,11 млн автомобилей (на 54,4% больше, чем в 2021 году), в том числе 679 тысяч из них — электромобили (рост на 120% по сравнению с 2021 годом) [24].

По показателю объема экспорта автомобилей страна обошла Германию и вышла на второе место в мире после Японии [13]. По данным КАЛА, в 2022 году объем экспорта китайских пикапов по сравнению с 2021 годом вырос на 65% и увеличился до 128 тысяч единиц, что составило 25% от общего объема продаж пикапов в КНР [14]. Согласно прогнозу аналитиков КААП, в 2023 году объем экспорта автомобилей из Китая может вырасти как минимум на 20% в годовом исчислении, до 3,73 млн единиц [21].

Взрывной рост объемов экспорта китайских АИАИЭ в немалой степени был достигнут за счет создания прочных и устойчивых цепочек поставок. Под влиянием усиливающегося спроса китайские автопроизводители расширяют объемы инвестиций в морскую перевозку своих автомобилей за границу. В 2022 году компания COSCO и консорциум

ведущих китайских автопроизводителей приступили к строительству 15 новых судов вместимостью от 7 до 8,6 тысячи автомобилей и планируют открыть 15 новых маршрутов в страны Европы, Южной Америки, Австралии и другие регионы мира в целях обеспечения стабильности производственной и сбытовой цепочек автомобильной промышленности Китая.

В декабре 2022 года судно компании COSCO Shipping Car Carriers Co, зафрахтованное китайскими автопроизводителями, перевезло 3859 автомобилей китайского производства из порта Шанхай в порты Джебель-Али в Дубае и Даммам в Саудовской Аравии, ознаменовав открытие первого автомобильного судоходного маршрута, соединяющего порт Шанхая [9] и страны Персидского залива [12]. Для повышения эффективности логистики и цепочек поставок терминал Meixi RORO в районе Мэйшань порта Нинбо-Чжоушань установил тесное сотрудничество с китайскими автопроизводителями и крупными судоходными компаниями. В 2022 году на терминале было загружено в общей сложности 39 судов, которые перевезли более 80 тысяч автомобилей на экспорт. Железнодорожный транспорт страны также принял меры по укреплению цепочек поставок — по сообщению China State Railway Group Company, национального пассажирского и грузового перевозчика, в 2022 году были сняты ограничения на перевозку АИАИЭ по железной дороге, что обеспечило рост объемов международных перевозок «зеленых» автомобилей в страны Европы поездами китайской железнодорожной компании China-Europe Railway Express [19].

По словам китайских судостроителей и отраслевых наблюдателей, благодаря быстрому росту объемов экспорта автомобилей в Китае и растущему мировому спросу на электромобили в последние годы, флот китайских морских судов для перевозки автомобилей стал постепенно увеличиваться и, как ожидается, в недалеком будущем займет значительную долю мирового рынка. Начав восстанавливаться в 2021 году, мировой рынок морских автомобильных перевозок в 2022 году пережил стремительный рост — благодаря активному рыночному спросу среднесуточные ставки фрахта для автоперевозчиков достигли 90 тысяч долларов, примерно на 70% больше по сравнению с пиковой ценой, наблюдавшейся в 2008 году. Однако несмотря на то, что Китай постоянно наращивает мощности в области производства морских судов для перевозки автомобилей, он все еще не вошел в «первый эшелон»

мировых морских автоперевозчиков. Согласно отчету Clarkson Research Services за 2022 год, мировой флот судов для перевозки автомобилей состоял из 756 единиц при среднем размере судна в 5,3 тысячи мест для транспортировки автомобилей и в общей сложности насчитывал около 4 млн таких мест, в то время как китайский насчитывал 51 судно, в том числе девять крупных автомобильных перевозчиков на 7,6 тысячи мест каждый и два крупных перевозчика на 7,8 тысячи мест каждый. До 2021 года в структуре китайских морских перевозчиков в основном доминировали суда, обеспечивающие внутреннюю торговлю, тем не менее флот для международных перевозок будет расти, поскольку заказы на новые суда от китайских судовладельцев и автопроизводителей постоянно увеличиваются. Например, портфель заказов на строительство судов для перевозки автомобилей одной из крупнейших китайских судостроительных компаний CIMC Raffles Offshore Ltd в Яньтае (провинция Шаньдун) в 2022 году является самым большим за всю ее историю, насчитывает 12 судов и расписан до 2026 года. По мнению аналитиков КААП, «несмотря на увеличение объемов экспорта китайских автомобилей в 2022 году практически в два раза по сравнению с 2021 годом, этот растущий показатель создал проблемы как для экспедиторов, так и для автопроизводителей, которые изо всех сил пытаются обеспечить места на судах для перевозки своих автомобилей на экспорт». Например, по признанию директора по бизнесу крупной логистической компании Sinotrans Guangdong Co Ltd Лю Няньпэна, «в 2022 году ежемесячный дефицит спроса на морские автомобильные перевозки в провинции Гуандун составлял 20 тысяч мест, а с точки зрения предложения на судовые транспортные площади, в 2022 году наблюдался разрыв между предложением и спросом на каждом экспортном маршруте морских автомобильных перевозок. Если автомобили перевозятся в транспортных ящиках на контейнеровозах, технические требования к обвязке и упаковке высоки, а вместимость ограничена, причем электромобили должны использовать специальные контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, которые стоят недешево». Стоит отметить, что, по признанию Clarkson Research Services, «китайские компании обладают ценовыми преимуществами — в настоящее время стоимость строительства судов для перевозки автомобилей различных размеров на японских и южнокорейских верфях в среднем на 15% выше, чем цены, предлагаемые их конкурентами в Китае» [26].

Китайские автомобили завоевывают российский рынок

Март 2023 года был отмечен визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Эта поездка стала первым официальным визитом китайского лидера после его переизбрания на высокую должность. Вместе с Президентом России В. В. Путиным они провели длительные переговоры, которые принесли богатые результаты. По итогам встречи было подписано 14 документов, направленных на упрочение двустороннего сотрудничества в разных сферах. При этом одной из глобальных целей исторического визита было создание плана для китайско-российских отношений.

Надо сказать, что российско-китайское сотрудничество в последние годы развивается более чем успешно. Предпосылками тому стали двусторонние документы, подписанные еще на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В 1992 году было заключено Соглашение о торгово-экономических отношениях, а в 2001 году ратифицирован Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [3], который устанавливает принципы и направления взаимодействия КНР и России. Все это стало предтечей дружественного и взаимовыгодного взаимодействия в самых разных сферах, которое привело к результатам, достигнутым в 2022 году.

Как отметил посол КНР в Российской Федерации Чжан Ханьхуэй, 2022 году торговый оборот между Китаем и Россией достиг исторического максимума в 190,27 млрд долларов, увеличившись в годовом выражении на 29,3%: стремительное развитие продемонстрировало сотрудничество в торговле автомобилями, бытовой техникой, потребительской электроникой. В интервью газете «Известия» в апреле 2023 года Чжан Ханьхуэй уточнил: «В прошлом году Китай экспортировал в Россию 162 тысяч автомобилей, за год прирост составил 33,4%, доля китайских марок на российском рынке стремительно увеличилась с 7% до 19,2%, были диверсифицированы модели сотрудничества между предприятиями» [6].

В то же время аналитическое агентство «Автостат» заявляет, что сейчас китайские автокомпании занимают 36% рынка новых автомобилей. По данным агентства, в начале 2022 года этот показатель не превышал 10%, в конце 2021 года — 9%, а в конце 2020 года составлял всего 4%. К тому же в 2023 году в России создана Ассоциации китайских автопроизводителей, которую составляют российские импортеры и наиболее крупные автомобильные бренды КНР.

Высокие темпы развития рынка китайских автомобилей в России обусловлены не только беспрецедентным укреплением сотрудничества

Китая и Российской Федерации, но и уходом с российского авторынка европейских и японских брендов.

Что касается электромобилей (ЭМ), то тут нельзя говорить об их всецелой популярности в России, что объясняется целым рядом факторов: от состояния поддерживающей инфраструктуры подзарядок до пресловутых предубеждений российских потребителей. Однако даже в этой, казалось бы, не слишком перспективной сфере, китайский автопром начинает набирать обороты. Так, сравнительно недавно сайт Autonews сообщил о том, что относительно недорогой электрокар Dongfeng E70 — название в российской версии Evolute i-Pro — начнет продаваться в России. Его цена составляет 2,83 млн рублей. В Поднебесной такой автомобиль производится с 2019 года, а для российского потребителя его начали собирать на заводе в Липецке в 2022 году.

Этот проект имеет предпосылки для успешного развития. По оценке аналитиков агентства «Автостат», только за первые два месяца 2023 года в России было продано более 900 новых электромобилей, причем чуть менее половины из них произведены в КНР. Статистика января — февраля 2023 года показывает, что в Российской Федерации было продано 449 новых электромобилей китайской сборки, то есть в 14 раз больше, чем за тот же период предыдущего года. Более всего среди китайских ЭМ у россиян популярны модели Volkswagen, которые выпускаются на совместных предприятиях в КНР, Voyah и BYD.

Эта тенденция неудивительна, учитывая укрепление российско-китайских взаимоотношений, а также стремительное развитие автопрома в Китае, представление о текущем состоянии и перспективах которого позволяет яснее прогнозировать возможности двустороннего сотрудничества и товарообмена в этой сфере.

Заключение

Сегодня состояние автомобильной отрасли КНР не только благополучно, но и весьма перспективно, особенно с учетом нарастающего экспорта, в том числе в Российскую Федерацию. Стоит высоко оценить и стремление китайских производителей занять свою нишу в сегменте «автомобилей будущего», АИАИЭ в первую очередь. Очевидно, что конкуренция и развитие современных технологий вынуждают китайских разработчиков смотреть не только в завтрашний, но и послезавтрашний день, учитывая развитие конъюнктуры.

Так, аналитики предсказывают, что, несмотря на свое нынешнее лидерство в области производства электромобилей, автомобильная промышленность Китая столкнется с новыми проблемами, такими как рост стоимости аккумуляторов и цен на электроэнергию, а также усиление конкуренции со стороны автомобильных брендов других стран. Комментируя потенциальную тенденцию развития отрасли, вице-президент КАЛА Фу Бинфэн предвидит «наступление новой эры, когда все автомобили будут производиться с нулевым уровнем выбросов, причем автомобили, работающие на водороде, в конечном итоге, вытеснят ЭМ». Таким образом, можно констатировать, что автомобильная отрасль Китая сегодня остается одной из самый динамично развивающихся не только в КНР, но и в всем мире.

Литература

1. Аналитическое агентство «Автостат». URL: https://www.autostat. ru/infographics/54020/ (дата обращения: 5 мая 2023 года).

2. Вавилов О. К., Сазонов С. Л. Автомобильная промышленность КНР в 2021 году: преодоление последствий пандемии COVID-19 // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 1 (70). С. 219-239.

3. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 5 мая 2023 года).

4. Инвестиционная привлекательность стран Европы в 2020 году. Россия. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ ru_ru/news/2021/06/european-attractiveness-survey-2021-russia-ver-2.pdf (дата обращения: 5 мая 2023 года).

5. На российский рынок вышел новый китайский бюджетный электромобиль. URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2023/06/06/ na-rossiyskiy-rynok-vyshel-novyy-kitayskiy-byudzhetnyy-elektromobil/ (дата обращения: 5 мая 2023 года).

6. Портякова Н. «Запад не в том статусе, чтобы давать указания Китаю». Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй — о взглядах Пекина на украинский кризис, формуле отношений с Москвой и автомобилях на российском рынке. URL: https://iz.ru/1494697/ nataliia-portiakova/zapad-ne-v-tom-statuse-chtoby-davat-

ukazaniia-kitaiu (дата обращения: 5 мая 2023 года).

7. Представитель Министерства коммерции КНР пообещал приложить усилия для увеличения продаж автомобилей. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2023/0203/c31518-10203092. html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

8. Прекращение субсидий NEV приводит к снижению прибыли китайских автопроизводителей. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f9c6d9cd-649026d4-25a78cce-74722d776562/https/pandaily.com/halting-of-nev-subsidies-causes-profit-pressure-for-chinese-automakers/ (дата обращения: 5 мая 2023 года).

9. BYD expects quadrupled 2022 net profit. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202301/31/WS63d8d9b7a31057c47ebac1d8. html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

10. BYD's 3 millionth NEV rolls off production line. URL: http://www. china.org.cn/business/2022-11/17/content_78523709.htm(дата обращения: 5 мая 2023 года).

11. Carmakers aiming to leap forward in Year ofRabbit. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202301/30/WS63d71c5ca31057c47ebabbf6. ЫшКдата обращения: 5 мая 2023 года).

12. China's NEV sales seen reaching 6.5 million in 2022, up 96 percent: report. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283311. shtml (дата обращения: 5 мая 2023 года).

13. China's auto sector maintains sound momentum in 2022, NEV sales soar. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/12/ WS63bfbce4a31057c47eba93d5.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

14. China's exports of pickup trucks surge 65 pct in 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2023-01/25/content_85073816. htm (дата обращения: 5 мая 2023 года).

15. Chinese NEVs shine at Thailand auto show; more export opportunity expected amid global energy crunch. Advanced technologies and localized services needed to keep brands competitive: expert. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202212/1281158.shtml (дата обращения: 5 мая 2023 года).

16. Leading Chinese shipbuilder holds 27% of PCTC market: report. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1285441.shtml

(дата обращения: 5 мая 2023 года).

17. Li Fusheng, Zheng Yiran. Chinese NEVs expected to zoom in 2023. URL: http://www.chinadaily.com.en/a/202301/06/ WS63b7799ba31057c47eba7fd4_2.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

18. Li Fusheng. China's NEV sector expected to hit new heights in 2023. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/16/ WS63c48824a31057c47eba9b5b.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

19. Ma Zhenhuan. High-tech driving new energy vehicle exports. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/11/ WS63be8a1da31057c47eba9067.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

20. NEV firms in China release annual reports showing rapid growth. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283204. shtml?id=11 (дата обращения: 5 мая 2023 года).

21. Popularity of Chinese vehicles increases around the globe. URL: http://www.china.org.cn/business/2023-02/13/content_85102612. htm (дата обращения: 5 мая 2023 года).

22. Tax incentive extension to continue spurring China's NEV growth. URL: http://en.people.cn/n3/2023/0111 /c90000-10194752.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

23. Tesla's China revenue jumps 31% in 2022. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202302/01/WS63d9d98ea31057c47ebac4f1. html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

24. Wang Zheng. China's auto production, sales rank first globally for 14 consecutive years. URL: http://en.people.cn/n3/2023/0120/ c90000-10198626.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

25. Wang Zheng. China's auto production, sales rank first globally for 14 consecutive years. URL: http://en.people.cn/n3/2023/0120/ c90000-10198626.html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

26. ZhangHongpei. As government subsidies expire, China's NEV sector is to embrace rising competition. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202301/1283120.shtml (дата обращения: 5 мая 2023 года).

27. ZhongNan. Carrier fleet charged up on EV demand. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202211/02/WS6361c795a310fd2b29e7fd16. html (дата обращения: 5 мая 2023 года).

References

1. Analytical agency "Autostat". Available at: https://www.autostat.ru/ infographics/54020 / (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

2. Vavilov O. K., Sazonov S. L. Automobile industry of China in 2021: overcoming the consequences of the COVID-19 pandemic. Problemy natcional'noy strategii [Problems of national strategy], 2022, no. 1 (70), pp. 219-239 (in Russian).

3. Treaty on Good-Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

4. Investment attractiveness of European countries in 2020. Russia. Available at: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ ru_ru/news/2021/06/european-attractiveness-survey-2021-russia-ver-2.pdf (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

5. A new Chinese budget electric car has entered the Russian market. Available at: https://kubnews.ru/obshchestvo/2023/06/06/na-ros-siyskiy-rynok-vyshel-novyy-kitayskiy-byudzhetnyy-elektromobil / (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

6. Portyakova N. "The West is not in the status to give instructions to China". Chinese Ambassador to Russia Zhang Hanhui — about Beijing's views on the Ukrainian crisis, the formula of relations with Moscow and cars on the Russian market. Available at: https://iz.ru/1494697/nataliia-portiakova/zapad-ne-v-tom-statuse-chtoby-davat-ukazaniia-kitaiu (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

7. A representative of the Ministry of Commerce of the People's Republic of China promised to make efforts to increase car sales. Available at: http://russian.people.com.cn/n3/2023/0203/c31518-10203092.html (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

8. The termination of NEV subsidies leads to a decrease in the profits of Chinese automakers. Available at: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.f9c6d9cd-649026d4-25a78cce-74722d776562/ https/pandaily.com/halting-of-nev-subsidies-causes-profit-pres-sure-for-chinese-automakers (accessed: 5 May, 2023) (in Russian).

9. BYD expects quadrupled 2022 net profit. Available at: http://www. chinadaily.com.cn/a/202301/31/WS63d8d9b7a31057c47ebac1d8. html (accessed: 5 May, 2023).

10. BYD's 3 millionth NEV rolls off production line. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-11/17/content_78523709. htm (accessed: 5 May, 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Carmakers aiming to leap forward in Year of Rabbit. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/30/ WS63d71c5ca31057c47ebabbf6.html (accessed: 5 May, 2023).

12. China's NEV sales seen reaching 6.5 million in 2022, up 96 percent: report. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202301/1283311.shtml (accessed: 5 May, 2023).

13. China's auto sector maintains sound momentum in 2022, NEV sales soar. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/12/ WS63bfbce4a31057c47eba93d5.html (accessed: 5 May, 2023).

14. China's exports of pickup trucks surge 65 pct in 2022. Available at: http://www.china.org.cn/business/2023-01/25/content_85073816. htm (accessed: 5 May, 2023).

15. Chinese NEVs shine at Thailand auto show; more export opportunity expected amid global energy crunch. Advanced technologies and localized services needed to keep brands competitive: expert. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202212/1281158. shtml (accessed: 5 May, 2023).

16. Leading Chinese shipbuilder holds 27% of PCTC market: report. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1285441. shtml (accessed: 5 May, 2023).

17. Li Fusheng, Zheng Yiran. Chinese NEVs expected to zoom in 2023. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/06/ WS63b7799ba31057c47eba7fd4_2.html (accessed: 5 May, 2023).

18. Li Fusheng. China's NEV sector expected to hit new heights in 2023. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/16/ WS63c48824a31057c47eba9b5b.html (accessed: 5 May, 2023).

19. Ma Zhenhuan. High-tech driving new energy vehicle exports. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202301/11/ WS63be8a1da31057c47eba9067.html (accessed: 5 May, 2023).

20. NEV firms in China release annual reports showing rapid growth. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283204. shtml?id=11 (accessed: 5 May, 2023).

21. Popularity of Chinese vehicles increases around the globe. Available at: http://www.china.org.cn/business/2023-02/13/con-

tent_85102612.htm (accessed: 5 May, 2023).

22. Tax incentive extension to continue spurring China's NEV growth. Available at: http://en.people.cn/n3/2023/0111/c90000-10194752. html (accessed: 5 May, 2023).

23. Tesla's China revenue jumps 31% in 2022. Available at: http://www. chinadaily.com.cn/a/202302/01/WS63d9d98ea31057c47ebac4f1. html (accessed: 5 May, 2023).

24. Wang Zheng. China's auto production, sales rank first globally for 14 consecutive years. Available at: http://en.people.cn/n3/2023/0120/ c90000-10198626.html (accessed: 5 May, 2023).

25. Wang Zheng. China's auto production, sales rank first globally for 14 consecutive years. Available at: http://en.people.cn/n3/2023/0120/ c90000-10198626.html (accessed: 5 May, 2023).

26. Zhang Hongpei. As government subsidies expire, China's NEV sector is to embrace rising competition. Available at: https://www.glo-baltimes.cn/page/202301/1283120.shtml (accessed: 5 May, 2023).

27. Zhong Nan. Carrier fleet charged up on EV demand. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202211/02/ WS6361c795a310fd2b29e7fd16.html (accessed: 5 May, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.