Научная статья на тему 'Кинообразование в моей жизни'

Кинообразование в моей жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / КИНОКЛУБ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильичев Г.

Фильм это сложное произведение искусства. Чтобы уметь отбирать ленты, способствующие духовному развитию человека, надо иметь определенные критерии, а это требует знаний и умений. Этому учатся. Но как? Вот уже 50 лет в Твери проводится большая экспериментальная работа (в разных школах, с разными детьми, через разные содержания, формы, методы) по приобщению учащихся к миру киноискусства, а через него развитие многообразных духовных потребностей растущего человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинообразование в моей жизни»

Страницы истории

Г.Ильичев Кинообразование в моей жизни

Предисловие. После очередного студенческого зачета по спецкурсу «Фильм в работе классного руководителя» я разбирал на рабочем столе бумажки, и вдруг неожиданно для себя обнаружил безымянное послание, в котором были слова, поразившие меня: «Вы не учили меня в школе, но я помню, как в первом классе Вы пришли к нам в кабинет вместе с группой старшеклассников, в руках у которых были какие-то странные для меня аппараты. Через какое-то мгновение наш кабинет превратился в кинозал, и на экране замелькали кадры фильма «Сказка о царе Салтане». Не знаю, что меня поразило тогда, но этот фильм стал самым любимым для меня...». Долго потом искал я автора этой записки. Найти не удалось, да и не в этом дело. Суть в другом: растущий человек ищет пути самоопределения, а задачи старших заключаются в том, чтобы умело определить цепочку взаимодействия маленького человечка с огромным окружающим миром, используя, в том числе его интерес к медиа, прежде всего - к кинематографу.

Фильм - это сложное произведение искусства. Чтобы уметь отбирать ленты, способствующие духовному развитию человека, надо иметь определенные критерии, а это требует знаний и умений. Этому учатся. Но как? Вот уже 50 лет в Твери проводится большая экспериментальная работа (в разных школах, с разными детьми, через разные содержания, формы, методы) по приобщению учащихся к миру киноискусства, а через него развитие многообразных духовных потребностей растущего человека. Об этом написаны книги, учебные пособия, статьи. После выхода последнего пособия [Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. - 188 с.] я решил обратиться к своим первым воспитанникам, к тем, кто стоял у истоков калининской модели кинообразования, с просьбой ответить на вопрос, а какое место в их жизни занимает мир кино, что помнят из тех действий, участниками которых были очень давно.

Я получил письмо от офицера-отставника, ныне инженера НИИ в г.Дубна Геннадия Ильичева. И посчитал, что это письмо будет интересно читателям журнала, ибо о детских и юношеских годах размышляет умудренный житейским опытом Человек.

О. А. Баранов,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры педагогики и социальной работы Тверского государственного университета, заслуженный учитель Российской Федерации, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

Недавно я встретил 60 летний юбилей. Пора подводить итоги, а мне так хочется сказать: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Об ошибках вспоминать никогда не хочется, а вот о дорогах...

Перелистываю страницы всего пути и диву даюсь: неужели я столько протопал,. а думал, что мало.

На юбилей ко мне приехал мой школьный учитель, наставник и друг Олег Александрович Баранов. Я всю жизнь чувствую себя его учеником, всегда спрашиваю у него совета, делюсь сокровенными мыслями. Прежде чем принять трудное решение, спрашиваю: «А как бы поступил Олег Александрович?».

И вот он мой почетный гость... Наши встречи нечасты, поэтому очень значимы для нас. В воспоминаниях, размышлениях и мечтах мы невольно обращаемся к началу общего пути, к 1957 году, году создания киноклуба им. Довженко в тверской школе-интернат № 1.

Тогда впервые к нам в шестой класс пришел молодой, высокий, красивый, элегантный учитель физики О.А.Баранов. Своей открытостью, очаровательной улыбкой, обаянием добрых глаз он сразу покорил наши детские сердца. Как все изменилось с ним! Мы, дети без отцов, «оторвыши» с дикими выходками и привычками, вдруг затихали, слушая его, подражали, уважали и ... боялись. А было чего бояться. Олег Александрович не пропускал ни одного момента нашей невоспитанности.

Вспоминая об этом, мы с ним и сейчас удивляемся, как из таких «шарлатанов» получились довольно приличные люди, и приходим к выводу: киноклуб помог.

Трудно представить, как и чем в то время можно было заинтересовать ребят, чтобы из них вырастить личности, чтобы их воспитать и «образовать». Вот и пришла идея показать нам фильм, а затем и обсудить его. Обсуждать мы умеем все и все по-своему, но так, как это предложил учитель, было ново.

Во-первых, нам самим надо демонстрировать кино. Так возник кинотеатр со своим штатом: киномеханики, билетеры, художники-оформители и даже директор. Из проката мы брали фильмы, вывешивали афиши (рисовали их сами), определяли «цену» билета: успеваемость за неделю без «двоек», потом без «троек» и демонстрировали фильм. Итак, первая цель была достигнута: успеваемость поднялась, а мы нашли интересное занятие.

Во-вторых, мы стали обсуждать лучшие фильмы. Сначала речь шла о поступках героев, а потом об игре актеров, о работе создателей фильма. А что если нам самим снять свой фильм о жизни школы, о нас самих? Это фантастика! Итак, мы приобрели кинокамеру «Киев-16». Начали снимать, проявлять, монтировать и показывать свои фильмы.

Потом нам стало мало кинотеатра - подавай Киноклуб! Штаты росли, вся школа включилась в увлекательное занятие - дарить детям радость от общения с кино. Но и этого недостаточно, наш кругозор, о котором заботился педагогический коллектив, надо было расширять. Это ясно видел Олег Александрович. Поняли и мы, что мало знаем, когда обсуждали фильмы, писали на них рецензии, отзывы, когда просматривали свои первые отснятые киноленты. И закружилось.

Мы были захвачены всем, что нам недоставало в жизни. С увлечением читали газеты, книги, журналы о кино, о художниках, посещали театры, филармонии, ездили в Большой театр слушать оперу, смотреть балет, посещали Московскую консерваторию. Мы стали понимать, что мало знаем, что надо совершенствоваться. Странно, но это понимание происходило совершенно незаметно для нас. Во всех своих делах мы были свободны.

Очень большую роль в то время в нашей жизни играло встреча с кинематографистами, переписка с ними, поездки по киностудиям страны. Как это важно в молодые годы научить юношу, девушку думать и поступать красиво, мечтать, стремиться к прекрасному!

В свои 60 лет мне кажется, что жажду познания, а ведь чувство прекрасного я почерпнул в те годы, что провел рядом с Олегом Александровичем, с киноклубом им. Довженко и с учителями. Никогда не забыть встреч с кинематографами как в школе, так и в поездках по стране, на киностудиях страны.

Сначала мы зачитывались письмами В.Черняка, первого артиста кино, к которому обратились за помощью разобраться в некоторых вопросах создания фильма. Потом была встреча с ним на киностудии им.Довженко в Киеве, он рассказал нам о творчестве поэта экрана, А.П.Довженко, помог полюбить его произведения. На родине Александра Петровича стала особенно близка нам его повесть «Зачарованная Десна», которую мы читали на берегу его любимой реки. Ночевали в хате Довженко, жили в палаточном городке среди яблоневого сада, посаженного режиссером, на киностудии, носящей его имя.

У меня на полке стоят книги А.П.Довженко, и я нередко обращаюсь к ним. Оптимизмом наполняют они меня, верой в человека, учат любить и мечтать. Почти тридцать лет прослужил я в вооруженных силах, но никогда не забывал о молодежи, о солдатах, офицерах, об их духовном воспитании. Трудно сразу сформировать личность, иногда и жизни не хватает, а хочется быстрее. Знания человек может приобрести, а как прожить с ними - это зависит от позиции, от выработанных взглядов. Как важно, чтобы молодежь окружали неравнодушные люди, жаждущие добра, открытые и улыбающиеся.

После школы я учился в военном училище, стал лейтенантом, служил в армии, но никогда не забывал о кино. Выступал перед личным составом с беседами, лекциями об искусстве экрана, снимал фильмы с молодыми офицерами и солдатами, делал то дело, которому я научился в школе. И главное, всегда направлял своих слушателей на познание нового, на самосовершенствование. Потом была Академия и снова военная служба. Казалось, многое изучил, познал, повидал, а мне все же ближе всего была наша школа.

Когда я с семьей был в Молдавии, то рассказывал дочке и жене о тех впечатлениях, что получил 15 лет назад, побывав в этих же местах с ребятами-киноклубниками. Мы восхищались этой чудесной страной, которая нас приютила... С благодарностью вспоминаю доброго молдаванина И.Димитрашко, показавшего нам Молдавию с ее виноградными полями, холмами, закатами и восходами. Пеший поход Кишинев-Одесса оставил навсегда огромный след в наших душах. Одесса.

Олег Александрович умел так преподнести нам города, что диву даешься, как и когда он узнавал и нам успевал рассказывать и показывать самое важное и интересное. Наряду с экскурсиями, посещениями кинотеатров, театров, киностудий, мы прекрасно отдыхали. Это купание в Днепре (Киев), на море (Одесса, Ялта, Севастополь.), вечерний моцион в парках. Церкви и храмы мы посещали с благоговением.

Впервые я стал писать стихи, когда в Одессе увидел море. Мне казалось, что сердце вырвется наружу от такого чуда. А чудо все продолжалось. Из Одессы в Ялту мы поплыли на электроходе «Россия». Мы в море, берегов не видно, кругом -голубое небо, яркое солнце, за бортом в сине-зеленых пенистых волнах резвятся дельфины. Мы гуляем по палубе, любуемся чайками, нашими «лоцманами», купаемся в бассейне, беседуем с матросами, балдеем в шезлонгах. А ночью на палубе, глядя в звездное небо, я стал сочинять стихи.

Потом ночное восхождении на Ай-Петри, волшебный вид на море так и стоит перед глазами. Кажется, прошли лучшие дни жизни, но хочется снова

мечтать, куда-то ехать, встретить хороших людей. Но... так светло и чудно уже никогда не будет... Вот бы детям и внукам такое же пережить.

Обогащение нашего жизненного опыта шло через кино. Любительская киностудия, колдовство создания фильмов. Это было большим удовольствием и сильно помогало в расширении кругозора. От физических и химических процессов мы шли к большой литературе, к режиссуре, театру, живописи, скульптуре. Проше говоря, процесс познание постоянно насыщал нас новой интересной информацией.

Очень помогли нам в этом живые встречи с кинематографистами. Особенно интересно было наблюдать за творческим процессом во время киносъемок, когда замыслы режиссера воплощаются на киноленте. С гордостью я вспоминаю встречи с композиторами И.Шварцем и Н.Богословским, актерами М.Кузнецовым, Г.Кравченко, Г.Романовым, Ф.Г.Раневской, режиссерами Г.Комаровским, Д.Фирсовой, художниками Г.Мясниковым, Л.Ряшенцевой. Незабываемые встречи были с классиками отечественного экрана Л.В.Кулешовым и А.С.Хохловой, режиссерами Ю.И.Солнцевой, В.П. Строевой, киноведами Р.Н.Юреневым и Я. Л. Варшавским.

Особое место в нашей жизни занял актер Валентин Черняк, которого мы впервые увидели в фильме «Ласточка». Какие письма приходили от него! Сколько времени, терпения, энергии было отдано им, чтобы растормошить наши детские души. В своих письмах он желал нам дороги «кипучей, боевой, с преградами, пути целеустремленного, волевого, трудного, но обязательно с задором и такой энергией, которая все сметет и добьется благородной цели. В атаку, в атаку против зла и за вечное солнце над миром и над домом». Он всегда подписывался так: «Искренне ваш - Валентин Черняк». Как-то он сейчас себя чувствует, замечательнейшей Человек? Доброго ему здоровья и побольше счастливых дней!

Незабываемы встречи на натуральных съемках. На студии «Молдова-фильм» познакомились с оператором Вадимом Дербеневым. Ему тогда было 25 лет, а он уже прославился, и нам лестно с ним говорить о работе оператора, о фильмах, которые он снял.

На съемках «За городской чертой» мы наблюдали за работаой актера В.Шалевича. Потом я его часто видел в театре им.Вахтангова и с гордостью рассказывал знакомым о нашей давнишней встрече. На съемках картины «Орлиный остров» состоялась интересная беседа с актером Г.Тонунцем, которого мы знали по фильму «Лично известен».

Сильное влияние оказали на нас и встречи с мосфильмовцами. Мало того, что нас принимали как лучших друзей кино, нам показывали всю «кухню» создания фильма, предлагали посмотреть съемки очередной ленты. Это было это что-то божественное! Я еще много лет после окончания школы ходил на студию «Мосфильм» и всегда замирал перед транспарантом «Тихо, идет съемка». А на «сладкое» нам давали возможность посмотреть новый фильм, еще не вышедший на экраны. Сколько радости уносили мы после таких походов на студию. Большая дружба завязалась у нас с комсомольцами «Мосфильма». Они были нашими старшими сверстниками, мы могли с ними говорить о многом. Их писем, встреч сними мы всегда ждали... В нелегкие курсантские годы я переписывался с ними, получая от них дружескую поддержку. Они «подкармливали» меня информацией,

присылали фото из экспедиций, постановок новых картин. В отпусках мы встречались, делились планами, мечтали вместе о будущем. Все было светло и прекрасно. Это было чудесное время, и все благодаря киноклубу им.Довженко, школе.

Летом 1963 года нам, выпускникам-довженковцам, дирекция «Мосфильма» предоставила возможность побывать на III Международном Кинофестивале во Дворце Съездов. Это был хороший подарок. Сколько впечатлений от новых фильмов, их создателей, членов жюри, хорошо знакомых нам по экрану и литературе о кино: Жана Марэ, Сергея Герасимова, Сергея Бондарчука. Журнал «Спутник кинозрителя» стал моим необходимым атрибутом на всех последующих кинофестивалях, за которыми я следил в военном училище, в академии, в армии.

Свои впечатления, силу воздействия кино мне необходимо было выплеснуть, высказать. Поэтому с первых дней военной службы я собрал вокруг себя ребят-единомышленников, которым небезразлична красота и доброта во всем, что нас окружает, и что так точно может передать кинематограф.

С удовольствием вспоминаю празднование десятой годовщины нашего киноклуба. Это был настоящий праздник кинообразования в школе-интернате № 1. Сюда приехали гости со всего Союза, создатели этого киноклуба. Была представлена очень интересная насыщенная программа. Праздник удался. Приятно было сознавать, что дело, начатое нами, не угасло, дало хорошие всходы. Свидетельство этому были искрящиеся глаза школьников, их пытливый ум и задор. Мои впечатления можно передать словами известного скульптора С.Г.Коненкова: «Встреча была исключительно радостной: активность, целеустремленность юных участников киноклуба приятно поражала. Ребята делают открытия, путешествуют по стране, живут деятельно, ярко. Они настоящие подвижники культуры. Пусть далеко не все из них станут деятелями кино, но каждый войдет в жизнь действительно культурным человеком».

И вышло все так, как предсказывал С.Г.Коненков. Почти каждый выпускник киноклуба нашел свое достойное место в жизни. И я благодарен школе, киноклубу и особенно Олегу Александровичу Баранову за то, что они раскрыли перед нами двери в прекрасное будущее, помогли встать на ноги, и разбудили в нас чувства неуспокоенности, неравнодушия к ближнему, чувства, которые выводят на светлый путь.

Мне всегда хотелось добрым словом, честным поступком помочь юноше найти в себе самое хорошее, поверить в свои силы и «сеять разумное, доброе, вечное». Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить свои заметки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.