Научная статья на тему 'КИРИК НОВГОРОДЕЦ И КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО-ДРЕВНЕРУССКИ'

КИРИК НОВГОРОДЕЦ И КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО-ДРЕВНЕРУССКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРИК НОВГОРОДЕЦ / КАЛЕНДАРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / НАТУРФИЛОСОФИЯ / ПОНОВЛЕНИЕ СТИХИЙ / ПИФАГОРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / УЧЕНИЕ О ПРОПОРЦИЯХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРВАЛАХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Ирина Алексеевна

Текст «Учения о числах» монаха и математика первой половины XII века Кирика Новгородца был введен в научный оборот в 20-е годы XIX века. Первоначально он оценивался как текст исключительно математически-календарного содержания. По мере разворачивания исследований были подняты вопросы текстологического, историко-математического, философского, культурологического и социально-психологического характера. По сравнению с аналогичными сочинениями эпохи Кирика, его собственные вычисления оцениваются как точные, а в методах вычисления на абаке он опередил свое время на 400 лет. Кроме «Учения о числах» до наших времен дошел богословский трактат пера Кирика «Вопрошание», написанный в виде диалога пастыря с епископом о жизненных проблемах служебной практики. Несмотря на многочисленные статьи и солидные монографии по кириковедению, остаются нераскрытыми и загадочными некоторые постулаты «Учения», а также особенности лексики. Первая загадка касается научного поиска и особенностей реконструкции списков трактатов Кирика, которые дошли до нас только с XVI века. Явная загадочность сопровождает фрагмент о кругооборотах в поновлении стихий, который, на первый взгляд, имеет натурфилософское содержание. Мог ли Кирик как вдумчивый ученый просто переписать эти выкладки из знакомого ему текста-прототипа, например, из так называемых «семитысячников»? Выдвигаются гипотезы платоновского, пифагорейского, гностического влияний на суть фрагмента, но подтверждающих текстов не найдено. В статье приводятся аргументы в пользу гипотезы влияния математического учения пифагорейцев на прототип фрагмента о поновлении стихий. Пифагорейский тезис об устройстве телесного космоса по законам красоты и гармонии, основу которых составляет принцип соизмеримости, четко отражен в математических выкладках фрагмента. Кирик адресовал свое «Учение» «числолюбцам», и сам принадлежал к кругу интеллектуалов. Современные исследования пифагорейской традиции подтверждают межкультурный характер ее влияния на иные идейные направления мысли. На Руси традиция поддерживалась хронистами и хронологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIRIK THE NOVGORODIAN AND COSMOLOGICAL RIDDLES IN OLD RUS

The text of the “Teaching on Numbers” by the monk and mathematician Kirik the Novgorodian (the first half of the 12th century) was introduced into scientific circulation in the 1820s. Initially, this text was assessed as exclusively mathematical-calendar content. As the research unfolded, questions of a textual, historical-mathematical, philosophical, cultural and socio-psychological nature arose. Compared with similar writings of Kirik’s era, his calculations are recognized as accurate, and in methods of calculation on the abacus, he was 400 years ahead of his time. In addition to the “Teaching on Numbers”, the theological treatise penned by Kirik, “The Questions of Kirik”, has come down to our times, written in the form of a dialogue between a pastor and a bishop about the vital problems of service practice. Despite numerous articles and solid monographs on Kirik’s legacy, some postulates of the “Teaching”, as well as vocabulary features, remain undisclosed and mysterious. The first riddle concerns the scientific research and peculiarities of the reconstruction of the lists of Kirik’s treatises, which have come down to us only from the 16th century. A mere mystery concerns the fragment about circuits in the renewal of the elements, which, at first glance, has a natural philosophical content. The question arises: could Kirik, as a thoughtful scientist, simply rewrite these calculations from the prototype text familiar to him, the so-called “seven-thousanders”? Hypotheses are put forward of Platonic, Pythagorean, Gnostic influences on the essence of the fragment, but no supporting texts have been found. The article presents arguments in favor of the hypothesis of the influence of the mathematical teachings of the Pythagoreans on the prototype of the fragment about the renewal of the elements. The Pythagorean thesis about the structure of the corporeal cosmos according to the laws of beauty and harmony, which are based on the principle of commensurability, is clearly reflected in the mathematical calculations of the fragment. Kirik addressed his “Teaching” to lovers of numbers and he himself belonged to the circle of intellectuals. Modern studies of the Pythagorean tradition confirm the intercultural nature of the influence of the Pythagorean tradition on other ideological directions of thought. In Old Rus the tradition was supported by chroniclers and chronologists.

Текст научной работы на тему «КИРИК НОВГОРОДЕЦ И КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО-ДРЕВНЕРУССКИ»

ГЕОГРАФИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.2.1-209-222 УДК 165

КИРИК НОВГОРОДЕЦ И КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО-ДРЕВНЕРУССКИ

Герасимова Ирина Алексеевна,

доктор философских наук, профессор,

главный научный сотрудник Института философии РАН,

Россия, 109240, г. Москва,ул. Гончарная, 12, стр. 1

ORCID: 0000-0003-4656-3100

home_gera@mail.ru

Аннотация

Текст «Учения о числах» монаха и математика первой половины XII века Кирика Новгородца был введен в научный оборот в 20-е годы XIX века. Первоначально он оценивался как текст исключительно математически-календарного содержания. По мере разворачивания исследований были подняты вопросы текстологического, историко-математи-ческого, философского, культурологического и социально-психологического характера. По сравнению с аналогичными сочинениями эпохи Кирика, его собственные вычисления оцениваются как точные, а в методах вычисления на абаке он опередил свое время на 400 лет. Кроме «Учения о числах» до наших времен дошел богословский трактат пера Кирика «Вопрошание», написанный в виде диалога пастыря с епископом о жизненных проблемах служебной практики. Несмотря на многочисленные статьи и солидные монографии по кириковедению, остаются нераскрытыми и загадочными некоторые постулаты «Учения», а также особенности лексики. Первая загадка касается научного поиска и особенностей реконструкции списков трактатов Кирика, которые дошли до нас только с XVI века. Явная загадочность сопровождает фрагмент о кругооборотах в поновлении стихий, который на первый взгляд имеет натурфилософское содержание. Мог ли Кирик как вдумчивый ученый просто переписать эти выкладки из знакомого ему текста-прототипа, например, из так называемых «семитысячников»? Выдвигаются гипотезы платоновского, пифагорейского, гностического влияний на суть фрагмента, но подтверждающих текстов не найдено. В статье приводятся аргументы в пользу гипотезы влияния математического учения пифагорейцев на прототип фрагмента о поновлении стихий. Пифагорейский тезис об устройстве телесного космоса по законам красоты и гармонии, основу которых составляет принцип соизмеримости, четко отражен в математических выкладках фрагмента. Кирик адресовал свое «Учение» «числолюбцам» и сам принадлежал к кругу интеллектуалов. Современные исследования пифагорейской традиции подтверждают межкультурный характер ее влияния

на иные идейные направления мысли. На Руси традиция поддерживалась хронистами и хронологами.

Ключевые слова: Кирик Новгородец, календарно-хронологические работы, натурфилософия, поновление стихий, пифагорейская традиция, межкультурные коммуникации, учение о пропорциях и музыкальных интервалах.

Библиографическое описание для цитирования:

Герасимова И А. Кирик Новгородец и космологические загадки по-древнерусски // Идеи и идеалы. - 2023. - Т. 15, № 2, ч. 1. - С. 209-222. - Б01: 10.17212/20750862-2023-15.2.1-209-222.

О новых возможностях методологии межкультурной философии

Знакомство с восточной философией и проникновение в миры иных ментальностей, несомненно, расширяют спектр возможностей развития философской мысли. Как утверждают специалисты, время компаративистики как исключительно сравнительного анализа проходит, набирают силу волны нового видения в диалоге культур. В гуманитаристику входит понятие глобальной истории как «формы развития идеи всеобщей (универсальной) истории в современных условиях эволюции научного знания» [10, с. 83]. Если в исторической науке всеобщая, или всемирная, история была сосредоточена на изучении квантов истории - отдельных цивилизаций, которые возникали, развивались, разрушались, то в фокусе глобальной истории оказывается представление о мире как неразрывном единстве «Земли (биогеоценозов), человечества и общества» [10, с. 83]. Ранее историки особое внимание уделяли хронологии событий человеческой истории, то есть времени, но в перспективе глобальной истории акцент делается на социальном пространстве. Повышается интерес к транснациональным сферам социальной жизни, межкультурным и кросс-культурным коммуникациям, симбиозу и коэволюции гео-, био- и социокультурных систем. В этом ключе предлагаются методологические проекты исследования возможностей формирования универсальных стратегий культурно-географического общежития и, соответственно, приемлемых форм толерантности [2]. Межкультурная философия как направление, зародившееся в 1980-1990-х годах, имеет множество разветвлений и подходов к изучению других культур. Наиболее плодотворным признается путь, пролегающий «дальше признания множественности культурно укорененных философий и утверждения между ними взаимоуважительных отношений, дальше ведения диалога, обогащающего всех, кто участвует в нем» [18, с. 25]. Исследования показывают, что в истории философской мысли и ранее существовали очаги межкультурных интеллектуальных взаимодействий.

В техногенной цивилизации волна межкультурной философии представляет собой новый этап коммуникационных взаимодействий в условиях мобильной и информационной связности в планетарном масштабе. Соединились время и пространство: прошлое, настоящее и будущее сошлись в едином метамоменте. Разрастается тенденция преодоления барьеров между современной технологичной наукой Запада и традициями восточных философий.

Очередной круглый стол «География рациональности», состоявшийся 12 апреля 2022 года, был посвящен проблеме «Древний текст: загадочность и рациональные реконструкции». Многие загадки-проблемы удается разрешить, но другие по разным причинам остаются неразгаданными. На наш взгляд, новые возможности открывают методологии межкультурных коммуникаций (в частности, межкультурной философии). В настоящей работе мы исследуем загадочность феномена Кирика Новгородца, ученого и мыслителя средневекового Новгорода.

Загадки «поновления стихий» в «Учении о числах» Кирика

Кирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/58) - один из выдающихся мыслителей средневекового прошлого нашего отечества. В первом дошедшем до наших времен трактате под названием «Учение о числах» Кирик пишет, что в 26 лет он был монахом Антониева монастыря в Великом Новгороде, где совмещал обязанности дьякона и доместика церковного хора. Второй трактат, «Вопрошание Кириково», был написан в 40-50-е годы XII столетия, когда Кирик, уже иеромонах (монастырский священник), как приближенное лицо входил в свиту новгородского святителя Нифонта [12, с. 8]. При изучении трудов и феномена личности Ки-рика загадочность до сих пор остается спутником исследователей. Кирик жил в XII веке, а реконструкция трудов проходит по сохранившимся спискам и фрагментам начиная с XVI века. Тайна творчества Кирика раскрывает себя постепенно. Казалось бы, все списки и фрагменты уже обнаружены, им посвящена основательная литература. Однако недавно найден новый неизвестный фрагмент текста Кирика, который вновь заставляет пересмотреть выводы прежних реконструкций [3]. Творчество Кирика оказалось в фокусе внимания историков математики и естествознания, историков церкви, религиоведов, филологов, философов и культурологов. В историю математики Кирик вошел как талантливый компутист, обладавший глубокими календарно-астрономическими познаниями. В «Вопроша-нии» Кирик проявил себя как неординарный богослов-экзегет и религиозно-философский мыслитель. Но, как пишут В.В. Мильков и Р.А. Симонов, авторы книг, статей, а также солидных монографий о Кирике, некоторые постулаты его творчества «остаются загадочными и нераскрытыми»

[12, с. 7]. К таким постулатам относится отрывок из «Учения о числах», в котором говорится о «поновлении стихий».

Приведем текст по переводу с древнерусского по Погодинскому списку XVI века (РНБ, Погод. № 76, л. 342а — 346а), который считается протографом последующих списков [12, с. 343].

«10. Об обновлении неба. Небо обновляется через 80 лет. Таких обновлений от Адама до 6644 года — 83 (л. 344б). От последнего обновления протекало 4 года.

11. О земном обновлении. Земля обновляется через 40 лет. Таких обновлений в том же количестве было 166, а от последнего обновления прошло 4 года.

12. На каком году обновляется море. Море обновляется через 60 лет. Таких обновлений в том же количестве было 110, от последнего обновления прошло 44 года.

13. Обновление воды. Воды обновляются через 70 лет. Таких обновлений было от Адама до настоящего времени 94 и еще остается 64 [года]».

В приведенном отрывке исходным числом, которое служит базовым для последующих вычислений, является 6644, предполагаемое время от сотворения мира (или от Адама)1.

В чем же загадочность этого отрывка?

Дело в том, что изучение двух трудов Кирика не ставит под сомнение его ученость и добросовестность, во-первых, как математика, занимавшегося хронологическими вычислениями, и главным образом пасхалисти-кой, во-вторых, как вдумчивого и серьезного экзегета. Прежде чем перейти к исследованию заданного вопроса, необходимо дать характеристику Кирика как вычислителя. В разных системах пасхалистики и соответственно вычисления астрономических событий точки весеннего равноденствия и положения луны (греческой, александрийской, византийской, латинской) были разные методы. Р.А. Симонов показывает, что у Кирика был свой метод, отличный от других систем. Детальное исследование вычислительного инструмента времени Кирика — абака — привело к выводу о том, что «Кирик по классу вычислений опередил свое время» примерно на 400 лет [17, с. 198].

Проведенный К.В. Вершининым анализ недавно найденного фрагмента приводит к выводу, что Кирику были известны александрийские циклы, которые в Византии были постепенно вытеснены другими система-

1 Возможно два прочтения: «от сотворения мира» и «от Адама». В ортодоксальном, буквалистском, ключе эти два события не совпадают. Если принять во внимание апокрифическую литературу, то «от Адама» можно прочесть как «от первочеловека», «вселенского Адама». Бог творит вселенского Адама, или космос, как живое существо из первоэлементов-стихий. См. известный на Руси ветхозаветный апокриф «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» [8, с. 612—633]. В индийской мифологии вселенскому Адаму соответствует вселенский Пуруша.

ми, но активно использовались на латинском Западе. В то же время латинский след мог оказать влияние на Кирика через моравские переводы на старославянский язык. Эта гипотеза подтверждается наличием в найденном фрагменте перечня лунных регуляторов, которые в греческих текстах не встречаются, но их можно обнаружить в древнерусских рукописях [3, с. 38]. Но загадка остается: конкретные источники заимствований неизвестны.

Если расчеты и методики пасхалистики, ассоциированные с Кириком, можно проверить, сопоставляя разные источники и выдвигая аргументированные гипотезы, то фрагмент о «поновлении стихий» на первый взгляд вызывает удивление. Циклы стихийных поновлений эмпирически непро-веряемы, да и смысл концепта стихии по сравнению с более древними источниками постепенно «затуманивался». Более того, в науке Нового времени и вовсе отказались от натурфилософской стихийной лексики. Почему Кирик, дотошный компутист, ввел в свой трактат, казалось бы, натурфилософский фрагмент?

В дальнейшей истории разгадок были обнаружены схожие с «Учением» Кирика тексты - как более ранние, так и более поздние по сравнению со временем Кирика. Так, обнаруженные Н.К. Гаврюшиным рукописи XV—XVI веков о «поновлениях стихий» [5] похожи, но имеют разночтения в способах вычислений [17, с. 200-222]. В ряде текстов обнаруживается глаголическое влияние (глаголица появилась около 863 года), но анализ схожего текста 1138 года (РНБ, Кир-Бел. № 10/1087, л. 327б-328б) [12, с. 153-154]) указывает на более ранний период (812-863 годы). Поиск прототипов привел к открытию и введению в оборот так называемых семитысячников -текстов, имевших древнейшие оригиналы [19]. Кирик явно следовал традиции семитысячников, списки которых варьировались. Считается, что семитысячники восходят к моравским или болгарским протографам, они неизвестны в греко-византийской литературе. Тексты содержали сведения о разных способах летосчисления и о числе разных временных мер [19]. Установлено, что глаголическая письменность как тайнопись была в ходу у ирландских миссионеров и учеников Кирилла и Мефодия, которые преследовались и Римом, и Константинополем [12, с. 43].

Именно в семитысячниках переписывался фрагмент о поновлении стихий, причем в ряде списков стихий называлось четыре, но были тексты и с шестью стихиями: круг небесный, круг земной, круг морской, круг водный, круг ветреный, круг звездный. Столько же кругов указано в Софийском фрагменте «Учения о числах» Кирика конца XVI - начала XVII века (РНБ, Соф. № 1161, л. 217б-219а). В ряде текстов по простому перечислению и смешению астрономических кругов и кругов стихий можно сказать, что переписчик вряд ли понимал смысл числовых штудий, логиче-

ски смешивая категории разных порядков. Приведем пример из рукописи РГБ, Юдинск., № 2, которая считается уникальным памятником смешанного содержания.

«Небесный [круг обновляется] за 100 лет, земной за 90 лет, морской за 60 лет, звездный за пять лет, солнечный за 28 лет, лунный за 19 лет, ветреный за 4 (Л. 290а) года, индиктион за 15 лет, високос за 4 года, водный за 70 лет» [16, с. 382].

Как поясняет В.В. Мильков, указание на четыре стихии в Погодинском списке вполне согласуется с буквалистской антиохийской традицией богословия, согласно которой четверица стихий является производной перво-творения [12, с. 310, 311]. Согласно Милькову, образ неба объемлет стихии огня и воздуха, далее фигурируют стихии земли и воды (морской и пресной). Сложнее дело обстоит с большим числом стихий в семитысячниках и в Софийском фрагменте (Соф. № 1161).

На наш взгляд, скорее всего, ассоциации с четырьмя образами — неба, земли, воды и морской воды — связаны с Книгой Бытия, где речь идет о первых днях творения. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, а тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1—2). В древних космогониях противопоставление неба и земли указывало на первую (ноуменальную) поляризацию начал. Образ воды передавал смысл первоматерии как первобытного хаоса, из которого возникли все формы жизни. Во второй день творения Бог разделил твердью воды небесные и воды земные, из воды появилась суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1 : 10). В ходе космогенеза шло сгущение материи и далее возникновение форм жизни. Для Кирика-экзегета эти ассоциации важны и они не случайны, но для Кирика-вычислителя интерес, как представяется, прежде всего был в числах.

Очередная загадка: откуда появились сами семитысячники? Источников прямых заимствований не найдено, высказываются различные гипотезы, предполагающие гностический след, реминисценции античных учений о стихиях. Зададимся вопросом: случайны ли сочетания чисел в сюжете о поновлении стихий? Рассмотрим числа 80, 40, 60, 70. На то, что с математической точки зрения они непроизвольны, обратила внимание Г. А. Зверкина [9]. Число 60 является арифметическим средним суммы чисел 80 и 40, число 70 — арифметическое среднее суммы чисел 80 и 60. Эта «зацепка» указывает на пифагорейский след. В таком случае стоит обратиться к платоновско-пифагорейской традиции, включая поздних по времени по отношению к Платону, но более близких к Средневековью неоплатоников и неопифагорейцев.

Пифагорейская традиция и ее рецепции в межкультурных коммуникациях

Из разных источников, в том числе у Ямвлиха, узнаём, что Платон купил некий пифагорейский трактат, который стал основой диалога «Ти-мей» [1, с. 117]. В «Тимее» воспроизводится пифагорейская порождающая модель космоса со звездами, планетами и многочисленными существами, включая человека. В отличие от пифагорейцев, Платон создает натурфилософский язык, упорядочивая первоэлементы с помощью «образов и чисел» (Тимей, 53Ь) [14, с. 456]. Он опирался на понятия и схемы пифагорейцев (учения о пропорциях и иных свойствах чисел, равнобедренном треугольнике как геометрической единице порождения тел стихий), но не приводил числовых соответствий. Неопифагорейцы начала н. э. писали сочинения, поясняющие доктрину Платона. Известен трактат Теона Смирнско-го (первая половина II в. н. э.) «Изложение математических предметов, полезных при чтении Платона» с пояснениями относительно арифметики, музыки, планиметрии, стереометрии, астрономии [1, с. 423-533]. Особенность пифагорейского языка состоит в развитом числовом символизме, двойственность которого проявляется в том, что, с одной стороны, с помощью этого языка объяснялись метафизические первопринципы строения внутреннего и внешнего космоса, с другой стороны, числовая модель использовалась в целях математических вычислений (математического моделирования, если говорить на современном языке). Пифагорейцы как математики создали свою числовую вселенную, выразив в числе идею красоты и гармонии мироздания, и тем самым оказали мощное влияние на все последующие времена. Красота как скрепа-гармония описывалась через математические закономерности устроения космоса (структуры на языке системного подхода) и алгоритмов времени-движения (динамика).

Если принять перспективу межкультурной философии, предположив обширные межкультурные коммуникации, то напрашивается вывод о том, что мир в античные и средневековые времена был более глобален, нежели ранее представляли. В обширной монографии Е.В. Афонасина, А.С. Афонасиной, А.И. Щетникова «Пифагорейская традиция» приводятся свидетельства об историческом Пифагоре, среднем и позднем пифагореизме (первые века н. э.). Примечательно, что пифагорейский язык и образ мыслей был созвучен миропониманию ранних иудео-христианских богословов (Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Ипполит), а также гностиков. Многочисленные ссылки на пифагорейский язык говорения в «Строматах» Климента Александрийского позволяют сделать вывод о том, что «в большинстве случаев пифагорейская доктрина чаще, чем другие (исключая, конечно,

Платона), помогает ему найти нужный язык для выражения собственных мыслей» [1, с. 229].

Примечательно, что на древнерусской почве пифагорейская традиция оживала в трудах хронистов и хронологов. Платона и Пифагора считали мудрецами Иоанн Малала (живший между 491 и 578 годом), автор ранне-византийского труда «Хроники», бытовавшего на Руси сразу после принятия христианства, а также Георгий Амартол (хронист IX века, завершивший свой труд в 867 году). Как пишет В.В. Мильков, «Хроника» Амартола «была источником для составителя "Повести временных лет" и для других русских хронографических компиляций» [12, с. 164]. Списки сочинений Платона и пифагорейцев ходили по средневековой Европе. Можно предположить, что они легли в основу рецепций хронологических семитысяч-ников. Уже само число 7000 лет было сакральным2.

Попытаемся более внимательно присмотреться к пифагорейскому следу в рассматриваемом отрывке о поновлении стихий у Кирика. Как уже было замечено, сочетания чисел 80, 40, 60, 70 дважды порождают арифметическое среднее. Платон в «Тимее» пишет, что демиург при сотворении телесного космоса «настраивал» тела стихий по гармонической пропорции: «Если нам удастся попасть в точку, у нас в руках будет истина о рождении земли и огня, а равно и тех [стихий], что стоят между ними как средние члены пропорции» (Тимей, 53е) [14, с. 457]. В платоновском «Тимее» воздух соотносится с водой, как огонь с воздухом, а вода относится — с землей, как воздух с водой (Тимей 32Ь) [14, с. 435]. В суммирующей раздельной пропорции имеем: вода относится к земле, как огонь к воздуху. Как отмечает А.В. Волошинов, пифагорейцами вещи постигались не столько измерением, сколько соизмерением [4, с. 134].

2 7000 лет от сотворения мира до Страшного суда. В наиболее развитом виде идея масштабных циклов поновления мироздания была развита в трудах раннехристианского автора Оригена (185—254 годы н. э.), но она не вошла в формировавшееся в те времена ортодоксальное богословие. Латинский перевод основного трактата Оригена «О началах» содержит искажения. Как доказывает А.В. Серегин, исследуя сохранившиеся греческие фрагменты текста трактата, Ориген придерживался гипотезы множественности миров, постулирующей последовательную смену эонов (миров), в ходе которой окончательно наступит всеобщее очищение (апокатастасис), но не за один цикл (например, в ортодоксии 7000 лет). В сменяющихся циклах истории Бог выступает как педагог. Всеобщий апокатастасис будет иметь место «благодаря тому, что не останется ни одного врага», наступит полное уничтожение морального зла, разумные люди придут к совершенству и Богу [15, с. 133—146]. В конце каждого эона усиливается моральное падение большинства, после мирового очищения наступает эон с новым миропорядком. Влияние античного циклизма не оставляет сомнений. Творчество Оригена подтверждает гипотезу интенсивных межкультурных коммуникаций во времена процветания языческой учености, гностицизма и зарождавшегося христианства в Александрии первых веков н. э. Ориген в своих сочинениях излагал учения всех школ античной философии, в том числе и пифагорейцев. Кирик следует ортодоксальной позиции, обогащая ее тем, что природный циклизм вписывается в линейное эсхатологическое время.

Если космос помыслить как единое существо, то из этого следует, что должен существовать и единый всегармонизирующий ритм. Но поскольку части космоса качественно выстраиваются по уровням мироустроения (у Платона иерархия уровней представлена триадой: тело, душа, дух), то, если говорить на языке музыкальной теории, возникают диссонансы при приближении к плотной, земной сфере.

Обратимся вновь к сочетаниям чисел 80, 70, 60, 40. Очевидно, что крайние стихии неба и земли противостоят друг другу символически, как 80 и 40, промежуточные указаны как морские (60) и пресные (70) воды. Причем последние воды «ближе» к небу. Как заметил В.В. Мильков, возможно, это навеяно рецепциями «небесных вод» в христианской космологии. В соответствии с пифагорейской числовой теорией музыки соотношения между стихиями настроены по музыкальным интервалам. Крайние небо и земля образуют октаву (80 : 40 или 2 : 1), образ которой вполне распознаваем. Земля резонирует небесной сфере в наиболее консонансном интервале. Воды морские и земля настроены по интервалу квинты (60 : 40 или 3 : 2), небо настроено с морскими водами по интервалу кварты (80 : 60 или 4 : 3). Как поясняет пифагорейский автор «Теологуменов», совершенная гармония существует в трех созвучиях: кварте, квинте и октаве [1, с. 661]. Наличие октавы, квинты и кварты находим и у Кирика.

Точно утверждать, что Кирик знал пифагорейскую теорию, нельзя, поскольку нет текстовых источников. Но можно с уверенностью предположить, что новгородский 26-летний математик по духу был пифагорейцем. Кирик адресовал свое сочинение «промузгам» и числолюбцам. Слово «про-музги» из контекста прочитывается как «образованный», «интеллектуал»3. Именно пифагорейцы и их последователи были истинными числолюб-цами, подчеркивая достоинство каждого натурального числа и создавая изящный язык тетраксиса, с помощью которого объясняли универсальные алгоритмы генезиса и жизни космоса и человека. Интересно, что куб как телесное число, представляющее тело стихии земли и соответственно феноменальный, телесный космос, выстраивается по гармонической пропорции. В нем 12 ребер, 8 прямых углов и 6 плоскостей. Можно проверить интересную закономерность гармонической пропорции: сумма крайних членов гармонической пропорции, умноженная на средний член, вдвое больше произведения крайних членов [1, с. 390]. Проверку предоставляем числолюбцу-читателю.

В древней науке ведущим было качество, а не количество, как в науке современной. Это касалось как чисел, так и состояний космоса, посто-

3 Как отмечает К.В. Вершинин, слово «промузги» с неясной этимологией помимо двух списков «Учения» встречается в единственном славянском памятнике - верхнем (XIII) тексте западноболгарского Боянского Евангелия-палимпсеста [3, с. 40; 11, с. 861], что указывает на моравский или болгарский след первоисточника.

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

янно порождаемого круговоротом времен. Сакральность числа определялась его особым качеством, символизирующим определенную закономерность. Многие из чисел, встречающихся в двух трактатах Кирика, известны с архаических времен. Например, 40 и 8. Число 40 встречается как в «Учении», так и в «Вопрошании». Как отмечает Г.А. Зверкина, в архаике число 40 символизировало бесконечность [9]. Добавим: специальная служба «Сорокоуст», или «Сорочины», читается по усопшим (Вопрошание Кири-ка № 3, Савино № 19). Предполагается, что именно столько дней требуется для очищения при переходе от земной жизни в иной мир. В христианской обрядовой жизни широко распространены 40-дневные посты очищения перед последующим особым духовным событием и обновлением сознания в жизни человека (перед Пасхой, перед крещением неславянских народов или перед женитьбой в «Вопрошании» и пр.). Поновление земли через 40 лет в «Учении» согласуется со смыслом этого символа, указывающего на согласование ритмик телесной жизни и «поновления» разума и сознания.

Если принять во внимание семеричную ритмику основных жизненных циклов, то восьмой день знаменует очищение от старого и принятие нового [7, с. 45]. В «Вопрошании» Кирика в 10-м вопросе латинянину после семи дней посещения службы предписывается на восьмой день пройти обряд крещения. Качеством «чистой» обладала восьмерка и у пифагорейцев. «А еще восьмерка зовется людьми всесогласующей, или потому, что она равно-равно-равная и сама во всем очистительная, поразила правосудия» [1, с. 688].

В средневековой Руси закон универсального циклизма стихийных по-новлений подтверждался в ятроматематических сочинениях медико-диетического и медико-гигиенического характера, в которых поновление природы соотносилось с поновлением жизни человека — «Галеново на Гиппократа», «Лунники», «О сезонах» и пр. [8]. Качество времени проявлялось в согласовании физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовно-нравственных ритмов человеческой жизни с природными ритмами.

Исследователи творчества Кирика шаг за шагом разгадывают загадки феномена новгородского ученого, приоткрывая завесу загадочности, но смысл тайны, вероятно, окончательно прояснится, когда ученые проникнутся духом древнего знания.

1. Афонасин Е.В., Афонасина А.С., Щетников А.И. Пифагорейская традиция. — СПб.: Изд-во РХГА, 2014. - 747 с.

2. Васюков ВЛ., Киселева М.С., Шульга Е.Н. Теоретические модели коммуникации и исторические реконструкции. — М.: Наука, 2019. — 199 с.

Литература

3. ВершининК.В. Неизвестный фрагмент «Учения о числах» Кирика Новгородца // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2022. — № 1 (82). — С. 36—42.

4. Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. — 2-е изд. — М.: URSS, 2007. - 224 с.

5. Гаврюшин Н.К. Источники и списки космологического трактата XV в. «О не-беси» // Вопросы истории естествознания и техники. — 1988. — № 1. — С. 135-138.

6. Гаврюшин Н.К. «Поновление стихий» в древнерусской книжности // Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья. — Киев, 1988. — С. 209—212.

7. Герасимова И А. Число в трудах Кирика Новгородца: проблемы интерпретации древнего понимания числа // Кирик Новгородец и древнерусская культура: в 4 ч. — Великий Новгород: НовГу, 2017. — Ч. 4. — С. 25—48.

8. Герасимова И А, Мильков В.В., Симонов ВА. Сокровенные знания Древней Руси. — М.: Кнорус, 2015. — 688 с.

9. ЗверкинаГА. Архаические представления о числах и наследие Кирика Новгородца / / Труды IX Международных Колмогоровских чтений. — Ярославль, 2011. — С. 239—243.

10. Ионов И.Н. Глобальная история: основные направления и существенные особенности // Цивилизации. Вып. 5. Проблемы глобалистики и глобальной истории / отв. ред. А.О. Чубарьян. — М.: Наука, 2002. — С. 83—115.

11. Кульбакин С.М. Материалы для характеристики среднеболгарского языка. 1. Боянское евангелие XII—XIII в. // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. — 1899. — Т. 4, кн. 3. — С. 800—868.

12. Мильков В.В., Симонов РА. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. — М.: Кругъ, 2011. — 544 с.

13. Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси // Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России: очерки: в 2 ч. — СПб.: М1ръ, 2007. — Ч. 1. — С. 135—152.

14. Платон. Тимей / пер. С.С. Аверинцева // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Мысль, 1994. — Т. 3. — С. 421—500.

15. Серегин А.В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». — М.: ИФ РАН, 2005. — 200 с.

16. Симонов РА. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры. — М.: Наука, 2007. — 431 с.

17. Симонов РА. Кирик Новгородец — русский ученый XII века в отечественной книжной культуре. — М.: Наука, 2013. — 396 с.

18. Степанянц М.Т. Межкультурная философия: истоки, методология, проблематика, перспективы. — М.: Наука, 2020. — 183 с.

19. Турилов АА. О датировке и месте создания календарно-математических текстов «семитысячников» // Турилов А.А. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина. — М.: Индрик, 2011. — С. 73—84.

Статья поступила в редакцию 26.01.2023.

Статья прошла рецензирование 10.02.2023.

SCIENTIFIC GEOGRAPHY OF RATIONALITY JOURNAL................................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.2.1-209-222

KIRIK THE NOVGORODIAN AND COSMOLOGICAL RIDDLES IN OLD RUS

Gerasimova, Irina,

Dr of Sc. (Philosophy), Professor,

Main Researcher, Institute of Philosophy, RAS,

12, bldg. 1 Goncharnaya Street, Moscow, 09240, Russian Federation

ORCID: 0000-0003-4656-3100

home_gera@mail.ru

Abstract

The text of the "Teaching on Numbers" by the monk and mathematician Kirik the Novgorodian (the first half of the 12th century) was introduced into scientific circulation in the 1820s. Initially, this text was assessed as exclusively mathematical-calendar content. As the research unfolded, questions of a textual, historical-mathematical, philosophical, cultural and socio-psychological nature arose. Compared with similar writings of Kirik's era, his calculations are recognized as accurate, and in methods of calculation on the abacus, he was 400 years ahead of his time. In addition to the "Teaching on Numbers", the theological treatise penned by Kirik, "The Questions of Kirik", has come down to our times, written in the form of a dialogue between a pastor and a bishop about the vital problems of service practice. Despite numerous articles and solid monographs on Kirik's legacy, some postulates of the "Teaching", as well as vocabulary features, remain undisclosed and mysterious. The first riddle concerns the scientific research and peculiarities of the reconstruction of the lists of Kirik's treatises, which have come down to us only from the 16th century. A mere mystery concerns the fragment about circuits in the renewal of the elements, which, at first glance, has a natural philosophical content. The question arises: could Kirik, as a thoughtful scientist, simply rewrite these calculations from the prototype text familiar to him, the so-called "seven-thousanders"? Hypotheses are put forward of Platonic, Pythagorean, Gnostic influences on the essence of the fragment, but no supporting texts have been found. The article presents arguments in favor of the hypothesis of the influence of the mathematical teachings of the Pythagoreans on the prototype of the fragment about the renewal of the elements. The Pythagorean thesis about the structure of the corporeal cosmos according to the laws of beauty and harmony, which are based on the principle of commensura-bility, is clearly reflected in the mathematical calculations of the fragment. Kirik addressed his "Teaching" to lovers of numbers and he himself belonged to the circle of intellectuals. Modern studies of the Pythagorean tradition confirm the intercultural nature of the influence of the Pythagorean tradition on other ideological directions of thought. In Old Rus the tradition was supported by chroniclers and chronologists.

Keywords: Kirik the Novgorodian, calendar and chronological works, natural philosophy, renewal of the elements, Pythagorean tradition, intercultural communications, the doctrine of proportions and musical intervals.

Bibliographic description for citation:

Gerasimova I. Kirik the Novgorodian and Cosmological Riddles in Old Rus. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 2, pt. 1, pp. 209-222. DOI: 10.17212/2075-08622023-15.2.1-209-222.

References

1. Afonasin E.V, Afonasina A.S., Shchetnikov A.I. Pifagoreiskaya traditsiya [The Pythagorean tradition]. St. Peterburg, RHGA Publ., 2014. 747 p.

2. Vasyukov VL., Kiseleva M.S., Shul'ga E.N. Teoreticheskie modeli kommunikatsii i istoricheskie rekonstruktsii [Theoretical models of communication and historical reconstructions]. Moscow, Nauka Publ., 2019. 199 p.

3. Vershinin K.V Neizvestnyi fragment «Ucheniya o chislakh» Kirika Novgorodtsa [An Unknown fragment of the "Theaching on numbers" by Kiric the Novgorodian]. Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki = Old Russia. The Questions of Middle Ages, 2022, no. 1, pp. 36-42.

4. Voloshinov A.V Pifagot: Soyuz istiny, dobra i krasoty [Pythagoras. The Union of Truth, Goodness and Beauty]. 2nd ed. Moscow, URSS Publ., 2007. 224 p.

5. Gavryushin N.K. Istochniki i spiski kosmologicheskogo traktata XV v. «O nebe-si» [Sources and lists of the 15th century cosmological treatise. "Oh Heaven"]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki = Studies in History of Science and Technology, 1988, no. 1, pp. 135-138.

6. Gavryushin N.K. «Ponovlenie stikhii» v drevnerusskoi knizhnosti ["Renewal of the Elements" in ancient Russian literature]. Otechestvennaya obshchestvennaya mysl' epokhi Srednevekov'ya [Domestic social thought of the Middle Ages]. Kiev, 1988, pp. 209-212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gerasimova I.A. Chislo v trudakh Kirika Novgorodtsa: problemy interpretat-sii drevnego ponimaniya chisla [Number in the writings of Kirik Novgorodets: problems of interpretation of the ancient understanding of number]. Kirik Novgorodets i drevnerusskaya kul'tura [Kirik Novgorodets as and the ancient Russian culture]. In 4 pt. Velikii Novgorod, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise Publ., 2017, pp. 25-48.

8. Gerasimova I.A., Mil'kov VV, Simonov VA. Sokrovennye znaniya Drevnei Rusi [The secret knowledge of Ancient Russia]. Moscow, Knorus Publ., 2015. 688 p.

9. Zverkina G.A. [Archaic ideas about numbers and the heritage of Kirik of Novgorod]. Trudy IX Mezhdunarodnykh Kolmogorovskikh chtenii [Proceedings of the IX International Kolmogorov Readings]. Yaroslavl', 2011, pp. 239-243. (In Russian).

10. Ionov I.N. Global'naya istoriya: osnovnye napravleniya i sushchestvennye os-obennosti [Global history: main directions and essential features]. Tsivilizatsii. Vyp. 5. Problemyghbalistikiiglobal'noi istorii [Civilizations. Iss. 5. The Problems of globalistica and clobal history]. Moscow, Nauka Publ., pp. 83-115.

11. Kul'bakin S.M. Materialy dlya kharakteristiki srednebolgarskogo yazyka. 1. Boy-anskoe evangelie XII-XIII v. [Materials for Characterizing the Middle Bulgarian Language. 1. Boyansky Gospel of the 12th - 13th Century]. Izvestiya Otdeleniya russkogoya-zyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk, 1899, vol. 4, bk. 3, pp. 800-868. (In Russian).

SCIENTIFIC GEOGRAPHY OF RATIONALITY ^JOURNAL...............................................................................................................................................

12. Milkov VV, Simonov R.A. Kirik Novgorodets: uchenyi i myslitel' [Kirik Novgorodets as: a scientist and thinker]. Moscow, Krug Publ., 2011. 544 p.

13. Mur'yanov M.F. Khronometriya Kievskoi Rusi [Chronometry of Kievan Rus]. Mur'yanov M.F. Istoriya kni%hnoi kul'tury Rossii: ocherki [The History of Russia's book culture. Essays]. In 2 pt. Pt. 1. St. Petersburg, Mir Publ., 2007, pp. 135-152.

14. Plato. Timei [Timaeus]. Plato. Sobranie sochinenii. V 4 t. T. 3 [Complete Works. In 4 vol. Vol. 3]. Moscow, Mysl' Publ., 1994, pp. 421-500. (In Russian).

15. Seregin A.V Gipoteza mno%hestvennosti mirov v traktate Origena «O nachalakh» [The Hypothesis of the Plurality of Worlds in Origen's Treatise "On the Beginnings"]. Moscow, IF RAS Publ., 2005. 200 p.

16. Simonov R.A. Matematicheskaya i kalendarno-astronomicheskaya mysl' Drevnei Rusi (po dannym srednevekovoi kni%hnoi kul'tury [Mathematical and calendar-astronomical thought of Ancient Rus' (according to medieval book culture]. Moscow, Nauka Publ., 2007. 431 p.

17. Simonov R.A. Kirik Novgorodets — russkii uchenyi XII veka v otechestvennoi kni%hnoi kul'ture [Kirik Novgorodets — Russian scientist of the XII century in the national book culture]. Moscow, Nauka Publ., 2013. 396 p.

18. Stepanyants M.T. Me%hkul'turnaya filosofiya: istoki, metodologiya, problematika, perspe-ktivy [Intercultural philosophy: origins, methodology, problems, perspectives]. Moscow, Nauka Publ., 2020. 183 p.

19. Turilov A.A. O datirovke i meste sozdaniya kalendarno-matematicheskikh tek-stov «semitysyachnikov» [On the dating and place of creation of calendar-mathematical texts, "seven-thousanders"]. Turilov A.A. Ot Kirilla Filosofa do Konstantina Kostenetskogo i Vasiliya Sofiyanina [From Cyril the Philosopher to Konstantin Kostenetsky and Vasily Sofiani]. Moscow, Indrik Publ., 2011, pp. 73—84.

The article was received on 26.01.2023. The article was reviewed on 10.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.