Научная статья на тему 'Китайская мудрость стратагем и планирование'

Китайская мудрость стратагем и планирование Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1020
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская мудрость стратагем и планирование»

Китайская мудрость стратагем и планирование

Артемкин А. Н.

Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.

Дао дэ Цзинь глава 17.

Всего лишь каких-то 200 лет назад не было слова «искусство» как токового, но всё, что относилось к нему, называлось «изящным искусством». Сущностью значения было только создание чего либо (артефакт), т.е. новое творение. В современное понимание вкладываются два смысла: это во —первых создание мастера (как и тогда) и во —вторых умелое использование или комбинирование ресурсов (при этом совершенно не обязательно возникновение творения в реальности).

Понятие слова «политика», нужно сказать, имеет множество разных значений. Одно из них —искусство возможного. Как было сказано, современное понимание искусства отличается от того что было ранее. И как результат, мы можем говорить, что в понятие политики как искусства вкладываются оба этих значения. В итоге особую роль в ней начинает занимать мастерство. Но если есть мастерство, то должен быть и сам мастер. Мастером всегда считался тот человек, который достиг вершины в определённой области знаний и имел возможность чему-нибудь научить других в данной области. Но главное, за что человек становился мастером —это шедевр, который он создавал благодаря своим знаниям. Шедевр —это уникальное, непревзойдённое творение, имеющее признание народа. Шедевры бывают во всех отраслях знания: живописи, литературы, науки, техники и т.д. Но, что такое шедевр в политике? Хорошо проведённые дипломатические переговоры, выигранная война, выборы, проведение нужных реформ? —Не совсем. Конечно, всё это входит туда, но главная составляющая политического шедевра —это успех. А создателем этого шедевра выступает профессиональный политик.

Ещё со времён античности во всех профессиях связанных с государственным управлением люди были вынуждены столкнуться с реальной политикой. Войны, шпионаж, управление, экономика, выборы, производство, образование и, в конце концов, дипломатия —всё это её неотъемлемая часть. Архонты, вожди, полководцы, дипломаты, Императоры, князья —это те, кто был обязан не только знать обо всем, что его окружало, но и иметь веер некоторых возможностей повлиять на события хотя бы связанных с самим собой для обеспечения своей безопасности. Поэтому ещё тогда информация играла одну из важнейших ролей в жизни политики и политических деятелей. Сейчас же, наверное, нет ничего бесценнее, чем вовремя полученная информация. Именно от неё зависел успех дела.

Политика требует не только знаний (информации), но и мастерства политического лавирования, компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на мгновенно изменившуюся ситуацию, предвидеть ход изменившихся событий. Далеко не всё в ней удаётся учесть, в результате чего высокую роль начинают играть: интуиция, удача в ходе сложившихся ситуаций и даже эмоции. Но всё это может быть на вашей стороне весов бла-

годаря —мастерству. Ведь, политика стала не только ремеслом, но и искусством. Искусством управления людьми, государством, событиями, ситуациями, отношениями, собой и, конечно же, всей доступной информацией. Искусство владения веером событий и ситуаций говорит о главном в политике —об успехе. Те, кто владеет этим и является подлинной политической элитой государства. Поэтому шедевром искусства политики является умение достичь желаемого результата при минимальных затратах сил, средств и усилий.

Т.к. политический руководитель всегда является ограниченным в своей деятельности по причине нехватки ресурсов (и что важно —информации), то ему приходиться учитывать соотношение сил, общественное мнение, свои возможности, возможности противников и многие другие факторы о которых он обязан иметь чёткое и ясное представление, точнее говоря, использовать все имеющиеся ресурсы и знания с наибольшей эффективностью. И поэтому я перейду к понятию «стратагем», т.к. они —это наглядное представление использования политической хитрости или орудия достижения успеха в умелых руках.

Само понятие «стратагема» столь древнее, что его знали ещё античные философы и китайские мудрецы. Это понятие восходит к древнегреческому слову «strategema», означающему военную хитрость и военное дело вообще. На Западе использование стратагем получило начало в трудах Фронтина и Полиэна. В их трудах мы можем увидеть только некую фиксацию события разумного использования хитрости. Своего рода это иллюстрированные советы —примеры. На Востоке же они стали тайным знанием, которое развивалось и использовалось только в «коридорах власти». Т.к. в западной мысли они не прижились и не получили дальнейшего развития, в отличие от восточной, то я буду говорить в основном о китайском использовании «чжимоу» (стратагем).

Именно в Китае стратагемы имели широкое применение в жизни как людей связанных с политикой, так и совершенно с ней не связанных. Как подчёркивается книге «Хитрость в бою —36 стратагем»: «Стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают, только когда их вздумаешь применить. Применяют их военные, но также и политики, и купцы, и ученые. Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир, может вызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение в почтение и безнадежную ситуацию в выигрышную. Человеческая жизнь —это борьба, а в борьбе нужны стратагемы. Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности —и вот уже что-то, принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках. Во дворце или в хижине, но стратагема пригодится всегда»[3].

Китайская мысль на протяжении столетий выделила всего два вида стратагем. Т.к. стратагемы имеют разные цели, которые они помогают достичь, то китайцы делят их на: атакующие и защитные. На западне же учёные разделили их на 6 разновидностей (более подробно) о чём пишет И.А. Василенко в своём учебнике «Политические переговоры»:

1. стратагемы подделки (имитации): создание иллюзорной действительности;

2. стратагемы утаивания: имеющиеся в действительности обстоятельства делаются скрытыми от взгляда;

3. дезинформирующие стратагемы: о том, что на самом деле неизвестно, сообщается как об известном;

4. стратагемы извлечения выгоды: своевременно используются активно высказанные или случайно создавшиеся благоприятные обстоятельства;

5. стратагемы бегства: уклонение от неблагоприятных обстоятельств;

6. смешанные стратагемы: одно и то же действие можно отнести к стратагемам различных категорий. Так, любое утаивание сопровождается имитацией.

Как говорилось ранее, в западной философии этот термин не получил широкого распространения, но на Востоке, особенно в Китае, стратагемы стали весьма популярны. Стратагемность мышления —характерная особенность китайцев, под «стратагемой» понимавших стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость.

Иногда люди, относящиеся к высшим кругам власти —элите государства, пытаются (бывает так, что им и приказывают) собрать весь свой опыт и знания, чтобы выразить всё, чему они научились в своём ремесле, в книге, записях, мемуарах, дневниках. Конечно же, эти мысли засекречены и не предназначены для широкой публики. Одними из таких произведений как раз и является книга «Тридцать шесть стратагем. Тайная книга воинского искусства». Автор этой книги анонимен, его происхождение неизвестно, и в определённом смысле она представляет собой олицетворение китайской народной мудрости. Долгие годы книга стратагем была засекречена, считалась тайным стратегическим национальным достоянием, но в 1941 году была случайно найдена буквально на мостовой.

Швейцарский учёный Х. фон Зенгер[4], исследовавший семантику этого понятия, обнаружил, что китайское слово «чжимоу» одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость. Область его значений простирается от ничтожной уловки —совершенно спонтанного сиюминутного действия —до целой запланированной системы поведения в затруднительной, исключающей прямой образ действия ситуации.

Следовательно, понятие «стратагемность» подразумевает целый набор весьма разнообразных, зачастую противоречивых, устремлений: камуфлирование, введение в заблуждение, соблазнение, бегство, получение преимуществ, захват цели и д.р.

Приведу пример: Среди примеров недавнего прошлого применения стратагем можно назвать поиски американцами оружия массового уничтожения в Ираке, о чём широко оповещалась мировая общественность, и упоминалось на всех переговорах по Ираку перед подготовкой военной операции. В настоящее время США столь же широко привлекают внимание общественности к ядерным программам Северной Кореи и Ирана, подчёркивая угрозу международной безопасности. В итоге, международные эксперты отмечают, что значительная часть мирового истеблишмента пришла к убеждению: единственной причиной напряжённости на Корейском полуострове является безумное желание «агрессивного, непредсказуемого диктатора» Ким Чен Ира обзавестись вдобавок к миллионной армии ещё и ядерным оружием. Вот —успешное применение одной из стратагем под названием «Обмануть императора, чтобы он переплыл море”[5].

Если думать, что знание стратагем обязательно ведёт к успеху и достижению цели, то вероятнее всего нас ждёт разочарование, т.к. не стоит забывать о мастерстве. Ведь знать и использовать разумно разные вещи. Не говоря уже о том, как использовать, в этом мы вновь упираемся лбом в мастерство.

В последнее время политики и дипломаты всё больше прибегают к использованию стратагем. Уже давно известно, что лучшего результата на переговорах можно достичь только хитростью. Хитрость —это основа всякой стратагемы. В книге «Хитрость в бою —36 стратагем» говорится: «Тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках»[5]. Это одна из причин, почему необходимо применять эти знания в дипломатии, политике и жизни. Ведь инициатива в руках —это половина всего успеха.

Сейчас никому не нужно как говорить, так и доказывать, что дипломатия является единственным способом достижения желаемого или приемлемого для всех сторон результата. Она одна из тех структур в государстве, что обеспечивает не только получение и переработку информации, но и что, наверно, самое важное —манипулирование и использование её. Самая яркая черта в нынешней дипломатии —использование информации и информационных технологий для нахождения путей наиболее эффективного способа их применения в переговорной практике.

Сама специфика политических переговоров неразрывно связана с понятиями политической власти, права и силы. Н.Макиавелли и К. фон Клаузевиц видели в политических переговорах такое же средство для завоевания власти, как и война. Для них политика и дипломатия во время переговоров были всего лишь «продолжением войны иными средствами”5. Все крупные вехи политической истории отмечены эпохальными политическими переговорами, результаты которых иногда на многие годы определяли принципы мировой политики: достаточно назвать Венский конгресс, Версальский договор, Ялтинскую

конференцию, Хельсинские соглашения, Токийский договор и принятый недавно договор между Великобританией и Францией об объединении войск. Все эти сложные международные переговоры отличались кипением политических страстей, переплетением хитроумных интриг, столкновением крупных политических характеров и личностей, что позволяет выделить в политических переговорах не только стратегический, но и сложный психологический контекст. Поэтому, это вторая причина, рассматривать политические переговоры как науку и искусство достижения политических соглашений в условиях конфликтного противостояния сторон.

В настоящее время цивилизованные страны предпочитают вести долгие и утомительные переговоры используя все хитрости дипломатии (пример —проблема России и Японии по поводу Курильских островов), которые выработала политика с возникновения общества, чем истреблять своих людей на полях боя ведя войну за получение желаемого результата, при этом имея возможность не только не получить его, но и потерять всё. Война, армия и прямое насилие уходят на второй план, на их место приходят мирные дипломатические отношения и глобализация. Один из примеров такого рода это —слияние армии Франции и Англии для сокращения денежных средств, которые тратились на их содержание прежде. Именно поэтому мы теперь можем говорить, что дипломатии стала основой для современной политики в век глобализации. Иначе говоря, война происходит не на полях боя (не на сцене), а за «закрытыми дверями» рабочих кабинетов (за ширмой самой сцены). В Средствах Массовой Информации тоже практически невозможно увидеть этой борьбы особенно «непосвященному», причина этому то, что, СМИ —это одно из средств политики, а также, получается, и самой дипломатии.

Всё, что требует политического выигрыша, нуждается в стратагемном оснащении. Необходимые условия для составления и успешной реализации стратагем: умение рассчитывать ходы и предвидеть их последствия, знание психологических особенностей тех, против кого нацелен план и упорство автора плана в реализации стратагемы. Всё это имеет место и в дипломатии. Результат их применения в ней: расширение и «видимость» не только всех возможных ходов на дипломатической доске, но и существенное увеличение вероятности достижения поставленной цели.

В итоге, можно сказать, что современная политика и, в частности, дипломатия невозможны без использования и применения стратагем. Именно сейчас, когда мировые ресурсы истощаются, а экономический кризис уже давно не только не «стоит у дверей», а уже наступил —пришло самое время использовать все средства, имеющиеся в нашем распоряжении. Так же известно, что Западная Европа и Америка давно «точат зуб» на Россию из-за её богатых ресурсов, а сейчас к ним присоединились Китай и Япония, которым

стало тесно в своих рамках земельного и вообще ресурсного обеспечения.

Мировой кризис это целое поле для эксперимента древней философии стратагем. И именно они могут поспособствовать выйти из него не только «более-менее живыми», но и даже обогатившимися. Сегодня кризис выступает в форме врага современного общества, и поэтому разумная и предусмотрительная дипломатия (дипломатия, построенная на стратагемах) становится единственным способом борьбы с кризисом в мире глобализации.

Список использованных источников

1. Фронтин, Секст Юлий. Военные хитрости (Стратегемы). / Пер. А. Б. Рановича, вступ. ст. и комм. А. А. Новикова.

(Серия «Античная библиотека».

Раздел «Античная история»). СПб, Алетейя. 1996.

2. Полиэн. Стратегемы. / Пер. О. Ю. Владимирской (кн. I), группы под ред. А. Б. Егорова (кн. II), Л. Д. Бондарь (кн. III), М. М. Холода и Т. В. Антонова (кн. IV), И. В. Косинцевой (кн.

V и VII), А. Б. Егорова (кн. VI и VIII).

Под общ. ред. А. К. Нефёдкина. СПб., Евразия.

3. «Хитрость в бою —36 стратагем» (Тайбэй, 1985).

4. Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1 и 2. —М.: Изд-во Эксмо, 2004.

5. Материал семинаров. Спец. курса «Философия и методология политического планирования» проф. Расторгуев В.Н.

6. Лао Цзы «Дао дэ цзин».

7. Н. Макиавелли «Государь».

8. В.Н. Расторгуев книга «Философия и методология политического планирования» Тверь 2009

9. Карл Клаузевиц «О войне’ (Москва, Госвоениздат, 1934); переиздание 2007 года: М.:Эксмо, СПб: Мидгард.

Сноски

1. Лао Цзы «Дао дэ цзин», глава 17.

2. В.Н. Расторгуев книга «Философия и методология политического планирования», г. Тверь, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.