УДК 338.22.021.4
Сюй Чжанфэн
Экономическая оценка конкурентоспособности промышленных
предприятий Китая
Усиление конкуренции на мировой арене требует поиска новых направлений стратегического развития национальной экономики. Отражены негативные последствия мирового экономического кризиса и торговой войны на экономику Китая, что подвергло снижением конкурентоспособности страны. В статье использованы такие методы, как сравнение, обобщение, логический, статистический анализ, наблюдение. В рамках данной статьи представлены результаты исследований о формировании и поддержки международной конкурентоспособности промышленных предприятий Китая, рассмотрены механизмы обеспечения высокого конкурентного статуса и лидерства страны в мире. Предложены приоритетные принципы дальнейшего развития промышленных предприятий Китая в условиях рыночной неопределенности.
Ключевые слова: международная конкурентоспособность, КНР, глобальные тенденции, инновации, высокотехнологичная продукция, приоритеты экономического развития, эффективность стратегического развития, экономический потенциал, глобализация
Xu Changfeng
Economic evaluation of competitiveness of industrial enterprises of China
Increasing competition in the global arena requires finding new directions for the strategic development of the national economy. Reflects the negative effects of the global economic crisis and trade war on the economy of China, which has exposed the decline of the competitiveness of the country. The article used such methods as comparison, generalization, logical, statistical analysis, observation. This article presents the results of research on the formation and support of the international competitiveness of industrial enterprises in China, considered the mechanisms to ensure a high competitive status and leadership of the country in the world. The proposed priority principles for the further development of industrial enterprises in China in the conditions of market uncertainty.
Keywords: international competitiveness, China, global trends, innovations, high-tech products, priorities of economic development, effectiveness of strategic development, economic potential, globalization
второй по величине экономикой после США,
Введение а также одним из крупнейших экспортеров различного рода товаров. На современном
Фдним из ключевых приоритетов соци- этапе Китай является вторым по величине им-
ально-экономического развития го- портером товаров со всего мира, вторым по
сударства в условиях глобализации и объему привлеченных прямых иностранных
неустойчивости рыночной системы является инвестиций, а также одним из крупнейших
формирование конкурентоспособной эконо- обладателей золотовалютных резервов [2; 4].
мики. Научные сообщества и Правительства КНР нарастила объемы инвестиций в область
стран работают над тем, чтобы разработать фундаментальной науки и прикладных иссле-
и внедрить наиболее эффективные стратегии дований, экспорта высокотехнологичной про-
укрепления конкурентоспособности промыш- дукции, численности научно-исследователь-
ленных предприятий [1]. ского персонала, динамично возрастающей
Стоит отметить, что на сегодняшний день производительности труда за счет поддержки
политика правительства Китая сумела стать инновационной деятельности [3].
Материалы и методы
В ходе исследования были рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности в целом, причины и условия возникновения конкурентных преимуществ предприятий, а также проблемы развития конкурентоспособности некоторых стран. Особый вклад в развитие конкурентоспособности национальных экономик внесли ряд ученых таких, как: Ким Ген Хва, Ван Ин, Ма Юцзюнь, Д.Е. Морковкин [1], М. Портер [5], Ф.А. Хайек, Яшен Хуан, М.В. Жариков [7], Н.Н.Котляров, Е.Н.Смирнов, С.Д. Бо-друнов, В. Ваховский, Т.Н Колесникова, З.Ш. Бабаева [8] и др.
Учитывая их значительный вклад в развитие экономики на современном этапе остаются не полностью раскрытыми теоретико-методологические подходы к определению конкурентоспособности стран, требующие глубокий анализ экономической политики КНР и ее влияния на мировую экономику.
Результаты исследования
Конкурентоспособность развитых и развивающихся стран становится ключевым вектором экономического развития и обеспечения
Согласно данным докладчиков Всемирного экономического форума Азиатский сектор имеет более высокие темпы экономического развития, по сравнению с Западом. В число лидеров рейтинга конкурентоспособности относят Китай, Японию, Сингапур и Гонконг, а к передовым развивающимся странам относят Малайзию, Новую Зеландию и Тайвань [14].
Согласно данным МВФ, в период 2016-2017 гг. Китай сумел обойти США по такому показателю, как объем ВВП по паритету покупательной способности (далее ППС). В 2015 году Китая составило 21285 млрд. долл., при этом показатель ВВП по ППС США равен 18325 млрд. долл. Однако к отстающим показателям стоит отнести развитость финансового рынка
национальной безопасности. По данным Всемирного экономического форума «Китайская Народная Республика», проходившем в 20162017 гг. установлено, что экономика КНР строится на повышении эффективности и производительности инновационных промышленных предприятий, что подтверждено в рейтингом Глобального индекса конкурентоспособности среди 140 стран. В рейтинге, КНР находится рядом с такими странами, как Австрия (23 место), Ирландия (24 место), Саудовская Аравия (25 место), Республика Корея (26 место) и Израиль (27 место) [10].
Исходя из полученных данных установлено, что Китай твердо находится на данных позициях, при этом отмечено и их улучшение. Это подтверждено информацией десятилетней давности, т.к. в 2005 г. Китай занимал в рейтинге 46 место с количеством баллов - 4,29. Однако с каждым годом данный показатель растет, т.к. на сегодняшний момент Китай занимает 28-е место - 4,66 балла [9]. При этом в Китае существует ряд проблем, но КНР по прежнему является явным лидером среди стран БРИКС по глобальному индексу конкурентоспособности. В таблице 1 мы видим, что с наибольшим отрывом опережает Российская Федерация (45 место), Южную Африку (49 место), Бразилию (75 место) и Индию (55 место) (табл. 1) [13].
и развития высоких технологий [13].
Стоит обратить внимание и на то, что для экономики Китая характерно замедление темпов экономического развития. Сравним показатели в период 2005-2015 гг., когда прирост ВВП США в 2005 г. равнялся около 4,1% в год, Японии - 2,9%, Германии 2,1%. В 2015 г. темпы прироста ВВП США составили только 2,4%, Германии - 1,4%, показатель Японии имел отрицательный результат - 0,7% (рис. 1) [12].
Исходя из представленных данных следует заметить, что ВВП не является характерным и полностью раскрывающим элементом экономического развития государства, т.к. в КНР до сих пор отмечены низкие экономические показатели на душу населения, неразвитость соци-
Таблица 1
Глобальный индекс конкурентоспособности стран БРИКС, 2012-2014 гг.
Страна 2013-2014 2014-2015 2015-2016
Бразилия 4,33 4,34 4,23
Российская Федерация 4,25 4,37 4,53
Индия 4,28 4,21 4,19
Китай 4,84 4,89 4,66
ЮАР 4,37 4,35 4,51
альной защиты и отсутствие эффективных мер по защите природы. Поэтому нами принято решение о проведении оценки экономического потенциала не только для Китая, но и может
относиться к любой другой стране. Для этого следует проанализировать ключевые факторы, которые могут повлиять на развитие страны в краткосрочной перспективе [16].
Рисунок 1 Ежегодные темпы роста ВВП Китая, США, Японии и Германии, 2005-2015 гг.
Приоритетный потенциал экономического развития и конкурентоспособность промышленных предприятий Китая следует оценивать по методике консалтинговой компании КРМС [18]. Данной компанией была проведена оценка глобальных тенденций, на которых следует сосредоточиться и затем учитывать в стратегии развития страны в долгосрочной перспективе: имеющемся дефиците ресурсов, высоким технологиям, экономической взаимосвязи и баланса сил в экономике, урбанизации, демографии, объемах прямых иностранных инвестиций, внешнему долгу.
На сегодняшний день отмечено, что главной тенденцией развития будет являться интеграция в мировой экономике, что будет свидетельствовать об экономической взаимосвязи и баланса сил в экономике. К примеру, развивающиеся государства имеют высокие темпы экономического развития, однако развитым присуще некоторые темпы замедления. В число стран входит: Китай, Россия, Мексика, Индия, ЮАР, Индонезия, Бразилия трансформируются в ключевых игроков на мировой арене, также стали влиять на объемы и тенденции международной торговли, формируя огромный спрос и предложение на рынке [17].
Что касается Китая, то на сегодняшний день он относится к числу крупнейших контрагентов для Африки. Это торговое сотрудничество Африки и Китая в дальнейшем должно способствовать продвижению экономических и политических интересов, в частности топливно-энергетический комплекс.
Отмечено глобальное изменение в структуре экспорта КНР. Увеличение государственных расходов на развитие высокотехнологичной отрасли дало некоторые результаты. Динамика доли экспорта высокотехнологичной продукции КНР возросла на 27% [20].
К числу ключевых показателей экономического развития и отражения высокого уровня конкурентоспособности относят объем прямых иностранных инвестиций (далее - ППИ). В отчете WIR 2017 г. отмечено, что КНР является одним из крупнейших получателем ПИИ. В 2017 г. объем ППИ в КНР составил около 132 млрд. долл., по сравнению с 2010 г. выросло до 34% [19].
Нынешний политический курс КНР позволил осуществить плавный переход к планово-рыночной экономике. Это доказано выросшим показателем валютной выручки от продаж. Часть средств распределяется на развитие инноваций, освоение телекоммуникаций, интеграцию
современного вида транспорта. Инновационный путь развития КНР позволил нарастить темпы расходов на научные исследования, числа ученых, и достичь лидерства. Удалось объединить огромное число исследователей, инженеров и топ-менеджеров промышленных предприятий в группу стратегических исследований для определения критических проблем и поиска возможностей развития КНР.
В планах экономического развития Китая является стать сверхдержавой в развитии инноваций и стать мировым лидером в научно-технической области уже к 2025 г. КНР планирует увеличить расходы на развитие инноваций на 3,6% от ВВП [11]. В стратегии развитии заложено повышение уровня высоких технологий и их влияния на экономический рост, а также уменьшить зависимость от импорта технологий до 25% [16].
Коррелируя показатели последних десятилетий Китаем разработана долгосрочная стратегия развития, в которой выделены ключевые направления развития:
- развитие инноваций и формирование инновационной экосистемы, которая поспособствует повысить конкурентоспособность отечественных предприятий на мировой арене;
- формирование и реализация реформ с целью укрепления рыночной экономики путем наращивания влияния правительства КНР; развитие коммерческих промышленных предприятий; развитие добросовестной конкуренции;
- использование рыночных стимулов, государственных инвестиций в структуре промышленной политики;
- развитие взаимовыгодных рыночных отношений с зарубежными странами связи с объявлением торговой войны с США;
- создание устойчивой системы с участием дополнительных средств и обеспечения местного правительства провинций необходимым финансированием.
Стратегия экономического развития и повышения конкурентоспособности Китая включает в себя несколько характеристик.
Во-первых, это улучшение качества экономического роста. Увеличение доходов должно совмещаться с улучшением состояния окружающей среды, развитием культурных мероприятий и искусства. Во-вторых, экономический рост должен быть устойчивым и равномерным. При этом экономическое развитие Китая сопровождалось кап итало-затратным подходом, направленного на промышленность, причем заметным была экспортная ориентация.
С 1990-х гг. заметен рост расслоения населения и неравенства между ними. В Китае насчитывается около 1 млн. наиболее богатых и состоятельных бизнесменов [9]. При этом большая часть населения живут на сумму менее 600 долл. в месяц. Первоочередной задачей является увеличение доли расходов населения на потребления и оказания услуг.
Следует достичь благоприятного баланса в сфере промышленного производства, в грамотном распределении доходов между капиталом и трудом, а также между городскими и сельскими домохозяйствами.
Следующей характеристикой стратегии является поддержка инноваций. Уровень промышленного производства будет по-прежнему являться ключевым фактором экономического роста страны, при этом поддержка сферы услуг является неотъемлемой частью предложенной стратегии. В перечень приоритетных видов услуг следует отнести научные исследования и разработки, обучение, логистика, финансы, инфокоммуникационнные услуги. Если Китай успешно сформирует культуру открытых инноваций, то сектор услуг станет важным элементом экономики, что позволит Китаю получить статус мирового экспортера высококачественных услуг.
Использование человеческого потенциала входит в число приоритетных направлений развития и позволит максимально обеспечить равенство всех слоев населения. В число основных способов достижения равенства на промышленных предприятиях следует отнести поощрение добросовестной конкуренции, а также товарных рынках. Повысить уровень конкуренции возможно путем увеличения экспорта, а также снижение импортных барьеров. Следует стимулировать малый и средний бизнес, тем самым, поддерживать отечественные промышленные предприятия выходить на внутренний рынок и в будущем на зарубежные рынки.
Согласно прогнозам ведущих экономистов, Китай должен развиваться наиболее быстрыми темпами, чем развитые страны на сегодняшний день. Прогнозируется, что средний прирост ВВП КНР может составить 7,2% в период 2020-2030 гг. Мировые экономические перспективы в значительной степени зависят также и от Восточной части планеты. Установлено, что развивающиеся страны составляют более 60% мирового экономического роста и 30% инвестиций [16].
На современном этапе вклад КНР в 1,5 раза больше объема совокупных инвестиций США.
Согласно разработанной Всемирным банком модели, Китай, несмотря на дискретное замедление экономического развития, может обеспечивать более трети мирового роста уже к 2025 г. [18]
Обсуждение результатов
Учитывая глобальные мировые тенденции, которые способны влиять на развитие стран в будущей перспективе, и анализ экономической политики КНР, основанной на развитии инноваций, следует выделить приоритетные принципы дальнейшего развития промышленных предприятий Китая:
- дорабатывать инновационную политику при формировании и реализации государственных инновационно-технологических программ развития промышленных предприятий Китая, поддержки альтернативных источников энергетики и экологически чистой продукции, и усовершенствования телекоммуникационных технологий;
- поддерживать государственное финансирование изобретателей и исследователей, которые обладают творческим и неординарным мышлением, имеют наиболее оригинальные идеи, а результаты их исследований иметь наибольшую научную ценность для страны;
- активно способствовать укреплению сотрудничества власти, бизнеса, науки, образования и общественных организаций в инновационных сетевых структурах на основе государственно-частного партнерства и открытых инноваций.
Финансирование науки и образования должно стать полностью через систему грантов и контролироваться расходы в режиме реального времени. Финансирование должно обеспечиваться научным фондом, фонды целевого направления, в том числе частных благотворительных, особенно венчурных;
- создать и развивать зоны технологического развития, индустриальные парки, которые обеспечивают оперативную коммерциализацию новых знаний и технологий в промышленности.
Заключение
Дальнейший поиск эффективных стратегических механизмов укрепления конкурентоспособности промышленных предприятий целесообразно сосредоточить на разработке системной модели расчета эф-фективности основных принципов развития экономики Китая в рамках теории развития конкурентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы иннова-ционного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2015. No. 9-10. C. 19-23.
2. Бодрунов С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка: Монография. М.: Культурная революция, 2016. 352 с.
3. Beregova G.M., Klipin A.O. Analysis and assessment of economic state of enterprise in context of strategy of import substitution / Proceedings of the international conference on trends of technologies and innovations in economic and social studies. 2017. pp. 70-76.
4. Корнейко О. В., Пестерева А. В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. No. 6. С. 34-40.
5. Клипин А.О. Оценка эффективности и результативности механизма импортозамещения // Вестник РМАТ. 2018. No. 2. С. 77-83.
6. Алиев Т.М. Рынок Китая: вопросы доступа / Аналитический отчет. Росконгресс. г. Москва, 2017. С. 10-18
7. Yang Zhenshan, Hao Pu, Cai Jianming Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing CITIES Volume: 42 Pages: 171-185 Part: B Published: FEB 2015
8. Zhang Yi, Lam Jasmine Siu Lee Estimating economic losses of industry clusters due to port disruptions Transportation research part a-policy and practice, Volume: 91, Pages: 17-33, Published: SEP 2016
9. Pesce Marco, Shi Chenyi, Critto Andrea SWOT Analysis of the Application of International Standard ISO 14001 in the Chinese Context. A Case Study of Guangdong Province SUSTAINABILITY, Том: 10, Выпуск: 9, Номер статьи: 3196 Опубликовано: SEP 2018
10. Zhang Jingxiao, Xie Haiyan, Li Hui Integrated Framework of Growth Management for Identification of Service Innovation Levels and Priorities. SUSTAINABILITY Том: 10 Выпуск: 9 Номер статьи: 3319 Опубликовано: SEP 2018
11. Chuang, Qiu Research on State-owned Assets Allocation and Efficiency of State-owned Enterprises. International conference on financial risk and corporate finance management (FRCFM) Стр.: 260-267
12. Pollitt Katha Power in Theory What on earth is going on at NYU, NATION Том: 307 Выпуск: 7 Pp.: 6-6 Опубликовано: SEP 24 2018
13. Machado Mychal A., Luczynski Kevin C., Hood Stephanie A. Evaluation of the accuracy, reliability, efficiency, and acceptability of fast forwarding to score problem behavior JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS Том: 52 Выпуск: 1 Pp.: 315-334 Опубликовано: WIN 2019
14. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXII : ежегодное издание / сост., отв. ред. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2017. 400 с.
15. Liu Xin, Dong Keyong. Development of the Civil Servants' Performance Appraisal System in China: Challenges and Improvements // Review of Public Personal Administration. 2012. No 32. pр. 149-168.
16. The Government Procurement Law of the People's Republic of China [Электронный ресурс] // Chinese Government's Official Web Portal. 03.03.2019. URL: http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/ content_75023.html (дата обращения: 12.04.2019).
17. Wen Jiabao. Report on the Work of the Government delivered at the First Session of the 11th National People's Congress [Электронный ресурс] // Chinese Government's Official Web Portal. 5.03.2019. URL: http://english.gov.cn/official/ 2008-03/20/content_924600.htm (дата обращения: 20.02.2019).
18. Мнения о некоторых вопросах реформирования обслуживающих организаций КНР // Findlaw.cn 08.07.1996. URL: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/14353.html (дата обращения: 28.02.2019)
19. Положение Министерства финансов КНР об оценке исполнения бюджета государственных инвестиционных программ центрального правительства [Электронный ресурс]// Министерство финансов КНР. 14.01.2019. URL: http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengwengao/caizhengbuwengao2005/ caizhengbuwengao20052/200805/t20080525_42717.html (дата обращения: 21.04.2019).
20. Жариков М.В. Эффективность прямой торговли между Китаем и приграничными субъектами Российской Федерации // Экономика региона. 2016. Т. 12. No. 1. С. 189-200.
REFERENCES
1. Morkovkin D.E. Strategic factors of innovation transformation of the real sector of the Russian economy in the context of import substitution. Modern science: actual problems of theory and practice. Series "Economics and Law." 2015. no. 9-10. pp. 19-23.
2. Bodrunov S.D. The future. New Industrial Society: Reboot: Monograph. Moscow, Cultural Revolution Publ., 2016. 352 p.
3. Beregova G.M., Klipin A.O. Investigation of the global economic and social studies. 2017. pp. 70-76.
4. Korneiko OV, Pestereva A.V. Experience of development of special economic zones and industrial clusters in China. Bulletin of Udmurt University. Series of Economics and Law. 2016. vol. 26. no. 6. pp. 34-40.
5. Klipin A.O. Evaluation of the effectiveness and efficiency of the mechanism of import substitution. Bulletin of the RIAT. 2018. No. 2. pp. 77-83.
6. Aliev T.M. China market: access issues / Analytical report. Roscongress. Moscow, 2017. P. 10-18
7. Yang Zhenshan, Hao Pu, Cai Jianming Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing CITIES Volume: 42 Pages: 171-185 Part: B Published: FEB 2015
8. Zhang Yi, Lam Jasmine Siu Lee Estimating economic losses of industry clusters due to port disruptions Transportation research part a-policy and practice, Volume: 91, Pages: 17-33, Published: SEP 2016
9. Pesce Marco, Shi Chenyi, Critto Andrea SWOT Analysis of the Application of International Standard ISO 14001 in the Chinese Context. A Case Study of Guangdong Province SUSTAINABILITY, Том: 10, Выпуск: 9, Номер статьи: 3196 Опубликовано: SEP 2018
10. Zhang Jingxiao, Xie Haiyan, Li Hui Integrated Framework of Growth Management for Identification of Service Innovation Levels and Priorities. SUSTAINABILITY Том: 10 Выпуск: 9 Номер статьи: 3319 Опубликовано: SEP 2018
11. Chuang, Qiu Research on State-owned Assets Allocation and Efficiency of State-owned Enterprises. International conference on financial risk and corporate finance management (FRCFM) Стр.: 260-267
12. Pollitt Katha Power in Theory What on earth is going on at NYU, NATION Том: 307 Выпуск: 7 Pp.: 6-6 Опубликовано: SEP 24 2018
13. Machado Mychal A., Luczynski Kevin C., Hood Stephanie A. Evaluation of the accuracy, reliability, efficiency, and acceptability of fast forwarding to score problem behavior JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS Том: 52 Выпуск: 1 Pp.: 315-334 Опубликовано: WIN 2019
14. China in world and regional politics. History and modernity. Release XXII: annual edition / comp., Resp. ed. E.I. Safronov. Moscow, IFES RAS, 2017. 400 p.
15. Liu Xin, Dong Keyong. Development of the Civil Servants 'Performance Appraisal System in China: Challenges and Improvements. Review of Public Personal Administration. 2012. no 32. pp. 149-168.
16. The Government of the Republic of China [Electronic resource] // Chinese Government's Official Web Portal. 03.03.2019. Available at: http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/content_75023.html (accessed 12 April 2019).
17. Wen Jiabao. Report of the 11th National People's Congress [Electronic Resource] // Chinese Government's Official Web Portal. March 5, 2019. Available at: http://english.gov.cn/official/2008-03/20/content_924600. htm (accessed 12 April 2019).
18. Opinions on some issues of reforming service organizations of the PRC // Findlaw.cn 07.08.1996. Available at: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/14353.html (accessed 12 April 2019)
19. The position of the Ministry of Finance of the PRC on the assessment of the implementation of the budget of state investment programs of the central government [Electronic resource] // Ministry of Finance of the PRC. 01/14/2019. Available at: http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengwengao/caizhengbuwengao2005/ caizhengbuwengao20052/200805/t20080525_42717.html (accessed 12 April 2019).
20. Zharikov M.V. Efficiency of direct trade between China and border regions of the Russian Federation. Economy of the region. 2016. vol. 12. no. 1. pp. 189-200.
Информация об авторе Сюй Чжанфэн
(Россия, Иркутск) Аспирант кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» Е-майл: [email protected]
Information about the author
Xu Changfeng
(Russia, Irkutsk) Graduate Student of the Department of Management Irkutsk National Research Technical University E-mail: [email protected]