Китайский выездной туризм и его влияние на развитие Азиатско-Тихоокеанского региона
Чуракова Анна Александровна
соискатель, кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Московский государственный институт международных отношений, [email protected]
В статье рассматривается современное состояние мирового туристического сектора и тенденция усиления влияния китайского выездного туризма на экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона мира. Автор приводит краткий обзор современных международных исследований, посвященных вопросам развития выездного туризма Китая. В статье анализируется роль международного туризма в формировании национальных экономик туристических стран. Автор приводит факторы, способствующие экспоненциальному росту объема китайских путешествий, указывает причины предпочтений Азиатско-Тихоокеанского региона туристами из Китая. В статье освещаются вопросы социально-экономического развития туристических стран региона под воздействием растущего потока китайских туристов, рассматривается позитивное и негативное влияние китайского туризма на страны региона. Автор отмечает слабую диверсификацию национальных экономик большинства туристических государств региона и в связи с этим рассматривает тенденцию усиления их зависимости от величины туристического потока из Китая. Рассмотрена тенденция правительственного государственного регулирования выездного туризма Китая в зависимости от геополитических интересов страны и возникновения риска возможных экономических потерь других государств при расхождении этих интересов. Автор делает вывод о необходимости баланса между обслуживанием растущего китайского рынка и устойчивым диверсификационным развитием.
Ключевые слова: китайский выездной туризм, туристический сектор Азиатско-Тихоокеанского региона, экономика туристических стран.
Введение
В современном мире туризм стал значительным экономическим и социальным явлением. Туристический сектор мирового хозяйства динамично развивается. Ежегодный рост туризма стабильно опережает общий рост мировой экономики, в 20,7 году он составил 4,6%'. На долю туризма приходится 7% мирового экспорта, одно из каждых 11 рабочих мест и 10,4% мирового ВВП2. В 20,7 году количество международных прибытий в мире достигло ,,567 млрд., что на 6,3% больше 20,6 года. Согласно данным UNWTO, поступления от международного туризма в 20,7 году составили ,,34 трлн. долларов, что на 4,9 % больше по сравнению с предыдущим периодом3. Развитие туризма способствует социально-экономическому прогрессу национальных экономик, стимулируя потребление и транспортный спрос в принимающих странах.
Одной из тенденций современного мирового туризма является растущее влияние Китая на принимающие туристические регионы. На протяжении последних нескольких лет китайцы являются крупнейшей в мире группой международных путешественников, в 20,7 году они совершили ,42 миллиона международных поездок4. По прогнозам Института выездного туризма Китая, в следующем десятилетии это число возрастет до 390 миллионов5. Стремительно возрастающая роль Китая в формировании макроэкономических процессов, происходящих в сфере мирового туризма, определяет актуальность задачи по изучению влияния Китая, рассмотрению компонентов, масштабов, позитивных и негативных факторов этого явления. В работе рассмотрен Азиатско-Тихоокеанский регион, как испытывающий наибольшее воздействие, однако, с дальнейшей экспансией Китая, можно провести аналогии на прогнозирование развития подобных процессов в других регионах.
Обзор литературы.
В современном Китае выездной туризм долгое время подвергался жесткому государственному регулированию, и его развитие началось в конце Хх века с постепенного снятия запретов на посещение зарубежных стран. Тогда же появились и первые исследования этого явления. Три периода в истории китайского выездного туризма исследуют Zhang и Heung [,], начиная с разрешения посещать Гонконг и Макао до фактического снятия официальных ограничений.
Многочисленные исследования китайского выездного туризма посвящены анализу внутренних социальных и экономических факторов, вызвавших развитие этого процесса. Wang, Y., Sheldon, P. [2], одни из первых исследователей, изучивших характеристики выездного туризма Китая, и связавших его развитие с возникновением и ростом среднего класса. Они высказали мнение о влиянии рыночной экономики и государственного контроля на международный туризм. Многие авторы уделяли внимание потенциалу китайского международного туризма и оценке конкурентоспособности различных направлений, Lui, Kuo, Fung, Jao и Hsu [3], Xie и Li [4].
Ученые, специализирующиеся на изучении туризма, Tse [5], Hobson [6], Arlt, [7] обратили внимание на важнейшую особенность выездного туризма Китая, его использование правительством КНР в геополитических целях. Ряд исследователей высказывают мнение о том, что выездной туризм может служить как инструмент мягкого давления для реализации национальных интересов Китая (Stumpf, Swanger [В]; Gou, Li и Wang [9]; Weaver [,0]; Kwek, Wang и Weaver [,,]).
Исследований, затрагивающих общие тенденции влияния китайского выездного туризма на развитие регионов, сравнительно не много, большинство авторов рассматривали ситуацию в отдельно взятых странах. Так, Breakey, Ding и Lee [,2] провели сравнение роста китайского туризма с японским туристическим бумом применительно к Австралии, с целью прогнозирования дальнейшего развития ситуации.
Методология
Изучение тенденции усиления влияния китайского выездного туризма на развитие Азиатско-Тихоокеанского региона было проведено на основе обзора опубликованных отчетов, докладов, исследований Международных и национальных туристических и
О À
BS
I
2 e
9
« CS
сч £
Б
2 о
аналитических организации, таких как Nielsen Holdings, Oxford Economics, China Outbound Tourism Research Institute, UNWTO и других. С целью выявления общих тенденции, характерных для китайского выездного туризма, были обобщены и сопоставлены различные данные.
Китайский выездной туризм и его влияние на Азиатско-Тихоокеанский регион
Влияние КНР на мировую туристическую сферу осуществляется, прежде всего, через громадный поток выездного туризма, вслед за которым идут и китайские инвестиции. Объем расходов туристов из Китая за рубежом на протяжении последних пяти лет рос в среднем на 35% в год. В 2017 году 142 млн. китайских туристов потратили 258 млрд. долларов6 , что является наивысшим показателем в мире. Расходы одного туриста в среднем составили 5565 долл. США, с ростом на 3% в годовом исчислении. В месте пребывания китайские туристы потратили в среднем 3064 долл. США на человека.7 По мнению экспертов Credit Lyonnais Securities Asia (CLSA) в 2021 году китайские туристы потратят за рубежом 429 млрд. долларов8.
Стремительному увеличению объемов китайского туризма способствует множество причин, важнейшими из которых являются: активное экономическое развитие страны, увеличение среднего класса, демографический рост в совокупности с усилением активности населения, либерализация государственной политики, углубление интеграционных процессов, улучшение воздушного сообщения, благоприятные курсы валют, широкое использование новых технологий в сфере туризма.
Азиатско-Тихоокеанский регион является приоритетным для путешествий китайских туристов. Более 80% китайцев, побывавших за рубежом в 2017 году с туристическими целями, выбрали это направление [Диаграмма 1]. Популярность региона объясняется многочисленным благоприятным факторам, таким как, относительная географическая и культурная близость, упрощенные визовые процедуры, более доступные цены и удобный транспорт.
Азиатско-Тихоокеанский регион одно из наиболее быстро развивающихся туристических направлений мира. Доля этого региона в общем объеме международных прибытий в 2017 году достигла 24%9 или 323 млн. человек10 [Диаграмма 3]. При этом китайские туристы в общем количестве прибытий в 2017 году
Диаграмма 1 Распределение китайских туристов по регионам, 2017, %
Диаграмма 3 Международные прибытия в Азиатско-Тихоокеанский регион, 2017
I млн,чел, ■% от общего числа туристов 31,0 31,3
I А -I .1 .1 в!
Камбоджа Индонезия Сингапур Вьетнам Южная Япония Таиланд
Корея
Диаграмма 4 Количество китайских туристов, 2017
составляют 15,7 процента или 50,4 млн. прибытий, тогда как, в 2009 году всего лишь 5,8 процента11.
По прогнозу Азиатско-Тихоокеанской туристской Ассоциации, к 2030 году китайские туристы составят 40 процентов Азиатско-Тихоокеанского туристического рынка12. Таким образом, туристический поток из Китая на сегодняшний день является основным ресурсом развития азиатской туристического сектора и останется им в обозримом будущем.
Наиболее предпочтительными странами для путешествий китайцы считают Таиланд, Японию, Южную Корею, за которыми следуют Вьетнам, Сингапур, Индонезия. [Диаграмма 4]. По оценкам экс-
пертов, в 2020 году число китайских туристов в Азиатско-Тихоокеанском регионе достигнет 67 миллионов человек [9].
Размер поступлений от международного туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2017 году по данным Всемирного банка составил 390 млрд. долл. США или 29% от мирового объема поступлений. Среди стран лидируют Таиланд и Япония [Диаграмма 5].
Для большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона туризм является одним из важнейших секторов экономики. Ожидается, что до 2024 года вклад сектора путешествий и туризма в ВВП этого региона будет увеличиваться на 5,4 процента в год.
Диаграмма 5 Поступления от международного туризма, 2017, млрд. долл.
Диаграмма 6 Доля туризма в ВВП, 2017,%
Индустрия туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе развивается быстрыми темпами, принося экономические и социальные выгоды. Стремительный приток туристов способствует развитию предприятий туристической отрасли и смежных отраслей экономики, связанных с обслуживанием гостей: транспорта, торговли, медицины, общественного питания. Основными выгодополучателями становятся отели, авиакомпании, медицинские учреждения (преимущественно в Таиланде). Огромные доходы, генерируемые китайским выездным туризмом, заставляют правительства туристических стран стремиться к получению национальными экономиками даже небольшой части огромного туристического сегмента Китая. Чтобы воспользоваться преимуществами этого роста разрабатываются программы по привлечению китайских туристов, финансируются множественные проекты. С появлением новых туристических сегментов, инвесторам открываются широкие возможности. Так, Индонезия привлекла 20 млрд. долл. США инвестиций для развития десяти новых туристических направлений и расширения авиасообщения, планируя принимать 5 млн. китайцев ежегодно. Таиланд прокладывает высокоскоростную железную дорогу на север страны. Малайзия развивает новые туристические районы на побережье Келантана и Тренгану . Камбоджа создает огромную игровую зону для китайских туристов [8]. Серьезные усилия предпринимают Филиппины,
Мьянма, потерявшие большую часть европейских туристов13. Китайские туристы меняют туристическую инфраструктуру Таиланда, став самой большой группой иностранных туристов (25%).Таи-ланд перестал фокусироваться на малобюджетном туризме, перейдя на предложение качественных высококлассных услуг, в том числе медицинских, для состоятельных китайских туристов.
Вместе с тем, экспоненциальный рост китайского туризма может привести к возникновению проблем, особенно в странах, которые еще не полностью готовы к приему значительного объема туристов, или стран, чьи экономики не достаточно диверсифицированы, и могут пострадать от изменения политических или экономических условий. Все большая зависимость от китайского рынка может нести серьезный риск в случае замедления роста экономики Китая или дипломатических проблем. Также в некоторых странах приток китайских туристов вызывает недовольство местного населения, в связи с ростом цен на недвижимость и в розничной торговле.
Вслед за китайскими туристами в Азиатско-Тихоокеанский регион широко идут китайские инвестиции с целью создания инфраструктуры по обслуживанию китайских туристов и получения связанного с этим основного дохода. Активное проникновение китайского туристического бизнеса нередко связано с коррупцией во властных структурах, а также вызывает опасность потери экономичес-
кого суверенитета для слаборазвитых стран.
Также массы туристов могут нести экологический ущерб и угрозу культурному наследию. Так, в начале 2018 года Таиланду и Филиппинам пришлось временно закрыть популярные туристические объекты, залив Майя и острова Бо-ракай, из-за экологических проблем.
Китай является одной из немногих стран, использующих регуляторные действия в области выездного туризма, как инструмент влияния на выездные туристические потоки, преследуя геополитические цели. Огромный объем китайского туризма может стать мощным средством для нанесения экономического ущерба, если отношения с какой-либо страной ухудшатся. Такое воздействие было использовано в отношении Южной Кореи в 2017 году по поводу развертывания этой страной системы противоракетной обороны. Ущерб действий китайского правительства в отношении этой страны составил 6,82 млрд. долл. Аналогичные меры были применены к Японии в 2012-13 годах, в связи с территориальным спором, что привело к сокращению объема китайского туризма на 24%14. Следует отметить, что регулирование применяется преимущественно в отношении организованных туристов, путешествующих в группах. Индивидуальные путешественники, как правило, свободны в своем выборе и могут сопротивляться призывам бойкотировать те или иные страны. В настоящее время объем организованного туризма в Китае составляет 50%, поэтому все еще велик риск последствий государственного регулирования для предприятий, инвестирующих в туристическую инфраструктуру.
Выводы
Активный выездной туризм Китая является главным ускорителем социально-экономического прогресса стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Он способствует получению валютных поступлений, созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры, в особенности транспорта. В первую очередь это важно для стран со слаборазвитой экономикой. Вместе с тем, низкая диверсификация экономики принимающих стран, с сосредоточением в ней большой доли туристической отрасли, создает риск экономических потрясений в случае ослабления туристических потоков. Возрастающие объемы китайского выездного туризма создают риски вытеснения с этих направлений туристов из других стран. А правительство Китая, в случае измене-
© £
Ю
5
9
2 е
9
«
сэ
сч
£
а
2 о
ния геополитической обстановки, имеет возможность государственного регулирования большой массы туристических потоков. Таким образом, национальные экономики принимающих стран находятся в определенной зависимости от успеха сотрудничества с правительством КНР. Это дает возможность сделать вывод о необходимости создания баланса между обслуживанием растущего китайского рынка и устойчивым диверсификацион-ным развитием принимающих туристических государств.
Литература
1. Zhang H., Heung V. (2002). The emergence of the mainland Chinese outbound travel market and its implications for tourism marketing, Journal of Vacation Marketing, 8(1), 7-12.
2. Wang Y., Sheldon P. (1995). The sleeping dragon awakes: The outbound Chinese travel market. Journal of Travel & Tourism Marketing 4 (4), 41-54
3. Lui V., Kuo Y., Fung J., Jap W., Hsu H. (2011). Travel and Tourism in China and Beyond. Retrieved May 15, 2012.
4. Xie Y., Li M. (2009). Development of China's outbound tourism and the characteristics of its tourist flow. Journal of China Tourism Research, 5(3), 226-242.
5. Tse T. S.M. (2013). Chinese outbound tourism as a form of diplomacy. Tourism Planning & Development. 10(2): 149-158.
6. Tse T., Hobson P. (2008). The forces shaping china's outbound tourism. Journal of China Tourism Research, 4(2), 136-155.
7. Arlt W. G. (2013). The second wave of Chinese outbound tourism. Tourism Planning & Development, 10(2), 126-133.
8. Stumpf T., Swanger N. (2015). Tourism involvement-conformance theory: a grounded theory concerning the latent consequences of sustainable tourism policy shifts. Journal of Sustainable Tourism. 23(4): 618-637.
9. Guo Y., Li X., Wang Q. (2014). Cultural soft power-based brand culture marketing strategies of tourist destinations. Journal of Landscape Research. 6(1-2): 51-52.
10. Weaver D. (2015). Tourism and the Chinese dream: framework for engagement. Annals of Tourism Research. 51: 51-63.
11. Kwek A., Wang Y., Weaver D. (2014). Retail tours in China for overseas Chinese: soft power or hard sell? Annals of Tourism Research. 44: 36-52.
12. Breakey N., Ding P., Lee, T. (2008). Impact of Chinese Outbound Tourism to Australia: Reviewing the Past; Implications for the Future. Current Issues in Tourism 11(6) ■ November 2008.
13. Tse T.S.M. (2014). A Review of Chinese Outbound Tourism Research and the Way Forward. URL:https:// www.academia.edu/1 701 6767/ A_Review_of_Chinese_Outbound_Touris m_Research_and_the_Way_Forward (дата обращения: 08.04.19)
14. Becker E. (2018). Tourism Takeover: Chinese travelers changing the industry. URL:https://www.travelweekly.com/Asia-Travel/China-tourism-takeover (дата обращения: 15.04.2019)
Ссылки:
1 TRAVEL & TOURISM ECONOMIC IMPACT 2018 WORLD. URL: https:// www.wttc.org/ (дата обращения: 15.03.2019).
2 TRAVEL & TOURISM GLOBAL ECONOMIC IMPACT& ISSUES 2018. URL:https://ru.scribd.com/document/ 374592334/Global-Economic-Impact-and-Issues-2018. (дата обращения: 15.03.2019).
3 UNWTO Tourism Highlights 2018 Edition. URL: http://tourlib.net/wto/ WTO_highlights_2018.pdf. (дата обращения: 15.03.2019)
4 The Statistics Portal. URL:https:// www.statista.com/statistics/277250/ number-of-outbound-journeys-of-chinese-tourists/ (дата обращения: 10.04.19)
5 China Outbound Tourism Research Institute. URL: https://china-outbound.com/ (дата обращения: 10.03.2019).
6 UNWTO Tourism Highlights 2018 Edition. URL: http://tourlib.net/wto/ WTO_highlights_2018.pdf. (дата обращения: 03.04.2019)
7 OUTBOUND CHINESE TOURISM AND CONSUMPTION TRENDS. URL:https:// www.nielsen.com/content/dam/ nielsenglobal/cn/docs/ Outbound%20Chinese%20Tourism%20a nd%20Consumption%20Trends.pdf (дата обращения: 02.04.2019)
8 CLSA remains bullish on Chinese tourism maintaining forecast of 200 million by 2020. https://www.clsa.com/clsa-remains-bullish-on-chinese-tourism-maintaining-forecast-of-200-million-by-2020/ (дата обращения: 18.03.19).
9Asia Tourism Trends Executive Summary 2018 Edition/ URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/ 9789284420056 (дата обращения: 10.04.2019)
10 The Statistics Portal. URL:https:// www.statista.com/statistics/186743/ international-tourist-arrivals-worldwide-by-region-since-2005. (дата обращения: 10.04.2019).
11 China Continues to Dominate the Travel Charts with Biggest Share of Tourists to Asia Pacific Since 2012. URL:https:// newsroom.mastercard.com/asia-pacific/ press-releases/china-continues-to-dominate-the-travel-charts-with-biggest-share-of-tourists-to-asia-pacific-since-2012/ (дата обращения: 05.04.19)
12 The 12th UNWTO/PATA forum looks into the future of tourism. URL: https:// www.pata.org/the-12th-unwto-pata-forum-looks-into-the-future-of-tourism/ (дата обращения: 20.03.19)
13Chinese visitors drive growth in tourism in Myanmar and Asia-Pacific. URL:https://oxfordbusinessgroup.com/ analysis/trend-setters-outbound-tourism-china-drives-growth-across-asia-pacific ( дата обращения: 10.04.19).
14Chinese visitors drive growth in tourism in Myanmar and Asia-Pacific. URL:https://oxfordbusinessgroup.com/ analysis/trend-setters-outbound-tourism-china-drives-growth-across-asia-pacific (дата обращения: 10.04.19).
Chinese outbound tourism and its impact on the development of the Asia-Pacific region Churakova A.A.
Moscow State Institute of International Relations The author highlights the rising trend of Chinese influence on the economy of the Asia-Pacific region. The author provides a brief overview of current research on the development of international tourism in China and its interaction with the host countries economies. The Factors contributing to the exponential growth of Chinese travel activities and the reasons for Chinese tourists' preferences determination are listed in the article. The analysis of the role of international tourism in national economies' development shows high dependency between tourist-centered countries and Chinese outbound travel. The author notes that national economies of the majority of host counties show a low degree of diversification and therefore considers the trend of host-countries increasing dependence on the size of Chinese outbound tourist flow. The article examines the peculiarities of the socio-economic environment of host-countries that are formed under the influence of the growing Chinese tourists' flow, examines the positive and negative impact on the Asia-Pacific region. Chinese attempts to regulate outbound tourism are also presented in the article, government regulations are introduced as a major restriction. The Chinese government regulates outbound tourism depending on the geopolitical interests creating a possible risk of economic loses for host countries in case of interests' divergence. The author concludes that host-countries need to improve the balance between enjoying the benefits of servicing the growing Chinese market and sustainable diversification development. Key words: Chinese outbound tourism, the tourism sector of the Asia-Pacific region, the economy of tourist countries.
References
1. Zhang H., Heung V. (2002). The emergence of the mainland Chinese outbound travel market
and its implications for tourism marketing, Journal of Vacation Marketing, 8(1), 7-12.
2. Wang Y., Sheldon P. (1995). The sleeping dragon
awakes: The outbound Chinese travel market. Journal of Travel & Tourism Marketing 4 (4), 41-54
3. Lui V., Kuo Y., Fung J., Jap W., Hsu H. (2011).
Travel and Tourism in China and Beyond. Retrieved May 15, 2012.
4. Xie Y., Li M. (2009). Development of China's
outbound tourism and the characteristics of its tourist flow. Journal of China Tourism Research, 5(3), 226-242.
5. Tse T. S.M. (2013). Chinese outbound tourism
as a form of diplomacy. Tourism Planning & Development. 10(2): 149-158.
6. Tse T., Hobson P. (2008). The forces shaping
china's outbound tourism. Journal of China Tourism Research, 4(2), 136-155.
7. Arlt W. G. (2013). The second wave of Chinese
outbound tourism. Tourism Planning &
8. Development, 10(2), 126-133.
9. Stumpf T., Swanger N. (2015). Tourism
involvement-conformance theory: a grounded theory concerning the latent consequences of sustainable tourism policy shifts. Journal of Sustainable Tourism. 23(4): 618-637.
10. Guo Y., Li X., Wang Q. (2014). Cultural soft power-based brand culture marketing strategies of tourist destinations. Journal of Landscape Research. 6(1-2): 51-52.
11. Weaver D. (2015). Tourism and the Chinese dream: framework for engagement. Annals of Tourism Research. 51: 51—63.
12. Kwek A., Wang Y., Weaver D. (2014). Retail tours in China for overseas Chinese: soft power or hard sell? Annals of Tourism Research. 44: 36-52.
13. Breakey N., Ding P., Lee, T. (2008). Impact of Chinese Outbound Tourism to Australia: Reviewing the Past; Implications for the Future. Current Issues in Tourism 11(6) ■ November 2008.
14. Tse T.S.M. (2014). A Review of Chinese Outbound Tourism Research and the Way Forward. URL:https://www.academia.edu/ 1 7 0 1 6 7 6 7 / A_Fte^(tCfine^Cub[undT(^Jt^£rdJieWiv_fowfJd (дата обращения: 08.04.19)
15. Becker E. (2018). Tourism Takeover: Chinese travelers changing the industry. URL:https:// www.travelweekly.com/Asia-Travel/China-tourism-takeover (дата обращения: 15.04.2019)
О À
es
S
2 e
9