Научная статья на тему 'Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI-XII веков'

Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI-XII веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОУЧЕНИЯ НОВГОРОДСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ / ЛУКА ЖИДЯТА / АРХИЕПИСКОП ИОАНН / ИГУМЕН МОИСЕЙ / КИРИК НОВГОРОДЕЦ / ANCIENT RUSSIAN LITERATURE / EDIFICATIONS OF NOVGORODIAN RELIGIOUS THINKERS / LUKA ZHIDIATA / ARCHBISHOP IOANN / HEGUMEN MOISEY / KIRIK THE NOVGORODIAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Е. В.

Рассматривается древнерусская литература XI-XII веков, имеющая новгородское происхождение, с целью выявления и интерпретирования её педагогического содержания. В фокусе внимания находятся поучительные произведения новгородского епископа Луки Жидяты, новгородского архиепископа Иоанна, игумена Антониева монастыря Моисея и дьяка того же монастыря Кирика Новгородца. Центральное место в них занимает идея нравственного, гуманистического и демократического воспитания, предполагающая следование православным моральным заповедям, которые во многом не противопоставляются, а согласуются с народными представлениями о добропорядочной жизни и поведении. Отдельное место в ряду рассмотренных произведений занимает «Учение о числах» Кирика Новгородца, являющееся первым древнерусским математическим трактатом, используемым долгие годы в качестве учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND PEDAGOGICAL IDEAS IN NOVGORODIAN EDIFYING LITERATURE OF XI-XII CENTURIES

The article represents the consideration of an ancient Russian literature of XI-XII centuries, originated from Novgorod, with the objective in signification and interpretation its pedagogical content. The article focuses on edifying literature pieces by Novgorodian bishop Luka Zhidiata, by Novgorodian archbishop Ioann, by hegumen Antoniev Monastery Moisey and sexton Kirik the Novgorodian. The central position takes the idea of moral, humanistic and democratic education that supposed to follow the Orthodox moral commandments. To a large extent, it doesn’t set against but conforms to the folk ideas about well-doing life and behavior. Special focus among these literature pieces belongs to “Teaching on Numbers” by Kirik the Novgorodian that considered to be the first ancient Russian mathematical treatise and had been using as a study guide for a long time.

Текст научной работы на тему «Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI-XII веков»

УДК 37.017.92

РЕЛИГИОЗНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НОВГОРОДСКОЙ ПОУЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

XI—XII ВЕКОВ

Е.В.Иванов

RELIGIOUS AND PEDAGOGICAL IDEAS IN NOVGORODIAN EDIFYING LITERATURE OF XI—XII

CENTURIES

E.V.Ivanov

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматривается древнерусская литература XI—XII веков, имеющая новгородское происхождение, с целью выявления и интерпретирования её педагогического содержания. В фокусе внимания находятся поучительные произведения новгородского епископа Луки Жидяты, новгородского архиепископа Иоанна, игумена Антониева монастыря Моисея и дьяка того же монастыря Кирика Новгородца. Центральное место в них занимает идея нравственного, гуманистического и демократического воспитания, предполагающая следование православным моральным заповедям, которые во многом не противопоставляются, а согласуются с народными представлениями о добропорядочной жизни и поведении. Отдельное место в ряду рассмотренных произведений занимает «Учение о числах» Кирика Новгородца, являющееся первым древнерусским математическим трактатом, используемым долгие годы в качестве учебного пособия.

Ключевые слова: древнерусская литература, поучения новгородских религиозных мыслителей, Лука Жидята, архиепископ Иоанн, игумен Моисей, Кирик Новгородец

The article represents the consideration of an ancient Russian literature of XI—XII centuries, originated from Novgorod, with the objective in signification and interpretation its pedagogical content. The article focuses on edifying literature pieces by Novgorodian bishop Luka Zhidiata, by Novgorodian archbishop Ioann, by hegumen Antoniev Monastery Moisey and sexton Kirik the Novgorodian. The central position takes the idea of moral, humanistic and democratic education that supposed to follow the Orthodox moral commandments. To a large extent, it doesn't set against but conforms to the folk ideas about well-doing life and behavior. Special focus among these literature pieces belongs to "Teaching on Numbers" by Kirik the Novgorodian that considered to be the first ancient Russian mathematical treatise and had been using as a study guide for a long time.

Keywords: ancient Russian literature, edifications of Novgorodian religious thinkers, Luka Zhidiata, archbishop Ioann, hegumen Moisey, Kirik the Novgorodian

Возникновение письменности на Руси традиционно связывают с периодом крещения страны в конце Х века. Новая вера оказала сильное содействие развитию книжности, открыв дорогу русским мыслителям к богатейшему культурному, научному и педагогическому наследию Византии, а через нее и античного мира, что нашло отражение в большом наплыве переводных и оригинальных произведений «отцов церкви», а также отдельных трудов и изречений древнегреческих и древнеримских писателей и философов. В свете рассматриваемой в статье проблеме особо важно то, что, по сути, вся нахлынувшая после принятия христианства на Русь зарубежная литература имела религиозно-дидактическую направленность и естественным образом задавала тот же самый курс и для отечественных произведений, внося заметный вклад в развитие педагогической мысли и практики обучения и воспитания.

Не углубляясь в подробный анализ, отметим, что широкое распространение в Древнерусском государстве, включая и Великий Новгород, получили такие переведённые на русский язык иностранные сборники, как Изборник 1073 года, Изборник 1076 года, «Пролог», «Златоструй», «Пчела», «Златая цепь», «Измарагд», «Физиолог», «Шестодневы» и др., в которых содержались сочинения и высказывания авторитетных византийских богословов (Василия Ве-

ликого, Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Никона Черногорца и др.), фрагменты из работ по логике и математике Аристотеля, изречения Демокрита, Сократа, Пифагора, Плутарха, Эврипида, эпизоды из биографий Александра Македонского, спартанских царей Агесилая и Леонида, восточных правителей Дария, Кира, Креза и других великих людей [1]. Эти произведения были популярны и имели большое хождение на Руси в течение нескольких веков, став своеобразной хрестоматией по истории зарубежной религиозной, научно-философской и педагогической мысли. Благодаря им, русские люди, в том числе и новгородцы, отчасти, приобщились к гуманистическим античным идеалам и миросозерцанию, познакомились с некоторыми педагогическими идеями Древнего Востока и в полной мере восприняли христианское православное учение о воспитании.

Однако сильное влияние византийской культуры на развитие отечественного образования не лишило его самобытных черт. Восходящие от язычества народно-педагогические воззрения постоянно переплетались с идеями христианской педагогики и, то противореча, то дополняя друг друга, совместно торили путь к пониманию смысла и накоплению опыта воспитания растущего человека. Ещё князь Ярослав Мудрый, славящийся своей любовью к книгам и со-

бравший одну из самых больших библиотек в Европе, в то же время был очень разборчив по отношению к зарубежным произведениям и, стремясь освободиться от излишне сильного влияния ортодоксальной религиозной литературы Византии, не отражавшей в полной мере духовную атмосферу Древней Руси, раскрепощал сознание сначала новгородских, а затем и остальных отечественных книжников, освобождая их от жёсткого следования требованиям церковных канонов.

Так, начиная уже с первых византийских сборников, наши соотечественники, которые самостоятельно читали, переписывали и переводили иностранные сочинения, по обыкновению подвергали содержание таких текстов стилистической и языковой правке, вводили новые слова и выражения, характеризующие русский быт, народно-педагогические традиции, приближая их, тем самым, к особенностям мировосприятия и реалиям жизни русских людей. Не случайно, что отдельные материалы переводной литературы использовались русскими писателями той поры в собственных произведениях, главной чертой которых была поучительность в духе христианской этики и гуманизма. Свой заметный вклад в развитие данных педагогических идей внесли и новгородские религиозные мыслители, о чем свидетельствуют написанные ими и дошедшие до наших дней памятники письменной культуры.

Одним из самых ранних древнерусских произведений является «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты (?—1059). Он был вторым по счёту и первым русским епископом Новгорода (с 1035 г.), а выдвинул его на этот пост Великий князь Ярослав Мудрый, который предпочёл Луку греку Ефрему При владыке Луке Жидяте продолжилась христианизация новгородцев, был построен и освящён каменный храм Святой Софии, при владычьем дворе работала школа, открытая в 1030 году по повелению Ярослава Мудрого, осуществлялись переводы богослужебных книг и т.д. Сам епископ также занимался переводами с греческого, однако до наших дней они не дошли. Кроме того, среди историков и исследователей древнерусской литературы бытует мнение о возможной его причастности к составлению древнейшего новгородского летописного свода, сведения из которого встречаются в Новгородской четвёртой летописи.

Что касается непосредственно «Поучения к братии», то оно представляет значительный историко-литературный и педагогический интерес, потому как является, скорее всего, первым собственно русским произведением отечественной учительной литературы. Есть предположение, что Лука Жидята произнес его при вступлении на новгородскую епископскую кафедру, то есть оно может быть датировано более ранним числом, чем относящееся к тому же (XI) веку знаменитое «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона. В своём небольшом по объёму Поучении владыка даёт первоначальные наставления об истинах веры и нравственности для всё ещё окончательно не разорвавших с язычеством новгородцев. Характерной чертой этого сочинения, значи-

тельно усиливавшей его педагогический эффект, была простота и доступность изложения, благодаря чему мудрые и понятные слова легче доходили до сердца и сознания людей.

Лука учил, как и почему нужно соблюдать христианские заповеди, призывал не заниматься «моско-лудством» (ряжением), «мзды не емлити» (взяток не брать), «в лихву не давати» (не заниматься ростовщичеством), не употреблять «срамные» слова, пить «в меру, а не в пияньство», «блядня не створи с чужими женами» (не изменять жёнам), «не завиди» (не завидовать), «не оклевечи» (не клеветать), почитать «ста-раго человека и родителя», быть не злопамятным, справедливым и милосердным [2]. В подтверждение своих слов он приводил нравоучительные цитаты из Библии, которые не столько навязывали новые нравственные нормы, сколько уточняли и объясняли с христианских позиций сложившиеся в веках народные представления о добродетели. С достаточной долей уверенности можно говорить о том, что Лука Жи-дята предложил новгородцам не только свод этических правил, наиболее отвечающий социокультурной ситуации того периода, но и «посеял первые зерна христианского гуманизма на благодатную почву сложившихся в Новгороде народно-педагогических традиций» [3].

Умер Лука Жидята по дороге в Новгород из Киева, где 3 года (с 1055 г.) был в заточении по «навету». В 1439 году при новгородском архиепископе Ев-фимии II его канонизировли, причислив к лику местных святых. В 1558 году мощи святителя были перезахоронены в Мартирьевской паперти Софийского собора в гробницу владык Аркадия и Мартирия Ру-шанина [4].

Заметный след в истории педагогических и научных знаний не только в пределах Новгорода и Древней Руси, но и в европейском масштабе оставил учёный и религиозный мыслитель Кирик Новгородец (1110—?). С его именем связывают уникальный во многих отношениях трактат «Учение имже ведати числа всех лет» и оригинальное поучительное произведение «Вопрошание Кириково, иже вопроси епископа Нифонта и инех». Кроме этого, по мнению известного отечественного знатока древнерусской литературы А.А.Шахматова, Кирик является автором статей за 1136 и 1137 в Новгородской Первой летописи, а другой известный русский филолог и историк Д.С.Лихачёв отводит ему ведущую роль в создании «Софийского временника».

Главным знатоком жизни и творчества Кирика Новгородца можно считать доктора исторических наук Р.А.Симонова, который посвятил ему специальное монографическое исследование. Из зарубежных учёных неподдельный научный интерес к наследию Ки-рика на рубеже XIX—XX веков проявлял профессор Боннского университета Л.К.Гётц, высоко ценивший его основные работы («Учение о числах» и «Вопро-шание»).

Главные из дошедших до наших дней биографические сведения о Кирике Новгородце содержатся в подписи его трактата о числах. Там указывается год написания данного сочинения (1136), возраст автора

(26 лет), а также место его службы и должность (диакон, доместик церкви Рождества богородицы Анто-ниева монастыря). На основании другого, более позднего его произведения («Вопрошания»), Р.А.Симонов делает вполне обоснованное предположение, что Ки-рик в дальнейшем сумел продвинуться по служебной иерархической лестнице в местной епархии, заняв более высокий церковный пост.

Самое известное произведение Кирика Новгородца «Учение имже ведати числа всех лет» посвящено вопросам расчёта и составления хронологии и календаря и по своей сути является старейшим из известных сегодня древнерусских математических трудов. В нём автор запросто оперирует дробными числами, а также числовыми значениями, достигающими десятков миллионов. Благодаря данному сочинению, и российские, и зарубежные исследователи называют новгородского учёного и первым русским математиком, ни в чём не уступавшим лучшим византийским и западноевропейским мыслителям, и основоположником русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусским астрономом, знакомым с античными взглядами, и талантливым литератором [5]. В ракурсе проблематики настоящей статьи, мы с полным правом можем назвать Кирика и замечательным педагогом, задолго до В.Ратке и Я.А.Коменского предугадавшем основные принципы современной дидактики, а именно системности, последовательности, наглядности и прочности. Всё это явно прослеживается в структуре и содержании «Учения о числах», имеющего четкую, дидактически выверенную логику построения и обучающую направленность изложения, ориентированную на сознательное усвоение и практическое применение полученных знаний. Не случайно, что в течение достаточно долгого времени данное произведение использовалось новгородцами, а также мастерами грамоты и религиозными учителями других древнерусских городов при изучении математики.

Ярким примером критического осмысления ви-зантийско-христианских постулатов является другое специфическое поучительное произведение Кирика Новгородца «Вопрошание Кириково, иже вопроси епископа Нифонта и инех» (сер. ХП в.), дошедшее до наших дней во многих списках (главный список «Во-прошания»: Софийская или Новгородская Кормчая 1280-х) и давно уже находящееся в поле зрения различных исследователей. В этом сочинении автор пытается разобраться в тонкостях христианского богословия и найти разрешение противоречий, постоянно возникающих между требованиями новой веры и старыми языческими традициями, всё еще прочно живущими среди населения Новгорода и его окрестностей. Вопросы, получаемые от новгородцев, Кирик адресует епископу Нифонту. В них речь идёт и о двоеверии, и о языческих обрядах, и о непостоянстве в интимной жизни, и о других нравственных аспектах бытия, волнующих людей. Некоторые из вопросов ставят Нифонта явно в затруднительное положение. Не принимает он порой и отдельные высказывания Кирика, советуя ему сжечь книги, на которые тот ссылается [5].

Сюжетное построение и изложение текста дан-

ной работы осуществляется в характерной для эллинских времен вопросно-ответной форме, что лишний раз подтверждает знакомство автора с античной литературой. Это видно и из того, что Кирик порой цитирует дохристианские и раннехристианские сочинения, отвергаемые официальной церковью (именно ссылки на них и порицались епископом).

Одним из наиболее загадочных и интересных для историков в течение долгого времени (до открытия археологами в середине ХХ в. берестяных грамот) был вопрос Кирика о том, является ли грехом «по грамотам ходить ногами». С историко-педагогической точки зрения, с одной стороны, здесь мы имеем косвенное подтверждение того, что к середине ХП века грамотность в Великом Новгороде была вполне обыденным делом (берестяное послание после прочтения часто выбрасывали за ненадобностью и их, судя по всему, не мало валялось под ногами у горожан), а с другой — видим нравственные сомнения русского человека, навеянные пришедшим из Византии культом книжного знания, уважения к письменному слову и к Богу. Ведь на грамотах нередко встречались такие слова, как «ангел», «боже», «богородица», «святой» [6].

В целом же «Вопрошание» Кирика Новгородца можно считать религиозно-педагогическим и гуманистическим по своему духу поучительным произведением призванным помочь новгородцам найти ответы на волнующие их жизненные вопросы, осознать и примирить языческие традиции с требованиями христианской морали, наполнить ежедневную бытовую жизнь нравственным содержанием и показать образцы нравственного поведения. В этом, пожалуй, и кроется главное воспитательное значение данного памятника древнерусской литературы.

Заметный вклад в развитие педагогической мысли внес и новгородский архиепископ Иоанн (в миру Илья) (?—1186), автор поучения, начинающегося словами «О богови тако изволишу и святей Богородице и вашей молитве». Некоторые исследователи также считают его причастным к созданию раздела «Ильино» в «Вопрошании Кириковом» и приписывают ему авторство канонического разъяснительного текста «Илья архиепископ новгородьский исправил с Белгородским епископом» [4, а 224].

В отличие от скудных биографических данных о Кирике Новгородце, жизненный путь и личность Иоанна в истории известны достаточно хорошо. С его именем связан целый цикл древнерусских литературных произведений и легендарных преданий, долгое время существовавших как в устном, так и письменном виде, что говорит о достаточно большой популярности этого владыки. Так, в 70-е годы XV века по поручению архиепископа Евфимия II известным новгородским переводчиком, писцом, составителем и редактором ряда житий, похвальных слов, служб и канонов Пахомием Сербом (?—1484), было написано «Житие Иоанна архиепископа новгородского», в которое вошли рассказы-легенды о чудесном заступничестве новгородской иконы Знамения Богородицы по молению Иоанна в 1170 году во время битвы под стенами Новгорода с суздальцами; о путешествии Иоан-

на на бесе в Иерусалим (самое фантастическое и наиболее популярное из всех преданий, встречающееся в древних рукописях и в качестве самостоятельного произведения); о чудесном обретении забытых мощей Иоанна в 1440 году при новгородском архиепископе Евфимии II. Кроме перечисленного, есть ещё часто присоединяемая к житию известная «Повесть о построении Благовещенской церкви» и одноимённого монастыря Иоанном и его братом Григорием с чудесной помощью Богородицы.

Свою карьеру на службе в новгородской епархии Иоанн начал пресвитером в церкви Власия (Василия) на Людином конце города. После смерти епископа Аркадия в 1163 году был избран на его место, а в 1165 году получил от киевского митрополита новый титул, став первым новгородским архиепископом. После смерти в 1186 году погребён в Предтеченском приделе Софийского собора. Был канонизирован в 1439 году при новгородском архиепископе Евфимии II, а в 1547 году при московском митрополите Мака-рии введён в общерусский пантеон святых. День его памяти празднуется 7 сентября по юлианскому календарю [7].

Из дошедшего до наших дней письменного наследия архиепископа Иоанна с педагогической точки зрения наиболее интересным является его поучение «О богови тако изволишу и святей Богородице и вашей молитве», по некоторым данным произнесённое им в 1166 году. С позиции заявленной темы статьи главное достоинство этого поучения состоит в том, что в нём прослеживаются ещё до конца не осознанные, но всё же узнаваемые черты гуманистических педагогических идей. Так, Иоанна, как и любого педагога-гуманиста, волнуют личностные качества наставника, который, заботясь о нравственности других, должен сам воплощать в себе все добродетели. Только в этом случае он получает моральное право наставлять заблудшие души на путь истинный. Но, даже имея такое право, нужно ещё уметь им правильно пользоваться. Прокладывая дорогу идеям гуманизации взаимоотношений воспитанника и наставника, новгородский архиепископ призывает в борьбе с людскими пороками проявлять понимание, человеколюбие и стараться избегать излишней строгости при наложении «епитимьи» (наказания).

Помимо Кирика Новгородца и архиепископа Иоанна в XII веке в Новгороде жил ещё один известный автор поучительных произведений игумен Анто-ниева монастыря Моисей (?—1187). Иных биографических сведений в исторических источниках о нём нет. Однако до нас дошли два приписываемых ему поучения: «Поучение Моисея о безвременном пиян-стве» и «Слово отца Моисея о ротах и клятвах». Данные сочинения по своему содержанию представляют собой типичные для древненовгородской литературы увещевательные тексты, направленные против языческих пороков в среде новопосвященных христиан. Их главная отличительная особенность — полное отсутствие цитат из Священного Писания. Автор, нарушая жанровые традиции своего времени, выстраивает систему эмоциональных по-своему характеру доказательств, которые базируются не на церковных посту-

латах и догмах, а на всем понятной, проверенной житейским опытом народной мудрости. Используя привычную простому люду разговорную речь, Моисей, в присущей ему своеобразной напевно-ритмичной и лаконичной форме, умело затрагивает различные нравственные аспекты общественного бытия.

Понимая под «пиянством» всякое излишество вообще, он обращается к философско-этической проблеме чувства меры и, рассуждая о возможных проблемах со здоровьем «от чрезмерной еды и питья, и лежания, и от женской ласки без меры и срока», а также приводя в пример животных, которые «в еде и в питья пренебрегают обжорством: хоть не раз понуждаемы будут» делает не ожидаемо христианско-стоический, а вполне гуманистический вывод о том, что «если же будет желание впору, то делай что хочешь — но в меру» [8].

В «Слове о ротах и клятвах» игумен Моисей рассматривает этическую сторону публичного принятия на себя обязательств, указывая на недопустимость того, что люди при этом часто «клянутся Богом и его святыми и друг друга понуждают на клятвы, и Церковь Святую, невесту Христову, оскверняют присягой» [8]. Здесь мы видим не просто конкретизацию древнерусским мыслителем известного сегодня тезиса «Не поминай имя Бога всуе», но и понимание им необходимости личной ответственности каждого человека за свои обещания и связанные с ними дела и поступки.

Как и в «Поучении о безвременном пиянстве» в своём «Слове» Моисей подвергает резкой критике языческие пережитки, говоря, в частности, о том, что «не велит Бог болезни лечить колдовством и заклятьем, не бесов просить — на охоту идя, или торгуя, или милости чей-то ждать» [8]. Тут можно снова провести некую параллель с ещё одной расхожей в наши дни фразой «На Бога надейся, а сам не плошай» и увидеть в словах Моисея не только стремление искоренить древнюю веру в сверхъестественную силу различных фетишей, долго существовавшую в Новгороде и после его крещения, но и призыв к людям полагаться, прежде всего, на свои собственные силы.

Проведённый историко-педагогический анализ поучительных произведений игумена Антониева монастыря Моисея показывает, что им был внесён значимый вклад в развитие идей гуманистического и нравственного воспитания, что находит своё выражение в вере в возможности человека, заботе о его здоровье и моральном облике, но не путём аскетизма, а через привитие чувства меры, соблюдение правильного режима питания и ведение достойного образа жизни.

Подводя резюме всему вышесказанному, можно констатировать, что поучительное письменное наследие представленных в статье новгородских мыслителей XI—XII веков, внесло существенный вклад в развитие отечественных педагогических идей, ведущую роль среди которых играют актуальные и сегодня идеи демократизации, гуманизации и нравственного воспитания.

1. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России: монография. Великий Новгород: Нов-ГУ, 2013. 380 с.

2. Богуславский С.А. Поучение епископа Луки Жидяты по рукописям XV—XVII вв. // ОРЯС. 1914. Т. 18. Кн. 2. C. 196-237.

3. Иванов А.Е., Иванов Е.В. Педагогические идеи в новгородском письменном и фольклорном наследии X—XVI веков: монография / Под ред. Е.В.Иванова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. С. 71.

4. Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков: Энциклопедический словарь / Под. общ. ред. В.Л.Янина. СПб.: Нестор—История, 2007. 552 с.

5. Симонов Р. А. Кирик Новгородец — учёный XII века. М.: Наука, 1980. 112 с.

6. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.: Педагогика, 1979. С. 52.

7. Святитель Иоанн, архиепископ новгородский [Электр. ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm (дата обращения: 11.05.2017).

8. Поучение игумена Моисея о чрезмерном пьянстве. Поучение игумена Моисея о Присягах и клятвах [Электр. ресурс]. URL: http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/ pouchenie_3.html (дата обращения: 11.05.2017).

References

1. Ivanov E.V. Fenomen svobody v pedagogike Zapadnoy Evropy i Rossii: monografiya [The Phenomenon of Freedom in Education in Western Europe and Russia: monograph].

Velikiy Novgorod, 2013. 380 p.

2. Boguslavskiy S.A. Pouchenie episkopa Luki Zhidyaty po rukopisyam XV—XVII vv. [The Edification of Bishop Luka Zhidiata in Manuscripts of XV—XVII centuries]. ORYaS, 1914, vol. 18, book 2, pp. 196-237.

3. Ivanov A.E., Ivanov E.V. Pedagogicheskie idei v novgorodskom pis'mennom i fol'klornom nasledii X—XVI vekov: monografiya [Pedagogical Ideas in Novgorodian Written and Folk Legacy of X—XVI centuries]. Velikiy Novgorod, 2012, p. 71.

4. Yanin V.L., rd. Velikiy Novgorod. Istoriya i kul'tura IX— XVII vekov: Entsiklopedicheskiy slovar' [Veliky Novgorod. History and Culture of IX-XVII centuries: Encyclopedia]. Saint Petersburg, 2007. 552 p.

5. Simonov R.A. Kirik Novgorodets — uchenyy XII veka [Kirik the Novgorodian — Scholar of XII century]. Moscow, 1980. 112 p

6. Yanin V.L. Berestyanaya pochta stoletiy [The birch bark post of centuries]. Moscow, 1979, p. 52.

7. Svyatitel' Ioann, arkhiepiskop novgorodskiy [Saint Bishop Ioann, the Archbishop of Novgorod]. Available at: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm (accessed: 11.05.2017).

8. Pouchenie igumena Moiseya o chrezmernom p'yanstve. Pouchenie igumena Moiseya o Prisyagakh i klyatvakh [The Edification of Hegumen Moisey on Undue Insobriety. The Edification of Hegumen Moisey on Oaths and Swears]. Available at: http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/ pouchenie_3.html (accessed: 11.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.