ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Савин П.Т. Email: [email protected]
Савин Павел Тимурович — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями противодействия коррупции во времена трех китайских династий: Тан, Мин и Цин. Также в работе исследуются отдельные современные антикоррупционные меры, которые предпринимаются в Китайской Народной Республике. Автор приходит к выводу, что изучение вопросов противодействия преступлениям коррупционной направленности в китайской истории может помочь определить эффективные и неэффективные меры борьбы с коррупцией в аспекте социально-экономического развития государства.
Ключевые слова: история Китая; право Китая; противодействие коррупции; противодействие взяточничеству.
COUNTERING CORRUPTION IN CHINA: HISTORY AND CONTEMPORANEITY Savin P-Т.
Savin Pavel Timurovich - Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, CHAIR OF CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY, MOSCOW ACADEMY OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW
Abstract: the article deals with issues related to the characteristics of counteracting corruption during the three Chinese dynasties: Tang, Ming and Qing. Also, the work investigates some modern anticorruption measures that are being taken in the People's Republic of China. The author comes to the conclusion, that studying the issues of counteraction to crimes of corruption in Chinese history can help determine effective and ineffective measures to fight against corruption in the aspect of socioeconomic development of the state.
Keywords: history of China; Chinese law; counteraction to corruption; counteraction to bribery.
УДК 343.3
Созданный в 624 г. н.э. кодекс династии Тан предусматривал различные виды наказания за взяточничество. Коррупционер подлежал увольнению, и даже амнистия не позволяла ему сохранить должность [7; с. 121].
В случае, когда чиновник получал взятку и преступал закон в сфере его юрисдикции, вид и размер его наказания зависели от суммы взятки и варьировались от ста ударов палкой до удушения [7; с. 91]. В случае получения взятки, который не был связан с нарушением законодательства в сфере юрисдикции чиновника, его наказание варьировалось от каторги до пожизненного изгнания [7; с. 127].
В Китае династии Тан была развитая судебная практика по делам о преступлениях коррупционной направленности. Так, чиновник за совершение противозаконных действий принял взятки от А. и Б., каждая из которых состояла из запрещенных законом товаров, и была равноценна восьми мерам шелка. В совокупности чиновник получил взятку, равноценную шестнадцати мерам шелка, но был наказан за получение взятки, равноценной восьми мерам. Разница являлась существенной: восемь мер шелка - увольнение и пожизненное изгнание; шестнадцать мер шелка - смертная казнь. Если позднее было установлено, что В. и Г. тоже дали данному чиновнику взятки, равнозначные тем, которые он получил от А. и Б., то он все равно подлежал наказанию за получение взятки в виде запрещенных товаров, равноценных восьми мерам шелка. Однако, в случае получения двух взяток от одного человека, чиновник подлежал наказанию, пропорциональному размеру их сложенной стоимости. Если чиновник был приговорен к наказанию за получение первой взятки, но впоследствии была выявлена и вторая от того же лица - приговор пересматривался, и наказание ужесточалось [7; с. 239].
В кодексе династии Тан рассматривался вопрос и об ответственности соучастников, признанных виновными в получении взятки. В случае, когда один чиновник получал взятку, а затем делил ее с иными чиновниками - соучастниками, то как первый получатель он отвечал пропорционально полной стоимости взятки, а его соучастники - пропорционально долям, которые они получили от него [7; с. 123].
Основатель династии Мин Чжу Юаньчжан сделал многое для того, чтобы отграничить свое правление Китаем от монгольского. В 1368 г. был создан кодекс династии Мин, во многом напоминавший кодекс династии Тан. Однако законодательство династии Тан в качестве наиболее общественно опасных деяний рассматривало преступления против церемоний, обычаев и просвещения, а династия Мин рассматривала первоочередной задачей именно борьбу с коррупцией. Законодательство династии Мин предусматривает жестокие наказания для чиновников, так как правители из данной династии считали суровое наказание одной из организационных основ управления бюрократическим аппаратом. В кодексе династии Мин был раздел «Коррупционные преступления», включавший такие составы, как: растрата, кража, грабеж, взяточничество. Повышенная ответственность предусматривалась для должностных лиц, призванных контролировать деятельность правоохранительных органов, но изобличенных в коррупции [3].
Несмотря на суровые наказания, со временем коррупция поразила Китай династии Мин. Чиновник был монополистом в сфере предоставления государственных услуг, он был должностным лицом с широким перечнем полномочий. Временами китайским чиновникам приходилось совмещать полномочия судьи, сборщика налогов и работодателя. Все это создавало большие возможности для коррумпированного чиновника, который мог искусственно завышать цены за государственные услуги и взимать с местных земледельцев максимально возможный налог [4; с. 2].
Со временем в Китае династии Мин возникли проблемы с налоговыми поступлениями и бюджет начал сокращаться, что привело к снижению заработной платы чиновников. К пятнадцатому веку половину жалованья чиновник получал зерном, а вторую половину - шелковыми либо хлопковыми тканями, перцем или цезальпинией. В 1432 г. часть чиновников стала получать жалованье конфискованными одежными принадлежностями, а в 1472 - горохом [4; с. 5].
Придя к власти, маньчжурская династия Цин в целях противодействия коррупции существенно увеличила зарплаты должностных лиц. Однако коррупция настолько укоренилась среди чиновников, что устранить ее было уже невозможно. К 1880 г. доход чиновника от коррупции в восемнадцать с половиной раз превышал его жалованье [4; с. 8].
Законодательство династии Цин предусматривало серьезные наказания за коррупционные преступления. Так, в случае получения до 15 таэлей серебром за совершение противозаконных действий, чиновник должен был получить от 70 до 100 ударов бамбуковой палкой. Чиновник, получивший свыше 80 таэлей серебром, подлежал удушению. Однако случаи привлечения коррупционеров к ответственности были крайне редки. Шестой император династии Цин Цяньлун правил Китаем в течение 60 лет. За данный период от должности были отстранены 400 должностных лиц, еще меньшее их число было наказано. Учитывая, что в двадцатитысячном бюрократическом аппарате Китая каждый чиновник в среднем служил по три года, общее количество чиновников за период правления Цяньлуна превышало четыреста тысяч человек. Следовательно, вероятность потерять свою должность составляла примерно один к тысяче [4; с. 10].
В современном Китае коррупция, в первую очередь, представлена обменом материальных благ в форме подарков на создание и укрепление межличностных связей в чиновничьей среде. Коррупция проявляется в получении и дарение подарков, организации дорогостоящих банкетов. Помимо ювелирных украшений, коррумпированные чиновники принимают в дар предметы искусства. Так, при обыске в доме одного высокопоставленного офицера полиции, было обнаружено свыше ста предметов искусства: скульптуры из слоновой кости, каменная голова Будды, ценные каллиграфические свитки. Другой чиновник после вступления в должность в течение 51 дня организовал более 60 дорогостоящих банкетов, которые обслуживало 75 единиц персонала [6; с. 10-12].
В Китайской Народной Республике есть три вида наказания, которые могут быть применены к коррумпированному чиновнику:
- Политическое наказание: Дисциплинарный инспекционный комитет Коммунистической партии Китая выявляет и наказывает коррумпированных членов партии. Он участвует в расследовании дел и исключает коррупционеров из партии.
- Административное наказание: Административное инспекционное агентство Правительства КНР также принимает участие в расследовании дел и наказании
коррупционеров. Данное агентство налагает административные санкции на коррумпированных чиновников.
- Уголовное наказание является самой действенной мерой по противодействию коррупционным деяниям в Китае. Существенная часть коррупционных преступлений относится к категории тяжких. Ежегодно несколько человек приговаривается к смертной казни и приговоры реально приводятся в исполнение [8; с. 3].
Уголовным кодексом Китайской Народной Республики 1997 г. установлена уголовная ответственность за взяточничество и коррупцию. Особое значение в данном вопросе имеют ст.ст.382-396 главы 8 УК КНР. Данные статьи детально регламентируют вопросы уголовной ответственности за коррупционные преступления. Так, например, в соответствии со ст. 395 в случае, когда собственность и расходы должностного лица явно не соответствуют его законному доходу и он не может объяснить их происхождение - соответствующая часть имущества признается результатом незаконного дохода и подлежит передаче государству, а для самого чиновника предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет либо арест [2].
Председателем КНР Си Цзиньпином проблема борьбы с коррупцией поставлена на первый план. Возглавив страну в 2012 году, он активизировал работу в данном направлении. Так, в марте 2014 года были озвучены официальные статистические данные по борьбе с коррупцией - в производстве находилось порядка 40 тысяч дел и 50 тысяч человек находилось под следствием [5].
Си Цзиньпин ввел целый ряд запретов для должностных лиц, связанных с покупкой недвижимости по непомерной стоимости, организацией оплачиваемых государством банкетов для военных должностных лиц, телевизионной рекламой предметов роскоши и с другими ограничениями [6; с. 7-8].
15 ноября 2013 г. Третий пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая 18-го созыва вместе с комплектом социальных реформ принял Постановление, направленное на укрепление системы функционирования, сдерживания и контроля за властью [1]. 25 декабря 2013 г. Коммунистической партией Китая был опубликован пятилетний план противодействия коррупции, направленный, прежде всего, против таких явлений, как взяточничество и расточительство [6; с. 8].
Следует заметить, что проведенный краткий анализ истории борьбы с коррупцией в Китае, представляет определенный научный интерес. Можно сформулировать отдельные выводы.
История борьбы с коррупцией в Китае имеет более длительную историю, чем история российской государственности. В 7 веке н.э. в Китае династии Тан коррупционеров душили и забивали палками. Правовая регламентация вопросов уголовной ответственности и наказания за коррупционные преступления в законодательстве династии Тан была передовой для своего времени, так как учитывались ранг чиновника; размер взятки; характер действий, которые взяткополучатель совершал в обмен на взятку и ряд иных вопросов.
Во времена династии Мин противодействие коррупции стало первостепенной задачей государства. Однако, несмотря на суровые наказания, экономическая ситуация в государстве привела к росту коррупции, который продолжился и во времена династии Цин. В то время, как поступление налогов в бюджет сокращалось, росли теневые доходы коррумпированных чиновников. Повышение заработной платы должностных лиц не оказало действенного эффекта на сложившуюся ситуацию.
В Китайской Народной Республике ведется постоянная борьба с коррупционными проявлениями, однако количество возбужденных уголовных дел показывает, что она далека от завершения. Практическое применение смертной казни к отдельным коррупционерам, не останавливает тысячи других.
Следует заметить, что история Китая - это история развитого, цивилизованного государства, постоянно противостоящего коррупционным проявлениям. Изучение вопросов противодействия преступлениям коррупционной направленности в китайской истории может помочь определить эффективные и неэффективные меры борьбы с коррупцией в аспекте социально-экономического развития государства.
Список литературы / References
1. Китай готов укрепить систему функционирования, сдерживания и контроля за властью -Постановление ЦК КПК. [Электронный ресурс]: Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа: http://ra.chma-embassy.org/rus/ztbd/sbjszqh/t1107628.htm/ (дата обращения: 14.05.2017).
2. Criminal Law of the People's Republic of China Adopted by the Second Session of the Fifth National People's Congress on July 1, 1979 and amended by the Fifth Session of the Eighth National People's Congress on March 14, 1997. [Electronic resource]: Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. URL: http://www.fmprc.gov.cn/ce/cgvienna/eng/dbtyw/jdwt/crime law/t209043.htm/ (date of access: 14.05. 2017).
3. Feng Y.Y. An Analysis on the Chinese Ancient Heavy Penalties on Officials. Frontiers of Legal Research. Vol. 4, No. 1, 2016, pp. 1-11. [Electronic resource]: Canadian Academy of Oriental and Occidental Culture. URL: cscanada.net/index.php/flr/article/download/8319/9500/ (date of access: 14.05.2017).
4. Ni Shawn, Van Pham Hoang. High Corruption Income in Ming and Qing China. 2005. [Electronic resource]: University of Missouri. URL: http://faculty.missouri.edu/~nix/papers/calibration_china_ 02.pdf/ (date of access: 14.05.2017).
5. Palmer Catherine E., Jing Viola. China. GLI. Bribery & Corruption Second Edition. [Electronic resource]: Latham & Watkins. URL: https://www.lw.com/thoughtLeadership/bribery-and-corruption-second-edition-china/ (date of access: 14.05.2017).
6. Qian Nancy, Wen Jaya. The Impact of Xi Jinping's Anti-Corruption Campaign on Luxury Imports in China* (Preliminary Draft). 2015. [Electronic resource]: Yale University. URL: http://aida.wss.yale.edu/~nq3/NANCYS_Yale_Website/resources/papers/QianWen_20150403.pdf/ (date of access: 14.05.2017).
7. The Tang Code Volume I, General Principles. Translated with an Introduction by Wallace Johnson. Princeton University Press 1979. [Electronic resource]: Legalizing space in China. URL: lsc.chineselegalculture.org/Asset/Source/lscDocument_ID-8_No-1.pdf/ (date of access: 14.05.2017).
8. Wang Yunhai. Corruption and Anti-Corruption Policy in Today's China. Hitotsubashi journal of law and politics, 33: 1-5. 2005. [Electronic resource]: UNPAN Document Management System. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan047848.pdf/ (date of access: 14.05.2017).
НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Астафьева Ю.С. Email: [email protected]
Астафьева Юлия Сергеевна — студент заочной формы обучения, кафедра государственно-правовых дисциплин, магистерская программа: правосудие по административным делам и экономическим спорам,
Ростовский филиал Российский государственный университет правосудия, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассмотрены споры, которые возникают в сфере налогообложения как предельно сложной и наиболее распространенной категории дел, которая рассматривается в структуре арбитражного процесса. Рассмотрена процедура урегулирования налоговых споров, проанализирован процесс рассмотрения дел арбитражными судами, указаны причины, которые способствуют возникновению судебных споров налогового характера, обобщены проблемы их разрешения и намечены пути совершенствования судебно-арбитражного производства.
Ключевые слова: налоговый спор, государственная налоговая служба, налоговый орган, налогоплательщик, административная юстиция, административное судопроизводство, налоговый суд, налоговая апелляция.
TAX DISPUTES AND METHODS OF THEIR AUTHORIZATION
Astafieva Ju.S.
Astafieva Julia Sergeevna - Student of the Correspondence Form of Training, DEPARTMENT OF STATE AND LEGAL DISCIPLINES, MASTER'S PROGRAM: JURISPRUDENCE ON ECONOMIC AND ECONOMIC DISPUTES,
ROSTOVBRANCH RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, ROSTOV-ON-DON