DOI: 10.48647ZIFES.2022.69.40.016
И.С. Виноградов
КИТАЙ И РОССИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация. В статье рассматривается роль России и Китая во внешней политике Туркменистана, проблемы внешнеэкономического сотрудничества и основные направления отношений Ашхабада с Москвой и Пекином.
В настоящее время Китай играет ключевую роль в развитии газовой промышленности Туркменистана, осваивая крупнейшие месторождения, совершенствуя газовую инфраструктуру. Для Пекина Ашхабад стал крупнейшим поставщиком трубопроводного газа и неотъемлемым фактором его системы энергетической безопасности. Вместе с тем очевидным становится рост зависимости Туркменистана от одного партнера. Пекин, предоставляя значительные кредиты, фактически резервирует за собой продукцию газовой отрасли Туркменистана. Ашхабад расплачивается за кредиты поставками газа, при этом не получая реальных, монетарных доходов от экспорта своих углеводородов. Актуальным остается вопрос диверсификации товарного экспорта Туркменистана.
Туркменская программа «Возрождение Шелкового пути» успешно вписывается в китайскую инициативу «Пояс и путь» и может в перспективе ее дополнить, сделав Туркменистан важным транзитным звеном в транспортном сообщении Китая с Ираном и странами Ближнего Востока.
На современном этапе Ашхабад смог наладить конструктивные отношения с Москвой, возобновились закупки Газпромом туркменского газа. Сотрудничество с Россией весьма выгодно Туркмениста-
ну, так как уже имеется необходимая газовая инфраструктура, по которой Туркменистан может поставлять газ, при этом получая доход в бюджет. Однако объемы торговли пока не в полной мере соответствуют потенциалу двухсторонних отношений. Большое значение имеет дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества с опорой на опыт налаженных межрегиональных связей. Российские компании продолжают играть существенную роль в развитии нефтедобывающей отрасли Туркменистана, и РФ может стать позитивным фактором в реализации его новых газотранспортных проектов, оказывая Ашхабаду материально-техническую поддержку. Кроме того, на фоне потенциальных угроз со стороны афганской границы Ашхабад углубляет сотрудничество с Пекином и Москвой и в военно-технической сфере, что по сути делает их гарантами безопасности Туркменистана.
Ключевые слова: Туркменистан, Россия, Китай, Центральная Азия, газ, сотрудничество.
Автор: Виноградов Илья Сергеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра «Россия. Китай и мир» Институт Дальнего Востока РАН, ORCID: 0000-0002-5572-3471. E-mail: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
I.S. Vinogradov
China and Russia in the foreign policy and economy of Turkmenistan
Abstract. The article discusses role of Russia and China in the foreign policy of Turkmenistan, problems of foreign economic cooperation and main areas of development of Ashgabat's relations with Moscow and Beijing.
At present, China plays an important role in the progress of the natural gas industry of Turkmenistan, by developing the country's largest fields and gas infrastructure. For Beijing Ashgabat has become the largest supplier of pipeline gas and an integral factor of China's energy security system. At the same time, the growing dependence of Turkmenistan on one partner is becoming obvious. Beijing, by providing significant loans, actually buys and reserves the products of the gas industry of Turkmenistan. Ashga-bat pays for loans by gas supplies, while not receiving real income from the export of its hydrocarbons. The issue of diversification of Turkmenistan's commodity exports remains a burning one.
The Turkmen Silk Road Revival program successfully fits into the Chinese Belt and Road initiative and can effectively complement it in the
future, making Turkmenistan an important link in China's transport communication with Iran and the countries of the Middle East.
At the present stage, Ashgabat has established constructive relations with Moscow. Gazprom resumed purchasing Turkmen gas. Cooperation with Russia is very beneficial for Turkmenistan, since the necessary gas infrastructure is already in place, through which Turkmenistan can supply gas, while receiving incomes for the budget. However, trade volumes do not yet fully correspond to the potential of bilateral relations. The issue of great importance is the further expansion of trade and economic cooperation based on the experience of already established interregional ties. Russian companies continue to play an important role in the development of Turkmen oil industry. Russia can play a positive role in the implementation of new gas transportation projects in Turkmenistan by providing logistical support. Moreover, against the background of potential threats from the Afghan border, Ashgabat is deepening cooperation with Beijing and Moscow in the military-technical sphere, and that essentially makes them guarantors of Turkmenistan's security.
Keywords: Turkmenistan, Russia, China, Central Asia, gas, cooperation.
Author: Ilia S. VINOGRADOV, Ph.D. (History), Senior Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences, ORCID: 0000-0002-5572-3471. E-mail: [email protected]
Conflict of interests: The author declares the absence of the conflict of interests.
Развитие дружественных и конструктивных отношений с Китаем и Россией является одним из приоритетов современной внешней политики Туркменистана. Как подчеркивал тогдашний президент Гурбангулы Бердымухаммедов на заседании правительства страны в 2021 г. накануне Дня нейтралитета, — «Туркменистан полностью следует курсу укрепления стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой и с Российской Федерацией»1. Несмотря на нежелание Ашхабада присоединяться к инициированным Россией интеграционным проектам, чрезмерная экономическая зависимость от Китая и нестабильная ситуация в Афганистане все же вынуждают его сближаться с Москвой. В свою очередь, Пекин стал для Ашхабада главным покупателем газа и источником финансовой помощи.
1 Глава Туркмении назвал Россию и Китай стратегическими партнерами // РИА Новости. 11.12.2021. URL: https://ria.ru/20211211/turkmeniya-1763243100.html (дата обращения: 02.05.2022).
Туркменистан—Китай
Китайско-туркменские отношения получили импульс после подписания в апреле 2006 г семи двусторонних документов, главным из которых стало Соглашение между Министерством нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана и СЫРС о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, которое предполагало поставку в Китай 30 млрд куб. газа в год в течение 30 лет после пуска газопровода1. Туркменистан искал возможность диверсификации поставок газа и снижения зависимости от газового экспорта в Россию, а поставки газа в Иран были невелики по объему. Ашхабад нашел в Пекине крупного импортера газа, причем в долгосрочной перспективе. Китай, в свою очередь, по мере колоссального роста экономики и увеличения потребностей в нем также нуждался в стабильных поставщиках углеводородов.
По данным ВР запасы природного газа в Туркмении составляют 19,5 трлн куб. м (4-е место в мире)2. Запасы нефти составляют 600 млн баррелей (44-е место)3. Однако по добыче газа Туркменистан занимает 13-е место с его 59 млрд куб. м газа/год, что говорит о недо-реализованных пока возможностях по добыче и экспорту газа и потребностях в инвестициях и развитии нефтегазового сектора.
Г. Бердымухамедов предлагал курс на сотрудничество с Китаем и в 2007 г. Китайская национальная нефтегазовая корпорация СЫРС получила лицензию на разведку и добычу газа в размере 17 млрд куб. м на договорной добычной площади Багтыярлык на правобережье Амударьи. Соглашение включало также строительство газопровода. Таким образом, Туркменистан впервые предоставил право иностранной компании добывать газ на суше4.
В 2009 г. был запущен газопровод «Центральная Азия — Китай», включающий в себя три нитки, берущие начало на месторождении Бактыярлык. Общая пропускная способность трех ниток — 50 млрд
1 Neftegaz.ru. 28.09.2006. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/291761-utverzhden-proekt-tmboprovoda-kotoryy-budet-dostavlyat-v-kitay-30-mkd-kubometrov-tur kmenskogo-gaza/ (дата обращения: 02.05.2022).
2 BP Statistical Review of World Energy 2020/69th Edition. URL: https://www.bp.com/ content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-revie w/bp-stats-review-2020-full-report.pdf (accessed: 25.05.2022).
3 Ibidem.
4 Туркмения вручила свои недра Китаю // Коммерсантъ. 31.08.2007. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/800095 (дата обращения: 02.05.2022).
куб. м в год, причем 35—40 млрд куб. м обеспечивает Туркменистан1. Остальной объем экспорта газа обеспечивают Узбекистан и Казахстан.
Китай в значительной степени финансирует газотранспортную инфраструктуру и не оплачивает все закупки туркменского газа в иностранной валюте. Он также получает компенсацию за предоставленные кредиты (в частности, полученные для освоение крупнейшего месторождения Галкыныш) в натуральном виде поставками газа [Парамонов, Строков, с. 205]. Еще в декабре 2009 г. Туркменгаз заключил контракты на сервисных условиях по выполнению комплекса работ с СЫРС, которая и по сей день продолжает работу по расширению газодобычи и газоперерабатывающих мощностей.
В 2021 г. президент Бердымухамедов подписал Постановление, согласно которому «Туркменгазу» разрешается за счет поставок природного газа в КНР заключить с компанией СЫРС право завершить закладку трех скважин на крупнейшем месторождении Галкыныш2. Кроме того, в 2022 г. президент Бердымухамедов и председатель Си Цзиньпин договорились о строительстве 4-й нитки магистрального газопровода (МГП) «Туркменистан — Китай». 4-я нитка газопровода «Центральная Азия-Китай» в отличие от трех других ниток МГП возьмет начало на месторождении Галкыныш и пройдет через Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан в южные и центральные районы СУАР. Пропускная мощность 4-й нитки составит 30 млрд куб. м газа, то есть. поставки туркменского газа в Китай в перспективе могут увеличиться до 65 млрд куб м в год. Вовлекая страны Центральной Азии в систему своей энергетической безопасности, Пекин становится главным «диспетчером» в вопросах транспортировки углеводородов и усиливает механизмы своего политического влияния в регионе.
Основной проблемой для Туркменистана в торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем остается отсутствие реальных доходов от торговли газом. Туркменистан не продает активы нефтегазовой отрасли, и для достижения своей цели Китай использует две схемы: кредитование добычных проектов под будущие поставки газа в КНР и наращивание со стороны СЫРС объемов газодобычи на туркменской
1 Neftegaz.ru. 07.02.2022. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/724143-turkmenistan-i-kitay-gotovy-obsuzhdat-tseny-na-gaz-postavlyaemyy-po-novoy-nitke-gazopr ovoda/ (дата обращения: 02.05.2022).
2 Turkmenportal. 16.07.2021. URL: https://turkmenportal.com/blog/38233/kitaiskaya-c npc-dostroit-tri-skvazhiny-na-mestorozhdenii-galkynysh- v-obmen-na-turkmenskii-gaz (дата обращения: 02.05.2022).
территории на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). По условиям СРП, «Туркменгаз» получает лишь половину от добытого и экспортированного газа, другую половину — китайская сторона. Так, в 2018 г. в КНР было экспортировано 34 млрд куб. м туркменского газа, но более 15 млрд куб. м из них — доля дочерней компании CNPC. Таким образом на условиях СРП Китай окупает инвестиции, вложенные в освоение месторождений на правобережье Амударьи 1.
При динамично растущем экспорте периодически наблюдается снижение нефтегазовых доходов из-за неблагоприятной ситуации на рынке энергоносителей (как, например, в 2014—2015, 2019 гг.) [Ми-гранян, с.46], а снижение экспорта в Поднебесную, как это было в 2020 г. в разгар пандемии COVID-19, отражается на формировании бюджета страны и, как следствие, возникают различные социальные трудности. Так, на фоне сокращения валютных запасов правительство ввело ограничения на свободные валютные операции для населения.
Еще недавно в стране действовали социальные льготы, которые включали в себя бесплатный лимитированный доступ ко всем коммунальным услугам. Однако недофинансирование бюджета страны привело к тому, что в 2019 г. данные льготы были отменены. Таким образом, «заточенность» экономики на экспорт газа, главным образом в Китай, и, как следствие, — финансовая зависимость от монопартнера и от конъюнктуры цен на энергоносители показывают уязвимость экономики Туркменистана.
Китай — главный внешнеторговый партнер Туркменистана: в 2020 г. двусторонний товарооборот составил 6,6 млрд долл. Из них экспорт Туркменистана составил 6,01 млрд долл, импорт — 444,7 млн долл.2 Причем почти весь туркменский экспорт представлен природным газом3. В 2020 г. 87 % экспорта Туркменистана приходились на углеводороды, из которых 78 % поставляются в Китай4. По оценке
1 Гавричев С. Туркменистан: без нефти, но с газом // Нефтькапитал. 02.08.2019. URL: https://oilcapital.ru/article/general/02-08-2019/turkmenistan-bez-nefti-no-s-gazom (дата обращения: 25.05.2022).
2 Imports and Exports by Country (Region) of Origin/Destination,12.2020// General administration of custom's PRC.18.01.2021. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/ 81bd4a20-01a8-45be-bcbc-f0627fd206da.html (accessed: 02.05.2022).
3 The Observatory of economic complexity.2020. URL: https://oec.world/en/profile/ bilateral-country/chn/partner/tkm (accessed: 02.05.2022).
4 Le commerce exterieur du Turkmenistan en 2020 // Ministere de l'economie, des finances et de la relance.06.08.2021. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Pays/TM/ commerce-exterieur-du-turkmenistan-en-2018 (accessed: 02.05.2022).
экспертов скрытый долг Туркменистана перед государственными банками и компаниями КНР составляет 23 % от ВВП1 .
В связи с ухудшением отношений между Китаем и Австралией (вторым по значению экспортером газа в Китай, из которого КНР уже начинает сокращать импорт газа2) и ростом цен на СПГ, у Туркменистана появляется возможность стать абсолютным лидером по поставкам природного газа в КНР. Однако по мере запуска российских проектов «Сила Сибири 1 и 2» РФ также будет постепенно увеличивать экспорт газа в Китай. Таким образом, в долгосрочной перспективе российский трубопроводный газ может стать прямым конкурентом туркменскому. С другой стороны, китайский рынок слишком большой, и в последние годы потребление природного газа в Китае неуклонно растет: в 2018 г. оно составляло 280,3 млрд куб. м, а в 2020 г. уже 330 млрд куб. м3, и Китай уже является главным импортером газа в мире. Российский газ в первую очередь будет идти на удовлетворение потребностей Северо-Восточных провинций КНР. Кроме того, в свете новой экологической политики, руководство КНР поставило задачу достижения углеродной нейтральности к 2060 г. Чтобы выполнить этот план, Китаю придется в ближайшие десятилетия сокращать потребление угля, и использование «газовой паузы» может стать эффективным средством по мере продвижения к этой амбициозной цели китайского руководства.
В настоящее время становится актуальной проблема укрепления обороноспособности Туркменистана и защита туркмено-афганской границы от атак экстремистов. Для Китая же не менее важна и безопасность поставок газа.
В июле 2021 г. глава МИД КНР Ван И в рамках центральноазиат-ского турне посетил Туркменистан. На встрече с главой МИД Туркменистана Рашидом Мередовым стороны обсуждали в том числе вопросы региональной безопасности. Ван И выразил готовность Пекина укреплять традиционное и нетрадиционное сотрудничество с
1 Desai Devika. China owed US$385B in loans from 165 countries, including 'hidden debt' from poor nations: report // National Post. 30.09.2021. URL: https://nationalpost.com/news/ world/china-owed-385b-in-loans-from-165-countries-including-hidden-debt-from-poor-nat ions-report (accessed: 02.05.2022).
2 China turns to Turkmenistan for gas, thumbs nose at Australia//asiafinancial.com. 27.05.2021. URL: https://www.asiafinancial.com/china-turns-to-turkmenistan- for-gas-thum bs-nose-at-australia (accessed: 02.05.2022).
3 Gazprom-energy.fr. 25.10.2021. URL: https://www.gazprom-energy.fr/gazmagazine/ 2021/10/lessor-du-gaz-naturel-en-chine/(accessed: 02.05.2022).
Туркменистаном в области безопасности. Ван И отметил, что китайская сторона рассматривает Туркменистан как настоящего и надежного стратегического партнера и что Китай будет решительно поддерживать выбранный Туркменистаном путь, соответствующий реалиям страны1. Таким образом, Китай в том или ином виде демонстрирует намерение стать гарантом безопасности Туркменистана.
Туркменистан поддерживает китайскую инициативу «Пояс и путь» (ИПП). Так, Г. Бердымухамедов отмечал, что ИПП не противоречит проекту самого Туркменистана по возрождению Шелкового пути. Стороны уже выразили готовность к сопряжению инициативы «Пояс и путь» с программой «Возрождение Шелкового пути», и для этого уже есть заделы. В данном случае ключевую роль играют транзитный потенциал Туркменистана для связи Китая со Средним и Ближним Востоком.
В китайскую инициативу успешно вписывается новый железнодорожный маршрут «Казахстан—Туркмения—Иран», по которому в 2018 г. уже проследовал контейнерный поезд из Китая в Иран. В перспективе инициативу «Пояс и путь» может успешно дополнить реализация Ашхабадского соглашения о создании транспортного и транзитного коридора «Узбекистан—Туркменистан—Иран—Оман—Катар» [Грозин, с. 109].
Туркменистан—Россия
Победивший на выборах президента Туркменистана 12 марта 2022 г. Сердар Бердымухамедов подтвердил преемственность внешнеполитических приоритетов страны, в том числе курса на поступательное расширение взаимовыгодного партнерства с Россией. РФ, в свою очередь, опираясь на исторический опыт отношений с Туркменией, вполне может сыграть позитивную роль в развитии и диверсификации экономики этого государства, при этом следуя курсу сохранения своего влияния в Центральной Азии.
Россия является 3-м торговым партнером Туркменистана после Китая и Турции2. В 2021 г. товарооборот РФ и Туркменистана соста-
1 Ван И провел переговоры с вице-премьером, главой МИД Туркменистана Р. Ме-редовым // Синьхуа. 13.07.2021. URL: http://russian.news.cn/2021-07/13/c_1310058364. htm (дата обращения: 02.05.2022).
2 Trading Economics.2021. URL: https://tradingeconomics.com/turkey/exports-by-cou ntry (accessed: 02.05.2022).
вил 865 млн долл 1. Экспорт России в Туркменистан достиг 725 млн долл., импорт — 140 млн долл. В структуре экспорта России в Туркменистан основная доля приходится на машины, оборудование и транспортные средства (44 %, главным образом это суда, лодки и плавучие конструкции), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (18 %), продукцию химической промышленности (17 %, главным образом это фармацевтическая продукция), металлы и изделия из них (14 %). В структуре экспорта Туркменистана основная доля приходится на текстиль и обувь — 43 % (хлопок и готовые текстильные изделия), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 33 %, продукцию химической промышленности — 24 %.
После непростого периода, когда имели место газовые конфликты (в 2009, 2015 гг.) и заморозка сотрудничества в энергетической сфере, современные российско-туркменские отношения обрели устойчивую поступательную динамику. Работает Межправительственная Российско-Туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству, которая в октябре 2021 г. приняла Программу сотрудничества на 2021—2023 гг., включающую в себя 9 разделов, касающихся наиболее перспективных сфер российско-туркменского взаимодей-ствия2 .
Важным шагом для стабилизации и дальнейшего углубления сотрудничества двух стран стало подписание в июле 2019 г. 5-летнего контракта на импорт 5,5 млрд куб. м туркменского газа ежегодно. Таким образом, Россия возобновила импорт туркменского газа после 3х-летней заморозки. Подписанию соглашения между Газпромом и Туркменгазом предшествовали личные переговоры президентов России и Туркменистана в 2018 г. в Сочи, а также личные встречи главы Газпрома А. Миллера и главы МИД С. Лаврова с главой Туркменистана в Ашхабаде. Кроме того, накануне подписания газовой сделки Туркменистан закупил у Ростеха газотурбинные двигатели для газоперекачивающих агрегатов, а Челябинский трубопрокатный завод
1 Торговля между Россией и Туркменистаном в 2021 г.// Russian-trade.com. 12.02.2022. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhd u-rossiey- i-turkmenistanom-v-2021-g/ (дата обращения: 02.05.2022)
2 Россия и Туркменистан приняли программу экономического сотрудничества на 2021—2023 года // Министерство экономического развития Российской Федерации. 08.10.2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_turkmenistan_priny ali_programmu_ekonomicheskogo_sotrudnichestva_na_2021_2023_goda.html (дата обращения: 02.05.2022).
выиграл тендер на поставки труб для туркменского участка газопровода TAPI.
На фоне неопределенности по строительству Транскаспийского газопровода и возможного подключения Туркменистана к южному газовому коридору, поставки туркменского газа в Россию являются хорошим подспорьем для туркменской экономики, способствуя диверсификации газоэкспорта Туркменистана. России это позволяет дополнить процессы газоснабжения южных регионов, Приуралья, Поволжья. В целом, возобновление поставок туркменского газа в Россию стало обстоятельством, способствующим задержке строительства Транскаспийского газопровода. Подписание конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2018 г. формально сняло внешние ограничители на строительство Транскаспийского газопровода. В свете новых геополитических событий, санкций стран Запада против России и весьма туманных перспектив дальнейшего партнерства в энергетической сфере между Россией и Европой у Туркменистана может появиться импульс к работе над европейским вектором экспорта газа, что не отвечает интересам российского газового импорта.
В настоящее время транспортировка газа из Туркменистана в Россию осуществляется по газопроводу «Средняя Азия-Центр», построенном еще в 1960—70-е гг. для перекачки газа из Узбекистана и Туркменистана через Казахстан в Россию. Это крупная газопроводная система, состоящая из пяти ниток. Четыре восточных нитки доставляют газ из юго-восточных месторождений Туркменистан. Западная нитка берет начало в Окареме и идет вдоль Каспия на север, где встречается с остальными нитками в Казахстане.
Очевидным преимуществом России является большой опыт экономической кооперации Туркменистана с рядом регионов России. Эти механизмы всегда остаются в резерве и приносят свои плоды по мере укрепления стратегического партнерства двух стран. Так, астраханские верфи реализуют проекты по строительству буровых и стационарных платформ, ремонту танкеров, сухогрузов, буксиров для Туркменистана, осуществляется сотрудничество по взаимным поставкам продуктов химической промышленности. В марте 2021 г. в ходе встречи сопредседателей Российско-Туркменской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству с участием делегаций двух стран была достигнута договоренность о строительстве в Астраханской области логистического центра для Туркменистана. Это придаст дополнительный импульс развитию ме-
ждународного коридора «Север—Юг» и торговле между двумя странами1.
Между Республикой Татарстан и Туркменистаном заключено Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Основными направлениями дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества между Татарстаном и Туркменистаном являются поставки машинотехнической продукции (большегрузные автомобили ОАО «КамАЗ», летательные аппараты и др.) на туркменский рынок, расширение участия ОАО «Татнефть» в проектах в нефтегазодобывающем секторе Туркменистана, а также участие татарстанских предприятий в создании и модернизации объектов нефтехимии, электроэнергетической и других отраслей, в строительстве, в том числе дорожной инфраструктуры2.
Успешно развивается сотрудничество Туркменистана с Санкт-Петербургом. Губернатор Санкт-Петербурга А. Беглов в ходе встреч с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым в Ашхабаде и с вице-премьером Сердаром Бердымухамедовым в Санкт-Петербурге в 2020 г. подписали «дорожную карту» и Договор о сотрудничестве до 2025 г.. Среди наиболее перспективных сфер взаимодействия глава МИД Туркменистана Рашид Мередов назвал судостроение для каспийского флота и ^-сектор3.
Весьма продуктивно развивается сотрудничество в нефтяной сфере. Российские нефтяные компании («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и др.) участвуют в разработке нефтяных месторождений на Каспии, поставляют оборудование. ЛУКОЙЛ примет участие в разработке туркмено-азербайджанского месторождения «Достлук»4.
Россия играет важную роль в укреплении безопасности Туркменистана, что особенно актуально в свете политической неустойчивости в Афганистане и уязвимости протяженной туркмено-афганской границы. Несмотря на нейтральный статус, Ашхабад ведет военно-техническое сотрудничество со странами ОДКБ, закупает у Рос-
1 Turkmenportal. 21.01.2021. URL: https://turkmenportal.com/blog/33858/turkmen istan-gotov-k-sozdaniyu-logisticheskogo-centra-v-astrahani (дата обращения: 02.05.2022).
2 Официальный Татарстан. 23.03.2017. URL: https://tatturkmen.tatarstan.ru/obrasche nye.htm (дата обращения : 02.05.2022).
3 От раскопок до судостроения//Российская газета. 16.02.2020. URL: https://rg.ru/ 2020/02/16/reg-szfo/sankt-peterburg-i-turkmenistan-podpisali-dorozhnuiu-kartu-po-sotrud nichestvu.html (дата обращения: 02.05.2022).
4 «Лукойл» рассчитывает стать оператором проекта Достлук на шельфе Каспия// ТАСС. 3.06.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/11554891 (дата обращения: 02.05.2022).
сии военную технику. В октябре 2020 г. Госдума ратифицировала Соглашение РФ с Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности. По предположению экспертов, закрытая часть договора может предусматривать присутствие российских военных в качестве советников, консультантов по эксплуатации техники российского и советского производства [Князев, 2021].
Таким образом, российско-туркменское сотрудничество на современном этапе имеет весьма плодотворный характер. Россия, безусловно, имея свои стратегические интересы, связанные с сохранением ее влияния, играет весьма продуктивную и стабилизирующую роль для международных позиций Туркменистана. Москва и Ашхабад через механизмы межправительственного диалога и региональной кооперации выстраивают стратегию экономического партнерства. Торгово-экономическое сотрудничество при относительно невысоких показателях носит многоплановый характер, имеются перспективы наращивания экспорта в Россию текстиля, хлопка, продукции агропромышленного комплекса, химической продукции. Туркменистан заинтересован в сотрудничестве в судостроении, автопроме, в поставках российской высокотехнологичной продукции (фармацевтика, цифровые продукты).
Россия оказывает содействие в реализации новых проектов в нефтегазовой сфере (газопровод TAPI, освоение шельфа Каспия), в перспективе возможна модернизация газопровода «Средняя Азия — Центр» и участие РФ в новых газотранспортных проектах.
Заключение
Китай сохраняет статус главного торгового партнера и кредитора Туркменистана. На нынешнем этапе финансовая и материально-техническая помощь Пекина очень важна. Сохраняется высокая зависимость Ашхабада от китайских кредитов, что, по крайней мере, в экономике не способствует поддержанию линии на нейтралитет Туркменистана. Внутриэкономическая нестабильность будет вынуждать руководство Туркменистана искать оптимальный баланс между Россией, Китаем и другими региональными игроками.
Безусловно, при всей продуктивности экономических отношений с Пекином Ашхабаду все же необходимо, следуя политике многовек-торности, продолжать расширение газоэкспорта и стремиться к его
диверсификации. А вот российско-туркменские отношения уже обладают нужным потенциалом для осуществления этих задач.
Опыт российско-туркменского диалога показал, что закупки туркменского газа Россией являются важным фактором стабильного взаимодействия и атмосферы доверия между двумя странами. В связи с этим даже в нынешних непростых условиях западных санкций и возможного прекращения в среднесрочной перспективе экспорта российского газа в Европу полностью отказываться от закупок туркменского газа, по мнению автора, не стоит. Его можно продолжать использовать как для нужд России, так и для реэкспорта в другие страны (например, в Узбекистан). Кроме того, Россия готова оказывать помощь в реализации новых газотранспортных проектов Туркменистана (в частности, TAPI, возможно, и Транскаспийского газопровода), что отвечает стратегическим интересам и Ашхабада, и Москвы.
Ашхабад на нынешнем этапе смог выстроить конструктивные отношения с талибами (движение «Талибан» запрещено в России), однако угроза со стороны Афганистана сохраняется. Россия и Китай напрямую заинтересованы в сохранении мира и безопасности в Центральной Азии и играют заметную роль в поддержании и развитии оборонного потенциала Туркменистана.
Библиографический список
Грозин А.В. Политика и интересы Ирана в Центральной Азии с учетом энергетического и логистического факторов // Геоэкономика энергетики. 2020. № 3. С. 106—130. DOI: 10.48137/2687-0703_2020_11_3_106
Князев А. Кто гарантирует безопасность Туркменистана? // Информационно-аналитический центр МГУ. 2.09.2021. URL: https://ia-centr.ru/experts/aleksandr-knyazev/kto-garantiruet-bezopasnost-turkmenistana/ (дата обращения: 02.05.2022).
Мигранян А.А. Внешнеэкономическая политика Туркмении: итоги десятилетии // Геоэкономика энергетики. 2021. № 1(13). С. 43—66. DOI: 10.48137/ 2687-0703_2021_13_1_43
Парамонов В., Строков А. Китайское присутствие в нефтегазовом секторе Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. 2015. Т. 18. Вып. 3—4. С. 200—212.
References
Grozin A. (2020). Politika i interesy Irana v Central'nojAzii s uchyotom energeticheskogo i logisticheskogo faktorov [Iran's policy and interests in Central Asia,
with regard to energy and logistical factors], Geoekonomika energetiki [Geoeconomics of Energetics], 3: 106—130. (In Russian). DOI: 10.48137/2687-0703_2020_11_3_106
Knyazev A. (2021). Kto garantiruet bezopasnost' Turkmenistana? [Who guarantees the security of Turkmenistan?], Informacionno-analiticheskij centr MGU [ Information and Analytical Center of Moscow State University], September 2, 2021. URL: https://ia-cent r.ru/experts/aleksandr-knyazev/kto-garantiruet-bezopasnost-turkmenistana/ (accessed: 02.05.2022). (In Russian).
Migranyan A. (2021). Vneshneekonomicheskaya politika Turkmenii: itogi desyatiletiya [Turkmenistan's foreign economic policy: results of the decade], Geoekonomika energetiki [Geoeconomics of Energetics], 1(13): 43—66. (In Russian). DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_43
Paramonov V., Strokov A. (2015). Kitajskoe prisutstvie v neftegazovom sektore Turkmenistana [China in the oil and gas branch of Turkmenistan], Central'naya Aziya i Kavkaz [Central Asia and the Caucasus], 3-4(18): 200—212. (In Russian).