Научная статья на тему 'Кировский кардиохирургический центр: опыт организации, итоги 25-летней работы и перспективы развития'

Кировский кардиохирургический центр: опыт организации, итоги 25-летней работы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДИОХИРУРГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КАРДИОХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / КОРОНАРНОЕ ШУНТИРОВАНИЕ / ПРОТЕЗИРОВАНИЕ КЛАПАНОВ СЕРДЦА / ИНФЕКЦИОННЫЙ ЭНДОКАРДИТ / ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вязников Владимир Анатольевич

В работе обобщен опыт создания и организации работы Кировского регионального кардиохирургического центра. Подведены итоги 25-летней деятельности кардиоцентра. Проанализированы его современные технические возможности и кадровый потенциал. Представлены основные направления и отмечены первоочередные задачи дальнейшего развития хирургии сердца на родине ее основоположника академика А.Н. Бакулева. Двадцатипятилетний опыт работы в сердечной хирургии на кировской земле показал, что структурная организация, технические возможности и кадровый потенциал кардиохирургического центра позволяют выполнять ежегодно не менее 500 плановых операций на открытом сердце. Это полностью соответствовало бы потребностям населения Кировской области в проведении специализированной помощи больным с тяжелой сердечной патологией. С открытием Регионального сосудистого центра появилась возможность оказывать своевременную специализированную помощь больным с острой коронарной патологией. Первоочередными задачами остаются вопросы хирургического лечения сложных врожденных пороков сердца у младенцев и осложненных форм ишемической болезни сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кировский кардиохирургический центр: опыт организации, итоги 25-летней работы и перспективы развития»

УДК 378.147:61

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА ЛЕКТОРОВ - ОСНОВА УСПЕХА ГЛУБОКОГО ПОЗНАНИЯ ВРАЧЕБНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Шешунов И.В., Колосов А.Е.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf22@kirovgma.ru

IMPROVING LECTURER'S COMMUNICATION SKILLS AS THE BASIS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL LEARNING IN A MEDICAL SCHOOL

Sheshunov I.V, Kolosov A.E.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: kf22@kirovgma.ru

Представлена многосторонняя оценка лекторского мастерства заведующих кафедрами и доцентов. Лектор первым сообщает все премудрости будущей специальности и тем самым одновременно обеспечивает формирование высокого профессионализма у выпускников вуза. Администрация учреждения обычно тщательно формирует лекторский корпус и постоянно контролирует не только дидактические способности каждого лектора, но и оценивает объем его навыков и способность общения с аудиторией. Студенты отмечают необходимость чтения лекций и указывают на их ценность при подготовке к занятиям и экзаменам. Поскольку лекторскому искусству негде учиться, мы в этой статье изложили наиболее принятые методы и способы выхода на трибуну и действия в роли оратора, основываясь на собственном опыте и данных литературы.

Ключевые слова: положительные и отрицательные качества лектора, эффективность усвоения учебного материала.

The article below gives a thorough description of the essential skills necessary to become a successful University lecturer. The University lecturer is the first to teach students all the tricks of their future profession and, thus, provides development of high professionalism in graduates. Students find lectures necessary and helpful in preparing for the lessons and exams. As a successful lecturer can be taught nowhere, in this article we describe the general public speaking skills necessary to become an excellent orator basing on our own experience and examples from literature.

Key words: positive and negative qualities of the lecturer, the effectiveness of learning.

Изучая вопросы медицинского образования, однозначно можно заключить, что лекция является главной составляющей в обучении будущих врачей, так как она, в первую очередь, сразу обогащает студентов новыми последними научными сведениями о достижениях в области медицины, помогает квалифицированно ориентироваться в проблемах диагностики и лечения различных заболеваний, развивает клиническое мышление, настраивает на глубокий разбор излагаемой на лекции темы, а при самостоятельной работе побуждает к творчеству студентов.

Проведенное недавно анкетирование студентов с вопросом в анкете «Нужны ли лекции?» показало, что 97,7% студентов отмечают необходимость и обязательность чтения лекции, а 81,5% из них обосновали ценность лекций при подготовке к занятиям и экзаменам [2].

Совершенно очевидно, что высшее учебное заведение призвано обеспечивать полноценное качество знаний, приобретаемых студентами на кафедрах, что осуществляется благодаря профессионализму преподавателей и ораторскому искусству лекторов.

К сожалению, теперь в вузах технику речи (риторику) преподают лишь журналистам, поэтому красноречие, страсть и умение убеждать аудиторию, самоотдача лектора при выступлении во многом за-

висят от индивидуальных способностей и таланта оратора [3].

В связи с тем что лекторскому искусству негде учиться, мы в этой статье представим наиболее принятые методы и способы выхода на трибуну и действия в роли оратора, основываясь на собственном опыте и данных литературы.

Надеемся, что знакомство с изложенными нами характеристиками лекторов поможет преобразованию каждого заведующего кафедрой и доцента в эталон лекторского мастерства среди сотрудников университета.

А.В. Толстых опубликовал в «Медицинской газете» статью «Какой Вы лектор?» и разделил по стилю общения со слушателями всех лекторов на две группы [4].

Относящиеся к первой стараются эмоционально вступительными словами увлечь слушателя и подчинить себе аудиторию, учитывать ее реакцию, но не позволяют вольностей в поведении и речи. Это авторитарный стиль.

Лектор второго типа, «демократичный», идет на поводу у аудитории, не реагирует на шум и отвлеченный разговор студентов, что оборачивается негативными ассоциациями: снижением эффективности выступления и потерей авторитета (престижа лектора).

Вятский медицинский вестник, № 1(53), 2017

Учитывая описанное сообщение, мы попросили некоторых студентов оценить наших лекторов и получили 29 письменных оригинальных отзывов. По их мнению, очень мало лекторов, отвечающих авторитарному стилю, которые с первых фраз могут консолидировать внимание и заинтересованность студентов материалом лекции и сохранять такой заданный настрой полтора часа.

Также студенты с горечью замечают, что порой лектор настолько уткнулся в мелкий текст презентации, что его даже не видно. И получается дистанционное общение только с компьютером. При этом монотонность надоедает, усыпляет и одновременно порождает иллюзию, что лектор ждет окончания лекции больше, чем сами студенты.

Всем известно утверждение: «Удача приходит к тому, кто к ней хорошо подготовился». Поэтому, чтобы заслужить авторитет перед каждым выступлением, сперва полагается текст лекции заучить наизусть, а затем повторить его вслух. Подобные репетиции, закрепляющие лекционный материал в памяти в период подготовки к лекциям, обеспечивают уверенность в себе и создают впечатление в аудитории свободного владения лектором учебным материалом.

Перед лекцией надо разместить трибуну ближе к слушателям, наладить компьютерную аппаратуру для презентации и положить перед собой часы, после чего начинать энергично говорить, подчеркнув актуальность встречи.

Главная идея в том, что в отличие от учебника, где познавательный материал напечатан сплошным текстом, талантливый лектор благодаря широкому интеллекту и неиссякаемому запасу слов умеет доступно неторопливо вести диалог с аудиторией, манипулировать голосом, выделить и сделать акцент на самом важном, повторить трудноусвояемые термины и «не проглатывать» их окончания. (Кто ясно мыслит - тот ясно излагает!) [1].

Опытный лектор в своей речи минимизирует тавтологию, повторения одних и тех же слов, помня совет М. Горького: «Избегайте одинаковых слов на близком расстоянии, в русском языке достаточно синонимов».

Подобную манеру чтения лекции позитивно оценивают студенты, поскольку налицо мотивация интереса и уникальная ситуация, легко записывать и запомнить предлагаемый учебный материал.

Будет к месту добавить, что в немалой степени успех лекции дополняется параллельно демонстрируемыми красочными информационными иллюстрациями в виде фотографий больных, макро- и микропрепаратов, схем и таблиц.

Восхищение вызывает такой лектор, который вовремя замечает перегрузку и утомление слушателей, а также спад внимания, и тут же вводит релаксацию, т.е. делает освежающие отступления, кратко рассказывая из области медицинского юмора какую-либо шутку или небольшой анекдот.

Важный аргумент в общении со студентами -внешняя привлекательность выступающего (По одежке встречают, по уму провожают). Создают уважение аккуратно и прилично одетые лекторы с классической прической, в элегантном темном костюме, с белой рубашкой и галстуком. Известные профессо-

ра Д.И. Головин и М.Г. Привес всегда появлялись на лекции с бабочкой. Джинсы и спортивные шаровары для лектора табу. У женщин должен быть неяркий макияж на лице, скромное декольте и минимум бижутерии.

Признак дурного тона и бескультурья - опоздание на лекцию либо задержка студентов из-за затягивания лекции. Кроме того, во время лекции оратору нельзя расхаживать по аудитории, стоять спиной к слушателям при обсуждении слайдов и таблиц, держать руки в карманах, скрещивать их за спиной, на груди или на животе, опираться ими на бедра, энергично жестикулировать. При кашле и чихании принято прикрывать рот рукой, носовым платком и не забывать сказать «извините».

У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается в период речи его взгляд. Следует всматриваться не в пустоту, в сторону от аудитории, в окно, на потолок и на стены, а в отдельные группы слушателей, отыскивая тех, кто более всех проявляет интерес к лекции [5].

Невыразимо жалко, что до сих пор никто не догадался обобщить значительный позитивный опыт наших профессоров-кумиров, прославленных студентами за их высокое педагогическое качество лекций. Разумеется, еще лучше издать методическое пособие с учетом обмена мнениями таких мастеров, обладающих особым магическим словом и рациональными методами чтения лекций, что вкупе станет весьма полезным для многих лекторов.

Заключение

Как видно, лектор выполняет благородную миссию в системе современного высшего образования, он первый сообщает все премудрости будущей специальности и тем самым одновременно обеспечивает формирование высокого профессионализма у выпускников вуза. На каждой лекции слушатели обогащаются полезными сведениями в области науки и получают разъяснения о ее роли для практической деятельности.

Лектор с признанным авторитетом воодушевляет студентов, призывает их творчески мыслить при анализе обширной медицинской литературы и твердо осваивать дополнительный учебный материал при самостоятельной подготовке к семинарам.

Добросовестный лектор неустанно работает над повышением своих знаний, всегда в курсе достижений в науке, интересуется последними методами ораторского искусства, старается быть предельно квалифицированным специалистом своего дела.

Судя по всему, образованный лектор является наиболее важной фигурой в создании достаточного имиджа вуза, и не зря администрация учреждения обычно тщательно формирует лекторский корпус и постоянно контролирует не только дидактические способности каждого лектора, но и оценивает объем его навыков и способность общения с аудиторией.

Ясно, что недопустимо снижение эффективности образовательного процесса в вузе, поэтому достойна одобрения установка проректора по учебной работе перманентно следить как нельзя лучше за совершенствованием лекторского мастерства на всех кафедрах.

Список литературы

1. Колосов А.Е. Манеры поведения в аудитории при выступлении // Правила вежливости и просвещенность студентов. Санкт-Петербург - Киров, 2002. С. 176-177.

2. Мильчаков Д.Е. Взгляд студентов на патологическую анатомию как на дисциплину, преподаваемую в медицинском вузе // Вятский медицинский вестник. 2010. № 3. С. 69-71.

3. Тимофеев-Европкин Б.Н. Правильно ли мы говорим? Ленинград, 1961. 192 с.

4. Толстых А.В. Какой Вы лектор? // Медицинская газета. 1 февраля 1989 г.

5. Фалькович Э.М. Искусство лектора: Москва, 1960. 263 с.

References

1. Kolosov A.E. Manners in the classroom when speaking. Rules of civility and enlightenment of students, Saint Petersburg - Kirov, 2002, pp. 176-177.

2. Milchakov D.E. The opinion of students on pathological anatomy as a discipline taught in medical school. Vyatka medical Bulletin, 2010, № 3, pp. 69-71.

3. Timofeev-Europcin B.N. Pravil'no li my govorim? [Whether we're talking about?] Leningrad, 1961, 192 p.

4. Tolstykh A.V. What are You a lecturer? Medical newspaper, 1 Feb 1989.

5. Fal'kovich E.M. Iskusstvo lektora [The art of the lecturer]. Moscow, 1960, 263 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.