ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР
М.В. Александрова
КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ОТРАСЛЕВОЙ СРЕЗ
Аннотация. В последние годы китайские инвесторы в РФ открыли для себя новые сферы приложения капитала. На примере электроэнергетического комплекса автор рассматривает китайский опыт вложения капитала, при этом отмечается, что китайцы совершенно не готовы к серьезным проектам, прежде всего с технической точки зрения. А на примере автомобилестроения проанализированы несколько китайских проектов создания собственного промышленного производства в России, которые преследует череда неудач, из чего автор делает вывод, что перед принятием важных инвестиционных решений предприниматели из КНР не проводят серьезных маркетинговых исследований. Отдельно поднимается вопрос найма российских граждан на китайские предприятия, где отсутствует понятие о технике безопасности, охране труда, уважении российского трудового законодательства и др.
Ключевые слова: электроэнергетика, ТЭЦ, межправительственная комиссия, ГЭС, ветроэлектростанция, гелиоэнергетика, транспортная инфраструктура, Северный морской путь, «Белкомур», морской порт, автомобилестроение, Great Wall, Lifan, отверточная сборка, крупноузловая сборка, локализация производства, объем инвестиций, автомобильное стекло, законодательство.
Вследствие изменений экономических реалий в XXI в. «простые» формы экономического сотрудничества (торговля) стали отходить в мирохозяйственной жизни на второй план. Подобные тенденции прослеживаются и в экономических отношениях России и КНР, где ныне предпринимаются попытки перенести акцент на инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, совместные технологические разработки.
Тем не менее, пока российские инвестиции в китайскую экономику не достигли значимых объемов, и, хотя в последние 7—8 лет здесь отмечено некоторое оживление, его, однако, трудно заметить, опираясь только на статистические данные (диаграмма 1).
Доля России в китайских ПИИ за рубежом (по данным китайской статистики)
1,2 % п-
2010 2011 2012 2013 2014 2015 Диаграмма 1. Источник: ГСУ КНР и Министерство коммерции КНР
Хотя и китайские инвестиции в российской экономике выглядят очень скромно в абсолютном выражении (о чем свидетельствует диаграмма 2), тем не менее, КНР в 2015 г. попала в число 5 «топовых» иностранных инвесторов по количеству реализуемых проектов в России наряду с Германией (36 проектов), США (29), Франция (20), Италия и Китай (по 12), а также в число 5 стран-лидеров по числу созданных в РФ рабочих мест — США (почти 3 тыс.), Германия (чуть больше 2 тыс.), Япония (1,5 тыс.), Китай (1,35 тыс.) и Польша (950 рабочих мест)1.
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Июль 05 Диаграмма 2. Источник: URL: http://www.cbr.ru
В настоящее время российско-китайское инвестиционное сотрудничество распространилось на такие сферы, как энергетика, инфраструктура, автомобилестроение, горнодобывающая отрасль, металлургия, химическая промышленность, деревоперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство.
Отдельно следует поговорить об отраслях, к которым китайская сторона стала проявлять интерес в последние годы, прежде всего это электроэнергетика. В ходе официального визита председателя КНР Си Цзиньпина в РФ в марте 2013 г. было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве между российской Группой СИНТЕЗ и Государственной электросетевой корпорацией Китая (ГЭК) (State Grid Corporation of China). Стороны договорились развивать двустороннее долгосрочное сотрудничество в электроэнергетике и изучать возможности партнерства в инвестировании в энергетическую отрасль, проектировании, строительстве и эксплуатации энергетических объектов, техническом обмене, а также экспорте электроэнергии в Китай. Приоритетным направлением сотрудничества будет модернизация существующих и строительство новых объектов электро- и теп-логенерации — ОАО «ТГК-2» в Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областях. Суммарная установленная
мощность 6 модернизируемых объектов должна составить примерно 600 МВт, суммарная мощность 5 новых объектов — около 1000 МВт. Общий объем капитальных вложений Группы СИНТЕЗ и ГЭК оценивается почти в 70 млрд руб.2, а объем китайских прямых инвестиций — в 1,1 млрд долл. Данное соглашение оказалось жизнеспособным.
Первым проектом, куда китайцы были допущены для проведения серьезных работ в сфере проектирования и строительства «под ключ», стала Ярославская ТЭЦ. В 2011 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между «Территориальной генерирующей компанией № 2» (ТГК-2) и China Huadian Corporation (Корпорация «Хуадянь») в рамках строительства теплоэлектростанции «Хуадянь-Тенинская ПГУ-ТЭЦ» мощностью 450 МВт. В соответствии с соглашением, ТГК-2 получила 51%, Huadian — 49 % доли в СП «Хуадянь-Тенин-ская ТЭЦ». Примерно 70 % затрат должны были быть покрыты за счет кредита банка ICBC на 399,8 млн долл.3 Запуск ТЭЦ планировался еще в 2013 г. Но, как сообщала ТГК-2, срок не раз сдвигался из-за отсутствия газовой инфраструктуры и проблем со строительством тепловой магистральной сети .
В ходе проверки Ростехнадзора в декабре 2016 г. было выявило около 500 нарушений (!), связанных с отклонениями от утвержденного Главгосэкспертизой проекта. Претензии касались промышленной безопасности (не выполнен монтаж модульной установки азота, части опорных конструкций), отсутствия документации на некоторое оборудование (например, котлы-утилизаторы), безопасности газораспределительных сетей. Также после монтажа не было проведено техническое освидетельствование паропровода и трубопровода линии конденсата5. Исходя из сути вышеизложенных претензий, можно предположить, что строители данной ТЭЦ потратят на исправлении ситуации от 6 мес. до года.
Несмотря на эти проблемы в Ярославской области, в ноябре 2014 г. ОАО «ТГК-2» и та же злополучная Huadian заключили Соглашение о реализации инвестиционных энергетических проектов в Архангельской области. Подписание документа состоялось в рамках проведения Форума «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС) в Пекине в присутствии Президента России и
Председателя КНР6. Тем самым подписанты обеспечили себе высокий уровень покровительства. В мае 2016 г. в рамках Межправительственной российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству стороны поддержали реализацию инвестпроекта ТГК-2 и Huadian в электроэнергетике Архангельской области. А 25 августа 2016 г. в присутствии губернатора Архангельской области был подписан договор о переходе собственности на ТЭЦ от ОАО «ТГК-2» к российско-китайской компании ООО «Хуадянь-Архангельская ТЭЦ»7.
Но китайские амбициозные планы на этих двух проектах не заканчиваются. В последние 2 года все больше энергетических компаний приходят в европейскую часть России с предложениями построить разные виды электростанций.
Так, китайская государственная энергетическая корпорация Бтошес построит за 1,1 млрд руб. объекты электросетевого хозяйства для двух Белопорожских ГЭС в Карелии. За строительство линий электропередачи 220 кВ, которые будут связывать Белопорожские ГЭС с линией федеральной сетевой компании, и открытого распределительного устройства-220 кВ будет отвечать китайская компания Sinomec. Проект строительства малых гидроэлектростанций «Белопо-рожская ГЭС-1» и «Белопорожская ГЭС-2» реализует компания АО «Норд Гидро—Белый порог»8. В связи с этим 3 апреля 2017 г. состоялось подписание кредитного договора между Евразийским банком развития, Международным инвестиционным банком и ООО «Норд Гидро — Белый порог» о финансировании в размере 8,15 млрд руб. этого проекта. Организатором финансирования, кредитным агентом и управляющим залоговой суммой является Евразийский банк развития. Инвесторами проекта выступили Российский фонд прямых инвестиций совместно с ведущими ближневосточными суверенными фондами, а также китайской государственной корпорацией Sinomec9.
Но, даже не начав строительство вышеназванных двух ГЭС, правительство Карелии поспешило реализовать совместный с Sinomec проект по строительству морской ветроэлектростанции в Кемском районе всего за 9 млрд руб. Электростанция будет иметь мощность 60 МВт; сроки реализации проекта — 2017—2020 гг., период окупаемости — 15 лет10. Проект предполагает использование оборудования российского производства в объемах, превышающих 65 % парка,
создание высококвалифицированных рабочих мест, в том числе более 200 на этапе строительства и порядка 30 на этапе эксплуатации. Во время строительства ветроэлектростанции планируется привлекать преимущественно местные подрядные организации11.
Не только в центральной и северо-западной России китайские энергетики пытаются скупать активы и получать доли в собственности. Незаметно для всех на российском энергетическом рынке закрепилась хэйлунцзянская «Амур-Сириус». Их первый проект на территории России был осуществлен еще в 2006 г.: специалисты КОО Энергооборудование «Амур-Сириус» в составе компании КОО «Си-риус-энерго» совместно с ФСК ЕЭС построили линию электропере-дачи-220 кВ от подстанции «Сириус» в г. Хэйхэ до подстанции «Амур» в г. Благовещенске12.
Начав с простых подрядных работ, «Амур-Сириус» решила захватить часть рынка новой энергетики России. Солнечная энергетика, как и другие виды энергетики на возобновляемых источниках, в России пока не получила бурного развития, хотя стараниями олигарха В. Вексельберга в его личных интересах и были созданы благоприятные условия для солнечной энергетики. Так, с 2016 г. минимальный размер участия российских компаний в новых проектах в секторе солнечной энергетики в РФ должен был составлять не менее 70 %. Как предполагалось, этот «порог» должен был стать непреодолимым барьером для иностранных компаний. Однако в случае китайских партнеров это не получилось: «Амур-Сириус» создал российскую «дочку» «Солар Системс»13. ООО «Солар Системс» было учреждено в марте 2014 г. с целью строительства и эксплуатации солнечных парков на территории России. И результатов не пришлось ждать долго: уже в 2015 г. на «Солар» пришлось 19 % проектов в области гелиоэнергетики на территории России14.
В настоящее время компания реализует проекты на территории Самарской и Астраханской областей. В ближайшие 3 года запланировано строительство солнечных парков в Волгоградской области, Ставропольском крае и в Республике Калмыкия. За счет введения в эксплуатацию 11 солнечных парков общая установленная мощность энергосистем данных регионов увеличится на 255 МВт. Суммарный объем инвестиций — более 33,5 «Солар» приоб-
рела в Астраханской области 2 солнечные электростанции (СЭС) «Заводская» и «Промстройматериалы» по 15 МВт каждая, находящиеся в стадии строительства. Объем инвестиций в строительство солнечного парка в Астраханской области — около 3 млрд руб.16 Следующим инвестиционным проектом «Солара» стала СЭС под Самарой. Строительство Самарской СЭС обойдется в 10,4 млрд руб. Из них 30 % (3,1 млрд руб.) должны составить собственные средства компании «Солар Системз», а 70 % (10,3 млрд руб.) — заемные средства. Общая установленная мощность генерирующего оборудования этой СЭС достигнет 75 МВт17.
Но не только «Амур-Сириус» пытается занять солидные позиции на российском рынке гелиоэнергетики. Китайская компания ZTE инвестирует в энергетику Дагестана. В ее ближайших планах — возведение 2 солнечных станций в г. Каспийск и Хунзах. Намерения были закреплены соответствующим меморандумом. Установленная мощность каждой станции — 5 МВт. Суммарный годовой объем производства электроэнергии при 100%-ной загрузке оборудования составит 16 млн кВтч18.
Следует отметить, что из всех намеченных проектов пока только ярославский близок к завершению, но и то не очень понятно, как будет функционировать эта ТЭЦ.
В последние годы китайские инвесторы усматривают целесообразность в направлении капиталовложений в транспортную инфраструктуру РФ. Сооружение китайцами транспортных «артерий» в России — вопрос не новый. Еще до революции при строительстве железной дороги на Мурманск было привлечено порядка 10 тыс. китайских рабочих19. Но сегодня китайцам не интересно вести «примитивные» подрядные работы: им нужно что-то более значимое и глобальное. И поэтому на смену стратегии «выхода вовне» пришла инициатива «Нового Шелкового пути» с планами его соединения с Северным морским путем (СМП). КНР давно интересовалась возможностью использования СМП в ее интересах. Бесспорно, что главная причина повышения китайского интереса к Арктике — тоже экономическая. Китаю как важному мировому экспортеру арктический маршрут дает возможность сэкономить время и деньги. Китайцы не скрывают, что «после полного открытия Арктического фарва-
тера СМП будет стимулировать возрождение северо-восточного района Китая». И Китай заблаговременно готовится к этому. Например, он арендует несколько портов на восточном побережье КНДР с целью подготовки транспортных узлов на пути перспективных перевозок по СМП20.
С возрождением активного судоходства по СМП и осуществлением масштабных проектов освоения ресурсных месторождений возникает необходимость развития наземной инфраструктуры на арктических и более южных широтах России.
Важным трендом в современных планах по строительству дорог, причалов, аэропортов в Арктике является развитие инструментов государственно-частного партнерства. При этом значительная часть богатой ресурсами арктической зоны РФ отличается полным отсутствием многих объектов стратегической инфраструктуры, которые нужно создавать с нуля. Это же касается и транспортного «статус-кво» Арктического региона.
По своим транспортно-экономическим и техническим параметрам почти все арктические порты не соответствуют современным требованиям и отстают от возросших возможностей арктического флота, особенно в области транспортно-технологических систем, транспортной логистики и систем управления движением судов.
Специфика природно-климатических зон обусловливает масштабность инвестиции в инфраструктурные проекты районов Крайнего Севера и необходимость задействования потенциала международной экономической кооперации. Так, к примеру, в настоящее время осуществляется крупный международный инфраструктурный проект «Белкомур»21, который включен в Транспортную стратегию РФ до 2030 г. и Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г. «Белкомур» представляет собой железнодорожную магистраль «Архангельск—Сыктывкар—Соликамск (Пермь)». Новая магистраль напрямую свяжет Урал, Республику Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы.
Проект предполагает строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью 1161 км (712 км — новое строительство, около 450 км — реконструкция существующих участков пути). Проектная мощность создаваемой линии — около 35 млн т грузов в
год. В основном это будут уголь, минеральные удобрения, нефтяные и лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры.
Поиск инвестора для этого проекта велся ни один год. О своем желании участвовать в строительстве объявили «Внешэкономбанк», турецкие консорциум KALEM ENERJI и холдинг STFA, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация (CCECC), а также компания Deutsche Bahn International GmbH22.
В результате, в ноябре 2012 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве между ОАО МК«Белкомур» и Китайской корпорацией по строительству инженерных сооружений гражданского назначения (China Civil Enginееring Construction Corporation). Возможность участия китайцев в строительстве «Белкомура» была подтверждена в начале 2013 г. За период 2013—2014 гг. между организациями было заключено два соглашения о намерениях и взаимопонимании по вопросам сотрудничества в рамках реализации проекта «Белкомур». Но почему-то в 2015 г. появился новый инвестор — китайская компания Poly Technology. В сентябре 2015 г. было подписано соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» между ОАО МК «Белкомур» и китайской корпорацией Poly Technology, Inc. Инвестор готов вложить в проект до 5,5 млрд долл.23 Согласована предварительная финансовая модель проекта, в которой кредиты с китайской стороны покрывают 80— 85 % требуемых капитальных затрат24.
Начата подготовка трехстороннего Соглашения между ОАО МК «Белкомур», ОАО «РЖД» и Poly Technologies, Inc., которое будет определять принципы совместной работы по реализации проекта и дальнейшей эксплуатации дороги, в том числе и вопросы вхождения ОАО «РЖД» в уставной капитал специальной проектной компании и подготовки проекта концессионного предложения.
Реализация проекта «Белкомур» юридически будет базироваться на концессионном соглашении, обусловливающем механизм частной концессионной инициативы между специальной проектной компанией, представляющей консорциум российских и китайских организаций и банков, и Российской Федерацией. Концессионное предложение по железнодорожной магистрали «Белкомур» будет подготовлено и внесено в правительство РФ уже в 2017 г.
Комплекс работ, который предстоит провести в ближайшее время, разбит на четыре основных блока: финансовый, юридический, технический, маркетинговый. Китайские партнеры планируют привлекать своих специалистов по всем направлениям работы. Это необходимо и для согласования условий концессионного предложения, и во избежание разногласий на этапе рассмотрения концессионного соглашения уполномоченным органом власти РФ25.
По предварительной информации по условиям концессионного соглашения, Россия в течение 25 лет будет расплачиваться с Poly Technologiesс, полностью учитывая те затраты, которые понесет компания: китайской корпорации будет выплачиваться 10,8 млрд руб. ежегодно и суммарно — около 225 млрд в течение 21 года (2021— 2041 гг.). После этого магистраль станет собственностью России26.
Та же самая китайская корпорация Poly International Holding Co. в октябре 2016 г. заключила соглашение о намерениях с АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ)» по строительству нового глубоководного района Архангельского морского порта27.
Проект разрабатывался в рамках единой концепции межрегионального развития совместно с проектом «Белкомур». Для освоения перспективной грузовой базы планируется строительство шести морских терминалов: минеральных удобрений, генеральных грузов, металла, навалочных грузов, нефтепродуктов и газового конденсата, леса, пиломатериалов и лесотехнических грузов. Реализация проекта также предполагается на принципах государственно-частного партнерства по схеме заключения концессионного соглашения (механизм частной концессионной инициативы). Общий объем инвестиций в объекты порта составляет 146,7 млрд руб. в ценах соответствующих лет, из которых 40 млрд руб. может быть инвестировано 28
китайцами .
В 2017 г. стороны планируют определиться с условиями предоставления денежных средств финансовыми институтами КНР. Полученные от китайских банков деньги пойдут на создание объектов береговой и причальной инфраструктуры глубоководного района, подходного канала, компоновку терминальных мощностей по обра-
ботке грузов, прокладку подъездных авто- и железнодорожных пу-
29
теи и т. д.
Помимо архангельского порта китаИская сторона заинтересовалась и мурманским. С этоИ целью между Poly International Holding Co.
и российской ФКУ «Ространсмодернизация» в октябре 2016 г. состоялись переговоры по сотрудничеству в рамках развития проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» в части строительства угольного терминала «Лавна», в ходе которых было подписано соглашение о сотрудничестве между ПАО «ГТЛК», осуществляющим реализацию проекта строительства угольного терминала «Лавна» на западном берегу Кольского залива за счет внебюджетных средств, и китайской компанией Poly International Holding Co. Ltd30. Основные инвестиции, которые сможет привлечь в проект Poly International, будут направлены на строительство инфраструктуры нового угольного порта, а также на закупку оборудования для перевалки угля31. В продолжение этого вопроса в марте 2017 г. в рамках форума «Арктика — территория диалога», который проходил в Архангельске, правительство Мурманской области и китайская Poly International Holding Co. заключили соглашение о сотрудничестве32.
Но для того, чтобы груз пришел в тот же Мурманск, китайской стороне нужны новые выходы к Тихому океану: все китайские порты перегружены и зачастую не успевают в срок обрабатывать поступающие грузы. Таким новым «окном во внешний мир» для КНР могут стать порты Приморского края. Уникальное географическое положение Приморского края и его соседство с северо-восточными провинциями Китая составляют конкурентные преимущества для развития макрорегиона и предоставляют существенные возможности для взаимовыгодной торговли с Китаем. Необходимость развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» отмечена в ходе выступления президента В.В. Путина на II Восточном экономическом форуме 2—3 сентября 2016 г. во Владивостоке33. Китайская сторона присматривается к этим проектам, но пока не понятно, будут ли она инвестировать в МТК. Сомнительные расчеты и выкладки, к которым постоянно апеллирует Минвостокразвития, не способствуют
34 тт
пониманию реальной ситуации . Не очень понятно, что дадут эти проекты Приморскому краю в перспективе, но руководство края
прилагает все возможные усилия, чтобы китайцы инвестировали в МТК: так, в марте 2017 г., по сообщениям прессы, власти Приморского края готовились к заключению с китайскими инвесторами концессионного соглашения, предусматривающего компенсацию
35
инвестиций и дивиденды от дохода .
Многие китайские проекты в России кажутся совершенно не продуманными, и это прежде всего стоит отнести к автомобилестроению. В 2005 г. первые китайские автомобили стали официально продаваться в России. С 2005 по 2007 г., всего за 3 года, объемы продаж увеличились в 8,5 раз — с 6,7 тыс. до 56,9 тыс. автомобилей, но затем, вплоть до 2013 г., тенденция стала развиваться аналогично тренду всего российского авторынка: в 2013 г. на фоне падения рынка наметилась общая для большинства европейских регионов России тенденция роста покупок продукции китайского автопрома. По целому ряду марок рост составил 30—50 %, но это была лишь временная тенденция. Уже через один год (в 2015 г.) рынок показал реальное место импорта китайских автомобилей в России (диаграмма 3).
Продажа китайских легковых автомобилей в России
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
к\\\\\\] Количество (тыс. шт.) —о—Прирост, %
Диаграмма 3. Источник: иЯЪ: https://www.aebrus.ru/ru/
Практически все крупные китайские фирмы пытались основать производство в нашей стране, поскольку в этом случае они могли рассчитывать на статус производителя готовой промышленной продукции, что позволило бы ввозить комплектующие с нулевой пошлиной.
Еще в 2005 г. Great Wall Motors хотела создать производственные мощности в России. Пробная сборка была запущена на калининградском «Автоторе». Чуть позже появились планы по созданию завода в РФ с мощностью 50 тыс. автомобилей в год. Однако Мин-промторг не стал подписывать соглашение с этой компанией, высказав недоверие к бизнес-плану китайцев. Также был наложен еще ряд ограничений, которые сделали сборку китайских машин в России невыгодной затеей, а импортируемые машины необоснованно дорогими36.
Если Great Wall («Великая стена») пыталась зайти официальным путем на российский рынок автомобилестроения, то Chery не побрезговала использовать незаконные схемы. В 2007 г. калининградский «Автотор» начал собирать на своих мощностях китайские автомобили Chery Amulet. «Автотор», пользуясь своим положением резидента особой экономической зоны Калининградской области, мог беспошлинно завозить комплектующие, ограничиваясь массовой «отвер-точной» сборкой китайских моделей и не организуя сварку и окраску кузовов. И это в то время, когда другие предприятия для получения льгот должны были инвестировать в производство полного цикла с постепенным увеличением степени локализации производства ком-плектующих37. Это позволило Chery почти беспошлинно ввозить готовые машинокомплекты, быстро преобразовывать их на «Автоторе» в автомобили и продавать по очень привлекательной цене. Из-за своей низкой цены эти автомобили составили мощную и весьма успешную конкуренцию АвтоВАЗу. В итоге, под давлением российского автомобильного лобби производство Chery в Калининграде было
38
прекращено .
Но китайцы проявили настойчивость и нашли новую «дверь» в российский автопром. Пресловутая Great Wall наладила отношения с российской фирмой «Ирито», на тот период занимавшейся исключительно дистрибуцией легковых автомобилей. Площадка в Гжели у
«Ирито» появилась в 2008 г.: китайцы и российская сторона вложили 25млн долл. в компанию Гжельский завод «Электроизолятор», где наряду с керамическими изделиями они начали осуществлять крупноузловую сборку китайских внедорожников. Кузовные панели окрашивались на черкесском заводе Derways, а затем доставлялись в Гжель на линию сварки и сборки. Это позволяло обойти особую пошлину на импорт готовых кузовов в 5 тыс. евро, которая имела целью прекратить импорт готовых автомобилей под видом разукомплектованных, а также составляла дополнительную преграду для автопроизводителей с низкой локализацией производства. В 2014 г. была запущена первая очередь автомобильного завода «Ирито» в Липецкой области, где была собственная линия окраски и куда из Подмосковья был перенесен цех сварки39. Из-за разлада с «Ирито» в 2015 г. Great Wall ушла с российского рынка: партнеры не смогли договориться о закупочных ценах на машинокомплекты для локальной сборки40. Но история ее присутствия на нашем авторынке на этом не закончилась, о чем речь пойдет чуть ниже.
О самом «удачном» опыте ввода китайских автопроизводителей на российский рынок стоит поговорить отдельно. Таким «проводни-ком»-производственной площадкой стала карачаево-черкесская фирма ООО «Автомобильной компанией ДЕРВЕИС» (Derways). В рамках стратегического сотрудничества китайской фирмы Lifan с ООО «Автомобильной компанией ДЕРВЕИС» (Derways) в 2008 г. в Черкеске открылся автосборочный завод Lifan полного производственного цикла с мощностью в 50 тыс. автомобилей в год. В 2009 г. на предприятии Derways открылась сварочная линия Geely мощностью 20 тыс. кузовов в год. На следующий, 2010 г., начинается выпуск автомобилей Haima-3 в кузове седан и хэтчбек41. И именно на завод в Черкесск в 2017 г. пришла Great Wall с двумя моделями DW Hower H3 и DW Hower H5, что, по мнению аналитиков, произошло не случайно. Черкесский завод на протяжении нескольких лет занимался сваркой и окраской кузовов для автомодели Hover, которые потом отправлялись на гжельский завод компании «Ирито», где и собирали готовые машины. Судя по всему, Derways воспользовалась старыми связями и выкупила у китайцев лицензию на производство весьма востребованных внедорожников. Машины черкесской сборки
уже не будут нести марку Great Wall: их станут продавать под собственным брендом завода Derways. Пришлось незначительно изменить и название модели: не Hover, а Hower42.
Хотя кроссоверы Great Wall пока выпускаются в Черкесске, компания не оставляет навязчивой идеи иметь полностью свое предприятие в России. В мае 2014 г. между правительством Тульской области, Корпорацией развития Тульской области и китайским автоконцерном Great Wall Motors было заключено соглашение о строительстве в Тульской области завода по выпуску автомобилей Haval. В сентябре 2015 г. Great Wall Motors приступила к строительству предприятия в индустриальном парке «Узловая» Тульской области. Общий объем инвестиций в проект составляет 500 млн долл. Предприятие будет включать в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей. На заводе будет создано 2,5 тыс. рабочих мест. Проектная мощность завода позволит выпускать до 150 тыс. автомобилей в год43. Первоначально утверждалось, что первые автомобили сойдут с конвейера в 2017 г., однако все затянулось.... По информации дочерней компании китайского автоконцерна ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», смещение даты открытия автозавода с 2017 на 2018 г. связано с увеличением сроков адаптации проект-но-сметной документации к требованиям российского законодательства44. Затем выяснилось, что строительство китайского автозавода Great Wall Motors на территории Узловского индустриального парка задерживается по объективным причинам, а именно из-за «провала грунтов». Как сообщил председатель правительства Тульской области Ю. Андрианов: «У нас угольный регион, и на том месте, где должен был появиться цех, оказались карстовые провалы, потребовались дополнительные изыскания»45.
Видимо, для того, чтобы укрепить грунты под строительство цехов, неожиданно стали укреплять свайное поле. Как отмечается на одном из сайтов: «в период до 2-го квартала 2017 г. будет забито около 33 тыс. свай под фундаменты производственных цехов и офисных зданий»46. Это хорошо, что вопрос о грунтах стал на стадии строительства фундамента, а не позже.
Так что же с запуском предприятия Great Wall ? Как сообщил губернатор Тульской области А. Дюмин на оперативном совещании с
членами регионального правительства 24 апреля 2017 г.: «Great Wall Motor Corporation Ltd. взяла обязательство — в 2019 г. осуществить
47
первый выпуск» .
Что же российская фирма «Ирито», которая так много сделала для продвижения Great Wall в России и с которой она была вынуждена расстаться в 2015 году? Руководство российской компании не растерялось: на промышленных площадях, где планировалось производство Great Wall осенью 2016 г. начался выпуск кроссоверов Changan. Мощности предприятия в Краснинском районе Липецкой области рассчитаны на выпуск 30 тыс. машин в год. В 2017 г. производство кроссоверов будет ниже проектного уровня, ибо станет зависеть исключительно от спроса на модель. В партнерских планах «Ирито» и китайского автоконцерна — расширение выпускаемого модельного ряда Changan и 50 %-ная локализация собираемых машин в течение ближайших 4—5 лет48. Пока предприятие Changan работает по принципу крупноузловой сборки. В настоящее время на предприятии собираются только компактные кроссоверы CS3549.
В Липецкой области также планировалось строительство завода компании Lifan.
Хотя Lifan собирался в Карачаево-Черкесии почти 10 лет, китайцев, видимо, не удовлетворял тот вариант, что у них нет отдельного завода. Стоит отметить, что из продаваемых сегодня в России китайских автомобилей, именно у Lifan бизнес идет наилучшим образом, о чем наглядно свидетельствует статистика (диаграмма 4).
Так, если в 2008 г. на Lifan приходилось чуть более 12 % продаж китайских автомобилей в России, то в 2016 г. — практически 57 %. При «катастрофическом» падении продаж у ряда китайских брендов (к примеру, у Geely на 61 %, Haima — 71 % в 2016 г.) у машин марки Lifan отмечен пусть небольшой, но прирост на15 %.
И что же у такого «удачного» бренда происходит с созданием собственного предприятия в России? Сначала Lifan думала построить завод в Калуге. Производство, согласно планам Lifan, на первом этапе должно было обеспечить выпуск нескольких десятков тысяч автомобилей в год. Затем мощности нового завода планировали довести до выпуска 100 тыс. автомобилей ежегодно. В проект китай-
Продажа автомобилей фирмы Lifan в России
200 % 150% 100%
50 % 0 % -50 %
ская сторона намеревалась инвестировать 150 млн долл. Но после переговоров с правительством Калужской области Lifan отказалась от этого вложения50: обе стороны пришли к выводу, что строительство завода в данном регионе является нерентабельным и принесет одни убытки.
Завод решили строить в Липецкой области, и можно предположить, что, как и фирма «Ирито», и «Великая стена», Lifan выбрала Липецкую область, поскольку совсем рядом располагается Новолипецкий металлургический комбинат — производитель листового проката. Планы были громадные: так, на сайте ОЭЗ «Липецк» было сообщение, что «в октябре 2014 г. губернатор Липецкой области Олег Королев и председатель правления Lifan Industrial (Group) Co, Ltd. Инь Миншань подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству автомобильного завода Lifan на территории ОЭЗ «Липецк». Завод станет первой собственной производственной площадкой полного цикла китайского автоконцерна Lifan
l\\\\\\n Количество, тыс. шт. —о— Прирост, %
Диаграмма 4. Источник: URL: https://www.aebrus.ru/ru/
в России. Общий объем инвестиций составит около 300 млн долл. На предприятии, которое разместится на площади 60 га, будет создано 1,5 тыс. новых рабочих мест. Автозавод планирует выпускать весь модельный ряд китайского бренда со сваркой и окраской кузовов. Первоначальная проектная мощность предприятия — 60 тыс. автомобилей в год»51.
В июле 2015 г. в ОЭЗ «Липецк» состоялась церемония закладки первого камня завода по производству автомобилей китайской компании Lifan. Но далее, как это случилось в свое время и с Great Wall, создание Lifan собственного производства застопорилось. При этом, как это видно из статистики, в 2015 г. объем продаж автомобилей марки Lifan снизился на 8 тыс. ед. Затем появились сообщения о том, что строительство завода начнется в 2016 г., а с середины 2017 г. будет начат выпуск автомобилей, но, исходя из сегодняшней ситуации на рынке, сборка машин может стартовать в лучшем случае лишь в начале 2018 г. По словам представителей Lifan, основная причина задержки — падение продаж автомобилей в России. Причем аналитики в ближайшем будущем не предвещают даже стабили-
52
зации продаж, а не то что их увеличения .
Еще один многопрофильный китайский автогигант питает надежды относительно российского рынка, а именно — цзилиньский «Первый автомобильный завод» (FAW). Это компания разделила Россию на две зоны. Так, производство кроссоверов в режиме полного цикла будет запущено в Калининграде на площадях «Автотора». Проект планируется реализовать в два этапа. С 2018 г. начнется крупноузловая сборка на мощностях, где ранее производились автомобили компании General Motors. В настоящее время собираются кроссоверы Besturn X80, и на заводе производится сборка машин из поставляемых из Китая кузовов и 3000 деталей. Далее ожидается, что локализация производства составит не менее 30 %. Она начнется до введения новых корпусов сварки и покраски. Для сборки будут поставляться российские диски, резина и аккумуляторы.
Затем планируется создать сварочный цех и цех покраски, что позволит в 2020 г. начать производство автомобилей по полному циклу. Мощности обеспечат сборку до 50 тыс. автомобилей ежегодно. Инвестиции в проект будут совместными. На первом этапе
они составят 750 млн руб. Всего проект предполагает инвестиции в размере 10 млрд руб. (Китайский автоконцерн вел переговоры о сборке кроссоверов FAW Besturn X80 и FAW D60 на «Автоторе» с лета 2016 г.53)
И на востоке России в Приморском крае FAW тоже имеет планы открытия предприятия по производству грузовиков: по планам совместное российско-китайское предприятие должно было начать работу уже весной 2017 г. В январе 2017 г. приморский завод получил от местных властей идентификационный код на право выпускать грузовики, а теперь ему предстоит получить «Одобрение типа транспортного средства — ОТТС». Объем инвестиций на первом этапе проекта составляет 28 млн руб. с перспективой создания 52 рабочих мест. Сборка грузовых автомобилей FAW будет осуществляться на площадях техцентра «Сумотори», расположенного в Артеме. Проект планируется осуществлять в 3 этапа. Первый уже реализован: создано совместное предприятие, и в сентябре 2016 г. была продана первая партия грузовиков FAW. В 2017 г. компания приступит ко второму этапу: сборка готовых автомобилей из импортируемых из Китая шасси и надстроек. Третий этап предусматривает увеличение локализации, сборку крупных узлов автомобилей, создание нового завода. Линейка продукции представлена четырьмя моделями: самосвал 6x4, самосвал 8x4, автобетоносмеситель 6x4, бензовоз 6x4. Плановый объем производства на старте проекта составляет до 2 тыс. тяжелых грузовых автомобилей в год54.
Помимо собственно сборки автомобилей, китайские инвесторы пошли дальше: в 2013 г. в Калуге — крупнейшем российском автомобилестроительном центре запущен завод по выпуску автомобильного стекла ^инвестор — Fuyao Glass Industry Group). Сумма долгосрочных инвестиций составит 200 млн евро. Налажен выпуск ламинированного и каленого автомобильного стекла. Пока создано не более 300 рабочих мест. Планировавшаяся мощность завода — 3 млн ед. автомобильного стекла в год, из которых 2/3 будет экспортироваться в Европу55. С 2015 г. российско-китайский завод по производству автомобильного стекла «Фуяо Стекло Рус» начал поставки своей продукции в Бельгию, Германию, Францию, Испанию.
С одной стороны — очень хорошо, что в нашу страну пришел известный производитель автостекла и теперь многим зарубежным предприятиям, собирающим машины в России, не будет необходимости его импортировать. Но с другой стороны, стоит задуматься, а нужен ли нам такой работодатель? «Фуяо» в Калуге стало именем нарицательным: если посмотреть материалы кадровых агентств и сайт отзывов сотрудников о работодателях, то оказывается, что это китайское предприятие — одно из нежелательных мест трудоустройства. Процитируем лишь некоторые высказывания (их орфография и пунктуация сохранены): «подавляющая часть китайских сотрудников (вплоть до высших менеджеров и Генерального Директора) не говорят не на английском не уж тем более на русском. Ситуацию, возможно, могли бы спасти переводчики, но их катастрофически не хватает из-за огромной текучести кадров»56. Вот еще отзывы бывших сотрудников: «в цехах никакой вентиляции. Летом жара, зимой холодно. На стенах плесень. Раздевалки холодные и тесные. Нет четких должностных инструкций. Много работы не относящейся к специальности на которую устроился. Про технику безопасности ни кто из китайцев не слышал. Сами работают с нарушениями и русских заставляют так же поступать. Про российские законы и права работников китайцы тоже слышать не хотят. На некоторых участках очень вредные условия труда (работа с вредными хим. веществами), а вытяжек нет, либо они не работают, как положено»57. И при этом ни одного положительного отзыва!
Из-за всех вышеперечисленных проблем текучесть людей на предприятии огромная, кадровые агентства постоянно переполнены объявлениями о наборе сотрудников на «Фуяо», причем не только простых рабочих, но и инженеров, программистов, контролеров технологического процесса, начальников участков. И это в кризис!
Конечно, не стоит драматизировать ситуацию, и хотелось бы надеяться, что существуют китайские инвесторы, готовые с уважением относиться к российским законам. Думается, что к существующим проблемам должна прислушаться и Межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству, которая больше всех должна быть заинтересованной в положительном опыте совместных инвестиций.
В заключение хотелось бы отметить положительные тенденции, имеющие место в работе межправительственной комиссии. В рамках мер по развитию двустороннего инвестиционного взаимодействия в 2016 г. были получены следующие результаты:
1. Достигнута договоренность о создании инвестиционной интернет-платформы в целях обновления в режиме реального времени сведений о ходе реализации одобренных Комиссией инвестиционных проектов и размещения информации об условиях ведения бизнеса в России и Китае.
2. Одобрены направления дальнейшего развития потенциала двух стран в области электронной коммерции, стимулирования кооперации по созданию площадок электронной торговли, развитию логистики и информационных услуг.
3. В целях поддержания положительного импульса, заданного уже ведущейся реализацией совместных проектов, определены 66 значимых проектов сотрудничества (49 перенесены из прежнего перечня, в котором было 58 проектов, и 17 вновь добавлены).
4. В целях устранения ограничений для взаимных инвестиций ратифицированы поправки к соглашению об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которыми выплачиваемые проценты не будут облагаться налогом у источника выплаты.
5. Банком России принято решение о включении юаня в перечень валют, в которых могут быть оплачены доли уставных капиталов российских юридических лиц, и завершается работа по плану развития сотрудничества в сфере страховой деятельности на 2016— 2018 гг. между Банком России и Комиссией по регулированию страховой деятельности Китая.
Примечания
1 URL: http://www.rbc.ru/economics/16/06/2016/57625f2a9a7947d845c25a15
2 URL: http://www.tgc-2.ru/cgi/prdb/rus/full.cgi?Id=1239
3 URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/18/617294-tgk-2-shtraf
4 URL: www.valve-industry.ru/pdf_site/102/102_44-53_afanasieva.pdf
5 URL: https://kommersant.ru/doc/3194946
6 URL: http://old.tgc-2.ru/cgi/prdb/rus/full.cgi?Id=1520
7 URL: https://region29.ru/2016/08/25/57bf0c282817caeb3a00834d.html
8 URL: http://tass.ru/tek/3788798
9 URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2017/04/0403_28.htmI
10 URL: http://eurasiatx.com
11 URL: http://m.energosovet.ru/news.php?zag=1480408833
12 URL: http://rcest.ru/amur-sirius.php
13 URL: http://energosberejenie.org/stati/putin-ukreplyaet-rossijsko-kitajskie-svy azi- dlya-razvitiya-vozobnovlyaemykh-istochnikov-energii
14 URL: http://www.profile.ru/economics/item/107137-solntse-vmesto-nefti
15 URL: http://renen.ru/solar-power-plant-100-mw-will-appear-in-the-stavropol -region
16 URL: https://punkt-a.info/news/politika-i-jekonomika/kitayskaya-kompaniya -kupit-nedostroennye-ses-v-astrakhani
17 URL: http://www.vkonline.ru/content/view/170403/pervuyu-ochered-solnech noj-elektrostancii-zapustyat-v-2017m
18 URL: http://news.sputnik.ru/promyshlennost/da1c2d1d61fa7c0d236648e77cc9 592ced1b6adc
19 URL: http://www.kolamap.ru/library/doc/zh_d.html
20 Чэн Хунцзе. Стратегия Северного морского пути: сотрудничество и конку-ренция//Символ науки. 2016. № 4—4 (16). С. 230—235
21 Проект имеет более чем столетнюю историю. Первые официальные упоминания о планах строительства железнодорожной магистрали, которая должна соединить промышленные районы Урала с Белым морем относятся к 1912 г. Начало реализации проекта — строительство участков Архангельск — Карпогоры и Вендига — Микунь пришлось на 1947—1954 гг., когда было построено более 400 км железной дороги.
Название «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) проект получил в 1995 г., когда было начато строительство на двух участках будущей магистрали. Для управления и реализации проекта в 1996 г. было создано одноименное акционерное общество.
В начале 1998 г. компания «Белкомур» приступила к строительству Северного участка новой железной дороги одновременно с двух направлений: со стороны Архангельской области на перегоне Карпогоры — Шарда длиной 22,2 км и со стороны Коми на перегоне разъезд Ертом — Вендинга длиной 17,85 км. На этом серьезное строительство завершилось.
В 2008 г. «Белкомур» был включен в транспортную стратегию России до 2030 г. и стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г. Проект хо-
тели финансировать из средств Инвестиционного фонда России. В 2011 г. проект включен в стратегию развития Северо-Западного федерального округа (Источник: URL: http://www.belkomur.com/news/index.php?ELEMENT_ID=2917).
22 URL: http://www.pppi.ru/news/belkomur-postroyat-po-koncessii
23 URL: http://www.belkomur.com/news/index.php?ELEMENT_ID=2917
24 URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1339714&archive=2016.06.08
25 URL: http://tass.ru/ekonomika/4225887
26 URL: http://www.belkomur.com/news/index.php?ELEMENT_ID=2917
27 URL: https://region29.ru/2017/02/21/58ac332c2817ca614200834d.html
28 URL: https://rg.ru/2017/03/30/reg-szfo/port-arhangelsk-stanet-glubokovodny m.html
29 URL: https://regnum.ru/news/economy/2244022.html
30 URL: http://ppp-transport.ru/ru/event/v-pekine-sostojalis-peregovory-rukovo
31 URL: http://portnews.ru/news/235564/
32 URL: http://www.b-port.com/news/item/198863.html
33 URL: http://www.primorsky.ru/news/117269
34 На основе проведенных исследований, потенциал переключения грузопотока способен вырасти, по осторожным оценкам, до 45 млн т в год к 2030 г., в том числе 23 млн т зерновых (кукуруза, рис, соя) и 22 млн т контейнерных (или 1,8 млн TEU — контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Выручка компаний по реализуемым проектам в 2030 г. может составить 91 млрд руб. в год, в том числе:
выручка портам — 40 млрд руб.;
выручка ж/д — 11 млрд руб.;
выручка транспортным компаниям — 30 млрд руб.;
выручка по автодорогам— 10 млрд руб.
По прогнозным оценкам, вклад в рост ВРП Приморского края к 2030 г. составит в ценах 2015 г. около 30 млрд руб. в год, рост налоговых поступлений — 5 млрд руб. в год и создаст до 4 тыс. новых рабочих мест (URL: http://gove rnment.ru/info/27262/).
35 URL: http://vladnews.ru/2017/03/15/123879/primorskij-kraj-kompensiruet-ra shody-investorov-na-stroitelstvo-mtk-primore-1-i-primore-2.html
36 URL: http://www.odnako.org/magazine/material/prigreli-sosedey
37 URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=718829&archive=2008.04.02
38 URL: http://www.odnako.org/magazine/material/prigreli-sosedey
39 URL: http://izvestia.ru/news/589953
40 URL: https://autoreview.ru/news/vnedorozhniki-great-wall-hover-vernutsya-v-rossiyu-pod-novym-brendom
41 иКЬ: http://www.derways.ru/?id=3
42 иКЬ: https://autoreview.ru/news/vnedorozhniki-great-wall-hover-vernutsya-v -rossiyu-pod-novym-brendom
43 URL: http://www.metalinfo.ru/ru/news/93039
44 URL: http://www.tsn24.ru/zavod-great-wall-v-tulskoj-oblasti- dostroyat-pozzh e-zaplanirovannogo.html
45 иИЬ: http://tulactive.ru/news/54260
46 URL: http://www.metalinfo.ru/ru/news/popup?id=89067
47 URL: https://www.tulapressa.ru/2017/04/avtozavod-great-wall-v-uzlovoj-nach net-rabotat-v-2019-godu-dyumin
48 иИЬ: http://www.vedomosti.ru/auto/news/2016/09/20/657832-changan-nach al-vipusk-v-lipetskoi
49 URL: http://avto24tv.ru/news/2016/11/24/pervaya-partiya-changan-cs35-sobr annyh-na-predpriyatii-v-lipetskoy-oblasti-postupila-v-prodazhu
50 URL: http://lifan-russia.ru/news/276-lifan-otkazalsya-ot-idei-postroit-zavod-v-kaluzhskoy-oblasti.html
51 URL: https://sezlipetsk.ru/news/otkrytie-kitayskogo-avtozavoda-lifan-v-oez-li petsk-zaplanirovano-na-2017-god
52 URL: http://www.avtovzglyad.ru/avto/avtoprom/2016-08-30-lifan-otkazalsja-ot-proizvodstva-avtomobilej-v-lipetske
53 иИЬ: https://www.vedomosti.ru/auto/news/2017/04/28/688055-avtotor-faw-i nvestiruyut
54 URL: http://primorsky.ru/news/115835/; URL: http://www.gudok.ru/news/ press/detail.php?ID=1358677
55 URL: http://www.glassnews.info/?p=5487
56 иИЬ: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:7aqXq8p-9b Ш;
URL: https://antijob.net/black_list/ooo_lauo_fuyao_steklo_rusrauo__fuyao_glass_
rus_co_ltd/+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
57 URL: http://pravda-sotrudnikov.ru/company/ooo-fuyao-steklo-rus