Научная статья на тему 'Современные тенденции развития выездного китайского туризма и перспективы для России'

Современные тенденции развития выездного китайского туризма и перспективы для России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ТУРИЗМ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Блинова Екатерина Артуровна, Мантейфель Елена Алексеевна

В статье анализируются тенденции и потенциал развития выездного туризма из КНР в последние десятилетия, современное состояние рыка выездного туризма Китая. Приводятся основные причины, приведшие к росту туризма из КНР. В частности, формирование среднего класса, рост благосостояния граждан КНР. Проанализирован международный опыт и тенденции, сложившиеся на рынках рецептивных стран. Приведен комплекс мер на уровне государства и бизнеса, способствующий привлечению туристов из Поднебесной в рецептивные страны. Рассматривается место России на рынке китайского выездного туризма на современном этапе. Анализируется российский опыт приема туристов из КНР и предлагаются подходы и меры для развития приема туристов из Китая в России. Автор приводит данные, свидетельствующие об имеющемся потенциале развития данного направления приема, проводя сравнение с другими международными дестинациями. Автор считает, что необходимость и актуальность концентрации усилий государства и бизнеса на направлении въездного туризма из КНР обусловлены не только экономическим целями, но и геополитическими задачами. По мнению автора, современная геополитическая конъюнктура способствует развитию данного направления приема в России. Однако в работе на этом направлении необходимо анализировать и учитывать специфику современных требований международных путешественников, а также потребностей потенциального китайского путешественникапотребителя туристических услуг, адаптировать российское туристическое предложение под нужды китайского путешественника. В статье приводится опыт России на данном направлении, в частности, совершенствование транспортной и гостиничной инфраструктуры, организации музейного и экскурсионного обслуживания, внедрения программы China Friendly, подготовки кадров для работы с туристами из КНР, формирования новых маршрутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития выездного китайского туризма и перспективы для России»

Современные тенденции развития выездного китайского туризма и перспективы для России

Блинова Екатерина Артуровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, ekaterinablinova@yandex.ru

Мантейфель Елена Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, manteyfel@inbox.ru

В статье анализируются тенденции и потенциал развития выездного туризма из КНР в последние десятилетия, современное состояние рыка выездного туризма Китая. Приводятся основные причины, приведшие к росту туризма из КНР. В частности, формирование среднего класса, рост благосостояния граждан КНР. Проанализирован международный опыт и тенденции, сложившиеся на рынках рецептивных стран. Приведен комплекс мер на уровне государства и бизнеса, способствующий привлечению туристов из Поднебесной в рецептивные страны. Рассматривается место России на рынке китайского выездного туризма на современном этапе. Анализируется российский опыт приема туристов из КНР и предлагаются подходы и меры для развития приема туристов из Китая в России. Автор приводит данные, свидетельствующие об имеющемся потенциале развития данного направления приема, проводя сравнение с другими международными де-стинациями. Автор считает, что необходимость и актуальность концентрации усилий государства и бизнеса на направлении въездного туризма из КНР обусловлены не только экономическим целями, но и геополитическими задачами. По мнению автора, современная геополитическая конъюнктура способствует развитию данного направления приема в России. Однако в работе на этом направлении необходимо анализировать и учитывать специфику современных требований международных путешественников, а также потребностей потенциального китайского путешественника-потребителя туристических услуг, адаптировать российское туристическое предложение под нужды китайского путешественника. В статье приводится опыт России на данном направлении, в частности, совершенствование транспортной и гостиничной инфраструктуры, организации музейного и экскурсионного обслуживания, внедрения программы China Friendly, подготовки кадров для работы с туристами из КНР, формирования новых маршрутов. Ключевые слова: Китай, туризм, потенциал развития

В настоящее Китай является одним из мировых лидеров в области международного туризма. Проводимые в КНР с конца 80-х годов экономические и политические реформы, новая политика «открытости», привели к росту покупательной способности и международной мобильности населения Китая. В течение последних десяти лет экономика страны росла быстрыми темпами, что привело к возникновению большой прослойки среднего класса [5], представители которой проявляли существенный интерес к международным путешествиям. Спрос на путешествия за рубеж наиболее обеспеченных граждан КНР также достаточно высок [3].

Большинство стран, активно развивающих въездной туризм, вовремя оценили высокий потенциал выездного туристического рынка КНР, и предприняли шаги по привлечению туристов из «Поднебесной» на уровне государства и бизнеса [2]. Многие европейские и азиатские страны упростили процедуру получения туристической визы для граждан КНР, рассчитывая привлечь большее количество туристов из Китая. Международные гостиничные сети и торговые предприятия сформировали комплексы мероприятий, нацеленных на китайских туристов, включающих привлечение китае-язычного персонала в гостиничные и торговые предприятия, оборудование торговых площадей терминалами и устройствами для считывания карт Unionpay, представления рекламных материалов на китайском языке, адаптации питания и условий размещения под специфические нужды гостей из Китая. Были разработаны специальные интернет-приложения для китайской целевой аудитории. Усилиями НТА городская среда в центрах притяжения туристов из КНР, объекты экскурсионного показа наиболее посещаемых туристических мест оснащались материалами и надписями на китайском языке. Были разработаны и запущены программы благоприятствования китайским посетителям, позволявшие предприятиям, нацеленным на прием путешественников данной категории, создавать наиболее комфортные для них условия [1].

Все эти меры, подкрепляемые ростом благосостояния граждан КНР и политикой китайского государства, не только постепенно снявшего практически все ограничения на выездной туризм своих граждан, но и начавшего в последние два года активно поддерживать выезд в зарубежные туры посредством различных мер государственной поддержки организованного туризма [7],[8], принесли ощутимые результаты.

На сегодняшний момент КНР может по праву считаться наиболее путешествующей нацией в мире. Если в 2004 году, считающемся переломным годом с точки зрения начала бурного роста китайского выездного туризма, число китайских туристов, выезжающих за рубеж, насчитывало всего лишь 29 миллионов человек, то за десятилетие это число более чем утроилось, и в 2014 году составило 107 млн. человек. В последние годы Китай занимает 1 место в мировом рейтинге расходов граждан во время туристических поездок. Граждане КНР потратили 164 млн. долларов в путешествиях за рубеж в 2014 году. Согласно прогнозам ВТО, к 2020 году число китайских туристов, выезжающих за рубеж, достигнет 100 миллионов человек [6].

Какое же место на рынке китайского выездного туризма занимает Россия, страна, связанная с Китаем не только самой протяженной границей, но и значимыми историческими событиями и современными интересами геополитического сотрудничества? В 2014 году 409 тыс. граждан КНР посетили посетили Россию с туристическими целями. Китай занял первое место по количеству туристов, посещающих нашу страну [10].

На сегодняшний момент доля России в туристических выездных потоках КНР еще не столь велика, как это можно было бы предположить. Согласно данным турагентств КНР за первые три квартала 2014 года, Россия вошла в двадцатку наиболее популярных заграничных туристических направлений для туристов из материковой части Китая (см. Табл. 1), заняв при этом 17 место. Без учета туристов, посещающих Гонконг и Макао, которые являются территорией Китая, по популярности у туристов из КНР в 2014 году Россия находилась на 15 месте, по прежнему уступив место как традицион-

© 3

В

S

9

а

2 а

6

со

о

сч

о

£

Б

а

2 е

ным азиатским центрам притяжения туристов из КНР, так и таким странам-лидерам туризма, как США, Франция, Италия, Швейцария, Германия [4].

Тем не менее, 17 (или 15) место в рейтинге по посещениям туристов в 2014 году нельзя считать низким. Такие традиционно популярные у китайских туристов направления, как Великобритания, Новая Зеландия, Филиппины и другие, уступили России по числу туристических прибытий из КНР. Разрыв по количеству принятых в России туристов из КНР, по сравнению с европейскими странами-лидерами по приему из КНР не является разительным. В таблице ниже приведены данные направляющих китайских туристических компаний по отправке организованных туристов в наиболее популярные среди китайских туристов страны Европы за первые 3 квартала 2014 года, иллюстрирующие данный тезис.

В последнее время складывалась благоприятная для принимающего российского туристического бизнеса экономическая, а в отношении КНР и политическая коньюнктура. Последствия падения курса рубля, последние неблагоприятные для международного туризма события в Европе, а также укрепление политического и культурного партнерства России и Китая, способствовали активизации въезда туристов из КНР в нашу страну.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста выездного туризма из КНР, начиная с 2004 показатели выезда неуклонно растут. Если за 2014 год из Китая за рубеж выехало 107 млн. туристов, то в 2015 году уже 120 миллионов китайских туристов путешествовали за рубеж, потратив при этом 104,5 миллиарда долларов США, что на 12% и 16,7% (соответственно) выше по сравнению с 2014 годом. Только в первой половине 2016 года количество китайских туристов, выезжающих за границу, достигло 59,03 миллиона человек, что на 4,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года [11].

Как на уровне государства, так и на уровне бизнеса в России имеется понимание важности консолидации действий, направленных на привлечение туристов из КНР в Россию с туристическими целями [8], [9]. Необходимость скорейшей реализации крупных совместных инфраструктурных проектов, привлечения инвестиций из КНР, осознаются на государственном уровне обеих стран. Значительный прогресс, достигнутый крупнейшими центрами притяжения туристов, с точки зрения совершенствования транспор-

Рис. 1. Въезд туристов из КНР в РФ в 2014 г., чел., % [10] Таблица 1

Рейтинг прибытий туристов из материковой части КНР в 2014 г.[5]

№ в рейтинге Направление № в рейтинге Направление

согласно согласно

количеству количеству

прибытий прибытий туристов

туристов из из матер и ко во и

материковой часта К1 IP

части КНР

1 Гонконг 11 США

2 Южная Корея 12 Италия

3 Таиланд 13 Вьетнам

4 Тай на11 ь 14 Швейцария

5 Макао 15 Австралия

6 Япония 16 Германия

7 Сингапур 17 Россия

8 Малайзия 18 Великобритания

9 Индонезия 19 Новая Зеландия

И) Франции 20 Филиппины

Таблица 2

Наиболее популярные у граждан КНР европейские туристические направления, согласно данным турагентств за первые 3 кв. 2014 года [3]

1 Управление ЧИСЛО организованных туристов из материковой части КНР, посетивших страну в 1-3 кв. 2014 1

ФраНЦЙЯ 619 294

Италия 497 453

Швейцария 436 771

Германия 397 611

Роесия 354 065

Великобритания 239 967

тной и гостиничной инфраструктуры, организации музейного обслуживания, привел к повышению привлекательности РФ как туристской дестинации, в том числе, и для граждан из Китая. С 2014 года в России действует программа China Friendly («Дружественный Китаю»), а с 2015 года Chinese Friendly International, к которой подключились как гостиничные предприятия и предприятия питания, так и туристические операторы по приему. В стране увеличивается количество и разнообразие экскурсионных маршрутов,

предлагаемых китайским туристам, программ подготовки кадров для работы с китайскими туристами, растет количество предприятий, заинтересованных в приеме гостей из КНР.

Несмотря на то, что на данный момент доля России в мировом «пироге» китайского выездного туризма сравнительно невелика, есть все основания рассчитывать на ее увеличение в ближайшей обозримой перспективе. Размеры и близость китайского рынка придают серьезную мотивацию всем участникам россий-

ского туристического рынка для активизации усилий по его освоению.

Литература

1. Prayag, Girish; Cohen, Scott Allen; Yan, Hongliang Potential Chinese travellers to Western Europe: segmenting motivations and service expectations Journal Of Travel & Tourism Marketing Vol: 18 Issue: 8 fy: 725-743 , 2015

2. Qi, Yan China's Outbound Tourism Vol: 12 Issue 1 Pp.: 86-88 : Jan 2 2014

3. Li, Xiang (Robert); Meng, Fang; Uysal, Muzaffer; Understanding China's LongHaul Outbound Travel Market: An Overlapped Segmentation Approach Journal Of Business Research Vol: 66 Issue: 6,Si Pp.: 786-793 , Jun 2013

4. Zeng, Guojun; Go, Frank Evolution Of MiddleClass Chinese Outbound Travel Preferences: An International Perspective : 19 Issue: 2 pp.: 231-243 : Apr 2013

5. UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition. http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/ files/pdf/unwto_fitur_2016_hq_jk.pdf

6. Блинова Е.А. Туристический рынок Китая: перспективы и уроки для России./ / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2007. № 3. С. 97-102.

7. Дедусенко Е.А., Блинова Е.А. Маркетинг Национального Туристского Продукта И Государственная Политика В Отношении Туристского Бизнеса. Опыт Великобритании, России и Китая //Маркетинг в России и за рубежом N 5, 2007 С. 92-96

8. Сыздыкова Ж. Центральная Азия после 2014 года: вызовы и угрозы // Россия и мусульманский мир. 2014. № 6 (264). С. 72-74.

9. Хасенова К.Е., Зейнуллина А.Ж., Ибраева А.К.Место туризма в развитии экономики страны и особенность туристического продукта. // Инновации и инвестиции. 2016. №4. с. 120-123

Current trends of development of outbound Chinese tourism and prospect for Russia

Blinova E.A., Manteyfel E.A.

Plekhanov Russian Academy of Economics

Article is analyzing the main tendencies and potential of development of the outgoing tourism from PRC during the last decades and its present state. The main reasons of rapid growth of the outgoing tourism from PRC are analyzed, namely, demographic situation, increase of the income of Chinese citizens, formation of the middle class. International experience of receiving tourists from China is analyzed Author is considering tendencies in the tourism receiving markets. The system of measures on the governmental and business level stimulating incoming tourism from China is analyzed. Contemporary position of Russia on the outgoing tourism market is considered. Strategy and measures to stimulate incoming tourist flows from China are suggested on the basis of Russian experience is receiving tourists from PRC Author sees incoming tourism market of Russia as having considerable potential of development. Author states, that besides the economic drivers for incoming tourism from China development, there are the geopolitical drivers, which are favorable for this segment at present. To reach success, Russian tourism business has to take into account specifics of needs of different segments of travelers from PRC, adopt the Russian tourist product according to the demands of potential customer. Recent Russian developments in this direction are analyzed, namely development of the transport and hotel infrastructure in Russia, organization of museums and excursion service, China Friendly program implementation,

preparation of chines speaking professionals for the tourism sphere, new tourist programs

introduction. Basing on the trends and tendencies analyzed, author forecasts positive dynamics of the incoming tourism from PRC to Russia

Keywords: China tourism, development potential

References

1. Prayag, Girish; Cohen, Scott Allen; Yan, Hongliang Potential Chinese travellers to Western Europe: segmenting motivations and service expectations Journal Of Travel & amp; Tourism Marketing Vol: 18 Issue: 8 Pp .: 725-743, 2015

2. Qi, Yan China's Outbound Tourism Vol:

12 Issue 1 Pp .: 86-88: Jan 2 2014

3. Li, Xiang (Robert); Meng, Fang; Uysal,

Muzaffer; Understanding China's LongHaul Outbound Travel Market: An Overlapped Segmentation Approach Journal of Business Research Vol: 66 Issue: 6, Si Pp .: 786-793, Jun 2013

4. Zeng, Guojun; Go, Frank Evolution Of

MiddleClass Chinese Outbound Travel Preferences: An International Perspective: 19 Issue: 2 pp .: 231243: Apr 2013

5. UNWTO Tourism Highlights, 2016

Edition. http://cf.cdn.unwto.org/ sites/all/ files / pdf / unwto_fitur_2016_hq_jk.pdf

6. Blinova E.A Tourist market in China:

perspectives and lessons for Russia / / Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. 2007. № 3. P. 97-102.

7. Dedusenko EA, Blinova E.A. Marketing

of the National Tourist Product And State Policy In Relation to Tourist Business. Experience of Great Britain, Russia and China / / Marketing in Russia and abroad N 5, 2007 pp. 92-96

8. Syzdykova Zh. Central Asia after 2014:

challenges and threats // Russia and the Muslim world. 2014. No. 6 (264). Pp. 72-74.

9. Khasenova KE, Zeynullina AZh., Ibraeva AK The tourism place in the development of the country's economy and the peculiarity of the tourist product. // Innovations and investments. 2016. №4. from. 120123

О

3

В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

a

2 a

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.