Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра по физическому воспитанию как средство интегрирования знаний в начальной школе'

Сюжетно-ролевая игра по физическому воспитанию как средство интегрирования знаний в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫE СЛОВА: ИГРОВОЙ СЮЖЕТ / ИГРОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ИГРОВЫE РОЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / GAME STORY / GAME CONTENT / GAME ROLES / KNOWLEDGE INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов Дечко Митев, Капинова Елизавета Самойловна

Данная статья направлена на исследование сюжетно-ролевой игры и ее компонентов, как средства обучения и интеграции знаний при обучении физическому воспитанию в начальной школе. Через целенаправленное определение сюжета, в котором будут реализовываться схемы игры, мы направляем детей на определенную предметную деятельность взрослых. Путем реализации соответствующего игрового занятия обеспечивается интеграция и обобщение имеющихся знаний у детей о данной деятельности взрослых. Такая схема, реализованная в игре, создает основу для систематизации ребенком предметного мира и семантики, преобразовывает смысловыe операции, совершает игровое действие, выражает определенныe отношения, заданныe ролями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role-playing game in physical education as a means of integrating knowledge into elementary school

This publication aims at exploring the role-play game and its components as a tool for learning and integrating knowledge in physical education in elementary school. By purposefully defining the plot in which game play schemes will be implemented, we direct the children to specific adult activities and, by implementing the relevant gaming activities, we ensure the integration and aggregation of the available knowledge of the children for the respective activities of the adults. This scheme, developed in the game, creates a basis for systematizing the child of the subject world and the semantic material, transforming meaningful operations, performing gameplay, expressing certain relationships set by roles.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра по физическому воспитанию как средство интегрирования знаний в начальной школе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 160-163.

УДК 372.2 д. м. игнАТов, Е. с. капинова

Сюжетно-ролевая игра по физическому воспитанию как средство интегрирования знаний в начальной школе

Данная статья направлена на исследование сюжетно-ролевой игры и ее компонентов, как средства обучения и интеграции знаний при обучении физическому воспитанию в начальной школе. Через целенаправленное определение сюжета, в котором будут реализовываться схемы игры, мы направляем детей на определенную предметную деятельность взрослых. Путем реализации соответствующего игрового занятия обеспечивается интеграция и обобщение имеющихся знаний у детей о данной деятельности взрослых. Такая схема, реализованная в игре, создает основу для систематизации ребенком предметного мира и семантики, преобразовывает смысловые операции, совершает игровое действие, выражает определенные отношения, заданные ролями.

Ключевые слова: игровой сюжет, игровое содержание, игровые роли, интеграция знаний

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 160-163.

D. M. Ignatov, E. s. Kapinova

The role-playing game in physical education as a means of integrating knowledge into elementary school

This publication aims at exploring the role-play game and its components as a tool for learning and integrating knowledge in physical education in elementary school. By purposefully defining the plot in which game play schemes will be implemented, we direct the children to specific adult activities and, by implementing the relevant gaming activities, we ensure the integration and aggregation of the available knowledge of the children for the respective activities of the adults. This scheme, developed in the game, creates a basis for systematizing the child of the subject world and the semantic material, transforming meaningful operations, performing gameplay, expressing certain relationships set by roles.

Keywords: game story, game content, game roles, knowledge integration

южетно-ролевая игра имеет следующие / структурные компоненты: игровой замы-

V__<- сел, содержание и игровые роли, которые

находятся в определенном взаимоотношении с игровыми действиями. Они показывают степень развития игры как сюжетной совместной деятельности. Несомненно эти структурные компоненты имеют определенное значение при осуществлении интегративно-познавательных функций сюжетно-ролевой игры.

По мнению Д. Б. Эльконина «под сюжетом следует понимать сферу действительности, которую дети отражают в своей игре» [11]. В многочисленных исследованиях игры появилась традиция рассматривания сюжета не только с позиции отражения окружающей действитель-

ности, но и с точки зрения структурных элементов сюжета, формирующих определенной схему деятельности. Таким образом, сюжет рассматривается уже как «особенное описание деятельности, описание того, как и в какой последовательности должны развиваться события в игре» [4]. В зависимости от этого, под содержанием игры следует понимать то, что определено ребенком в качестве основных моментов деятельности взрослого, выраженных в игре, сообразно определенной сюжетом «схемой деятельности» [3]. Эта схема, реализованная в игре, создает основу для систематизации ребенком предметного мира и семантичного материала, для преобразования смысловых операций, для совершения игрового действия, для выражения определен-

ных отношений, заданных ролью. Мы можем предположить, что путем соответствующего целенаправленного определения сюжета, в котором будут реализовываться эти схемы деятельности, будем направлять детей на определенную предметную деятельность взрослого, и через игровые действия обеспечим интегрирование и обобщение имеющихся знаний детей о соответствующей деятельности взрослого.

Чтобы это проверить, мы организовали сравнительные наблюдения развития сюжетно-ро-левой игры в трех первых классах в школе им. Михаила Локатника в городе Бургасе в продолжении пяти ее реализаций. Особенностью было то, что игры организовывались с помощью трех различных по сюжетному составу групп.

Первая группа - конкретный сюжет не был определен, дети были организованы для общей игры с помощью песенки и стишка, в зависимости от распространения некоторыми педагогами неправомерной практики по организации сю-жетно-ролевой игры и руководству этой игрой.

Вторая группа - сюжетом стала игра «Телефон» в зависимости от темы, реализованной в момент организованного процесса обучения.

Третья группа - сюжетом стала «Прогулка по нашему городу» в зависимости от общей темы.

После определения сюжетов учителя должны были помочь детям в их реализации по отношению к организации игровой среды, отбору и использованию материала, осуществлению взаимоотношений, но только по желанию, а также решению вопросов, заданных детьми. Этим мы хотели создать условия для осуществления игры только на базе направления сюжета и определенного интереса, без какого-либо дополнительного руководства со стороны учителя. Мы хотели установить, каким будет содержание игры, как будут организованы и осуществимы игровые действия, а затем, какие знания в действии будут проверены в игре. Вот почему основными показателями оценки развития игры по определенным трем сюжетом стали:

1. Количество звеньев по теме, определенной сюжетом, как критерием объема знаний, использованных в игре.

2. Количество и характер установленных контактов между ролями и звеньями, как критерий использования работающей проверки знаний и степени оперирования ими в игровой ситуации.

3. Количество ролей по заданному сюжету.

4. Продолжительность игры и количество включенных детей по теме - критерий для определения степени развития игрового интереса и установление количество детей, которые через включение в игру, на базе осуществления игровых действий, закрепляют, интегрируют и обобщают определенные знания.

Учитывая особенности групп и уровень развития игровой деятельности на основе полученных результатов, можно дать следующую краткую ха-

рактеристику трем играм:

I игра. В этой игре получились самые низкие количественные результаты. Получилось всего два звена, которые не были постоянными и устойчивыми. Ролевое поведение было эпизодическим и в большинстве случаев определялось предметной средой и, особенно, привнесенными новыми снарядами. Установленные контакты между звеньями и роли были малочисленными и, в большинстве случаев, односторонними (1-2). Не у всех детей возник интерес, что определило малое количество детей, включившихся в тему (3-6 ребят), а также и продолжительность игры (15-17 мин.). Детям быстро надоедает роль, они преимущественно манипулируют предметами. Общая оценка - игра развивается стихийно, без объединяющего и направляющего центра. Поэтому игра осуществляется на низком уровне организации, характерном для детского сада.

II игра. Возникло 8 звеньев, причем, в игре осуществились разнообразные контакты, которые во второй игре преимущественно двунаправленные (3-7). Постепенное развертывание содержания игры явилось предпос,лкой к коллективной игри, в которой дети активно искали, что нового включить в нее, даже после третьего проигрывания они предложили внести изменения в сюжет.

Это и постепенное включение всех детей в игру (не включились только четыре ребенка, но как воспитатели и повора, они активно контакто-вали с детьми из различных звеньев телефона) - признак возникновения прочного игрового интереса, активного использования знаний при организации соответствующих игровых действий, в процессе которых эти знания обобщаются. О степени игрового интереса говорит и тот факт, что продолжительность игры достигла 25-30 мин., а некоторые дети выразили сожаление, что игра закончилась. После второго проигрывания создалась возможность для осуществления активной замены исполнителей главных ролей. Общая констатация заключается в том, что сюжет создает предпосылку к возникновению общей игры, направляющей детей на определенное содержание и игровое действие, при построении и осуществлении которого, дети активно совершают мысленную переработку имеющихся знаний. Многочисленные вопросы к учителю для уточнения знаний и способа осуществления соответствующих действий и контактов в игре показывают, что через сюжет дети направляются на определенное содержание игры, но его реализация требует целенаправленного руководства прямым игровым процессом со стороны учителя.

III игра. Чрез сюжет дети определили содержание игры, что включило до трех звеньев по теме, в которых участвовали максимум 6-7 детей. Осуществленные контакты в большинстве случаев были односторонними (1-2). Дети не очень активны в игре по отношению к выстраиванию

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

материальной среды и реализации игровых действий. Максимальная продолжительность 15-17 мин. определилась не возникшим игровым интересом или коллективными взаимоотношениями, а на базе эпизодично возникших ситуаций, которые определили способ осуществления игровых действий и контактов. Не создался интерес к соответствующей теме у всех детей, что не создало предпосылки к осуществлению замены исполнителей ролей. В игре были звенья, которые видимо включены в сюжет «Прогулка по городу», но внимательное проникновение в их содержание показывает, что они постоянные с начала года и внесены из старых игр.

Общая констатация состоит в том, что таким образом определенный сюжет слишком общий и не направляет детей на развертывание определенного содержания и контактов, не ведет детей к конкретным знаниям об окружающей среде при реализации соответствующих игровых действий.

Полученные результаты исследования привели с следующим выводам:

1. Формирование сюжета направляет на построение игры в зависимости от игрового замысла.

Это предполагает определенное содержание, которое существует в обществе в виде сложных образований как производство, культура и материальные взаимоотношения и не может прямо соотнестись с деятельностью ребенка и непосредственно быть усвоена им. Вот почему сюжет и содержание игры формируют базу возникшего обобщенного образа деятельности и предметной среды деятельности взрослого, сформированные в процессе наблюдений в организованном учебном процессе. Но для его реализации необходима выработка определенной умственной схемы деятельности, которая включает как переработку знаний реальной деятельности, а также и включение интерьеризованного действия с предметами в процессе игры. В этом смысле сюжет - это:

а) образец и средство для направления на определенное последовательное совершение действия в игре;

б) средство для направления на активную разнообразную двигательную деятельность;

в) средство для направления на активную мыслительную переработку имеющихся знаний об определенной профессиональной деятельности взрослых;

г) направление на перенос знаний с одной предметной ситуации на другую, игровые умения с одного сюжета на другой, что способствует развитию содержания игры в определенной системе и последовательности.

В основе реализации сюжета лежат определенные игровые операции, «связанные с трудовой деятельностью сопутствующими ей действиями» [10, с.15], которые развиваются на базе знаний и накопившихся практических

умений в игре. В следствие этого мы можем определить сюжет, как средство направления на интегрирование знаний об определенной деятельности взрослых, полученных путем организованного воздействия в учебном процессе в коллективном плане. Мы сделали этот вывод в результате наблюдений по отношению к общему числу детей, которые используют знания из раз-лачных разделов для реализации, определенного сюжетом, содержания игры.

Полученные самые высокие результаты во второй игре, дают нам основание для определения некоторых основных требований к сюжету, опираясь на следующие выводы:

1. Сюжет детских игр следует рассматривать как особое педагогическое средство организации деятельности детей и как реальный процесс игры. Только специальное определение и организация сюжета, целенаправленное развитие содержания игры дадут возможность всем детям включиться в игру, в которой они мысленно переработают и практически используют определенные знания о реальной деятельности взрослых.

2. Сообразно достигнутому уровню развития сюжетно-ролевой игры в первом классе сюжет должен направлять не только на определенные звенья и роли, на строго определенную структуру, которая ограничит самостоятельность и инициативу детей, а на конкретную объединяющую ситуацию, которую можно определить и изменить в зависимости от предварительно определенных и воспитательных задач, при условии, что будет развитие игрового задания. Таким образом мы способствуем развитию содержания игры, что поможет непрерывно расширять объем знаний, использованных для реализации определенных игровых действий, их мысленной переработке и осмыслению.

3. Результаты наблюдений второй игры дают нам основание утверждать, что сюжет должен определяться в тесной связи и зависимости реализованных в данный момент тем организованного процесса обучения, так как через это осуществляется самая прямая связь между процессом усвоения знаний и их использованием в практике детьми. Таким образом, целесообразнее содействовать связыванию компонентов первоначального восприятия, осмысления и утверждения знаний, которые осуществляются в организованном учебном процессе, а также их интеграции, обобщению и синтезации по пути деятельного их преобразования, использованию и проверке в игре.

4. Наблюдения над развитием содержания игры в последовательности пяти проигрываний дают основание утверждать, что сюжет содействует включению всех детей в игру, но это происходит постепенно, на базе целенаправленного перехода от старой к новой игре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вълчев Р. Интерактивни методи и групова работа. 2004.

2. Здравчев Л., Ив. Паспаланов. Развитие на мисленето по системата на Едуард де Боно. 1985.

3. Елконин Д. Б. Психология на играта. С. ДИ «Народна просвета». 1984. С. 3.

4. Иванова Н. Характеристика игровы действие «Дошкольное воспитание».1966. кн. 6.

5. Иванов И. Интерактивни методи на обучение // Юбилейна научна конференция с международно участие 50 години ДИПКУ - Варна «Образование и квалификация на педагогическите кадри - развитие и проекции през ХХ1 век». 2005.

6. Иванов И. Теории за образованието. Шумен. УИ «Епископ К. Преславски». 2004.

7. Жекова Ст. и др. Функционална структура на учителската професия. МНП. С.1982.

8. Кемалова М. Гражданско образование. В. Търново - ПИК. 2002.

9. Петрова Е. Интерактивни функции на играта в педагогическия процес С. Народна просвета. 1986.

10. Терзиева М. Фольклорные и дидактические игры - стимул для развития детской речи в дошкольном возрасте // Гуманитарный вектор. 2009. № 2. С. 14-17.

11. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. Учпедгиз. 1961.

1. Valchev R. Interactive methods and group work. 2004.

2. Zdravchev L., Iv. Paspalanov. Evolution of Edward de Bono's System of Thinking. 1985

3. Elkonin D.B. Psychology of the Game. Sofia, «Public Enlightenment». 1984. p. 3.

4. Ivanova N. Characteristics of games Action «Preschool education». 1966. no. 6.

5. Ivanov Interactive Training Methods // Jubilee Scientific Conference with International Participation 50 Years DIPKU - Varna «Education and Qualification of Pedagogical Staff - Development and Projections in the 21st Century». 2005.

6. Ivanov I. Theories of Education. Shumen. "Bishop K. Preslavski". 2004.

7. Zhekova St. and others. Functional structure of the teaching profession. MNP. p.182.

8. Kemalova M. Civil Education. V. Tarnovo - RID. 2002.

9. Petrova E. Interactive Functions of the Game in the Pedagogical Process. Sofia, Public Enlightenment. 1986.

10. Terzieva M. Folklore and Didactic Games - Stimulus for Developing Children's Speeches in Accessing Vocabulary. Humanitarian vector. 2009. no. 2. pp. 14-17.

11. Elkonin D.B. Child psychology. Moscow, Uchpegiz. 1961.

REFERENCES

Информация об авторах Игнатов Дечко Митев

(Болгария, Бургас) Главный ассистент, кандидат педагогических наук Кафедра "Методики и педагогики" факультета общественных наук Университет «Проф. д-р Асен Златаров» E- mail: tiare64@abv.bg

Information about the authors

Ignatov Dechko Mitev

(Bulgaria, Burgas) Chief Assistant, PhD in Pedagogical Sciences Department of Methodology and Pedagogy of the Faculty of Social Sciences University "Prof. Dr. Assen Zlatarov" E-mail: tiare64@abv.bg

Капинова Елизавета Самойловна

Доктор педагогических наук, доцент Департамент по языковому обучению Университет «Проф. д-р Асен Златаров» E-mail: lizabella@mail.ru

Kapinova Elizaveta Samoilovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Language Education University "Prof. Dr. Assen Zlatarov" E-mail: lizabella@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.