Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ МЕССЕНДЖЕР WECHAT И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

КИТАЙСКИЙ МЕССЕНДЖЕР WECHAT И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Интернет / мессенджеры / WeChat / Китай / молодежь / образование / Internet / messengers / WeChat / China / youth / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Актамов Иннокентий Галималаевич, Самбуева Оюна Викторовна

Статья посвящена исследованию значимости мессенджера WeChat для современной российской молодежи. Автор дает краткую характеристику развития сервисов на базе различных платформ и приходит к выводу, что, несмотря на определенную специфику, WeChat имеет большие перспективы распространения в России. В настоящее время он активно используется не только как средство коммуникации, развлечений, но и как альтернативная платформа реализации образовательных курсов. Особое значение WeChat приобретает в современных условиях перехода на дистанционное образование из-за распространения COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Актамов Иннокентий Галималаевич, Самбуева Оюна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE MESSENGER WECHAT AND ITS PLACE IN THE RUSSIAN SEGMENT OF ONLINE EDUCATION

The article is devoted to the study of the significance of the WeChat messenger for modern Russian youth. The author gives a brief description of the development of services based on various platforms and concludes that, despite certain specifics, WeChat has great prospects for distribution in Russia. Currently, it is actively used not only as means of communication, entertainment, but also as an alternative platform for the implementation of educational courses. WeChat gains particular importance in the modern conditions of the transition to distance education due to the spread of COVID-19.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ МЕССЕНДЖЕР WECHAT И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

Зарубежный опыт

УДК 004.588

АКТАМОВ Иннокентий Галималаевич — кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией «Центр переводов с восточных языков» Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6); доцент кафедры истории и регионоведения стран Азии Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; aktamov13@gmail.com) САМБУЕВА Оюна Викторовна — старший преподаватель кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; oyuun@mail.ru)

КИТАЙСКИЙ МЕССЕНДЖЕР WECHAT И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию значимости мессенджера WeChat для современной российской молодежи. Автор дает краткую характеристику развития сервисов на базе различных платформ и приходит к выводу, что, несмотря на определенную специфику, WeChat имеет большие перспективы распространения в России. В настоящее время он активно используется не только как средство коммуникации, развлечений, но и как альтернативная платформа реализации образовательных курсов. Особое значение WeChat приобретает в современных условиях перехода на дистанционное образование из-за распространения COVID-19.

Ключевые слова: Интернет, мессенджеры, WeChat, Китай, молодежь, образование

Введение

Жизнь современного человека сейчас практически невозможно представить без сети Интернет. Роль глобальной сети особенно актуализировалась в 2020 г. на фоне мировой пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией нового типа COVID-19. Если когда-то Интернет был пространством ученых, которые отправляли друг другу по электронной почте информацию в виде различных программ, графиков, чертежей, таблиц, графических изображений, то в середине 1990-х Интернет стал носить более массовый характер. Принципиально важным моментом, на наш взгляд, стало изобретение мессенджеров. Это максимально ускорило процесс коммуникации, изменило само качество общения между собеседниками в сети. В России наибольшую популярность получил мессенджер, который стали называть аськой (ISQ). Следующим интересным технологическим прорывом, безусловно, стал Skype. Его создатели были первыми, кто показал, что можно удобно и бесплатно делать голосовые и видеозвонки.

Одновременно с ростом распространенности Skype зарождались социальные сети. По мнению Игоря Ермакова, руководителя подразделения Instant Messaging Mail.Ru Group, 2009 г. - это и пик расцвета ICQ, и начало развития социальных сетей. К 2011-2012 гг. стало видно, что мессенджеры проигрывают социальным сетям. В корпоративном сегменте Skype продолжал жить, но обычное общение перетекало в тот момент в социальные сети1.

Бум распространения социальных сетей в России был связан с сайтом «Одноклассники» (https://ok.ru); более активные пользователи стали поль-

1 Та самая «аська»: как сегодня живет легендарная ICQ. Доступ: https://www.cossa. ru/211/139057/ (проверено 30.12.2020).

зователями социальной сети «Живой Журнал» (https://www.livejournal.com/). Практически одновременно сетевые форумы стали использовать коллективные блоги, например «ЯПлакалъ» (https://www.yaplakal.com/). Российский сегмент Интернета постепенно создавал собственные продукты, которые стали занимать свои ниши в сетевом пространстве. Большую популярность получила социальная сеть ВКонтакте (https://vk.com/), которую часто сравнивают с американской сетью Фейсбук (https://facebook.com/). Каждая из этих социальных сетей развивалась, конкурировала, занимала определенные ниши, теряла и снова обретала популярность.

В 2010-е гг. начался новый этап в российском сегменте Интернета (Рунет). Это период, когда появились электронные деньги. Обычный пользователь 2010-х начал покупать игры, оплачивать всяческие подписки, перекидывать друг другу деньги на электронные кошельки, пополнять баланс на мобильных телефонах. Особую актуальность интернет-магазины и интернет-доставка получили в 2020 г., в период распространения инфекции. В этих условиях даже самые ярые противники интернет-шопинга стали постоянными клиентами служб доставки.

«Ручной» телефон и эпоха мессенджеров

По статистике, последние 20 лет основные новинки в сфере информационных технологий, Интернета, различных ресурсов изобретались в Японии. Затем они получали распространение в Америке, а далее из англоязычного сегмента проникали в Рунет. Ситуация начала меняться примерно в последние 5 лет: лидерство в новациях в сфере интернет-технологий, работе с большими данными завоевал Китай, который начал играть ведущую роль и в области интернет-торговли, и в плане реализации новых сетей стандарта 5G, и в сфере создания новых технологий и контента в сфере развлечений. Но уникальным явлением в данной сфере является WeChat (ШВ). Практически все население страны пользуется данным приложением, которое объединяет внутри себя все то, о чем говорилось выше. Можно говорить о том, что современные жители, особенно молодежь, не выпускают из рук свои телефоны, которые уже практически стали продолжением руки.

По приблизительным оценкам, приложением WeChat пользуются 1,1 млрд китайцев. WeChat имеет такую массовую популярность только в Китае, в т.ч. и потому, что аналогичные приложения, такие как WatsApp, Instagram, Facebook, в КНР не работают, а приложения Viber и Telegram могут работать некорректно.

Кроме переписки, голосовых сообщений, видео- и аудиоразговоров, с помощью WeChat пользователь имеет возможность оплатить практически все покупки и услуги, может расплатиться как с мелкими торговцами на улице, так и в крупных магазинах и также онлайн. Данной системой пользуются китайцы всех возрастов и социального положения: дети, молодежь, пожилые, старые, богатые и бедные. COVID-19 придал стимул развитию безналичных платежей, в т.ч. это было связано с опасностью заражения вирусом при использовании наличных денег. По оценкам некоторых экспертов, это может ускорить процесс сокращения использования банкнот во всем мире. И вполне вероятно, этот процесс получит импульс именно в Китае.

В настоящее время ни одно приложение не обладает таким набором функций, как WeChat. Если кратко рассмотреть историю его развития, то можно выделить несколько этапов. На первом этапе WeChat удалось добиться популярности благодаря тому, что мессенджер предоставлял возможность обмениваться сжатыми видео в условиях, когда китайский рынок медленно переходил от сетей 2G к 3G. Для того периода это было существенным отличием и пре-

имуществом. Кроме того, большой интерес вызвала функция поиска новых знакомых - «Пользователи рядом». Мессенджер показал поистине взрывной рост числа пользователей. В 2013 г. в WeChat появились первые игры и функция электронных платежей.

Крупнейшие темпы роста WeChat показал в 2014-2016 гг. Сейчас его рост внутри страны замедляется из-за того, что приложение уже установлено у большинства китайцев: WeChat используют 79% владельцев смартфонов и 85% пользователей мессенджеров. Число зарубежных пользователей WeChat составляет примерно 100-200 млн1.

Принципиально новым и перспективным направлением в компании Tencent посчитали создание виртуальных паспортов граждан. В 2017 г. на платформе WeChat появились первые виртуальные ID-карты, которые в будущем, возможно, заменят традиционные удостоверения личности. Следует отметить, что программу создания виртуальных удостоверений личности реализовывали исследовательский институт при Министерстве общественной безопасности КНР, China Construction Bank и команда Tencent. Это один из ярких примеров сотрудничества данной компании-разработчика с государственными органами. Через приложение можно будет пользоваться государственными услугами, покупать билеты, регистрироваться в отелях, т.е. совершать все действия и покупки, при которых необходимо подтверждать личность.

На фоне эпидемии коронавируса WeChat сфокусировал свое внимание на сервисах, связанных с медициной. Еще до пандемии Tencent установил сотрудничество с больницами и некоторыми местными органами власти для создания сервиса интегрированного медицинского обслуживания пациентов. Например, с помощью функции общественных служб клиенты WeChat могут оплачивать счета за больницу, проверять диагностические отчеты и личные записи о состоянии здоровья. У компании есть медицинская справочная платформа Tencent Medical Knowledge Bank (Tencent Yidian), где пользователь может искать лекарства и получать верифицированную информацию по заболева-ниям2. Это направление деятельности компании получило особую актуальность в период распространения эпидемии. Огромную роль сыграли Tencent Health Code - специальные коды, сохраняющие информацию о состоянии здоровья и перемещениях человека в период эпидемии. В зависимости от того, посещал ли пользователь регионы с высоким уровнем заражения, ему присваивается статус: красный, желтый или зеленый. Код позволяет перемещаться по стране, а также входить в некоторые здания. К примеру, на основании кода вас могут не пустить в дом, если вы пришли в гости к друзьям3.

WeChat вносит серьезный вклад в рост китайской экономики. Согласно последнему опубликованному отчету Китайской академии информации и коммуникационных технологий (CAlCT), в 2017 г. вклад WeChat в китайскую экономику составил 330 млрд юаней (50 млрд долл.). Более того, благодаря WeChat в том же году на рынке появилось 20,3 млн новых рабочих мест. В эту внушительную цифру входят не только те, кто непосредственно нанят Tencent, но и люди, косвенно связанные с WeChat, например блогеры, зарабатывающие

1 Зеленый гигант из Китая. - Эксперт Online. Доступ: https://expert.ru/expert/2020/16/ zelenyij-gigant-iz-kitaya/ (проверено 30.12.2020).

2 Как мобильные приложения помогают бороться с коронавирусом в Азии. Доступ: https:// vc.ru/services/127793-kak-mobilnye-prilozheniya-pomogayut-borotsya-s-koronavirusom-v-azii (проверено: 30.12.2020).

3 Зеленый гигант из Китая. - Эксперт Online. Доступ: https://expert.ru/expert/2020/16/ zelenyij-gigant-iz-kitaya/ (проверено 30.12.2020).

с WeChat, а также предприниматели и компании, которые открыли официальные аккаунты WeChat для продвижения своих продуктов1.

WeChat и Россия

Россия стала 17-й страной в мире, где появился WeChat Pay. Первыми торговыми точками, принимающими оплату через WeChat Pay в Москве, стали ЦУМ и ГУМ. Сервисом особенно заинтересовались в 2018 г., когда годовой прирост клиентов из Китая достиг 70%. Расплатиться с помощью WeChat Pay в России могут только граждане КНР.

Для тех же, кто собирается поехать в Китай или работать с китайцами, WeChat - ключевой инструмент. Регистрация в WeChat - это особый способ прочувствовать на себе бюрократические нюансы китайской системы. Более того, за последний год процедура регистрации для россиян стала намного сложнее. Если пару лет назад было достаточно ввести номер мобильного телефона и получить код через SMS, то сейчас россиянам необходимо пройти процесс верификации. Сложность заключается в том, что новые пользователи WeChat должны найти человека, который уже им пользуется. При этом вам вовсе не обязательно быть друзьями в реальной жизни: он может просто воспользоваться своей ученой записью, чтобы верифицировать вас (как правило, для этого необходимо всего лишь отсканировать QR-код). К вашему помощнику тоже предъявляются особые требования: он должен быть зарегистрирован в WeChat не менее одного месяца. Если же ваш помощник находится на территории материкового Китая, для успешной верификации необходимо, чтобы он был зарегистрирован не менее 6 месяцев и имел привязанную к WeChat банковскую карту.

Даже если такая сложная процедура регистрации прошла успешно, вполне возможно, что, проснувшись на следующее утро, вы обнаружите, что ваш аккаунт заблокирован из-за подозрительной активности. Условием разблокировки будет повторная верификация через пользователя WeChat. Тонкость заключается в том, что ваш вчерашний помощник уже не сможет вам помочь, поскольку пользователь WeChat может верифицировать другого пользователя только 1 раз в месяц.

Современный Китай уже практически перешел на электронную форму расчетов. Проблема для иностранцев заключается в том, что международные платежные системы, такие как Visa и MasterCard, в Китае не являются распространенными. Наличие WeChat Pay открывает перед вами тысячи возможностей и дает уверенность, что вы не пропадете. Однако большинство туристов сталкиваются как раз с тем, что WeChat Pay не дает привязать иностранную карту. В итоге получается, что самый безопасный вариант - иметь карту китайского банка. Если вы успешно пройдете процедуру регистрации карты перед тем, как совершить первый платеж, вас снова попросят ввести паспортные данные, а также прикрепить к форме свое фото. Но указанные моменты необходимы лишь в тех случаях, когда вы находитесь в Китае либо ведете бизнес с китайскими партнерами.

Несмотря на все эти сложности, WeChat набирает популярность в России. Тут необходимо принципиальное уточнение - он становится популярным по мере того, как распространяется китайская культура и язык. Современный характер взаимоотношений между РФ и КНР характеризуется исторически

1 Как мобильные приложения помогают бороться с коронавирусом в Азии. Доступ: vc.ru/services/127793-kak-mobilnye-prilozheniya-pomogayut-borotsya-s-koronavirusom-v-azii (проверено 30.12.2020).

самым высоким уровнем двусторонних связей, в т.ч. и в гуманитарной сфере. Экономические успехи китайского государства, реализация совместных межгосударственных и глобальных проектов создали условия для продвижения китайского языка в России и русского языка в Китае. Большим спросом абитуриентов пользуются специальности, связанные с китайским языком, экономикой, культурой, историей. Китайский язык стал весьма популярным и перспективным в плане выстраивания образовательной и профессиональной траектории [Актамов, Бадмацыренов 2019]. Все это позволило повысить интерес к китайским социальным сетям и мессенджерам.

WeChat также может использоваться и в образовательном процессе. Переход на дистанционный формат обучения был воспринят в России неоднозначно. Но это объективная действительность, к которой необходимо привыкать и приспосабливаться. Более того, следует импровизировать и использовать возможности, которые могут создать предпосылки для достижения превосходства. В этом плане WeChat стал одной из платформ, которая стимулирует познавательную активность молодежи, изучающей китайский язык.

Очевидно, что лекция или иное учебное занятие, проводимое без использования наглядных мультимедийных материалов в аудитории студентов, по характеру специальности и особенностям возраста привыкших к визуальной подаче информации, воспринимается ими как скучное и утомительное. Поэтому студент обращается к смартфону: к популярным социальным сетям - для просмотра контента и общения с друзьями, к мессенджерам и иным мультимедийным средствам, к которым у него на занятии есть доступ «здесь и сейчас», что гораздо интереснее занятия с преподавателем, иллюстрирующим учебный материал при помощи доски и мела.

О важности обучения с использованием мобильных технологий свидетельствует внимание к нему ЮНЕСКО, которая в 2013 г. выпустила Рекомендации по политике в области мобильного обучения, которые 2 года спустя были переведены на русский язык. В них дается следующее определение мобильного обучения: «Использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение может принимать различные формы: с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами»1.

Если раньше использование смартфонов в образовательном процессе воспринималось как некое отклонение от привычной нормы, то с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения преподаватели стали их использовать и искать в этом методе преимущества. Условно здесь можно выделить несколько основных моментов.

1. Электронные гаджеты являются сегодня для молодых людей естественной средой коммуникации. Включение их в контекст занятия позволяет снять контраст между современными технологичными развлечениями и неформальной коммуникацией с друзьями в социальных сетях, с одной стороны, и традиционным устным выступлением на занятии преподавателя - с другой. Трансляция учебного материала на смартфоны студентов позволяет развернуть его в привычных и удобных для них электронных формах. В итоге студент больше не отвлекается на телефон; телефон теперь - часть учебного занятия.

1 Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. М.: ЮНЕСКО. 2015. Доступ: http://iite.unesco.oig/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (проверено 30.12.2020).

2. В отличие от демонстрации мультимедийных материалов на экране или мультимедийной доске, рассылка их на смартфоны студентов не только позволяет показывать какие-либо ресурсы, но и предоставляет возможность каждому студенту так или иначе взаимодействовать с ними, самостоятельно приобретать опыт работы с этими материалами на своем смартфоне. По сути, использование смартфона как персонального подключенного к Интернету экрана - это такой же важный шаг к самостоятельности в освоении учебного материала, как и переход от монологичной формы подачи информации на занятиях к диалогу. Мультимедийные презентации, безусловно, облегчают усвоение учебного материала, позволяют лучше его структурировать, но они не дают непосредственного опыта взаимодействия с этим материалом в самом процессе обучения. Учебная доска остается доской, пусть и мультимедийной, некоторым общим, публичным пространством.

3. Рассылка учебно-методических материалов непосредственно на смартфоны студентов во время занятия позволяет без дополнительных действий (копирование презентаций на карты памяти и т.д.) представить и сохранить их в той естественной среде, какой для студентов являются гаджеты. Популярные приложения для обмена сообщениями имеют специальный функционал, на основе которого все полученные в групповом чате гиперссылки и изображения сохраняются в отдельных разделах, к которым студент может обратиться впоследствии для того, чтобы вернуться к пройденному материалу.

4. Электронное коммуникационное пространство, организованное на основе разного рода приложений для общения в смартфонах, создает возможность для оперативного оповещения студентов о некоторых важных изменениях, событиях в учебном процессе, в то же время предоставляя им канал для связи с преподавателем во внеурочное время. Как технически может быть организовано подобное взаимодействие во время учебных занятий и вне их? Наиболее удобными, по нашему мнению, являются технологии обмена мгновенными сообщениями в формате групповых (открытых или закрытых) чатов через популярные приложения - мессенджеры. Сегодня есть целый ряд сервисов, включая популярные социальные сети, обеспечивающих данный функционал [Волкоморов 2016: 88-89].

Различные преподаватели в своей образовательной практике так или иначе используют текстовые мессенджеры. Активно используется мессен-джер WhatsApp. Основными плюсами использования данного сервиса выступают его мобильность, удобная обратная связь и устранение психологических барьеров, возникающих при осуществлении академического общения. Главным минусом, выявленным в процессе проведения занятий, как отмечают авторы, следует считать его ограниченный функционал. Вместе с тем в условиях дистанционного обучения мессенджер WhatsApp может быть использован в качестве средства организации образовательного процесса, однако данное приложение не может стать автономной образовательной платформой и требует использования дополнительных средств мобильного обучения [Чернышенко 2020: 410].

В области образования WeChat также может стать одним из вспомогательных инструментов работы со студентами. В первую очередь можно использовать так называемые публичные аккаунты (ШШ^Х^^), где размещаются картинки, видео, текстовые материалы образовательного характера. Так, по запросу «^^лЯтЦ» можно найти более 300 аккаунтов, по запросу «HSK» -69 аккаунтов; по запросу «study Chinese» - 14 аккаунтов. Поисковой запрос на русском языке оказался нерелевантным. Информация, публикуемая в подобных аккаунтах, разнообразна. Их можно разбить на следующие группы:

1) тестовые, аудио- и видеоматериалы на основе популярных учебных пособий, таких как ЙЦ/Xip, HSKStandard Course, Р ip и т.д.;

2) грамматический и лексический материал, адаптированные тексты, дополненные пиньинем (^ еэ ) на двух языках (в основном на английском и китайском);

3) специализированные материалы для продвинутого уровня, например по литературе, древнекитайскому языку, стилистике;

4) адаптированные или переведенные материалы по культуре Китая;

5) учебный материал для детей.

Данные материалы охватывают бытовую, специализированную лексику, лексику для экзамена HSK, также там представлены онлайн-занятия, видео- или аудиоматериалы для чтения, тесты для самопроверки. Богатый выбор удовлетворяет многочисленные запросы пользователей, которые, опираясь на свои учебные цели и интересы, повышают уровень знания языка.

Одним из плюсов использования публичных аккаунтов является быстрое обновление ресурсов. Другим очевидным плюсом является разнообразие -студенты могут найти любую информацию исходя из своих целей и запросов. Также нет ограничений во времени и пространстве - студенты в любое удобное время из любой точки земного шара могут получить доступ к интересующим их учебным материалам. Еще одним плюсом является их полилингвистический характер. Естественно, главным вспомогательным языком является английский, также часто встречаются материалы на испанском, корейском, тайском, вьетнамском языках. На русском языке материалов пока сравнительно мало.

Вместе с тем необходимо отметить и ряд недостатков. На современном уровне WeChat пока не хватает достоверности. Опубликованные учебные материалы, информация в публичных аккаунтах не всегда является точной и верной. Очень часто авторами публикаций являются студенты, которые зачастую допускают огромное число стилистических или лексических ошибок, опечаток. Во избежание этого нужно пользоваться специализированными публичными аккаунтами.

Также для работы со студентами можно использовать сообщества в WeChat - очень хороший инструмент асинхронного режима обучения китайскому языку. В сообществе преподаватель может высылать и получать домашние задания, экономя время занятия; рассылать объявления или оповещения, касающиеся учебного процесса; делиться документами в формате Word или PDF, фотографиями или видео, ссылками на сторонние ресурсы. Кроме этого, преподаватель может предлагать темы для обсуждения, на которые студенты могут отвечать посредством голосовых сообщений или в формате текстовых сообщений.

Некоторые преподаватели ведут занятия в сообществах посредством аудио-или видеозвонка: обычно это лекционное занятие либо занятие по разговорному языку для небольшой группы студентов, т.к. есть ограничение - максимум 15 чел.

Еще одним минусом являются слабые возможности контроля. В этом плане WeChat - очень неудобный инструмент, в сообществах невозможно отследить, прочитал ли конкретный студент сообщение преподавателя, т.к. студент в любое время может отключить уведомления.

Несмотря на все это, следует отметить, что плюсов все же больше. Например, еще одним преимуществом является тот факт, что WeChat сокращает дистанцию между преподавателем и студентом. Общение студента и преподавателя происходит не только непосредственно на уроке, но и вне класса. В период пандемии это дает дополнительные возможности взаимодействия и обще-

ния со студентами, т.к. в сообществах общение происходит на более близком уровне. Студенты обычно реагируют более непосредственно, иногда используя смайлики, мемы и картинки. Обычно подобный формат мобилизует активность студента, стимулирует интерес к учебе.

Таким образом, мы можем говорить о том, что мессенджер WeChat, как и другие аналогичные сервисы, может выступать в качестве одного из средств организации образовательного процесса, а также как самостоятельная образовательная платформа.

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 20-011-00531А «Российский буддизм и социальные медиа: цифровая трансформация буддийских сообществ».

Список литературы

Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б. 2019. «Мягкая сила» Китая: образовательные стратегии внешнеполитического влияния. - Власть. Т. 27. № 3. С. 231-236.

Волкоморов В.А. 2016. Практика использования мобильных мультимедийных технологий в обучении студентов-журналистов. - Известия Уральского госуниверситета. № 4(156). С. 87-92.

Чернышенко О.В. 2020. Потенциал текстового мессенджера WhatsApp при организации дистанционного обучения по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе. - Педагогика. Вопросы теории и практики. Т. 5. Вып. 3. С. 407-411.

AKTAMOV Innokentiy Galimalaevich, Dr.Sci. (Ped.), Head of the Center for Oriental Languages Translation, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (6Sakhyanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047); Associate Professor of the Chair of Asian History and Regional Studies, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; aktamov13@ gmail.com)

SAMBUEVA Oiuna Viktorovna, Senior Lecturer at the Chair of Far Eastern Countries Philology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; oyuun@mail.ru)

CHINESE MESSENGER WECHAT AND ITS PLACE IN THE RUSSIAN SEGMENT OF ONLINE EDUCATION

Abstract. The article is devoted to the study of the significance of the WeChat messenger for modern Russian youth. The author gives a brief description of the development of services based on various platforms and concludes that, despite certain specifics, WeChat has great prospects for distribution in Russia. Currently, it is actively used not only as means of communication, entertainment, but also as an alternative platform for the implementation of educational courses. WeChat gains particular importance in the modern conditions of the transition to distance education due to the spread of COVID-19. Keywords: Internet, messengers, WeChat, China, youth, education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.