Научная статья на тему 'Китайский императорский театр Дэхэюань вчера и сегодня'

Китайский императорский театр Дэхэюань вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
452
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ДЭХЭЮАНЬ / ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ / ИХЭЮАНЬ / ИМПЕРАТРИЦА ЦЫСИ / ИМПЕРАТОРСКИЙ ТЕАТР / ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА / ЦЗИНЦЗЮЙ / КИТАЙСКИЙ ТЕАТР ТРАДИЦИОННОЙ ПОСТРОЙКИ / DEHEYUAN / SUMMER PALACE / YIHEYUAN / THE EMPRESS DOWAGER / THE IMPERIAL GRAND THEATER / BEIJING OPERA / JINGJU / CHINESE TRADITIONAL ARCHITECTURE THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будаева Туяна Баторовна

О самом большом китайском императорском театре Дэхэюань написано почти в любом туристическом путеводителе, но некоторые факты нередко истолковываются превратно и требуют пояснений. Кроме того, великолепие первых десятилетий его существования всё ещё не восстановлено, несмотря на прекрасное техническое состояние здания: театру пока явно не хватает музыки, слова, танца и звучания оркестра, чтобы вновь стать «живым».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yesterday and today of the Chinese Imperial Grand Theater Deheyuan

Almost every touristic guide mentions Deheyuan Grand Theater, but some facts are treated in them incorrectly and need additional explanation. Besides, the prosperity of its first decades is not reached today yet though (thanks to a huge restoration with use of modern technologies and historical points protection) the present condition of the theater is quite excellent. However, to become a «live theater» once again, it lacks music, rhyme, dance and orchestra sounds.

Текст научной работы на тему «Китайский императорский театр Дэхэюань вчера и сегодня»

Т. Б. Будаева*

Китайский императорский театр Дэхэюань вчера и сегодня1

АННОТАЦИЯ: О самом большом китайском императорском театре Дэхэюань написано почти в любом туристическом путеводителе, но некоторые факты нередко истолковываются превратно и требуют пояснений. Кроме того, великолепие первых десятилетий его существования всё ещё не восстановлено, несмотря на прекрасное техническое состояние здания: театру пока явно не хватает музыки, слова, танца и звучания оркестра, чтобы вновь стать «живым».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: театр, Дэхэюань, Летний дворец, Ихэюань, императрица Цыси, Императорский театр, Пекинская опера, цзинцзюй, китайский театр традиционной постройки.

Северо-западная окраина современного Пекина известна тем, что там, на берегах искусственного озера Куньминху расположился всемирно известный Летний дворец Ихэюань. Резиденция цинских императоров оказалась настолько масштабной, великолепной и самобытной, что в 1998 г. она была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из всего разнообразия храмов, павильонов и дворцов нас интересует Дворец Дэхэюань Ш Дворец благодеяния и мира), в центре которого находится Большой театр с одноимённым названием Это одна из самых величественных императорских трёхъярусных сцен, лучше всех сохранившаяся до наших

* Будаева Туяна Баторовна, кандидат искусствоведения, н.с. Отдела Китая ФГБУН Институт востоковедения РАН, Москва, Россия; E-mail: tbudaeva@,mail.ru

© Будаева Т.Б., 2017

1 Исследование проведено при поддержке РГНФ, грант № 15-0400513/16 (а).

625

дней, в чём немалую роль сыграли регулярные капитальные реставрации. Последняя из них, продолжавшаяся полтора года и законченная в 2013 г., была беспрецедентной по своему научному размаху. Её основной задачей было восстановление и сохранение изначального облика театра, а также внедрение в объект современных средств безопасности2.

Своим появлением театр обязан вдовствующей императрице Цыси (1835-1908), которая, как известно, очень любила Пекинскую оперу, или цзинцзюй ^Ш («столичный спектакль»)3. Вообще, для многих императоров Китая театр был основным видом развлечения не только во время торжеств по различным поводам, но и в будние дни, поэтому во всех постоянных местах своего пребывания они строили театральные сцены, в том числе аналогичные трёхуровневые монументальные здания. В столице, помимо театра Дэхэюань, таких было два — Большой театр Чанъиньгэ в Запретном городе Гугун и Большой театр Цинъиньгэ в дворцовом парке Юаньминъ-юань4. Но когда последний из них был сожжён дотла в 1860 г. во время жестокого разорения всего комплекса Юаньминъюань объединёнными англо-французскими войсками в конце Второй опиумной войны (театр Цинъиньгэ с тех пор так и не восстанавливался), спустя какое-то время, по всей видимости, встал вопрос о строительстве нового большого театра. Дело в том, что регентша Цыси, фактически

2 Подробнее см. [0]. Эта же статья, снабжённая фотографиями [0].

3 Об этом рассказывает, в частности, американская художница Катарина Карл (Katharine A. Carl, 1865-1938) в своей книге «С вдовствующей императрицей Китая» [0], написанной под впечатлением от пребывания в Китае в 1903 г. На протяжении девяти месяцев К. Карл тесно общалась с императрицей Цыси, портрет которой художница готовила для огромной Всемирной выставки, прошедшей в 1904 г. в Сент-Луисе.

4 Созвучные названия театров можно перевести как Терем непринуждённых звуков (Чанъиньгэ находится на территории Дворца спокойствия и долголетия Ниншоугун ^ШЙ) и Терем нежных звуков (Цинъиньгэ располагался в Саду общего веселья Тунлэюань Й^Ш) соответственно. К слову, именем Цинъиньгэ назывался ещё один театр цин-ской эпохи, находившийся в дворцово-парковом ансамбле Бишу-шаньчжуан г. Чэндэ, пров. Хэбэй Все указанные четыре больших театра (Дэхэюань, Чанъиньгэ, Цинъиньгэ в парке Юаньминъюань и Цинъиньгэ в г. Чэндэ) назывались «Великой четвёркой больших цинских императорских театров» «И^МИ^й», из них до наших дней дошли только два — собственно театр Дэхэюань и расположенный в императорском Запретном городе Большой театр Чанъиньгэ. Полностью сгоревший в пожарах 1933 и 1945 гг. театр в Чэндэ был заново реконструирован в ходе восстановительных работ в 1979-1984 гг. и сейчас открыт для посещения [0].

626

управлявшая страной с 1861 г., как и предыдущие императоры, большую часть времени проводила не в центре Пекина, а за городом, в частично уцелевших от пожаров Садах чистой ряби, которые впоследствии были переименованы в Парк безмятежного спокойствия Ихэюань. Здесь для спектаклей был только относительно небольшой театр с открытой двухъярусной сценой Тинлигуань Зал, где слушают пение иволги5), масштаб которого, судя по всему, мало устраивал такую страстную поклонницу пекинской оперы, как Цы-си. В начале 1880-х гг. для восстановления, реставрации и расширения загородной резиденции было решено привлечь огромные суммы денег, предназначавшиеся для создания китайского военно-морского флота. И, судя по количеству израсходованных средств6, строительство нового большого театра стало одним из первостепенных и важных мероприятий.

Открытие Большого театра Дэхэюань было приурочено к 60-летнему юбилею Цыси, и вплоть до её смерти в 1908 г. на его сцене регулярно ставились спектакли пекинской оперы цзинцзюй для членов императорской семьи и их гостей. Сооружение, в первую очередь, впечатляет своей грандиозностью: открытая зрителям с трёх

5 Этот театр был построен ещё императором Цяньлуном (1711-1799) для его матери, чтобы она имела возможность слушать спектакли китайской музыкальной драмы. В названии зала метафорично сравнивается звучание голосов актёров с прекрасным пением иволги. После основания КНР, с 1949 г. по настоящее время театр Тинлигуань используется как ресторан, предлагающий блюда китайской императорской кухни и славящийся тем, что его гостями были многие мировые знаменитости Г0; 0; 01. Стоит иметь в виду, что на указанных страницах официального сайта Летнего дворца (китайская и англоязычная версии) по какому-то недоразумению выложена фотография Большого театра Дэхэюань вместо театра Тинлигуань. На странице парка Ихэюань в месседжере WeChat подобной оплошности нет. Данный факт, по всей видимости, связан, в частности, с тем, что в последние годы в Китае наблюдается стабильная тенденция использования преимущественно сети WeChat вместо интернет-сайтов. По этой причине многие интернет-страницы уже сейчас перестают предоставлять актуальную информацию, а некоторые организации даже отказываются от ведения своих официальных сайтов, полностью переходя на платформу WeChat, которая в России на сегодняшний день всё ещё непопулярна.

6 На строительство только дворца Дэхэюань ушло более 710 тысяч лян серебра. Во сколько обошлись все реставрационно-строительные работы, документально пока до сих пор не совсем ясно. По имеющимся данным, ориентировочная сумма составила 5-6 млн. лян серебра [0]. «„Лян" — мера веса, равная 50 г; по расчётам специалистов, 1 лян серебра равняется примерно 700 современным юаням» [0].

627

сторон сцена состоит из трёх уровней, достигая в высоту почти 23 м, что сопоставимо с современным 7-этажным зданием. Ширина нижней сцены составляет 16 м, глубина — 17 м [0], каждый этаж украшен хвалебными изречениями в честь дня рождения императрицы, прославление которой считалось наиглавнейшей функцией театра. Глубоко символичные тексты записаны на горизонтальных деревянных досках пайбянь и в виде парных выражений дуйлянь на колоннах, поддерживающих своды. Подобные надписи, свойственные китайской культуре в целом, можно встретить практически на любой сцене традиционной постройки.

Фото 1. Театр Дэхэюань в Летнем дворце Ихэюань7

Театр был хорошо технически оснащён, и спектакли производили на зрителей должный эффект: здесь использовались всевозможные приспособления для создания фонтанов и дополнительного звукового резонанса, «полётов» фей и «появления из недр земли» фантастических персонажей — для этого в ход шли специальные резервуары с

7 Здесь и далее фото автора (Пекин, сентябрь 2016 г.).

628

водой, несколько пустых колодцев, лебёдки и прочие чудеса инженерной мысли того времени.

Фото 2. Сценическое убранство нижней сцены театра Дэхэюань

С задней стороны к сцене вплотную примыкает ещё одно двухэтажное здание внушительных размеров — Баньсилоу Терем-гримёрная), где актёры могли готовиться к спектаклю и хранить свой реквизит. Сегодня здесь располагается выставочный зал, своими парадными дверями смотрящий на главный вход территории дворца Дэхэюань. Последний в целом представляет собой типичный китайский закрытый дворцовый ансамбль в стиле сыхэюань . Здания на его территории размещены друг за другом строго с юга на север, согласно китайским архитектурным канонам, образуя, таким образом, четыре двора. Второй двор, он же основной, по сути, является пространством под открытым небом, объединяющим театральную сцену, просторный зал Илэдянь (Щ^Ж Зал взлелеянной радости), откуда императрица смотрела спектакли, и две боковые зрительские галереи для министров, вельмож и почётных гостей.

8 Такое утверждение можно сделать, исходя из того, что общий принцип архитектурного ансамбля Дэхэюань аналогичен императорскому дворцу Гугун в самом центре Пекина, структура которого, в свою очередь, относится к постройкам типа сыхэюань [0]. Подтверждение этому см. [0].

629

Фото 3. Зал Илэдянь

Фото 4. Галереи для министров

Между прочим, столики и стулья, размещённые сегодня в галереях, появились далеко не сразу: как отмечала К. Карл, во время представления ни один сановник не имел права сесть на стул в присутствии императрицы, а потому все гости рассаживались по-турецки

630

[3, р. 14]. В 1953 г. обе галереи были перестроены в выставочные залы, и лишь спустя шесть десятков лет во время последней крупной реставрации им вернули первоначальный вид [1].

При всём несомненном величии театра Дэхэюань, в действительности прочие дворцовые театры практически не уступали ему ни в размерах9, ни в сценической инженерии, ни в общем устройстве архитектурного ансамбля, в чём можно уследить известный китайский принцип сохранения и продолжения традиций. В некоторых современных источниках приводятся попытки каким-нибудь образом выделить данный театр среди других, называя его «колыбелью» пекинской оперы [14, с. 66, 68] . Подобная точка зрения, как минимум, неточно сформулирована, поскольку предпосылки для зарождения нового театрального жанра возникли ещё в конце XVIII в., когда в 1790 г. в столицу съехалось большое количество театральных трупп из разных регионов в связи с празднованием 80-летия императора Цяньлуна, а сам жанр пекинской оперы полностью сформировался уже к 1840-м гг. [16, с. 4], что на полвека раньше появления Большого театра Дэхэюань. В данном случае скорее можно говорить о том, что именно большая увлечённость императрицы театром, приглашение ко двору выдающихся исполнителей, в том числе прославленного актёра Тань Синьпэя 1847-1917), выступав-

шего в амплуа военных героев ушэн и старцев лаошэн, необходимость решать сценические задачи, связанные с большими размерами и раз-ноуровневостью площадки, наличием специальной инженерии, предоставлявшей богатые возможности для творческих исканий, — всё это, несомненно, должно было способствовать активному развитию пекинской оперы, повышению её значимости как привилегированного жанра, что сыграло не последнюю роль в деле продвижения и укрепления данного вида музыкальной драмы в целом.

Тем не менее сегодня роскошная сцена, как это ни парадоксально, используется весьма тривиальным образом. Долгое время она была лишь молчаливым музеем, где изредка давались представления. Следует признать, что такова участь многих из тех театральных сцен, что сохранились до наших дней. Но недавно обстановка в

9 Например, высота театра Чанъиньгэ в Запретном городе составляет 20,71 м [12], а театра Дэхэюань по разным данным, размещённым на официальном сайте Летнего дворца Ихэюань, варьируется от 21 до 22,73 м — см. соответственно [13; 0]. Кроме того, имеются сведения, что сожжённый театр Цинъиньгэ в парке Юаньминъюань был приблизительно 21,4 м [11, с. 53].

10 В англоязычной версии официального сайта Летнего дворца данная информация также имеется [15], но отсутствует в тексте на китайском языке [13].

631

театре Дэхэюань заметно оживилась: с летнего сезона 2016 г. были организованы ежедневные выступления артистов, демонстрирующих публике либо фрагменты из спектакля пекинской оперы об императорской наложнице «Захмелевшая Ян-гуйфэй», либо искусство традиционных китайских танцев и номера сычуаньской драмы чуаньцзюй, славящейся трюками с молниеносной сменой масок на лице актёра. Правда, к моему великому разочарованию, оказалось, что представления длятся всего лишь пятнадцать минут, артисты поют в микрофон под музыкальное сопровождение в виде фонограммы, которая к тому же представляет собой аранжированное на синтезаторе звучание в современном стиле. Если микрофон, к большому сожалению, уже буквально вжился в спектакли традиционной драмы, то отсутствие оркестра, обычно располагающегося непосредственно на сцене слева (со стороны артистов) и отличающегося колоритным звучанием традиционных инструментов, фонограмма заменить, конечно, не может. С другой стороны, даже подобный минимум позволяет обычным посетителям императорского парка, заглянувшим во дворец Дэхэюань, получить некоторое представление о традиционном китайском театральном искусстве. В любом случае, идея возрождения сцены во дворце Дэхэюань ещё ждёт своей более полной, глубокой и исторически достоверной реализации, которая на данный момент, скорее всего, ограничена из-за финансовых соображений и условий бытования театра, прежде всего, как музейного объекта.

Впрочем, 11 ноября 2014 г. Императорский театр на один день в буквальном смысле «ожил», представив себя во всей красе перед высокими гостями — первой леди Поднебесной Пэн Лиюань и жёнами руководителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона во время саммита АТЭС, проводившегося в Пекине. Учитывая, что Пэн Ли-юань (род. 1962) ещё в молодости получила широкую известность в Китае как солистка Ансамбля песни и пляски Национально-освободительной армии Китая (сопрано, народное пение), имеет высшую в китайской государственной номенклатуре степень «артистки первого класса» (ШШ 'ШШМ), а её мать была актрисой музыкальной драмы юйцзюй [0], включение в культурную программу посещения Летнего дворца специального представления на сцене Большого театра Дэхэюань приобретает особый эстетический смысл. В тот день были исполнены дворцовые танцы и несколько знаменитых фрагментов из спектаклей пекинской оперы [0], которые именитая публика созерцала не из дворца Цыси, как можно было бы подумать, а находясь на площадке перед сценой.

Так или иначе, ныне благодаря усилиям и стараниям большого количества людей театр Дэхэюань, всегда имевший особый статус среди прочих китайских театральных сцен, включая привилегирован-

632

ные императорские, продолжает свою артистическую жизнь, которая, будем надеяться, в скором будущем расцветёт и станет столь же великолепной, как и во времена его великой создательницы.

Литература

1. Дэхэюань да силоу «ю си», Ихэюань гуаньван. Ш^ПШ^^й «W

II ШИШ^Но 2G13 Ф 4 Ц 25 В («Спектакль» в Большом театре

Дэхэюань II Официальный сайт Летнего дворца. 25 апреля 2G13 г.) II URL: http:IIwww. summerpalace-china.com/vhzx/trendI9G 1.html

2. Дэхэюань да силоу «кай чан», Ихэюань гуаньван. Ш^ПШ^^й «^ П|» II ШИШ^Но 2G13 Ф 4 Ц 2б В (Большой театр Дэхэюань «начинает петь» II Официальный сайт Летнего дворца. 2б апреля 2G13 г.) II URL: http:IIwww.summerpalace-china.comIfilesIdehevuanIdehevuan.htm

3. Carl KA. With the Empress Dowager of China. NY.: The Centuty Co., 19G7. 3S1 p.

4. Ma Вэнъцзюнъ ^^S. Цинъиньгэ да силоу, Чэндэ вэньхуа чанье ван

^Ш^^^^Но 2G14 Ф 9 Ц б В (Большой театр Цинъиньгэ II Культурно-индустриальный сайт Чэндэ. 1б сентября 2G14 г.) II URL: http:I/www.chengdeci.com/portal.php?mod=view&aid=1G31

5. Тинлигуань II Ихэюань Вэйсинь гуаньван. II ШПШШш^Н (Тинлигуань II Официальная страница Летнего дворца Ихэюань в мессенд-жере WeChat) II URL: http://www.zingke.comISummerPalaceIShakeImain.html? detail row=15#

6. Тинлигуань II Ихэюань гуаньван. ФтШ'Ш II ШИ Ш^Н (Тинлигуань II Официальный сайт Летнего дворца Ихэюань) II URL: http:IIwww.summer palace-china.comIigidI8G9.html

7. Hall for Listening to Orioles (Tingli Guan) II Summer Palace Official Website II URL: http:IIwww.summerpalace-chinacom/vwvIlongconihtml

S. Юань ши цзешао II Ихэюань гуаньван. Ш^^^ II ШИШ^Н (Знакомство с историей парка II Официальный сайт Летнего дворца Ихэюань) II URL: http:IIwww.summerpalace-china.com/igidI792.html

9. Ван Фан. История старых театров пекинской оперы II Китай. 2G12. № 12. С. 5б-59. То же: URL: http:IIwww.kitaichina.com/se/txtI2G12-12I13Icon tent 5G7GG2.htm

1G. Чжао Инна. Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань I Автореф. ... канд. дисс. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2G12. С. 9.

11. Ли Цзянъюнъ Цун Тунлэюань фуюань яньцзю кань циндай

гунтин шивай юаньло ши сиюань ибань тэдянь. Цзяньчжу ши луньвэньцзи

(Типичные особенности планировки дворцовых театров цинской эпохи на примере исследования восстановленной модели дворца Тунлэюань. Сборник статей по истории архитектуры). Пекин: Цинхуа дасюэ чубаньшэ, 2GG3. Вып. 17. С. 49-59.

б33

12. Чанъиньгэ // Гугун боуюань гуаньван. // Ш'ШШШл'ЙЩ (Чанъиньгэ // Официальный сайт Музея Гугун) // URL: http://www.dpm.org.cn/ shtml/116/@/17754.html

13. Дэхэюань // Ихэюань гуаньван. ШИШ // ШИШ'Н (Дэхэюань // Официальный сайт Летнего дворца Ихэюань) // URL: http://www.summer palace-china.com/igid/805.html

14. Бэйцзин дэ гудянь сицюй юй силоу / Бэйцзин ши вэньхуа цзюй бянь. Пекин: Бэйцзин чубаньшэ. ^ЬЖЙ^Л^Й^^Й / itP^Xi^M Шо Classical Dramas and Theaters in Beijing / Ed. by Beijing City Cultural Bureau. Beijing: Beijing chubanshe, 2005. 108 р. (на англ. и кит. яз.).

15. Garden of Virtue and Harmony (Dehe Yuan) // Summer Palace Official Website // URL: http://www.summerpalace-china.com/ywy/court.html

16. У Тунбинь Цзинцзюй чжиши шоуцэ (Путеводитель по Пекинской опере). Тяньцзинь: Тяньцзинь цзяоюй чубаньшэ, 2001. 594 с.

17. Денисов И. Мать нации: Супруга Си Цзиньпина ломает представления о том, что позволено первой леди Китая // Lenta.ru, 3 июня 2014 г. // URL: https://lenta.ru/articles/2014/06/02/pengliyuan/

18. Пэн Лиюань тун APEC цзинцзити линдао фужэнь ю Ихэюань кань цзинцзюй // Тэнсюнь синьвэнь ШШШШ APEC

#Жйо ШШЙо 2014 ^ 11 И 11 0 (Пэн Лиюань с жёнами руководителей стран АТЭС смотрели Пекинскую оперу в Летнем дворце // Tencent-Новости. 11 ноября 2014 г.) // URL: http://news.qq.com/a/20141111/059876.htm

T.B. Budaeva*

Yesterday and today of the Chinese Imperial Grand Theater Deheyuan

ABSTRACT: Almost every touristic guide mentions Deheyuan Grand Theater, but some facts are treated in them incorrectly and need additional explanation. Besides, the prosperity of its first decades is not reached today yet though (thanks to a huge restoration with use of modern technologies and historical points protection) the present condition of the theater is quite excellent. However, to become a «live theater» once again, it lacks music, rhyme, dance and orchestra sounds.

KEYWORDS: Deheyuan, Summer Palace, Yiheyuan, the Empress Dowager, The Imperial Grand Theater, Beijing opera, Jingju, Chinese traditional architecture theater.

* Budaeva Tuyana Batorovna, PhD (History of Art), researcher, China department, Institute of Oriental Studies of RAS, Moscow, Russia; E-mail: tbudaeva@mail.ru

634

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.