Научная статья на тему 'КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ'

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / EDUCATIONAL KINESIOLOGY / KINESIOLOGICAL EXERCISES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTEN / INDIVIDUAL APPROACH / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулименко Я.В.

В статье рассмотрены возможности интеграции кинезиологических технологий в процесс познавательного развития детей с ЗПР. Необходимость интеграции инновационных кинезиологических технологий в процесс развития и обучения детей с ЗПР и изменения методов управления кадровым ресурсом. Обновление методов управления персоналом ДОУ позволит сформировать у педагогов, родителей, имеющих детей с ЗПР, ответственность и компетенции в вопросах поддержки физического и познавательного развития детей кинезиологическими технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINESIOLOGICAL EXERCISES IN WORKING WITH CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTEN

The article considers the possibilities of integrating kinesiological technologies in the process of cognitive development of children with POI. The need to integrate innovative kinesiological technologies in the development and education of children with POA and change the methods of personnel resource management. Updating the methods of personnel management of the DOE will allow teachers and parents who have children with POA to form responsibility and competence in supporting the physical and cognitive development of children with kinesiological technologies

Текст научной работы на тему «КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ»

УДК 376.54

Сулименко Я.В. студент магистратуры 3 курса направление 44.04.04 - Специальное (дефектологическое)

образование

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ

Ключевые слова: задержка психического развития, образовательная кинезиология, кинезиологические упражнения, образовательная среда ДОУ, индивидуальный подход, педагогические условия.

Аннотация: В статье рассмотрены возможности интеграции кинезиологических технологий в процесс познавательного развития детей с ЗПР. Необходимость интеграции инновационных кинезиологических технологий в процесс развития и обучения детей с ЗПР и изменения методов управления кадровым ресурсом. Обновление методов управления персоналом ДОУ позволит сформировать у педагогов, родителей, имеющих детей с ЗПР, ответственность и компетенции в вопросах поддержки физического и познавательного развития детей кинезиологическими технологиями.

Sulimenko Ya.

3rd year master's student directions 44.04.04 - Special (defectological) education

Southern Federal University Russia, Rostov-on-don

KINESIOLOGICAL EXERCISES IN WORKING WITH CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTEN

Key words: children with mental retardation, educational kinesiology, kinesiological exercises, educational environment of kindergarten, individual approach, pedagogical conditions.

Abstract: the article considers the possibilities of integrating kinesiological technologies in the process of cognitive development of children with POI. The need to integrate innovative kinesiological technologies in the development and education of children with POA and change the methods of personnel resource management. Updating the methods of personnel management of the DOE will allow teachers and parents who have children with POA to form responsibility and competence in supporting the physical and cognitive development of children with kinesiological technologies

Кинезиологическая стратегия является эффективной и результативной, поскольку в ее основе лежит активное движение, изменяющее познавательные и психические процессы развития ребенка. Положения

образовательной кинезиологии раскрывают огромные возможности физических движений в успешном развитии и обучении ребенка.

Кинезиологические технологии помогают определить индивидуальный обучающий стиль ребенка, который зависит от особых способов нервных связей ребенка; стрессы и дисбалансы в деятельности полушарий мозг, проявляющихся в движениях и деятельности, которые влияют на координацию и достижения ребенка в деятельности; восстановить взаимодействия и координацию между правым и левым полушариями, а также между другими частями мозга; осознать причины дисбаланса и преодолеть негативные убеждения и шаблоны поведения, снять стресс и внешние проявления его в теле. Стрессы являются источником трудностей в обучении, сложностей в общении, неумения делать какой-либо выбор и достигать цели.

При интеграции кинезиологических технологий в процесс познавательного развития детей с ЗПР учитывались психологические стратегии, раскрывающие положения: Н.П. Щелованова о закономерностях развития мозга ребенка - общение, удовлетворение потребность в движениях и внешних впечатлениях; Л.С. Выготского о развитии психических процессов ребенка с дефектами психики по тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка, но с изменением способов его обучения и воспитания; А.Р.Лурия об особенностях развития психики, функций мозга, связь развития и распада психики с развитием мозга, обучения и развития мозга, поражения участков мозга и форм психической деятельности; П.Я. Гальперина о соотношении познавательной деятельности и действий; А.В. Запорожца об амплификации - расширение границ развития личности ребенка за счет оптимального использования специфически детских видов деятельности; Г.А. Волкова о различных формах и средствах движений, изменяющих общую реактивность организма, повышающих его неспецифическую устойчивость, разрушающих патологические динамические стереотипы, возникающие в результате нарушения и создающие новые, обеспечивающие необходимую адаптацию ребенка; Н.П.Бехтеревой о реализации деятельности мозга системным механизмом: импульсной активности нейронов, всплеском разрядов, запуском эмоций; о работе непроизвольного внимания как охранном механизме, о способах предотвращения устойчивого патологического состояния мозга: физическая активность и устная речь, которые приводят мозг в норму.

Все выше сказанное определило необходимость интеграции инновационных кинезиологических технологий в процесс развития и обучения детей с ЗПР и изменения методов управления кадровым ресурсом. Управленческая стратегия связана с модернизацией деятельности заведующего с кадровым ресурсом и родителями. Стратегия направлена на проектирование и внедрения образовательно-оздоровительной и просветительской системы, обеспечивающей качество деятельности педагогов, освоения ими компетенций, просвещения родителей в вопросах

развития детей с ЗПР, повышение эффективности, результативности развития и обучения детей с ЗПР. В системе основным ядром является содержательно -технологический компонент, определяющий условия реализации кинезиологических технологий, достижений детей с ЗПР (двигательная активность, познавательное развитие). Обновление методов управления персоналом направлено на сформирование у педагогов, родителей, имеющих детей с ЗПР, ответственность и компетенции в вопросах поддержки физического и познавательного развития детей кинезиологическими технологиями; эффективно реализовывать положения ФГОС ДО об активном вовлечении родителей как социальных партнеров в познавательном развитии ребенка с ЗПР.

Кинезиологические технологии («Три в одном», «Гимнастика для мозга», «Барометр поведения», методы мышечного тестирования, определения и отображения индивидуальных стилей обучения, доминирующего профиля (П. Деннисон, Г. Хардгров и др.) являются экологичными, разработаны на стыке традиционной медицины и психологии, психологии и педагогики, имеют преимущества - безопасность, мягкость, точность, своевременная профилактика нарушений и индивидуальный подход к ребенку. Кинезиологические технологии, основанные на двигательной активности, балансе полушарий, обеспечивают коррекцию, обучение, развитие, запускают защитные механизмы личности.

Сущность кинезиологических технологий заключена в понимании доминирующих профилей ребенка (всего 32 ДП): латеральное доминирование глаз, ушей и рук по отношению к ведущему полушарию мозга, влияющих на способность ребенка воспринимать и производить внутреннюю переработку информации, и обучающие стратегии. Интеграция двигательных упражнений в различные виды познавательной деятельности обеспечивает баланс левого и правого полушария, определяющих сбалансированное развитие двигательной и познавательной деятельности ребенка с ЗПР.

Развитие кинезиологического направления в деятельности ДОУ открывает новые возможности для эффективной реализации двух образовательных областей: «Физическое развитие» и «Познавательное развитие», обеспечивает предпосылки для изменения отношения субъектов к сохранению здоровья субъектов образовательного процесса - детей, педагогов, родителей на основе двигательной активности, для актуализации познавательной деятельности. По мнению Д.Д. Донского, физическое упражнение как двигательное действие является психическим актом с его моторной и духовной сторонами. Предполагается создание предпосылок к освоению базовых движений детьми 5 -7 года жизни для выполнения ими более сложных двигательных действий, которые является сенситивными для развития координации движений.

Реализация кинезиологических технологий в рамках дошкольного образовательного учреждения позволит принципиально изменить процесс обучения и развития детей с ЗПР, который базируется на основополагающих

принципах дидактики: систематичность обучения, сознательность, индивидуальность, активность, доступность и осознанность перехода от одного этапа обучения к другому этапу.

Инновации в обучении детей с ЗПР в связи с интеграцией кинезиологических технологий определяются следующими положениями, которые обеспечивают эффективность познавательного развития ребенка с ЗПР:

-единство смыслового, зрительного и кинестетического образов двигательного действия;

-контроль правильности выполнения двигательных действий и знание ребёнком техники выполнения;

-установление иерархии уровней развития ребёнка: «не знаю-не делаю», «знаю-не делаю», «не знаю-делаю», «знаю-делаю»;

-соблюдение принципов последовательности, постепенности, доступности обучения, используя техники двигательных действий постепенно, шаг за шагом, осмысливая свои действия, актуализация сознания показом движения, схемы, рисунка, предоставление порции информации на уровне уже достигнутых возможностей;

-создание системы ориентиров - зрительных и кинестетических (основанных на ощущениях обучаемого) для активности ребенка.

Современный арсенал кинезиологических технологий позволяет оптимизировать двигательную и познавательную деятельности детей с ЗПР, которые педагог должен освоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей с ЗПР и необходимость правильно организовывать двигательную активность в познавательной деятельности. Внедряя кинезиологические технологии в практику работы с дошкольниками, важно осознавать необходимость создания психолого -педагогических условий для их реализации (систематическое соблюдение двигательного режима; использование кинезиологических упражнений на занятиях в ДОУ и в семье и др.). Эффективность интеграции кинезиологических технологий определяется созданием следующих условий:

- насыщение и обогащение двигательной среды кинезиологическими упражнениями;

- диагностическое обеспечение процесса реализации кинезиологических упражнений, что позволяет контролировать и корректировать процесс достижения ребенком поставленной цели;

- поэтапное внедрение кинезиологических упражнений способствует повышению усвоения новых знаний, обеспечивает переход от простого к сложному;

- интеграция кинезиологических технологий, средств общения и взаимодействия педагогов и ребенка с ЗПР, на основе принципов сотрудничества, диалогичности.

Модернизация развивающей пространственно -предметной среды открывает новые возможности кинезиологических технологий как одного из условий активного освоения детьми двигательного, сенсорного, познавательного опыта, позволяющего сохранять здоровье детей с ЗПР, позитивное отношение к обучению, общению. Ценность развивающей среды ДОУ, по мнению Т.В.Волосовец, определяется ее значимостью для развития личности ребенка и сохранения его здоровья. Интеграция в развивающую среду кинезиологических технологий стимулируют ребенка найти свое место в среде, освоить ролевые действия (учебные, социальные, культурные и т.п.) по сохранению двигательной активности и поддержки познавательного интереса; осуществить выбор деятельности, средств диалога и отношений; проявить активность в реализации физических и интеллектуальных возможностей; побуждают педагога проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка, предупреждать стрессовые ситуации и обеспечить профилактику негативных явлений; создавать условия позитивной адаптации к окружающей среде.

Индивидуальный подход в познавательном и двигательном развитии ребенка с ЗПР обеспечит качественно новый тип дошкольного образования в решении задач: сохранение здоровья детей, педагогическую поддержку и содействие ребенку с ЗПР в проблемных ситуациях; квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей детей с ЗПР как основа психолого-педагогических условий сопровождения индивидуального образовательного маршрута познавательного развития ребенка с ЗПР.

Модернизация управления ДОУ позволит создать образовательно-оздоровительную и просветительскую систему ДОУ, изменяющую компетенции и отношения педагогов, родителей, имеющих детей с ЗПР, став активными субъектами проектирования технологий развития и обучения детей с ЗПР и самообразования, мониторинга эффективности и результативности кинезиологических технологий в работе с детьми с ЗПР, создания и поддержки индивидуальной развивающей траектории ребенка с ЗПР. Управление образовательно-оздоровительной и просветительской системой ДОУ предполагает создание психолого-педагогических условий (диагностических, развивающих, коррекционных, адаптивных, интегративных условия развития детей с ЗПР, кинезиологического сопровождения ребенка (двигательно-активная развивающая среда, индивидуальный образовательный маршрут, телесное тестирование -движения - развитие - здоровье - адаптивность и т.п.), актуализирующих кинезиологические технологии в познавательной и двигательной деятельности, общении, социальной ситуации развития ребенка с ЗПР.

Управление кадровым ресурсом направлено на модернизацию образовательного процесса ДОУ на основе интеграции кинезиологических процесс познавательного развития детей с ЗПР, на формирование специальных компетенций педагогов и просвещение родителей как социальных партнеров в вопросах создания психолого-педагогических

сопровождения индивидуальной образовательной траектории познавательного развития детей с ЗПР.

Использованные источники:

1. Dennison P.E., Dennison G.E. Edu-K for Kids. - Glendale, CA: Edu-Kinestetics Inc., 1986.

2. Ахундов Р.А. Исследование двигательной активности (основных локомоций) у учащихся начальных классов: Автореф, дис. канд. пед. наук. - М. , 1970.-33 с.

3. Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека: Сб. науч. трудов Казахского ИФК. - Алма-Ата.

4. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций / В. П. Глухов — «МПГУ», 2017

5. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А.. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.