Научная статья на тему 'Киноискусство как средство смысловой перестройки личности'

Киноискусство как средство смысловой перестройки личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
645
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киноискусство / культурный диалог / реакция совместности / переживание / катарсис / духовное преображение / cinematography / cultural dialogue / compatibility reaction / experience / catharsis / inner transformation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скринник Анна Иосифовна

В статье рассматривается структура реакции и внутренней деятельности личности при восприятии образов киноискусства. Образ кинофильма трактуется как доминанта, которая в отношении зрителя переносится в область экзистенциальных структур его личности. Высшее проявление воздействия киноискусства связывается с феноменом катарсиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses a structure of reaction and internal action of a person on cinematic image perception. Movie cinematic image is treated as a dominant that is transferred by the audience to the area of existential structures of a personality. The highest demonstration of cinematography’s impact is connected to the phenomenon of catharsis.

Текст научной работы на тему «Киноискусство как средство смысловой перестройки личности»

КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЛИЧНОСТИ

А. И. Скринник

В статье рассматривается структура реакции и внутренней деятельности личности при восприятии образов киноискусства. Образ кинофильма трактуется как доминанта, которая в отношении зрителя переносится в область экзистенциальных структур его личности. Высшее проявление воздействия киноискусства связывается с феноменом катарсиса.

The article discusses a structure of reaction and internal action of a person on cinematic image perception. Movie cinematic image is treated as a dominant that is transferred by the audience to the area of existential structures of a personality. The highest demonstration of cinematography's impact is connected to the phenomenon of catharsis.

Ключевые слова: киноискусство, культурный диалог, реакция совместности, переживание, катарсис, духовное преображение.

Key words: cinematography, cultural dialogue, compatibility reaction, experience, catharsis, inner transformation.

Особенность восприятия зрителем кино в том, что для личности это процесс активный, творческий и совместный. Формируя суждения и становясь на путь интеллектуализации, зритель становится соучастником совместного с автором процесса рождения образа. Просмотр кинофильма осуществляется зрителем диалогично в позиции «вненаходимости» (понятие М.М. Бахтина), которая предполагает особую индивидуальную позицию, взгляд со стороны. Диалогичность образов киноискусства запускает процесс внутреннего поиска зрителем собственного смысла происходящих событий. Включенность в этот процесс происходит бессознательно, вне желания зрителя. Эту мысль мы находим у Л.С. Выготского: «то, чего мы не в состоянии понять прямо, мы можем понять окольным путем, путем иносказания, и все психологическое действие художественного произведения без остатка может быть сведено на эту окольность пути» [3]. Зритель начинает с автором внутренний диалог, который рождает переживание. Описывая процесс переживания, Ф.Е Василюк утверждает, что «во внутреннюю картину переживания человека вовлечено несколько персонажей, как реальных, так и воображаемых» [4]. Кинофильм задает для личности временной диапазон и возможность длительности процесса переживания. Образы кинофильма позволяют личности обнаружить собственную психическую идентичность, неизвестную рациональному сознанию.

Высшее проявление воздействия искусства на эмоциональную сферу человека связывают с феноменом катарсиса. Существует несколько интерпретаций понятия «катарсис». Древнегреческие философы - Аристотель, Платон - описывают катарсис как процесс, ведущий от тяжких, мрачных переживаний к состоянию облегчения, освобождения (слезы и смех), к положительным просветленным чувствам. Понимание катарсиса З. Фрейдом как «отреагирования» вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Посредством катарсиса, как полагает Л.С. Выготский, осуществляется переход непосредственной эмоции на уровень духовно-эмоционального отношения, на уровень «умных чувств». Катар-

425

сис как преобразование рассматривает Д.А. Леонтьев: «очищение» эмоций, в форме которого эффект катарсиса переживается субъектом, является отражением процесса глубинной смысловой перестройки, диалектического разрешения на новом уровне внутреннего противоречия в смысловой сфере личности [5]. Мысль о том, что катарсис сопровождается смысловой перестройкой личности, мы находим у Т.А. Флоренской, которая определяет катарсис как духовное преображение. Катарсис невозможен, утверждает Т.А. Флоренская, без осознания вызвавшей его ситуации в свете усвоенных человеком социальных ценностей. «Эмоциональная трансформация - превращение отрицательных эмоций в положительные - важна для нас не как область психологии чувств, а в связи с целостным изменением личности, преодолением страданий и претворением их в радость. ...Катарсис - не просто "трансформация чувств", это - духовное преображение личности» [6]. Катарсис отражает социальные установки и представления, и не сводится лишь к своей эмоциональной составляющей, а включает познавательные процедуры. Таким образом, мы можем рассматривать катарсис как процесс, выполняющий работу переживания и одновременно развивающий личность. Катарсис, вызванный произведением киноискусства, является реальным переживанием, порожденным восприятием виртуальной критической ситуации. Возможность ощутить эмоциональные состояния и услышать скрытые диалогические высказывания предоставляет зрителю шанс в новой продуктивной форме пережить старые проблемы, обрести новый смысл и выйти из кризиса.

Переживание киноискусства связано с интеллектуальной включенностью (возможность найти смысл) и творческой эмоционально-личностной от-кликаемостью, что характеризует «глубокое переживание» в понятиях Ф.Е. Василюка. «По тенденции к смысловой интеграции глубокое переживание стремится найти и определить себя в широком горизонте жизне- и мироустройства, и потому оно - философично. По тенденции к личностной включенности глубокое переживание поэтично (если поэзию мыслить как дар творческой личностной откликаемости на жизнь» [4]. Учитывая, что катарсис связан с духовным преображением личности, можно рассматривать киноискусство в качестве художественного средства личностного роста, важного канала социализации, направленного на утверждение определенных социальных и моральных ценностей личности. Поскольку в акте восприятия образа начинается управление действием, киноискусство может влиять на оценочный процесс, поведенческий аспект личности, изменение ценностной составляющей его мировоззрения. Образы киноискусства позволяют проявиться внутреннему миру личности, а наблюдение за ними дает возможность понять то, что они провоцируют, на что воздействуют. Внутреннее содержание зрителя провоцируется и поэтому проявляет себя, что и позволяет его «увидеть».

Не любое кино является произведением киноискусства и не всякое кино может вызывать катарсическое переживание. Если коммерческое кино, ориентировано на интересы и ценности потребителя и предлагает человеку идеалы, к которым можно было стремиться, то киноискусство безоценочно - это игра смыслами, многосмысленность, это отсутствие критического начала. Образ киноискусства формируется «здесь и сейчас» при взаимодействии

426

зрителя с кинотекстом автора, в отличие от однозначных и развлекательных образов коммерческого кино. Неоднозначность образов киноискусства содержит разные варианты того, каким должно быть человеческое «я», и катарсис дает импульс к поиску личности в себе своего «я». Киноискусство предполагает для человека возможность самому завершить катарсическое переживание уже за пределами художественной реальности. Сущность эстетического катарсиса Л.С. Выготский видит в «уничтожении содержания формой». «...Именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается» [3]. Киноискусство создается автором -личностью, имеющей опыт переживания, для которой кино есть послание, адресованное зрителю, для воссоздания собственных смыслов или их поиска посредством образов. Вся совокупность механизмов произведения киноискусства используется автором на создание собственной действительности: возникает эффект погружения, эффект влияния. С точки зрения Андре Базе-на «кинематограф как средство выражения создан интуицией, отсюда можно с уверенностью надеяться, что кинематограф станет выразителем той силы (или той способности), которая его создала» [7].

Киноискусство стимулирует проявление тех психических элементов, которые сокрыты внутри зрителя, и он получает возможность увидеть и понять собственные проблемы; зная их, обретает свободу действия и способность принятия решений в своей жизни. Данное положение разделяет Ю.С. Шевчук, подчеркивая, что «поскольку катарсис - феномен социально-психический, обязательным компонентом которого являются нравственные чувства, катарсическое переживание способно влиять на установки, позиции, отношения, что, в свою очередь, ведет к изменению в поведении субъекта данного переживания» [8].

Список литературы

1. Арнхейм Р. Кино как искусство. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. - 206 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит-ра, 1975. - 504 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд.- М.: Смысл, 2003.- 487 с.

6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. - М.: Владос, 2001. -208 с.

7. Базен Андре. Что такое кино? Сборник статей. - М.: Искусство, 1972. - 382 с.

8. Шевчук Ю.С. К вопросу о катарсисе художественного кино / Вестн. С-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - Вып. № 1 (18). - 2014.

427

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.