Китай
А.В. Шелепов
Шелепов Андрей Владимирович — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ позиций Китая по основным проблемам глобального управления. Анализ осуществлен на основе документов «Группы двадцати» и национальных документов (законов, национальных программ, заявлений президента страны и т.д.). Китай занимает лидирующие позиции в мире по темпам экономического развития, численности населения и ряду других важнейших социально-экономических показателей. В то же время в стране остается нерешенным комплекс проблем, присущих развивающимся странам.
В результате практически все глобальные риски, с точки зрения властей КНР, имеют высокую степень актуальности. Принятие мер в отношении них рассматривается, с одной стороны, как способ укрепления позиций страны в мире, с другой — как инструмент внутреннего развития, дающий возможность поддержания высоких темпов роста.
Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе двадцати", "Группе восьми" и БРИКС».
Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, глобальное управление, глобальные риски, экономические риски, природные риски, геополитические риски, социальные риски, технологические риски.
Key words: G8, G20, BRICS, global governance, global risks, economic risks, environmental risks, geopolitical risks, societal risks, technological risks.
Китай, являясь крупнейшей и наиболее динамично развивающейся экономикой мира (темпы роста ВВП за последние 10 лет не опускались ниже 9% [2]), также остается страной с наибольшей в мире численностью населения — 1344 млн человек по состоянию на июль 2011 г. [2]. Эти факторы, наряду с масштабным вовлечением страны в международную торговлю, показателем которой является более чем шестикратный рост внешнеторгового оборота за последнее десятилетие [2], а также активным вложением инвестиций по всему миру и особенностями системы государственного управления, определяют позиции Китая по решению ключевых проблем глобального управления, оказывают существенное влияние на формирование повестки дня международных форумов и глобальное управление в целом.
Экономические риски
Высокая численность и бедность населения, необходимость сохранения высоких темпов экономического роста и развития финансового сектора в соответствии с опытом развитых стран предопределяют позиции Китая по ключевым экономическим рис-
Позиция Китая в отношении продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства обусловлена крупнейшей в мире численностью населения страны и сохраняющейся отсталостью в использовании современных методов сельскохозяйственного производства по сравнению с развитыми странами мира. В результате основой продовольственной безопасности Китая власти страны считают модернизацию сельскохозяйственного производства и грамотное управление земельными и водными ресурсами. Согласно 12-му Пятилетнему плану Китая на период 2010—2015 гг., реализация этой задачи будет проводиться, в том числе, за счет привлечения иностранных инвестиций для внедрения инноваций в китайское сельское хозяйство и использования современных механизмов защиты от неблагоприятных ценовых колебаний. Ожидается, что реализация одобренных властями мер позволит увеличить ежегодные урожаи пшеницы на 50 млн тонн. Кроме того, одним из методов достижения продовольственной безопасности Китая должна стать защита сельскохозяйственных угодий от засух и наводнений, улучшение систем сельскохозяйственной логистики и хранения сельскохозяйственной продукции [20].
В Китае сохраняется крайне высокая численность малоимущих граждан. Более 13% населения страны имеют доходы ниже установленного государством «уровня бедности», который составляет 363 долл. США в год1. Основные направления борьбы с неравенством доходов населения в стране — повышение социальных выплат и реформирование налоговой системы. Одним из основных компонентов социальных выплат является компенсация за оплату жилья. Бездетным сельским жителям Китая установлены выплаты на покупку продовольствия, одежды, оплату жилья, медицинских расходов и расходов по организации похорон. Отличительной особенностью китайской системы социального обеспечения является механизм компенсаций малоимущим слоям населения при повышении потребительских цен [38].
Проблема хронических бюджетных дисбалансов до последнего времени не была для Китая актуальной. В то же время власти Китая заявляют о намерении продолжать политику снижения налогов, препятствующих развитию малого бизнеса. Кроме того, бюджетом на 2012 г. намечено увеличение государственных расходов на образование, здравоохранение, а также масштабные инвестиции в проекты строительства доступного социального жилья. Таким образом, нагрузка на бюджет резко возрастет уже в 2012 г., а в будущем ожидается ее дальнейшее усиление. В этой связи правительство страны делает акцент на мерах по повышению эффективности государственных расходов и улучшению собираемости налогов. Для улучшения собираемости налогов власти планируют ужесточить законодательство по борьбе с уклонением от их уплаты и мошенничеством. Дополнительной мерой сокращения бюджетных расходов должна стать экономия на мероприятиях, проводимых государственными органами, строительстве зданий для государственных и партийных органов [37].
Конкретных мер по снижению системных рисков и предотвращению краха системообразующих финансовых институтов и валютных систем китайскими властями не заявлено. В соответствии с позицией Центрального банка Китая, снижение системных рисков в экономике связывается с общей политикой по повышению эффективности регулирования финансового сектора, контроля за монетарной системой, снижению дисбалансов на кредитном рынке, развитию сферы финансовых услуг и более тщательному контролю на валютном рынке [24]. Повысить эффективность регулирования в финансовом секторе предполагается за счет более тщательного мониторинга экономи-
1 Field Listing: Population below Poverty Line // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2046.html (date of access: 26.10.2012).
ческой ситуации в стране и мире и активного использования передового опыта других стран. Еще одной мерой по снижению системных рисков в финансовом секторе, по мнению китайских властей, должно стать обсуждаемое Комиссией по банковскому регулированию внедрение системы страхования банковских вкладов [22].
Китай также поддерживает реформу МВФ. По мнению представителей китайских властей, реформирование института в соответствии с международными договоренностями будет способствовать стабилизации мировой экономики и улучшению ситуации в проблемных регионах, прежде всего в еврозоне. Китайские финансовые власти считают МВФ важнейшим институтом, оказывающим содействие в выборе экономической политики, а также способствующим налаживанию экономических взаимосвязей между странами. Однако степень влияния Китая на принимаемые решения и квота в МВФ, согласно официальной позиции, не соответствуют месту страны в мировой экономике [10]. Следствием такой позиции стало одобрение Китаем реформы квот и управления МВФ 2010 г. [26], предусматривающей вхождение страны в тройку крупнейших акционеров Фонда и усиление влияния на его политику [36].
Возможные непредвиденные негативные последствия регулирования тщательно изучаются и учитываются китайскими властями при осуществлении реформ, прежде всего в финансовом секторе. Так, при введении новых стандартов банковского капитала было учтено возможное негативное воздействие на китайские банки, в результате чего новые требования к капиталу будут в полной мере действовать для крупнейших банков с 2013 г., а небольшие банки получат дополнительно три года на адаптацию к изменениям [42].
Для устранения рисков ликвидности Центральный банк Китая готовит комплекс мер, полностью соответствующих рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) и других международных организаций в этой сфере. Таким образом, Китай является одним из лидеров по внедрению норм, предусмотренных стандартами Базель III. При этом в документах, регулирующих управление рисками ликвидности, которые публикуются Комиссией по банковскому регулированию Китая (CBRC), содержатся четкие сроки внедрения новых стандартов, которые по ряду позиций опережают аналогичные сроки, предусмотренные БКБН. В частности, коэффициент краткосрочной ликвидности и коэффициент чистого стабильного финансирования, внедрение которых в рамках Базель III предусмотрено в 2015 г. и 2018 г. соответственно, будут использоваться в китайской банковской системе на год раньше [41].
Китайские власти уделяют пристальное внимание проблеме дисбалансов рынка труда. Несмотря на высокую численность населения, структура экономики Китая помогает избегать обострения проблемы безработицы. В то же время серьезной проблемой остается низкая квалификация рабочей силы. Решение существующих проблем рынка труда основывается на всестороннем развитии системы образования, государственных программах помощи выпускникам в поиске работы, трудоустройства мигрантов из сельской местности, представителей этнических меньшинств, а также демобилизованных военнослужащих. Кроме того, по указанию лидера страны местными властями Китая и руководящей партией разрабатываются проекты введения льгот по налогообложению, которые, как ожидается, будут стимулировать занятость. По заявлениям властей, принятие всего комплекса мер позволит резко улучшить ситуацию на рынке труда Китая уже через четыре года [25].
Таким образом, позиция Китая в отношении ключевых экономических рисков основывается на учете рекомендаций международных институтов финансового регулирования. В результате финансовый сектор страны отличается стабильностью, а при-
оритетное значение имеет выработка решений по проблемам, присущим в большей степени развивающимся странам: неравенство доходов населения и волатильность цен на продовольствие. В то же время позиции китайских властей по вопросам, связанным с реформированием мировой валютно-финансовой системы, обусловлены стремлением получить в механизмах управления этой системой место, соответствующее весу страны в мировой экономике, а также обеспечить устойчивые темпы экономического роста, сохранив конкурентные преимущества в виде дешевой рабочей силы и недооцененной валюты.
Геополитические риски
Позиции Китая по актуальным вопросам геополитики характеризуются поддержкой верховенства принципов международного права и ООН при решении международных конфликтов. В то же время жесткая позиция Китая в отношении внутриполитической сферы нередко вызывает критику со стороны международного сообщества.
Позиция Китая относительно сбоев глобального управления выражается в активном участии страны в деятельности различных международных институтов. Китай поддерживает реформу Совета Безопасности ООН. Постепенно с негативной на положительную меняется его позиция относительно получения Индией статуса постоянного члена Совбеза. Китай поддерживает идею верховенства решений Совета Безопасности в вопросах урегулирования конфликтов и поддержания мира [39]. Еще одним приоритетом политики Китая, направленным на укрепления системы глобального управления, является расширение и углубление взаимодействия с соседними странами на двусторонней основе, а также расширение сотрудничества в рамках международных институтов, прежде всего «Группы двадцати» и БРИКС [17].
Относительно решения возникающих в мире конфликтов Китай выступает категорически против силового вмешательства в них других государств. При этом устранение очагов напряженности и конфликтов, в которые вовлечен сам Китай, рассматривается властями исключительно как внутреннее дело страны. Этим объясняется жесткая позиция страны по тибетскому вопросу [35].
Сирия
Китай поддерживает суверенитет, территориальную целостность, независимость и единство народа Сирии. При этом, по мнению китайских властей, проблема должна решаться исключительно мирным путем, на основе учета мнения сирийского народа и политического диалога, в полном соответствии с Планом Кофи Аннана [21].
Ливия
Китай осудил участие НАТО в операции в Ливии [4]. В налаживании послевоенной жизни Ливии Китай отводит исключительную роль решениям Совета Безопасности ООН. Также Китай поддерживает возвращение замороженных ливийских активов обратно в страну [12].
Палестино-израильский конфликт
Китай поддерживает решение конфликта на основе решений СБ ООН, других принятых на международном уровне документов и принципа «земля в обмен на мир».
Результатом решения конфликта должно стать мирное сосуществование независимых палестинского и израильского государств с отдельными столицами в Западном и Восточном Иерусалиме [6].
Иран
Китай призывает Иран к продолжению диалога для решения конфликта. При этом представители китайских властей заявляют о праве Ирана на мирное использование атомной энергии и не поддерживают введение жестких санкций в отношении страны [9].
КНДР
Китай выступает за исключительно мирное решение северокорейской проблемы. Власти заявляют, что этой же позиции будут придерживаться в отношении любых других региональных конфликтов [4].
Восточный Тимор
Китай стремится налаживать с Восточным Тимором весь спектр связей, так как это государство «также является развивающейся страной» [40].
Китай занимает жесткую позицию в отношении проблемы коррупции. Страна является участником Конвенции ООН против коррупции с 2006 г. [43]. Китайское законодательство предусматривает жесткие меры в отношении коррупционеров, вплоть до применения смертной казни. Как международным сотрудничеством в области борьбы с коррупцией, так и проведением мероприятий в этой сфере внутри страны занимается специальный орган — Национальное бюро по предотвращению коррупции2.
Борьба с организованной преступностью ведется в Китае жесткими методами. На фоне уменьшения количества преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, китайские власти ужесточают ответственность за участие в организованных преступных сообществах. Внедряются нормы по конфискации имущества таких преступников [7].
Китай придерживается международных договоренностей по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Страна ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия и рассматривает его как важную составляющую безопасности в мире. Китай подписал, но не ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. По мнению китайских властей, необходимо усиление взаимодействия мирового сообщества по вопросам ядерной безопасности, нераспространения и разоружения. При этом в центре системы обеспечения нераспространения ОМУ, согласно позиции Китая, должна находиться ООН [3].
Таким образом, Китай поддерживает принципы международной безопасности, являясь сторонником мирного разрешения конфликтов и ядерного нераспространения. Позиции Китая в отношении внутренних угроз политической стабильности выражаются в жесткой борьбе с преступностью, коррупцией и терроризмом.
2 National Bureau of Corruption Prevention of China. URL: http://www.nbcp.gov.cn/article/English/ Organization/ (date of access: 26.10.2012).
Природные риски
Большая численность населения, обширная территория, наличие в составе страны районов с неблагоприятным климатом и серьезное негативное воздействие промышленности и сельского хозяйства Китая на окружающую среду обуславливают актуальность предотвращения природных рисков.
Китайские власти успешно проводят политику адаптации к изменению климата и загрязнению окружающей среды. Основные задачи в рамках Национальной программы по борьбе с изменением климата сформулированы в 12-м Пятилетнем плане на период 2011—2015 гг., среди них: повышение доли возобновляемых источников в энергобалансе до 11,4%; снижение потребления воды на единицу производства на 30%; снижение энергоемкости ВВП на 16%; снижение выбросов углекислого газа на единицу ВВП на 17%; увеличение площади лесов на 21,66% и запасов леса на 600 млн куб. метров [28].
Китай поддерживает международные договоренности по противодействию изменениям климата. Как участник Рамочной конвенции ООН по изменению климата и Киотского протокола, Китай обязуется принимать меры по борьбе с изменением климата [16]. Национальная программа по борьбе с изменением климата по ряду позиций предусматривает более амбициозные задачи, чем в рамках международных договоров [14].
Большая территория страны обуславливает высокую частоту возникновения различных экстремальных природных явлений в Китае. Основное направление борьбы с экстремальными погодными явлениями — их предупреждение. Для этой цели создана специальная система мониторинга, основанная на научных исследованиях причин и последствий таких явлений. Система позволяет осуществлять как краткосрочное, так и долгосрочное прогнозирование экстремальных климатических явлений. Кроме того, в ее рамках функционирует механизм предупреждения жителей о надвигающихся угрозах и распределения необходимых средств защиты [19]. Китай поддерживает создание подобных систем и в других регионах мира [29].
В области некачественного управления водными и земельными ресурсами руководство Китая особое внимание уделяет экономии водных ресурсов и разумному распоряжению земельными ресурсами. Различные меры экономии воды обязательны для исполнения как предприятиями, так и частными лицами в соответствии с Законом о воде 2002 г. [44]. На местном уровне, согласно положениям Закона об управлении землей 1998 г., в рамках деятельности муниципальных ведомств по контролю за оборотом земель создается система справедливого ценообразования на земельные ресурсы и мониторинга их целевого использования. Предполагается, что подобные меры помогут исключить ненадлежащее использование земель и повысить инвестиции в современные методы сельскохозяйственной обработки земель [13].
Китайские власти принимают меры по повышению энергоэффективности национальной экономики. Приоритет в развитии китайской энергетики — использование экологически чистых и возобновляемых источников энергии. Энергоэффективность официально именуется одним из основных факторов динамичного экономического развития Китая [5]. Использующие в процессе эксплуатации электроэнергию изделия маркируются специальными значками, содержащими информацию об их энергоэффективности. Также по аналогии с земельными и водными ресурсами китайское законодательство предусматривает различные меры экономии в отношении энергии, относящиеся как к частным лицам, так и к предприятиям. Поправки в Закон об энергосбережении, внесенные в 2007 г., расширили список этих мер, а также впервые уста-
новили конкретные меры ответственности за нарушения, ведущие к неэкономному расходованию энергии [1].
Урбанизация рассматривается властями Китая как одна из основ экономического роста. В этой связи возникает вопрос о стимулировании данного процесса с одновременным усилением контроля за урбанизацией. В городах создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура. Благодаря принимаемым мерам, уровень урбанизации в 2011 г. превысил 50%. Китай активно использует зарубежный опыт контроля за процессом урбанизации и способствует привлечению иностранных ресурсов, прежде всего из европейских стран, в этот процесс [18]. Также упрощаются требования по регистрации мигрантов из сельской местности в качестве городских жителей, что дает им возможность профессионального переобучения и нахождения работы в отраслях, не связанных с сельским хозяйством [38].
Таким образом, Китай придерживается твердой позиции по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Самая высокая в мире численность населения и относительно низкая доля в нем жителей городов (немногим более 50%) определяет для Китая приоритетность решения проблем, связанных с урбанизацией. Особенностью позиций Китая в отношении природных рисков является постоянный учет интересов экономического роста при принятии мер по борьбе с этими рисками.
Технологические риски
Важность технологических приоритетов обусловлена бурным развитием в Китае современных технологий, атомной энергетики, информатизации на фоне сохраняющейся уязвимости в отношении стихийных бедствий и неразвитости инфраструктуры в сравнении с ведущими странами мира.
Решение проблем уязвимости информационных систем, инфраструктуры и сетей не рассматривается Китаем в качестве приоритета. Несмотря на массовые случаи кражи личной информации и другие проявления киберпреступности, китайское законодательство в соответствующей сфере находится в стадии разработки. Закон о защите персональных данных, обсуждаемый с 2003 г., до сих пор не принят.
Китай уделяет большое внимание ядерной безопасности. В стране насчитывается 16 действующих атомных реакторов на семи АЭС, при этом более 60 станций находятся в стадии строительства или проектировки [8]. Со времени создания первой АЭС в Китае действуют специальные стандарты по функционированию ядерных реакторов, используемых в мирных целях. Постоянно ведется работа по осуществлению научных исследований, направленных на повышение безопасности работы атомных станций. Кроме того, проработаны меры защиты населения и экономики страны на случай возникновения аварийных ситуаций на ядерных объектах [31]. Исследования в области безопасности ядерной энергетики получили развитие в последние годы в связи с намерением властей значительно увеличить долю атомной энергии в энергобалансе страны [32] (с 1% в 2010 г. до 6-8% к 2020 г.) [30].
Природные катастрофы рассматриваются Китаем и как непосредственная угроза для самой страны, и как риск для других государств. В этой связи создана национальная система предупреждения и ликвидации последствий природных катастроф, и осуществляется сотрудничество с другими странами в области оказания гуманитарной помощи пострадавшим от природных катастроф, создания глобальных механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций и оперативного реагирования на них. В целях предупреждения и ликвидации последствий природных катастроф, а также повы-
шения информированности населения о проблеме и обучения навыкам поведения в экстремальных ситуациях властями Китая принят специальный Пятилетний план по комплексному снижению рисков природных катастроф [23].
В области развития инфраструктуры Китай имеет несколько приоритетов, направленных на преодоление серьезной отсталости в данной области от ведущих стран мира. Это, прежде всего, развитие сельскохозяйственной и сельской инфраструктуры, в том числе систем орошения сельскохозяйственных земель, водосбережения, сетей водо- и газоснабжения сельских домов, строительство сельских дорог, культурных и спортивных сооружений, дешевого жилья [38]. Также приоритетом инфраструктурного развития является создание сети телекоммуникаций нового поколения на основе интеграции телевидения, радиовещания и Интернета в единую систему [38]. Еще один важный приоритет — развитие городской инфраструктуры, строительство железных и автодорог между городами, улучшение транспортной ситуации в крупных населенных пунктах, в том числе в Гонконге и Макао [38].
Таким образом, необходимость преодоления отставания страны в решении проблем, связанных с технологическими рисками, способствует стремлению Китая к использованию опыта других стран и выстраиванию с ними партнерских отношений для выработки мер по указанным вопросам. Стремление к сохранению высоких темпов роста экономики определяет важность принятия мер, направленных на развитие инфраструктуры.
Социальные риски
Риски социального блока традиционно актуальны для Китая. Принимаемые меры по сдерживанию роста населения, преодолению дефицита ресурсов, контролю за миграцией пока не позволяют полностью решить эти проблемы. Кроме того, принятие мер по указанным направлениям способно обострить другие риски, в частности старения населения.
Неустойчивый рост населения — серьезная проблема для Китая, в связи с которой проводится национальная политика ограничения роста рождаемости. Результатом ее проведения стало обеспечение стабильного увеличения численности населения, соответствующего потенциалу экономического роста страны. Вероятно, в будущем Китай столкнется с проблемой возрастных диспропорций, возникшей вследствие ограниченной численности молодого населения в результате политики «одна семья — один ребенок» и увеличения продолжительности жизни в стране [15]. Считается, что период 2011—2015 гг. является критическим для выработки комплексного подхода к решению вопроса роста населения. Требуется подход, который бы обеспечивал баланс между ограничением рождаемости, ведущим к росту социальной нагрузки, и ее ростом, связанным с возможным повышением уровня бедности, нехваткой ресурсов, снижением уровня образования. В настоящий момент целевой показатель уровня населения страны к 2015 г. составляет 1,39 млрд человек [11].
Старение населения на сегодняшний день не является серьезным риском для Китая, однако в будущем на фоне увеличения продолжительности жизни высока вероятность того, что актуальность данной проблемы усилится.
Власти Китая принимают меры по предупреждению возможной нехватки водных ресурсов в стране. Контроль за расходованием воды в Китае осуществляется по двум направлениям. Регулируется как объем потребляемой в стране воды, так и использование ее по назначению в соответствии с составляемыми заранее планами. На основе
прогнозов экономического развития страны формулируются планы по будущему потреблению воды [44].
Миграция в Китае в основном имеет внутренний характер — из сельской местности в города. Власти активно поддерживают такую миграцию, поскольку она способствует урбанизации и обеспечивает экономический рост в стране, особенно в свете грядущей нехватки дешевой рабочей силы [33]. При этом рост крупнейших городов сдерживается, в первую очередь поощряется приток мигрантов в малые и средние города [34]. Планируется создание единой страновой информационной базы по миграции. Цель этой меры — усиление контроля за рождаемостью среди мигрантов из сельской местности, резкий рост которой в последние годы привел к возникновению трудностей при реализации политики «одна семья — один ребенок» [27].
Таким образом, власти Китая принимают различные меры для решения проблем социального характера. При этом необходимо дальнейшее повышение их эффективности, так как риски данной категории не теряют остроты. Кроме того, на фоне изменения демографической структуры населения страны для Китая становятся актуальными новые риски, связанные со старением населения и зарождающейся нехваткой дешевой рабочей силы для поддержания высоких темпов экономического роста.
Заключение
Позиции Китая в отношении глобальных рисков предстоящего десятилетия характеризуются использованием опыта и методов, применяемых в других странах мира, но с обязательным учетом национальной специфики страны.
Основой позиции Китая в отношении рисков экономического блока является стремление повысить влияние на решение вопросов в рамках мировой финансовой системы, сохраняя при этом лидирующие позиции в мировой экономике по темпам роста и объемам экспорта.
В отношении рисков геополитического блока позиция Китая основана на поддержке принципов международной безопасности и неизменной приверженности принципу невмешательства во внутренние дела других государств. Позиции Китая в отношении внутренних рисков политической стабильности выражаются в жесткой борьбе с преступностью, коррупцией и терроризмом.
Приоритетной задачей в отношении природных рисков для Китая является решение проблем, связанных с урбанизацией. Развитие городов рассматривается властями страны как важный инструмент поддержания высоких темпов экономического роста.
Важнейшей проблемой технологического характера для Китая остается неразвитость инфраструктуры. В связи с этим власти страны принимают активные меры по решению данной проблемы как на основе национальных ресурсов, так и путем привлечения иностранных инвестиций и экспертов.
В будущем вероятно дальнейшее усиление актуальности для Китая социальных вопросов. На фоне успешного решения проблемы неустойчивого роста населения стране еще предстоит найти ответы на вызовы, обусловленные сокращением доли рабочей силы в населении и неуправляемой миграцией.
Таким образом, к наиболее значимым для Китая рискам, являющимся приоритетами глобального управления в соответствии с позицией китайских властей, можно отнести: неравенство доходов населения; крах системообразующих финансовых институтов и валютных систем; сбои глобального управления и неспособность разрешить конфликты дипломатическим путем; риск неуправляемой урбанизации; неразвитость
инфраструктуры; отсутствие грамотной политики в отношении старения населения; неуправляемую миграцию.
Литература
1. Background and Significance of the China Energy Label // China Energy Label. URL: http://www. energylabel.gov.cn/en/Introduction/ChinaEnergyLabel/index.html (date of access: 26.10.2012).
2. BRICS Joint Statistical Publication 2012 // Fourth BRICS Summit. 2012. URL: http://bricsindia. in/publication.html (date of access: 26.10.2012).
3. China Calls on World to Join Hands in Facing Challenge of Nuclear Non-Proliferation, Disarmament // Chinese Government's Official Web Portal. 20.04.2012. URL: http://www.gov.cn/misc/2012-04/20/content_2118187.htm (date of access: 26.10.2012).
4. China, Russia in Concern over Libya // Shanghai Official Web Portal. 17.06.2011. URL: http://www. shanghai.gov.cn/shanghai/node23919/node23923/u22ai46133.html (date of access: 26.10.2012).
5. China Strives for Energy Efficiency // China Climate Change Info-Net. 19.01.2012. URL: http:// www.ccchina.gov.cn/en/NewsInfo.asp?NewsId=30952 (date of access: 26.10.2012).
6. China Supports Measures to Break Palestinian-Israeli Negotiation Deadlock // The People's Government of Jiangxi Province. 24.04.2012. URL: http://english.jiangxi.gov.cn/News/201204/ t20120424_711063.htm (date of access: 26.10.2012).
7. China Tempers Justice with Mercy by Amending Criminal Law // The National People's Congress of the People's Republic of China. 30.08.2010. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/news/ Legislation/2010-08/30/content_1593768.htm (date of access: 26.10.2012).
8. China to Build More Nuclear Plants, Japan Steel Says // Bloomberg. 07.09.2009. URL: http://www. bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid=a2lUkzmYNGWI (date of access: 26.10.2012).
9. China Urges Flexibility in Upcoming Iran Nuclear Talks // Chinese Government's Official Web Portal. 11.06.2012. URL: http://www.gov.cn/misc/2012-06/11/content_2158420.htm (date of access: 26.10.2012).
10. China Voices Support for IMF to Tackle European Debt Crisis // Chinese Government's Official Web Portal. 18.03.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-03/18/content_2094295.htm (date of access: 26.10.2012).
11. China Vows to Maintain Low Birth Rate // Chinese Government's Official Web Portal. 11.04.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-04/11/content_2110512.htm (date of access: 26.10.2012).
12. China Welcomes Early Establishment of Interim Government in Libya // Chinese Government's Official Web Portal. 14.09.2011. URL: http://www.gov.cn/misc/2011-09/14/content_1946667.htm (date of access: 26.10.2012).
13. China's Management and Legal Systems for Land Resources // The Ministry of Land and Resources of the People's Republic of China. 12.10.2007. URL: http://www.mlr.gov.cn/mlrenglish/ laws/200710/t20071012_656323.htm (date of access: 26.10.2012).
14. China's National Climate Change Programme // China Climate Change Info-Net. 06.2007. URL: http://www.ccchina.gov.cn/WebSite/CCChina/UpFile/File188.pdf (date of access: 26.10.2012).
15. China's Population and Development in the 21st Century // National Population and Family Planning Commission of P.R. China. 18.11.2002. URL: http://www.npfpc.gov.cn/about/history/201202/ t20120220_381713.html (date of access: 26.10.2012).
16. China's Position on the Copenhagen Climate Change Conference // China Climate Change InfoNet. 20.05.2009. URL: http://www.ccchina.gov.cn/en/NewsInfo.asp?NewsId=17528 (date of access: 26.10.2012).
17. Chinese President Raises 3-point Proposal for BRICS Cooperation // Chinese Government's Official Web Portal. 29.03.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-03/29/content_2102727.htm (date of access: 26.10.2012).
18. Chinese Vice Premier Calls for Closer Sino-EU Collaboration in Urbanization // Chinese Government's Official Web Portal. 03.05.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-05/03/content_2128997. htm (date of access: 26.10.2012).
19. CMA Established Extreme Weather & Climate Monitor, Diagnose and Prediction System // China Meteorological Administration. 27.03.2012. URL: http://www.cma.gov.cn/en/NewsReleases/ News/201203/t20120327_167570.html (date of access: 26.10.2012).
20. Excerpt of China's 12th Five-Year Plan — Agriculture Part // Ministry of Agriculture of the People's Republic of China. 28.04.2012. URL: http://english.agri.gov.cn/Topics/12th/201204/t20120428_4365. htm (date of access: 26.10.2012).
21. Explanation of Vote by Ambassador Li Baodong after Adoption of Security Council Resolution on Deployment of the Supervision Mission in Syria // Permanent Mission of the People's Republic of China to the UN. 21.04.2012. URL: http://www.china-un.org/eng/chinaandun/securitycouncil/ regionalhotspots/asia/yz/t925009.htm (date of access: 26.10.2012).
22. Financial Regulators to Minimise Systemic Risks // The Official Website of the Beijing Government. 2012. URL: http://www.ebeijing.gov.cn/BeijingInformation/BeijingNewsUpdate/t1212461. htm (date of access: 26.10.2012).
23. Full Text: China's Actions for Disaster Prevention and Reduction // Chinese Government's Official Web Portal. 11.05.2009. URL: http://english.gov.cn/official/2009-05/11/content_1310629.htm (date of access: 26.10.2012).
24. Governor Zhou Xiaochuan's New Year Address (Released on 31 December 2011) // The People's Bank of China. 05.01.2012. URL: http://www.pbc.gov.cn:8080/publish/english/955/2012/201201061 62915247513057/20120106162915247513057_.html (date of access: 26.10.2012).
25. Hu Jintao Stresses Employment // Chinese Government's Official Web Portal. 21.02.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-02/21/content_2072822.htm (date of access: 26.10.2012).
26. IMF Quotas // International Monetary Fund. 24.08.2012. URL: http://www.imf.org/external/ np/exr/facts/quotas.htm (date of access: 26.10.2012).
27. Increasing Migration Requires Better Family Planning in China // Chinese Government's Official Web Portal. 14.04.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-04/14/content_2113469.htm (date of access: 26.10.2012).
28. Key Targets of China's 12th Five-Year Plan // Chinese Government's Official Web Portal. 05.03.2011. URL: http://www.gov.cn/english/2011-03/05/content_1816822.htm (date of access: 26.10.2012).
29. Message of Zheng Guoguang on World Meteorological Day 2012 // China Meteorological Administration. 16.03.2012. URL: http://2011.cma.gov.cn/en/news/201203/t20120316_165109.html (date of access: 26.10.2012).
30. Nuclear Power in China // World Nuclear Association. 07.2012. URL: http://www.world-nuclear. org/info/inf63.html (date of access: 26.10.2012).
31. Nuclear Safety // China Atomic Energy Authority. URL: http://www.caea.gov.cn/n602670/ n621902/32236.html (date of access: 26.10.2012).
32. Nuclear Safety Improvement a Priority // Chinese Government's Official Web Portal. 22.02.2012. URL: http://english.gov.cn/2012-02/22/content_2073859.htm (date of access: 26.10.2012).
33. People's Republic of China: Staff Report for the 2012 Article IV Consultation // International Monetary Fund. 07.2012. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2012/cr12195.pdf (date of access: 26.10.2012).
34. Population Migration // National Population and Family Planning Commission of P.R. China. 20.02.2006. URL: http://www.npfpc.gov.cn/international/psummaries/201202/t20120220_381644. html (date of access: 26.10.2012).
35. President Hu: Tibet Problem Entirely Internal Issue of China // Chinese Government's Official Web Portal. 12.04.2008. URL: http://www.gov.cn/english/2008-04/12/content_943050.htm (date of access: 26.10.2012).
36. Proposed Amendment to the Articles of Agreement on the Reform of the IMF Executive Board and Fourteenth General Review of Quotas — Status of Acceptances and Consents // International Monetary Fund. 13.12.2011. URL: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2011/121311.pdf (date of access: 26.10.2012).
37. Report on China's Central, Local Budgets (2012) // Chinese Government's Official Web Portal. 16.03.2012. URL: http://english.gov.cn/official/2012-03/16/content_2093602_11.htm (date of access: 26.10.2012).
38. Report on the Work of the Government (2012) // Chinese Government's Official Web Portal. 14.03.2012. URL: http://english.gov.cn/official/2012-03/15/content_2092737.htm (date of access: 26.10.2012).
39. Statement by Ambassador Li Baodong at the Security Council Open Debate on Working Methods // Permanent Mission of the People's Republic of China to the UN. 22.04.2010. URL: http://www. china-un.org/eng/chinaandun/zzhgg/t687010.htm (date of access: 26.10.2012).
40. Statement by Counselor Yang Tao at the Security Council Debate on the Situation in Timor-Lestet // Permanent Mission of the People's Republic of China to the UN. 22.02.2012. URL: http:// www.china-un.org/eng/chinaandun/securitycouncil/regionalhotspots/asia/others/t930765.htm (date of access: 26.10.2012).
41. The CBRC Solicits Public Opinions on the Rules Governing Liquidity Risk Management of Commercial Banks (Tentative) // China Banking Regulatory Commission. 2011. URL: http://www.cbrc. gov.cn/EngdocView.do?docID=20111104C69BB4F212475941FF23F49DB8002E00 (date of access: 26.10.2012).
42. The CBRC Respond to Questions of the Press Relating to the Guiding Opinions on the Implementation of New Regulatory Standards in China's Banking Industry // China Banking Regulatory Commission. 2011. URL: http://www.cbrc.gov.cn/EngdocView.do?docID=20110613FCE47ABD05 FA4204FF5BCBC854991A00 (date of access: 26.10.2012).
43. United Nations Convention against Corruption // United Nations Office on Drugs and Crime. 19.10.2012. URL: http://www.unodc.org/unodc/en/treaties/CAC/signatories.html (date of access: 26.10.2012).
44. Water Law of the People's Republic of China (Order of the President No. 74) // Chinese Government's Official Web Portal. 09.10.2005. URL: http://english.gov.cn/laws/2005-10/09/content_75313. htm (date of access: 26.10.2012).