Научная статья на тему 'Китай и Республика Саха (Якутия): перспективы сотрудничества и пути их реализации'

Китай и Республика Саха (Якутия): перспективы сотрудничества и пути их реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Республика Саха (Якутия) / перспективы сотрудничества / пути реализации / China / Republic of Sakha (Yakutia) / prospects for cooperation / ways of implementation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шэнь Чжочен

В статье рассматривается текущая ситуация и взаимодополняемость сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и Китаем, определяются основные направления и перспективы будущего сотрудничества между сторонами, предлагаются возможные пути реализации перспектив сотрудничества на основе приоритетных направлений, изложенных в «Программе развития китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024», «Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года « и др. государственных и местных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шэнь Чжочен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the current situation and complementarity of cooperation between the Republic of Sakha (Yakutia) and China, identifies the main directions and prospects for future cooperation between the parties, and suggests possible ways to implement cooperation prospects based on the priority areas set out in the “Program for the Development of Chinese-Russian Cooperation in the Far East” RF for 2018-2024”, “National program for the socio-economic development of the Far East for the period until 2024 and for the future until 2035” and other state and local documents.

Текст научной работы на тему «Китай и Республика Саха (Якутия): перспективы сотрудничества и пути их реализации»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-699-709 Шэнь Чжочен

жж

тштттА•

Кандидат филологических наук, старший преподаватель Северо-восточного педагогического университета, г.Чанчунь, КНР

Китай и Республика Саха (Якутия): перспективы сотрудничества и пути их реализации

Аннотация. В статье рассматривается текущая ситуация и взаимодополняемость сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и Китаем, определяются основные направления и перспективы будущего сотрудничества между сторонами, предлагаются возможные пути реализации перспектив сотрудничества на основе приоритетных направлений, изложенных в «Программе развития китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024», «Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года « и др. государственных и местных документах. Ключевые слова: Китай, Республика Саха (Якутия), перспективы сотрудничества, пути реализации.

Abstract. The article examines the current situation and complementarity of cooperation between the Republic of Sakha (Yakutia) and China, identifies the main directions and prospects for future cooperation between the parties, and suggests possible ways to implement cooperation prospects based on the priority areas set out in the "Program for the Development of Chinese-Russian Cooperation in the Far East" RF for 2018-2024", "National program for the socio-economic development of the Far East for the period until 2024 and for the future until 2035" and other state and local documents. Key words: China, Republic of Sakha (Yakutia), prospects for cooperation, ways of implementation.

Введение. Республика Саха (Якутия) - крупнейший субъект РФ, занимающий площадь в 3,08 млн. кв. км (18,17% от общей территории России). Республика расположена в северо-восточной части Дальнего Востока, также включена в состав Арктической зоны Российской Федерации, пользуется стратегической поддержкой России в развитии территории Арктики и Дальнего Востока, что делает ее важным регионом с большими перспективами развития.

В последние годы российско-китайское сотрудничество на Дальнем Востоке и в Арктических районах России продолжает активно развиваться, стороны реализуют ряд крупных проектов и продолжают наращивать объемы двусторонней торговли. Укрепление сотрудничества с Китаем является для РС(Я) одним из важных направлений расширения масштабов международного сотрудничества и интеграции в экономический круг Северо-Восточной Азии.

Среди всех субъектов ДВФО РС(Я) обладает значительным потенциалом кооперации с Китаем в связи со своими преимуществами, связанными с наличием природных ресурсов. Таким образом, перспективное сотрудничество между двумя сторонами имеет стабильную эндогенную энергетическую гарантию. Однако потенциал сотрудничества между сторонами еще не полностью изучен. В этой связи изучение и анализ перспектив и путей сотрудничества между Китаем и РС(Я) в различных областях способствует реализации стратегического сопряжения «Пояса и пути»

и Евразийского экономического союза, а также китайско-российского механизма сотрудничества на Дальнем Востоке, помогает стимулировать жизнеспособность регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии в период нестабильности нынешней модели экономической глобализации, придает новый импульс практическому сотрудничеству Китая и России для совместного противостояния внешним рискам и вызовам, способствует стабильному и прочному развитию двустороннего сотрудничества.

Уникальные преимущества Республика Саха (Якутия) в двустороннем сотрудничестве. Богатые и разнообразные запасы минеральных и энергетических ресурсов.

Экономическое развитие всегда сопровождалось непрерывным ростом спроса на энергию. Постоянно расширяющийся производственный спрос и нехватка ресурсов -неизбежные противоречия каждой страны мира, особенно развивающихся стран. На фоне пандемии и текущей напряженности в Восточной Европе, внимание к безопасности поставок ресурсов ближайших источников стало вопросом, который крупные экономики, включая Китай, должны тщательно рассмотреть. В этом контексте преимущества запаса ресурсов РС(Я) имеют возможность занять доминирующее положение в новом фокусе российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

По данным в «Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года», по состоянию на январь 2020 года республика располагает 645 млн. тонн извлекаемых запасов нефти и 2900 млрд. кубометров природного газа, имеет 80 процентов общероссийских запасов алмазов, 53,1 процента урана, 35 процентов сурьмы, более 23 процента коксующегося каменного углей, которые составляют 46 процентов запасов угля региона, 31 процент коренного и 81,2 процента рассыпного олова.

В 2019 году, в республике инвестировали в основной капитал около 420 млрд. рублей, из них более 70% - в добывающие отрасли, т. е. проекты, связанные с добычей нефти, газа, угля, алмазов, золота и т. д. В 2020 году доля добычи и использования ресурсов в структуре промышленного производства республики составила около 85%, значение развития отраслей энергетики и минеральных ресурсов для экономического развития региона самоочевидно, и это также важнейшая опора для будущего экономического развития и расширение внешнеэкономического сотрудничества.

Отличительные ресурсы для гуманитарного сотрудничества. Гуманитарное сотрудничество является неотъемлемой частью двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем, в которой РС (Я) играет важную, реальную и перспективную роль с отличительными ресурсами. В сфере образования, в регионе расположено более 10 известных вузов с характерными особенностями, в том числе Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), Арктический государственный агротехнологический университет, Северо-Восточный федеральный университет, Арктический государственный институт культуры и искусств и т. д., в которых обучается более 20 000 студентов и имеется множество специальностей и дисциплин высокого уровгя, что обеспечивает мощную интеллектуальную поддержку для различных видов сотрудничества.

В области научных исследований, в РС(Я) действует Якутский научный центр СО РАН, в состав которого входят Институт мерзлотоведения им. П.И.Мельникова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера и Институт геологии алмаза и благородных металлов, а также другие известные учреждения, играющие незаменимую роль в области научных исследований экологии вечной мерзлоты, палеонтологических раскопок, сохранения этнических и культурных ценностей, исследования алмазов и драгоценных металлов. В республике находится знаменитый Всемирный музей мамонтов, и будет построен глобальный центр исследования мамонтов в рамках национального проекта «Наука», привлекающий

известных ученых в этой области для осуществления исследований и международного сотрудничества.

В республике проживают якуты, эвенки, эваны и другие северные малочисленные народы, их многовековая история и полноценная национальная культура широко известны во всем мире, придавая региону загадочный и неповторимый культурный шарм. Эти культурные особенности также имеют общие элементы в Китае. Исследования, защита и наследие культуры малочисленных народов откроют новые перспективы для культурного сотрудничества между двумя сторонами.

Благополучная экологическая ситуация. РС (Я) является важнейшим климатическим регулятором всей планеты. Более того, на территории Якутии находятся 30% нетронутой человеком природы России и около 10% - всего мира. Уникальная экологическая среда обеспечивает регион богатыми туристическими ресурсами. РС(Я) - ближайший к Китаю регион, где можно насладиться полярными пейзажами. Перелет из Якутска в Пекин занимает только 3 часа; экстремально холодный климат Оймякона и других регионов хорошо известен в Китае и включен в учебники географии для школьников. Поездка в Якутск, чтобы испытать вызов арктического климата, стала одной из самых заветных целей многих туристов из Китая. Кроме того, туры по местам обитания существ ледникового периода, таких как мамонты, также имеют большую привлекательность для китайских туристов, и вышеперечисленные аспекты создают уникальный бренд туризма Саха (Якутия), который имеет большой потенциал для развития.

Настоящее состояние сотрудничества между Китаем и Республикой Саха (Якутия)

Торгово-экономическое сотрудничество. Что касается экономического сотрудничества, то наиболее значимым проектом между Китаем и РС(Я) является китайско-российский Восточный маршрут газопровода (известный в России как магистральный газопровод «Сила Сибири») и соответствующие поставки природного газа в Китай. 21 мая 2014 года в присутствии Председателя Си Цзиньпина и Президента Путина в Шанхае подписаны меморандум о взаимопонимании в сфере поставок природного газа по восточному маршруту и договор купли-продажи природного газа по восточному маршруту между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и ОАО «Газпром», который предусматривает общий объем поставок газа более триллиона кубометров.

Газопровод «Сила Сибири» берёт начало на Чаяндинском месторождении в Якутии, Протяженность - около 3000 км. Строительство газопровода преодолевает заболоченные, горные и сейсмоактивные территории, а также участки с вечной мерзлотой. Проект официально введен в эксплуатацию в декабре 2019 года. По состоянию на декабрь 2021 г. по Восточному газопроводу в Китай было поставлено в общей сложности почти 13,6 миллиарда кубометров газа. В дальнейшем объем поставляемого газа будет увеличиваться с каждым годом и достигнет 38 миллиардов кубометров в год. Срок контракта - 30 лет.

Успешное введение проекта имеет эпохальное геополитическое и экономическое значение для двустороннего сотрудничества. Согласно прогнозам соответствующих учреждений, пик спроса на природный газ в Китае придется на 2040 год, когда годовой спрос достигнет 600 млрд. кубометров. В настоящее время собственная добыча природного газа в Китае не может удовлетворить потребности внутреннего рынка, и необходимо импортировать большое количество природного газа. Есть два основных пути: импорт СПГ и импорт газа по трубопроводу. Газопровод «Сила Сибири» вместе с центрально-азиатским трубопроводом, трубопроводом Китай-Мьянма и приемным терминалом СПГ сформирует удаленную схему газоснабжения, которая обеспечит Китаю устойчивые и надежные поставки природного газа без внешнего

вмешательства, обеспечивая энергетическую безопасность в условиях сложной международной обстановки.

Интерес у китайского бизнеса вызывают еще ряд проектов на территории республики по освоению крупнейших на Востоке России месторождений газа, нефти, руд, редкоземельных металлов. В 2016 году состоялся визит китайской корпорации «Джиангси Коппер» в Усть-Янский район по проекту освоения месторождения олова «Тирехтях», изучили проект освоения этого месторождения олова и золоторудного месторождения «Кучюс». В рамках поездки на месте были изучены условия, вопросы технологических подключений и логистика.

Деловое сотрудничество РС(Я) с Китаем связывается не только с реализацией ключевых инвестиционных проектов, но и с развитием торговых отношений. По итогам первых 3 квартала 2021 года объем экспорта в Китай составил 927,4 млн долл. США. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года увеличился в 3,6 раза. Китай занимает 2 место по объему экспорта из РС(Я). В структуре экспорта преобладает уголь и твердое топливо из него. В целях содействия выхода несырьевой продукции якутских экспортеров на китайский рынок, привлечения китайских инвестиций в кооперационные проекты якутских предпринимателей подписано соглашение между правительством РС (Я) и Российской торговой компанией в Китае.

В свою очередь из Китая РС(Я) импортирует продукцию химической, машиностроительной, металлургической промышленности, ткани, одежду, пластмассы, древесину и изделия из них. Импорт товаров из Китая составляет 22% всех поставляемых из-за границы товаров в Якутию.

Сотрудничество в области строительства инфраструктуры. Мост через реку Лена является ключевым инфраструктурным проектом для развития РС(Я), а также важным транспортным инфраструктурным проектом на Дальнем Востоке, который в значительной степени способствует экономическому и социальному развитию региона. Проект представляет собой первый мост через реку Лена, проектной длиной более 21 километра, который может эффективно соединить три федеральных дороги, пять региональных дорог, магистраль Амуро-Якутской железной дороги и даже Якутский речной порт и Якутский международный Аэропорт.. Инвестиционный масштаб проекта составляет около 60 млрд рублей.

В настоящее время китайские компании активно следят за проектом, включая «Power China» и «China Railway Construction», которые подписали меморандумы о сотрудничестве с российской стороной в 2015 и 2018 годах соответственно. Поскольку проект реализуется на вечной мерзлоте, опыт и возможности китайских компаний в строительстве в зоне вечной мерзлоты Цинхай-Тибетского нагорья окажут помощь в реализации проекта, и ожидается, что проект станет крупнейшим китайско-российским проектом сотрудничества в области транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Гуманитарное сотрудничество. Гуманитарное сотрудничество между Китаем и РС(Я) внесло важный вклад в укрепление основ дружбы народов и продвижение взаимного понимания и признания между цивилизациями. В настоящее время такое сотрудничество в основном сосредоточено в области образования и спорта. В области образования Шэньянский педагогический университет наладил сотрудничество с Высшей школой музыки Республики Саха (Якутия). Стороны совместно организовывали международные научные конференции и активно продвигали сотрудничество в области взаимных учебных курсов, взаимном признании образовательных документов и совместных академических исследований, подавая хороший пример сотрудничества между Китаем и РС(Я) в области образования. Кроме того, Северо-Восточный федеральный университет сотрудничает с 7 вузами Китая, на базе Харбинского политехнического университета открыто представительство университета в Китае, со стороны РС(Я) в адрес Правительства провинции Шаньдун было направлено пред-

ложение об открытии совместного сетевого института на базе Северо-Восточного федерального университета и Хэцзэского медицинского института Китая.

Международные спортивные игры «Дети Азии» - праздник спортивного и культурного обмена в Азиатско-Тихоокеанском регионе и колыбель многих всемирно известных спортсменов. Игры были организованы в ознаменование 100-летия современного Олимпийского движения по инициативе первого президента РС(Я) Михаила Ефимовича Николаева. Все шесть соревнований по летним видам спорт проходили в Якутске. Китайская сторона уже направляла делегации для участия в соревнованиях шесть раз подряд и они добивались отличных результатов. Это значительно продвигает обмены и сотрудничество между Россией и Китаем в области спорта и обогащает гуманистическое сотрудничество между сторонами.

Сотрудничество в области экологии. РС(Я) является прекрасным местом с преимуществами экосистемы для размножения перелетных птиц. Сибирские стерхи известны как «живые ископаемые» птиц и объявлены Международным союзом охраны природы как виды, находящиеся под угрозой исчезновения. 99% мировой численности стерха гнездится в Якутии, в национальном парке «Кыталык» находится более 70% его гнездовий. Озеро Поян в провинции Цзянси Китая - самое большое пресноводное озеро в Китае и важное место зимовки стрехов, где находится порядка 98 % от общей численности на зимовке. Экология, рацион и меры по охране на обеих территориях являются ключевыми факторами для успешного размножения и выживания стрехов и других водно-болотных птиц.

В июне 2021 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством по внешним связям и делам народов РС(Я) и Канцелярией иностранных дел провинции Цзянси. В декабре 2021 года состоялось подписание Протокола о намерениях сотрудничества по изучению и сохранению восточносибирской популяции стерха и других водно-болотных птиц, зимующих на территории Китая и гнездящихся на территории РС (Я) между ФГБУ «Государственный природный заповедник «Остров Врангеля», осуществляющим управление Национальным парком «Кыталык», и Национальным природным заповедником «Озеро Поян». Помимо этого, 21 декабря 2021 года был подписан Протокол по итогам переговоров о намерениях установить дружественные отношения между Правительством РС(Я) и Правительством провинции Цзянси по сотрудничпству в области экономики, культуры, образования, туризма, охраны белых журавлей и других направлениях совместного развития.

Перспективы и целесообразность сотрудничества между Китаем и Республикой Саха (Якутия)

Инвестиции в проекты добычи природных ресурсов. «Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» рассматривает использование природных ресурсов, таких как уголь, цветные металлы и алмазы, в качестве основного направления содействия региональному экономическому развитию. Из-за снижения добычи угля в Китае и неопределенности в отношениях со странами-источниками угля, такими как Австралия, спрос Китая на российский уголь имеет возможности для роста в долгосрочной перспективе. Инвестирование в угольные проекты с китайским капиталом способствует не только стабилизации поставок угля в Китай, но и местному экономическому и социальному развитию. Кроме того, в настоящее время РС(Я) активно развивает золотодобывающую промышленность. Инвестиции китайских горнодобывающих предприятий будут способствовать увеличению мощностей по производству золота.

«Программа развития китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024» содержит более 30 крупных проектов, в которые поощряются китайские инвестиции, включая четыре в РС(Я), в том числе три в минерально-сырьевом секторе, а именно: освоение золоторудного месторождения «Кючус»,

освоение Чульмаканского и Денисовского каменноугольных месторождений и освоение оловоносного месторождения «Ручей Тирехтях».Развитие Эльгинского угольного комплекса и строительство горно-обогатительных комплексов «Инаглинский» и «Денисовский» входит в Программу развития угольной промышленности России до 2035 года.

Инвесторы в РС(Я) будут пользоваться преференциями, например освобождение от налогов на прибыль, имущество и землю, а также страховые взносы в размере 7,6% в течение первых пяти лет создания бизнеса в рамках ТОР Проекты в РС (Я) также получат льготные тарифы на электроэнергию. Эта политика сделает более привлекательными инвестиции для китайских компаний.

Развитие диверсифицированной структуры торгово-экономического сотрудничества

В соответствии с тенденцией к устойчивому экономическому развитию Правительство РС(Я) стремится развивать несырьевую экономику. В «Проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» определены приоритеты развития сельского хозяйства, лесного хозяйства и деревообработки, производства строительных материалов и продукции народных промыслов.

Оленеводство является характерной отраслью экономики РС(Я). В Китае широко признается тот факт, что крепкое телосложение и высокая продолжительность жизни жителей тесно связаны с привычками питания. Пища из оленины, молочные продукты, водные продукты и другие полезные для здоровья продукты животного происхождения имеют определенный потенциал для экспорта в Китай. Кроме того, стороны могут также использовать свои преимущества в области выращивания ди-коросов, животноводства и водных продуктов в холодных регионах.

Следует отметить, что РС(Я) является научно-техническим инновационным центром Северо-Востока России, обеспечивающим более 80% объема экспорта ИТ-услуг на весь Дальний Восток. В Якутске есть всемирно известные 1Т-компании, такие как МуТопа и ^гмег. Таким образом, в ИТ и цифровой экономики Китай и РС(Я) могут осуществлять более глубокое сотрудничество, такое как создание трансграничной платформы электронной коммерции, платформы дистанционного обучения, умной логистической и т. д., а также дать возможность большему количеству китайских интернет-пользователей пользоваться качественными продуктами РС (Я).

Строительство транспортной инфраструктуры и логистическое сотрудничество

В «Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года « указывается, что основными факторами, сдерживающими экономическое развитие РС(Я), является низкая плотность транспортной инфраструктуры. Только 20,9 процента территории Республики имеет круглогодичную транспортную доступность.

В настоящее время правительством республики реализуются проекты развития транспортной инфраструктуры, такие как реконструкция 16 аэропортов, около половины из которых расположены в арктическом регионе. Завершение этих объектов значительно улучшит инфраструктуру и облегчит перевозки пассажиров и грузов. При этом активно прокладывается дорожная сеть и улучшаются условия дорожного движения в зимний период. Многие из этих проектов транспортной инфраструктуры включены в «Стратегию социально- экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» и приняты национальной стратегией по развитию Арктики. В «Программе развития китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024» строительство автомобильного моста через реку Лена обозначено как ключевой проект сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры.

Развитие инфраструктуры только первый этап создания современной транспортной системы. Необходимо также эффективно соединить эти узлы для формирования эффективной транспортной системы и важной частью этого является создание транспортных коридоров. Река Лена является важным водным транспортным маршрутом через Восточную Сибирь, который при полноценном использовании позволит доставлять китайские товары в Якутск по железной дороге и соединяться с Северным морским путем через Лену, открывая сезонный интермодальный транспортный маршрут, который не только обеспечивает транспортировку товаров между РС(Я) и Китаем, но и сократит грузоперевозки из Китая в Европу, образуя ответвление «Ледового шелкового пути».

В целом, сотрудничество между Китаем и РС(Я) в этой области может быть сосредоточено на двух аспектах: во-первых, китайские предприятия могут участвовать в строительстве крупной транспортной инфраструктуры, такой как мост через реку Лена и порт Тикси, в форме конкурса, тендеров или смешанных инвестиций; во-вторых, участие в логистических и транспортных услугах, инвестировать в строительство логистических транзитных станций и эксплуатацию флота, а также предоставлять современные логистические услуги .

Гуманитарное сотрудничество в разных областях

Хотя РС(Я) не имеет общей границы с Китаем, это не мешает ей быть широко известной в Китае. Ее уникальная этническая культура, экстремально холодный климат, реликвии мамонта и другие характерные символы привлекают большое внимание у народов Китая.

Природно-климатические условия региона позволяют обнаруживать в Якутии уникальные находки мамонтовой фауны с высокой сохранностью мягких тканей, что представляет колоссальный интерес для науки. Более 80% палеонтологических находок мамонтовой фауны в мире приходится на Якутию. Ранее Всемирный центр мамонта был включён Указом Президента России в «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Стороны могут на базе Центра наладить сотрудничество в области биологического клонирования ледникового периода, палеогенетических исследований, истории этнографического расселения в Северо-Восточной Азии и полярных исследований в качестве основных направлений сотрудничества в области научных исследований.

«Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» определяет туризм как важный двигатель инновационного экономического развития. На китайских онлайн-платформах, например ШТок, есть тысячи видеороликов с такими ключевыми словами, как «Оймякон», «Якутская культура», «полюс холода», «Музей мамонта» и т. д. с миллионами лайков, разумеется, что РС(Я) имеет большую привлекательность как туристическое направление для китайских туристов. В настоящее время на Дальнем Востоке действует режим электронной визы для китайских туристов, что делает поездки в РС (Я) более удобными, но еще нет стабильных туристических маршрутов и продуктов, а туристическое сотрудничество между двумя сторонами имеет широкие перспективы развития.

Кроме того, изучение культуры народа эвенков в Китае и России, и совместная съемка документальных фильмов также могут использоваться в качестве связующего звена культурного сотрудничества для улучшения взаимопонимания и развития обменов.

Сотрудничество в области экологии и защиты окружающей среды

С 1 октября 2018 года началась реализация национального проекта «Экология», разработанного в рамках реализации Указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах разви-

тия Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках национального проекта в Республике Саха (Якутия) реализуются региональные проекты: «Чистая страна», «Сохранение лесов». «Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» включает создание благоприятной окружающей природной среды и глобального экологического равновесия в интересах будущих поколений в качестве одной из приоритетных стратегических целей развития. К началу 2022 года тема устойчивого развития и ESG основательно вошла в российскую государственную и бизнес повестки.

Согласно исследованиям ООН, Арктика из-за глобального изменения климата нагревается вдвое быстрее, чем остальная поверхность Земли. Лесные пожары в республике, как и в других регионах мира, усиливающиеся с каждым годом вследствие глобального потепления, стали огромной проблемой. Лесные районы СевероВосточного Китая имеют схожие климатические характеристики с РС(Я) и также сталкиваются с более серьезными лесными пожарами. В РС (Я) действует научно-образовательный центр «Север: Территория устойчивого развития», одним из направлений которого является решение вопросов восстановления лесов. Планируется разработать новую программу действий защиты лесов от пожаров, с учетом процессов изменения климата. В Якутии есть ряд 1Т компаний, которые разрабатывают программы для мониторинга, тушения и оценки последствий лесных пожаров. Таким образом, сотрудничество по предотвращению и восстановлению лесных пожаров в Северо-Восточной Азии, может еще больше отразить важную позицию Китая и России в глобальной повестке по охране окружающей среды, а также продемонстрировать мудрость великих держав, действуя как великие державы, совместно реагируя на такие международные проблемы, как изменение климата.

Предлагаемые пути к реализации перспектив сотрудничество

С макроэкономической точки зрения расширение сотрудничества между Китаем и Республикой Саха (Якутия) является неотъемлемой частью реализации всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Россией в новую эпоху, имеет значительную текущую ценность и долгосрочную перспективу. Однако, ориентируясь на текущую ситуацию, можно увидеть, что в сотрудничестве двух сторон все еще существует ряд неблагоприятных факторов, таких как природные условия, недостаточная инфраструктура и слабая мотивация участников рынка. Поэтому, чтобы реализовать перспективы сотрудничества, необходимо сделать прорыв в следующих аспектах.

Максимальное использование механизмов и платформ сотрудничества

В двустороннем сотрудничестве различные механизмы и платформы, созданные на разных уровнях, являются фундаментальной гарантией развития всего комплекса сотрудничества. В настоящее время механизмом сотрудничества на государственном уровне является Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Северо-восточными регионами Китая и регионами ДВ и Байкальским регионом РФ во главе с вице-премьерами стран. В рамках этого механизма стороны регулярно встречаются для планирования основных направлений будущего сотрудничества и решения различных проблем. Таким образом, функция механизма должна быть полностью использована для обеспечения стабильной работы крупных национальных проектов, таких как Восточный маршрут газопровода, и в то же время включать ключевое содержание, связанное с сотрудничеством с РС(Я), чтобы получить государственную поддержку, и эффективно решать проблемы, возникающие или существующие в сотрудничестве.

Китайская международная импортная ЭКСПО, Китайско-российское ЭКСПО, ЭКСПО Северо-восточной Азии являются тремя наиболее важными площадками для укрепления экономического и торгового сотрудничества. Они должны в полной мере реализовать свои функции, привлечь больше компаний с обеих сторон для демон-

страции своих передовых продуктов и технологий, постоянно внедрять инновации и способствовать взаимопониманию. На местном уровне следует укреплять дружественные отношения между Хэйлунцзян, Цзянси и другими провинциями с РС(Я) в рамках Межрегионального Совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, содействовать установлению отношений дружбы и сотрудничества с большим количеством провинций.

Создание Восточно-Сибирского интермодального транспортного коридора

Неразвитая транспортная инфраструктура является основной причиной стагнации продаж угля на шахтах Восточной Сибири также главным фактором, влияющим на желание китайских компаний к инвестициям. В настоящее время на Дальнем Востоке действуют два международных транспортных коридора - «Приморье-1» и «Приморье-2», которые гарантируют перевозку грузов между провинциями Цзилинь и Хэйлунцзян, Приморским краем, Хабаровским краем и побережьем Тихого океана; также существует ещё маршрут Внутренняя Монголия - Забайкальский край - Европа. Однако все вышеупомянутые маршруты проходят с востока на запад и не удовлетворяют транспортные потребности, проходящих с севера на юг маршрутов. Поэтому создание эффективного Восточно-Сибирского интермодального транспортного коридора не только эффективно соединит Северо-Восточный Китай с Северным морским путем, но и создаст новый транспортный коридор в Дальневосточном федеральном округе, преодолев существующие ограничения по грузоподъемности и эффективности.

Данный коридор должен быть построен на основании существующей транспортной инфраструктуры, включая железную дорогу Хэйхэ - Благовещенск - Якутск и водный путь Якутск -Тикси, а также соединяющие их речные и морские порты, станции перевалки и другие соответствующие узлы на стыке железной дороги, федеральных и региональных дорог. Коридор должен быть соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью, Байкало-Амурской магистралью и Северным морским путем. Он позволит нарастить объёмы экспорта Якутии и увеличить экономическую выгоду от диверсификации транспортных потоков из Азии в Европу, оживит так называемый «ледовый шёлковый путь».

Основной функцией коридора является транспортировка полезных ископаемых, поэтому он должен быть максимально связан с основными горнодобывающими районами республики железнодорожными и автодорожными ветками. Таким образом местные органы власти должны увеличить финансирование транспортной инфраструктуры для сопровождения инвестиционных проектов по добыче полезных ископаемых, решая проблему, которую в Китае называют «последний километр».

Безусловно, создание коридора обеспечит эффективную и стабильную транспортировку угля, золота, древесины и других ресурсов, экспортируемых из РС(Я) в Китай, а также будет способствовать беспрепятственному прохождению всех видов товаров из Китая в РС(Я), Магадан, Чукотку и другие регионы, а также создаст в Якутске крупнейший логистический узел в центре Дальнего Востока. Следует отметить, что поскольку данный транспортный коридор предполагает мультимодальные перевозки, необходимо поощрять квалифицированные и компетентные логистические компании для предоставления полного сервиса и повышения эффективности таможенного оформления и перевалки грузов для обеспечения рыночной конкурентоспособности коридора.

Стимулирование развития инвестиционных проектов современного типа

Традиционно китайские инвестиционные проекты в России, особенно на Дальнем Востоке, в основном связаны с добычей и первичной переработкой ресурсов с использованием низкоквалифицированной рабочей силы, что характеризуется такими особенностями, как низкая эффективность использования ресурсов, низкий уровень технологии, высокий уровень загрязнения и выбросов. Эта модель больше не

подходит для нынешней тенденции развития Дальнего Востока России, а должна основываться на ресурсах и внедрении высококвалифицированных кадров, современных методов управления и высокотехнологичного оборудования для создания современных инвестиционных проектов, которые должны способствовать занятости местных жителей, создавать доход для предприятий, создавать экономическую ценность для региона и в то же время сохранять экологическую среду.

В этой связи, правительства обеих сторон должны поддерживать полное понимание потребностей и способностей субъектов рынка, поддерживать и поощрять крупные предприятия, способные реализовывать современные проекты и противостоять рискам участия в инвестициях в минеральные проекты, а также поощрять новые научные и инновационные предприятия создавать предприятия, заниматься генной инженерией, сельским хозяйством и биотехнологиями вечной мерзлоты в РС(Я), чтобы обменять меньшие риски на большие инвестиционные выгоды.

Другим предложением является создание единой электронной базу якутских и китайских предприятий, которые производят и потребляют уголь, продукты, ремесла и т. д.. Это может быть интернет-портал на двух языках, на котором будет размещена основная информация о предприятиях: с контактными данными, информацией об объёмах и качественных показателях продукции, а также данными по возможным путям и срокам поставок.

Оптимизация деловой среды

В последние годы, благодаря усилиям правительств всех уровней России, деловая среда на Дальнем Востоке продолжает улучшаться, а качество услуг и эффективность значительно возросли, привлекая большое количество предприятий для инвестирования и создания бизнеса. Однако в некоторых регионах существуют случаи, когда льготные политики для инвесторов не могут быть реализованы, даже многие предприятия подвергаются мошенничеству правонарушителями что приводит к ненужным потерям, и так еще есть предприятия, которые не доверяют инвестиционной среде на Дальнем Востоке.

В связи с этим, стороны должны совместно работать над оптимизацией деловой среды и защитой интересов предприятий. С российской стороны необходимо в полной мере использовать преференции, предоставляемые ТОСЭР «Южная Якутия» и «Индустриальный парк «Кангалассы», создать в их рамках службы «единого окна» для инвестиционных предприятий для эффективного решения конкретных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при инвестировании. С китайской стороны коммерческие органы должны активно содействовать предприятиям РС(Я) в открытии филиалов или представительств в Китае и помогать им использовать различные платформы электронной коммерции в целях адаптации к китайскому рынку.

Продвижение гуманитарного сотрудничества и обменов

Что касается сотрудничества в области образования, стороны могут активно развивать международные обмены студентами на основе партнерства между вузами и совершать работу по взаимному признанию кредитов и квалификаций. В то же время, опираясь на свои доминирующие дисциплины, разрабатывать характерные курсы дистанционного обучения в области культуры и искусства для повышения взаимопонимания и взаимного уважения.

Россия и Китай договорились о посвящении 2022 и 2023 годов сотрудничеству в области физической культуры и спорта. Стороны могут приложить большие усилия для проведения спортивных обменов в рамках годов, особенно в области ледовых и снежных видов спорта, активно участвуя в Международных спортивных играх «Дети Азии», изучая возможность организации специальных мероприятий, таких как полярные лыжные гонки и полярный марафон, а также проведение этнических видов спорта, поощряя спортсменов с обеих сторон к проведению различных обменов.

Что касается туризма, органы культуры и туризма обеих сторон могут сотрудничать в создании двух тематических туристических маршрутов, летнего и зимнего, каждый из которых будет включать как природные элементы, так и культурные. Летний маршрут включает туры тайги Восточной Сибири, Природного парка «Ленские Столбы», реки Лена, Музея мамонта, праздник Ысыах Туймаады и знакомство с культурой этнических меньшинств, а зимний - экскурсии на «полюс холода» Оймякон, полярные ландшафты и полярное сияние, пейзажи ледникового периода, культура оленей и катание на упряжках. Эти два маршрута освещают четыре специальные темы Республики Саха (Якутия): «Полярный туризм», «Экологический туризм», «Этнокультурный туризм» и «Туризм ледникового периода».

Заключение. В нынешней сложной международной обстановке влияние пандемии и санкций Запада усиливает субъективную актуальность и объективную необходимость китайско-российского сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Главы Китая и России неоднократно подчеркивали, что Китай и Россия находятся в стратегическом партнерстве «рука об руку» и «спина к спине». Китайско-российское сотрудничество не имеет границ, запретных областей и верхних пределов. В сотрудничестве с РС(Я) эта логика может быть хорошо применена, и очевидная взаимодополняемость ресурсов между двумя сторонами показала сильную жизнеспособность в структуре китайско-российского сотрудничества. Путь в тысячу верст начинается с первого шага. Превращение преимуществ и потенциала в реальные результаты требует совместных усилий и взаимопонимания, благодаря чему сотрудничество между Китаем с РС(Я) будет играть более важную роль в Северо-Восточной Азии, станет важным двигателем регионального экономического роста, поможет построить «Сообщество судьбы Северо-Восточной Азии».

Ссылки на источники

1. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года [Электронный ре-сурс].URL:http://static.government.ru/media/files/NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD. pdf

2. Программа развития китайско-российского сотрудничества на ДальнемВостоке РФ на 2018-2024 [Электронный ре-сурс].URL:http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechheader/201811/20181102808776.shtml

3. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года [Электронный ре-сурс].URL:https://www.economy.gov.ru/material/file/57bec8bd660db6b7908430e5d5f73238/pr oekt_ark_zony_resp_saha.pdf

4. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года [Электронный ре-сурс].URL:https://mineconomic.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/%D0%9F%D0%9 F%D1%80%20%D0%A0%D0%A1(%D0%AF)%20455.pdf?ysdid=l2t3b4aksk

5. Иванов.С, Программа сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая: политическая значимость и экономическая эффективность, Таможенная политика России на Дальнем Востоке,2018. № 1. С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.