Научная статья на тему 'Современый этап изучения истории династии Цин: источниковая база'

Современый этап изучения истории династии Цин: источниковая база Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1377
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВЫ ИМПЕРИИ ЦИН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байчуань Е., Чжан Боно

Статья рассказывает о работе китайских ученых с архивными материалами по истории последней правившей в Китае династии Цин (1644-1911). Она ведется на протяжении последних десяти лет в рамках государственного проекта, предусматривающего создание 100-томного труда, посвященного этому важному периоду китайской истории. За прошедшее время были изучены практически все национальные архивы, располагающие соответствующими материалами, и всё наиболее важное для создания надежной источниковой базы готовящегося фундаментального труда вводится в научный оборот. Подобное мероприятие предпринято в КНР впервые, оно является крупным вкладом китайских ученых не только в отечественную науку, но и в мировое китаеведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современый этап изучения истории династии Цин: источниковая база»

УДК 94

Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2012. Вып. 1

Е Байчуань, Чжан Боно

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДИНАСТИИ ЦИН: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА

В 2002 г. китайские ученые приступили к реализации государственного проекта, который предусматривал создание в течение 10 лет фундаментального труда по истории династии Цин (1644-1911) — последней из правивших в Китае. Его объем должен составить 100 томов. Тем самым будет подведен итог многолетнему изучению этого очень важного периода китайской истории, а также решен целый комплекс других весьма существенных для национальной науки проблем. Реализация проекта предполагает тщательное изучение всего, что к настоящему времени наработано по истории династии Цин в Китае и за рубежом, перевод на китайский язык наиболее значительных работ в данной области, подготовку специальных трудов по наиболее важным проблемам истории этого периода.

Основные задачи в деле реализации проекта возложены на Институт истории династии Цин при Народном университете Китая, однако в работе участвуют практически все обществоведы КНР, специализирующиеся на изучении данного периода. Руководителем проекта является признанный авторитет в области истории династии Цин и один из крупнейших историков современного Китая профессор Дай И. В сфере общественных наук подобный проект осуществляется впервые, он стал крупным событием в научной и культурной жизни современного Китая.

Особое внимание китайские историки уделили обеспечению надежной источни-ковой базы готовящегося труда, введению в научный оборот всего имеющегося фактического материала по истории династии Цин. Прежде всего это касается документальных источников.

В многовековой истории императорского Китая династия Цин — единственная, чья государственная документация сохранилась практически полностью, дошли до нас и многие другие материалы, содержащие весьма ценную информацию об этом периоде. Общее их количество превышает 20 млн единиц, и около половины из них находится в Первом историческом архиве КНР (Пекин), одном из крупнейших архивохранилищ страны. Основу находящегося здесь фонда государственной документации составляют документы двух центральных ведомств — Государственной канцелярии и Государственного совета1, а также различных дворцовых служб, которые подчинялись Дворцовому управлению (Й^Ш). В первую очередь это доклады чиновников. В зависимости от круга вопросов, которых они касались, и места докладчика в бюрократической иерархии доклады делились на несколько категорий. Основную их массу составляли доклады «ти бэнь» (Жф), содержащие наиболее важную информацию,

1 Первоначально вся государственная документация проходила через Государственную канцелярию (ЙЙ) — одно из наиболее влиятельных учреждений Империи. Позднее центральным звеном всей цинской государственности стал Государственный совет (Щ|Л>Й), образованный в 1730 г. Здесь решались все главные вопросы жизни страны и принимались самые существенные решения в области внутренней и внешней политики. В архивах этого учреждения оказалась сосредоточена вся наиболее важная документация, но основной ее поток по-прежнему шел через Государственную канцелярию, своего значения она не утратила.

© Е Байчуань, Чжан Боно, 2012

и «цзоу бэнь» (^ф). Но наибольший интерес представляют доклады «цзоу чжэ» Впервые они появились в конце XVII — начале XVIII столетия в период правления императора Канси. Такие доклады посвящались важнейшим вопросам жизни государства, их мог представлять строго ограниченный круг высшей бюрократии Империи, и они, минуя все инстанции, сразу попадали на стол императора. Ознакомившись с содержанием доклада, император красной тушью накладывал резолюцию, после чего доклад отправлялся для исполнения. Эти доклады «цзоу чжэ» с резолюцией императора, называвшиеся «чжу пи цзоу чжэ» (^ШШ^Я), являлись документами секретными и хранились в архивах дворцовых служб. А после очередного пожара 1729 г., который уничтожил часть архивов, было принято решение снимать с докладов «цзоу чжэ» копии. Они получили название «лу фу цзоу чжэ» (^и^^^Я) и хранились в архиве Государственного совета. В настоящее время в Первом историческом архиве хранятся документы этого типа с 1730 по 1911 г.

Прохождение поступивших на имя императора докладов «цзоу чжэ», подготовку решений по затронутым в них вопросам и их исполнение чиновники Государственного совета фиксировали в специальных журналах. Эти журналы называются «суйшоу дан» (Ш^й) и содержат уникальную информацию обо всех деталях делопроизводства в этом центральном ведомстве Империи и процессе выработки решений по принципиальным вопросам жизни государства.

Со второй половины XIX в. в практику делопроизводства двора и чиновников Государственного совета вошли телеграммы, их копии также хранятся в Первом историческом архиве.

Дошедшая до нас государственная документация империи Цин выполнена на двух официальных языках — китайском и маньчжурском (таких документов около 20%), есть двуязычные документы, а также документы на монгольском, тибетском и языках некоторых других народов, населявших Империю.

Значительную часть фондов Первого исторического архива составляет особая категория официальных исторических трудов. Это «дневники» (Й^Й), «правдивые записи» императорские родословия (5Ш) и некоторые другие тексты. Они не

предназначались для широкого распространения и были приравнены к важнейшей государственной документации; их рукописный текст, помимо императора, был доступен лишь немногим сановникам из его ближайшего окружения.

Значительными фондами документальных материалов по истории династии Цин располагает не только Первый исторический архив, но и некоторые региональные архивы КНР, а также библиотеки, научные и высшие учебные заведения. В общей сложности они содержат около 10 млн архивных дел.

Одним из крупнейших подобных архивохранилищ является Архив провинции Ляонин (г. Шэньян). В этом регионе происходило становление ранней маньчжурской государственности, здесь правили первые представители дома, который в 1644 г. овладел китайским престолом, а г. Мукден (Шэньян) стал второй столицей империи Цин. В Архиве провинции Ляонин сосредоточено немало ценной документации, прежде всего относящейся к периоду становления династии Цин. Так, именно здесь хранится оригинал первой маньчжурской летописи «Старые документы на маньчжурском языке»

Ценные материалы хранятся в библиотеке г. Далянь. Этот город с 1905 по 1945 г. был оккупирован японцами, которые превратили библиотеку в хранилище попавших

к ним документов и материалов по истории династии Цин, а также книг на русском, японском, английском и других языках по этой теме. Здесь, в частности, оказались сосредоточены материалы о японо-китайской войне 1894-1895 гг. и войне Японии с Россией 1904-1905 гг.

После нападения Японии на Китай в 1937 г. наиболее ценные материалы из государственных архивов империи Цин были вывезены гоминьдановским правительством из Пекина и других городов северного Китая, и ко времени образования КНР все они оказались на Тайване. Основная их часть — 400 тыс. архивных дел — в настоящее время находится в тайбэйском музее Гугун, а еще 310 тыс. дел хранятся в Институте новой истории и Институте истории и языка (Тайбэй). Немало ценных материалов по истории династии Цин (в том числе и государственных документов) попало в зарубежные хранилища, такие как Библиотека Конгресса США, Британская библиотека, Библиотека Лондонского университета, Парламентская библиотека и Библиотека «Тоё бунка» в Японии, Государственный исторический архив России. По оценкам китайских ученых, таких материалов и документов не менее 100 тысяч.

Работа с архивными материалами, прежде всего с теми, что хранятся в Первом историческом архиве, сразу же оказалась в центре внимания участников проекта. Началась оцифровка отобранных источников, и к настоящему времени уже обработано около 850 тыс. архивных дел, в том числе более 550 тыс. докладов «лу фу цзоу чжэ» за период с 1730-х годов до конца правления династии из архивов Государственного совета, 200 тыс. докладов «чжу пи цзоу чжэ» из архивов дворцовых служб и 100 тыс. других архивных документов. Планируется подготовить и издать 18 тематических сборников общим объемом 1800 тыс. дел. Часть из них уже издана, назовем лишь некоторые.

1. Материалы дворцовых архивов империи Цин о событиях года «гэн цзы» (1900 г.) [1]. Сборник впервые делает доступной государственную документацию, относящуюся к одному из крупнейших событий новой истории Китая — восстанию «ихэтуаней». Документы содержат множество ранее практически неизвестных историкам сведений о политике цинского двора и действиях военного контингента 8 западных держав, введенного в Китай для борьбы с повстанцами.

2. Телеграммы Государственного совета при династии Цин [2]. Сборник включает в себя 40 тыс. секретных телеграмм, прошедших через это важнейшее государственное учреждение с 1884 г. до конца правления династии. Сюда вошли отправленные телеграфом указы императора и доклады видных чиновников двору. В телеграммах затрагиваются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, военных дел, финансов, образования, религии и пр. Все эти материалы имели секретный характер, и большая их часть до публикации сборника не была известна специалистам.

3. Дворцовые архивы провинции Жэхэ [3]. В районе г. Чэндэ (ныне — провинция Хэбэй) находилась летняя резиденция цинских императоров, где они проводили значительную часть года, не только отдыхая от пекинской жары, но и занимаясь государственными делами. Сборник содержит 3616 материалов за период с 1665 г. до конца династии. Это императорские указы, доклады чиновников, деловая переписка, посвященная функционированию самой резиденции, «дневники» и пр. Многие из вошедших в сборник материалов содержат важные сведения о внешней политике династии Цин.

4. Архивы цинского дворцового храма Пунин сы [4]. Этот храм находился в окрестностях г. Чэндэ. Здесь цинские императоры приносили молитвы буддийским божествам, отдыхали. Возведение храма и его деятельность тесно связаны с монгольской

и тибетской политикой цинского двора. В сборник вошли документы центральных государственных учреждений Империи, относящиеся к созданию храма, его функционированию и религиозной жизни цинского двора.

5. Цинские архивные материалы парка Чжуннаньхай [5]. Чжуннаньхай — один из красивейших парков Пекина, расположенный близ императорской резиденции дворцового комплекса Гугун. Его начали создавать ещё в Х-Х1 вв., а свой окончательный облик парк обрёл при династии Мин (1368-1644). Находившийся здесь императорский дворец Интай (Обитель бессмертных) был местом, где цинские императоры, оставшись летом в Пекине, занимались государственными делами и отдыхали. В этом дворце был возведён на престол император Гуансюй (годы правления 1875-1908), здесь он проводил свои дни под присмотром вдовствующей императрицы Цыси. С конца XVII в. здесь проводились государственные приёмы, встречи с иностранными дипломатами, для развлечения императоров устраивались соревнования в выездке и стрельбе из лука — традиционных занятиях маньчжурских воинов. В сборник вошли документы различных центральных ведомств, хранящиеся в Первом историческом архиве и относящиеся к функционированию этой резиденции цинских императоров. Они сгруппированы в 5 разделов: политическая деятельность, жизнь императоров и императриц, убранство и коллекции, стихи и проза императоров и чиновников, ремонт и управление. Большая часть вошедших в сборник материалов никогда прежде не публиковалась.

Помимо названных, готовятся к изданию или уже изданы «Доклады "лу фу цзоу чжэ" из архива Государственного совета», «Доклады "чжу пи цзоу чжэ" из архива дворцовых служб», «Доклады "ти бэнь" по финансовым вопросам из архивов Государственной канцелярии», «Доклады "ти бэнь" по уголовным делам из архивов Государственной канцелярии», «Архивные материалы на маньчжурском языке о Джунгарском ханстве из архивов Государственной канцелярии» и др.

Одновременно были изучены все региональные архивы страны, располагающие цинской документацией, и отобраны для последующей публикации наиболее ценные материалы. Такая масштабная работа осуществляется в КНР впервые. К настоящему времени подготовлены для публикации несколько сборников: «Сборник архивных материалов уездных учреждений южной части провинции Сычуань за период с правления императора Шуньчжи (1644-1661) по правление императора Тунчжи (1861-1875)», «Сборник региональных архивов Тибета периода правления династии Цин», «Цинские материалы уезда Басянь периода правления императора Сяньфэна (1850-1861)», «Архивные материалы дворцового управления, хранящиеся в библиотеке г. Далянь» и некоторые другие.

Как и документы из Первого исторического архива, многие материалы региональных архивов выполнены не только на принятых в империи Цин официальных языках, но и на языках населявших Империю малых народов, и введение их в научный оборот потребовало перевода этих материалов на китайский язык. К настоящему времени значительная их часть — объёмом 7260 тыс. иероглифов — уже переведена, а некоторые и опубликованы. Планируется отобрать и перевести 4 тыс. дел на тибетском языке общим объёмом 1 млн иероглифов. Ведётся большая работа по переводу документов с монгольского языка и языков других народов.

Введение в научный оборот и изучение огромной массы архивных материалов обеспечило специалистов разнообразными и уникальными по своему характеру све-

дениями о деталях жизни китайского общества и государства, о которых официальные исторические труды, долгое время являвшиеся основным источником по истории династии Цин, никогда не сообщали. Например, прежде китайские историки считали, что началу «опиумных войн» предшествовало жесткое противостояние двух враждебных группировок, одна из которых, возглавляемая Линь Цзэсюем, выступала за безоговорочное запрещение торговли опиумом, а другая — она была представлена сановниками маньчжурами Мучжаном и Цишанем — стояла на капитулянтских позициях, выступая за поиск соглашения с торговцами опиумом. Борьба группировок закончилась устранением Линь Цзэсюя, что значительно ослабило позиции цинского правительства в этом острейшем конфликте с западными державами. Однако знакомство с документацией, хранящейся в Первом историческом архиве, убеждает в том, что ситуация при цинском дворе в то время была совсем иной: практически всё окружение императора, несмотря на различия во взглядах, выступало против торговли опиумом. Так, именно Мучжана подготовил документ «39 пунктов о запрещении опиума». Он хранился в архиве и лишь недавно стал доступен историкам.

А в ходе подготовки архивных материалов по социальной истории провинции Аньхуэй в уезде Шэсянь и городе Хуаншане были обнаружены архивы влиятельного рода чаеторговцев Цзян. Это 3799 писем, 120 бухгалтерских книг и другие материалы общим объёмом 8 тыс. единиц. В них отражена жизнь и деятельность трёх поколений этого рода за 100 лет: торговля (в том числе международная), приобретение имущества, личные связи, переписка членов семьи с одним из крупнейших государственных деятелей империи Цин второй половины XIX в. Ли Хунчжаном.

Таким образом, подготовка истории династии Цин дала мощный импульс интенсивной и беспрецедентной по своим масштабам работе китайских учёных с архивами, вовлечению в научный оборот всего наиболее ценного из материалов, долгие годы недоступных учёным. Полученная информация уникальна, она создаёт надёжную базу для успешной реализации государственного проекта. Эта работа также придаёт новые качества современной исторической науке КНР: обеспечение надёжной источниковой базы, опора на документ становятся отныне непременным условием серьёзного научного исследования.

Литература

2003^о = Материалы дворцовых архивов империи Цин о событиях года «гэн цзы». Составитель: Первый исторический архив. Фотолитографированное издание, 18 томов. Пекин: Издательство Народного университета Китая, 2003.

2005^о = Телеграммы Государственного совета при династии Цин. Составитель: Первый исторический архив. Фотолитографированное издание, 40 томов. Пекин: Издательство Народного университета Китая, 2005.

= Дворцовые архивы провинции Жэхэ. Составитель: Первый исторический архив Китая и управление достопримечательностями и парками города Чэндэ. Фотолитографированное издание, 18 томов. Пекин: Китайское архивное издательство, 2003.

2003^о = Архивы цинского дворцового храма Пунин сы. Составитель: Первый исторический архив Китая и управление храма Пунинсы в г. Чэндэ. Фотолитографированное издание, 2 тома. Пекин: Китайское архивное издательство, 2003.

5. 2004^0 = Цин-ские архивные материалы парка Чжуннаньхай. Фотолитографированное издание, 30 томов. Первый исторический архив Китая. Пекин: Издательство Сиюань, 2004.

Статья поступила в редакцию 12 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.