2. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития / Пер. с англ., под ред. Н. Лапиной. М.: Вершина, 2006. 416 с.
3. Polanyi K. The Livelihood of Man / Ed. by H.W. Pearson. N.Y.: Academic Press, 1977. 335 p.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. 185 с.
5. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 13-23.
6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000. 213 с.
7. Сероусов А.В. Правовая ответственность государственного служащего и предпринимателя
в современной России. Ростов н/Д: Антей, 2007. 136 с. С. 68.
8. Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2006. 416 с.
9. Курбанов Р. Формирование нравственности и морали государственных служащих в Российской Федерации // Власть. 2008. № 1. С. 31-32.
10. Бурганова Л., Батайкина С. Конструирование имиджа государственной службы средствами массовой информации (Опыт эмпирического исследования) // Власть. 2008. № 3. С. 42.
11. Зинченко Г.П. Социология управления. Учеб. по-соб. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003. 220 с. С. 112.
12. Маслоу А. Маслоу о менеджменте: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 416 с. С. 58.
24 февраля 2009 г.
ББК 87
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВИДЕНИЕ
Э.Н. Богданова
Существуют разные философские концепции управления человеческим социумом. Каждая из них отражает и выражает определенные аспекты существования и развития многомерного, внутренне дифференцированного, многослойного общества. Несомненно, что китайская философия управления заслуживает самого пристального внимания и изучения с точки зрения ее вклада в мировой опыт социального управления. В последние годы интерес к ней значительно возрос, особенно с развитием синергетического подхода к вопросам управления сложными системами.
По своей сути философия Китая си-нергична. На связь восточной философии управления с положениями современной синергетики указывают современные исследователи [1, 2]. Так, известный российский востоковед Т.П. Григорьева отмечает, что «...современная наука, синергетика, почти по всем параметрам сближается с восточными учениями. "Ключевые идеи" синергетики: "самоорганизация, открытые системы, нелинейность" - все это присуще и восточной мудрости, суть которой в непротивопоставлении одного другому, в следовании естественному
Богданова Элина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Института экономики и управления (г. Пятигорск), 357502, г. Пятигорск, ул. Московская, 51, e-mail: [email protected], тел. 8(8793)326687.
порядку» [1, с. 240-241]. Идея о возможном синтезе культур Востока и Запада через синергетику была высказана в свое время одним из основателей синергетического движения в России С.П. Курдюмовым. Эта идея, с точки зрения С.П. Курдюмова, становится правдоподобной именно благодаря тому, что синергетика и Восток непостижимым образом оказались имманентно связанными друг с другом. Восточный принцип недуальности мышления, синтетического и взаимодополнительного понимания противоположностей переоткрывается синергетикой в таких ее представлениях, как "порядок через хаос", "единство через разнообразие", "устойчивость через неустойчивость" и т.д. [2].
Мы полностью разделяем это мнение и полагаем, что формирование новой философской основы управления человеческим социумом, адекватной действительности, возможно только на основе синергетического мировидения. Аргументируем взаимосвязь основных принципов и идей китайской философии и синергетики.
Древние китайцы считали, что миром правит закон перемен: нет ничего постоянного, всему есть противоположность, всюду
Bogdanova Elina — candidate of economy, associate professor, prorector of educational work of the Institute of Economics and Menegement, 51 Moskovs-kaya Street, Pyatigorsk, 357502, e-mail: [email protected], ph. +7(8793)326687.
можно отыскать двойственность. "Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, - рассуждает Дао де Цзин, -появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом" [3, с. 12-13].
Вселенский маятник колеблется между двумя крайними положениями - противоположностями, великими первоначалами: Инь (женское) и Ян (мужское). "Высшая степень Инь - это леденящий ветер, высшая степень Ян - это иссушающая жара, от их соития образуется гармония и рождается вся тьма вещей" [3, с. 142]. Смена Инь и Ян неминуема -это и есть путь.
Как ориентироваться в мире, если он непостоянен, изменчив, неопределенен? Как не предаваться слепым надеждам, а осознанно прокладывать путь? Непостоянство мира отнюдь не означает его непознаваемость. Поэтому мудрецы древности искали способы, позволяющие даже в хаосе находить смысл и "порядок", извлекая из этого максимальную пользу.
Древнейший философский текст "И-Цзин" ("Книга Перемен") содержит сведения о познании прошлого, настоящего и будущего посредством составления гексаграммы - фигуры из шести знаков [4]. Согласно "И-Цзин" мировой процесс представляет собой замкнутую схему, включающую 64-х ситуации. Каждая из них имеет свое символическое выражение и смысловое наполнение. Книгу Перемен, священную для каждого китайца, можно назвать уникальным путеводителем по судьбе. Путь каждого человека индивидуален и в то же время слит с мировым путем. В любой момент времени человек находится в ситуации, развитие которой описывается порядком и типом линий в гексаграмме. Достаточно лишь определить, в какой именно из 64 комбинаций пребывает человек, и можно обозначить направление и условия наиболее благоприятного развития данной ситуации. Это и есть путь, и именно этот путь, а точнее, метод его поиска, являлся способом миропознания и искусством самосохранения. По поводу "И-Цзин" один из самых известных философов Китая
Конфуций заметил: «Когда бы мне было добавлено еще немного лет, то в пятьдесят я взялся бы за изучение "Перемен" и смог бы избежать больших ошибок» [5, с. 39].
Древние философы Китая полагали, что у каждого человека есть своя высшая цель, миссия, и когда он движется к этой цели, он живет в согласии с самим собой. Чем больше отклонение от миссии, тем дисгармоничнее и труднее складывается судьба. У того же Конфуция можно найти много изречений по вопросу пути (миссии). Например, "Будь глубоко правдив, люби учиться, стой насмерть, совершенствуя свой путь..." [5, с. 45]; "Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь." [5, с. 92]; "Благородный муж тревожится об обретении пути, он не тревожится о своей бедности." [5, с. 93]. Можно сказать, что закон целе-полагания применим к любой организации (системе): у каждой свой путь-цель и свои проблемы, возникающие на этом пути.
Под методом нахождения правильного пути к цели древние китайцы понимали стратегию. Стратегия - это теория, проникающая в саму природу нестабильности. Китайскую стратегию часто называют доктриной непрямых действий. Ее корни также нужно искать в древней философии Китая. "Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять. Кто делает большие шаги, не может долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других" [3, с. 26].
Суть рекомендаций в китайском стратегическом руководстве можно свести к следующим положениям, которые нашли свое отражение в трудах современных синологов [6, 7]. Внимание стратега должна занимать текущая ситуация, т.е. надо жить и быть в настоящем, в конкретном месте и времени, причем так, чтобы они совпадали. Каждая ситуация обладает своей особенностью, как предмет формой. В китайской традиции это называется конфигурацией. Конфигурация осознается как опасность или безопасность, удобство или неудобство. Помимо этого, ситуация может быть стабильной или неустойчивой. По китайскому стратегическому канону не нужно загадывать будущее, его следует предвосхищать. Да и будущего-то как ожидаемого результата нет. Есть естественный ход вещей, которому
и нужно следовать. В каждой ситуации угадывается так называемый потенциал, который можно сравнить с шаром на плоскости. Достаточно знать наклон плоскости - и можно определить, куда шар покатится. Все действия экономны и соответствуют данной ситуации. Прямой путь не самый лучший, как прямая дорога не самая короткая. Можно даже сказать, кривая и вывозит китайского стратега прямо к следствию, которое при таком раскладе всегда и есть необходимый результат. Все эти рассуждения очень созвучны положениям современной синергетики: сложноорга-низованным системам нельзя навязывать пути их развития, можно лишь вникать в них и действовать сообразно, устраняя препятствия с пути к совершенству (на Востоке подобное поведение называлось "недеянием", а в христианском мире - "умным деланием").
Примечательно, что все идеи и принципы китайской философии жить и выживать были воплощены в государственном управлении. Отечественный синолог В.В. Малявин, изучая китайскую цивилизацию, ее философию и культуру, приходит к выводу, что "идея власти как тайны приобрела в Китае самодовлеющее значение" [6, с. 107]. Так как власть в китайской империи представляла собою молчаливое соглашение между правителем и подданными, то отсюда следует никогда не исчезающий интерес китайских правителей к стратагемному мышлению, путям и способам скрытного достижения своих целей.
Стратагемы являются одним из общечеловеческих феноменов, открытым и организованным в систему китайцами. Феномен китайских стратагем изучался многими исследователями, среди которых можно выделить швейцарского специалиста по восточной культуре Харро фон Зенгера, по определению которого стратагемы - это неортодоксальные пути к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей [7]. Китай, по-видимому, является единственным местом в мире, где стратагемы были распределены по категориям и получили собственные названия (в форме каталога 36 стратагем). Проще говоря, стратагемы -это канонизированные приемы или уловки, обеспечивающие успех. Их можно сравнить с выигрышными партиями в шахматах, которые разыгрываются опытными мастерами (точнее, ранее выигранными в аналогичных ситуациях).
Стратагема воплощает в себе не только позитивный опыт прошлого, некий нарицательный пример, но и является своеобразным ключом к решению конкретной ситуации. Мудрецы древности пришли к выводу, что в жизни чаще всего можно столкнуться с одной из 36 ситуаций, для иллюстрации эффективного решения каждой из них и были найдены стратагемы - 36 ключей. Китайцы на протяжении веков воспринимают и используют стратагемы как науку и, можно сказать, воспитываются на них. Невзирая на конечное число стратагем - 36, их идея неисчерпаема, так как они скорее иносказательны, и от того потенциальны. Стратагемы - это стимул к творчеству.
Вот некоторые названия стратагем, из числа приводимых в работе Х. Зенгера: "Убить чужим ножом", "В покое ожидать утомленного врага", "Грабить во время пожара", "На востоке поднимать шум, на западе наступать", "Извлечь нечто из ничего", "Скрывать за улыбкой кинжал", "Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти (хочешь получить - вначале дай)", "Ловить рыбу в мутной воде", "Превратить роль гостя в роль хозяина", "Бегство (при безнадежной ситуации) - лучшая стратагема" [7]. Как видим, названия стратагем - лаконичны, весьма точно отражают смысл и их содержание.
Но стратегия всего лишь метод. Мы разделяем точку зрения, согласно которой успешность применения стратегии зависит от того, кто ее претворяет в жизнь, т.е. от стратега. В общем понимании стратег - это человек, наделенный определенными личностно-дело-выми качествами и вооруженный специальными знаниями. В китайском понимании стратег - это не только побеждающий, выигрывающий человек, но еще и мудрец, совершенный и гармоничный. Стратег наделен не только интеллектуальными, но и духовными достоинствами, и исповедует стратегию как стиль жизни и линию поведения. На эти качества китайского стратега указывают ученые в своих исследованиях [6-8].
Сегодня уже общепризнано, что принципы китайской стратегии могут быть с успехом применены в самых разных областях человеческой жизни - от военной науки и политических технологий до торговли и менеджмента. Поучения древних стратегов иногда кажутся слишком туманными и непоследовательными, но надо понимать, что такие трактаты - это
не пошаговое руководство, из которого можно узнать, как себя вести в той или иной конкретной ситуации, а, скорее, школа философии жизни.
Отметим, что стратагемы по сути своей не есть специфическое порождение китайского ума. В своей повседневной жизни представители Запада, по мнению Харро фон Зенгера [7], постоянно являются "жертвами стратагем" и часто сами применяют их в зависимости от ситуации, иными словами, без всякой теории и без подлинного предварительного расчета. Однако в связи с некоторыми культурными и религиозными условиями, на Западе почти отсутствуют исследования по этой теме.
Информация о схемах (стратагемах) мышления содержится во многих культурах, однако ее понимание и применение неодинаковы. Например, для европейской культуры, как наследницы первых греческих дихотомий, характерна ориентация мышления на идеальную форму, которая выступает в виде цели, и дальнейшее действие направлено на ее осуществление. Иначе говоря, теоретический проект превращается в реальность в ходе практической деятельности. Китайское же мышление избегает противопоставления теории и практики и использует естественный ход вещей, т.е. потенциал ситуации. Различие между европейским и китайским способами достижения эффективности французский философ Ф. Жюльен описывает следующим образом: "Применим полученное различение к тому главному неизвестному, каким выступает для нас эффективность: вместо того, чтобы выстраивать модель как образец для действия, китайский мудрец, скорее, сосредоточивает свое внимание на привычном ходе вещей, стараясь постичь их соразмерность и извлечь пользу из их саморазвития" [8, с. 28].
Можно сказать, что китайская и европейская стратегии различны как две противоположности, как Инь и Ян. Причем китайский вариант - это Инь, а европейский - Ян. Инь -это мягкость, податливость, осторожность, слабость, пассивность, тень. Ян же - агрессивность, прямолинейность, сила, нетерпение, яркость. Однако заметим, что в строгом смысле, Инь-Ян не противоположности, ибо присутствуют друг в друге. И это открывает перспективу синтеза философий Востока и Запада, который и приведет к формированию нового синергетического мировидения.
Если европейская наука лишь недавно признала значимость стратагемности мышления, то в России она была известна достаточно давно в результате контактов с Китаем. Как мы уже замечали, стратагемность мышления присуща всем народам, просто она не всегда осознается. Главное же состоит в том, что эта особая форма мышления успешно использовалась китайскими правителями в управлении гигантским государством. Это заставляет задуматься о принципах формирования современной философии управления человеческим социумом.
В настоящее время представления о линейной картине мира сменяются пониманием о том, что люди живут в нелинейном мире. Главная особенность этого мира в том, что он требует от людей иного мировоззрения. Законы управления и формы описания реальности, созданные для линейного периода, оказываются недостаточными. В нелинейных системах воздействие и результат непропорциональны, целое - это не сумма частей, причинно-следственные зависимости здесь не очевидны. Динамика развития в силу множества связей неясна. Нелинейная система - это иное течение времени. Нелинейный мир - это мир сложности. Ситуация расставания с простотой требует иного стиля мышления, новой философии управления.
Управленческая деятельность во всех сферах общества (политической, экономической, культурной и пр.) должна учитывать стохастическую и нелинейную природу социального мира. Сущность нелинейной модели управления общественными процессами состоит в том, что этими процессами можно управлять в нужном направлении, используя слабые воздействия (принцип точечного воздействия). В результате при минимальных затратах политико-правовых, экономических и других средств достигаются значительные результаты. Данные свойства нелинейной модели управления социальным универсумом описываются синергетической парадигмой [2, 9, 10].
В современном обществе мы видим революционные преобразования во всех сферах деятельности, а также в интерпретации окружающего нас мира. Примерно с 1970-х годов, по оценке разных исследователей, страны с развитой экономикой вступили в постиндустриальный период своего развития. Его отличительная особенность - это сложность
определения стратегических направлений развития. Как отметил И. Пригожин, "в эту эпоху мир навсегда лишился гарантий стабильных непреходящих законов" [9, с. 47].
Для человеческого рода важно гармоничное сочетание сохранения и изменения, то, что называют устойчивым развитием. "Искусство управления, по-видимому, есть искусство оперировать положительными и отрицательными обратными связями, достигая при этом и надежности гомеостазиса и, одновременно, соответствующей динамики изменений" [11]. С этим трудно не согласиться.
В науке сегодня усиленно идут поиски принципиально новых парадигм. Основой нового стиля мышления и миропонимания становятся идеи синергетики. Синергетиче-ское мировидение предполагает установление внутренних связей на самых различных уровнях, в том числе между восточным и западным мировосприятием. Полагаем, что основные идеи и принципы китайской философии управления могут занять свою нишу в формировании новой философской основы управления современным обществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева П. Синергетика и Восток // Си-нергетическая парадигма. М.: Изд-во Прогресс-Традиции, 2000. 564 с. С. 215-242.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Сер. "Синергетика: от прошлого к будущему". М.: URSS, 2005. 240 с.
3. Дао де Цзин. Книга пути и благодати. М.: Экс-мо, 2006. 400 с.
4. И-Цзин. Древнекитайская "Книга перемен". М.: Эксмо, 2006. 560 с.
5. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов: пер с кит. М.: АСТ, 2004. 446 с. С. 39-93.
6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: АСТ, 2001. 632 с.
7. Зенгер X. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М.: Прогресс, 1995. 384 с.
8. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М., СПб.: Моск. Филос фонд, универ.книга, 1999. 240 с.
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3-20.
10. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.: URSS, 2003. 320 с.
11. Кужелева Г.И. Власть и управление в открытой системе // Власть и управление: Сб. докладов Всерос. научн.-практ. конф. Ростов н/Д: СКАГС, 1997. Вып. 2. 160 с. С. 31.
9 апреля 2009 г.
ББК 67.408+66.4(2Рос)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - ГЛАВНЫЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЙН
Е.В. По.
В связи с особенностями новых интеллектуальных войн XXI столетия возникают проблемы обеспечения национальной безопасности России. Следует иметь в виду то существенное обстоятельство, что в этом сверхсложном мире национальная безопасность является комплексной по своему характеру. Поэтому в этом плане представляет немалый интерес исследования М.С. Алешенкова комплексной безопасности на основе научных методов познания, предполагающих в первую очередь систематизацию научных знаний о пространствах, их объектах, субъектах, причинно -следственных механизмах развития угроз,
Поликарпова Елена Витальевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Технологического института Южного федерального университета, 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский 44, е-шай: [email protected], т. 8(8634)371615.
их переменных характеристиках, способах и средствах оптимального прогнозирования [1]. В этом исследовании предлагается систематизировать любые расчетно-вероятностные пространства негативных факторов и дается следующее структурирование опасностей и угроз: 1) по объектам (субъектам) расчетного пространства той или иной системы; 2) по величине ущерба; 3) по степени вероятности наступления негативного события; 4) по масштабу проявления негативных факторов; 5) по причинам возникновения; 6) по характеру проявления; 7) по типу нанесенного (прогнозируемого) ущерба; 8) по виду интенсивности угроз. На основе данных понятий
Polikarpova Elena - candidate of рЫ^орИу, assistant professor of the philosophy department of the Taganrog Institute of Technology Southern Federal University, 44 Nekrasovsky Street, Taganrog, 347928, е-mail: [email protected], ph. +7(8634)371615.