Н. И. Сасаев1
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ2
Подчёркивается комплексный характер поиска и обоснования новых долгосрочных импульсов социально-экономического развития Дальнего Востока. Предполагается осуществление рывка в социально-экономическом развитии Дальнего Востока через реализацию масштабных стратегических возможностей газовой отрасли. Одним из перспективных направлений в газовой отрасли в мире является сжиженный природный газ (СПГ). Цель настоящего исследования -обоснование стратегических направлений развития производства СПГ на Дальнем Востоке. Для выявления и последующего анализа стратегических возможностей в контексте обоснования направлений используется методология отраслевого стратегирования, базирующаяся на общей теории стратегии. Мониторинг позволил выявить ряд стратегических возможностей и обосновать перспективность двух направлений развития производства СПГ на Дальнем Востоке: крупнотоннажное и малотоннажное. Оценка стратегических угроз, потенциально препятствующих развитию указанных направлений, показала, что оба направления устойчивы в долгосрочной перспективе. Реализация стратегических возможностей по двум обоснованным направлениям развития производства СПГ позволит осуществить рывок в социально-экономическом развитии Дальнего Востока, что обусловлено высокой концентрацией различных групп интересов, сопряженных с реализацией масштабных проектов газовой отрасли региона. Ключевые слова: газовая отрасль, Дальний Восток, отраслевое стратегирование, крупнотоннажное и малотоннажное производство СПГ, социально-экономическое развитие, стратегические возможности.
DOI: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-161-178 УДК 338
Введение
Поиск и обоснование новых долгосрочных импульсов социально-экономического развития Дальнего Востока носит комплексный характер [1, 2]. Отраслевое развитие может выступать драйвером социально-экономического развития [3]. На Дальнем Вос-
1 Никита Игоревич Сасаев, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М. В. Ломоносова (119234, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61), канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
2 Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Математические методы анализа сложных систем».
токе большим ресурсным и технологическим потенциалом роста обладает газовая отрасль [4]; предполагается осуществление рывка в социально-экономическом развитии ДФО через реализацию масштабных стратегических возможностей дальневосточной газовой отрасли [5].
Многообразие трендов (изменения на энергетическом рынке, растущий вклад промышленных центров АТР в развитие мировой экономики [6], структурные изменения в обществе и экономике [7], в том числе обусловливающие необходимость экологизации промышленности и энергетики [8]), подчёркивает важность детального изучения стратегических возможностей с целью обоснования стратегических направлений газовой отрасли Дальнего Востока, которые будут генерировать долгосрочные общественные и экономические эффекты для отрасли и макрорегиона в целом.
Одним из перспективных направлений газовой отрасли в мире является производство сжиженного природного газа (СПГ). Для обнаружения и анализа стратегических возможностей в контексте обоснования направлений использована методология отраслевого стратегирования, которая базируется на общей теории стратегии [9]. Теоретико-методологической основой исследования выступают отдельные методологические положения отраслевого стратегирования, сфокусированные на проведении OTSW-анализа - эффективного инструмента мониторинга и обоснования стратегических возможностей [10]. Сформулированы и обоснованы два направления развития производства СПГ на Дальнем Востоке: крупнотоннажное и малотоннажное. Помимо анализа стратегических возможностей каждого направления, с целью оценки их устойчивости в долгосрочной перспективе выявлены и проанализированы основные стратегические угрозы.
Анализ стратегических возможностей развития крупнотоннажного производства СПГ на Дальнем Востоке Рост спроса на СПГ
Непропорциональное распределение запасов природного газа по регионам мира, усиливающаяся тенденция трансформации на энергетическом рынке, связанная с отходом от «грязных» источников энергии и переходом на природный газ, обусловливают формирование глобального рынка природного газа за счёт увеличения доли межрегиональной торговли СПГ.
Только за последние 20 лет объём торговли СПГ увеличился более чем в 3,4 раза и составил 487,9 млрд м3 на 2020 г., при этом основными регионами-импортерами и потребителями СПГ являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (71 % от мирового импорта СПГ) и Европа (24 %) (рис. 1).
В соответствии со среднесрочным прогнозом Международного энергетического агентства объём импорта и потребления СПГ продолжит стремительно расти и к 2025 г. возрастёт на 20 %3. По долгосрочным оценкам, к 2030 г. ожидается рост спроса на СПГ в пределах 25.. .50 %4. Эксперты Shell считают, что к 2040 г. спрос на СПГ удвоится и составит порядка 952 млрд м3 в год5.
3 Report extract 2021-2025: Rebound and beyond Url.: https://www.iea.org/reports/gas-2020/2021-2025-rebound-and-beyond (дата обращения: 22.12.2021).
4 LNG demand to rise 25.50 % by 2030, fastest growing hydrocarbon - Morgan Stanley. Url.: https://www.reuters.com/article/asia-lng-idUKL1N2RL0K0 (дата обращения: 22.12.2021).
5 SHELL LNG OUTLOOK 2021. Url.: https://www.shell.com/energy-and-innovation/natural-gas/liquefied-natural-gas-lng/lng-outlook-2021.html#iframe=L3dlYmFwcHMvTE5HX091dGxvb2s vMjAyMS8 (дата обращения: 22.12.2021).
550,0 500,0 450,0 400,0 350,0 300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0
" 2000 2020
■ Другие регионы мира 6,9 27,7
■ Европа 32,9 114,8
■ АТР 100,7 345,4
Рис. 1. Региональная структура импорта и потребления СПГ, млрд м3 (составлено автором по данным ВР)
Все перечисленные источники указывают на то, что Азиатско-Тихоокеанский регион останется лидером по импорту и потреблению СПГ. Изучая динамику и структуру этого импорта, отметим, что практически все страны региона, за исключением Японии, наращивали потребление СПГ на протяжении всего исследуемого периода, лидерами по этому показателю на 2020 г. стали Япония, Китай, Южная Корея, Индия (рис. 2).
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 200720082009 2010 2011 2012 201320142015 20162017 2018 2019 2020
— ж— Китай —®—Индия —о—Япония ---*---Южная Корея
—а—Пакистан Тайвань .............Остальные страны АТР
Рис. 2. Динамика импорта СПГ странами АТР, млрд м3 (составлено автором по данным ВР)
Среди основных драйверов роста спроса на СПГ считают Китай, Индию, Тайвань, Таиланд, Бангладеш6. При этом долгосрочными лидерами по потреблению сжиженного природного газа в регионе станут Китай, который к 2040 г. нарастит потребление до 176,8 млрд м3 в год7, и Индия, планирующая рост импорта СПГ к 2040 г. свыше 130 млрд м3 в год 8.
Таким образом, для Дальнего Востока открывается стратегическая возможность расширения экспорта СПГ в АТР в долгосрочной перспективе.
Государственное стимулирование и поддержка
Перспективность и значимость развития направления по сжижению природного газа в России и его экспорта подкрепляется долгосрочным государственным стимулированием и поддержкой. Прежде всего, отметим Долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации9.
Среди активных мер поддержки предусматриваются налоговые послабления и льготы под проекты по производству СПГ (включая льготы на приобретение технологического оборудования); льготы для обеспечивающей их инфраструктуры; государственное финансирование развития инфраструктурных объектов в контексте реализации проектов по производству СПГ; стимулирование разработки и имплементации отечественного оборудования для организации крупнотоннажного производства СПГ. Все меры направлены на достижение целевых объёмов производства СПГ, установленных в Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года10: 102,5 млн тонн (~139,4 млрд м3) в год к 2030 г. и 140 млн тонн (~190,4 млрд м3) в год к 2035 г.
Дальний Восток (включая восточную часть Арктики) рассматривается в качестве потенциального направления наращивания производства СПГ.
Арктический потенциал
Преимущественное развитие с точки зрения добычи природного газа и производства СПГ получила Западная Арктика. Прежде всего это связано с реализацией масштабных проектов ПАО «НОВАТЭК»: «Ямал-СПГ» (проектная мощность 16,5 млн тонн в год) и «Арктик СПГ-2» (проектная мощность 19,8 млн тонн в год).
Тем не менее, одним из возможных направлений в долгосрочной перспективе может стать и восточная часть, включающая месторождения континентального шельфа морей Восточной Арктики11. Особый долгосрочный интерес отмечается у ПАО
6 LNG demand to rise 25.50 % by 2030, fastest growing hydrocarbon - Morgan Stanley. Url.: https://www.reuters.com/article/asia-lng-idUKL1N2RL0K0 (дата обращения: 22.12.2021).
7 SHELL LNG OUTLOOK 2021. Url.: https://www.shell.com/energy-and-innovation/natural-gas/liquefied-natural-gas-lng/lng-outlook-2021.html#iframe=L3dlYmFwcHMvTE5HX091dGxvb2s vMjAyMS8 (дата обращения: 22.12.2021).
8 High LNG prices put spotlight on India's exposure to global gas market volatility. Url.: https:// www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/lng/101521-high-lng-prices-put-spotlight-on-indias-exposure-to-global-gas-market-volatility (дата обращения: 22.12.2021).
9 Правительство утвердило долгосрочную программу развития производства СПГ. Url.: http://government.ru/news/41790/ (дата обращения: 22.12.2021).
10 Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Url.: https://docs.cntd.ru/document/565068231 (дата обращения: 22.12.2021).
11 В море Лаптевых нашли регион с потенциалом на нефть и газ, как в Западной Сибири. Url.: https://www.interfax.ru/russia/759570 (дата обращения: 22.12.2021).
«НК «Роснефть», имеющей лицензии на участки в акваториях восточных арктических морей (всего 9 участков в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотских морях)12.
Резкий рост спроса на СПГ к середине 2030-х гг. может обусловить привлечение крупных инвестиций в доразведку и глубокое изучение потенциальных газовых месторождений Восточной Арктики, а также обосновать эффективность новых проектов по сжижению природного газа в регионе13.
Международное сотрудничество и проекты
Перспективность развития топливно-энергетического комплекса Арктики, включая нефтегазовое направление, подтверждется высокой концентрацией нацио-нальных14 и международных интересов [11]. Комплементарность интересов и их дол-госрочность служат устойчивым стратегическим фактором в выстраивании взаимовыгодного международного сотрудничества по вопросам регионального развития ТЭК и реализации соответствующих международных проектов [12].
Показателен пример российско-китайского стратегического партнёрства по реализации проекта «Полярного (Ледового) Шелкового пути» в контексте инициативы «Один пояс - один путь» [13]. Реализация проекта предполагает не только создание надёжной и самой короткой морской транспортно-логистической магистрали Азия -Европа, но и развитие инфраструктуры Северного Морского пути, включая портовую систему и реализацию совместных проектов в сфере энергетики (добыча углеводородов и их экспорт, в том числе в Китай). Китайская сторона активно участвует в реализации проекта «Ямал СПГ», обеспечивая, помимо инвестиционных вложений, техническую поддержку (в том числе поставки буровых машин и строительство транспортных судов [14]).
Данный опыт стратегического сотрудничества может быть реализован и при освоении газовых месторождений Восточной Арктики, открывая дополнительные стратегические возможности для газовой отрасли ДФО.
Анализ стратегических угроз, потенциально препятствующих развитию крупнотоннажного производства СПГ на Дальнем Востоке Растущая конкуренция со стороны стран-производителей СПГ
Стремительный рост спроса на энергию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и одновременный крен в пользу «чистых» источников энергии повышают привлекательность региона для стран-производителей СПГ. Так, с 2010 по 2020 г. на рынке СПГ в АТР не только появились новые участники (Папуа - Новая Гвинея, Ангола), но и поменялись лидеры среди поставщиков газа: Австралия (31 % от всего рынка), Катар (21 %), Малайзия (9,6 %) (табл. 1).
12 Шельфовые проекты. ПАО «НК «Роснефть». Ш: https://www.rosneft.ru/business/ Upstream/offshore/#a2 (дата обращения: 22.12.2021).
13 «Роснефть» заинтересовалась добычей газа в Арктике. Ш: https://www.rbc.ru/business /03/06/2020/5ebbc9889a7947eb926732d9 (дата обращения: 22.12.2021).
14 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Ш: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 22.12.2021).
Таблица 1
Страновая структура экспорта СПГ в АТР в 2010 и 2020 гг., млрд м3 (составлено автором по данным BP)
ст> ст>
Импортер Экспортер
США Перу Тринидад и Тобаго Россия Оман Катар ОАЭ Алжир Ангола Египет Нигерия Австралия Бруней Индонезия Малайзия Папуа -Новая Гвинея
2020 r.
Китай 4,4 1,5 0,3 6,9 1,4 11,2 0,4 0,2 0,5 0,2 3,3 40,6 1,0 7,4 8,3 4,1
Индия 3,3 - 0,7 0,7 1,8 14,1 4,8 0,3 3,1 0,2 4,0 1,4 0,1 - - -
Япония 6,4 0,9 - 8,4 3,3 11,9 1,4 - - 0,1 1,9 39,7 5,4 3,0 14,8 4,7
Малайзия - - - - - - - - - - 0,1 2,6 1,0 - - -
Пакистан 1,0 - - 0,2 0,2 7,1 0,5 0,4 0,1 0,4 0,6 - - 0,1 0,1 -
Сингапур 0,8 - 0,1 0,1 0,2 0,5 - - 0,3 0,1 - 3,2 0,1 0,4 - -
Южная Корея 8,0 2,2 0,1 2,8 5,4 13,0 0,3 - 0,5 0,1 0,5 10,9 0,4 3,7 6,7 0,4
Тайвань 1,5 - 0,2 3,3 0,1 6,9 0,3 - - 0,2 0,5 6,7 0,3 1,6 1,0 2,2
Таиланд 0,7 - 0,2 - 0,2 3,0 - - - 0,1 0,3 1,1 0,2 0,3 1,3 0,1
Другие страны АТР 0,4 - - 0,1 - 4,1 - 0,1 - - 0,8 - - - 0,6 -
Общее АТР 26,4 4,6 1,5 22,5 12,7 71,8 7,6 0,9 4,4 1,3 11,9 106,0 8,4 16,4 32,8 11,5
2010 г.
Китай 0,85 0,08 0,07 0,51 - 1,61 0,08 - - 0,08 0,17 5,21 - 2,45 1,68 -
Индия - - 0,66 - - 10,53 - - - 0,09 0,33 - - - - -
Япония - - 0,15 8,23 3,8 10,15 6,96 0,08 - 0,57 0,84 17,66 7,79 17 18,55
Малайзия - - - - - - - - - - - - - - - -
Пакистан - - - - - - - - - - - - - - - -
Сингапур - - - - - - - - - - - - - - - -
Южная Корея 0,35 0,08 0,88 3,9 6,11 10,16 0,25 - - 0,98 1,18 1,33 1,05 7,42 6,39 -
Тайвань - - 0,51 0,07 0,5 3,75 0,42 - - 0,17 1,09 1,06 - 2,62 3,8 -
Таиланд - - - - - - - - - - - - - - - -
Другие страны АТР - - - - - - - - - - - - - - - -
Общее АТР 1,2 0,16 2,27 12,71 10,41 36,2 7,71 0,08 0 1,89 3,61 25,26 8,84 29,49 30,42 0
§ а
I
г; -с
О §
Гй 05
о
о.
Гй
а
г;
£ О О
г; г;
Kj
0 Kj Kj
1 Kj
3
В среднесрочной перспективе основными конкурентами России станут США, проектирующие новые производственные мощности по наращиванию производства СПГ к 2025 г. на 35,1 млн тонн (~47,7 млрд м3), и Катар, планирующий запустить масштабный проект по сжижению с производственной мощностью 32 млн тонн (~43,5 млрд м3) в 2025 г. Среди потенциальных конкурентов российскому СПГ можно рассматривать Мозамбик, Канаду и Нигерию, суммарное производство сжиженного газа в которых к 2025 г. составит порядка 38,28 млн тонн (~52 млрд м3)15.
По прогнозам, американский и ближневосточный СПГ и в 2030-2040-х гг.16 будут ключевыми конкурентами российского сжиженного газа в АТР.
Санкционная политика и технологические ограничения Одной из значимых стратегических угроз, потенциально препятствующих развитию данного направления, может стать усиление санкционной политики против нефтегазового сектора России, прежде всего против отечественных компаний и их зарубежных партнёров, сосредоточенных на реализации совместных проектов по добыче природного газа и производстве на его основе СПГ в сложнейших климатических и геологических условиях. Всё это усугубляется отсутствием высокоэффективных отечественных технологий и оборудования по сжижению газа в больших объёмах [15]. Так, под угрозой могут оказаться проектируемые СПГ-заводы, к примеру проект ПАО «НОВАТЭК» «Арктик СПГ-2» (табл. 2), и потенциально новые, в том числе на Дальнем Востоке (включая восточную часть Арктической зоны России).
Таблица 2
План по реализации ПАО «НОВАТЭК» проекта «Арктик СПГ-2»*
Проект Arctic LNG Год введения в эксплуатацию Проектная мощность, млн т Владелец Технология сжижения
T1 2022 6,6 Novatek*; CNOOC; CNPC; Total; JOGMEC; Mitsui Linde LIMUM
T2 2024 Linde MFC
T3 2026 Linde MFC
*Источник: World LNG Report 2021. IGU.
Альтернативные источники энергии и собственная база энергоресурсов
Рассмотрим другую потенциальную угрозу для развития данного направления на Дальнем Востоке: возможное падение спроса на природный газ и, соответственно, СПГ. Это может быть связано: 1 - с замещением странами АТР в своих энергобалансах объёмов энергии, получаемых на основе ископаемых источников энергии (нефть, уголь, газ); 2 - а также с замещением импорта углеводородов за счёт развития внутренней ресурсной базы.
Между тем, относительно первого пункта отметим, что и при полной реализации всех мер или политики (Net Zero Scenario) в соответствии с Парижским соглашением, и при сохранении текущего курса (Business-as-usual scenario), включая приоритетное обеспечение энергобезопасности стран, предполагается, что альтернативные источни-
15 World LNG Report 2021. IGU. Url.: https://www.igu.org/resources/world-lng-report-2021/ (дата обращения: 22.12.2021).
16 SHELL LNG OUTLOOK 2021. Url.: https://www.shell.com/energy-and-innovation/natural-gas/liquefied-natural-gas-lng/lng-outlook-2021.html#iframe=L3dlYmFwcHMvTE5HX091dGxvb2s vMjAyMS8 (дата обращения: 22.12.2021).
ки (атомная и гидроэнергетика, а также возобновляемые источники энергии) не окажут значимого влияния на рост спроса на природный газ как источник энергии (рис. 3).
2018 2050(1) 2050(2)
■ Нефть ■ Уголь И Природный газ ■ Атомная энергия ■ Гидроэнергия ВИЭ
Рис. 3. Прогнозные значения потребления энергии в энергобалансе АТР (эксаджоули).(составлено автором на основе Energy Outlook - 2020 edition. BP): 1 - Net Zero scenario; 2 - Business-as-usual scenario
Реализация возможности замещения импорта углеводородов за счёт развития внутренней ресурсной базы является более значимой угрозой для СПГ на энергетическом рынке в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это связано с потенциальным развитием как традиционных источников природного газа (~16,6 трлн м3 доказанных запасов в АТР на 2020 г.17), так и нетрадиционных, прежде всего сланцевого газа [6] и газогидратов [16].
Анализ стратегических возможностей, обосновывающих развитие малотоннажного производства СПГ на Дальнем Востоке Потенциал автономного газоснабжения регионов ДФО
На фоне достаточно высокого уровня газификации России в целом (71,4 %) уровень газификации Дальнего Востока не превышает 20 %18. При этом ДФО обладает
17 Bp's Statistical Review ofWorld Energy 2021. Url.: https://www.bp.com/en/global/corporate/ energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 22.12.2021).
18 К 2026 г. будут полностью газифицированы 35 регионов РФ. url.: https://rg.ru/2021/09/02/ reg-dfo/k-2026-godu-budut-polnostiu-gazificirovany-36-regionov-rf.html (дата обращения: 22.12.2021).
большим потенциалом по обеспечению региона газом (подчеркнём, что в энергобалансе региона до сих пор доминируют уголь и мазут, сжигание которых негативно влияет на окружающую среду19).
Основными ограничениями обеспечения субъектов ДФО сетевым природным газом выступают отдалённость негазифицированных и слабо-газифицированных территорий от газовых месторождений, сложные климатические и географические условия для организации поставок газа посредством газопроводов, а также низкая плотность населения [6,17].
Один из эффективных способов газификации таких территорий - автономное газоснабжение посредством малотоннажного СПГ [18]20. Перспективность СПГ-газифи-кации Дальнего Востока подчёркивается в Долгосрочной программе развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации. По оценкам, именно Дальний Восток к 2035 г. станет основным потребителем малотоннажного сжиженного газа в целях газоснабжения (54.. .55 % от общероссийского спроса) (табл. 3).
Таблица 3*
Оценочный спрос на малотоннажный СПГ в целях газификации России и ДФО, млрд м3
Регион 2024 2035
Сценарий
низкий высокий низкий высокий
Российская Федерация 2,3 4,2 7,4 9,8
Дальневосточный федеральный округ: 0,46 1,21 3,98 5,35
Камчатский край 0,4 0,62 0,66 0,83
Сахалинская область 0,05 0,14 0,15 0,19
Амурская область - - 0,02 0,02
Приморский край - - 1,66 2,07
Хабаровский край - - 0,58 0,71
Республика Саха (Якутия) 0,01 0,46 0,92 1,53
*Составлено автором по данным Долгосрочной программы развития производства СПГ в Российской Федерации.
Помимо указанных расчётов по оценочному спросу ряда субъектов ДФО на малотоннажный СПГ в целях газоснабжения, следует отметить, что Республика Бурятия, Забайкальский край, Чукотский автономный округ также могут стать драйверами спроса на СПГ21, 22.
19 Как устроен российский энергетический баланс. №1.: https://rg.ru/2021/03/28/kak-ustroen-rossijskij-energeticheskij-balans.html (дата обращения: 22.12.2021).
20 Перспективы СПГ-газификации на Дальнем Востоке. №1.: http://www.ngv.ru/magazines/ article/perspektivy-spg-gazifikatsii-na-dalnem-vostoke/ (дата обращения: 22.12.2021).
21 Газпром рассматривает перспективы газификации Республики Бурятия и Забайкальского края. №1.: https://neftegaz.ru/news/gazorasprede1enie/676417-gazprom-rassmatrivaet-perspektivy-gazifikatsii-respuЫiki-buryatiya-i-zabaykalskogo-kraya/ (дата обращения: 22.12.2021).
22 На Чукотке считают, что использование СПГ в регионе будет способствовать судоходству по Севморпути. №1.: https://neftegaz.ru/news/spg-szhizhennyy-prirodnyy-gaz/532057-na-chukotke-schitayut-chto-ispo1zovanie-spg-v-regione-budet-sposobstvovat-sudokhodstvu-po-sevmorputi/ (дата обращения: 22.12.2021).
Считается, что использование СПГ в ДФО позволит существенно снизить выбросы загрязняющих веществ23, повышая энергоэффективность [19] и обеспечивая реализацию национальной цели по повышению уровня и качества жизни населе-
24
ния.
Морское топливо
Морской транспорт имеет высокую стратегическую значимость для Дальнего Востока: он обеспечивает эффективное функционирование транспортных коридоров25, проходящих по территории макрорегиона (в том числе формируемого северного морского транспортного коридора на базе СМП26). Считается, что СМП станет драйвером увеличения грузопотока на Дальнем Востоке. По прогнозным оценкам, с учётом налаженной круглогодичной навигации грузопоток по Северному морскому пути превысит 150 млн тонн в год к 2030 г. (на 2020 г. - 32,97 млн тонн), а к 2035 г. достигнет 160 млн тонн.27
Между тем, глобальная тенденция по изменению климата обусловливает и меры по защите окружающей среды в акваториях, прежде всего касающиеся судоходства. Так, в 2020 г. в четырёх зонах контроля выбросов, включая Балтийское море и район Северного моря, введены ограничения по содержанию серы в судовом мазуте (не более 0,1.. .0,5 % серы в топливе в зависимости от зоны) [20]. Аналогичный подход в Китае, где правила ограничивают эксплуатацию в прибрежных национальных зонах контроля выбросов судов на топливе, содержащем более 0,5 % серы, и во внутренних водных зонах контроля выбросов судов на топливе, содержащем более 0,1 % серы. К 2025 г. ограничение до 0,1 % доли серы в топливе может быть принято для всех без исключения китайских водных зон контроля выбросов [20].
Введение регулирующих норм способствует переходу судов с традиционного топлива на топливо, удовлетворяющее требованиям. Среди перспективных видов топлива отмечается СПГ [21]. Считается, что перевод морского транспорта на СПГ позволит сократить выбросы углекислого газа на 26 %, оксидов азота - на 94 %, оксидов серы и сажи - на 100 %28.
23 Дальний Восток - новые вызовы и возможности. Повышение отдачи от нефти и газа для россиян. №1.: https://forumvostok.ru/news/da1nij-vostok-novye-vyzovy-i-vozmozhnosti-povyshenie-otdacЫ-ot-nefti-i-gaza-d1ja-rossijan-1/ (дата обращения: 22.12.2021).
24 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». №1.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107030001?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 22.12.2021).
25 Исключительная роль морского транспорта на Дальнем Востоке. №1.: https://marketing. rbc.ru/artic1es/280/ (дата обращения: 22.12.2021).
26 На базе Севморпути создадут круглогодичный транспортный коридор. №1.: https:// iz.ru/1195308/2021-07-19/na-baze-sevmorputi-sozdadut-krug1ogodichnyi-transportnyi-koridor (дата обращения: 22.12.2021).
27 «Круглогодичный Севморпуть» признан стратегическим проектом государства. №1.: https://www.vedomosti.ru/business/artic1es/2021/07/25/879485-sevmorput-strategicheskim (дата обращения: 22.12.2021).
28 СПГ-топливо для судов делают привлекательным насильно. №1.: https://oi1capita1.ru/ artic1e/genera1/13-05-2021/spg-top1ivo-d1ya-sudov-de1ayut-priv1ekate1nym-nasi1no (дата обращения: 22.12.2021).
По прогнозам, к 2025 г. количество судов на СПГ в мире превысит 2 тысячи29, а к 2030 г. - 3,7 тыс. единиц30. В России уже формируется СПГ-флот, способный ходить по Северному морскому пути. Так, ПАО «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» реализуют ряд масштабных проектов по строительству танкеров-газовозов ледового класса, которые будут использовать СПГ в качестве морского топлива31. Перевод дальневосточного морского транспорта на СПГ также получает значительную поддержку. Так, ПАО «СберБанк» планирует инвестировать порядка 10 млрд рублей в реализацию проекта по развитию инфраструктуры бункеровки СПГ в ДФО и по закупке судов-бункеровщиков СПГ (на газовом топливе)32.
Таким образом, с учётом высокого потенциала долгосрочного развития Северного морского пути и экологических ограничений, особенно в северных акваториях, всё чаще обосновывается реализация стратегической возможности использования СПГ в качестве морского топлива. В долгосрочной перспективе это может стать одним из драйверных направлений газовой отрасли ДФО.
Газомоторное топливо Перспективность и значимость использования СПГ в качестве моторного топлива обосновывается как одно из стратегических направлений России33. По прогнозам, к 2030 г. ожидается порядка 30 тыс. единиц транспортных средств (рост более чем в 7 раз к 2020 г.), работающих на СПГ, что позволит сократить ежегодные выбросы углекислого газа более чем на 1,5 млн тонн34.
Газомоторное топливо по сравнению с традиционным, имеет ряд существенных преимуществ в том числе позволяющих снизить выбросы углекислого и угарного газа на 31 и 36 % соответственно и выбросы оксида азота в 11 раз (по сравнению с дизельными двигателями). При этом СПГ имеет ещё больше преимуществ по сравнению с компримированным, что обусловливает необходимость перевода транспортных средств именно на СПГ [18].
Использование СПГ в качестве моторного топлива представляется важной стратегической возможностью для Дальнего Востока35. Дальневосточный федеральный округ имеет значимый потенциал для перевода автотранспортных средств на газомоторное топливо, прежде всего - на сжиженный природный газ (табл. 4).
29 Развитие судов, работающих на газомоторном топливе. №1.: http://www.morvesti.ru/ ana1itika/1689/90019/ (дата обращения: 22.12.2021).
30 Эксперт рассказал о создании СПГ-«флота» в России. Ш: https://kry1ov-centre.ru/press/ press-about-ksrc/l418/ (дата обращения: 22.12.2021).
31 Газовозы-СПГ - стремительное развитие отрасли. №1.: https://www.cdu.ru/tek_russia/ artic1es/3/944/
32 Сбербанк вложит более 10 млрд рублей в перевод дальневосточного морского транспорта на СПГ. №1.: https://www.interfax.ru/business/788331 (дата обращения: 22.12.2021).
33 Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» по развитию рынка малотоннажного СПГ и газомоторного топлива до 2025 года. №1.: http://government.ru/news/41564/ (дата обращения: 22.12.2021).
34 Николай Шульгинов: «потребление метана в виде ГМТ вырастет к концу 2021 года на 25-30 %». №1.: https://minenergo.gov.ru/node/21703 (дата обращения: 22.12.2021).
35 Развитие рынка газомоторного топлива будет стимулировать экономику дальневосточных регионов. №1.: https://minvr.gov.ru/press-center/news/24433/ (дата обращения: 22.12.2021).
Таблица 4
Наличие автотранспортных средств, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива по Российской Федерации и ДФО на 2020 г. (в единицах)*
Легковые автомобили
Регион Всего Из них имеющие возможность использования
КПГ СПГ
Российская Федерация 49 259 028 118 268 894 649
Дальневосточный ФО 2 854 425 8 662 82 801
Грузовые автомобили
Российская Федерация 6 564 385 66 625 288318
Дальневосточный ФО 473 766 5 925 15 573
Автобусы
Российская Федерация 850 098 23 153 46 552
Дальневосточный ФО 66 342 977 2 324
*Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики
ДФО.
В ряде субъектов ДФО идёт активная работа по переводу транспортных средств на СПГ (Республика Саха (Якутия)36 и Камчатский край37).
Помимо перевода автотранспорта на СПГ рассматривается возможность использования СПГ на железнодорожном транспорте38. Среди основных преимуществ отмечаются высокая мобильность газомоторных локомотивов, а также сокращение выбросов азота до 93 % и задымления до 85 %39. Учитывая планы и программы по развитию транспортной системы, включая железнодорожное сообщение на Дальнем Востоке40, а также планируемое повышение востребованности железнодорожных перевозок в ма-крорегионе41, возможность использования СПГ в качестве топлива на железнодорожном транспорте может получить особую актуальность уже в среднесрочной перспективе.
36 Якутия переходит на СПГ. №1.: https://www.vnedra.ru/1yudi/intervyu/yakutiya-perehodit-na-spg-14490/ (дата обращения: 22.12.2021).
37 Власти Камчатки планируют перевести автопарк краевых предприятий на газомоторное топливо. №1.: https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/v1asti-kamchatki-p1aniruyut-perevesti-avtopark-kraevyh-predpriyatiy-na-gazomotornoe-top1ivo (дата обращения: 22.12.2021).
38 Внедрение газомоторного топлива на транспорте сулит выгоду. №1.: https:// rg.ru/2020/09/03/za-chetyre-goda-chis1o-avtomobi1ej-na-gmt-v-rossii-vyrastet-v-4-raza.htm1 (дата обращения: 22.12.2021).
39 Природный газ на железной дороге: перспективный вид топлива? №1.: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/prirodnyy-gaz-na-zhe1eznoy-doroge-perspektivnyy-vid-top1iva/ (дата обращения: 22.12.2021).
40 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Ш: https://docs.cntd.ru/document/556157375 (дата обращения: 22.12.2021).
41 Развитие транспортной доступности на Дальнем Востоке обсудили участники «круглого стола» в рамках подготовки к ВЭФ 2021. №1.: https://minvr.gov.ru/press-center/news/32355/ (дата обращения: 22.12.2021).
Анализ стратегических угроз, потенциально препятствующих развитию малотоннажного производства СПГ на Дальнем Востоке Конкуренция со стороны альтернативных источников энергии
Одна из угроз реализации стратегической возможности использования малотоннажного сжиженного газа для автономного газоснабжения на Дальнем Востоке связывается с развитием альтернативных источников энергии.
Так, для автономного обеспечения энергией логистически изолированных территорий всё чаще поднимается вопрос о целесообразности перехода на возобновляемые источники энергии42. Также отмечается, что в ближайшей перспективе невозможно полное замещение традиционных источников, а максимальная доля гарантированного энергоснабжения удалённых территорий за счёт ВИЭ может составить не более 30.40 %. Если обратиться к энергобалансу Дальнего Востока, то можно заметить, что доля возобновляемых источников энергии на 2020 г. не превысила 0,01 %43, что не позволяет считать ВИЭ значимой угрозой использованию СПГ для автономного газоснабжения отдельных территорий ДФО, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Наиболее значимой стратегической угрозой для реализации стратегической возможности по использованию СПГ в автономном газоснабжении может стать атомная энергия. Так, планируется к 2028 г. запустить первый пилотный проект атомной станции малой мощности в Республике Саха (Якутии)44, прорабатывается также возможность строительства АЭС в Приморском крае45. Тем не менее, с учётом высокой мобильности СПГ данная угроза может не повлиять на общий объём его потребления, а отразится только на смене конечного потребителя.
Водородная энергетика
Существенной угрозой малотоннажному СПГ по всем перечисленным направлениям использования является водородная энергетика. Благодаря высокой энергоёмкости и экологичности водород считается энергией будущего, он способен выступать источником энергии для автономного обеспечения изолированных территорий, а также в качестве энергоносителя для морского и автотранспорта [22].
По прогнозам, к 2050 г. водород займет около 18 % в мировом энергобалансе, а его ежегодное мировое потребление возрастёт до 370 млн тонн (на 2020 г. - 75 млн тонн)46.
В России развитие водородной энергетики выделено как одно из направлений в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года47. Помимо
42 Задел для развития ВИЭ уже сформирован на Дальнем Востоке и Севере. №1.: https:// nangs.org/news/renewab1es/zade1-d1ya-razvitiya-vie-uzhe-sformirovan-na-da1nem-vostoke-i-severe (дата обращения: 22.12.2021).
43 Как устроен российский энергетический баланс. №1.: https://rg.ru/2021/03/28/kak-ustroen-rossijskij-energeticheskij-ba1ans.htm1 (дата обращения: 22.12.2021).
44 К 2028 году в Якутии будет построена атомная станция малой мощности. №1.: https:// rosatom.ru/journa1ist/news/k-2028-godu-v-yakutii-budet-postroena-atomnaya-stantsiya-ma1oy-moshchnosti/ (дата обращения: 22.12.2021).
45 Атомную ЭС планируют построить в Приморье. №1.: https://www.eastrussia.ru/news/ atomnuyu-es-p1aniruyut-postroit-v-primore/ (дата обращения: 22.12.2021).
46 Водородная энергетика: что это такое и почему за ней будущее. №1.: https://nat-geo. ru/science/vodorodnaya-energetika-chto-eto-takoe-i-pochemu-za-nej-budushee/ (дата обращения: 22.12.2021).
47 Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. №1.: https://docs.cntd.ru/document/565068231 (дата обращения: 22.12.2021).
этого, утверждён план мероприятий по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 г.48, в соответствии с которым уже прорабатывается порядка 20 проектов, а общий объём вложений составит 9 млрд рублей.49
Заключение
Таким образом, мониторинг и анализ стратегических возможностей позволили выделить и обосновать два стратегических направления развития производства сжиженного природного газа - крупнотоннажное и малотоннажное. Оценка стратегических угроз, потенциально препятствующих развитию указанных направлений, показала, что оба направления устойчивы в долгосрочной перспективе.
Рывок в социально-экономическом развитии Дальнего Востока через реализацию отмеченных масштабных стратегических возможностей по двум обоснованным направлениям развития производства СПГ может быть достигнут за счёт:
• расширения экспорта крупнотоннажного СПГ, стимулирующего наращивание газодобычи и развитие соответствующей инфраструктуры;
• автономного газоснабжения отдалённых и изолированных территорий, повышающего энергоэффективность и энергобезопасность, а также частично решающего экологическую задачу в регионах;
• перевода морского и автотранспорта на СПГ, что ведёт к снижению транспортных расходов и снижению антропогенного воздействия на экологию региона.
При этом мультипликативность эффектов общественного и экономического характера обусловливается высокой концентрацией различных групп интересов (глобальных, национальных, общественных, региональных, отраслевых, корпоративных), сопряжённых с реализацией масштабных проектов газовой отрасли Дальнего Востока, а также её долгосрочного развития и надёжного функционирования [23].
Список литературы
1. Аганбегян, А. Г. Развитие Дальнего Востока: национальная программа в контексте национальных проектов / А. Г. Аганбегян // Пространственная экономика. - 2019. - Т. 15, № 3. -С. 165-181. - DOI 10.14530/se.2019.3.165-181.
2. Darkin, S. The Russian Far East: Strategic priorities for sustainable development / S. Darkin, V. Kvint. - Boca Raton : CRC Press, 2016. - 166 p
3. Леонидова, Е. Г. Структурные изменения экономики: поиск отраслевых драйверов роста / Е. Г. Леонидова, М. А. Сидоров // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - Т. 12, №. 6.
4. Сасаев, Н. И. Стратегическая диагностика газовой отрасли Дальнего Востока / Н. И. Сасаев // Экономика промышленности. - 2021. - Т. 14, № 4. - С. 355-368. - DOI 10.17073/2072-1633-2021-4-355-368.
5. Фадеев, А. М. Реализация энергетических проектов на Арктическом шельфе как драйвер социально-экономического развития территорий / А. М. Фадеев // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. - 2020. - № 3(3). - С. 56-63. - DOI 10.51823/74670_2020_3_56.
48 Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по развитию водородной энергетики. №1.: https://minenergo.gov.ru/node/19194 (дата обращения: 22.12.2021).
49 На развитие водородной энергетики в России за три года выделят 9 млрд рублей. №1.: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/10/15/891512-novak-rasskaza1-o-mezhdunarodnom-sotrudnichestve (дата обращения: 22.12.2021).
6. Сасаев, Н. И. Теоретические основы и методология разработки стратегии развития газовой отрасли России / Н. И. Сасаев. - СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. - 176 с.
7. Квинт, В. Л. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, нооно-мика / В. Л. Квинт, С. Д. Бодрунов. - СПб.: Ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований»; Институт нового индустриального развития им. С. Ю. Витте, 2021. - 351 с.
8. Основы стратегии экологического развития России / В. Л. Квинт, В. А. Фетисов, М. К. Алимурадов [и др.]. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2021. - 77 с.
9. Kvint, V. L. (2021) Konzepte der Strategie: Impulse für Führungskräfte / V. L. Kvint. -München : UVK Verlag. - 128 p.
10. Сасаев, Н. И. Фундаментальная основа для формирования новой культуры стратеги-рования / Н. И. Сасаев // Экономика промышленности. - 2021. - Т. 14, № 2. - С. 153-163. - DOI 10.17073/2072-1633-2021-2-153-163.
11. Современный этап международного сотрудничества в Арктике: поиск ответов на вызовы экономического развития / С. А. Липина [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14, №. 4. - С. 251-265.
12. Новикова, Е. С. Некоторые вопросы взаимодействия России и Китая в Арктике / Е. С. Новикова, А. В. Крипак // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2021. - Т. 21, №. 3. - С. 335-339.
13. Колзина, А. Л. «Полярный Шелковый путь» как сфера стратегического партнерства Российской Федерации и КНР / А. Л. Колзина, А. А. Миндубаева // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2020. - Т. 4. - № 2. -С. 186-195. - DOI 10.35634/2587-9030-2020-4-2-186-195.
14. Михайличенко, К. М. Проект «ледовый Шелковый путь» в рамках инициативы «один пояс и один путь» как реализация интересов России и Китая в Арктическом регионе / К. М. Ми-хайличенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. -2019. - Т. 21, № 2. - С. 333-345. - DOI 10.22363/2313-1438-2019-21-2-333-345.
15. Гимаева, А. Р. Анализ современных российских и зарубежных технологий получения сжиженного природного газа в арктических условиях / А. Р. Гимаева, И. И. Хасанов // Нефте-газохимия. - 2021. - № 1-2. - С. 33-36. - DOI 10.24412/2310-8266-2021-1-2-33-36.
16. Особенности и методы исследований подводных газогидратов и их ресурсов в морях Восточной Азии / М. В. Шакирова, А. И. Обжиров, Н. Л. Соколова [и др.] // Подводные исследования и робототехника. - 2020. - № 3(33). - С. 63-71. - DOI 10.37102/24094609.2020.33.3.008.
17. Дмитриев, А. И. ОАО «Газпром газэнергосеть» и перспективы развития автономной газификации регионов Сибири и Дальнего Востока / А. И. Дмитриев // Газовая промышленность. - 2010. - № S14(654). - С. 63-66.
18. Сасаев, Н. И. Стратегические возможности развития малотоннажного производства сжиженного природного газа в России / Н. И. Сасаев // Экономика промышленности. - 2019. -Т. 12, № 2. - С. 136-146. - DOI 10.17073/2072-1633-2019-2-136-146.
19. Джурка, Н. Г. Оценка экономических последствий сокращения выбросов в системе энергоснабжения региона: опыт Дальнего Востока / Н. Г. Джурка, О. В. Дёмина // Регионали-стика. - 2020. - Т. 7, №. 2. - С. 5-23.
20. Скаридов, А. С. «Зеленое судоходство» и проблема устойчивого использования морского транспорта / А. С. Скаридов // Международное право и международные организации. -2021. - №. 1. - С. 31-45. DOI: 10.7256/2454-0633.2021.1.35070
21. Климентьев, А. Ю. Перспективы использования СПГ в Арктическом регионе России по оценкам Всемирного фонда дикой природы (WWF) / А. Ю. Климентьев, А. Ю. Книжников, А. Ю. Григорьев // Oil & Gas journal Russia. - 2017. - № 5. - С. 72-78.
22. Новак, А. Водород: энергия «чистого» будущего / А. Новак // Энергетическая политика. - 2021. - № 4(158). - С. 6-11. - DOI 10.46920/2409-5516_2021_4158_6.
23. Сасаев, Н. И. Стратегирование газовой отрасли Дальнего Востока: систематизация основных интересов / Н. И. Сасаев // Стратегирование: теория и практика. - 2021. - Т. 1, № 2(2). - С. 242-251. - DOI 10.21603/2782-2435-2021-1-2-242-251.
References
1. Aganbegyan A. G. Development of the Far East: a National Program in the Context of National Projects. Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics, 2019, vol. 15. no. 3, pp. 165181. DOI: 10.14530/se.2019.3.165-181. (In Russ.).
2. Darkin, S. The Russian Far East: Strategic priorities for sustainable development / S. Darkin, V. Kvint. - Boca Raton : CRC Press, 2016. - 166 p
3. Leonidova E. G., Sidorov M. A. Structural changes in the economy: searching for sectoral drivers of growth. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 6, pp. 166-181. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.9
4. Sasaev N. I. Strategic diagnostics at the Russian Far East gas industry. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(4):355-368. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-4-355-368
5. Fadeev A. M. Implementation of energy projects on the Arctic shelf as a driver of socioeconomic development of territories / A.M. Fadeev, Project Office for the Development of the Arctic, Institute of Economic Problems of the KSC RAS named after G.P. Luzina, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University // Economics, Resources, Finance. 2020. № 3. P. 56-63.
6. Sasaev N. I. Theoretical foundations and methodology of the Russian gas industry development strategy. SPb.: NWIM RANEPA, 2019. 176 p. (In Russ.).
7. Kvint V. L., Bodrunov S. D. Strategizing the society transformation: Knowledge, technology, noonomics. St. Petersburg: Witte Institute for New Industrial Development; 2021. 351 p. (In Russ.).
8. The Fundamentals of Russia's Environmental Development Strategy: monograph / editorial research supervisors Dr. Vladimir L. Kvint and Vyacheslav A. Fetisov. - Moscow: Moscow University Press, 2021. - 77 p. - (The "Economic and Financial Strategy" Book Series). - ISBN 978-5-19-011631-1.
9. Kvint, V. L. (2021) Konzepte der Strategie: Impulse für Führungskrafte / V. L. Kvint. -Munchen : UVK Verlag. - 128 p. - ISBN 9783739831053.
10. Sasaev N. I. Fundamental basis for the formation of a new strategizing culture. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(2):153-163. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-153-163
11. Lipina S. A., Fadeev A. M., Zaikov K. S., Lipina A. V., Kondratov N. A. Current stage of international cooperation in the Arctic: search for answers to the challenges of economic development. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 4, pp. 251-265. DOI: 10.15838/esc.2021.4.76.15
12. Novikova E. S., Kripak A. V. Some issues of cooperation between Russia and China in the Arctic. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 335-339. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-3-335-339
13. A. L. Kolzina, A. A. Mindubaeva. The Polar Silk Road As A Sphere Of Strategic Partnership Between The Russian Federation And China. // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. - 2020. - T. 4. - № 2. - P. 186-195. - DOI 10.35634/2587-90302020-4-2-186-195.
14. Mikhaylichenko K. M. The Project «Ice Silk Road» Within The Framework Of The Initiative «One Belt And One Road» As The Realization Of The Interests Of Russia And China In The Arctic Region // RUDN Journal of Political Science. - 2019. - Vol. 21. - №. 2. - P. 333-345. DOI: 10.22363/2313-1438-2019-21-2-333-345
15. Gimaeva A.R., Khasanov I.I. Analysis Of Modern Russian And Foreign Technologies For Producing Liquefied Natural Gas In Arctic Conditions. Oil & Gas Chemistry. 2021, no. 1-2, pp. 33-36.
16. Shakirova M. V. [et al.]. Features and methods of investigation of underwater gas-hydrates and its resources in the seas of East Asia. Underwater Investigations and Robotics. 2020. №3 (33) -P. 63-71. DOI 10.37102/24094609.2020.33.3.008
17. Ditriev, A. I. JSC «Gazprom gazenergoset» and the prospects for the development of autonomous gasification of the regions of Siberia and the Far East // GAS INDUSTRY. - 2010. -№ S14(654). - P. 63-66.
18. Sasaev N. I. The strategic opportunities of the development of small-scale production of LNG in Russia. Russian Journal of Industrial Economics. 2019;12(2):136-146. (In Russ.) https://doi. org/10.17073/2072-1633-2019-2-136-146
19. Demina O. V., Dzhurka N. G. Assessing the economic consequences of reducing emissions in the power supply system of the region: the experience of the Far East Regionalistika [Regionalistics], 2020, vol. 7, no. 2, pp. 5-23. (In Russian).
20. Skaridov A. «Green shipping» and the problem of sustainable use of maritime transport // International Law and International Organizations. - 2021. - № 1. - P. 31-45. DOI: 10.7256/24540633.2021.1.35070
21. Klimentyev A., Knizhnikov A., Grigoryev A. Prospects for the use of LNG in the Arctic region of Russia according to estimates of the World Wide Fund for Nature (WWF). Oil&GasjournalRussia. 2017. No. 5. Pp. 72-78.
22. Novak A. Hydrogen: The Energy Of A "Clean" FUTURE // Energy policy. - 2021. -№ 4(158). - P. 6-11. - DOI 10.46920/2409-5516_2021_4158_6.
23. Sasaev N. I. Strategizing of the Russian Far East Gas Industry: Systematization of Main Interests. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2):242-251. (In Russ.) https://doi. org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-242-251
N. J. Sasaev50. Strategic opportunities of LNG production development in the Far East. The
search and justification of new long-term impulses for the socio-economic development of the Far East is complex nature. The author assumes that the implementation of a breakthrough in the socioeconomic development of the Far East is possible through the implementation of large-scale strategic opportunities of the Far Eastern gas industry. Liquefied natural gas is one of the promising areas of the gas industry in the world, in this regard, the purpose of this study is to justify the strategic directions
50 Nikita J. Sasaev, PhD. (Econ.), Associate Professor, Economic and Financial Strategy Department at Lomonosov Moscow State University' Moscow School of Economics (Leninskie Gory, d1, str. 61, Moscow, 119234, Russia) e-mail: [email protected]
for the development of liquefied natural gas production in the Far East through the search and analysis of relevant strategic opportunities. To detect and further analyze strategic opportunities in the context of the justification of directions, the author uses the methodology of industrial strategizing, which is based on the general theory of strategy.
The monitoring revealed a number of strategic opportunities that made it possible to justify the prospects of two directions for the development of LNG production in the Far East: large-scale and low-scale production of liquefied natural gas. The assessment of strategic threats potentially obstructing the development of these areas has shown that both areas are sustainable in the long term. The implementation of these large strategic opportunities in two well-founded areas of LNG production development will allow for a breakthrough in the socio-economic development of the Far East, which is due to the high concentration of various interest groups associated with the implementation of large-scale projects of the gas industry in the region.
Keywords: gas industry, the Far East, industrial strategy, large-scale LNG production, low-scale LNG production, socio-economic development, strategic opportunities.