Научная статья на тему 'Китайская модель борьбы с коррупцией: истоки и особенности'

Китайская модель борьбы с коррупцией: истоки и особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1680
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / коррупционная преступность / виды и формы коррупции / противодействие коррупции / coпuption / coпuption crime / types and foпns of coпuption / anti-coпuption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна, Лифанова Марина Владиславовна, Герасимова Дарья Игоревна, Сафина Елена Александровна

Статья обобщает опыт Китайской Народной Республики в области борьбы с коррупцией и ее проявлениями. На примере Китая формулируются понятия коррупции и коррупционных преступлений, дается краткая характеристика коррупционной преступности, анализируются ее основные виды и формы, среди которых выделяются коррупция в органах власти , в частном секторе , в политике . В свою очередь , в структуре политической коррупции рассматриваются политический патронаж; «голосующая» коррупция; «общественная кормушка» как завоевание симпатий избирателей с помощью денег и средств , выделяемых из казны местным властям для общественных нужд . Выделяется также коррупция низовая, верхушечная и вертикальная . Опыт КНР в сфере противодействия коррупции показывает, что успех антикоррупционной политики этого государства основывается на неуклонном соблюдении принципа неотвратимости наказания за содеянное . Именно благодаря этому правилу государственные служащие Китая изменили свое отношение и к исполнению собственных должностных обязанностей, и к возможности обогащаться з а счет государства и отдельных его граждан . В статье делается вывод о том, что основой для борьбы с проявлениями коррупции в любой стране должны стать принципы законности , гласности и неотвратимости ответственности за содеянное , что наглядно продемонстрировал всему миру китайский опыт. Авторы приходят к выводу об эффективности действий Правительства Китайской Народной Республики по борьбе с коррупцией и ее проявлениями и обосновывают возможность использования китайского опыта с учетом традиций, особенностей и менталитета народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ANTI-CORRUPTION MODEL: ORIGINS AND FEATURES

The article summarizes the experience of the People's RepuЫic of China in the fight against coпuption and its manifestations. On the example of China, the concept ot· coпuption and coпuption-related crimes is foпnulated, а brief description of coпuption crime is given, its main types and foпns are analyzed, among which coпuption in government, in the private sector, and in politics are highliJ~hted. In turn, the structure ofpolitical coпuption considers political patronage; "voting" coпuption; "puЫic feeder" how to win the sympathy ofvoters with the help ofmoney and funds allocated from the treasury to local authorities J:or puЫic needs. There is also coпuption of the grassroots, apical and vertical. The experience of the PRC in the field of anti-coпuption shows that the success of the anti-coпuption policy of this state is based on the strict observance of the principle of inevitaЬility of punishment for what they have done. lt is thanks to this rule that Chinese civil servants have changed their attitude to the perfoпnance oftheir own official duties, and to the aЬility to eшich themselves at the expense of the state and its individual citizens. Тhе article concludes that the basis for the fight against coпuption in any coш1try should Ье the principles of legality, transparency and inevitaЬility of responsiЬility for what they have done, which was clearly demonstrated to the whole world Ьу the Chinese experience. The authors соте to the conclusion about the effectiv1~ness ofthe Government ofthe People's RepuЫic ofChina in the fight against coпuption and its manifestations, and they justify the possiЬility of using the Chinese experience taking into account the traditions, characteristics and mentality ofthe peoples ofRussia.

Текст научной работы на тему «Китайская модель борьбы с коррупцией: истоки и особенности»

ЭКОНОМИКА. ПРАВО

¿14 ¿14 ¿'Л ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ЛЧ ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ¿14 ¿14

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10201 С.Д. Галиуллина, М.В. Лифанова, Д.И. Герасимова, Е.А. Сафина УДК 343.3

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ: ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация

Статья обобщает опыт Китайской Народной Республики в области борьбы с коррупцией и ее проявлениями. На примере Китая формулируются понятия коррупции и коррупционных преступлений, дается краткая характеристика коррупционной преступности, анализируются ее основные виды и формы, среди которых выде-ляютсякоррупция в органах власти, в частном секторе, в политике. В с вою очередь, в структуре политической коррупции рассматриваются политический патронаж; «голосующая» коррупция; «общественная кормушка» - как завоевание симпатий избирателей с помощью денег и средств, выделяемых из казны местным властям для общественныхнужед. Выделяется также коррупция низовая, верхушечная и вертикальная.

Опыт КНР в сфере противодействия коррупции показывает, что успех антикоррупционной политики этого государства основывается на неуклонном соблюдении принципа неотвратимости наказания за содеянное. Именно благодаря этомуправилу государственные служащие Китая изменили свое отношение и к исполнению собственных должсностных обязанностей, и к возможности обогащаться за счет государства и отдельных его граждан. В статье делается вывод о том, что основой для борьбы с проявлениями коррупции в любой стране должсны стать принципы законности, гласности и неотвратимости ответственности за содеянное, что наглядно продемонстрировал всему миру китайский опыт.

Авторы приходят к выводу об эффективности действий Правительства Китайской Народной Республики по борьбе с коррупцией и ее проявлениями и обосновывают возможность использования китайского опыта с учетом традиций, особенностей и менталитета народов России.

Галиуллина Светлана Дмитриевна, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета (Уфа), e-mail: [email protected]

Лифанова Марина Владиславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета (Уфа), e-mail: [email protected]

Герасимова Дарья Игоревна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета (Уфа), e-mail: [email protected]

Сафина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяноготехнического университета (Уфа), e-mail: elena_scfina2012@mail. ru

SvetlanaD. Galiullina, Dr. Sc. (History), Professor, Department of International Relations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technological University (Ufa), e-mail: [email protected]

Marina V Lifanova, Cand.Sc. (Legal Sciences), Associate Professor, Department of International Relations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technological University (Ufa), e-mail: lifanova2009@ yandex.ru

Daria I. Gerasimova, Cand.Sc. (History/), Associate Professor, Department of International Relations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technological University (Ufa), e-mail: [email protected]

Elena Ai. Safina, ¡Senior Lecturer, Department of International Re lations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technological University (Ufa), e-mail: [email protected]

© Галиуллина С.Д., ЛифановаМ.В., Герасимова Д.И., Сафина Е.А., 2020 ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2020/2 (88)

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, виды и формы коррупции, противодействие коррупции

Svetlana D. Galiullina, Marina V. Lifanova, Daria I. Gerasimova, Elena A. Safina

CHINA'S ANTI-CORRUPTION MODEL: ORIGINS AND FEATURES

Abstract

The article summarizes the experience of the People's Republic of China in the fight against corruption and its manifestations. On the example of China, the concept of corruption and corruption-related crimes is formulated, a brief description of corruption crime is given, its main types and forms are analyzed, among which corruption in government, in the private sector, and in politics are highlighted. In turn, the structure of political corruption considers political patronage; "voting" corruption; "public feedef' - how to win the sympathy of voters with the help of money and funds allocated from the treasury to local authorities for public needs. There is also corruption of the grassroots, apical and vertical.

The experience of the PRC in the field of anti-corruption shows that the success of the anti-corruption policy of this state is based on the strict observance of the principle of inevitability of punishment for what they have done. It is thanks to this rule that Chinese civil servants have changed their attitude to the performance of their own official duties, and to the ability to enrich themselves at the expense of the state and its individual citizens. The article concludes that the basis for the fight against corruption in any country should be the principles of legality, transparency and inevitability of responsibility for what they have done, which was clearly demonstrated to the whole world by the Chinese experience.

The authors come to the conclusion about the effectiveness of the Government of the People's Republic of China in the fight against corruption and its manifestations, and they justify the possibility of using the Chinese experience taking into account the traditions, characteristics and mentality of the peoples of Russia.

Key words: corruption, corruption crime, types and forms of corruption, anti-corruption

В современном мире коррупционная преступность стала комплексной проблемой, поразившей не только все слои общества, но и все сферы экономики, политики, общественной жизни. Это означает, что эффективное противодействие коррупции возможно только на основе комплексных усилий органов государственной власти, муниципалитетов, бизнеса и общественных организаций.

С проблемой коррупции в современном мире сталкивается каждое государство. Коррупция, если ей не противодействовать, имеет свойство разрастаться, поражая новые общественные сферы и вовлекая в свой круг новых чиновников. Для любого общества, стремящегося к построению гуманного и справедливого правового государства, становится необходимым осуществление последовательной антикоррупционной политики. Противодействие коррупции - одно из основных направлений государственной деятельности в современном мире.

Коррупция - термин латинского происхождения (от лат. corruptio - подкуп) - и в большинстве стран понимается как прямое использование

должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. В истории человечества борьба с коррупционными проявлениями велась с различной степенью интенсивности, а в отдельные исторические периоды коррупционные проявления считались вполне допустимыми и приемлемыми. Так было, например, на Руси, в период, когда существовало «кормление» и когда, по сути, назначаемые на места центральной властью чиновники жалования не получали, но были нацелены на извлечение материальных благ из местного населения. Так было и в Китае, для которого кумовство, клановость и подарки вышестоящим всегда считались традиционным и правильным поведением.

Следует отметить, что длительное время термин «коррупция» рассматривался как синоним взяточничества и до сих пор многие россияне не видят принципиальной разницы между указанными понятиями.

Коррупция, являясь многомерным и многоаспектным явлением, рассматривается через призму различных отраслей знания. Отдельные стороны коррупционного поведения исследуют-

ся юристами, экономистами, политологами, социологами и историками. При этом следует учитывать, что явление коррупции обусловливается не только политическими, экономическими или социальными факторами, но и национальными особенностями, традициями и привычками. Именно поэтому анализ коррупции и возможностей противодействия ей в рамках какого-либо одного дисциплинарного знания не может быть полным или комплексным [5]. В полной мере это относится к выявлению форм коррупции и ее видов, поскольку представители разных областей знаний по-своему исследуют эту проблематику.

В теории противодействия коррупции выделяются два подхода, в которых различным образом аргументируется роль государства и бизнеса в установлении коррупционных отношений, т.е. определяются две возможные модели коррупции. Первая модель основывается на доминирующей роли государства в коррупционных отношениях, а вторая - на доминирующей роли бизнеса [11, с. 9]. Если исходить из того, что государство в лице своего аппарата эффективно противостоит бизнесу, который не может в своем становлении и развитии игнорировать государство, то на определенном этапе развития возникают покровительственные отношения между бизнесменами и чиновниками, причем последние получают за свое покровительство определенную плату, что и составляет суть коррупции. Возможна и вторая модель, когда сильный бизнес определяет основные направления деятельности государства и его деятелей, подкупая их и фактически руководя государственным аппаратом.

В научной литературе описана еще одна модель существования коррупции в государстве и обществе, получившая название «цивилизованной». «Цивилизованная» коррупция предполагает, что государство не только признает данный феномен, но и разрешает его существование на своей территории. Например, компания или предприниматель, желающие заключить выгодный контракт за границей, выделяют денежные средства специально для расходов на взятки и подкуп должностных лиц и включают эти деньги в накладные расходы [3, с. 28].

Полагаем, что КНР столкнулась с первым вариантом коррупции, поскольку государственность Китая обладает вполне достаточной силой и мощью, чтобы не зависеть даже от крупного бизнеса.

Анализ видов и форм коррупции в КНР возможен с учетом происходящих в этой стране социально-экономических процессов и на основе особенностей правового регулирования противодействия коррупционному поведению. Китайская Народная Республика относится к тем немногочисленным государствам, которые сохранили приверженность социалистическому строю, хотя и с присущей КНР спецификой. Правовая система Китая является смешанной, поскольку ее в полной мере нельзя отнести к континентальной (романо-германской) правовой семье. С одной стороны, она испытывает воздействие древних правовых традиций, с другой - подверглась серьезному влиянию социалистической правовой модели, до сих пор во многом подражая СССР. «Правовая культура Китая характеризуется традиционным преобладанием норм морали над нормами права при осуществлении регулирования различных отраслей общественной жизни, включая сферу правового регулирования противодействия коррупции в Китае» [12, с. 70]. Нам представляется, что Китайская Народная Республика сумела достичь значительных успехов в борьбе с коррупцией как социальным явлением, поэтому опыт этой страны должен быть изучен, проанализирован и по возможности заимствован другими государствами, менее эффективно решающими указанную проблему.

В соответствии со ст. 382 Уголовного кодекса КНР как коррупция расцениваются присвоение, воровство, получение мошенническим путем или незаконное завладение иными способами общественным имуществом государственными служащими с использованием своих служебных преимуществ. Такое понимание коррупции вполне соответствует требованиям международно-правовых документов, в частности, Конвенции ООН 2003 г. против коррупции.

Вопросам уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений посвящена глава 8 особой части УК КНР. Ее анализ позволяет прийти к выводу, что уголовное законодательство Китая относится к коррупционным преступлениям как к преступлениям тяжким, обладающим повышенной общественной опасностью. К коррупционным преступлениям законодатель Китая относит 15 составов преступлений, среди которых есть привычные для России дача и получение взятки или злоупотребление служебным положением, а есть и преступления, не известные уголовному законодательству нашего государства:

например, уголовная ответственность в КНР предусмотрена за индивидуальную коррупцию или невыполнение обязанности сдать государству подарок, полученный в ходе выполнения государственных обязанностей.

Вместе с тем для глубокого изучения и эффективного анализа сущности коррупционной преступности в КНР необходимо исследовать разнообразные виды и формы коррупции, присущие этому государству.

Под формой коррупции (в пер. с лат. «внешнее выражение») понимается способ существования этого социального явления [4, с. 78]. Законодательство любой страны к формам коррупции относит:

1) преступления коррупционной направленности;

2) административные правонарушения, имеющие признаки коррупции;

3) дисциплинарные проступки с коррупционной составляющей;

4) гражданско-правовые деликты [7, с. 240-241].

Классификация является наиболее низким

уровнем обобщения, представляет устойчивую группировку объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях, когда каждая группа и подгруппа занимают свое строго определенное место. Классификация позволяет обработать эмпирически накопленные знания, систематизировав их. При классификации объекты всегда распределяются по единым основаниям, и должны быть представлены все группы классифицируемых объектов. В отличие от классификации, типология - метод научного познания, в основе которого расчленение объекта с помощью обобщенной идеализированной модели. Типология представляет собой исследование различных признаков и параметров статистической совокупности и выявление их сходства и различия. Самым же важным отличием классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая - его объяснение.

Классификация коррупционных проявлений может быть построена по различным основаниям. Среди них наибольшее практическое значение, по нашему мнению, имеют особенности субъектов коррупции и уровень коррупционных проявлений.

В этой связи следует отметить классификацию видов коррупционных правонарушений, предложенную А.И. Мизерием, который вполне

обоснованно полагает, что коррупцию в любом государстве можно разделить на виды по статусу субъектов. На этой основе предлагается выделять коррупцию: а) в органах власти, б) в частном секторе, в) в политике [9, с. 18-19].

В свою очередь, в структуре политической коррупции можно обозначить: 1) политический патронаж; 2) «голосующую» коррупцию; 3) «общественную кормушку» - завоевание симпатий избирателей с помощью денег и средств, выделяемых из казны местным властям для общественных нужд. Эта классификация, как нам представляется, вполне применима и для Китайской Народной Республики.

Другая не менее актуальная классификация коррупционных проявлений касается всех ее уровней. В этом смысле в научной литературе принято выделять коррупцию низовую, верхушечную и вертикальную.

Низовая коррупция в КНР - это совокупность коррупционных действий, совершаемых должностными лицами, находящимися на низшем и среднем уровнях служебной лестницы. Однако именно этот вид коррупции наиболее опасен, поскольку затрагивает повседневную жизнь населения Китая и подрывает доверие к власти и государственному аппарату. Денежные суммы на этом уровне коррупции не высоки, но в связи с частотой их получения приводят к огромным экономическим потерям. Такие отношения между государственным служащим и конкретным лицом являются обоюдовыгодными [8, с. 18], а, следовательно, факты низовой коррупции всегда высоколатентны.

Вершинная коррупция характеризуется высоким статусом ее субъектов. Она основывается на деятельности политиков и чиновников высшего ранга и всегда бывает следствием недостаточного контроля за их деятельностью и процедурой принятия ими властных решений. Возможность безнаказанно совершать коррупционные правонарушения в определенном смысле можно рассматривать как привилегию власти.

Руководство КНР уделяет внимание борьбе с обоими видами коррупции. Особенно активно в последние годы в КНР ведется борьба с верхушечной коррупцией. Лозунг «бить мух и тигров», провозглашенный Си Цзиньпином, показал, что неприкасаемых в этой борьбе нет: к уголовной ответственности с назначением весьма сурового наказания может быть привлечён любой государственный служащий, уличенный в коррупции,

независимо от его доходов и социального статуса.

Антикоррупционная кампания в Китае направлена на достижение двух задач: а) довести до сведения всех чиновников идею о неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения; б) вернуть в сознание общества доверие к власти. Для их решения активно применяются гласность и демонстративность привлечения к ответственности чиновников, уличённых в коррупционной деятельности: их открыто снимают со всех постов, в СМИ публикуются статьи про совершенные ими правонарушения, ведутся телерепортажи из шикарных особняков, все это заканчивается информацией о судебном разбирательстве и назначенном наказании.

Целесообразно также разделить коррупционные процессы по масштабу, выделив внутригосударственную (внутрикитайскую) и международную коррупцию [7, с. 241-246]. К международным коррупционным проявлениям можно отнести действия, направленные на коррумпирование должностных лиц иностранных государств, или совместную коррупционную деятельность граждан и должностных лиц нескольких государств.

В зависимости от степени повторяемости коррупционных действий существует единичная (случайная) коррупция, предполагающая единичные факты коррупции отдельных должностных лиц, и системная коррупция. Этот вид коррупции наиболее опасен, он возникает в виде периодически повторяющихся коррупционных действий [1, с. 50]. Полагаем, что поскольку история КНР издавна знакома с коррупцией и мздоимством, а взяточничество является массовым явлением, в государстве имеет место именно системная коррумпированность чиновничества.

Коррупционные преступления в КНР весьма разнообразны, и мы полагаем, что было бы правильным классифицировать их в зависимости от выполняемой функции. В научной литературе вполне справедливо в этой связи выделяют три группы коррупционных преступлений:

1) собственно коррупционные преступления, т.е. различные виды незаконного использования государственным служащим своего служебного положения в целях извлечения имущественных выгод для себя или других лиц;

2) коррупционные преступления, совершаемые в форме подкупа;

3) преступления, создающие условия для совершения коррупционных преступлений:

например, дача взятки (ст. 390 УК КНР), посредничество при даче взятки (ст. 392 УК КНР) [10, с. 109-113].

Завершая анализ видов и форм взяточничества и коррупции в КНР, отметим, что, как и в любой другой стране мира, в Китае в зависимости от проявлений коррупционных связей выделяют следующие основные ее формы:

- взяточничество;

- злоупотребление своим положением и властью;

- торговля внутренней информацией;

- непотизм (кумовство - выдвижение на должности своих родственников и покровительство им в дальнейшем);

- лоббизм (деятельность представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику) [6, с. 235];

- растрата;

- нецелевое использование средств.

Таким образом, коррупция в Китайской Народной Республике - это социально-правовое негативное исторически изменчивое явление, представляющее собой совокупность преступлений коррупционной направленности и систему детерминирующих их причин и условий, позволяющих систематически использовать свои служебное положение и полномочия вопреки интересам службы, подрывающих авторитет органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Опыт КНР в сфере противодействия коррупции показывает, что успех антикоррупционной политики этого государства основывается на неуклонном соблюдении принципа неотвратимости наказания за содеянное. Еще Ч. Беккариа в своем труде «О преступлениях и наказаниях» (1764) указывал: «...важно, чтобы ни одно преступление, сделавшееся известным, не осталось безнаказанным», отмечая при этом, что «чем скорее наказание следует за преступлением, чем ближе оно к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее». Именно благодаря этому правилу государственные служащие Китая изменили свое отношение и к исполнению собственных должностных обязанностей, и к возможности обогащаться за счет государства и отдельных его граждан.

Таким образом, борьба с коррупцией - стратегическая задача китайского партийного и государственного руководства, одно из важнейших

условий обеспечения национальной безопасности этой страны. Считаем, что это не краткосрочная попытка властей завоевать авторитет у населения, а продуманная долгосрочная программа действий, определяемая насущной необходимостью наведения порядка в стране.

Действительно, к тому моменту, когда Си Цзиньпин пришел к власти, уровень коррупции в стране был запредельным. Продавались и покупались должности, решение любого вопроса было возможно при наличии определенной суммы и знания того, кому ее необходимо вручить, правоохранительные органы, будучи не менее коррумпированы, чем все иные государственные структуры, при этом лишь демонстрировали активную и непримиримую борьбу с коррупцией и чиновничьим произволом, фактически ее не осуществляя. В этой связи КНР несла огромные финансовые потери, отдельные категории населения страны были на грани нищеты. В такой ситуации КНР столкнулась с угрозой своей национальной безопасности. И только своевременное введение жестких и бескомпромиссных мер по борьбе с коррупцией позволило восстановить управление страной, ликвидировать наиболее угрожающие ее национальной безопасности проявления коррупции, создать необходимые элементы контроля деятельности чиновничества и обновить руководство государства как в центре, так и на местах.

Западные аналитики традиционно обвиняют КНР в систематическом нарушении прав и свобод человека, в репрессиях под видом борьбы с коррупцией, а также в судебном произволе. Периодически высказываются предположения, что антикоррупционная деятельность государства перерастет в политические репрессии, когда под видом противодействия коррупции будут устраняться неугодные политические и общественные лидеры [2].

Мы считаем, что эти обвинения не обоснованы. Во-первых, в рамках проведенной антикоррупционной кампании не было политических приговоров, все чиновники были осуждены за вполне конкретные факты взяточничества, подкупа или иные коррупционные преступления. Во-вторых, население КНР поддерживает антикоррупционную политику властей, полагая, что такое отношение к недобросовестным управленцам вполне справедливо, законно и обоснованно.

Что касается обвинения в адрес КНР о нарушении в рамках антикоррупционной кампании прав человека, то с середины 1990-х годов публичные казни, предполагавшие в том числе и демонстрацию по телевидению, в Китае запрещены. Судебная практика КНР свидетельствует, что назначение наказания в виде смертной казни становится редкостью: даже такие высокопоставленные коррупционеры, как Чжоу Юнкан и Бо Силай, присвоившие огромные суммы и причинившие экономике КНР значительный ущерб, получили пожизненные сроки, но не были приговорены к смертной казни. Кроме того, как нами уже отмечалось, изменен способ приведения смертной казни в исполнение: вместо расстрела стали применять смертельные инъекции, что, к примеру, вполне допустимо по законодательству отдельных штатов в США.

В заключение отметим, что мы вполне согласны с тем, что основой для борьбы с проявлениями коррупции в любой стране должны стать принципы законности, гласности и неотвратимости ответственности за содеянное, что наглядно продемонстрировал всему миру китайский опыт. Вместе с тем система противодействия коррупции в Китае излишне репрессивна, что делает сомнительной возможность ее прямого и непосредственного применения и внедрения в Российской Федерации. Тем не менее, антикоррупционная кампания в КНР может быть признана достаточно эффективной, а ее достижения должны быть учтены другими странами и использованы ими в решении вопросов противодействия коррупции, конечно же, с учетом, собственных традиций, особенностей и менталитета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» // Следователь. 2006. № 2. С. 49-51.

2. Ардаев В. «Выметать грязь, уничтожать зло». Как Китай борется с коррупцией // РИА Новости. Официальный сайт. URL: https://ria.ru/20180207/1513841031. html (Дата обращения: 06.01.2020).

3. Ахметова Н.А. Проблемы типологизации коррупции // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Юриспруденция. 2011. № 2 (15). С. 28-34.

4. Бугаевская Н.В. Формы проявления коррупции // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. 2013. № 3-2. С. 78-83.

5. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб.: Изд-во СПб. юрид. ин-т (ф) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 1998. 44 с.

6. Гилинский Я.И. Криминология: курс лекций. СПб.: Питер, 2002. 384 с.

7. Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. Формы и виды проявления коррупции в современном российском обществе // Политическая лингвистика. 2015. № 2. С. 240-246.

8. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: сб. материалов меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.). М.: Юристъ, 2001. С. 17-38.

9. Мизерий А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000. 266 с.

10. Паршин И.С. Правовая регламентация коррупции в законодательстве стран ближнего зарубежья // Формирование кадрового потенциала налоговых органов в условиях модернизации государственной гражданской службы: сб. статей по материалам научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 мая 2012 г.). Н. Новгород. 2012. С. 109-113.

11. Пертаченко А.В. Коррупционная составляющая политической системы современной России: ав-тореф. дисс. ... канд. полит. наук. СПб., 2012. 21 с.

12. Севальнев В.В. Правовое регулирование противодействия коррупции в Китае // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 2 (69). С. 69-74.

REFERENCES

1. Agilden, V.V., Volkov, K.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya "korruptsiya" [To the Issue of the Definition of "Corruption"]. Sledovatel' — Investigator. 2006. No. 2. P. 49-51 (in Russ.).

2. Ardаev, V. "Vymetat' gryaz', unichtozhat' zlo". Kak Kitaj boretsya s korruptsiej ["Sweep up the Dirt, Destroy the Evil". How China Fights against Corruption]. RIA Novosti. Official site. URL: https:// ria.ru/20180207/1513841031.html (Accessed January 6, 2020) (in Russ.).

3. Akhmetova, N.A. Problemy tipologizatsii korruptsii [Typologization of Corruption]. Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Yurisprudentsiya - Bulletin of the Volgograd State University. Legal sciences. 2011. No. 2 (15). P. 28-34 (in Russ.).

4. Bugaevskaya, N.V Formy proyavleniya korruptsii [Forms of Corruption]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie

i yuridicheskie nauki - Herald of Tula State University. Economic and Legal Sciences. 2013. No. 3-2. P. 78-83 (in Russ.).

5. Volzhenkin B.V Corruption. SPb.: publishing house of SPb. Law sciences Institute of the Academy of the General Prosecutor's office of the Russian Federation, 1998, 44 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gilinsky, Ya.I. Kriminologiya: kurs lektsij [Criminology: A Course of lectures]. St. Petersburg: Piter, 2002. 384 p. (in Russ.).

7. Golubovsky, VYu., Sinyukova, T.N. Formy i vidy proyavleniya korruptsii v sovremennom rossijskom obshchestve [Forms and Types of Corruption in Modern Russian Society]. Politicheskaya lingvistika - Political Linguistics. 2015. No. 2. P. 240-246 (in Russ.).

8. Luneev V. V. Corruption: political, economic, organizational and legal problems. In: Korruptsiya: politicheskie, ekonomicheskie, organizatsionnye i pravovye problemy: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 9-10 sentyabrya 1999 g.) [Corruption: Political, Economic, Organizational and Legal problems: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, September 9-10, 1999)]. Moscow: Jurist, 2001. P. 17-38 (in Russ.).

9. Mizery, A.I. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty bor 'by s korruptsiej v organakh vlasti [Criminal Law and Criminological Aspects of the Fight against Corruption in Government]. Ph.D. Thesis. Nizhny Novgorod, 2000. 266 p. (in Russ.).

10. Parshin, I.S. Pravovaya reglamentatsiya korruptsii v zakonodatel 'stve stran blizhnego zarubezh'ya [Legal Regulation of Corruption in the Legislation of the Neighboring Countries]. In: Formirovanie kadrovogo potentsiala nalogovykh organov v usloviyakh modernizatsii gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby: sb. statey po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii [Formation of Personnel Potential of Tax Authorities under Conditions of Modernization of the State Civil Service: Collected Articles on the Materials of the Scientific and Practical Conference (Nizhny Novgorod, May 25, 2012)]. Nizhny Novgorod. 2012. P. 109-113. (in Russ.).

11. Pertachenko, A.V. Korruptsionnaya sostav-lyayushchaya politicheskoj sistemy sovremennoj Rossii [Corruption of the Political System of Modern Russia]. Abstract of Ph.D. Thesis. St. Petersburg, 2012. 21 p. (in Russ.).

12. Sevalnev, V.V. Pravovoe regulirovanie protivo-dejstviya korruptsii v Kitae [Legal Regulation of Anti-Corruption in China]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel 'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya -Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2018. No. 2 (69). P. 69-74 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.