Научная статья на тему 'КИТАЙСКАЯ РОК-МУЗЫКА 1980-Х ГОДОВ И ЕЕ ЛИДЕР ЦУЙ ЦЗЯНЬ'

КИТАЙСКАЯ РОК-МУЗЫКА 1980-Х ГОДОВ И ЕЕ ЛИДЕР ЦУЙ ЦЗЯНЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦУЙ ЦЗЯНЬ / "ПАТРИАРХ КИТАЙСКОГО РОКА" / КИТАЙСКАЯ РОК-МУЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ПОП-КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юй Т.

Китайская рок-музыка 1980-х годов вошла в историю и культуру Китая как символ периода«реформ и открытости». Настроения бунтарства и свободы запечатлены в творчестве ярких фигур китайскогорока. Автор данной статьи останавливается на творчестве Цуй Цзяня - «патриарха» китайского рока и значительного представителя рок-музыки 80-х годов прошлого столетия. Цуй Цзянь проходит трудный путь от полного заимствования западной стилистики через поиск баланса национальных и универсальных черт музыки доокончательного оформления в самобытное явление рока «с китайским характером».В статье представлен анализ наиболее популярных композиций Цуй Цзяня, в которых заметно прорастание национального начала. Сохраняя универсальные качества рок-музыки, музыкант последовательно включалв свои песни национальную мелодику, опору на китайские лады, дополняя общее звучание тембрами традиционных инструментов. Диалог национального и инокультурного, «своего» и «чужого» оказался существеннымдля рок-музыки в Китае. Цуй Цзянь создает стиль с узнаваемым национальным колоритом, который воспроизводится не при помощи комбинаторики народных элементов, но как некая целостная данность, не разлагаемая намотивы, лады, ритмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE ROCK MUSIC OF THE 1980S AND ITS LEADER CUI JIAN

Chinese rock music of the 1980s entered Chinese history and culture as a symbol of the period of "reformand opening up". The mood of rebellion and freedom is depicted in the works of bright figures of Chinese rock. The authorof this article focuses on Cui Jian - the "patriarch" of Chinese rock and a significant representative of rock music in the 80s.Cui Jian goes through a difficult path, from full adoption of Western stylistics through the search for a balance of nationaland universal features of music to the final formation into a distinctive phenomenon of rock "with a Chinese character".The article provides an analysis of Cui Jian's most popular compositions, in which a germinating national characteris evident. Retaining universal qualities of rock music, the musician consistently included into his songs national melodicsand Chinese harmonies, supplementing the overall sound with the timbres of traditional instruments. The dialogue of national and foreign cultures, of "its own" and "foreign", was essential for rock music in China. Cui Jian creates a style withrecognizable national colour, which is reproduced not through combinations of folk elements, but as an integral reality, notdisintegrated into motifs, harmonies and rhythms.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКАЯ РОК-МУЗЫКА 1980-Х ГОДОВ И ЕЕ ЛИДЕР ЦУЙ ЦЗЯНЬ»

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 2 (64). С. 52-56. Actual problems of high musical education. 2022. No 2 (64). P. 52-56.

Научная статья УДК 784.3

DOI: 10.26086/NK.2022.64.2.007

Китайская рок-музыка 1980-х годов и ее лидер Цуй Цзянь

Юй Тяньтянь

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, 875026486@qq.com

Аннотация. Китайская рок-музыка 1980-х годов вошла в историю и культуру Китая как символ периода «реформ и открытости». Настроения бунтарства и свободы запечатлены в творчестве ярких фигур китайского рока. Автор данной статьи останавливается на творчестве Цуй Цзяня — «патриарха» китайского рока и значительного представителя рок-музыки 80-х годов прошлого столетия. Цуй Цзянь проходит трудный путь от полного заимствования западной стилистики через поиск баланса национальных и универсальных черт музыки до окончательного оформления в самобытное явление рока «с китайским характером».

В статье представлен анализ наиболее популярных композиций Цуй Цзяня, в которых заметно прорастание национального начала. Сохраняя универсальные качества рок-музыки, музыкант последовательно включал в свои песни национальную мелодику, опору на китайские лады, дополняя общее звучание тембрами традиционных инструментов. Диалог национального и инокультурного, «своего» и «чужого» оказался существенным для рок-музыки в Китае. Цуй Цзянь создает стиль с узнаваемым национальным колоритом, который воспроизводится не при помощи комбинаторики народных элементов, но как некая целостная данность, не разлагаемая на мотивы, лады, ритмы.

Ключевые слова: Цуй Цзянь, «патриарх китайского рока», китайская рок-музыка, национальный стиль, поп-культура

Для цитирования: Юй Тяньтянь. Китайская рок-музыка 1980-х годов и ее лидер Цуй Цзянь // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 2 (64). С. 52-56. http://doi.org/10.26086/NK.2022.64.2.007.

Original article

Chinese rock music of the 1980s and its leader Cui Jian

Yu Tiantian

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, 875026486@qq.com

Abstract. Chinese rock music of the 1980s entered Chinese history and culture as a symbol of the period of "reform and opening up". The mood of rebellion and freedom is depicted in the works of bright figures of Chinese rock. The author of this article focuses on Cui Jian - the "patriarch" of Chinese rock and a significant representative of rock music in the 80s. Cui Jian goes through a difficult path, from full adoption of Western stylistics through the search for a balance of national and universal features of music to the final formation into a distinctive phenomenon of rock "with a Chinese character".

The article provides an analysis of Cui Jian's most popular compositions, in which a germinating national character is evident. Retaining universal qualities of rock music, the musician consistently included into his songs national melodics and Chinese harmonies, supplementing the overall sound with the timbres of traditional instruments. The dialogue of national and foreign cultures, of "its own" and "foreign", was essential for rock music in China. Cui Jian creates a style with recognizable national colour, which is reproduced not through combinations of folk elements, but as an integral reality, not disintegrated into motifs, harmonies and rhythms.

Keywords: Cui Jian, "patriarch of Chinese rock", Chinese rock music, national style, pop culture For citation: Yu Tiantian. Chinese rock music of the 1980s and its leader Cui Jian. Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of high musical education. 2022;2(64); 52-56 (In Russ.). http://doi. org/10.26086/NK.2022.64.2.007.

В последней трети ХХ столетия рок-музыка, стремительно распространившаяся по всему миру, приходит, наконец, и в Китай. Ее появление в стране совпадает с историко-политическими со© Юй Тяньтянь, 2022

бытиями так называемого «периода открытости». Это долгожданное для страны время перемен, когда реформы в политической и культурно-экономической жизни Китая открывали простран-

ство для активного восприятия новеиших западноевропейских культурных достижений — то, к чему творческая молодежь Китая была устремлена еще с довоенной поры.

На фоне новых процессов в дипломатических отношениях между Китаем и западными странами рок-музыка легко преодолевает идеологические барьеры и начинает массово распространяется среди китайской молодежи. Настроения свободы, эмоции протеста, характерные эстетические «заповеди» рока созвучны исканиям молодых людей этого периода. Закономерно, что после массового распространения записей мировых «брендов» рок-музыки появляются собственные творческие лидеры этого движения.

В 1980 году в Китае, как это происходило раньше в других странах, в студенческой среде — во Втором Пекинском университете иностранного языка была основана группа «Ванли Маван» — первый континентальный коллектив, «перепевавший» хиты известных звездных групп Запада (преимущественно «The Beatles»). В следующем году Ли Ли и Ван Юн инициировали создание знаменитого ансамбля «Арис», который, в основном, исполнял японские песни [1]. Три года спустя Цуй Цзянь (1961 г. р.), китаец корейского происхождения, и другие его единомышленники-музыканты создают группу «Семислойная доска», в состав которой, помимо основателя, вошли еще шесть участников: Лю Юань, Ян Ле, Чжоу Сяомин, Вэнь Бо, Ань Шао-хуа и Ли Сюли. Все группы успешно осваивают западную рок-музыку и играют ее в пекинских ресторанах и отелях.

После прикладного существования в кафе и барах, наполняемого, в основном, каверами западных хитов, молодой китайский рок переходит в творческую фазу. Цуй Цзянь начинает активно сочинять, его композиции возникают одна за другой, в них заметен интенсивный поиск собственного стиля, в котором рок приобретает национальную окрашенность. Стилистика первых песенных композиций рельефно отличается от западного «первоисточника», в среде апологетов и знатоков рок-музыки стиль ранних композиций Цуй Цзяня получил название сибэйфэн («северо-западный ветер»). Первоначально интонационный строй песен Цуй Цзяня носил близкую народным напевам окраску, однако тематика довольно быстро наполнилась характерным для многих текстов рок-композиций содержанием, в котором переплетаются философские, социальные, сим-

волические мотивы. Музыка отражает протест и жажду свободы, наполнившие общественное сознание периода «реформ и открытости» [2].

Цуй Цзянь на площади Тяньаньмэнь

В середине 80-х годов прошлого века Цуй Цзянь создает свой первый, как он считает, китайский альбом «Рок на пути нового Великого похода» (синь чанчжэн лу шан дэ яогунь). Первоначально альбом выходит в Гонконге и на Тайване (в 1984 г.), и только в 1989 году в материковом Китае, где его главная композиция «Ничего нет» («Nothing», ^ЯШ) становится своеобразным символом студенческих протестов и демонстраций на площади Тяньаньмэнь. Эта композиция затем была исполнена на The Salem Music Awards — первом зарубежном выступлении рок-музыканта из КНР [3].

Параллельно работе над «китайским» альбомом музыкант продолжал оттачивать технику западных стилей. 1 января 1984 года выходит поп-Jazz-Disco альбом Цуй Цзяня — «Цуй Цзянь Solo», в основе которого стилистика современной европейской и американской поп- и рок-музыки

[4].

В следующем году (1985) Цуй Цзянь выпускает альбом «Talking in Dreams», в котором появилась оригинальная композиция «Going Hard». Все остальные десять работ альбома являются ка-верами и в основном делятся на два рода композиций, опирающихся на тайваньский и европейско-американский стиль.

Из созданных в этом году выделяется рок-композиция «Это не то, что я не понимаю» (Пример 1). Мелодия, в нотной транскрипции вы-

глядящая как незатейливая песенка, погружена в четкую пульсацию ритм-секции, окончания фраз

подхватываются энергичным аккордовым пением бэк-вокалистов.

Пример 1. Цуй Цзянь. «Это не то, что я не понимаю»

Композиция быстро заняла ведущее место в рейтинге национальных популярных песен и стала первым хитом китайского рока.

1986 год был объявлен «Международным годом мира ООН». 9 мая в рамках празднования объявленного символа года на Пекинском стадионе рабочих состоялся первый тематический концерт ста певцов «Пусть мир будет полон любви». На этом концерте Цуй Цзянь исполнил новую песню «Ничего нет» (^ЯЯ^), которая произвела на слушателей ошеломляющее впечатление и провозгласила окончательное утверждение китайской рок-музыки, а Цуй Цзянь получил титул «патриарха китайского рока» [5].

Песня поразила новым стилем, продемонстрировав зарождение китайской рок-музыки. Она несла в себе новый дух эпохи: глубину само-

анализа, самопробуждения, самосовершенствования и самоизменения, потребность в подлинных переменах. Однако не только содержательный аспект, но и музыка песни наполнена новизной выразительных средств. В ней открывается неожиданно новый стиль пения, который соединяет китайскую вокальную манеру со свойственным полуречитативом баллад рока: хрипотцой голоса, всепроникающим лиризмом, повышенной экспрессией. Вместе с тем, ее музыкальная форма и стиль полностью отличается от ранней гонконгской и тайваньской поп-музыки, эстрадных лирических песен и поп-музыки материкового Китая (Пример 2). Наиболее яркой чертой этой композиции становится манера пения, в которой, при всем обилии универсальных черт рок-музыки, заметно проступает национальное начало.

Пример 2. Цуй Цзянь. «Ничего нет»

ЯШ!

П§?!

Национальный колорит ярко окрашивает всю систему средств западной рок-музыки и неожиданно оказывается органично связанным с ней. Стиль традиционных китайских народных песен с его повышенной декламационностью, чутко взаимодействующей со словесной канвой, гармонично совпал с ритмической системой и оркестровкой рок-музыки. Композицию можно охарактеризовать как первую китайскую лирическую рок-балладу, соединяющую национальные черты со стилистикой западного рока. В то же время общая идейная направленность песни, ее содержание и тематика находятся в системе ценностей субкультуры рок-музыки: в ней через лирическую экспрессию выражена философская рефлексия молодого поколения, отвергающего фальшивые устои общества и ищущего правду, честность, подлинность.

После очевидных творческих достижений и общественного признания, на волне популярности, Цуй Цзянь неожиданно обращается к новому виду работы с материалом. Он делает обработки народных и революционных песен в стиле рок. Сохраняя неизменными народные мелодии, му-

й и a^j ш ш £?

й га в* т ш

зыкант придает им новое звучание при помощи инструментальной аранжировки и индивидуальной исполнительской манеры. Композиции сочетают западно-европейские и национальные черты: инструментальный состав в целом и манера исполнения остаются узнаваемыми в эстетических рамках рок-музыки, но партитура обновляется за счет включения традиционных китайских инструментов, использования народных мелодий и привнесения в вокальный стиль национальных красок. Новые композиции стали важной вехой китайской рок-музыки, соединившей стилистические особенности западно-европейского рока и национальной музыки Китая. В качестве примера, в котором есть универсальное, свойственное мировым стандартам рок-музыки, и уникальное, имеющее знаковую «китайскую» характеристичность, приведем знаменитую композицию Цуй Цзяня «Поддельный монах»1. В тексте представлен образ фанатичного упрямца, препятствующего свободе и новым идеям. Мелодия элементарна, ритмический рисунок однообразен (Пример 3). Певец почти декламирует ее, тем выразительнее проступает пентатонный строй, лежащий в основе мелодии.

Пример 3. Цуй Цзянь. «Поддельный монах»

«Драйв» ритм-секции, доводящей фигуру остинато до максимально тяжелой поступи, тембровая аура, в которой постепенно, подобно бликам света, начинают выделяться звучания национальных инструментов, — все это, в сочетании с пентатоникой, придает музыке отчетливую китайскую окрашенность2.

Приведенные наблюдения наводят на мысль о вездесущном действии западно-китайских параллелей, под знаменем которых проходит развитие художественной культуры Китая в ХХ столетии. Диалог национального и инокультурного, «своего» и «чужого», оказался существенным и для такого, казалось бы, универсального явления,

как рок-музыка. На ее территории этот диалог проходит особым путем: от полного копирования «чужого» до полного его растворения в собственном стиле с узнаваемым национальным колоритом, который воспроизводится не при помощи комбинаторики народных элементов, но как некая целостная данность, не разлагаемая на мотивы, лады, ритмы.

Рок-музыка, тесно связанная с молодёжной культурой и возникшая как способ социального самовыражения, протеста и пересмотра ценностей, в условиях периода реформ в Китае обрела значительное социальное влияние и нашла свой путь развития в популярной музыкальной культуре страны. На определенном историческом фоне китайский рок 1980-х годов отразил недуги поколения, его бунтарство и связь с традициями и обрел «китайский характер».

Примечания

1 Более близким по смыслу переводом на русский язык было бы название «Лицемерный ортодокс».

2 В процессе подготовки статьи автор ознакомился с творчеством русского рок-музыканта корейского происхождения Виктора Цоя и обнаружил явные музыкальные параллели — от вокальной подачи до эмоционального стиля многих песен. Вместе с тем, в медленных песнях Виктора Цоя (подобным «Звезда по имени солнце») китайский слух находит яркий русский стиль.

Список источников

1. Го Фа Цай. Кандалы и бег: 1980-2005 гг. Независимое культурное и экологическое наблюдение за китайским рок-н-роллом. Хубэй: Народное издательство Хубэй, 2006. 93 с.

2. Чжао Цзяньвэй, Цуй Цзянь. Кричать в пустоту: Китайская рок-памятка. Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета, 1992. 27 с.

3. Лян Цзянь. Исследование линейного мышления в китайском рок-н-ролле. Хэйлунцзян: Северная музыка, 2018. 117 с.

4. Современный китайский музыкальный авангард. URL: https://syg.ma/@sygma/sovriemi-

ennyi-kitaiskii-muzykalnyi-andieghraund-svo-boda-kommiertsiia-traditsii (дата обращения: 24.05.2022).

5. Фу Линь. 20 лет китайской популярной музыки. Пекин: Китайская федерация литературы и художественной прессы, 2003. 44 с.

References

1. Guo Fa, Cai (2009), Kandaly i beg: 1980-2005 gg. Nezavisimoye kul'turnoye i ekologicheskoye nablyudeniye za kitayskim rok-n-rollom [Shackles and running: 1980-2005 Independent cultural and environmental observation of Chinese rock and roll], Hubei People's Publishing House, Hubei, China.

2. Zhao, Jianwei and Cui, Jian (1992), Krichat' v pustotu: Kitayskaya rok-pamyatka [Screaming into the Void: A Chinese Rock Memo], Beijing Normal University Press, Beijing, China.

3. Liang, Jian (2018), Issledovaniye lineynogo myshleniya v kitayskom rok-n-rolle [An exploration of linear thinking in Chinese rock and roll], Northern Music, Heilongjiang, China.

4. Sovremennyy kitayskiy muzykal'nyy avan-gard [Modern Chinese musical avant-garde] (2021), available at: https://syg.ma/@sygma/ sovriemiennyi-kitaiskii-muzykalnyi-andiegh-raund-svoboda-kommiertsiia-traditsii (Accessed 24 May 2022).

5. Fu, Lin (2003), 20 let kitayskoy populyarnoy muzyki [20 years of Chinese popular music], China Federation of Literature and Artistic Press, Beijing, China.

Информация об авторе Юй Тяньтянь — аспирант кафедры музыкального воспитания и образования

Information about the author Yu Tiantian — Postgraduate student of the Department of Musical Education and Study

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 01.06.2022; принята к публикации 21.06.2022. The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 01.06.2022; accepted for publication 21.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.