Научная статья на тему 'Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры'

Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
912
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КИНОИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / CHINA / ARTS / CINEMA / CULTURE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры»

Е.В. Соболева

Забайкальский ГУ, г. Чита

Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры

За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. На современном этапе нашей истории мир Китая, воспринимается западной культурой в виде загадочной легенды, неумирающего мифа, прочно укоренённого в сознании. Этот мир таит в себе много неожиданного и парадоксального, ведь особенности менталитета китайцев, сформировавшегося на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, основаны на многовековых традициях, ритуалах и правилах. Духовное наследие их великих соотечественников для жителей Китая не просто «философские памятники», а неукоснительное руководство к действию.

Киноискусство Поднебесной можно рассматривать как необычный (и притягательный) источник для изучения как китайского менталитета, так и шире, как ветви мирового кинематографа; оно имеет много интересных особенностей, отличающих китайское кино от кинематографа западного мира. Конечно, прежде чем сформироваться в окончательном виде, кинематографу Китая пришлось пройти сложный путь. На первом этапе развития и становления киноискусства, от него требовалось соблюдение жёстких правил, установленных руководством КПК. Творчество вписывалось в рамки идеологического воздействия и пропаганды [2, с. 59], ему не позволялось раскрыться во всей полноте. Но с годами эта необходимость строго соблюдения канонов была преодолена, и свобода творческого порыва культуры кино стала формировать и оттачивать особенности киноискусства Китая.

В последнее время кинематограф всё больше относят к индустрии развлечения, забывая о том, что это ещё и одно из искусств. Создание фильма -сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматургов, режиссёров, актёров, операторов, костюмеров. Киноискусство обращено к массовой аудитории, оно создаёт иллюзию реальности воплощаемых в фильме событий и является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов.

© Соболева Е.В., 2012

Китай традиционно рассматривал искусство как воспитательный процесс, а воспитание есть в том числе пропаганда идеальных образцов для подражания. Откровенное нравоучение, пришедшее из конфуцианской культуры, в фильмах обретало достаточно наглядную художественную форму [1, с. 37].

Нравственные и семейные ценности были и являются важными для китайских зрителей, поэтому для успеха того или иного произведения достаточно жизненного сюжета, правдивости деталей, упоминания реальных персонажей, постановки проблемы, положительности смысла и хорошей концовки.

К каждому фильму, желающему быть представленным широкой аудитории этой страны, предъявляются требования цензуры. Любой фильм, выходящий на экраны Китая, должен соответствовать требованиям китайского законодательства. Так, к прокату не допускаются ленты, содержащие сцены сексуального характера и сцены жестокости. Иногда проверки и согласования по выпуску тех или иных фильмов затягиваются на несколько месяцев, что помогает избежать пиратского проката.

Создатели фильмов считают важным проиллюстрировать легенды и предания, традиционность китайского быта, самобытность не подвергшейся европеизации культуры Китая. Красота природы, её краски - предмет любования каждого китайского режиссера.

Кинематограф Китая заметно отличается от фильмов других стран. Конечно в нём нельзя увидеть динамики и ярких масштабных голливудских спецэффектов, но это не означает что в Китае отсутствует настоящее киноискусство. Отличительной особенностью китайских фильмов является любовь к показу боевых искусств, искусно вписанных в сюжет фильма. Сцены боёв в исполнении талантливых актёров, каскадёров, прекрасно режиссированные, кажутся невероятными и нечеловеческими, вкупе с высоким уровнем художественного мастерства и спецэффектами делая картину завораживающей. Также стоит отметить, что именно посвящённые кунфу фильмы смогли проторить дорогу в большое кино. Второй отличительной чертой китайских фильмов является их театральность - что неудивительно, именно театральное искусство Китая положило начало драматическим сюжетам для фильмов. В таких картинах присутствует богатство актёрской игры, расстановка акцентов на символические жесты, предметы и мимику.

Каждая культура имеет свой шифр, свой культурный код, который воспроизводится из поколения в поколение. Этот шифр вписан в традицию. Понять его умозрительно очень сложно, ведь это не отвлечённая категория, а жизненный опыт, который приобретается путём воспроизведения традиции в личном переживании. Это путь, который каждый, приобщаясь к знаниям традиции, проходит самостоятельно.

Литература

1. Торопцев СА. Китайское кино в «социальном поле», 1949-1992. М.: Восточная литература, 1993.

2. Торопцев С.А. Трудные годы китайского кино. М.: Искусство, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.