Научная статья на тему 'Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе'

Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫE СЛОВА: КИНОПЕДАГОГИКА / ИНТЕРАКТИВНЫE МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ / CINEMATOGRAPHY / INTERACTIVE TEACHING METHODS / METHODOLOGICAL DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов Дечко Митев, Капинова Елизавета Самойловна

Настоящее исследование направлено на изучение возможностей использования кинопедагогики как интерактивного метода обучения. Нестандартное использование кинопедагогики сочетается с групповосоревновательной организацией обучения. Выведены и апробированы практическим путем правила создания и реализации учебно-методического фильма, а также и проведение методической дискуссии. Основныe идеи данного обучения базируются на исследовании студентами проблем действительности, интегральном подходе, создании ими реального продукта, который должен соответствовать полученным знаниям и умениям, на активной к омуникации между студентами и специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатов Дечко Митев, Капинова Елизавета Самойловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of cinema pedagogy as an interactive method of physical education methodology in elementary school

This study is aimed at exploring the use of cinematography as an interactive learning method. The non-standard application of cinema pedagogy is combined with a group-competition training organization. The rules for the preparation and realization of a teaching methodical film as well as the methodical discussion are presented and tested in practice.

Текст научной работы на тему «Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018

№ 2 (32). С. 215-218.

УДК 372.2 д. м. игнАТов, Е. с. капинова

Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе

Настоящее исследование направлено на изучение возможностей использования кинопедагогики как интерактивного метода обучения. Нестандартное использование кинопедагогики сочетается с группово-соревновательной организацией обучения. Выведены и апробированы практическим путем правила создания и реализации учебно-методического фильма, а также и проведение методической дискуссии. Основные идеи данного обучения базируются на исследовании студентами проблем действительности, интегральном подходе, создании ими реального продукта, который должен соответствовать полученным знаниям и умениям, на активной комуникации между студентами и специалистами.

Ключевые слова: кинопедагогика, интерактивные методы обучения, учебно-методическая дискуссия

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018

No. 2 (32). pp. 215-218. p. .. | PCI/

D. M. Ignatov, E. s. Kapinova

Application of cinema pedagogy as an interactive method of physical education methodology in elementary school

This study is aimed at exploring the use of cinematography as an interactive learning method. The non-standard application of cinema pedagogy is combined with a group-competition training organization. The rules for the preparation and realization of a teaching methodical film as well as the methodical discussion are presented and tested in practice.

Keywords: cinematography, interactive teaching methods, methodological discussion

С„ I ражданское образование на началь-/ ном этапе имеет цель ввести ребенка в организованный социальный мир, расширяя его социальный горизонт. Данная цель предопределяет выбор методов в учебно-воспитательном процессе, так как того требует ее "модернизация" и сочетание с новыми методами и приемами. Это предопределят дееспособность и коммуникативность цели, которая должна содержать в себе самостоятельность и проблемность.

Для достижения целей обучения учителю предоставляется большая свобода выбора и сочетания различных методов и приемов. Комплексное использование методов обучения создает интерес к знаниям. Разнообразие методов делает учение привлекательным.

Мощным мотивирующим потенциалом обладают интерактивные методы обучения. Это основывается на факте, что они дают возможность для общения - то, что дети высоко оценивают.

Интерактивные методы предлагают взаимодействие между участниками процесса обучения, что создает условия для провокации мышления, свободного высказывания детей и защиты собственной позиции. На передний план выходит творческое мышление. Теоретические обобщения являются следствием логических рассуждений, спора, дискуссий и решения проблемных ситуаций.

Важно отметить, что интерактивные методы не являются суммой различных техник. Они отражают сущность современного образования и лежат в основе процесса обучения. Их усвоение и использование требует целостного осмысления профессиональной деятельности учителя. Интерактивные методы и групповая деятельность обновляют процесс обучения, так как создают новые отношения между обучающим и обучаемыми. Являясь основой движущей силы гражданского образования, интерактивные ме-

тоды облегчают процессы оценки и самооценки учеников, создают учителям груз ответственности при решении проблем классса в целом, или отдельных учеников. Данные методы дают каждому учителю свободу поиска, выражения, приносят удовольствие от совместного вклада усилий в учебно-воспитательный процесс.

Интерактивные методы, как инновативные, помогают создать одну новую образовательную реальность. Она основывается:

• на совместном диалоге: учитель-ученик;

• на анализе и систематизировании информации;

• на обсуждении и поиске решений;

• на широкой возможности творчества;

• на прочном усвоении учебного материала.

И все это находится в одной постоянной ситуации совместимости, в которой ударение падает на активное воздействие двух сторон, причем, налицо непрерывный многосторонний и многоплановый контакт. Очень важно уточнить роль учителя. Учитель просто наставник, регулятор самого учебно-воспитательного процесса, независимо от выбранной интерактивной формы: создание проекта, дискуссия, ролевая игра, разработка презентации или мультипликация. При введении и использовании различных интерактивных методов роль учителя меняется. Он выполняет следующее:

• контролирует выполнение запланированной деятельности, консультирует;

• разъясняет использованный понятийный материал;

• помогает в случаях затруднений, а они всегда могут возникнуть.

Но, независимо от внешних ограничений - время, недостаточная информация и т.д., ученики имеют большие возможности для творчества, так как поиск и использование дополнительных источников знаний - интернет, энциклопедии, фильмы, словари, книги... , закрепляют первоначально полученный учебный материал. Все это находится в ситуации непрерывной взаимосвязи всех участников на каждом этапе процесса работы. Таким образом, через участие в конкретной интерактивной форме обучения ученики раскрывают свой личный эмоциональный и интеллектуальный потенциал. Исключительно высока степень мотивации делать что-либо, в том числе, и учиться. Явно видится продукт деятельности, плод совместных усилий, и школа превращается в желанную территорию проявления своих знаний, умений и компетенций.

В связи с вышесказанным у нас возникла идея использования кинопедагогики как интерактивного метода в обучении студентов специальностей "Дошкольная и начальная педагогика" и "Начальная школьная педагогика и иностранный язык" при преподавании методики обучения по физическому воспитанию.

Цель исследования:

Исследовать использование кинопедагогики как интерактивного метода обучения в сочетании с группово-соревновательной организацией учебного процесса.

Задачи исследования:

• Оформить исследование как проектно базирующееся обучение;

• Подготовить и провести интерактивную дискуссию с помощью кинопедагогики.

В связи с поставленной целью мы разделили студентов двух специальностей на три группы приблизительно одинакового состава. Перед ними были представлены основные идеи проек-тно базирующего обучения:

• активное учение и исследование проблем действительности;

• интегральный подход;

• применение студентами полученных компетенций по методике обучения по физическому воспитанию при разработке конкретной проблемы;

• создание реального продукта студентами в соответствии с полученными умениями и компетенциями;

• активная коммуникация между студентами и специалистами, а также и институциями вне университета; принятие решений; принятие ответственности;

• диференцированный подход и специальная поддержка студентов с разными возможностями и нуждами.

После этого трем труппам было дано основное проблемное задание:

За две недели обсудить в группах, обдумать и создать методический фильмовый продукт урока физического воспитания в произвольно выбранном классе начальной школы; заснять его и представить для обсуждения при проведении заключительной групповой дискуссии, где каждая группа представит свой продукт, решая поставленную проблему.

Критерии оценки:

• методическя точность;

• оригинальные решения при подготовке и реализации урока.

• терминологически точная и исчерпатель-ная презентация.

Совместно со студентами были разработаны основные этапы создания успешного проекта:

• предварительная подготовка;

• определение основных заинтересованных сторон и выстраивание партнерства;

• разработка проектной модели;

• окончание проектного решения.

Мы предоставили возможность студентам самостоятельно выбрать, кто будет проводить урок, также и возможность методической консультации со специалистом базовой школы им. Михаила Локатника в городе Бургасе.

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

Через две недели была определена дата проведения заключительной дискуссии и предоставления готовых фильмовых продуктов. Но, до этого, с тремя группами студентов мы определили следующие этапы проведения дискуссии:

• подготовительный;

• истинная часть;

• обобщение.

Во время подготовительного этапа определяется, когда будет реализована дискуссия, правила ее проведения, заглавие темы и обсуждение. Преподаватель предлагает дополнительную литературу, которая направит студентов в соответствующую область, а также им даст более углубленное представление о вопросе, заставит задуматься и сделать самостоятельные выводы.

Подготовка дискуссии, вопреки предварительно данным направлениям, дает студентам свободу выбора собственного индивидуального подхода при решении поставленной проблемы. Они могут прочитать предложенную литературу по теме, но могут провести и собственное изучение литературы в библиотеке или в интернете.

Истинная часть проведения дискуссии проводится по предварительному плану. Ведущий предлагает вопросы, дает возможность каждому студенту высказаться, отмечает видимо каждый результат обсуждения в подходящей таблице, или протоколирует ее ход.

Проведение групповой дискуссии проходит по плану, предложенному Бижковым, а именно:

• сообщение и обоснование цели дискуссии, т.е., какие трудности могут встретиться при реализации учебно-методического фильма;

• взаимный договор способа проведения групповой дискуссии. В это время обсуждается и решается, кто будет вести дискуссию, преподаватель или выбранный студент, как будут фиксироваться высказывания по вопросу, т.е. какой будет последовательность дискуссии.

Большинством был выбран ведущий в каждой группе - студент соответствующей специальности. Предоставление полной свободы относительно хода дискуссии предполагает выстраивание лидерских качеств, провоцирует к более высокой ответственности, - все это проводится в соответствии с целями обучения методики по физическому воспитанию, предоставляя возможность большей самостоятельности действий студентов, оставляя на заднем плане ведущую роль преподавателя.

Время для проведения дискуссии было определено в размере 30 минут. После этого студенты ознакомились с правилами проведения обсуждения:

• обязательная предварительная подготовка;

• при обсуждении учебно-методического фильма используется, главным образом, специальная терминология;

• дается возможность говорить каждому участнику группы;

• каждый имеет право высказать собственное мнение по данному вопросу;

• при наличии существенных разногласий во мнении, если возникает затруднение сформулировать обобщение, есть возможность проголосовать;

• дискуссия заканчивается оформлением мнения и заключением.

Заключительная рамка дискуссии:

1. Высказываются предложения относительно возможных трудностей во время проведения урока по физическому воспитанию в начальной школе. После вызказываний отдельных участников оформляется мнение группы в целом.

2. Высказывается мнение, какая из представленных ситуаций самая серьезная и трудноре-шимая.

3. Каждому предлагаются решения указанных проблем. При необходимости студенты ищут и предлагают нестандартные решепия.

4. Высказанные мнения обобщаются и оформляются выводы.

Групповая дискуссия записывается на камеру и затем наблюдается всеми участниками с помощью мультимедии. Во время наблюдения студенты имеют возможность корректировать допущенные ошибки, используя паузу при необходимости.

Обобщение

Положительный эффект использования кинопедагогики как метода обучения можно представить в следующих выводах проведенного исследования:

• студенты имеют возможность использовать знания по методике обучения физическому воспитанию, полученные и закрепленные за первые два года своего обучения в университете, чтобы уметь высказать мнение по вопросам, связанным с их педагогической практикой;

• полученные коммуникативные умения они смогут отрабатывать, используя терминологию при обсуждении отдельных ситуаций на уроке;

• смогут обмениваться идеями, решая проблемные ситуации при обучении детей физическому воспитанию в начальной школе;

• смогут прийти к полезным выводам, которые будут использовать в своей будущей практике;

• оценка знаний студентов будет проводиться под формой непринужденного разговора без напряжения и стресса;

• студенты смогут развить умения высказывать и защищать собственное мнение, выслушивать и оценивать мнение других;

• смогут научиться наблюдать себя со стороны с помощью видеокамеры, делать самооценку и соответствующие выводы.

Преподаватель со своей стороны имеет возможность:

• оценить уровень достигнутых студентом знаний по актуальному вопросу;

• объективно оценить педагогические умения каждого студента;

• сделать собственные выводы по вопро-

су, который дискутируется, даже получить новую информацию, связанную с поиском студентов; • сделать выводы относительно часто допускающихся методических ошибок, над устранением которых он будет работать в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бижков Г. Педагого-психологическа диагностика. Втора част, Методи, СУ, 2003. 2.

2. Маргаритов В. и колектив. Теория и методика на физическото възпитание. Пловдив: Университетско издателство «Паисий Хилендарски», 2010. 5.

3. Петров П. и колектив. Груповата организация на образователния процес в училище. С., НИО на МОН, 1998. 3.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bizhkov G. Pedagogical and psychological diagnostics. Second part, Methodi, SU, 2003. 2.

2. Margaritov V. and the collective. Theory and methodology for physical education. Plovdiv: University Publishing House "Paisii Hilendarski", 2010. 5.

3. Petrov P. and the collective. Group organization for educational process in the school. Sofia, NIO on MES, 1998. 3.

Информация об авторах Игнатов Дечко Митев

(Болгария, Бургас) Главный ассистент, кандидат педагогических наук Кафедра "Методики и педагогики" факультета общественных наук Университет «Проф. д-р Асен Златаров» E- mail: [email protected]

Капинова Елизавета Самойловна

Доктор педагогических наук, доцент Департамент по языковому обучению Университет «Проф. д-р Асен Златаров» E-mail: [email protected]

Information about the authors

Ignatov Dechko Mitev

(Bulgaria, Burgas) Chief Assistant, PhD in Pedagogical Sciences Department of Methodology and Pedagogy of the Faculty of Social Sciences University "Prof. Dr. Assen Zlatarov" E-mail: [email protected]

Kapinova Elizaveta Samoilovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Language Education University "Prof. Dr. Assen Zlatarov" E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.