Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО (ГМТ) / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (СПГ) / БУНКЕРОВКА / МАЛОТОННАЖНЫЙ СПГ / ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ (ГРС)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айсанова Ж.А.

В рамках исследования автором рассмотрено современное состояние рынка сжиженного природного газа (СПГ) в России. Отмечается, что СПГ представляется наиболее многообещающей альтернативой нефтяному топливу для транспорта всех видов. Установлены основные технические, эксплуатационные, экологические и экономические преимущества применения СПГ как моторного топлива. Определены основные причины, сдерживающие рост спроса на альтернативное топливо. Рассмотрены основные направления эффективного использования малотоннажного производства сжиженного природного газа. К ним можно отнести водный, железнодорожный, автомобильный транспорт и пр. Также провелся анализ потенциала внедрения СПГ как моторного топлива в разных транспортных сегментах. Вдобавок, выделены основные препятствия развития рынка сжиженного природного газа и возможные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF LIQUEFIED NATURAL GAS AS A MOTOR FUEL IN RUSSIA

As part of the study, the author examined the current state of the liquefied natural gas (LNG) market in Russia. It is noted that LNG appears to be the most promising alternative to fuel oil for all types of transport. The main technical, operational, environmental and economic advantages of using LNG as a motor fuel have been established. The main reasons restraining the growth of demand for alternative fuels have been identified. The main directions of effective use of low-tonnage production of liquefied natural gas are considered. These include water, rail, road transport, etc. An analysis was also made of the potential for the introduction of LNG as a vehicle fuel in various transport segments. In addition, the main obstacles to the development of the liquefied natural gas market and possible ways to overcome them are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В РОССИИ»

Применение сжиженного природного газа в качестве моторного топлива в России

Айсанова Жаннета Александровна

аспирант кафедры стратегического управления топливно-энергетическим комплексом, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Janneta_aa@mail.ru

В рамках исследования автором рассмотрено современное состояние рынка сжиженного природного газа (СПГ) в России. Отмечается, что СПГ представляется наиболее многообещающей альтернативой нефтяному топливу для транспорта всех видов. Установлены основные технические, эксплуатационные, экологические и экономические преимущества применения СПГ как моторного топлива. Определены основные причины, сдерживающие рост спроса на альтернативное топливо. Рассмотрены основные направления эффективного использования малотоннажного производства сжиженного природного газа. К ним можно отнести водный, железнодорожный, автомобильный транспорт и пр. Также провелся анализ потенциала внедрения СПГ как моторного топлива в разных транспортных сегментах. Вдобавок, выделены основные препятствия развития рынка сжиженного природного газа и возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: газомоторное топливо (ГМТ), сжиженный природный газ (СПГ), бункеровка, малотоннажный СПГ, газораспределительная станция (ГРС).

На сегодняшний день существует два способа сжижения и дальнейшего использования природного газа -крупнотоннажное и малотоннажное производством СПГ. Мировое производство СПГ сконцентровано на крупнотоннажных заводах, построенных вблизи месторождений с огромными запасами газа. Малотоннажное может быть использовано на всех видах транспорта без ограничений. СПГ является лучшей формой хранения природного газа с точки зрения сохранения химических характеристик топлива и удобства транспортировки, совершаемой обычно морским способом. Планируется, что к 2040 году поставки СПГ вытеснят трубопроводный транспорт с рынка.

Учитывая современное состояние топливного рынка, наибольшую перспективу представляет малотоннажное производство СПГ. Данная технология представляет собой процесс сжижения газа на локальных установках сжижения. Производительность их не должна превышать в год 1 млн т в год. Установки строят близко к газовой инфраструктуре (на автомобильных газонаполнительных компрессорных и газораспределительных станциях) для оперативной реализации потребителю. Для снижения затрат газ чаще всего сжижают вблизи ГРС, поскольку происходит перепад давлений между магистральным и распределительным газопроводом [1]. Это все способствует снижению стоимости СПГ при реализации на участке downstream.

СПГ, как и другие виды газомоторных топлив имеет ряд преимуществ над бензиновыми: помимо экологич-ности можно выделить нетоксичность, удобство хранения, транспортировки, потребления, улучшение технических характеристик транспорта и увеличение пробега без дозаправки.

Все эти достоинства делают СПГ одним из самых выгодных видов газомоторного топлива во всех транспортных сегментах. Хотелось бы отметить, что не имеет места быть соперничество между сжиженным природным газом и компримированным природным газом, скорее здесь прослеживается явное сегментирование ранка ГМТ: каждый'из видов топлива видов альтернативного топлива является более подходящим для применения в своем потребительском сегменте. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» и постановление от 2 марта 2020 г. № 221 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики", в дальнейшем планируется перевести городской транспорт, дорожную и коммунальную технику, такси на КПГ [2]. А СПГ на современной мировой арене используется для бункеровки морских судов и как топливо на транспорте разных видов.

В Китае самый быстрорастущий рынок газа в мире, поэтому они являются лидером в использовании СПГ в мире и основными импортерами. В соответствии с потреблением большими темпами развивается и газовая инфраструктура: в 2019 году количество АЗС превысило

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

<JD

01

О Ш

m х

<

m о х

X

8,4 тыс. Практически весь импортированный сжиженный природный газ идет на потребление магистральным тягачам (их более 540 тыс. единиц техники) [3]. В целом на развитие рынка СПГ Китая ушло менее 10 лет. Как им удалось за столь короткий срок выстроить целую систему, которая функционирует на все 100 %? Ниже выделены основные причины, повлекшие за собой положительный эффект:

• правительство жестко контролирует вопросы промышленности;

• контроль уровня выбросов углекислого газа (проблема загрязнения воздуха - одна из самых острых в поднебесной);

• государственное стимулирование внедрения ГМТ на транспорте;

• производство транспортных средств с газовыми двигателями;

• привлечение частного капитала и реализация проектов на базе договора о совместном предприятии;

• транспорт - не единственная сфера потребления СПГ, его используют для газификации отдаленных регионов с плохой инфраструктурой;

• оптимизация расходов на грузоперевозки по стране и др.

В России СПГ развивается, однозначно, дольше, чем в Китае. За немалый промежуток времени были реализованы многие проекты как малотоннажного, так и крупнотоннажного СПГ. Но как показывает текущее состояние, меры, реализуемые в стране на рынке сжиженного природного газа, оказались малоэффективными.

В отечественной нефтегазовой промышленности существуют проблемы, которые мешают развитию рынка СПГ и его внедрению в качестве моторного топлива, такие как:

• отсутствие автомобильной промышленности, ориентированной на производство автомобилей, функционирующих на газовом топливе;

• отсутствие производственного рынка и рынка сбыта СПГ;

• отсутствие развитой инфраструктуры СПГ;

• несовершенство нормативно-правовой базы в сфере моторных топлив;

• низкий технологический уровень существующих производственных мощностей;

• очень высокая стоимость оборудования и технологий для СПГ;

• отсутствие единого координационного центра всех участников рынка СПГ и др.

Развитием рынка СПГ занимаются многие российские компании, но драйвером является ПАО «Газпром». Целью компании является укрепление энергетического положения страны на мировой арене, повышение конкурентоспособности и модернизация экономики страны, путем топливной диверсификации. Поэтому были созданы дочерние компании - ООО «сПг технологии», которую назначили единым оператором проектов малотоннажного СПГ ПАО «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо». Их главная цель - диверсификация применения природного газа (метана) на транспорте, укрепление позиций как на российской, так и на мировой арене моторных топлив в качестве отраслевого лидера [4].

Компаниями и министерством энергетики были разработаны меры, направленные на совершенствование стратегической базы в целях улучшения результативности про-

ектов СПГ, в частности Программа развития малотоннажного производства и использования сжиженного природного газа, которая в свою очередь определяет список преимущественно продуктивных для формирования процесса производства СПГ ГРС и технологий сжижения. Согласно данной программе, будут создаваться стационарные криогенные заправочные станции и мобильные заправщики СПГ [5], также определены несколько основных пути решения вопроса:

• строительство блоков сжижения природного газа и криогенных резервуаров для хранения и сбыта СПГ на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях;

• строительство криогенного передвижного газового заправщика (КриоПАГЗ) - устройство предназначенное, для приема, хранения, транспортировки СПГ и осуществления заправок СПГ в криогенные баки автотранспортных средств;

• строительство криогенной автомобильной заправочной станции (КриоАЗС) - автомобильная заправочная станция с возможностью заправки сжиженным природным газом, обладающая устройством регазифика-ции и возможностью заправки СПГ и КПГ

Улучшение производственной инфраструктуры планируется проводить исходя из объема потребительского спроса.

Транспортная диверсификация СПГ

Самыми главными потребителями СПГ в качестве моторного топлива в будущем станет магистральный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. Объем потребления СПГ к 2030 году на магистральном транспорте (грузовые тягачи, автобусы) составит 33% от общего объёма, на водном транспорте (танкеры, паромы и др.) - 27%, на карьерной технике (карьерные самосвалы) - 23%, на железнодорожном транспорте (газотепловозы и др.) - 9%, на сельскохозяйственной технике (тракторы) - 8% [6].

СПГ по морям

В ближайшем будущем ожидается рост спроса на СПГ в мире в связи с требованиями Приложения шестой Морской Конвенции МАРПОЛ 73/78, согласно которой ограничиваются выбросы серы в результате сжигания топлива на судах, а также из-за относительной дешевизны природного газа. В связи с этими ограничениями, российский спрос будет формироваться в акватории Балтийского моря. Перед владельцами судов теперь стоит выбор - необходимо определить альтернативу мазуту - использовать дорогостоящий дизель либо малосернистый газойль, который подразумевает установку дополнительного оборудования для очистки выхлопных газов от серы и азота. Но самый оптимальный вариант - использование СПГ или метанола, которые имеют хорошие экологические характеристики. Европейские компании предпочитают СПГ, поэтому во многих портах в полном объеме идет строительство терминалов СПГ. Сейчас в мире более 200 судов, работающих на СПГ, и также около 150 находятся в стадии строительства на китайских и американских верфях. Особой популярностью пользуются пассажирские паромы. Как раз сейчас по заказу шведской компании Wallenius на китайской верфи CIMC Raffles строится самый большой в мире паром [7]. Он должен быть передан заказчику к осени 2021 года.

Многие иностранные судна бункеруются российским СПГ. К примеру, один из скандинавских скоростных паромов был заправлен Псковским СПГ, произведенным

на малотоннажном КСПГ. Бункеровка осуществляется в порту Таллина, напрямую из автоцистерны в судно методом truck-to-ship.

В условиях пандемии российский рынок бункерного топлива переживает тяжелые времена. Еще до 2020 года рынок сократился более, чем на 26 % при общем росте грузооборота. Сейчас ситуация намного хуже. Из-за локдауна во многих портах подешевел малосернистый мазут (VLSFO), что поспособствовало заметному увеличению спроса на него. Соответственно, это еще больше уменьшило объем реализации СПГ на водном транспорте.

На международной онлайн конференции, прошедшей в феврале 2021 года, «Argus Бункерное топливо 2021: СНГ и глобальные рынки» выступили представители многих мировых топливных компаний и обсуждались основные направления развития бункерного СПГ. Докладчик компании «Газпромнефть Марин Бункер» Ефим Сучков заявил, что, как и во всех направления газомоторного топлива, в СПГ проектах основной проблемой является отсутствие государственного регулирования, поддержки и координации на всех этапах проекта [8].

В будущем, на развитие танкерного СПГ может положительно повлиять возникновение возможности бункеровать суда СПГ в отечественных портах по хорошей цене. В конечном итоге это повысит конкурентоспособность России на морской арене.

Карьерная добыча

Россия входит в пятерку лидирующих стран горнодобывающей промышленности по добыче и запасам. На конец 2020 года парк самосвалов составил более 3 тыс. единиц. Соответственно, учитывая объемы добычи, потребление топлива при карьерной работе достаточно большое - более 2 млн. т в год. В целом можно считать, это направление перспективным для внедрения СПГ как моторного топлива.

Учитывая географию добычи ископаемых (Карелия, Кузбасс, Мурманская область, Кемерово) и основных возможных потребителей СПГ (74 % составляют 15 горнодобывающих компаний), государство должно создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия между нефтегазовыми компаниями и потенциальными потребителями.

Компании показывают заинтересованность перевода основной техники на альтернативное топливо, учитывая преимущества СПГ в виде экономической выгоды, улучшения производительности двигателя, поскольку во время карьерной добычи сильно загрязняется воздух. Подобные ситуации могут представлять опасность для операторов карьерной техники, особенно в глубоких карьерах. Но до сих пор остается нерешенным вопрос с производством техники, работающей на газовом топливе. Руководством компании ОАО «БЕЛАЗ» было озвучено, что к ним часто поступают запросы на приобретение карьерной техники, использующей газ в качестве моторного топлива [9]. Но для реализации производства такой техники, необходима разработка газопоршневого двигателя, совершенствование правовой базы, льготы со стороны государства и др. Также другая проблема - отсутствие СПГ инфраструктуры в местах эксплуатации карьерной техники. Этот вопрос также требует больших капитальных вложений.

Внедрение СПГ как моторного топлива на карьерной технике будет зависеть от развития технологий СПГ,

строительства инфраструктуры, наличия инвестиций, и конечно же, от мер, предпринимаемых государством.

Сельскохозяйственная техника

Поскольку повсеместно нет мировой практики использования СПГ как топлива в сельском хозяйстве, об этом можно говорить, как о перспективе. В конце 2013 года Д.И. Медведевым было дано указание о переводе до 2020 года значительной части сельскохозяйственной техники на газовое топливо. К сожалению, за 7 лет ситуация практически не изменилась, количество аграрной техники, работающей на альтернативном топливе выросло лишь на 1,9 %.

Основным потребителем моторного топлива в сельском хозяйстве являются тракторы, комбайны и КАМАЗы. Для сельхозработников важным остается мощность техники, поэтому, главным критерием при переходе на газ является сохранение технических характеристик трактора или комбайна. И лишь стремительное увеличение стоимости бензиновых моторных топлив, делает необходимым поиск новых альтернатив, которые будут экономически более выгодными [10].

Для благополучного применения СПГ в сельском хозяйстве, необходимы регулярные инвестиции в исследования для совершенствования технической составляющей, также субсидирование предприятий для приобретения новой техники, а также, как и в других видах транспорта, развитие инфраструктуры СПГ во всех областях, где развит сельскохозяйственный сегмент.

Железнодорожный транспорт

В нашей огромной стране железнодорожный транспорт играет основную роль в осуществлении перевозок. На долю железнодорожного транспорта приходится более 87 % всех перевозок (без учета трубопроводного). Но в тоже время в России более 43 тысяч км железнодорожных путей не электрифицированы. Соответственно, на этих участках единственной возможностью передвигаться является использование тепловозов на дизельном топливе. Планируется, что к 2030 доля грузов, перевозимых тепловозами, увеличится на 10 %.

Между ПАО «Газпром» и ОАО «РЖД» в 2018 году была подписана программа, согласно которой ОАО «РЖД» планирует увеличить парк газотурбовозов на СПГ до 22 единиц. Они будут передвигаться по Свердловской железной дороге. Газпром же должен построить два малотоннажных комплекса СПГ в Сургуте и Тобольске [11]. Для завершения успехом данных планов необходима координация действий всех участников проекта: железнодорожников, нефтегазовых компаний, инвесторов, конструкторских компаний и представителей органов власти.

Магистральный автомобильный транспорт

Из всех видов транспорта автомобильный является самым большим потребителем моторных топлив. И, учитывая, что газовая инфраструктура лучше всего развита в сфере магистрального автотранспорта, то он может стать главным потребителем СПГ на рынке. К 2030 году ожидается что ЛЛ спроса будет локализоваться на федеральных трассах, простирающихся по европейской части (Европа -Западный Китай, Север - Юг и др.). По прогнозам аналитиков Международного Энергетического Агентства (МЭА), основными потребителями СПГ будут междугородние автобусы и тягачи с грузоподъемностью более 12 т.

При переходе с бензиновых топлив на газомоторные, самым лучшим вариантом по сравнению с КПГ с

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

CS

0

CS

<0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

позиции покупателя является СПГ. Помимо экологических преимуществ, отмеченных ранее, СПГ увеличивает пробег без дозаправок, улучшает технические характеристики двигателя (октановое число метана равно 105; оно обеспечивает полное сгорание топлива, тем самым увеличивает срок эксплуатации транспортного средства в 1,2 раза). Производители тягачей заявляют, что пробег без дозаправки увеличился до 1200 км и более. Также вес криобака с СПГ меньше при большем объеме топлива, следовательно, СПГ выгоднее и повышает грузоподъемность транспортного средства [12].

Учитывая, что для транспортных компаний, использующих седельные тягачи, сумма издержек на топливо составляет более 35 %, переход на СПГ будет рентабельным решением. В связи с недостаточно развитостью заправочной инфраструктурой перейти на СПГ могут позволить себе крупные компании; для мелких это рискованно. Переход возможен при наличии заправочной инфраструктуры на трассах по стране, развитии вторичного рынка техники на СПГ и существования технологии по переводу двигателя на газовый режим в приемлемом ценовом диапазоне. Как и при эксплуатации карьерной техники, собственники ориентируются на сохранение производственной мощности транспортного средства. Не так давно общественности был представлен грузовик New Stralis NP, работающий на газомоторном топливе, с мощностью 400 л.с., как и у дизельного аналога.

28 июня 2021 года состоялось заседание комиссии Государственного совета по направлению «Энергетика», на котором генеральный директор компании ООО «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин в своей речи обозначил основные предложения для успешного развития ГМТ отрасли: расширение перечня субъектов РФ, в которых формирование газозаправочной инфраструктуры происходит в первоочередном порядке, увеличение субсидирования транспорта на природном газе и переоборудования транспорта.

Для популяризации ГМТ ПАО «Газпром» вплоть до 2019 года проводил международные автопробеги «Голубой коридор - газ в моторы», состоящий из двух частей - европейской и российской. Протяженность отечественной части составляла более 2,5 тыс. км. В пробеге участвовала техника компаний КАМАЗ, УРАЛ, РариТЭК, Автоваз, Scania и др. Проверив в тяжелых полевых условиях технику на метане, все транспортные средства показали экономию топлива в целом на 15-20 %.

Для успешного внедрения СПГ на магистральном транспорте необходимо решение некоторых проблем в сфере ГМТ, часть которых идентична по всем видам транспорта:

• нет серийного производства автомобилей с газовыми двигателями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствует законодательство в сфере ГМТ;

• дорогостоящее иностранное оборудование и отсутствие отечественных аналогов;

• отсутствие развитой инфраструктуры;

• отсутствие эффективного государственного регулирования и координации действий участников и др.

Выводы

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что обстановка на рынке СПГ сейчас далеко не стабильная - отсутствует устойчивая динамика спроса и предложения. Также топливные рынки очень подвержены

внешним эффектам, таким как политические противостояния, санкции, эпидемии и пр. Однако, у нашего государства все равно есть большие возможности для реализации СПГ-проектов. Вопрос диверсификации моторных топлив и их внедрение в транспорт является одним из приоритетных в топливно-энергетической промышленности. Газомоторному топливу пророчат лидирующие позиции на магистральном автомобильном транспорте, бункеровке, карьерной и железнодорожной технике. Но для этого нужно преодолеть все имеющиеся барьеры, перечисленные выше, конечно же только с участием государства. Его задачей является создание благоприятной атмосферы на рынке как для производителей топлива, так и для основных потребителей сегментированного транспортного рынка.

Литература

1. Уютов С.Ю., Савельев Г.С., Прядкин В.И. Обзор зарубежных разработок по конвертации дизелей в газо-искровый двигатель. // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования, 2014, № 1, с. 74-76.

2. О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива: распоряжение правительства Российской Федерации № 767-р от 13.05.2013. - 2 с. - Текст : непосредственный.

3. Китайский рынок СПГ: ловим волну. - Текст : электронный // URL: https://expert.ru/2019/03/21/spg/ (дата обращения - 25.03.2021).

4. Официальный сайт компании «Газпром газомоторное топливо» [сайт]: http:// gazprom-gmt.ru/about -Текст : электронный.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 350-р от 13 февраля 2021 - 15 с. - Текст: непосредственный.

6. Официальный сайт компании «Газпром газомоторное топливо» [сайт]: http:// www.lng.gazprom-gmt.ru/ -Текст : электронный.

7. Началось строительство самого большого в мире Ро-Ро судна на СПГ. -Текст : электронный // 2020. - uRl

https://cfts.org.ua/news/2020/04/06/nachalos_stroitelstvo_s amogo_bolshogo_v_mire_ro_ro_sudna_na_spg_foto_5814 9 (дата обращения : 17.06.2021).

8. Эксперты обсудили ситуацию на рынке бункерного топлива на онлайн-конференции Argus. - Текст : электронный // 2021. - URL : https://www.interfax.ru/events/news/752267 (дата обращения : 03.04.2021).

9. Карьерные самосвалы на газовом топливе. -Текст : электронный // 2019. - URL : https://zen.yandex.ru/media/id/5afabbe9256d5c10df00853 9/karernye-samosvaly-na-g azovom-toplive-

5db8380a1febd400b188f4a5_(дата обращения :

10.05.2021).

10. Савельев Г.С., Кочетков М.Н., Овчинников Е.В. Комплексное использование газомоторного топлива в сельскохозяйственном производстве. // Инновационное развитие АПК России на базе интеллектуальных машинных технологий. Междунар. науч.-техн. конф. Сб. науч. докл. Москва, ВИМ, 2014, с. 136-140.

11. «Газпром» обеспечит заправку новых газомоторных локомотивов на Свердловской железной дороге. -Текст : электронный // 2018. URL :https://gasworld.ru/ru/news/russia/gazprom-obespechit-

zapravku-novyh-gazomotornyh-lokoiriotivov-na-sverdlovskoy-geleznoy-doroge/ (дата обращения: 15.05.2021).

12. Горбачев С.П., Медведков И.С. Особенности малотоннажного производства СПГ на газопроводах на основе дроссельных циклов

высокого давления // Технические газы. 2016. Т. 16. № 1. С. 29-36.

13. Тимур Соин выступил на заседании Госсовета с предложениями о развитии рынка газомоторного топлива. - Текст : электронный // 2021. - URL : https://gmt.gazprom.ru/press/news/2021/06/70/ (дата обращения : 28.06.2021).

Application of liquefied natural gas as a motor fuel in Russia Aisanova Ja.A.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

As part of the study, the author examined the current state of the liquefied natural gas (LNG) market in Russia. It is noted that LNG appears to be the most promising alternative to fuel oil for all types of transport. The main technical, operational, environmental and economic advantages of using LNG as a motor fuel have been established. The main reasons restraining the growth of demand for alternative fuels have been identified. The main directions of effective use of low-tonnage production of liquefied natural gas are considered. These include water, rail, road transport, etc. An analysis was also made of the potential for the introduction of LNG as a vehicle fuel in various transport segments. In addition, the main obstacles to the development of the liquefied natural gas market and possible ways to overcome them are highlighted.

Keywords: gas engine fuel (LNG), liquefied natural gas (LNG), bunkering, low-tonnage LNG, gas distribution station (GDS).

References

1. Uyutov S.Yu., Saveliev G.S., Pryadkin V.I. Review of foreign developments

for converting diesel engines into a gas-spark engine. // Alternative energy sources in the transport and technological complex: problems and prospects for rational use, 2014, no. 1, p. 74-76.

2. On the regulation of relations in the field of gas motor fuel use: order of the

Government of the Russian Federation No. 767-r dated 13.05.2013. - 2 p. - Text: direct.

3. Chinese LNG market: catching the wave. - Text: electronic // URL:

https://expert.ru/2019/03/21/spg/ (date of access - 03/25/2021).

4. The official website of the Gazprom Gazomotornoye Toplivo company

[website]: http: // gazprom-gmt.ru/about - Text: electronic.

5. Order of the Government of the Russian Federation No. 350-r dated

February 13, 2021 - 15 p. - Text: direct.

6. The official website of the Gazprom Gazomotornoye Toplivo company

[website]: http: // www.lng.gazprom-gmt.ru/ - Text: electronic.

7. Construction began on the world's largest LNG Ro-Ro vessel. -Text:

electronic // 2020. - URL:

https://cfts.org.ua/news/2020/04/06/nachalos_stroitelstvo_samogo_bols hogo_v_mire_ro_ro_sudna_na_spg_foto_58149 (date accessed: 17.06.2021).

8. Experts discussed the situation in the bunker fuel market at the Argus

online conference. - Text: electronic // 2021. - URL: https://www.interfax.ru/events/news/752267 (date accessed: 04/03/2021).

9. Mining dump trucks on gas fuel. - Text: electronic // 2019. - URL:

https://zen.yandex.ru/media/id/5afabbe9256d5c10df008539/karernye-samosvaly-na-gazovom-toplive-5db8380a1febd400b188f4a5 (date of access: 10.05.2021).

10. Saveliev G.S., Kochetkov M.N., Ovchinnikov E.V. Complex use of gas engine fuel in agricultural production. // Innovative development of the agro-industrial complex of Russia based on intelligent machine technologies. Int. scientific and technical conf. Sat. scientific. report Moscow, VIM, 2014, p. 136-140.

11. Gazprom will provide refueling for new gas engine locomotives on the Sverdlovsk railway. - Text: electronic // 2018. URL: https: //gasworld.ru/ru/news/russia/gazprom-obespechit-zapravku-novyh-gazomotornyh-lokomotivov-na-sverdlovskoy-geleznoy-doroge/ (date of access: 15.05. 2021).

12. Gorbachev S.P., Medvedkov I.S. Features of low-tonnage LNG production on gas pipelines based on throttling cycles

high pressure // Technical gases. 2016.Vol. 16.No. 1. P. 29-36.

13. Timur Soin made a speech at a meeting of the State Council with proposals on the development of the NGV fuel market. - Text: electronic // 2021. - URL: https://gmt.gazprom.ru/press/news/2021/06/70/ (date of access: 28.06.2021).

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.