УДК / ШС: 796.011.3
СИСТЕМА
педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
SYSTEM OF PEDAGOGICAL REGULATION OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
O.G. Rumba, professor, Dr.Hab. St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Keywords: students of special medical groups, cardiorespiratory impairment, motor activity, physical culture.
The purpose of the research was to provide a scientific substantiation of the pedagogical control of motor activity (MA) of students of special medical groups (SMG) with cardiorespiratory impairment. The findings resulted in the following conclusions:
- The matter of deficit of MA among students of SMG should be addressed by including in their learning
and routine activities of various forms of physical education classes of focused nosological orientation, providing opportunities foe daily pedagogical regulation of MA. In this case, the systemacy of physical effects on the body of the involved is provided by the interconnection, interdependence and collaboration of all forms of physical education classes and types of MA applied with their content and direction being continuously updated in view of the hierarchy of goals and successive solution of the objectives of restoring of students' health.
- MA of 13-15 thousand locomotions in the days of scheduled physical education classes and 10-11 thousand locomotions in the days when there are no classes, providing the total average weekly rate corresponding to 75-85 thousand locomotions, is enough for the occurrence of significant positive changes in the somatic condition, physical and mental performance of students of SMG.
- Many different forms of MA, containing exercises of nosological orientation, should be present in the university educational space. All of them should be system-ized to ensure their interaction and controlled collaboration. Ordered interaction of different forms of physical education classes, their interrelated content and continuity of levels help manage the process of MA of students with poor health in accordance with the standard age parameters and nosological characteristics. It is a system of pedagogical regulation of motor activity of students of SMG.
Ключевые слова: студенты специальных медицинских групп, нарушения кардиореспираторной системы, двигательная активность, физическая культура.
Введение. В настоящее время крайне острой остаётся проблема дефицита двигательной активности (ДА) студенческой молодёжи, в результате чего подавляющее большинство студентов не выполняют ежедневной биологически обусловленной нормы локомоций, составляющей 14-19 тыс. в сутки [3]. Именно дефицит ДА - одна из основных причин заметного увеличения количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья различной тяжести и по этой причине либо занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах (СМГ), либо полностью освобождённых от практических занятий по данной учебной дисциплине. В результате в настоящее время фиксируется практически равное соотношение студентов основного и специального учебных отделений на подавляющем большинстве кафедр физического воспитания вузов РФ. При этом для студентов СМГ характерны вдвое меньшие показатели ДА, чем у студентов основной медицинской группы, и это, в свою очередь, провоцирует неизбежное усугубление имеющихся отклонений в состоянии здоровья и возникновение новых. Тот факт, что ДА - непременная составляющая здорового образа жизни и основное средство укрепления здоровья, указывает на особую остроту проблемы гиподинамии студентов СМГ.
Наиболее перспективный путь решения проблемы мы видим в поиске эффективных средств повышения ДА студентов, обеспечивающих максимально выгодное использование учебного и свободного времени в целях оздоровления, а также способствующих привитию интереса к активной физкультурной деятельности. В связи с этим считаем целесообразным внедрение в образовательное пространство вуза научно обоснованных способов регулирования ДА студентов, в том числе с использованием современных средств оздоровительной физической культуры адресной нозологической направленности. При этом очевидно, что все внедряемые компоненты должны быть увязаны в некую систему, обеспечивающую их регулируемое взаимодействие и взаимодополняемость. Упорядо-
№ 2^ 2015 Февраль | February
http://www.teoriya.ru
11
ченное взаимодействие различных форм физкультурных занятий, взаимосвязь их содержания и преемственность уровней, обеспечивающие управляемость процесса ДА студентов СМГ в соответствии с возрастными параметрами нормы и нозологическими особенностями, по нашему мнению, представляет собой систему педагогического регулирования двигательной активности студентов СМГ [7].
Цель исследования - научное обоснование системы педагогического регулирования ДА студентов СМГ с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы (КРС).
Методы и организация исследования. Исследование проводили в 2007-201 1 гг. на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») с применением следующих методов: теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы; опроса в виде анкетирования и интервьюирования; зондажа и пилотирования; хронометрирования; пульсометрии; шагометрии; антропометрического и медико-биологического тестирования; тестирования физической подготовленности, умственной работоспособности, самочувствия, активности, настроения (САН); лабораторного и естественного педагогического экспериментов; методов математической статистики. В экспериментальных исследованиях в общей сложности приняли участие 1539 студентов.
Первый этап исследования (январь-сентябрь 2007 г.) включал: изучение проблемы по литературным источникам и на практике; исследование особенностей состояния здоровья и некоторых аспектов жизнедеятельности студентов различных медицинских групп с акцентом на студентах, имеющих ограниченные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем.
Второй этап исследования (сентябрь 2007 - июнь 2009 гг.) был посвящен выявлению эффективности применения различных форм физкультурных занятий и видов ДА в учебной и повседневной деятельности студентов СМГ с ограниченными возможностями КРС.
Третий этап исследования (июнь 2009 - июнь 2011 гг.) был посвящён разработке системы педагогического регулирования ДА студентов СМГ с ограниченными возможностями КРС и экспериментальной проверке её эффективности.
Четвёртый этап исследования (июнь-август 2011 гг.) включал: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, подготовку практических рекомендаций по внедрению разработанной системы педагогического регулирования ДА студентов СМГ в образовательное пространство вузов РФ.
Результаты исследования и их обсуждение. Теоретические исследования показали, что в вузах РФ начиная с 90-х гг. ХХ в., наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья студенческой молодёжи, в результате чего к настоящему времени около 30-50 % студентов занимаются физической культурой в составе СМГ, из них до 15 % освобождены от практических занятий по состоянию здоровья. К числу самых многочисленных нозологических групп относятся группы студентов с ограниченными возможностями КРС - до 40-60 0% от численного состава СМГ
В ходе поисковых исследований было установлено, что в студенческом возрасте нарушения КРС проявляются в снижении физической работоспособности, в уменьшении экономичности функционирования ССС, в ослаблении кислородтранспортных возможностей организма и его устойчивости к гипоксии, в возникновении гипотонических состояний и вегето-сосудистой неустойчивости, что влечёт за собой регулярное ухудшение самочувствия по ряду субъективных признаков. У девушек с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем выявлен общий более низкий уровень соматического здоровья по сравнению не только с девушками основной группы, не имеющими выраженных нарушений в состоянии здоровья, но и с девушками СМГ, имеющими нарушения, не связанные с КРС. В целом была констатирована схожесть характеристик соматического состояния студенток СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что указывает на допустимость их объединения в учебные группы для занятий физической культурой с целью осуществления адресной нозологической коррекции.
Исследование некоторых аспектов жизнедеятельности и величины ДА студенток показало, что девушки с ограниченными возможностями КРС чаще болеют простудными заболеваниями, отмечают у себя нарушения сна и аппетита, реже бывают на открытом воздухе, меньше двигаются. Так, при биологической норме 14-19 тыс./лок. в сутки они выполняют в среднем 5,5-6,5 тыс./лок., что практически в три раза меньше необходимого. Кроме того, наиболее типичной для них является физическая нагрузка, вызывающая увеличение ЧСС в среднем до 116 уд/мин, что составляет 58 % от ЧСС max вместо рекомендуемых специалистами 75 %. Представленные цифры выглядят особенно тревожно на фоне ключевой роли ДА в обеспечении эффективной работы КРС и однозначно свидетельствуют о необходимости принятия системных мер по повышению ДА студентов с ограниченными возможностями КРС.
Анализ специальной литературы и консультации со специалистами подтвердили, что главным средством коррекции состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями КРС считается именно ДА, а к числу наиболее эффективных её видов относятся циклические упражнения аэробной направленности (в том числе ходьба, бег, плавание), а также ациклические упражнения умеренной интенсивности (в том числе силовые и дыхательные упражнения). Также было установлено, что для студентов исследуемой нозологической группы наиболее привлекательными и при этом рекомендуемыми являются занятия оздоровительной аэробикой, подвижными играми, дыхательными упражнениями; подавляющему большинству лечащие врачи рекомендуют занятия дозированной оздоровительной ходьбой и бегом, оздоровительной аэробикой, оздоровительным плаванием.
Предлагаемые специалистами виды ДА были исследованы нами в условиях разных форм физкультурных занятий со студентами СМГ (см. таблицу).
Исследования проводились совместно с Н.В. Балы-шевой, М. Д. Богоевой, М. В. Ковалевой, Е. Н. Копейкиной, М. М. Пивневой, подготовившими под нашим руководством
Формы физкультурных занятий и виды двигательной активности, исследованные в педагогических экспериментах со студентами СМГ (второй этап исследования)
Формы физкультурных занятий Периодичность занятий Применяемые средства
Учебно-тренировочные занятия по дисциплине «Физическая культура» (УТЗ) 2 раза в неделю по 90 мин дозированная оздоровительная ходьба в чередовании с бегом, дыхательные упражнения, оздоровительная аэробика, подвижные игры и элементы спортивных игр
малые формы физкультурных занятий физкультурные паузы (ФП) ежедневно на каждой паре учебных занятий по 5-7 мин упражнения в растягивании мышечно-связочного аппарата, с чередованием напряжения и расслабления мышц, на тренировку сосудов головного мозга, на профилактику утомления зрительного анализатора, для коррекции нарушений КРС
двигательные трена-жи (ДТ) в дни отсутствия УТЗ 3-4 раза в неделю по 15 мин основные средства: оздоровительная аэробика и игры; дополнительные средства: оздоровительная ходьба в чередовании с бегом и дыхательные упражнения
самостоятельная физическая тренировка (СФТ) 3-4 раза в неделю по 15-30 мин дозированная оздоровительная ходьба в чередовании с бегом, дыхательные упражнения, оздоровительное плавание, силовые упражнения [3]
кандидатские диссертации [1, 2, 4-6]. В результате серии педагогических экспериментов были сделаны следующие заключения:
- соматическое состояние студентов СМГ с ограниченными возможностями КРС достоверно улучшается в результате систематического применения всех исследованных видов ДА и форм физкультурных занятий;
- все исследованные в рамках плановых УТЗ виды ДА положительно влияют на самочувствие и настроение занимающихся, а ходьба/бег, оздоровительная аэробика, игры - также на их активность;
- все исследованные формы дополнительных физкультурных занятий адресной нозологической направленности положительно влияют на умственную работоспособность студентов; при этом наиболее эффективно в рамках СФТ применение ходьбы в чередовании с бегом и дыхательных упражнений;
- на величину ДА студентов положительно влияют все исследованные в рамках плановых УТЗ ее виды, при этом в наибольшей степени это касается занятий ходьбой в чередовании с бегом, оздоровительной аэробикой, играми; вместе с тем на показатели средненедельной ДА в наибольшей степени влияют дополнительные физкультурные занятия адресной нозологической направленности - ФП, ДТ, СФТ;
- величина ДА испытуемых не достигла биологически обусловленных параметров нормы ни в одной из экспериментальных групп; при этом к суточной норме максимально приблизились показатели студентов, дважды в неделю занимавшихся ходьбой в чередовании с бегом и оздоровительной аэробикой в рамках плановых УТЗ.
Таким образом, разработка эффективных методик применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега, дыхательных упражнений, оздоровительной аэробики, подвижных игр и элементов спортивных игр в рамках плановых УТЗ по физической культуре, а также технологий применения малых форм физкультурных занятий в режиме учебного дня и СФТ не решила проблемы несоответствия величины ДА студентов биологически обусловленным параметрам нормы (см. выше). Для решения данной проблемы нами была разработана система педагогического регулирования ДА студентов СМГ.
Ориентируясь на теорию П. К. Анохина, в качестве компонентов системы рассматривались механизмы применения различных форм физкультурных занятий, каждая
Экспериментальный вариант регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы
из которых должна дополнять направленность и результативность других; в качестве уровней - учебные семестры, каждый из которых должен базироваться на достижениях предыдущего. При таком подходе в качестве системообразующего фактора выступала величина ДА студентов, поскольку работа всех компонентов системы была подчинена тому, чтобы обеспечить ежедневный биологически обусловленный минимум их ДА, составляющий 14-19 тыс./лок. в сутки.
При разработке системы педагогического регулирования ДА студентов СМГ с ограниченными возможностями КРС в основу была положена гипотеза о целесообразности включения в режим образовательной и повседневной деятельности студентов всех исследованных ранее форм физкультурных занятий и видов ДА. Наиболее разумным представлялось применение в дни плановых физкультурных занятий разработанных вариантов УТЗ и ФП (что в совокупности с фоновой ДА студентов должно было обеспечить »13-14 тыс./лок. в сутки); в дни отсутствия плановых физкультурных занятий - компенсация дефицита ДА путём применения ФП, ДТ, СФТ (что в совокупности с фоновой ДА должно было обеспечить »10-11 тыс./лок. в сутки). В этом случае при шестидневной учебной неделе показа-
№ 2^ 2015 Февраль | РеЬгиагу
http://www.teoriya.ru
13
тель средненедельной ДА должен был выйти на уровень »75-85 тыс./лок. в сутки (см. схему).
С целью полноценной реализации системного подхода были сформулированы следующие условия:
- ежедневное обеспечение оптимальной величины ДА студентов;
- единая нозологическая направленность всех компонентов системы;
- единые для всех компонентов системы базовые виды
ДА;
- взаимодополняемость ключевых для каждого из компонентов системы видов ДА на каждом уровне;
- преемственность ключевых видов ДА при переходе на новый уровень системы;
- учёт объёма локомоций в процессе образовательной и повседневной деятельности студентов;
- учёт физических нагрузок студентов в процессе физкультурных занятий.
Эффективность системы педагогического регулирования ДА студентов СМГ оценивалась с помощью сравнительного педагогического эксперимента, который проводился в течение двух лет в НИУ «БелГУ». В нём на добровольной основе приняли участие 216 студенток в возрасте 17-19 лет, отнесённых к СМГ по причине нарушений КРС. В ходе эксперимента собирались и анализировались данные о показателях величины ДА испытуемых, их функционального состояния, физического развития, физической подготовленности, соматического здоровья, умственной работоспособности, самочувствия, активности, настроения. Обобщение всех экспериментальных данных свидетельствует о том, что разработанная система педагогического регулирования ДА студентов СМГ способствует существенному увеличению объёма выполняемых локомоций, повышению умственной и физической работоспособности, улучшению самочувствия, активности, настроения, увеличению интереса к активной физкультурной деятельности, положительной коррекции функционального состояния КРС, обуславливающей повышение общего уровня соматического здоровья. В совокупности указанные тенденции говорят о целесообразности включения разработанной системы в образовательную и повседневную деятельность студентов СМГ
Выводы. Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующее заключение:
- Проблему дефицита ДА студентов СМГ целесообразно решать путём включения в их образовательную и повседневную деятельность различных форм физкультурных занятий адресной нозологической направленности, обеспечивающих возможность ежедневного педагогического регулирования ДА. При этом системность физического воздействия на организм занимающихся обеспечивается взаимосвязью, взаимозависимостью и взаимосодействием всех используемых форм физкультурных занятий и видов ДА, содержание и направленность которых постоянно обновляются с учётом иерархии целей и последовательного решения задач восстановления здоровья студентов.
- Для возникновения достоверных положительных изменений в соматическом состоянии, физической и умственной работоспособности студентов СМГ достаточной является ДА, составляющая 13-15 тыс./лок. в дни плановых физкультурных занятий и 10-11 тыс./лок. - в дни их от-
сутствия, что обеспечивает суммарный средненедельный показатель, соответствующий 75-85 тыс./лок.
- Образовательное пространство вуза должно быть насыщено различными формами ДА, содержащими но-зологически направленные физические упражнения. Все они должны быть увязаны в систему, обеспечивающую их регулируемое взаимодействие и взаимосодействие. Упорядоченное взаимодействие различных форм занятий физическими упражнениями, взаимосвязь их содержания и преемственность уровней, дают возможность управлять процессом ДА студентов с ослабленным здоровьем в соответствии с возрастными параметрами нормы и нозологическими особенностями. Это представляет собой систему педагогического регулирования двигательной активности студентов СМГ.
Литература
1. Балышева, Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Балышева. - Белгород, 2010. - 234 с.
2. Богоева, М.Д. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: дис. ... канд. пед. наук / М.Д. Богоева. - СПб., 2011. - 253 с.
3. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи: монография / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: «Политерра», 2011. - 101 с.
4. Ковалева, М.В. Методика применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами специальных медицинских групп с ограниченными возможностями сердечнососудистой системы: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Ковалева. -СПб., 2012. - 228 с.
5. Копейкина, Е.Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Копейкина. - Белгород, 2010. - 239 с.
6. Пивнева, М.М. Оздоровительная аэробика как средство повышения соматического здоровья студентов специальных медицинских групп: дис. ... канд. пед. наук / М.М. Пивнева. - Белгород, 2013. - 209 с.
7. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: дис. ... докт пед. наук / О.Г. Румба. - СПб., 2011. - 498 с.
References
1. Balysheva, N.V. Health promotion of female students with cardiovascular impairment using graduated healthy walking and running: Ph.D. thesis / N.V. Balysheva. - Belgorod, 2010. - 234 P. (In Russian)
2. Bogoeva, M.D. Organization of physical education process for students of special medical group with cardiovascular impairment: Ph.D. thesis / M.D. Bogoeva. - St. Petersburg, 2011. - 253 P. (In Russian)
3. Gorelov, A.A. Intellectual activity, physical working capacity, motor activity and health of students: monograph / A.A. Gorelov, V.L. Kondakov, A.N. Usatov. - Belgorod: Politerra, 2011. - 101 P. (In Russian)
4. Kovaleva, M.V. Method of mobile elements of sports games during classes with students of special medical groups with cardiovascular impairment: Ph.D. thesis / M.V. Kovaleva. - St. Petersburg, 2012. -228 P. (In Russian)
5. Kopeykina, E.N. Organization of physical education process for students with respiratory impairment: Ph.D. thesis / E.N. Kopeykina.
- Belgorod, 2010. - 239 P. (In Russian)
6. Pivneva, M.M. Fitness aerobics as a way to improve somatic health of students of special medical groups: Ph.D. thesis / M.M. Pivneva. Belgorod, 2013. - 209 P. (In Russian)
7. Rumba, O.G. The system of pedagogical control of motor activity of students of special medical groups: doctoral thesis (Hab.) / O.G. Rumba. - St. Petersburg, 2011. - 498 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 12.11.2014 г.