Научная статья на тему 'Е. В. Соболева. Типы героев в киноискусстве Китая'

Е. В. Соболева. Типы героев в киноискусстве Китая Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. В. Соболева. Типы героев в киноискусстве Китая»

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Е.В. Соболева ТИПЫ ГЕРОЕВ В КИНОИСКУССТВЕ КИТАЯ*

В Китае любое искусство традиционно рассматривалось как воспитательный процесс, а воспитание - это пропаганда идеальных образцов для подражания. В фильмах делалась установка на героев, отвечающих требованиям властных структур.

Почти на всем протяжении истории китайского кино преобладающим был экстравертный тип: не столь важно было отражение его внутреннего мира, сколько связь с общественной жизнью. В первой четверти ХХ в. в фильмах Китая преобладали этические мотивы роли человека в обществе: соответствие нормам жизни, исполнение долга, сыновняя почтительность. Сюжет большинства произведений строился на вознаграждении страдальца, твердого в своих убеждениях, либо на наказании за неисполнение долга. Такое откровенное нравоучение пришло из конфуцианской культуры и определило особенность китайского кинематографа того периода.

Кинематограф следующих десятилетий обратился к иным характеристикам персонажа: он тверд в своих социалистических убеждениях, занят общественным делом, уклонение от которого считалось равносильным социальной и физической смерти. Эти особенности определялись военной ситуацией тогдашнего времени, его идейно-политической замкнутостью. В тот период родилось «левое кино» коммунистов, но его рамки не могли ограничивать резкую тональность фильмов о борьбе против иноземного агрессора.

* Соболева Е.В. Типы героев в киноискусстве Китая. - Режим доступа: Шр://^гигиг.8упо1о§1а.ги/а/Типы_героев_в_киноискусстве_Китая

Е.В. Соболева

Новый ракурс открылся в китайском кинематографе после поражения Японии в войне, когда в 1946 г. возобновилось прерванное кинопроизводство. Тема войны не ушла, но сменилась тональность, в центр внимания попала проблема взаимоотношений человека и общества, а точнее, долга общества по отношению к индивиду, где обнаруживалась несправедливость этого общества. Индивид теперь не связан с обществом, его взгляды, в том числе политические, имеют право на существование, даже если они отличаются от умозрений общества.

В 1949 г. произошла резкая смена политического ракурса в киноискусстве Китая. Если прежде фильмы взывали к национальному единству, то теперь соединяющим фактором выступал идейно-политический элемент, где герой не противопоставлялся обществу, а находился с ним в гармоничном созвучии. Однако акцент ставился не на человека, а на отказ героя от индивидуальной личности, его поступки «стерилизовались» до обобщенного рецепта, а монологи и диалоги напоминали лозунги.

После 1976 г. в кинематографе КНР стали появляться фильмы, которые можно уверенно назвать серьезным, глубоким искусством. Это путь не предписаний и рецептов, а размышлений. Из фильмов ушли шаблоны, персонажи совершают нестандартные поступки, они по-своему реагируют на действительность. Теперь реалии мира воспринимались героем с позиции характера и были окрашены его личным созерцанием.

Стоит отметить, что сложность характера не так уж привычна для китайских зрителей. В фильмах КНР герои обычно поглощены самореализацией в обществе, у них нет времени на личную жизнь, вне поля зрения остается внутренний мир героя, его чувства и переживания. Во многом это определилось установкой на «правильных» героев, свободных от эмоций, эмоционально-психологические качества были присущи «колеблющимся» героям, занимающим промежуточное положение между отрицательными и положительными героями. В результате само понятие личностного характера не закрепилось в китайском кинематографе.

Современное кино Китая стоит на пути постижения формы трагедии. Такие интонации кино, как внутренняя неустойчивость, нестабильность, психологическая незавершенность и тревожное восприятие мира встречались и ранее, но подвергались критическим нападкам. Трагедийность связана с неодолимыми препятствиями, встающими на пути героев и ведущими к гибели. В преж-160

Типы героев в киноискусстве Китая

них фильмах Китая, создававшихся по единому канону соединения реализма с романтизмом, героические личности сталкивались со слабыми врагами, с легко преодолимыми препятствиями, их путь всегда завершался «хеппи-эндом». Сейчас же наблюдается отход от этой шаблонной мифологемы. Теперь физическая смерть на экране рассматривается как трагедия, и это непременно связывается с индивидуальными особенностями героев.

В последние годы кинематографисты Китая ищут нового положительного героя, который бы воплотил идеал активного деятеля. Художественный герой такого типа пока еще не раскрылся в полной мере в фильмах Китая. Постепенное приближение к таким героям поможет китайскому киноискусству преодолеть характерную ранее для него поверхностность, шаблонность, нормативность в изображении жизни, раскрыть особенности и своеобразие истории и менталитета Китая.

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.