Научная статья на тему 'Кинезитерапия как форма физкультурно-оздоровительного сопровождения школьников и студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата'

Кинезитерапия как форма физкультурно-оздоровительного сопровождения школьников и студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕЗИТЕРАПИЯ / KINESITHERAPY / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / DISEASES OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SPORTS AND FITNESS SUPPORT / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев В.В., Яцковский А.В., Грошев В.А.

The modern system of physical education is facing an extremely important goal of scientific substantiation of the rehabilitation system for people with health disturbances. Kinesitherapy is among acute modern trends of prevention of the musculoskeletal system, promotion and correction of these diseases among schoolchildren and students. The purpose of the study was to design the software of kinesitherapy and organizational-educational conditions of its realization at school and in a university. Kinesitherapy as a correctional and educational direction of promotion and prevention of diseases of the musculoskeletal system has rich historical traditions among people. It has been recognized in the world since the times of Hippocrates and most precisely represents the specifics of work of the experts who administer therapy according to the study on motor modes and the role of movement predominating over other healthy factors. Nowadays the speciality «kinesitherapy» exists in many European countries. Practically all developed countries have associations of kinesitherapeutists. In our country remedial gymnastics is defined as kinesitherapy. The testing of the curricula on physical education based on kinesitherapy among schoolchildren with diseases of the musculoskeletal system revealed its high efficiency and the need to actively introduce it into school and university education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев В.В., Яцковский А.В., Грошев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинезитерапия как форма физкультурно-оздоровительного сопровождения школьников и студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата»

УДК: 796.01:615

КИНЕЗИТЕРАПИЯ

как форма физкультурно-оздоровительного сопровождения школьников и студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев Аспиранты А.В. Яцковский, В.А. Трошев

Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

KINESITHERAPY AS A FORM OF SPORT AND FITNESS SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS WITH DISEASES OF MUS-CULOSKELETAL SYSTEM V.V. Ponomarev, professor, Dr.Hab. A.V. Yatskovsky, V.A. Groshev Siberian state technological university, Krasnoyarsk

Key words: kinesitherapy, diseases of musculoskeletal system, sports and fitness support, students, schoolchildren, physical education. The modern system of physical education is facing an extremely important goal of scientific substantiation of the rehabilitation system for people with health disturbances. Kinesitherapy is among acute modern trends of prevention of the mus-culoskeletal system, promotion and correction of these diseases among schoolchildren and students.

The purpose of the study was to design the software of kinesitherapy and organizational-educational conditions of its realization at school and in a university. Kinesitherapy as a correctional and educational direction of promotion and prevention of diseases of the musculoskeletal system has rich historical traditions among people. It has been recognized in the world since the times of Hippocrates and most precisely represents the specifics of work of the experts who administer therapy according to the study on motor modes and the role of movement predominating over other healthy factors. Nowadays the speciality «<kinesitherapy» exists in many European countries. Practically all developed countries have associations of kinesitherapeutists. In our country remedial gymnastics is defined as kinesitherapy.

The testing of the curricula on physical education based on kinesitherapy among schoolchildren with diseases of the musculoskeletal system revealed its high efficiency and the need to actively introduce it into school and university education.

Ключевые слова: кинезите-рапия, заболевания опорно-двигательного аппарата, физкультурно-оздоровительное сопровождение, студенты, школьники, физическое воспитание.

Перед современной системой физического воспитания стоит чрезвычайно важная задача научного обоснования системы реабилитации людей имеющих отклонения в состояния здоровья.

Одним из важных современных направлений профилактики опорно-двигательного аппарата (ОДА), укрепления и коррекции заболеваний ОДА у школьников и студентов является кинезитерапия.

Цель исследования - разработать программно-методическое обеспечение кинезитерапии и организационно-педагогические условия ее реализации в школе и вузе.

Кинезитерапия как коррекционное и педагогическое направление укрепления и профилактики заболеваний ОДА у людей имеет богатые исторические традиции. Начиная со времен Гиппократа она признается в мире и наиболее точно отражает особенности работы специалистов, проводящих лечение с учетом учения о двигательных режимах и превалирующей над другими целебными факторами - роли движения.

Специальность «кинезитерапия» существует сейчас во многих европейских странах (Франция, Польша, Болгария и др.). Общества кинезитерапевтов созданы практически во всех развитых странах мира.

Термин «кинезитерапия» греческого происхождения («йпеээю» - движение, «терапия» - лечение).

В нашей стране под кинезитерапией понимается лечебная физическая культура. В институтах физической культуры готовили врачей по лечебной физической культуре. В настоящее время подготовке специалистов по данному направлению уделяется недостаточное внимание.

Классификация форм кинезитерапии (или ЛФК, которая была разработана еще в 1961 г. В. Н. Мошко-

вым с соавт.) в настоящее время представлена следующим образом:

Содержание форм кинезитерапии:

1. Лечение положением (лагетерапия) - придание телу и его отдельным сегментам максимально возможной неподвижности.

2. Традиционная терапия - проводится с помощью вытягивающей петли Глиссона.

3. Мануальная терапия - направлена на устранение локальных мышечных зажимов, вправление межпозвонковых суставов и дисковых грыж.

4. Лечебный массаж основан на выполнении 4 основных приемов: поглаживания, растирания, разминания и вибрации.

5. Пассивная гимнастика - это выполнение движений с помощью ассистента.

6. Механотерапия (или биомеханотерапия) - проводится на аппаратах с целью усиления местного лечебного эффекта.

7. Гидрокинезитерапия - лечебная гимнастика в воде.

8. Дозированная ходьба (120-140 шагов в минуту).

9. Терренкур (восхождение в гору по углом 10-30 о).

10. Бег (120-140 уд/мин).

11. Танцтерапия.

12. Подвижные игры (игротерапия).

13. Психофизиологический тренинг - представления о движении в пораженном органе.

14. Психомышечная тренировка (по А. В. Алексееву) - основана на чередовании напряжения и расслабления мышц.

15. Пантомима - одна из форм психофизиологического тренинга - базируется на периферической теории эмоций У. Джеймса, основана на активном включении мимических упражнений для изображения эмоциональных состояний радости, удовольствия, печали и т. д.

16. Восточные оздоровительные гимнастики - Тай-цзи-цюань, Хатха-йога, До-ин и др.

17. Спортивно-прикладные упражнения - ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде, гребля, атлетическая гимнастика и др.

18. Утренняя гигиеническая гимнастика и вечерняя гимнастика (снять напряжение).

19. Трудотерапия - направлена на улучшение функции рук и позвоночника и связана с переноской определенных предметов.

Содержание и методика кинезитерапии определены требованиями двигательных режимов (обоснованы 8 режимов, Б. П. Преварский, З. Д. Лещинер и соавт. 1981 г., Киев):

1. Строгих ограничений (строго «постельный»).

2. Статических ограничений («полупостельный»).

3. Избирательных ограничений («палатный»).

4. Свободный («общебольничный»).

5. Щадящий («санаторный»).

6. Щадяще-тренирующий («поликлинический»).

7. Тренирующий («нагрузочный»).

8. Интенсивно-тренирующий (предельно-нагрузочный).

Результаты исследования и их обсуждение.

В процессе физического воспитания в школе учащиеся должны овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими умениями кинезитерапии.

Нами разработано содержание учебной программы кинезитерапии школьников и студентов с заболеваниями (повреждениями) ОДА. Она включает четыре взаимосвязанных раздела: 1) знания, 2) умения, 3) требования к двигательному режиму, 4) виды испытаний и нормы.

Раздел знаний состоит из четырех тем:

• физическая культура - важнейший составной компонент жизнедеятельности человека;

• физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы заболевших;

• место физической культуры и спорта в решении проблемы социальной, бытовой и профессиональной реабилитации;

• сознательное активное отношение заболевших к физическому воспитанию - фактор, определяющий успех реабилитационных мероприятий. Раздел умений предусматривает:

• владение практическими навыками применения различных средств и форм физической культуры в режиме учебы, труда и отдыха;

• умение использовать физические упражнения для коррекции двигательной сферы с целью обеспечения возможности бытовой и учебной деятельности;

• особенность применения гигиенических и закаливающих процедур, средств самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Раздел требований к двигательному режиму

определяет минимальный недельный объем физических упражнений, который рекомендуется выполнять при подготовке к выполнению норм и который обеспечит достижение физического совершенства по уровням качественных групп.

Раздел видов испытаний и норм состоит из видов испытаний (тестов), позволяющих определить разностороннее развитие физических качеств заболевших и степень овладения ими прикладными бытовыми и трудовыми навыками, а также из нормативов, с помощью которых оценивается фонд жизненно важных двигательных навыков и умений, уровень развития физических качеств инвалида (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) в соответствии с его возрастом, полом, уровнем и степенью поражения ОДА.

В результате нарушений функций ОДА в различных отделах происходит ущемление двигательной сферы школьников и студентов, коррекция которой должна осуществляться педагогическим путем: обучение двигательным действиям, воспитание основных двигательных способностей. Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации больных к бытовой и учебной деятельности, следовательно, программа физического воспитания больных

Таблица 1. Вариативная часть программно-методического материала для проведения занятий по физическому воспитанию на основе кинезитерапии среди школьников с заболеваниями ОДА

№ Содержание материала Начальная школа Основная школа Средняя школа

1-4-е классы 5-9-е классы 10-11-е классы

Теоретические основы: 1.1. Опорно-двигательный аппарат человека (ОДА) 1 2 4

1 1.2. Заболевания человека 2 4 6

1.3. Кинезитерапия как форма профилактики и лечения ОДА 2 3 4

1.4. Виды контроля состояния ОДА 1 2 3

Практические основы: 2.1. Лечебная гимнастика 4 3 2

2.2. Терренкур 2 3 4

2 2.3. Спортивно-прикладная терапия 3 4 5

2.4. Игротерапия 3 2 1

2.5. Гимнастика йога 2 3 4

2.6. Гигиеническая гимнастика 2 4 5

Итого: 22 30 38

Таблица 2. Вариативная часть теоретического и практического материала для проведения учебно-практических занятий со студентами вуза с заболеваниями ОДА на основе кинезитерапии

№ Содержание материала Курсы

1-й 2-й 3-й

Теоретические основы: 8 8 12

1.1. Функции и строение позвоночного отдела человека 2 2 2

1 1.2. Биомеханические основы ОДА 2 2 2

1.3. Двигательная культура человека 1 1 2

1.4. Гигиена ОДА 2 2 4

1.5. Режим труда и отдыха студентов 1 1 2

Практические основы: 22 22 20

2.1. Биомеханотерапия 1 1 1

2 2.2. Массаж 2 2 2

2.3. Психофизиологический тренинг 1 1 1

2.4. Атлетическая гимнастика 3 3 3

2.5. Гидрокинезитерапия 1 1 1

2.6. Суставная гимнастика 3 3 3

2.7. Восточная гимнастика 4 4 4

2.8. Пантомима 1 1 1

2.9. Хореография 3 3 2

2.10. Снарядная гимнастика 3 3 2

Итого: 30 30 26

должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных умений и навыков, составляющих фонд жизненно важных двигательных действий, процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, реализация которой осуществляется поэтапно.

1. Этап начального изучения двигательного действия.

2. Этап углубленного изучения больными двигательных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия).

Система обучения больных новым двигательным действиям включает подсистему контроля за качественным уровнем техники изучаемых двигательных действий:

• Степень автоматизма двигательного действия.

• Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов.

• Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий.

• Устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата.

• Результат, достигнутый в условиях соревновательной деятельности больных.

В ходе исследования нами были разработаны вариативные части программно-методического материала проведения занятий по физическому воспитанию на основе кинезитерапии среди школьников и студентов с заболеваниями ОДА (табл. 1, 2).

Вывод. Апробация учебной программы проведения занятий по физическому воспитанию на основе кинезитерапии среди школьников с заболеваниями ОДА показало ее высокую эффективность и необходимость активного внедрения в школьное и вузовское образование.

Литература

1. Гоигоренко В.Г. Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга [Текст] / В.Г. Григоренко, А.П. Глоба // Метод. реком. - М.: Советский спорт, 1991. - 78 с.

2. Движение и здоровье: Программно-методический комплекс системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры [Текст] / Р.Р. Гатиатулин [и др.]. - Красноярск, 2004. -224 с.

3. Коротаева Н.А. Определение, формы и содержание кинези-терапии [Текст] / Н.А. Коротаева. - М., 2002. - 30 с.

4. Чижакова Г.И. Образование детей, больных сколиозом: теория и практика: [Текст] / Г.И. Чижакова / Сборник статей: Выпуск первый. - Красноярск: РИО СибГТУ, 2004. -236 с.

References

1. Grigorenko, V.G. Organization of mass sports activity with persons with spinal cord injuries / V.G. Grigorenko, A.P. Globa // Guidelines. - Moscow: Sovetsky sport, 1991. - 78 P. (In Russian)

2. Movement and health: The courseware of system correction of the consequences of scoliosis in children and teenagers via adaptive physical culture / R.R. Gatiatulin [et al.]. - Krasnoyarsk, 2004. -224 P. (In Russian)

3. Korotaeva, N.A. Determination, forms and content of kinesitherapy / N.A. Korotaeva. - Moscow, 2002. - 30 P. (In Russian)

4. Chizhakova, G.I. Education of children with scoliosis: theory and practice / G.I. Chizhakova / Collected papers: Issue 1. -Krasnoyarsk: RIE SibSTU, 2004. - 236 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

kf.val.i.fk@mail.ru

Поступила в редакцию 12.09.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.034.2

ПРОГРАММА «МАРШРУТ ЗДОРОВЬЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Аспирант А.Д. Богацкой

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: личностные смыслы, значимые и доступные ценности студентов, студенты специальной медицинской группы.

Введение. Актуальными задачами модернизации современного образования являются создание условий для обеспечения его качества и доступности, опережающего развития в соответствии с перспективными потребностями человека, общества, государства. Сегодня как никогда очевидным является факт, что ценностно-смысловая профессиональная направленность студента сформирована слабо. Это подтверждается исследованиями Д. А. Леонтьева, А. Ф. Закировой, Е. Г. Беляковой и др., а также публикациями Л. И. Лубышевой, А. В. Лотоненко, И. В. Манжелей, работающих в контексте формирования ценностных оснований физического воспитания.

Цель исследования - разработать компьютерную программу для обучения студентов специальной медицинской группы (СМГ) методам самодиагностики и коррекции состояния здоровья. Для её создания использовалась программа Delphi 2006. Авторы-разработчики - А. Д. Богацкой, А. В. Кугаевских.

Основные функции программы - мониторинг физического развития студентов на основе модифицированной И. В. Манжелей системы экспресс-оценки уровня соматического здоровья Г. Л. Апанасенко, а также создание индивидуальной траектории физического развития на основе результатов мониторинга и диагноза заболеваний через актуализацию личностных смыслов физкультурно-оздоровительной деятельности (посредством сопоставления реальных физкульутрно-оздоровительных возможностей и потребностей и включения в значимые виды физкультурно-оздоровительной деятельности).

"Я" реальное

Схема работы программы

Методика и организация исследования. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы в 2011-2012 гг. с привлечени-

ем 123 девушек СМГ: в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) - п=69, Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП) - п=25 и в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете (ТГА-СУ) - п=29 нами были изучены мотивационно-личностная сфера по методике Е. Б. Фанталовой; потребности и реальная активность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности по модифицированной методике И. В. Манжелей; физическое развитие - на основе системы экспресс-оценки уровня соматического здоровья Г. Л. Апанасенко.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов сформированности потребностей студентов в различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности показал, что девушки ТюмГУ предпочитают заниматься гимнастикой в течение дня (И=2,3); девушки ТГАМЭУП - утренней гимнастикой (И=3,4); девушки ТГАСУ - также утренней гимнастикой (И=3,14).

Анализируя результаты реальной активности студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности, мы определили, что девушки ТюмГУ чаще всего выбирают походы выходного дня (И=2); девушки академии - гимнастику в течение дня (И=1,36); девушки ТГАСУ - утреннюю гимнастику (И=2,1).

Изучение дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере показало, что большинство результатов соответствуют нейтральной зоне, наиболее близкие к внутреннему вакууму результаты выявлены по ценностям «активная, деятельная жизнь», «красота природы и искусство», «творчество».

Выводы. В результате внедрения в учебный процесс студентов СМГ авторской компьютерной программы «Маршрут здоровья» нами выявлена позитивная динамика показателей физического состояния у девушек ТюмГУ: уменьшение количества студенток с низким уровнем физического состояния на 2 %, уровня ниже среднего - на 3 °%, количество студенток со средним уровнем физического состояния не изменилось и соответствует 69 °%, количество студенток с уровнем выше среднего увеличилось на 5 °%, студенток с высоким уровнем физического состояния нами не выявлено. Информация для связи с автором: abogackoy@mail.ru

Поступила в редакцию 09.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.